Социоаогияи еоциалная работа Вестник Нижегородского университета им Н.И. Л®бачезск®г®. Серия Социальные науки, 2010, № 4 (20), с. 132-137
УДК 316.4.051.63
МЕЖПОКОЛЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬЕ:
ДИАЛЕКТИКА ТРАДИЦИОННОСТИ И ИННОВАЦИОННОСТИ
© 2010 г. Е.Ю. Шаблыко
Уральский федеральный университет е1епа_8203 @шаП.ги
Поступила в редакцию 19.10.2010
Рассматривается сочетание традиционных и инновационных явлений в общественном развитии. Автор делает попытку определить традиционные и инновационные явления и их взаимосвязь в современной российской семье и в межпоколенном взаимодействии.
Ключевые слова: традиция, инновация, современная российская семья, межпоколенные отношения.
Социально-политические и экономические процессы, происходящие на рубеже ХХ-ХХ1 веков на постсоветском пространстве, часто определяют как процессы модернизации и трансформации, которые непосредственно связывают с понятиями «инновация» и «традиция». Для современного общества характерно усложнение социальных связей и отношений, появление новых средств коммуникации, значительно ускоривших динамику происходящих социальных процессов. Многие социальные явления несут в себе сочетание традиционных и инновационных элементов в той или иной мере.
Само слово «традиция», по мнению А.Б. Г офмана, в сегодняшней России стало модным, его постоянно используют политики, религиозные деятели, деятели культуры, публицисты и представители социальных наук. Некоторые аналитики констатируют рост в российском обществе традиционалистских тенденций, используя такие понятия, как «консервативный поворот», «взрывающая архаичность», «волна архаизации», «неотрадиционализм» [1]. Эти тенденции наблюдаются и в массовом сознании, и в сознании интеллектуалов, и в политике властей.
Понятие традиции является одним из наиболее широко используемых, фундаментальных, многозначных понятий общественно-социальных наук, имеющих множество определений.
«Традиции - это исторически складывающиеся устойчивые, повторяющиеся общественные отношения, имеющие нормативный характер и в силу этого регулирующие и упорядочивающие социальное развитие» [2].
«Традиции - это устойчивые и обобщенные нормы и принципы отношений людей в обществе» [3].
Традиции - «социальная связь людей, реализующаяся через воспроизведение ими групповых стереотипов деятельности для освоения ее новых условий и задач» [4].
Традиция - «социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного периода времени» [5].
Роль традиций в современных обществах ученые оценивают по-разному. Одни полагают, что имеет место фундаментальная детрадицио-нализация. Другие утверждают, что благодаря глобализации, информатизации, влиянию СМИ сегодня происходят процессы оживления, поддержания, конструирования разнообразных традиций, имеющих самое разное социокультурное происхождение.
Не менее актуальной является тема инноваций и их роли в развитии современного общества. Само понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях ещё в середине XIX века и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. При этом речь обычно шла о внедрении европейских способов организации производства и жизнедеятельности в традиционные (архаичные) азиатские и африканские общества. В 20-х годах прошлого века стали изучаться закономерности технических инноваций (нововведений). В экономической теории понятие инноваций появилось благодаря работе Й. Шумпетера «Экономические циклы», вышедшей в 1930 году, где автор продолжал и развивал идеи советского ученого Н.Д. Кондратьева. В своих работах Шумпетер трактовал инновацию как новую научно-организационную комбинацию производ-
ственных факторов, мотивируемую предпринимательским духом [6].
Классическая теория модернизации противопоставляла инновации традициям, полагая, что инновации непременно должны вытеснять, ломать, уничтожать традиции. В сегодняшней, обновленной теории модернизации на смену антитрадиционалистским взглядам пришли представления о модернизационном потенциале традиций. Инновационность и традиционность являются взаимосвязанными сторонами в развитии общества, культуры, науки и т.д. В широком социологическом контексте традиции необходимо рассматривать как условие всякого развития.
Проблема инноваций и их взаимосвязь с традициями возникала еще в работах классиков социологии. Приверженцы традиционалистских теорий рассматривали инновацию как некую девиацию, либо как частный случай или разновидность традиции, либо как мутацию, нарушающую целостность исходного социокультурного генетического материала.
В работах М. Вебера инновации рассматривались как явления, которые могут вызываться внешними причинами, то есть изменениями во внешних условиях существования. Но реакция на внешние изменения может быть различной, поэтому они не могут рассматриваться как необходимый фактор утверждения нового порядка вещей. Наиболее важным источником инноваций он считал влияние индивидов, испытывающих определенные «анормальные» состояния и способных оказывать особое влияние на других [7].
