Педагогические науки/ Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 378.14
DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-67-72
Межпредметные связи законов химии c законами философии и экономики
Гусейнов P. M. Ч Азизова Л. Р. 2, Гусейнова Т. Р. 3
1 Дагестанский государственный педагогический университет 2 Юридический колледж, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: rizvanguseynov@mail.ru, LuizaAzizoval981@gmail.com 3 Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 417»,
Москва, Россия; e-mail: sunO301 @y andex.ru
РЕЗЮМЕ. Целью настоящего исследования является анализ межпредметных связей законов химии с законами философии и экономики на основе их тесной связи на междисциплинарном и научном уровнях. Метод. Изучение, анализ и сравнение учебных и научных данных, изложенных в учебной, научной и методической литературе по химии, философии и экономике. Результаты. Показана связь законов химии с основными законами диалектики (т. е. философии) на примере универсального закона природы - периодического закона Д. И. Менделеева и периодической системы элементов, построенной на основе периодического закона. Продемонстрирована также тесная связь химии с законами экономики на примерах повышения производительности труда, прежде всего, химического производства. Вывод. На конкретных примерах повышения производительности труда химического производства путем влияния на нее различных факторов (температуры, повышения концентрации, снижения энергии, активации химической реакции путем применения катализаторов и т. д.) показана связь химии с экономикой. А связь химии с философией установлена и продемонстрирована на примере периодического закона Д. И. Менделеева.
Ключевые слова: основные законы, философия, диалектика, межпредметные связи, химия, экономика, производительность труда, химическое производство.
Формат цитирования: Гусейнов Р. М., Азизова Л. Р., Гусейнова Т. Р. Межпредметные связи законов химии с законами философии и экономики // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 1. С. 67-72. DOI: 10.31161/19950659-2020-14-1-67-72_
The Intersubject Communications of Chemistry Lows with the Philosophy and Economy Lows
Rizvan M. Guseynov 1, Luiza R. Azizova 2, Tamila R. Guseynova 3
1 Dagestan State Pedagogical University 2 Low College, Dagestan State University, Makhachkala, Russia; e-mail: rizvanguseynov@mail.ru; LuizaAzizoval981@gmail.com 3 State Educational Government-Financed Institution "School No. 417",
Moscow, Russia; e-mail: sunO301 @y andex.ru
ABSTRACT. The aim of this article is the analysis of the intersubject communications of the chemistry lows with the philosophy and economy lows basing on their closely connection on interdisciplinary and scientific levels. Method. The study, analysis and comparison of the educational and scientific data, which are set in the education, scientific and methodical literature on the chemistry, philosophy and economy. Results. It is shown the bond of chemical lows with the fundamental lows of dialectics (philosophy) basing on the universal low of the nature - periodical low of D. I. Mendeleev and periodical system of elements. It is
demonstrated also the closely bond of chemistry with the economy lows basing on the increase of the efficiency of labour, first of all of the chemical production. Conclusion. It is shown the bond of chemistry with economy on the concrete examples of increase the efficiency of labour of the chemical production by influence on them of different factors (temperature, increase of concentration, lowering of energy, activation of the chemical reaction by using of catalysis). The bond of chemistry with the philosophy is placed by way of the example of the D. I. Mendeleev periodical low.
Keywords: basic lows, philosophy, dialectics, Intersubject communications, chemistry, economy, efficiency of labour, chemical production.
For citation: Guseynov R. M., Azizova L. R., Guseynova T. R. The Intersubject Communications of Chemistry Lows with the Philosophy and Economy Lows. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 14. No. 1. Pp. 67-72. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-67-72(In Russian)
Введение
Наибольшее количество межпредметных связей законов химии, философии и экономики, на наш взгляд, можно наблюдать на примере важнейшего и основного закона химической науки - периодического закона Д. И. Менделеева и составленной на основе этого закона периодической таблицы химических элементов, также предложенной гениальным русским ученым Д. И. Менделеевым.
