11. Долгих, В.В., Храмова Е.Е. и др. Медико-социальные аспекты нарушения ритма менструаций у подростков (обзор литературы) / В.В. Долгих, Е.Е. Храмова [и др.] // Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2009. - № 3.
Статья поступила 20.05.10
УДК 159.226.6: 316.346.36(045)
М.И. Постникова, канд. психол. наук, доц., докторант РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ
На основе существующих теоретических подходов в современном научном знании к проблеме межпоколенных отношений представлен авторский подход к определению критериев дифференциации поколений в контексте возрастной психологии с точки зрения культурно - исторического подхода. Одним из основных критериев дифференциации поколений рассматривается возраст.
Ключевые слова: возраст; поколения; межпоколенные отношения; дифферен-циация поколений; культурно-историческая психология; социокультурный контекст.
Человеческое общество существует и развивается благодаря взаимодействию поколений. В разные эпохи характер этих взаимоотношений менялся в зависимости от характера и специфики развития общества. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что человеческая цивилизация сохранилась во многом благодаря возможности передачи накопленного опыта предшествующими поколениями новым поколениям людей -это одно из важнейших условий развития общества в целом и каждого человека в отдельности.
Культурно-исторический подход сфокусирован на глобальной проблеме роли культуры в психическом развитии человека. Культура отражает весь опыт наработанный человечеством. Включенность человека в социальную среду, с определенной, специфичной именно для нее культурой, означает его приобщение к этому опыту. В результате чего психическое развитие человека опосредовано культурными факторами.
Как отмечает А.А. Чуприна, каждое поколение имеет свои особенности: ценности и духовный облик, жизненный опыт и отношения к событиям эпохи, творческие достижения и сохранение традиций. Оно усваивает достигнутый уровень развития и на этой основе становится инициатором преобразований, способствующим продвижению вперед. Эти две стороны взаимосвязи поколений: освоение культурного наследия и новаторство - образуют основу исторического развития культуры. Трансляция культуры - всеобщий закон, определяющий единство человечества. Смена поколений создает непрерывность в истории культуры, способствует передаче культурного наследия и стимулирует дальнейшее развитие человеческой цивилизации [1].
По мере развития человеческой цивилизации культура меняется, ей присуща способность к «омоложению», лежащая в основе ее процессов изменчивости, динамики, а потому для любого общества на всех этапах развития характерны так называемые противоречия «отцов и детей».
Однако, развертываясь во времени, культура не только обновляется, но и сохраняет себя благодаря стабильным социокультурным институтам (семья, традиции, система образования, наука, литература, СМИ, учреждения культуры), которые транслируют каждому новому поколению наследие предшествующих эпох. В процессе трансляции какая-то часть оказывается утерянной, какая-то отвергнутой, и что-то добавляется новое. Эти процессы носят непредсказуемый и спонтанный характер, но зависят от актуальных потребностей представителей каждого поколения и характера развития общества в данный исторический период времени [2].
Похожие идеи лежат в основе теории М. Мид. Она проанализировала результаты многочисленных этнокультурных исследований и предложила следующую типологию культур межпоколенных отношений в человеческом обществе: пост-фигуративные, кофигуративные, префигуративные культуры. Эти три типа культуры, отличаются друг от друга характером взаимодействия между представителями разных поколений и особенностями трансляции опыта от одного поколения другому.
Данные типы культуры меняются с развитием общества, т. е. постфигуративная культура характерна для более простого общества, префигуративная - для более сложного. Однако при переходе к более сложному типу культуры, элементы более простой в ней сохраняются [3].
