Научная статья на тему 'Межпесенный комментарий в выступлении Юрия Гарина'

Межпесенный комментарий в выступлении Юрия Гарина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
122
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
авторская песня / межпесенный комментарий / автометапаратекст / фестиваль
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межпесенный комментарий в выступлении Юрия Гарина»

И. С. Кузьмина

МЕЖПЕСЕННЫЙ КОММЕНТАРИЙ В ВЫСТУПЛЕНИИ ЮРИЯ ГАРИНА

Статья посвящена месту межпесенного комментария в выступлениях современных бардов на примере концертной программы Юрия Гарина в рамках Ильменского фестиваля 2006 года.

Ключевые слова: авторская песня, межпесенный комментарий, автометапаратекст, фестиваль.

При комплексном подходе к фестивалю авторской песни (филологический анализ текстов и анализ контекста исполнения, культурологический подход) выявляется не только тематическое, идейное или интонационное многообразие песен. По выступлению каждого автора можно говорить о его ценностных ориентирах, отношении к аудитории. Выступление автора - это его своеобразный портрет, который вызывает различное восприятие слушателей.

Общение автора с аудиторией играет немаловажную роль при исполнении песен. Активизируя внимание слушателей в коротких промежутках между исполнением песен, автор задает определенный настрой.

Общение с аудиторией, комментарии к песням, комментарии к ситуации исполнения (фестиваль, дождь, местность) - это отражение внутреннего мира автора, его открытости к людям. При помощи такого общения происходит сближение автора и аудитории. Отмечу, что контакт с аудиторией при помощи комментариев к песням устанавливают далеко не все авторы-исполнители. Кроме того, есть определенная закономерность в количестве исполненных песен, их содержании, а также интонации исполнения, манере автора и устанавливаемым контактом со слушателями. Авторы с богатым внутренним миром (о котором можно судить по вышеперечисленным параметрам) исполняют, как правило, много песен, разнообразных тематически и интонационно. По-видимому, искренний, открытый, самореализующийся и счастливый человек стремится поделиться размышлениями, переживаниями со всем миром, спеть хочется очень много.

Зачастую общение с аудиторией при переходе от одной песни к другой, или автометапаратекст (текст, произносимый между песнями; термин введен в диссертации А. Н. Ярко «Вариативность рок-поэзии (на материале творчества Александра Башлачева)») говорит и об уверенности автора, его раскованности и известности. Так, выступление Юрия Гарина, автора-исполнителя из Москвы, на Ильменском фестивале 2006 года наполнено комментариями к песням и беседой со слушателями. Остановимся на анализе автометапаратекста, а также анализе текстов песен в выступлении Юрия Гарина более подробно.

Выступление автор начинает словами: «А че такие грустные все? Не хлопает никто, не кричит. А где народ весь? Народу здесь бывало и побольше. Ну в любом случае всех вас с праздником - открытием 30 фестиваля! Веселенькое, говорите? А грустное никак не идет? Начну с песни, с которой всегда начинаю, которую вы, может быть, слышали. Называется “Здравствуйте, люди мои дорогие”. Слышали! Девушки всегда все слышат и знают намного больше, чем мы».

Обращение Юрия Гарина к аудитории хоть и предполагает установление диалога с аудиторией, носит все же в большей степени монологичный характер. В интонации, в самих словах слышится уверенность и ощущение себя в позиции «над» по отношению к слушателям. Несмотря на вступительное слово равноправное общение, положение автора и слушателей не устанавливается с началом выступления Гарина. Здесь следует за-

метить, что Гарин - уроженец Челябинска, и его присутствие на фестивале во многом определяется оппозицией «провинциальное» - «столичное».

Следующая за комментарием песня исполнена с бодрой интонацией, посредством песни автор, видимо, и стремится установить основной контакт со слушателями.

Здравствуйте, люди мои дорогие,

Умные, добрые, честные, злые.

Всех я сегодня к себе приглашаю:

Будут вам песни и бублики к чаю...

Не влюбленные и любящие, люди будущего

и без будущего!

Если не было, так будет еще, все еще впереди.

К исполнению следующей песни он переходит сразу, без комментариев, а третью -«Сжигаю мосты» на стихи Юрия Левитанского - комментирует коротко и нейтрально: «песня лирическая, немножко грустная».