Для последовательного изложения сути обсуждаемой в данной статье проблемы, мы считаем разумным и правомерным начать наше изложение именно с периодического закона Д. И. Менделеева.
Закон этот был открыт Д. И. Менделеевым в 1869 году. Современная формулировка периодического закона гласит [1]: строение и свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от заряда ядра атомов и определяются периодически повторяющимися однотипными электронными конфигурациями их атомов.
Любой закон или закономерность может быть изображена тремя различными способами: 1) в виде математической зависимости одних величин от других; 2) в виде графика зависимости функции от некоторых аргументов и 3) в виде таблицы. Д. И. Менделеев счел наиболее удобной формой изображения открытого им периодического закона в виде таблицы и не ошибся в своих расчетах. Наоборот, расчет Д. И. Менделеева оказался гениальным, поскольку таблица, т. е. периодическая система полностью отражает все необходимые тонкости его закона.
Значение всякой научной теории заключается не только в том, что она объясняет уже известные факты и явления, но и в том, что она открывает возможность
предсказывать новые факты, свойства и явления. Так, например, ко времени открытия Д. И. Менделеевым периодического закона были открыты всего лишь 63 химических элемента. Более того, атомные массы многих химических элементов были определены не совсем точно.
Гениальность открытого Д. И. Менделеевым периодического закона и составленной на его основе периодической системы в том и заключается, что Д. И. Менделеев предсказал свойства еще не открытых химических элементов: их атомные массы, их плотности и другие свойства. А впоследствии предсказанные Д. И. Менделеевым их свойства удивительным образом совпали с теми цифрами, что предсказаны гениальным русским ученым с большой точностью.
Более того, при построении периодической таблицы элементов Д. И. Менделеев оставил незаполненными значительное число клеток, потому что эти элементы, которые должны были занимать эти клетки, еще не были открыты. Д. И. Менделеев был убежден в том, что эти элементы в природе существуют и со временем будут открыты учеными.
Материалы и их обсуждение. Связь законов химии с законами философии
Кроме того, Д. И. Менделеев изменил также валентности некоторых элементов. Например, Д. И. Менделеев перевел бериллий из третьей группы периодической системы во вторую, изменив его атомную массу с 13 на 9.
Открытию периодического закона Д. И. Менделеева философы и выдающиеся ученые дали большую оценку. Так, например, великий ученый-экономист Фридрих Энгельс назвал открытие Д. И. Менделеевым периодического закона «научным подвигом». Дело в том, что после открытия периодического закона другие явления в об-
ласти химии получили диалектическую и научно-обоснованную направленность и обоснованность, так сказать, определенный тренд. Все попытки, которые ученые предпринимали до Д. И. Менделеева, оказались простыми примерами отображения отдельных свойств материального мира. Открытие же Д. И. Менделеева охватило глубинную связь всех химических элементов, так как периодический закон в формулировке Д. И. Менделеева отражал всеобщую связь явлений в природе. Этот закон свел весь накопленный химиками материал в единую и стройную систему.
Гениальность открытого Менделеевым периодического закона заключалась не только в способности этого закона объяснить суть наблюдаемых химических явлений, но и в том, что периодический закон позволял априори вычислить многие свойства даже еще не открытых учеными химических элементов. А это имело большое значение не только для теории, но и для решения важнейших практических задач.
Все законы физики выполняются и в области химии, однако периодический закон в этом плане занимает особое место, так как этот закон выполняется только в области химии (является специфическим законом, причем универсальным законом не только химии, но и всей природы). Что периодическому закону предстоит большое и великое будущее предвидел и сам Д. И. Менделеев. Огромное значение для всей серьезной науки периодического закона подчеркнул великий датский ученый Нильс Бор, который назвал этот закон «путеводной звездой для исследователей в области химии, физики, минералогии и техники». Периодический закон постоянно, в том числе и в наши дни, обогащает науку, в чем заключается его огромное общенаучное значение.