В 60-70-х годах XX века начинает складываться специальная междисциплинарная область научного знания - инноватика. Специалисты по инноватике используют накопленные данные самых различных наук - инженерии, экономики, социологии, психологии, культурологии и т.д.
Единство инновативности и традиционности, которое формулируется в принципе преемственности, является важнейшей предпосылкой социального прогресса. Очевидно, что в каждом конкретном случае инновация, связанная с необходимым отрицанием прежних норм и правил, начинается с проявления креатива, оригинальности, отхода от существующих общепринятых норм и традиций. В значительной мере этому подвергаются и основные социальные институты.
Под влиянием социокультурной модернизации значительным изменениям подвергся один из основных социальных институтов - семья.
Семья как структурообразующая система общественной жизни фокусирует все кардинальные изменения, происходящие в обществе, одновременно концентрируя, аккумулируя традиционные социальные явления и процессы тех или иных исторических эпох.
Так, образ крестьянской семьи эпохи аграрного традиционного общества в Российской империи представляется как большая патриархальная многопоколенная семья, живущая на основе четких, не признающих альтернатив правил поведения. Семейные отношения носили публичный характер, обсуждались или осуждались общиной. Родители являлись неоспоримым авторитетом. В крестьянском мировосприятии четко была сформирована ответственность детей перед родителями. Первичный контроль, социализация детей происходили в семье.
В эпоху советского общества структура семьи видоизменилась, на смену традиционным ценностям и установкам приходят иные, необходимые для нового этапа развития индустриального общества. Происходит демократизация семейных отношений, изменяется роль женщины в брачных союзах. Семейные отношения являются результатом правового равноправия мужчин и женщин во всех общественных сферах. Обоюдная занятость супругов, стремление к профессиональной реализации и взаимный рост культурно-образовательного уровня накладывают отпечаток и на семейные отношения. Изменяются и межпоколенные взаимоотношения. Передача опыта и основная социализация ребенка становится функцией образовательных учреждений.
В период с конца 40-х и до 80-х годов появляется детоцентрическая модель семьи, большое значение в которой придается благополучию детей, и сохранение брака часто является следствием желания сделать это ради детей. Вступление в брак осуществляется довольно рано, чаще всего для узаконения сексуальных отношений.
Современная российская семья, подвергшаяся воздействию социальных, экономических, политических изменений, значительно отличается от традиционной и советской семьи, но при этом остается незыблемой социальной константой. Среднестатистическая российская семья представляет собой нуклеарную, малопоколенную семью, с преобладанием равноправных отношений между супругами и взрослыми детьми. Несмотря на появление и рост участие отцов в воспитании и уходе за детьми одновременно наблюдается усиление равнодушия со
-♦—Браки —«—Разводы
Рис. 1. Динамика уровня брачности и разводов (число браков и разводов на 1000 человек) за 1990-2009 гг.
Таблица 1
Отношение к регистрации брака (%)________________________________________
Нужно ли, по Вашему мнению, регистрировать брак? Первый брак Повторный брак
обяза- тельно жела- тельно нежела- тельно обяза- тельно жела- тельно нежела- тельно
Женщины 61,2 33,9 4,9 21,8 56,5 21,7
Мужчины 63,4 32,3 4,3 17,2 57,9 24,9
Таблица 2
Оценки важности жизненных ценностей респондентами 32 стран Европы (в %)_____________________
Ценности Очень важно Важно Не важно, совсем не важно
Работа 58 32 10
Семья 84 13 3
Друзья 40 48 12
Свободное время 32 49 19
Политика 7 27 66
Религия 20 30 50
стороны матерей. Большое влияние на воспитание ребенка оказывают СМИ и Интернет. Современный ребенок приобретает более независимый статус в семье.
Все эти тенденции, связанные с модернизацией семьи, значительным образом влияют и на внутрисемейные связи. Межпоколенные отношения внутри этого социального института подвергаются изменениям. Взаимодействие поколений включает в себя элементы традиционной и инновационной культуры.
В настоящее время семья претерпевает демографические, культурные, социально-экономические изменения, которые отражаются на внутрисемейных связях; отношение к семье, браку, взаимодействию поколений подвергаются изменению.
По данным Федеральной службы государственной статистики, количество браков за по-
следние 50 лет в России значительно сократилось [8]. Если в 1960 г. показатель количества браков на 1000 человек был равен 12, то в 2009 г. - 8,5; количество разводов, напротив, увеличилось с 1,5 до 4,9. За период с 1990-го по 2009 год динамика брачности населения России была нестабильной, поскольку периоды снижения количества зарегистрированных браков и повышения уровня разводов сменялись периодами роста заключения браков.
