ЭКОНОМИКА
Ю. В. Абдразаков
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ПРИЧИНЫ, ПРОЯВЛЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ
В данной статье рассматривается межрегиональная дифференциация социальноэкономического развития регионов Российской Федерации как неотъемлемое явление в процессе глобализации и интеграции в мировую экономику, а также основные причины, влияющие на ее формирование, и способы ее регулирования.
Ключевые слова: дифференциация социально-экономического развития, территориальное общественное разделение труда, региональная экономическая наука, дифференциация российских регионов.
Одной из ключевых общемировых проблем социально-экономического развития в период глобализации становятся все более возрастающие масштабы межрегиональной экономической дифференциации, проявляющиеся в увеличении разрыва в уровне благосостояния наиболее богатых слоев населения и беднейшей группы населения. При этом указанные процессы наблюдаются как в беднейших странах, так и в развитых странах мира.
Аналогичные, достаточно интенсивные процессы развиваются и в России. Кроме того, углубление территориальной дифференциации здесь усиливается процессами системной трансформации отечественной экономики, происходящими под воздействием реализации рыночных реформ. Исключительно высокая степень сложившейся дифференциации и продолжающийся в настоящий период рост межрегиональных различий в экономике и социальной сфере Российской Федерации обусловливают актуальность государственной политики, направленной на преодоление данных негативных тенденций и последовательное снижение в стране уровня территориальной асимметрии.
Учитывая характер и остроту данной проблемы в нашей стране, ее взаимосвязь с другими проблемами системного характера, относящихся к сфере макроэкономической или структурной политики, а также растущее влияние на нее процессов глобализации, формирование эффективно действующего механизма государственного регулирования межрегиональной экономической дифференциации выступает одним из важнейших условий обеспечения достойных конкурентных позиций России в глобальной системе мировой экономики.
Под социально-экономическим развитием субъекта экономических отношений следует понимать совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов с целью трансформации природных ресурсов в пригодные для потребления материальные блага, с последующим распределением и потреблением материальных и нематериальных ресурсов для обеспечения жизнедеятельности и развития данного субъекта экономики.
В основе дифференциации социально-экономического развития регионов России, как и многих других стран, исторически лежали объективные различия в исходных предпосылках хозяйственной деятельности. К первичным причинам дифференциации социально-экономического развития регионов России можно отнести: географическое положение регионов и их природно-климатические условия, обеспеченность важнейшими видами природных ресурсов (включая сырьевые, топливно-энергетические, земель-
ные, водные, лесные) [2 С. 24]. К вторичным причинам относится плотность, а так же характер локализации населения и трудовых ресурсов.
Одни различия, в частности, природно-ресурсные особенности и географическое положение носят естественный характер и во временном аспекте первичны по отношению к процессам территориального экономического развития. Другие различия, прежде всего, в характере расселения, с самого начала развития общества были связаны с особенностями пространственной локализации первоначально естественных, а затем экономических условий жизнедеятельности людей.
В последние годы в литературе отмечаются новые факторы, оказывающие влияние на усиление дифференциации социально-экономического развития регионов России: ослабление централизации управления (регионы получили большую самостоятельность в проведении хозяйственной политики), усиление процессов международной кооперации регионов и выход их на мировой рынок [4]. Вместе с тем наблюдается и определенная разбалансированность интересов отдельных регионов.
Вместе с тем, по мере развития общественного производства и торгово-экономических связей, роста числа и населенности городов все большее влияние на масштабы и динамику территориальной экономической дифференциации стали оказывать агломерационные факторы:
- эффект концентрации производства и хозяйственной деятельности;
- различия в транспортно-географических условиях.
Развитие общественного производства исторически происходило в двух основных формах - отраслевого и территориального разделения труда. Современная экономическая наука признает их прогрессивную роль в развитии производительных сил и удовлетворении разнообразных материальных потребностей общества на основе роста производительности общественного труда.
В свою очередь, территориальное общественное разделение труда, обусловленное природно-экономическими особенностями регионов, рассматривается экономической наукой в органичном единстве двух сторон - производительных сил и экономических (производственных) отношений. При этом оно проявляется не только в пространственном размещении конкретных отраслей общественного производства и хозяйственной специализации отдельных стран и регионов, но и в специфическом характере сочетания различных отраслей и производств на определенной территории, формировании под воздействием интеграционных процессов регионально-отраслевых структур, всей системы территориальных пропорций и хозяйственных связей.
Проблемы совершенствования территориальной организации народного хозяйства, углубления территориального разделения труда на основе наиболее рационального и эффективного использования благоприятных условий и предпосылок регионального развития находились в центре внимания отечественных ученых еще в советский период развития региональной экономической науки. Исследованию этих проблем были посвящены, в частности, работы Э. Б. Алаева, П. М. Алампиева, М. К. Бандмана, А. Г. Гранберга, В. В. Кистанова, Н. Н. Колосовского, И. М. Маергойза, Н. Н. Некрасова, А. Е. Пробста, В. К. Савельева, Р. И. Шнипера, Б. М. Штульберга и др. Проведенные в тот период изыскания, главным образом, были нацелены на обоснование необходимости комплексного развития хозяйства экономических районов страны на базе пропорционального и сбалансированного развития высокоэффективных отраслей народнохозяйственной специализации, а также вспомогательных и обслуживающих отраслей, региональной производственной и социальной инфраструктуры.
В то же время эти исследования позволили разработать необходимый методический инструментарий анализа регионального развития, широко применявшийся при обосновании территориальных схем развития и размещения производительных сил, а также комплексных планов социально-экономического развития регионов. Указанные терри-
ториальные схемы и планы в целом предусматривали постепенное сближение уровня развития регионов страны и, прежде всего, союзных республик.