Если обратиться к современной России, то для нее, на наш взгляд, характерно присутствие элементов всех трех культур. И это определяет своеобразие нынешнего российского общества, усугубляя драматичность отношений между его представителями. По мнению демографов современное общество «стареет», т.е. увеличивается количество пожилых людей. Для сегодняшней России характерно наличие трех и даже четырех поколений (дети, родители, прародители, прапраро-дители). Старшее поколение по инерции, исходя из собственного опыта общения с предыдущими поколениями, стремится к передаче своего богатого опыта молодым. Но кардинальные изменения, произошедшие за последние годы в нашей стране и в мире (глобализация, компьютеризация, информатизация общества и т.д.), способствовали и практически и фактически невостребованности этого опыта и значительному отдалению молодого поколения от поколения отцов и дедов.
Как любое самостоятельное, социальное образование, поколение выполняет определенные функции. На любом этапе развития человеческого общества для элементарного выживания особенно важна передача способов производства материальных ценностей, технологий их создания. «История есть не что иное, как последовательная смена поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями» [4, с. 44-45]. Однако, главная функция межпоколенных отношений на всех этапах развития человечества на уровне макросреды - это трансмиссия культурных, духовных ценностей. Одним из основных путей передачи опыта, трансмиссии ценностей является общение, которое с точки зрения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского выступает основным условием психического развития ребенка. Первый опыт общения ребенок приобретает в семье с людьми, которые окружают его с самого рождения, принимая прямое или косвенное участие в его развитии. Решающее значение в этом процессе отводится отношениям с ближайшим окружением ребенка: родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами. Эти отношения, определяющие психическое развитие индивида на том или ином отрезке онтогенеза, Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития. Роль микросреды, семьи, семейного воспитания велика. Содержание общения со значимыми взрослыми (родителями, бабушками и дедушками) определяет, в конечном итоге, характер психического развития. «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, потом - психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая» [5, с. 145]. В процессе социализации ребенок овладевает навыками взаимодействия с другими людьми, осваивает опыт и знания, выработанные предше-
ствующими поколениями. Это важное условие развития сознания человека, которое, по мнению В. П. Зинченко, «развивается не в условиях робинзонады, а внутри культурного целого, в котором исторически кристаллизирован опыт деятельности, общения и мировосприятия, который индивиду необходимо не только усвоить, но и построить на его основе собственный опыт»[6, с.15-36].
Однако человек не просто усваивает то, что предлагает ему культура («осмысление значений»), по мере своего развития он интегрирует свои представления, свое мировосприятие в социум («означение смыслов»). Поэтому изменение социальной ситуации всегда будет восприниматься по-новому, накладываться на уже имеющуюся систему взглядов. При резком рассогласовании имеющихся представлений и того, что предлагает человеку среда, он начинает проявлять активность для нахождения согласованности. Эта активность стимулирует дальнейшие изменения психического развития, которые отражают принцип развития как непрерывного процесса возникновения и образования нового. Т.е. согласно культурноисторическому подходу источником психического развития человека является социальная среда, в которой через предметы культуры кристаллизуется опыт предшествующих поколений. Присвоение этого опыта, его интериоризация определяют ход психического развития человека.
Связь индивидуального жизненного пути с историческими событиями, значимыми для всех людей, живущих в данный период времени, характеризует понятие «поколение» с культурно-исторической точки зрения. Для этого определения не столько важна хронологическая одновременность существования группы(поколения), сколько общность переживания исторического события. Поэтому понятие «поколение» в культурно-историческом смысле не обладает универсальной хронологической длительностью. Его длительность зависит от скорости исторического обновления.
Современники всегда имеют между собой нечто общее, поскольку они проживают одни и те же события, которые во многом являются знаковыми, порой определяющими судьбу целого поколения (Октябрьская революция, Великая Отечественная война, полет первого космонавта планеты Юрия Гагарина в космос и т.д.). Но реакция на эти эпохальные события у разных людей может быть различной, и она зависит не столько от возраста, сколько от индивидуальных, личностных особенностей, от сложившейся у человека на данный момент картины мира.
