30 ••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 2. 2020
••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 2. 2020
ситет (ЮФУ), Ростов-на-Дону, Россия; email: [email protected]
Гамисония Саида Сосоевна, аспирант, кафедра образования и педагогических наук, АПП, ЮФУ, Ростов-на-Дону, Россия; e-mail: [email protected]
Галустян София Дмитриевна, студент, кафедра коррекционной педагогики, АПП, ЮФУ, Ростов-на-Дону, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 07.04.2020 г.
(SFU), Rostov-on-Don, Russia; e-mail: [email protected]
Saida S. Gamisoniya, postgraduate, the chair of Education and Pedagogical Sciences, AP&P, SFU, Rostov-on-Don, Russia; e-mail: [email protected]
Sofiya D. Galustyan, student, the chair of Correctional Pedagogy, AP&P, SFU, Rostov-on-Don, Russia; e-mail: so-
Received 07.04.2020 г.
Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 378.14
DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-30-36
Межпредметные связи законов химии с историей и географией
Гусейнов Р. М. Ч Азизова Л. Р. 2, Гусейнова Т. Р. 3, Иманмирзаев И. Х. 1
1 Дагестанский государственный педагогический университет, 2 Юридический колледж, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected], [email protected]
3 Школа № 417, Москва, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Целью настоящего исследования является анализ явления интеграции законов химии с географией и историей на основе их тесной связи на междисциплинарном и научном уровнях. Метод. Анализ, сравнение и изучение учебных и научных данных, изложенных в учебной, научной и методической литературе по химии, географии и истории. Результат. Путем сопоставительного сравнения, анализа и изучения многочисленных литературных данных показано, что между химией, историей и географией существует тесные генетические связи, раскрытие и установление которых приводит к взаимному обогащению и развитию и лучшему усвоению всех трех учебных и научных дисциплин одновременно. Вывод. Изучение межпредметных связей химии, истории и географии приводит к активизации познавательной деятельности как учащихся, так и студентов высших учебных заведений, так как при этом в учебный процесс вносятся элементы игры и повышается степень усвоения этих дисциплин.
Ключевые слова: межпредметные связи, интеграция, химия, история, география, активизация, познавательная деятельность, генетическая связь.
Формат цитирования: Гусейнов Р. М., Азизова Л. Р., Гусейнова Т. Р., Иманмирзаев И. Х. Межпредметные связи законов химии с историей и географией // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 2. С. 30-36. [Ю!: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-30-36
The Intersubject Connections of Chemical Lows
with History and Geography
Rizvan M. Guseynov 1, Luiza R. Azizova 2, Tamila R. Guseynova 3,
Imanmirza Kh. Imanmirzaev 1
1 Dagestan State Pedagogical University,
2 Low College, Dagestan State University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected], [email protected]
3 School No. 417, Moscow, Russia; e-mail: sunO301 @y andex.ru
ABSTACT. The aim of this research is the analysis of the integration phenomenon of the chemistry lows with geography and history on the base of their close connection on the interdisciplinary and scientific levels. Method. Analysis, comparison and study of the educational and scientific data which are description in the educational and methodical literature on the chemistry, geography and history. Result. By the comparison method, analysis and study of the numerous literature data it is shown that there is the close genetic connection between the chemistry, history and geography. The opening of this connections brings to mutual enrichment, development and better learning completely three disciplines simultaneously. Conclusion. The study of the intersubject connections of the chemistry, history and geography brings to activization of cognitive activity both schoolchildren and the students of higher educational institution, because the play elements are introduced in the educational process and the degree of assimilation of these disciplines increases.
Keywords: intersubject connections, integration, chemistry, history, geography, activization, cognitive activity, genetic connection.
For citation: Guseynov R. M., Azizova L. R., Guseynova T. R., Imanmirzaev I. Kh. The Intersubject Connections of Chemical Lows with History and Geography. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 14. № 2. Pp. 30-36. (In Russian) DOI: 10.31161/19950659-2020-14-2-30-36
Введение
Открытие любого химического элемента, химического соединения, а также химических закономерностей имеет свою историю, своего автора, который является представителем той или иной страны, того или иного континента, имеющего свою географию. С другой стороны, каждый химический закон имеет свои последствия, свое применение и свое философское значение. Из сказанного следует, что между этими дисциплинами существуют неминуемые генетические связи. Изучение этих связей, естественно, расширяет значимость каждого химического соединения, каждого химического элемента, каждого химического закона, в результате повышается интерес к изучению данного соединения, повышается интерес к той стране, к тому автору, который является непосредственным создателем данного открытия. С другой стороны, раскрытие указанных выше межпредметных связей приводит к повышению интереса к учебному процессу, к познавательной деятельности учащегося.