Далее, после исполнения этой песни, Юрий Гарин второй раз вступает в общение с аудиторией. Его обращение напоминает характер ведущего массового мероприятия: «Народу уже, по-моему, больше стало. Давайте крикнем: все сюда! Слабовато. Надо хором» (призыв крикнуть повторяется). И далее - объявление названия следующей песни: «“Население Москвы” песня называется», за которым следует непосредственно исполнение. В этих межпе-сенных фразах нет цели поделиться чем-то сокровенным, интимным (как в выступлениях некоторых авторов-исполнителей), текст, произнесенный между песнями, не является дополнением, трактовкой или комментарием к песням (а если является, то редко и немного). Возможно, автор не считает это чем-то важным, считает песню достаточной для того, чтобы понять автора, а возможно, свидетельствует о закрытости автора от слушателей.

Следующие две песни предваряют краткие комментарии: «Горнолыжники есть в зале? «“Монолог горнолыжника” песня называется»; «Новый романс, который называется “У случая в плену”». Здесь нет ни отношения автора к песням, ни к аудитории. Он просто начинает петь, песня важнее и содержательнее каких бы то ни было комментариев.

Перед началом исполнения другой песни автор снова мимоходом привлекает внимание слушателей: «Давайте сегодня совершим виртуальную прогулку по Москве с помощью такой моей песенки, которая так и называется - “Прогулки по Москве”. Здесь есть некоторое, весьма незначительное движение в сторону объединения аудитории, стремления к пониманию и вниманию слушателей. Однако сам выбор интонации - прогуляться с москвичом по Москве - возвращает оппозицию «провинциальное» - «столичное», заявленную в начале.

«Может быть, вы хотите что-нибудь услышать? С удовольствием выслушаю вашу заявку. “Петербург”? а вы из Питера? Ладно, тогда че-нибудь другое. Финальную спою такую песенку. Песня про любовь. Она называется “Ханума ты моя Ханума”. Знаете, да? А свистеть умеете? Давайте». В данном автометапаратексте мы слышим опять комментарий массовика-затейника и некоторую попытку установить диалог со слушателями. Он вроде бы готов исполнить любую песню по заявкам, учесть пожелания аудитории, но продолжает петь то, что, видимо, заранее запланировал. Здесь опять наблюдается некоторое пренебрежение публикой и самовозвышение автора над нею.

Комментарий к следующей песне носит также монологический характер: «Пришли такие хорошие дети. Хочется спеть песню детскую. Детскую песню для взрослых. Потому что каждый ребенок так или иначе вырастет. Давно я написал такую песню, она называется “Белая лошадка”. Дети, а все мы были ими, мы любили щелкать языком. Давайте на минуту впадем в детство и споем эту песню про лошадку».

Завершает выступление Юрий Гарин словами: «Спасибо, дорогие друзья! Я бегу на главную сцену! Мы еще увидимся обязательно. Вы мне сейчас хорошо похлопаете». И здесь - возвышение над слушателями и уверенность в себе.

Судя по тексту, произнесенному Юрием Гариным между песнями, а также по выступлению других авторов, общение с аудиторией посредством комментариев к песням и непосредственному обращению к аудитории занимает в бардовском мире весьма незначительную позицию. Сам формат бытования авторской песни (походная, костровая песня для небольшой аудитории) исключает те элементы, которые вынужден включить в свой автометапаратекст Гарин во время выступления на большой площадке. Проанализированные нами фрагменты его обращений к слушателям показывают развитие внутреннего конфликта в самой субкультуре авторской песни. Это конфликт между установкой на интимизацию исполнения и форматом «большого шоу», который воспроизводится в рамках фестиваля. В самом этом конфликте мы можем усматривать одновременно и перспективы развития авторской песни и опасность ее вырождения и перерождения в ярко выраженный эстрадный жанр.

Список литературы

1. Дьякова, Л. Н. Русская авторская песня в лингвистическом и коммуникативном аспектах. М., 2007.

2. Кофанова, В. А. Авторская песня как семиотическая система // Язык и текст в пространстве культуры : сб. статей научно-методич. семинара «Тех1;ш». Вып. 9. СПб. ; Ставрополь, 2003. С. 144-149.

3. Левина, Л. А. Грани звучащего слова (эстетика и поэтика авторской песни) : монография. М., 2002.

4. Ничипоров, И. Б. Авторская песня как предмет литературоведческого, лингвистического и междисциплинарного изучения. URL : (http://www.bards.ru/press/press_show. php?id=287; http://www.portal-slovo.ru).

5. Ярко, А. Н. Вариативность рок-поэзии (на материале творчества Александра Баш-лачева) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.