Общий принцип социологического анализа поколений, заложенный К. Мангеймом, состоит в дифференцированном подходе к ним как относительно автономным социальным общностям, объединенным общей исторической судьбой и, соответственно, общим историческим опытом. «Феномен поколений является одним из основных факторов, участвующих в генезисе динамики исторического развития. Анализ сил, взаимодействующих в этой области, является сам по себе очень серьезной и обширной задачей, и без него не может быть достигнуто настоящее понимание исторического процесса», - писал К. Мангейм[7, с. 42].
Х. Ортега -и-Гассет также, выделяя исторический контекст поколений, отмечал, что каждое поколение можно представить «как своего рода биологический снаряд, выпущенный в пространство в точно установленное время, с определенной силой, направлением» [8, с. 6].
Переживание важного исторического события ставит людей в ситуацию выбора между тем, что было и тем, что предлагают, поэтому важные исторические события влияют на формирование системы ценностей отдельных людей, и откладывают значимый отпечаток на облик всего поколения в целом. Чем значительнее исторические перемены, тем больше выражены поколенные различия.
Мы считаем, что одним из значимых критериев выделения поколений является историческая эпоха, т. е. те значимые исторические события, которые оказывали влияние на формирование поколенческих характеристик на том или ином этапе развития общества. А.И. Афанасьев определяет «поколение»
как «объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующуюся специфическими демографическими чертами»[Цит. по 9, с. 130].
А.Л. Венгер отмечает, что «может быть прослежена кольцевая взаимосвязь между историческими событиями и психологическими особенностями поколения: изменение уклада жизни (историческое событие) приводит к десоциализи-ции в одном из следующих поколений (психологическое явление), что, в свою очередь, способствует народным волнениям и возмущениям (снова историческое событие)» [10, с. 62].
Таким образом, историческая эпоха является важным фактором формирования поколенческих характеристик и одним из важнейших критериев выделения поколений. Т.е. проживание, знание и понимание значимых исторических событий оказывает влияние на формирование личностных особенностей переживающих эти события людей и соответственно поколенческих характеристик. В свою очередь, по мнению
Э.В. Сайко значимые исторические события становятся основанием выделения поколений[11].
Помимо того, что поколения представляют историческую динамику социального движения они несут и возрастную нагрузку [11]. Учитывая, что представители одного поколения в результате влияния исторических событий имеют близкий набор ценностей и схожий социальный опыт, границы поколений могут быть установлены лишь через одновременное, неформализованное применение сразу двух критериев: временного (возраст) и семантического (содержание исторической эпохи). Не случайно в современной культуре поколения часто приписывают не к абсолютной, а к относительной хронологии, не к условным датам, а к эпохальным историческим событиям, которые данное поколение встретило в расцвете своей зрелости [12].
В современной возрастной психологии существуют различные подходы к определению периодов возрастного развития и их границ. О сложности установления четко очерченных рамок границ взрослости говорят очень многие зарубежные и отечественные исследователи. За основу мы берем точку зрения Е.Е. Сапоговой. Она выделяет детство, включающее в себя подростковый и юношеский возрасты, молодость, взрослость, зрелость и старость, подчеркивая при этом, что четкие хронологические рамки взрослости задать довольно трудно, так как в характеристиках и временных границах взрослости много неопределенности [13].
Л. С. Выготский в качестве основного условия развития сознания человека рассматривал общение, а возраст определял через социальную ситуацию развития, как своеобразную систему отношений ребенка и социальной среды. Отношение же целостно и едино. Изменение этой системы отношений определяет основной закон динамики возрастов. Поэтому вслед за Л.С. Выготским мы можем предположить, что отношения между представителями разных поколений, как людьми разного возраста, и их изменения определяют характер и динамику развития человека на разных этапах онтогенеза. .В этом контексте мы рассматриваем отношения между поколениями как одну из главных характеристик возраста, в свою очередь, возраст в нашей работе составляет ядро характеристики поколения.
В соответствии с этими положениями мы определяем поколение как группу людей, ограниченную рамками возраста, живущую в определенный исторический период, в определенном социо - культурном контексте, объединенную общими ценностями.
