Научная статья на тему 'МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ'

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межпредметные связи / интеграция химического и биологического образования / качество образования. / interdisciplinary connections / integration of chemical and biological education / quality of education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Говырина Алина Романовна, Дружкова Ольга Николаевна

в статье обсуждается значение межпредметной интеграции для решения задач образования, развития и воспитания учащихся. Показано, что проведение интегрированных уроков и внеклассных мероприятий по химии и биологии способствует повышению качества химического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY INTEGRATION AS A MEANS OF IMPROVING THE QUALITY OF CHEMICAL EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL

the article discusses the importance of interdisciplinary integration for solving the problems of education, development and education of students. It is shown that conducting integrated lessons and extracurricular activities in chemistry and biology contributes to improving the quality of chemical education.

Текст научной работы на тему «МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ

КАЧЕСТВА ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

1 2 Говырина А.Р. , Дружкова О.Н.

1Говырина Алина Романовна - магистрант;

2Дружкова Ольга Николаевна - кандидат химических наук, доцент, кафедра биологии, химии и биолого-химического образования, факультет естественных, математических и

компьютерных наук,

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина,

г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье обсуждается значение межпредметной интеграции для решения задач образования, развития и воспитания учащихся. Показано, что проведение интегрированных уроков и внеклассных мероприятий по химии и биологии способствует повышению качества химического образования.

Ключевые слова: межпредметные связи, интеграция химического и биологического образования, качество образования.

INTERDISCIPLINARY INTEGRATION AS A MEANS OF IMPROVING THE

QUALITY OF CHEMICAL EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL

12 Govyrina A.R. , Druzhkova O.N.

1Govyrina Alina Romanovna - Master's Student;

2Druzhkova Olga Nikolaevna - Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor,

DEPARTMENT OF BIOLOGY, CHEMISTRY AND BIOLOGICAL AND CHEMICAL EDUCATION, FACULTY OF NATURAL, MATHEMATICAL AND COMPUTER SCIENCES, NIZHNY NO VGOROD STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER KOZMA MININ,

NIZHNY NOVGOROD

Abstract: the article discusses the importance of interdisciplinary integration for solving the problems of education, development and education of students. It is shown that conducting integrated lessons and extracurricular activities in chemistry and biology contributes to improving the quality of chemical education. Keywords: interdisciplinary connections, integration of chemical and biological education, quality of education.

Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов в учебной и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Прогрессивные педагоги различных эпох - Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и другие - подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными дисциплинами с целью создания системы знаний и правильного миропонимания [4]. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Поиск эффективных путей повышения качества обучения в школе все больше привлекает внимание учителей к проблеме межпредметных связей, актуальность использования которых обусловлена современным уровнем развития науки, характеризующимся ярко выраженной интеграцией общественных, естественнонаучных и технических знаний [3]. Межпредметные связи в средней школе должны в меру познавательных способностей обучающихся отражать межнаучное взаимодействие и его результаты. В противном случае обучение не даст правильного представления о современном уровне развития науки, и усвоение знаний будет малоэффективным. Характер и структура межпредметных и межнаучных связей сходны в основном: учебные предметы, как и науки, связываются через объекты изучения, методы, теории и законы. Например, полимеры изучаются и в химии, и в биологии, и в физике; понятие функции связывает математику с физикой и химией; метод хроматографии связывает физику с химией, биологией; теория электролитической диссоциации связывает химию с физикой и так далее.

В условиях сокращения числа часов, отведенных на изучение химии в основной школе, возросла интенсивность процесса обучения, снизилось количество практических и лабораторных работ и, как следствие, интерес обучающихся к химии в целом. Выход из данной ситуации возможен не только во внедрении продуктивных методов обучения, но и в интеграции химического и биологического

образования, которая позволяет создать для педагогов и учащихся новые творческие образовательные пространства [1].

Чтобы овладеть методикой применения межпредметных связей, учителю важно не только понимать их значение в обучении, но, прежде всего, необходимо изучить содержание смежных предметов. Проведенный нами анализ учебных программ и учебников по химии и биологии для средней школы выявил, что в содержании обучения заложено немало потенциальных возможностей для расширения межпредметных связей. Интеграцию химического и биологического образования можно реализовать как на уроках, так и на занятиях кружков, факультативов и внеклассных мероприятиях.

В содержании курсов химии и биологии мы выделили ряд общих тем, объединяющих материал двух предметов. Считаем целесообразным для учащихся, планирующих сдавать ЕГЭ и ГИА по химии и биологии, проведение комплекса интегрированных уроков и мероприятий, которые способствуют не только более прочному усвоению содержания разделов данных дисциплин, имеющих межпредметный характер, но и повышению качества обучения, а также формированию целостного мировоззрения.

Приведем примеры тем интегрированных уроков для учащихся 10 класса, реализованных в ходе педагогического эксперимента:

1. Неорганические вещества клетки, роль воды и минеральных солей в жизнедеятельности организма.

2. Органические вещества клетки и их характеристика. Белки, жиры и углеводы - энергетический и строительный материал организма.

3. Реализация наследственной информации в клетке. Характеристика нуклеиновых кислот. Геном человека.

4. Фотосинтез: химизм реакций световой и темновой стадии. Биологическое значение фотосинтеза. Кроме интегрированных уроков были проведены внеклассные мероприятия на темы: «Человек и его

здоровье» (брейн-ринг), «Химия и биология в повседневной жизни», «Биологически активные добавки (БАД): за и против»; химико-биологическая игра «Эрудит-2016».

Интегрированные уроки и внеклассные мероприятия, проведенные с целью повышения качества химического образования учащихся, дали положительный результат, подтверждающий необходимость их внедрения. Как показало анкетирование учащихся 10-11 классов, у школьников повысился интерес к таким предметам, как химия и биология. Но более показательными являются результаты проведенных репетиционных работ ГИА для учащихся 9-х классов и ЕГЭ для 11 класса. Выявлено повышение качества выполнения заданий репетиционных работ учащимися 9а класса на 12%, учащимися 9б класса на 5%, учащимися 11а класса на 9%. Качество обученности учащихся 10а класса определяли на основании анализа результатов проведенных контрольных работ до и после внедрения комплекса интегрированных уроков и мероприятий по химии и биологии. Установлено: качество выполнения контрольной работы до межпредметной интеграции составило 45%, после - 57%.

Таким образом, интеграция программ химического и биологического образования позволяет предоставить каждому обучающемуся возможности для реализации интеллектуальных и творческих способностей, сформировать потребность в непрерывном самообразовании, способность к социальной адаптации и творческому самовыражению [2].

Список литературы

1. Власова Ж.Е., Михайлова З.С. Из опыта интеграции химического и экологического образования // Химия в школе, 2015. № 9. С. 77-79.

2. Дружкова О.Н., Говырина А.Р., Туранова А.А. Формирование экологической культуры в процессе химико-биологического образования // Орфановские чтения. Выпуск 3: сб. статей по материалам Всерос. науч.-практ. конф. «Орфановские чтения-2015». Н. Новгород: Мининский университет, 2015. С. 221-223.

3. Королева О.Б. Интеграция учебных предметов как способ формирования мировоззрения // Химия в школе, 2015. № 9. С. 31-35.

4. Чернобельская Г.М. Теория и методика обучения химии: учеб. для студ. пед. вузов / Г.М. Чернобельская. М.: Дрофа, 2010. 318 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.