Научная статья на тему 'МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ'

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
межпредметные связи / физика / география / преподавание / школа / interdisciplinary connections / physics / geography / teaching / school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Н.С.

В данной статье рассматриваются межпредметные связи, их функции, формы связи, задачи, связи физики с другими предметами школьной программы, в частности с географией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERSUBJECT RELATIONS WHEN STUDYING PHYSICS

This article discusses interdisciplinary connections, their functions, forms of connection, tasks, connections of physics with other subjects of the school curriculum, in particular with geography.

Текст научной работы на тему «МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ»

УДК 37

Андреева Н.С.

студент

Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова - филиал Тюменский государственный университет (г. Ишим, Россия)

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ

Аннотация: в данной статье рассматриваются межпредметные связи, их функции, формы связи, задачи, связи физики с другими предметами школьной программы, в частности с географией.

Ключевые слова: межпредметные связи, физика, география, преподавание, школа.

В современной образовательной практике имеет неоспоримое значение интеграция различных учебных дисциплин: она обеспечивает более глубокое и всестороннее усвоение информации учениками. В рамках школьной программы учителя из разных областей занятий совместно трудятся над решением множества учебных и воспитательных вопросов, обеспечивая тем самым развитие у школьников широкого спектра навыков и компетенций. Эта работа обогащает интерес учеников к получению новых знаний, стимулируя их на проведение анализа, синтеза и обобщения полученной в ходе различных уроков информации [3]. Применение разнообразных визуальных средств и технических устройств, включая компьютерные технологии, на уроках по различным предметам значительно упрощает процесс восприятия и ассимиляции материала учащимися.

Сегодня в образовательной практике становится актуальным слияние разных дисциплин в единый образовательный процесс. Совместные усилия преподавателей различных специализаций способствуют решению

многообразных учебных задач. Это, в свою очередь, способствует развитию у учащихся универсальных компетенций, повышает их заинтересованность в обучении. Применение такого подхода позволяет школьникам лучше осознавать связи между такими областями как: физика, химия, биология и география, обогащает их знания, расширяет кругозор [1], [3].

Широкое применение разнообразных визуальных инструментов, включая технические аппараты и компьютерные технологии, значительно облегчает процесс обучения в рамках различных учебных дисциплин. Таким образом, интердисциплинарные связи становятся ключевым элементом в структуре образовательной системы, выполняющем множество важнейших функций: образовательных, методологических, воспитательных, а также развивающих. [4]. К примеру, появляется возможность очевидно наблюдать на занятиях по физике, как математика способствует аналитическим расчетам, информатика -моделированию физических процессов, а также химия и биология -исследованию природных явлений.

Расширение мышления учащихся зачастую происходит благодаря объяснениям преподавателя. Это позволяет им сделать более осознанный анализ, как оказываются взаимозависимы такие сферы, как физика, химия, биология и география. Таким образом, поддается значительному расширению не только спектр их знаний, но и кругозор в целом [1].

Взаимосвязь преподавателя и ученика представляет собой центральный аспект образовательного процесса. Не просто передача знаний осуществляется преподавателем: он также способствует разъяснению учащимся соединений меж интересующими их дисциплина. В ответ на это, ученики, вбирая полученные сведения, находят их применение в практической сфере, а также усиливают возможности своего критического анализа и мышления.

В рамках современной образовательной системы несомненное значение приобрели междисциплинарные связи, способствующие углублению и разнообразию образовательной деятельности. Благодаря такому мультиспектральному подходу учащиеся способны достигать более глубокого

понимания предмета за счёt использования синтезированных навыков и знаний из разнообразных научных областей [9]:

1. Активная интеграция учебных данных различной дисциплинарной направленности. Знания, усвоенные на других курсах, студентами используются для обогащения, глубинного понимания текущей учебной программы, что способствует усиленному, комплексному осязанию студийных материалов.

2. Реализация теорий в реальности. Учащиеся, обладая знаниями теорий, полученных на прежних уроках, оказываются способными анализировать и объяснять факты в контексте изучаемого в настоящее время предмета, что стимулирует развитие аналитических навыков и критического мышления.