Кроме того, важным, на наш взгляд, в осознании человека его принадлежности к конкретному поколению является его социальная роль в семье, которая определяет и отношение человека к представителям других поколений. В быту широко распространено трехчленное разделение поколений: бабушка-дедушка, мама-папа, дети(внуки)[11]. Семейное разделение поколения основывается на Библии, в которой поколение оп-
ределяется от рождения мужчины до первого ребенка-мальчика [14].
Таким образом, при дифференциации поколений мы исходим из следующих критериев:
1. историческая эпоха, повлиявшая на становление самосознания;
2. возрастной период ;
3. социальная роль в семье (дети, родители, бабушки, дедушки).
Для того чтобы определить значимые исторические события, повлиявшие на становление мировоззрения современных россиян, необходим краткий экскурс в историю России XX века с целью выделения и анализа тех эпохальных событий, которые определяли сознание людей и психологический портрет ныне живущих представителей разных поколений.
Мы выделяем следующие эпохальные периоды в истории России, которые, на наш взгляд, являются определяющими в выделении и характеристике поколений ныне живущих людей:
1. революционный период: 1905 - 1922 гг.;
2. предвоенный, военный и послевоенный период: 1923 - 1956 гг.;
3. период «оттепели»: 1957 - 1964 гг.;
4. период эпохи «застоя»: 1965 - 1982 гг.;
5. период радикальных реформ, перестройки, начала
рыночных отношений: 1983 - 2000 гг.;
6. период стабилизации экономики: 2001 г. -
настоящие дни.
Исходя из проведенного анализа, в соответствии с выбранными нами критериями дифференциации поколений:
1. возрастной период;
2. историческая эпоха, повлиявшая на становление самосознания;
3. социальная роль в семье (дети, родители,
бабушки, дедушки), а также учитывая среднюю
продолжительность жизни человека в России в настоящее время, мы выделяем 5 поколений, живущих в современном российском обществе:
• довоенное и военное поколение - люди, которые в настоящее время старше 61 года; есть дети, внуки, правнуки;
• послевоенное поколение, поколение «оттепели» -люди, которым в настоящее время от 46 до 60 лет; есть дети и внуки;
• поколение эпохи «застоя», начала перестройки -
люди, которым в настоящее время от 31 до 45 лет; есть дети;
• поколение эпохи «перестройки», переходного периода, периода радикальных реформ - люди, которым в настоящее время от 16 до 30 лет;
• поколение периода стабильности - люди, которые в настоящее время младше 16 лет (Табл.1).
Табл. 1
Поколения первое поколение второе поколение третье поколение четвертое поколение пятое поколение
Возрастные границы старше 61 года 46-60 лет 31-45 лет 16-30 лет младше 16 лет
Возраст поздняя зрелость зрелость ранняя зрелость молодость детство
В античный период поколение определялось в пределах 25-30 лет. Так, в частности, согласно Геродоту, «300 поколений составляет 10 000 лет, считая три поколения в столетие»[15,с.142]. В расчетах современных исследователей при дифференциации поколений наиболее часто фигурируют границы в 25-30 лет [16; 17].
Мы поддерживаем эту точку зрения и считаем, что в условиях современного, стремительно меняющегося мира длительность поколения значительно уменьшается. Это подтверждают, в частности, исследования Д. В. Сочивко. «Все более дробная (мелкая с точки зрения количества лет) социальная отчужденность поколений является новым явлением современной истории, которое имеет свои специфические проявления в России, обусловленные спецификой экономического, политического и культурного развития страны за последние 25 лет» [18, с. 213].
Таким образом, на основе выделенных нами критериев, в современном обществе взаимодействуют 5 поколений, представители которых имеют сходные ценностные ориентации, сформировавшиеся в различные исторические периоды времени. Следует отметить, что характер культурной трансмиссии определяется потребностями и запросами членов общества, уровнем его развития в данный исторический период вре-
мени и типом взаимодействия между представителями разных поколений.