Межпредметные связи химии с географией, согласно И. А. Демещенко [1], от-
носятся к внутрицикловым связам, а межпредметные связи химии с историей относятся к межцикловым связам, хотя между географией и историей также существует неминуемая связь.
Рассмотрение межпредметных связей химии с географией и историей мы хотим начать с главного структурного элемента химической науки, а именно с основных и наиболее значимых законов химии, которые внесли значительный научный вклад как в химическую, так и в физическую науку.
Как мы убедимся при дальнейшем рассмотрении и анализе отмечаемой здесь проблемы, почти все известные ученые мира являются одновременно как химиками, так и физиками, а иногда даже математиками. Этот момент, в свою очередь, свидетельствует о наличии глубокой генетической связи между химией и физикой, а ученые-химики и физики являются естествоиспытателями, т. е. физико-химиками.
Целью настоящего исследования является анализ явления интеграции законов химии с географией и историей на основе
их тесной связи на междисциплинарном и научном уровнях.
Метод -анализ, сравнение и изучение учебных и научных данных, изложенных в учебной, научной и методической литературе по химии, географии и истории.
Материалы и их обсуждение
Межпредметные связи основных законов химии с географией и историей
Изложение анализируемой здесь проблемы мы рассмотрим в алфавитном порядке с фамилий ученых, являющихся авторами основных и главных законов химии, признанных во всем мире наиболее авторитетным научным сообществом.
1. Авогадро Амедео
Итальянский физик и химик. Закон Авогадро гласит: в одинаковых объемах газов при одинаковых температурах и давлениях содержится одинаковое количество молекул. Именем Авогадро названо (в честь ученого с учетом его научных заслуг) число N (А) = 6,02.10 23 структурных единиц (т. е. атомов, молекул, ионов, радикалов, электронов), содержащихся в 1 моле вещества, независимо от его агрегатного состояния (твердого, жидкого или газообразного или парообразного). Закон Авогадро имеет еще одну сторону, а именно: 1 моль любого газообразного или парообразного вещества при нормальных условиях имеет объем, равный 22,4 л. Вторая сторона закона Авогадро касается только лишь газообразного или парообразного состояния вещества. Открытие закона итальянского ученого Авогадро Амедо датируется 1811 годом [2].
2. Аррениус Сванте Август
Шведский физикохимик. Закон именуется как теория электролитической диссоциации. Этот закон был открыт автором в 1884 году. Аррениус вывел еще одну закономерность, касающуюся кинетики химических реакций. Уравнение Аррениуса связывает между собой константу скорости химической реакции К с энергией активации Е и с фактором частоты столкновений молекул А. Уравнение Аррениуса является основным уравнением химической кинетики [2] и выглядит следующим образом [3]:
К = А. ехр (- Е / ОТ)
3. Баландин Алексей Александрович
Советский академик-химик. Закон
именуется как мультиплетная теория катализа и был открыт автором в 1929 году.
Закон устанавливает структурное соответствие между индексной группой реагирующих молекул и параметрами кристаллической решетки.
4. Барабошкин Алексей Николаевич
Советский академик-электрохимик. Закон именуется как теория электрокристаллизации металлов, сплавов и оксидных соединений, получаемых из расплавленных солей. Автор в 1964 году установил (доказал) существование фазового напряжения при зарождении кристаллов на катоде в расплавленных солевых средах [2].
5. Бекетов Николай Николаевич
Русский физикохимик академик Петербургской АН. Закон именуется как закон или теория алюминотермии (1865 г.) и позволяет использовать способность алюминия восстанавливать металлы из их оксидов [2]. Бекетов считается одним из основателей физической химии: автор прочитал первый курс лекций по физической химии и организовал практикум по этому курсу (в 1865 году) в Харьковском университете.
6. Бертолле Клод Луи
Французский химик, доказал наличие
соединений переменного состава (получивших в его честь название бертоллидов) в отличие от соединений постоянного состава (получивших название в честь другого французского химика Дальтона -дальтонидами). Соединения переменного состава впоследствии (в 20 веке) открыл и доказал их существование русский ученый Н. С. Курнаков [2].
7. Бойль Роберт
Английский физик и химик показал, что с изменением давления происходят изменения объема воздуха, что также доказал и французский физик Э. Мариотта. Поэтому закон этот называют законом Бойля - Мариотта (1660 г.). Исследования Роберта Бойля способствовали становлению химии как науки [2].