Самый большой вклад периодический закон вносит и в философскую науку, так как все три основных закона философии легко и наглядно могут быть объяснены и интерпретированы на основе этого же закона. Но для этого нам необходимо ввести читателя в курс и структуру периодической системы, построенной на основе периодического закона.
Периодическая система химических элементов структурно состоит из периодов и групп, причем так, что она состоит из 7 периодов, которые сами состоят из 10 ря-
дов (четных и нечетных) и 8 групп. Первые три периода называются малыми, а остальные 3-7 называются большими периодами.
Ряды химических элементов, расположенных горизонтально, и в пределах которых свойства элементов изменяются последовательно, как, например, ряд из восьми элементов начиная от щелочного металла, например, от лития или от натрия до галогена или следующего за галогеном инертного газа аргона, называются периодами. В периодах свойства элементов постепенно меняются от типично металлических (например, щелочного металла лития или натрия) до неметаллических свойств (как, например, до типично неметаллических, например, фтора или хлора). В то же самое время в периодах по мере возрастания атомной массы элемента валентность элемента по отношению к кислороду также возрастает на единицу для каждого последующего элемента.
Периодическая система состоит из 8 вертикальных столбцов, в которых один под другим размещены сходные между собой элементы (прежде всего, по своей валентности), называемые группами.
Различие между периодами заключается в том, что элементы сходных групп в каждом последующем периоде в какой-то мере повторяют свойства сходного элемента предыдущей группы, однако это повторение не является чисто простым, не механическим, а происходит на новой, высшей основе.
Что касается основных законов философии, то согласно и в соответствии с законами диалектики различают три важнейших закона философии, которые можно сформулировать примерно следующим образом: 1) закон перехода количественных изменений в качественные; 2) закон единства и борьбы противоположностей; 3) третий основной закон диалектики: закон отрицания отрицания [2].
Все эти три закона диалектики, т. е. все три закона философии легко могут быть интерпретированы на основе периодического закона Д. И. Менделеева и построенной на его основе периодической системы элементов.
1. Поскольку с ростом порядкового номера элемента в периодах слева на право металлические свойства, наиболее ярко выраженные у щелочных металлов
(например, лития, натрия, калия и т. д.), постепенно ослабевают, а неметаллические свойства постепенно усиливаются и ярко проявляются у галогенов (фтора, хлора и т. д.), то наблюдаемое явление в пределах периодов подтверждает закон диалектики о переходе количественных изменений (рост порядкового номера элемента) в качественные изменения (переход металлических свойств в неметаллические свойства).
2. Периоды объединяют противоположные по свойствам элементы, да и элементы в зависимости от условий могут реагировать различным образом. Другими словами, один и тот же химический элемент в зависимости от условий, ведет себя совершенно различным способом. Например, марганец Мп в низшей степени окисления, равной +2, ведет себя как типичный металл; оксиды марганца типа МпО, Мп2О3 обладают основными свойствами (являются основными оксидами); диоксид марганца МпО2 амфотерен (т. е. проявляет как основные, так и кислотные свойства); а высший оксид марганца Мп2О7 является ангидридом марганцовой кислоты НМпО4. Иначе говоря, один и тот же химический элемент марганец(который является основой, единством), в зависимости от степени окисления ведет себя как металл, как неметалл, и как амфотерный элемент (когда элемент находится в промежуточной степени окисления).
3. Ярким подтверждением третьего закона диалектики, а также философии (закона отрицания отрицания) является следующее. Рассмотрим переходы от одного периода к другому периоду в периодической системе элементов Д. И. Менделеева. Переход от одного периода к следующему периоду отличается появлением у элементов последующего периода дополнительного ряда электронов. При этом свойства элементов сходных групп очень похожи друг на друга. Т. е. речь идет, по существу, о повторении свойств подобных элементов (элементов одинаковых групп).
Но повторение в данном случае происходит на новой высшей основе, а не является чисто механическим и слепым. В этом и заключается яркое проявление закона отрицания отрицания, т. е. третьего закона диалектики.