С начала 1990-х годов, в условиях реализации в России рыночных реформ и отказа от директивных методов управления, процессы территориального разделения труда сопровождались общей системной трансформацией экономики регионов, что привело к изменению всей системы межрегиональных экономических связей и отношений. При этом значительная либерализация отечественной экономики и формирующийся внутренний рынок предопределили резкое возрастание роли рыночных стимулов в системе импульсов территориального развития.
В сложившихся в тот период новых условиях, по мере нарастания кризисных тенденций и явлений, стали развиваться процессы усиления неоднородности экономического пространства страны, углубления дифференциации российских регионов по уровню экономического развития.
Академик РАН А. Г. Гранберг выделяет три комплекса причин развития этих процессов. Во-первых, появился механизм рыночной конкуренции, разделяющий регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам, высветивший различную адаптируемость к рынку регионов с разной экономической структурой и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В-третьих, возникло фактическое неравенство различных субъектов Федерации в экономических отношениях с центром, часто не мотивированное объективной экономической обстановкой [3].
В связи с этим глубокие природные и экономические различия российских регионов обусловливают необходимость уточнения общеметодологических подходов к исследованию территориальной дифференциации и разработке методов ее эффективного регулирования.
В соответствии с основными положениями региональной экономической науки, воздействие процессов территориального разделения труда на развитие экономики регионов и страны в целом носит двоякий характер.
С одной стороны, благодаря ярко выраженной региональной специфике природноэкономических условий и предпосылок развития появляются возможности для эффективной хозяйственной специализации соответствующих регионов. Причем чем более значительны региональные различия, тем, при прочих равных условиях, больше вариантов эффективного использования имеющегося в стране экономического потенциала, а, следовательно, шире возможности реализации ее конкурентных преимуществ в системе мирового хозяйства. Таким образом, это является позитивной составляющей воздействия процессов территориального разделения труда на общероссийскую и региональную экономику.
Однако, с другой стороны, существует и отрицательная составляющая развития исследуемых процессов, а именно: формирование условий для усиления дифференциации в уровне развития и текущем социально-экономическом положении различных регионов, что объективно вынуждает государство перераспределять имеющиеся ограниченные финансовые ресурсы с целью дополнительной поддержки отстающих территорий. В данном случае глубина территориальных природно-экономических различий непосредственно определяет масштабы потенциальной социально-экономической дифференциации между отдельными регионами страны.
Таким образом, влияние межрегиональной экономической дифференциации социально-экономического развития носит двоякий характер. В одном случае, межрегиональная экономическая дифференциация способствует значительному раскрытию потенциала отдельно взятого региона и, как следствие, возможность конкурировать в системе мирового хозяйства, что является несомненным плюсом межрегиональной экономиче-
ской дифференциации. В другом случае, увеличение разрыва социально-экономического развития регионов ведет к вынужденной политике государства стимулирования отстающих регионов в условиях строгой лимитированности бюджетных средств. Последнее, очевидно, является недостатком межрегиональной экономической дифференциации социально-экономического развития регионов.
Регион как открытая система не может строить свою политику вне учета внешних факторов, в частности, экономической политики государства. Лишь исходя из общей направленности экономических реформ, в стране можно формировать собственную стратегию региона, учитывающую его специфику.
Как свидетельствует зарубежный опыт и, прежде всего, стран Западной Европы, добиться устойчивого экономического развития страны и обеспечения в полном объеме общегосударственных социальных гарантий всему населению невозможно без эффективно функционирующей системы государственной поддержки регионов, отстающих в экономическом развитии [1. С. 107]. Такая поддержка должна не только обеспечивать, в определенной степени, необходимое выравнивание бюджетных расходов территорий на решение текущих задач их социально-экономического развития, но и создавать соответствующие предпосылки, активизировать внутренние резервы и стимулы устойчивого экономического роста.
России крайне необходима своя целостная, адекватная специфике исторических условий и особенностям федеративного устройства государства, законодательно-оформленная система регулирования межрегиональной экономической дифференциации, предусматривающая действенные механизмы федеральной поддержки проблемных (прежде всего, экономически слаборазвитых и депрессивных) территорий.
В этой связи, на наш взгляд, основным является разработка путей преодоления негативных последствий процессов территориального общественного разделения труда, чрезмерной межрегиональной экономической дифференциации.
Список литературы
1. Артоболевский, С. С. Пространство и развитие России : полимасштабный анализ // Вестник Российской Академии наук. 2009. Т. 79. № 2, Февраль. С. 101-112.
2. Береснев, В. Л. Модели индикативного планирования развития ресурсных регионов // Регион : экономика и социология. 2008. № 4. С. 15-32.
3. Региональное развитие : опыт России и Европейского Союза / рук. авт. колл. и отв. ред. Л. Г. Гранберг. М. : ЗАО «Изд-во «Экономика», 2000. С. 42.
4. Суспицын, С. А. Оценки динамики межрегиональных различий и экономического роста в 2000-2006 гг. // Регион : экономика и социология. 2008. № 1. С. 241-243.
Ю. В. Безобразова СУЩНОСТЬ ОППОРТУНИЗМА РАБОТНИКОВ И ЕГО ПРИЧИНЫ
В статье раскрывается сущность понятия «оппортунизм», которое появилось в экономике в рамках теории трансакционных издержек. Основной причиной оппортунистического поведения работников называется отчуждение труда - категория марксисткой политэкономии, что особенно важно для дальнейшей разработки методов преодоления оппортунизма работников.