8. Бор Нильс Хендрик Давид
Датский физик заложил основы новых
направлений в развитии химии. Автор создал квантовую теорию атома водорода и рассчитал спектр атома водорода (1913 г.) [2].
9. Бутлеров Александр Михайлович
Русский химик, академик Петербургской АН, создатель теории химического строения органических веществ (1858 г).
Автор создал школу русских химиков во главе с В. В. Марковниковым [2].
10. Вант-Гофф Якоб Хендрик
Голландский химик исследовал кинетику химических реакций; установил, что при повышении температуры на каждые 10 С скорость реакции возрастает в 2-4 раза (правило Вант-Гоффа) (1880 г); автор вывел также закон осмотического давления, исходя из аналогии между разбавленными растворами и веществами в газообразном состоянии [2].
11. Вольта Алессандро
Итальянский физик, создатель первого
в мире химического источника электрического тока (ХИТ), так называемого «вольтового столба», с помощью которого Майкл Фарадей установил три закона электролиза солей, оснований и кислот (1799 г.) [2].
12. Гайтлер Вальтер Генрих
Немецкий физик и химик-теоретик, создатель вместе с Ф. Лондоном квантовой химии путем квантово-механического расчета молекулы водорода (метод Гайтлера - Лондона) [2].
13. Гей-Люссак Жозеф Луи
Французский химик и физик, создал
закон объемных отношений, согласно которому объемы газов, вступающих в реакцию, относятся друг к другу и к объемам газообразных продуктов реакции как небольшие целые числа (законы Гей-Люссака (1808 г)) [2].
14. Гейровский Ярослав
Чешский химик, создатель полярографического метода исследования состава и концентрации растворов электролитов (1922 г.) [2].
15. Гесс Герман Иванович
Русский химик, академик Петербургской АН, основоположник термохимии, создатель основного закона термохимии, называемого законом постоянства сумм теплот, согласно которому тепловой эффект реакции зависит только от начального и конечного состояний реагирующих веществ, и не зависит от пути процесса, т. е. от числа стадий процесса (1840 г.). В этом заключается сущность закона Гесса [2].
16. Гиббс Джозфайя Уиллард
Американский физик и физикохимик, один из основоположников химической термодинамики и разработчик теории термодинамических потенциалов
(1875 г.). Автор правила фаз Гиббса, согласно которому в равновесной гетерогенной системе число фаз не может превышать числа компонентов системы, увеличенного на два (1876 г.) [2].
17. Гульдберг Като Максимилиан Норвежский физикохимик и математик,
автор закона действующих масс, который он открыл вместе с П. Вааге (1864 г.) [2].
18. Дальтон Джон
Английский химик и физик, автор закона парциальных давлений газов (1802 г.); открыл закон кратных отношений (1804 г.) [2].
19. Дебай Петер Йозеф Вильгельм Голландский физик и физикохимик,
исследовал дипольные моменты молекул (1912 г.); совместно с Э. А. Хюккелем разработал (1923 г.) теорию сильных электролитов (теория Дебая-Хюккеля) [2].
20. Дюлонг Пьер Луи Французский химик и физик; в 1819 году установил закон теплоемкости твердых тел, согласно которому произведение удельных теплоемкостей простых твердых тел на атомные массы образующих элементов - величина постоянная (приблизительно) (Закон Дюлонга - Пти) [2].
21. Кольрауш Фридрих Вильгельм Георг
Немецкий физик и физикохимик, открыл закон Кольрауша об аддитивности электропроводности при бесконечном разведении растворов электролитов (1879 г.) [2].
22. Коновалов Дмитрий Петрович Советский химик, академик АН СССР,
разработал законы Коновалова (1881 г.), создал основы теории перегонки жидких смесей [2].
23. Курнаков Николай Семенович Советский химик, академик доказал
существование соединений переменного состава, создатель физико-химического анализа (1893 г.) [2].
24. Лавуазье Антуан Лоран Французский химик доказал сложный
состав атмосферного воздуха, содержащего кислород и азот (1775 г.), а также сложный состав воды, состоящей из кислорода и водорода [2].
25. Ленгмюр Ирвинг Американский физик и физикохимик
исследовал адсорбцию газов на твердых поверхностях (1909 г.) и установил существование предела адсорбции. Предложил
уравнение изотермы адсорбции (1916 г.) (изотерма Ленгмюра) [2].