3. Практическое использование знаний. В рамках обучения по различным дисциплинам школьники осваивают умения и знания, применимые для выполнения экспериментов и сбора свежих данных. Это способствует укреплению практической стороны образовательного процесса и поддерживает научный подход.

Физика, ключевой элемент научного обучения, способствует формированию последовательного мировоззрения среди студентов [5]. Основание курса на разделение по темам строит систему знаний, организации и структуризации, подчеркивая взаимные связи между ними. Применяемый метод не только выражает интегративный характер науки, но и обеспечивает организацию учебного материала в рамках одного учебного плана. Разделение на темы позволяет рассматривать отдельные блоки как элементы обширной системы знаний, что способствует глубокому осмыслению природных процессов и закономерностей.

Рекомендуется применение междисциплинарной методики для более глубокого погружения студентов в фундамент научных принципов [7]:

Сфера взаимодействия между физическими происшествиями и процессами в таких областях, как биология, химия и другие дисциплины,

способствует объединению различных знаний, тем самым расширяя горизонты познания у студентов.

В различных сферах науки демонстрация использования законов физики представляет для обучающихся значимость практическую и показывает возможности её применений в жизни повседневной.

Интеграция знаний из различных научных областей во время изучения физики повышает заинтересованность и эффективность обучения. Это связано с возможностью учащихся использовать приобретенные умения в расширенном контексте.

Проникновение в научное пространство посредством экскурсий по лабораториям и исследовательским центрам предоставляет возможность школьникам наблюдать за реализацией физических законов в реальной практической деятельности. Такой подход не только увеличивает интерес к предмету, но и способствует более тщательному пониманию.

Присутствие в научных кружках, вовлечение в тематические мероприятия вечернего типа и участие в конференциях способствуют углублению знаний в области физики. При этом также поощряется развитие навыков командного взаимодействия и умений общения.

Различные способы объединения учебных предметов способствуют разрушению барьеров между школьными дисциплинами, тем самым стимулируя мышление учеников. Обучающиеся начинают не просто заучивать информацию, а учатся структурировать, анализировать и сопоставлять данные. Это ключевой элемент в процессе формирования целостного восприятия мира и осмысления его сложных взаимосвязей.

В контексте образовательного процесса, с акцентом на установление межпредметных связей, учебные заведения для достижения высокой уровня компетентности в разных дисциплинах формулируют определенные цели: [6]

- Создание успешного и осмысленного взгляда на окружающий мир: необходимость в оказании поддержки учащимся в восприятии связей меж

разнообразными данными и событиями. Это мероприятие жизненно важно для обеспечения углублённого осмысления учебного содержания.

- Интеграция учебных предметов осуществляется путем создания объединенных модулей и проектов. Они преодолевают разделения между дисциплинами, подчеркивая необходимость междисциплинарного взаимодействия.

- Улучшение стимулов к обучению. Расширение заинтересованности обучающихся за счёт их активной роли в многочисленных, привлекающих внимание программных событиях.

- Основой стал приоритет практической направленности: студенты получают шансы использовать теоретические умения в условиях живой практики, что способствует развертыванию их способностей к решению актуальных вызовов.

Взаимосвязь физики и других учебных дисциплин несет в себе значительный потенциал к оптимизации и повышению результативности процесса обучения.

Эта дисциплина естествознания - физика, через использование универсальных методов и великих теорий и законов, активно взаимодействует как с научными, так и с техническими областями. В процессе обучения физике, обучающиеся овладевают ключевыми практическими умениями, применимыми как в дальнейшей профессии, так и при освоении новых предметных территорий. Рассмотрим: анализируя такие явления, как атмосферное давление, тепловые агрегаты или проблематику экологии на перекрещении физики, географии и экологии, ученики углубляют понимание глобальных природных процессов, а также тем сустейнабельного развития.

По завершении учебного года организуется конференция под эгидой темы: «Магнитное поле Земли и других планет». Она объединяет профессиональные усилия педагогов географии и биологии. Мероприятие позволяет школьникам более глубоко исследовать данную проблематику и активно использовать междисциплинарные подходы в реальной практике [2].