Межпредметные связи законов химии с законами экономики
Рассуждая о связи химии и экономики, прежде всего, следует говорить о повышении производительности труда химическо-
го производства. Основным параметром, характеризующим химическое производство, нетрудно догадаться, является скорость химической реакции, лежащей в основе химического производства. Из курса физической химии известно, что скорость химической реакции зависит от следующих факторов: от температуры, при которой протекает химический процесс; от концентрации реагирующих веществ, принимающих участие в химической реакции; от энергии активации химической реакции; от наличия или отсутствия катализаторов, а также от вида и качества катализатора, принимающего участие в химической реакции.
Известно, что с повышением температуры скорость химической реакции резко возрастает. Например, при 20 С реакция между водородом и кислородом практически невозможна, так как потребовалось бы 54 млрд. лет для того, чтобы прореагировало 15 % вступающих в реакцию веществ. Однако при повышении температуры и достижении ее 700 С эта же реакция протекает мгновенно, т. е. в виде взрыва.
Качественное влияние температуры на скорость химической реакции установил Вант-Гофф, который эмпирически установил, что при повышении температуры на каждые 10 С скорость реакции увеличивается в 2-4 раза. Другими словами, при повышении температуры в арифметической прогрессии, скорость реакции возрастает в геометрической прогрессии.
Согласно правилу Ванг-Гоффа, скорость реакции при повышении температуры можно вычислить по соотношению [1] V (1) = У(1).у ^2-а)/10, где у - температурный коэффициент скорости химической реакции, равный 2-4.
Более точное выражение зависимости скорости реакции от температуры дается уравнением Аррениуса [3] К = А.ехр (- Е / КТ),
где К - константа скорости химической реакции, А - предэкспоненциальный фактор, Е - энергия активации химической реакции; К - универсальная газовая постоянная; Т - абсолютная температура.
Таким образом, основным фактором, увеличивающим скорость химической реакции, а следовательно, и интенсивность производства, является температура процесса.
Что касается скорости реакции, а следовательно, и повышение интенсивности
производства зависит от концентрации реагирующих веществ.
Выход того или иного конечного продукта производства зависит также от применяемого в каждом конкретном случае типа катализатора.
Дело в том, что катализаторы отличаются избирательностью (т. е. селективностью) действия. Это означает, что катализатор способен изменять скорость только одной или группы вполне определенных химических реакций. Поэтому из одних и тех же исходных веществ различные катализаторы способны образовать различные конечные продукты. Рассмотрим, например, превращения этилового спирта под действием различных катализаторов. Когда в качестве катализатора используется оксид алюминия, то при температуре в 350 С с этиловым спиртом происходит процесс дегидратации с образованием этилена: С2Н5ОН = С2Н4 + Н2О. Когда же в качестве катализатора применяется активная металлическая медь, то при температуре в 200 С на активной меди происходит процесс дегидрирования этилового спирта с образованием альдегида: С2Н5ОН = СН3СНО + Н2. Если же катализатором служит смесь цинка и хромовокислые соли, то происходит синтез бутадиена:
2 С2Н5ОН = С4Н6 + Н2 + 2Н2О. Кроме того, скорость химической реакции, а следовательно, повышение произво-
1. Глинка Н. Л. Общая химия. М. : Интеграл-пресс, 2005. 728 с.
2. Карапетьянц М. Х., Дракин С. И. Строение вещества. М. : Высшая школа, 1978. 304 с.
Chemistry]. Moscow, Integral-press Publ., 728 p. (In Russian)
2. Karapetyants M. H., Drakin S. I. Stroenie veshchestva [Structure of matter]. Moscow, Vysshaya Shkola Publ., 1978. 304 p. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Азизова Луиза Ризвановна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Юридический колледж, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Рос-
дительности труда химического производства зависит также от повышения концентрации активных центов, вступающих в химическое взаимодействие. Активацию химических частиц (молекул, атомов, радикалов) можно производить путем воздействия на атомы и молекулы света (в фотохимических реакциях), воздействия высоковольтных импульсных разрядов (ВИР), изменением формы, размеров и стенок реактора (т. е. сосуда в цепных реакциях), влиянием примесей, воздействия ультразвука на взаимодействующие частицы, воздействия электромагнитных и других полей.