По мнению З. Н. Галич поколение можно и должно рассматривать как «поколение-процесс», в соответствии с которым поколение характеризуется как «превращенная форма общественно значимой деятельности субъекта», лежащая в основе исторических процессов и переходов [19].
Основываясь на теоретических подходах к определению понятий «отношение» и «поколение», мы считаем, что межпоколенные отношения - это сложный многоуровневый и многокомпонентный системный, опосредованный культурноисторическим развитием общества, процесс, суть которого заключается в осознанной, ценностно-осмысленной и эмоционально окрашенной интра - и интерпсихической активности субъектов - представителей разных поколений. Процессуаль-ность межпоколенных отношений означает их динамизм и изменчивость в зависимости от уровня развития культуры общества на том или ином отрезке его исторического развития. В свою очередь, опыт предшествующих поколений, зафиксированный в предметах культуры, духовных ценностях («Лишь рождены, уже нас ждет Шекспир»), уровне развития науки и т.д., являясь «идеальной формой», становится мощным источником духовного развития человека.
Библиографический список
1. Чуприна, А.А. Важнейшие аспекты культуры в процессе смены поколений // Вестник СевКавГТУ, серия «Гуманитарные науки». - 2004. - № 2 (12).
2. Бобахо, В. А. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность / В. А. Бобахо, С.И. Левикова // Общественные науки и современность. - 1996. - № 3.
3. Мид, М. Культура и мир детства. - М., 1988.
4. Маркс К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Избр. сочинения: в 9-ти томах. - М.: Политиздат, 1984. - Т. 3.
5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / гл. ред. А.В. Запорожец. - М., 1983. - Т. 3.
6. Зинченко, В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. - 1991. - № 2.
7. Мангейм, К. Проблема поколений // Новое литературное обозрение. - 1998. № 30.
8. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991.
9. Егоров, В.К. История есть смена поколений. - М.: Молодая гвардия,1986.
10. Венгер, А.Л. Поколение пустыни // Культурно-историческая психология. - 2008. № 4.
11. Сайко, Э.В. Поколенное измерение жизненных пространств человека // Мир психологии. - 2009. - № 3(59).
12. Зенкин, Н.С. «Поколение»: опыт деконструкции понятия // Поколение в социо-культурном контексте XX века. - М.: Наука, 2005.
13. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. - М.: Аспект-Пресс, 2003.
14. Библия: Кн. Исход. - Гл. 34 - ст. 7. Кн. Бытие.
15. Геродот. История: в 9 т. - М., 1993. - Т. 2.
16. Савельева, И.М., Полетаев А.В. История и время: в поисках утраченного / И.М. Савельева, А.В. Полетаев. - М., 1997.
17. Renouard, Y. La notion de generation en histoire // RH. - 1953. № 1.
18. Сочивко, Д.В. Проблема дробности межпоколенческой социальной отчужденности молодежи в современной России // Мир психологии. -2009. - № 3(59).
19. Галич, З.Н. Поколенческая преемственность в восточных странах: традиционность и современность // Мир психологии. - 2009. - № 3(59).
Статья поступила в редакцию 14.06.10
УДК 371.132
О.А. Трубникова, асп. ААЭП, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЮРИСТА НА ОСНОВЕ ЗАДАННОГО ПОДХОДА
В статье обосновывается возможность применения задачного подхода к формированию профессионально значимых компетенций будущего юриста. Описываются основные условия реализации задачного подхода, позволяющие сформировать профессиональные качества юриста.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, заданный подход, барьерные задачи, профессионально ориентированные задачи.
Анализ квалификационных требований к работникам юридических специальностей в самом общем виде позволяет выделить четыре элемента квалификации юриста: он должен знать теорию права и законодательство; владеть навыками правовой экспертизы и социально-правовых исследований, применения нормативно-правовых актов к конкретным ситуациям; уметь разрешать социальные конфликты; иметь опыт составления юридических документов.