Учащиеся проявляют особый интерес к разнообразным мероприятиям, охватывающим многие учебные предметы. К примеру, викторины, такие как: «География и физика планеты Земля», «Мир природы», способствуют усилению заинтересованности и мотивации в процессе обучения. В рамках учебных занятий по физике применение стихов и проведение бесед с экспертами из разнообразных научных сфер способствует осознанию учащимися тесной связи между научными достижениями и культурным развитием, что, в свою очередь, способствует развитию их аналитических способностей и креативного мышления.

Внедрение в обучение физики межпредметных связей открывает перед учащимися мир в полной его комплексности, расширяя их кругозор и возбуждает стойкий интерес к расследованиям научного характера. Такой подход в процессе образования ведет к успешному достижению установленных образовательных целей и способствует снижению ученической нагрузки. Он не просто выявляет переплетение различных учебных предметов, но и направляет процесс обучения на развитие личности учеников.

Внедрение междисциплинарных методов в учебный процесс и внеклассные мероприятия способствует более глубокому освоению физики школьниками. Это не только увеличивает их интерес к предмету, но и улучшает качество знаний, создавая условия для развития их способностей. Эффективность такого подхода можно подтвердить следующими аспектами [10]:

1. Учащиеся лучше усваивают физику, применяя знания из других областей, что позволяет им решать проблемы более комплексно.

2. Использование междисциплинарных методов в обучении помогает ученикам развивать свои личные качества и стимулирует их стремление к знаниям и самосовершенствованию.

3. Этот метод увеличивает интерес к физике и помогает учащимся сформировать целостное понимание взаимосвязей между человеком, природой и обществом.

Таким образом, интеграция междисциплинарных подходов в процесс обучения физике не только улучшает образовательные результаты, но и усиливает мотивацию учащихся к познанию, что важно для их всестороннего развития и подготовки к будущему образованию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.], под. ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвящение, 2021. - 159 с;

2. Беленький Г.И. О сущности и видах межпредметных связей // Некоторые теоретические и практические аспекты межпредметных связей. - М., 1982. - С. 2-22;

3. Биалиев К.К. Реализация межпредметных связей // География в школе. -1987. - №3. - С. 45-46;

4. Василькова И.М. Межпредметные связи физики с курсом физической географии в основной школе [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. М. Василькова. - Челябинск, 2022. - 22 с;

5. Воронина В.М. Межпредметные связи на уроках географии как средство активизации мыслительной деятельности учащихся / http://www.myshared.ru/slide/588208/ (дата обращения 19.02.2024);

6. Гурьев А.И. Методологические основы построения и реализации дидактической системы межпредметных связей в курсе физики средней школы: Диссертация докт. пед. наук. - Челябинск, 2022. - 372 с;

7. Парфенова А.А. Формирование межпредметных понятий на уроках географии // География в школе. - 2022. - №6. - С. 21-23;

8. Стрельникова Т.Д., Скопина. Е.А., Межпредметные связи и внутрипредметные связи географии в курсе естественных наук/ https://pandia.ru/text/78/064/47301.php (дата обращения 23.05.2024);

9. Хизбуллина Р.З. Использование медпредметных связей при изучении географии и физики в процессе самообразования школьников [Текст] / Р.З. Хизбуллина, Ю.А. Еникеев // Современные проблемы науки и образования. -2020. - № 1. - С.18-41;

10. Черкес-Заде, Н.М. Межпредметные связи как усовершенствования учебного процесса [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.М. Черкес-Заде. - М., 1968. - 23 с

Andreeva N.S.

Tyumen State University (Ishim, Russia)

INTERSUBJECT RELATIONS WHEN STUDYING PHYSICS

Abstract: this article discusses interdisciplinary connections, their functions, forms of connection, tasks, connections of physics with other subjects of the school curriculum, in particular with geography.

Keywords: interdisciplinary connections, physics, geography, teaching, school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.