Инновационным социальным явлением для российского общества являются тенденции популяризации среди населения незарегистрированных союзов, так называемых «гражданских браков». По результатам опроса «Семья и рождаемость», проведенного в сентябре - октябре 2009 г. Росстатом в 30 субъектах Российской Федерации, было выявлено, что 85% респондентов состоят в зарегистрированном браке.
Таблица 3
Суждения респондентов о будущем (%)_______________________________________
Если Вы подумаете о будущем, насколько Вам важно: Совсем не важно 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Очень важно
Чего-либо достичь в профессиональной жизни 1,2 0,4 0,8 1,3 1,5 5,7 4,1 10,8 14,3 15,3 44,6
Иметь детей 4,0 0,9 1,3 1,6 2,0 5,0 4,1 6,4 9,9 13,8 50,9
Работать, даже если бы не было потребности в деньгах 4,8 1,7 2,1 4,4 2,9 11,5 8,0 14,8 12,7 13,5 23,5
Таблица 4
Мнение респондентов о семье и семейной жизни (%)________________________________
Шкала Брак является пожизненной связью и не должен расторгаться Обязательно нужно заключать брак, если рождается ребенок
Не согласен совсем 23,9 14,7
2 14,2 11,7
3 19,1 16,6
4 16,5 18,8
Полностью согласен 26,2 38,2
Доля тех, у кого брак не зарегистрирован, увеличилась по сравнению с результатами переписи населения 2002 г.
В отношении регистрации брака у женщин и мужчин наблюдается относительное единогласие; так, 61,2% женщин и 63,4% мужчин считают регистрацию первого брака обязательным. Регистрацию второго брака поддерживают меньшее количество респондентов (табл. 1). 4,9% женщин и 4,3% мужчин считают регистрацию первого брака нежелательным. Показатель нежелания официально регистрировать отношения значительно увеличивается при рассмотрении повторного брака: так, 24,9% мужчин и 21,7% женщин считают регистрацию повторного брака нежелательной. Обязательной регистрацию повторного брака считает 21,8% женщин и лишь 17,2% мужчин.
Остаются неизменными и традиционными основные фундаментальные ценности, способствующие сохранению семьи как основного социального института. Ценность семьи велика, эти тенденции прослеживаются не только в России, но и в странах Европы [9]. Так, по данным исследования, проведенного в 32 странах Европы в 1999 году, семья является основной
ценностью в человеческой жизни для 84% опрошенных (табл. 2).
В России ситуация аналогичная: ценность семьи признается одной из основных. Так, например, результаты социологического исследования «Динамика межпоколенных отношений в современной российской семье», проведенного в Нижнем Новгороде в октябре - ноябре 2010 года показали, что для значительной части респондентов очень важным является желание иметь детей, так считают 50,9% опрошенных, и лишь 4% отметили это как совсем не важный показатель для себя (табл. 3). Данная таблица демонстрирует, что такие стремления, как достижения в профессиональной жизни и работа, уступают по своей значимости.
Блок вопросов, касающихся семейных ценностей, демонстрирует, что 26,2% опрошенных полностью согласны с утверждением, что брак является пожизненной связью и не должен расторгаться, что его необходимо заключать при рождении ребенка (38,2%).
Традиционной в семейных отношениях остается роль женщины; несмотря на тенденции, связанные с женской эмансипацией и демократизацией супружеских отношений,
Таблица 5
Роль мужчины и женщины в семье (%)_____________________________________
Шкала Женщины должны больше заботиться о семье, чем о своей карьере Мужчины должны так же, как и женщины, участвовать в работе по дому
Не согласен совсем 7,1 5,1
2 9,0 10,9
3 27,9 22,1
4 25,1 21,6
Полностью согласен 30,9 40,4
Таблица 6
Представление о взаимоотношениях между родителями и детьми (%)___________________
Суждение Не согласен совсем 2 3 4 Полностью согласен
Родители и дети должны поддерживать друг друга всю жизнь 1,6 3,1 8,8 18,3 68,3
Таблица 7
Ожидания в отношении детей (%)______________________________________
Ожидания Вовсе нет 2 3 4 Очень сильно Нет четкого ответа
Что благодаря детям Вы надолго сохраните молодость 23,0 14,7 25,4 21,5 11,9 3,6
Что Вас и Ваших детей должны связывать особые эмоциональные отношения 2,7 3,3 10,6 30,1 52,2 1,1
Что за счет детей улучшатся взаимоотношения с Вашим окружением 23,9 18,4 24,3 20,6 10,6 2,2
Что взрослые дети придут Вам на помощь в критической ситуации 3,8 3,6 12,8 28,1 50,8 0,8
Что Вы от своих взрослых детей будете постоянно получать новые импульсы 3,5 5,9 19,1 29,2 40,1 2,3
женщина должна быть прежде всего матерью. По мнению респондентов, женщины должны больше заботиться о семье, чем о своей карьере. С данной точкой зрения полностью согласны 30,9%. Но идеи равноправия супругов распространяются и на роль мужчины в семейных отношениях, появляются новые взгляды на участие супруга в работе по дому. 40,4% полностью согласны с тем, что мужчины должны участвовать в работе по дому, как и женщины.