Учитывая влияние всех этих факторов на скорость реакции, а следовательно, и на производительность труда химического производства, можно добиваться необходимых результатов производства и желаемого результата.
Результаты и выводы
В итоге проведенного нами методического и литературного анализа установлена тесная связь законов химии с законами философии (на примере периодического закона Д. И. Менделеева и основных законов философии и диалектики). На примере повышения скорости химической реакции, лежащей в основе химического производства, показана связь законов химии с экономикой.
З.Климов И. И., Филько А. И. Курс физической и коллоидной химии. М. : Просвещение, 1983. 176 с.
loidnojhimii [Course of physical and colloid chemistry]. Moscow, Prosvesheniye Publ., 1983. 176 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT THE AUTHO RS Affiliations
Luiza R. Azizova, Ph. D. (Pedagogy), senior lecturer, Low College, Dagestan State University, Makhachkala, Russia; е-mail: LuizaAz-izova1981 @gmail.com
Литература
References
1. Glinka N. L. Obshchaya himiya [The General 3. Klimov I. I., Filko A. I. Kurs fizicheskoj i kol-
сия; е-mail: LuizaAzizova1981@gmail.com
Гусейнов Ризван Меджидович, доктор химических наук, профессор, кафедра химии, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; email: rizvanguseynov@mail.ru
Гусейнова Тамила Ризвановна, воспитатель высшей категории, Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 417», Москва, Россия; e-mail: sun0301@yandex.ru
Принята в печать 00.00.2020 г.
Rizvan M. Guseynov, Doctor of Chemistry, professor, the chair of Chemistry, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: rizvanguseynov@mail.ru
Tamila R. Guseynova, schoolmaster of highest quality, State Educational Government-Financed Institution "School No. 417", Moscow, Russia; e-mail: sun0301@yandex.ru
Received 00.00.2020.
Педагогические науки/ Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК: 376.3
DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-72-79
Ресурс развития инклюзии в сфере дополнительного образования методами проектной деятельности
Дамадаева А. С. Магомедова С. А. 2
1 Дагестанский государственный педагогический университет, 2 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: angelasagidova@mail.ru, msaika@yandex.ru
РЕЗЮМЕ. Цель - определить особенности реализации проектных методик инклюзии в сфере дополнительного образования. Проанализировать особенности реализации проектных методик образовательного учреждения типа «школа-сад» по развитию инновационной образовательной площадки в сфере реализации инклюзивного дополнительного образования. Методы. Наблюдение, беседа, интервью, анализ, построение и проектирование образовательных инноваций в сфере дополнительного образования. Результаты. Проанализированы этапы реализации проектов в сфере дополнительного образования. Сформулированы основные задачи, которые приходится решать образовательному учреждению в процессе создания образовательной площадки для проведения инклюзивных занятий. Выводы. Дополнительное образование играет большую роль для предоставления качественного разностороннего развития и образования детей. Вопросы развития дополнительного образования в России непосредственно связаны с реализацией политики государства в области защиты прав и интересов детей. Модернизация проектной деятельности в дополнительном образовании позволит детям с ограниченны ми возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью развивать свой потенциал в образовательной деятельности и окажет содействие в формировании коммуникации в группе ровесников. Задачами дополнительного образования на современном этапе является воспитание, обучении и социализации детей с ОВЗ, для достижения этих целей необходимо разработать и внедрить новые образовательные технологии. Идет поиск эффективных способов и решений применения имеющихся средств обучения, и опыт работы экспериментальной инновационной площадки Автономной некоммерческой организации (АНО) «Школа Юсупова» является одним из примеров реализации программы, деятельность которой повысит эффективность инклюзивного дополнительного образования в общеобразовательном учреждении.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дополнительное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проектная деятельность.