УДК 332.14(470.621)
ББК 65.046(2Рос.Ады)
Т 17
Б. А. Тамова
Аспирант кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (928)449-25-50, e-mail: tamova_b@mail.ru.
МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
( Рецензирована )
Аннотация. В статье рассмотрен ряд малоисследованных аспектов экономического взаимодействия между регионами в современных условиях. Особое внимание уделено стратегическому управлению межрегиональным экономическим сотрудничеством, призванному в условиях роста неопределенности внешней среды функционирования региональных социально-хозяйственных систем не только способствовать социально-экономическому развитию каждого из взаимодействующих регионов, но и воспрепятствовать углублению межрегиональных различий.
Ключевые слова: Региональная экономика, межрегиональное взаимодействие, территориальная структура, региональная стратегия, региональная политика.
В.A. Tamova
Post-graduate student of Economics and Management Department, Adyghe State University, Maikop, Ph.: (928) 449-25-50, e-mail: tamova_b@mail.ru.
INTER-REGIONAL ECONOMIC COOPERATION AS A FACTOR OF REGIONAL STRATEGIC DEVELOPMENT
Abstract. The paper discloses a number of unexplored aspects of economical interaction between regions in modern conditions. The author pays her particular attention to the strategic management of inter-regional economic cooperation. It promotes not only social and economic development of each of the interacting regions, but also prevents from the deepening of regional differences in the conditions of uncertainty of an environment of growth-functioning development of regional social and economic systems.
Keywords: regional economy, inter-regional cooperation, territorial structure, regional strategy, regional policy.
Для обеспечения воспроизводственного процесса на мезоуровне региональный социально-хозяйственный комплекс нуждается не только в собственных экономических ресурсах, но и в ресурсах, завезенных из других регионов, а также в наличии спроса на выпускаемую им продукцию за пределами региона. Этим во многом обусловлена особая важность межрегионального экономического взаимодействия для развития каждого региона.
Основы межрегионального взаимодействия были заложены еще в XVIII в. в теориях абсолютных и относительных преимуществ А. Смитом и Д. Рикардо.
Значительный вклад в формирование теории межрегионального взаимодействия внесли классические теории размещения: теория локализации (И. Тюнен), теория центральных мест (В. Кристаллер), теория промышленного штандорта (А. Вебер и В. Лаунхардт), теория пространственного экономического равновесия (А. Леш) и др. С середины прошлого века на фоне резкого роста мировой торговли, увеличения конкуренции между странами и регионами получили развитие теории, раскрывающие природу межрегиональной торговли и роль в ней конкурентных преимуществ отдельных территорий (М. Портер, П.
Таблица 1
Стратегические и тактические приоритеты межрегионального сотрудничества Краснодарского края и Республики Адыгеи
Приоритеты Направления развития межрегионального взаимодействия
характерные и для других регионов ЮФО специфические для Краснодарского края и Республики Адыгея
Стратегические Развитие сферы взаимодополняемых туристско-ре-креационных услуг; развитие новой транс-портной инфраструктуры; развитие сотрудничества в сфере образования и науки. Развитие территорий Адыгеи, близлежащих к г. Краснодару вдоль федеральной трассы «Дон-4»; развитие производства строительных материалов для приоритетного обеспечения потребностей обоих регионов; повышение инвестиционной привлекательности регионов как единого целого с экономико-географической точки зрения.
Тактические Миграция трудоспособного населения; комплексное использование сырьевых ресурсов. Развитие сотрудничества между сырьевыми и перерабатывающими предприятиями региональных АПК; развитие сотрудничества в рамках социально-экономических районов и муниципальных образований.
Кругман). Из российских экономистов, получивших наиболее существенные результаты по проблематике межрегионального экономического взаимодействия, следует отметить А. Гранберга, П. Минакира, Н. Колосовского, А. Татаркина и др. [1].
Тем не менее, в экономической литературе до сих пор нет единого понимания относительно понятия «межрегиональной взаимодействие» как неотъемлемой составляющей объекта регионального управления. Нет также его законодательной трактовки.
Под межрегиональным экономическим взаимодействием нами понимается совокупность экономических отношений между двумя или несколькими регионами, реализуемых ими в рамках установленных государством правовых и социально-экономических отношений, исходя из интересов каждого из взаимодействующих регионов на условиях баланса интересов всех участников этого процесса.
Межрегиональные связи могут проявляться на народнохозяйственном, региональном, муниципальном уровнях, а также на уровне хозяйствующих субъектов. Они реализуются в формах взаимного товарообмена, производственных связей и кооперации, научно-технического сотрудничества, инвестиционной и инновационной деятельности, взаимодействия в сфере
финансов и кредита, перераспределения трудовых ресурсов, совместного использования и освоения природных ресурсов, транспортного сотрудничества, сотрудничества в сфере энергетики и т.д.
Если вклад межрегионального сотрудничества в конечное потребление на уровне макрорегионов страны оценивается в среднем в 50%, то на уровне проблемных регионов порядка 2/3 рынка товаров формируется за счет ввоза из других регионов [2].
Межрегиональное взаимодействие может иметь как стратегический, так и тактический характер. Как показывает анализ сотрудничества регионов Юга России, оно может развиваться как в русле общих тенденций формирования макроэкономического пространства, так и нести на себе «печать» специфических особенностей взаимодействующих регионов, что представляется особенно важным при определении приоритетных направлений межрегионального сотрудничества (таблица 1).
В условиях роста неопределенности внешних условий функционирования социально-хозяйственных систем субъектов федерации неуклонно возрастает роль стратегического управления межрегиональным взаимодействием, которое должно опираться на систему взаимоувязанных принципов, доминирующими из которых являются, на наш взгляд, принципы целе-
направленности, системности, стратегического соответствия, баланса интересов, инновационности и эффективности.