26. Ле Шателье
Французский физикохимик, автор так называемого принципа Ле Шателье, согласно которому при воздействии на систему, находящуюся в равновесии, химическое равновесие смещается в сторону, противоположную этому воздействию (1884 г.) [2].
27. Либих Юстус
Немецкий химик, один из основателей агрохимии, разработал теорию минерального питания растений (1840 г.). Принцип Либиха применяется очень широко и в экологии [2].
28. Ломоносов Михаил Васильевич
Русский ученый, академик Петербургской АН. Исследования Ломоносова относятся к математике, физике, химии, наукам о Земле, астрономии. Автор закона о сохранении массы вещества в химических реакциях, сформулировал основы атомно-корпускулярного учения (1744 г.), кинетической теории теплоты. Автор учебника по физической химии.
29. Лондон Фриц
Физик-теоретик, немецкий ученый-интернационального характера; работы автора посвящены квантовой механике. Совместно с В. Г. Гайтлером разработал (1927 г.) квантово-механический метод приближенного расчета длины и энергии связи в молекуле водорода: заложил основы квантовой химии [2].
30. Малликен Роберт Сандерсон
Американский физикохимик, работы
которого посвящены преимущественно квантовой химии (1928 г.); один из создателей метода молекулярных орбиталей [2].
31. Менделеев Дмитрий Иванович
Русский ученый-энциклопедист; автор
уравнения Клапейрона-Менделеева; открыл периодический закон и составил периодическую систему элементов Менделеева (1871 г.); автор идеи подземной газификации углей [2].
32. Онсагер Ларс
Американский физик-теоретик и фи-зикохимик; работы автора посвящены теории растворов электролитов; автор установил, что предложенная в 1923 году Дебаем и Хюккелем теория сильных электролитов применима лишь к разбавленным растворам (1926 г.) [2].
33. Оствальд Вильгельм Фридрих
Немецкий физикохимик; работы посвящены теории электролитической диссоциации; автор закона разбавления Оствальда (1888 г.), согласно которому устанавливается математическая зависимость электрической проводимости разбавленных растворов бинарных электролитов от концентрации [2].
34. Семенов Николай Николаевич
Советский физик и физикохимик, академик АН СССР. Автор теории разветвленных цепных реакций (1927 г.); обосновал теоретически все наиболее важные представления теории цепных реакций [2].
35. Фарадей Майкл
Английский физик и химик, установил все три закона электролиза солей, кислот и оснований, один из основателей количественной электрохимии (1833 г.) [2].
36. Фрейндлих Герберт Макс
Немецкий физикохимик; работы относятся к области коллоидной химии; установил уравнение адсорбции газов на поверхности твердых тел (автор уравнения изотермы адсорбции Фрейндлиха (1888 г.) [2].
37. Фрумкин Александр Наумович
Советский электрохимик, академик АН
СССР; автор исследования двойного электрического слоя и точки нулевого заряда в растворах электролитов (1927 г.) [2].
38. Хюккель Эрих Арманд Артур Йо-зеф
Немецкий физик и химик-теоретик; основное направление исследований в области химии - это разработка квантово-химических методов изучения строения молекул. Совместно с Дебаем разработал теорию (1923-1925 гг.) строения сильных электролитов (Теория Дебая - Хюккеля) [2].
39. Шредингер Эрвин
Австрийский физик-теоретик, один из создателей квантовой механики, создатель квантовой механики; уравнение Шредин-гера является фундаментальным уравнением квантовой механики (1926 г.) [2].
40. Эммет Поль Хью
Американский физикохимик; совместно с Э. Телллером и С. Браунауэром разработал теорию полимолекулярной физической адсорбции (1938 г.), получившей название метод БЭТ [2].
41. Эрдей-Груз Тибор
Венгерский физикохимик; основные работы автора относятся к области электрохимии, исследовал влияние переменного тока на электродные процессы; разработал вместе с М. Фольмером теорию замедленного разряда (1930 г.) [2].
Результаты и выводы
Проведем географический анализ рассмотренных нами в настоящей работе законов и теорий физико-химической направленности, прежде всего с точки зрения количественной и качественной принадлежности их авторов к той или иной стране нашей планеты.