Традиционной также остается позиция о ценности взаимоотношения между детьми и родителями. 68,3% участвующих в опросе полностью согласились с мнением, что родители и дети должны поддерживать друг друга всю жизнь (табл. 6), и только 1,6% респондентов не согласны с этим утверждением совсем.
Значительное число респондентов считают, что родителей и детей должны связывать осо-
бые эмоциональные отношения (52,2%), что взрослые дети в критической ситуации придут на помощь родителям (50,8%), лишь 3,8% респондентов склонны думать, что взрослые дети не придут им на помощь в критической ситуации (табл. 7). 40,1% придерживаются точки зрения, что от взрослых детей они будут получать новые эмоциональные импульсы.
40% респондентов отметили сильную эмоциональную близость с матерью (рис. 2), данный показатель значительно ниже в отношениях с отцом (22,4%). Причинами такого процентного распределение могут являться различные факторы, например то, что исторически основной функцией матери является воспитание детей, или то, что из-за значительного увеличения количества неполных семей дети редко взаимодействуют с биологическими отцами, что, конечно, сказывается на эмоциональной близости с ними.
близки____________________________________________близки
□ Биологическая мать □ Биологический отец
Рис. 2. Эмоциональная близость с матерью и отцом, %
Результаты исследования демонстрируют, что, несмотря на экономические, социальные изменения в современном российском обществе, институт семьи все же сохранил традиционные основы. Ценность семьи и детей является одной из основных жизненных ценностей, эмоциональная близость между родителями и детьми - один из основных факторов взаимодействия. Взаимная помощь и поддержка отнесены к категории необходимых условий сосуществования родителей и детей. Трансформация социальной действительности, изменение экономического и политического порядка, развитие новейших технологий, конечно, способствовали возникновению новых аспектов в межпоколенном взаимодействии, новых форм брачных отношений, появлению новой системы и основы для существования семьи. Например, с развитием рыночной экономики возникло такое новое для современной России явление, как семейный бизнес. Данная категория семей является еще малоизученной. Являясь традиционной формой организации взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, она несет в себе и инновационные элементы. Взаимосвязи между супругами и между поколениями осуществляются не только на основе семейных, но и деловых связей.
Список литературы
1. Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики / Под ред. А.Б. Гофмана. М.: РОССПЭН, 2008. 543 с.
2. Плахов В.Д. Традиции, их роль и место в общественных отношениях. Л., 1970. С. 275.
3. Сафронов Ю.Н. Общественное мнение и религиозные традиции. М., 1970. С. 38-39.
4. Власова В.Б. Об исторических типах традиционной ориентации // Советская этнография. 1981. № 2. С. 113.
5. Гофман А.Б. Традиции // Культурология. XX век. Энциклопедия. Гл. ред. С.Я. Левит. Т. 2. СПб.: Университетская книга, 1998. С. 265.
6. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
7. Гофман А.Б. Традиционное или рациональное? Интерпретация традиций в творчестве М. Вебера // Социологические исследования. № 4. Апрель 2008. С. 120-129.
8. http://www.gks.ru/
9. Блонин В.А. Эволюция брачно-семейных отношений в России и Германии: Историко-
сравнительный анализ // Ценность детей и межпоко-ленные отношения: Сборник научных статей / Под ред. З.Х. Саралиевой. Н. Новгород: Издательство НИСОЦ, 2008. С. 5-26.
INTERGENERATIONAL INTERACTION IN MODERN RUSSIAN FAMILY:
DIALECTICS OF TRADITIONAL AND INNOVATIVE
E. Yu. Shablyko
The article discusses the combination of traditional and innovative events in social development. The author makes an attempt to identify traditional and innovative events and their relationship to contemporary Russian family and intergenerational interaction.
Keywords: tradition, innovation, modern Russian family, intergenerational relations.