Главная стратегическая цель межрегионального экономического взаимодействия состоит, по нашему мнению, в преобразовании экономик взаимодействующих регионов в более конкурентоспособные системы, реализующие эффективно свои функциональные задачи в условиях растущей изменчивости внешней среды и усиления межрегиональной конкуренции.
Как объект стратегического управления межрегиональное экономическое взаимодействие следует рассматривать в качестве средства, призванного не только способствовать социально-экономическому развитию каждого из взаимодействующих регионов, но и воспрепятствовать углублению межрегиональных различий. Указанный аспект крайне важен для социально-экономической стабильности Юга России, в котором характерна значительная поляризация краев и областей, занимающих в макрорегионе ведущие позиции, с одной стороны, и остальных национально-территориальных автономий, с другой стороны, причем указанный процесс имеет тенденцию к усилению [3].
Несмотря на то, что экономическое сотрудничество между более крупными бюд-жетно-обеспеченными регионами и относительно небольшими бюджетно-дефицитными регионами Юга России носит равноправный и взаимовыгодный характер, охватывая самые разнообразные сферы, масштабы этих регионов все же накладывают определенный отпечаток на степень их заинтересованности в межрегиональном сотрудничестве. Представляется, что геоэкономическое положение и производственно-экономический потенциал более крупных регионов позволяют им активно развивать хозяйственные взаимосвязи практически с любым регионом страны, концентрируя значительные ресурсы на приоритетных направлениях, тогда как сравнительно небольшие регионы таких возможностей не имеют. Поэтому хозяйствующие субъекты последних тяготеют к более крупным соседним регионам. Таким образом, для сравнительно небольших регионов Юга России экономическое взаимодействие со своими более мощными и более конкурентоспособными соседями представляется
значительно более важным ресурсом развития, чем такое взаимодействие — для более крупных регионов.
Неотъемлемым условием развития межрегионального стратегического сотрудничества является наличие соответствующей правовой базы и стратегических документов, в каждом из которых должен быть заложен определенный потенциал, расширяющий рамки межрегионального взаимодействия на различных уровнях.
Так, в Концепции Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. в число приоритетов федеральной региональной политики включено развитие межрегиональных связей, что позволяет регионам, активно участвующим в этом процессе, рассчитывать на дополнительную федеральную поддержку. Аналогичные позиции закреплены в принятых в последние годы Программах антикризисных мер Правительства РФ. На уровне федеральных округов большая часть инвестиционных проектов, реализуемых в последние годы, нацелена на формирование и развитие инфраструктуры макрорегиона как единого целого, что само по себе служит важным фактором развития межрегиональных экономических связей. Что касается стратегий социально-экономического развития, принятых, в частности, в регионах Юга России, в них сделан акцент на реализацию миссий, придающих этим регионам как бы исключительный характер. Эти миссии крайне слабо учитывают экономические интересы соседних регионов, о необходимости взаимодействия с которыми в указанных стратегиях либо упоминается в самых общих чертах, либо вообще не упоминается.
Сложившиеся подходы и механизмы управления межрегиональным взаимодействием не имеют под собой достаточной системной и долговременной основы, что не способствует росту эффективности такого взаимодействия. Для последовательного осуществления политики межрегионального экономического взаимодействия требуется разработка соответствующей стратегии управления этим процессом, причем в русле стратегий социально-экономического развития взаимодействующих регионов. Дополнительную актуальность стратегии управления межрегио-
нальным взаимодеиствием придает то, что «целенаправленного исследования межрегиональных социально-экономических проблем до сих пор еще нет» [4].
Стратегия межрегионального экономического взаимодействия призвана определять ключевые приоритеты развития региона на обозримую перспективу в сфере межрегионального сотрудничества и основные задачи, направленные на реализацию указанных приоритетов.
Потребность в разработке стратегии межрегионального экономического взаимодействия в современных условиях обусловлена рядом обстоятельств:
во-первых, такая стратегия облегчает реализацию долговременных целей развития каждого из взаимодействующих регионов;
во-вторых, наличие указанной стратегии, задающей некий общий вектор, является исходным условием целенаправленного долговременного развития межрегиональных связей, привлечения в регионы крупных сторонних инвесторов;
в-третьих, стратегия позволяет сконцентрировать часть ресурсов взаимодействующих регионов на приоритетных, инновационных направлениях.
Жизнеспособность и результативность стратегии межрегионального экономического взаимодействия во многом зависит от того, насколько органам власти взаимодействующих регионов удается выстроить соответствующие экономические структуры, институты, формы и методы взаимодействия, представляющие собой целостный механизм сотрудничества.
Примечания:
1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2006. 495 с.
2. Минакир П.А. Экономическая интеграция: региональный аспект // Регион: экономика и социология. 2004. № 1. С. 118-135.
3. Тамов А.А., Добровольский А.Г. Теоретико-методологические аспекты исследования межрегиональной социально-экономической дифференциации в пространстве макрорегиона // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2013. Вып. 2(115). С. 71-76.
4. Гапоненко A.JI. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город: учеб. пособие. М.: Изд-во РАГС, 2001. 224 с.
References:
1. Granberg A.G. Bases of regional economy. M.: SU-HSE, 2006. 495 pp.
2. Minakir P.A. Economic integration: regional aspect // Region: economy and sociology. 2004. № l.Pp. 118-135.
3. Tamov A.A., Dobrovolsky A.G. Theoretical and methodological aspects of the study of interregional socio-economic differentiation in macroregion space // Bulletin of the Adyghe state University. Ser. Economy. 2013. Issue 2(115). Pp. 71-76.
4. Gaponenko A. L. Strategy of social and economic development: country, region, city: a tutorial. M.: Publishing house of RAGS, 2001. 224 pp.