1. Советский Союз и Россия 11 ученых-академиков; 26.8 %
2. США 5 ученых 12,20 %
3. Англия 3 ученых 7,32 %
4. Франция 5 ученых 12,195 %
5. Италия 2 ученых 5,18 %
6. Германия 6 ученых 14,64 %
7. Венгрия 1 ученый 2,44 %
8.Голландия 3 ученых 7,32 %
9. Швеция 1 ученый 2,44%
10. Дания 1 ученый 2,44 %
11. Чехия 1 ученый 2,44 %
12. Норвегия 1 ученый 2,44 %
13. Австрия 1 ученый 2,44 %
Из проведенного географического анализа следует, что в основном все значимые химические открытия и законы были открыты, главным образом, представителями европейской части научной элиты нашей планеты и, главным образом, в 18-19-20 веках. Поскольку наукой занимались люди, которые не сильно были заняты на трудовом фронте и в целом материально обеспе-
ченные, то можно сделать вывод о том, что Европейская часть нашей планеты находилась в целом в благополучном материальном состоянии.
Что касается России или Советского Союза, то науке и научным изысканиям в нашей стране в тот, можно сказать, золотой период уделялось особенно серьезное внимание. Это определяется именно тем, что в нашей стране - России действовала самая передовая во всем мире система образования и просвещения. Руководство Советского Союза отдавало предпочтение научным кадрам и просвещенцам, представители которых были в нашей стране самыми высокооплачиваемыми людьми. Потому что тогдашние руководители партии и страны знали и понимали, что наука представляет собой самую большую производительную силу любой страны. Об этом никогда не следует забывать и нынешним руководителям нашей страны.
Еще одно обстоятельство, на которое следует обратить внимание читателей настоящей работы, это то, что самые свои значительные научные открытия ученые-химики (да ученые и других специальностей) совершали в самом расцвете своей научной деятельности, в самый пиковый момент (что подтверждается также и ак-меологической наукой). Более того, настоящие ученые люди живут долго и созидают до глубокой старости, потому что настоящая и интересная научная работа придает ученым людям вдохновение и продлевает их жизнь. Следует привести в пример таких академиков, как А. Н. Бара-бошкин, А. Н. Фрумкин и Н. Н. Семенов, которые жили и творили до самых последних лет своей жизни, до примерно 8285 лет.
Литература
1. Балезин С. А., Ерофеев Б. В., Подобаев Н. И. Основы физической и коллоидной химии. М. : Просвещение, 1975. 398 с.
2. Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира. М. : Высшая школа, 1991. 656 с.
3. Демещенко И. А. Использование межпредметных связей в обучении химии как ак-
тивизация познавательной деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aneks.spb.ru/metodicheskie-razrabotki-i-posobiia-po-khimii/ispolzovanie-mezhpredmetnykh-sviazei-v-obuchenii-khimii-kak-aktivizatciia-poznavalBlnoi-deiatelnosti.html (дата обращения: 02.01.2020 г.)
References
1. Balezin S. A., Erofeev B. V., Podobaev N. I. physical and colloidal chemistry]. Moscow, Pros-
Osnovy fizicheskoj i kolloidnoj himii [The bases of veshenie Publ., 1975. 398 p. (In Russian)
2. Volkov V. A., Vonskiy E. V., Kuznetsova G. I. Vydayushchiesya himiki mira [The Prominent Chemists of World]. Moscow, 1991. 656 p. (In Russian)
3. Demeshenko I. A. The use of the intersub-ject connections in the Study of Chemistry as the activation of the cognitive activity. [Electronic
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Гусейнов Ризван Меджидович, доктор химических наук, профессор, кафедра химии, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; email: [email protected]
Азизова Луиза Ризвановна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Юридический колледж, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; е-mail: [email protected]
Гусейнова Тамила Ризвановна, воспитатель высшей категории, Школа № 417, Москва, Россия; e-mail: [email protected]
Иманмирзаев Иманмирза Хайбулае-вич, старший преподаватель, кафедра географии и методики преподавания, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail:
resource]. Mode of access:
http://aneks.spb.ru/metodicheskie-razrabotki-i-posobiia-po-khimii/ispolzovanie-mezhpredmet nykh-sviazei-v-obuchenii-khimii-kak-aktivizatciia-poznavatel noi-deiatelnosti.htm l (accessed:
02.01.2020)
INFORMATION ABOUT THE AUTHO RS Affiliations
Rizvan M. Guseynov, Doctor of Chemistry, professor, the chair of Chemistry, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Luiza R. Azizova, Ph. D. (Pedagogy), senior lecturer, Low College, Dagestan State University, Makhachkala, Russia; e-mail: LuizaAz-izova1981 @gmail.com
Tamila R. Guseynova, schoolmaster of highest quality, School No. 417, Moscow, Russia; email: [email protected]
Imanmirza Kh. Imanmirzaev, senior lecturer, the chair of Geography and Teaching Methods, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Принята в печать 24.03.2020 г.
Received 24.03.2020 г.