Разносторонность юридической профессии, возможность выбора вариантов профессиональной реализации: юрисконсульт, следственный, прокурорский работники, адвокат, судья, нотариус, - все эти профессии юристов требуют подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих не только знаниями и умениями применять конкретные знания в известной ситуации, но и способных понимать развитие объективных отношений, воспринимать альтернативную информацию, трансформировать ее и генерировать на этой основе новое знание.
В этой связи задачный подход к проектированию процесса формирования профессионально значимых компетенций юриста позволит не только применять теоретические знания на практике для решения профессиональных задач, но и будет способствовать организации познавательной активности выпускников, формированию базы умений и навыков для продолжения учебы в течение всей профессиональной жизни.
Применение задачного подхода при подготовке классических юристов возможно при изучении любой отрасли права. В настоящее время преподаватели очень активно используют такую уже ставшую традиционной форму проведения занятий, как решение учебных задач на практических занятиях. Однако отсутствие многомерной классификации юридических задач и узкопрофессиональный подход к их анализу снижают эффективность учебных занятий. Часто студенты не могут решить задачу не потому, что она является действительно сложной, а потому, что не в состоянии определить тип той или иной задачи и сориентироваться, исходя из этого, в её условии и требовании. Работа на занятии при этом происходит стихийно, без определенной системы, и не направлена на достижение каких-либо дидактических целей. Часто студенты, прежде чем приступить к решению задач, требуют предоставить им какой-то алгоритм решения, хотя применение такого алгоритма не всегда возможно.
Однако задачный подход к процессу формирования профессионально значимых компетенций специалиста не сводится к простому, пусть и систематическому решению студентами задач на аудиторных занятиях и в рамках самостоятельной работы. На уровне методологии подход может быть назван задачным лишь при выполнении ряда условий.
Во-первых, для реализации задачного подхода необходимо включение задачных структур во все виды учебных занятий: в проблемные лекции, семинарские занятия при изучении теоретического материала, где задачные структуры могут быть порождены в ходе разрешения противоречий, возникающих при рассуждении. Так, например, при изучении теоретических основ любой отрасли права целесообразно конструировать учебный материал таким образом, чтобы учащиеся сами находили противоречия и стремились к их разрешению. При проведении практических занятий можно не только использовать уже имеющиеся практикумы, но и конструировать тексты задач в ходе совместной работы студентов и педагога, а также включать задачные структуры в фактологический материал, служащий основой для условий задач. Создавая задачи самостоятельно, например, на основе имеющихся судебных решений, материалов прокурорских проверок, на основе жизненного опыта и опыта работы в юридической клинике, студенты активно развивают свой творческий потенциал. Создание текстов задач самими студентами может рассматриваться как одна из форм их самостоятельной работы.
Во-вторых, задачный подход к процессу формирования профессионально значимых компетенций юриста распространяется не только на решение задач, но и на другие виды учебной деятельности студентов. Планируя педагогический процесс, преподаватель должен помнить о необходимости формирования у студентов самостоятельного продуктивного мышления путем обучения примам преобразования учебной информации. В этой связи очень интересен опыт кафедры Прикладной информатики в юриспруденции (ПИЮ) Алтайской академии экономики и права (ААЭП), выпускающей информатиков-юристов по специальности «Прикладная информатика в юриспруденции».
Для того, чтобы мотивировать студентов на самостоятельную и творческую деятельность, выбираются задачи, взятые из реальной жизни. Такие задачи должны быть понятны и значимы для студента. Для решения задачи обучаемому необходимо применить как уже имеющиеся знания, так и новые, которые еще нужно приобрести. Для большинства студентов применение полученных знаний для решения реальной практической задачи или ее подзадачи, сформулированной в рамках реальной системы, вызывает значительные трудности, а для части студентов это кажется непреодолимой проблемой. Преподаватель при этом может подсказать новые источники информации или направить мысль студентов по пути самостоятельного поиска информации. В результате студенты должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания, подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Данная