Научная статья на тему 'Автометапаратекст и духовный портрет автора (на материале автокомментариев В. С. Высоцкого)'

Автометапаратекст и духовный портрет автора (на материале автокомментариев В. С. Высоцкого) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
281
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМЕТАПАРАТЕКСТ / КЛЮЧ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ / ДУХОВНЫЙ ПОРТРЕТ АВТОРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Савчук Илья Николаевич

В статье рассматривается роль автометапаратекста в создании духовного портрета автора. Большое значение при анализе произведений В. Высоцкого играет соотношение «сказанного» и «написанного». Изучение цитат классиков XIX века и аллюзий на них существенно расширяет скрытые смыслы песни «Татуировка». Образ биографического автора предстает как личность ироничная, сложная, за кажущейся простотой формы скрывающая серьезные драматические коллизии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автометапаратекст и духовный портрет автора (на материале автокомментариев В. С. Высоцкого)»

УДК 821.161.1

И.Н. Савчук

АВТОМЕТАПАРАТЕКСТ И ДУХОВНЫЙ ПОРТРЕТ АВТОРА (на материале автокомментариев В.С. Высоцкого)

В статье рассматривается роль автометапаратекста в создании духовного портрета автора. Большое значение при анализе произведений В. Высоцкого играет соотношение «сказанного» и «написанного». Изучение цитат классиков XIX века и аллюзий на них существенно расширяет скрытые смыслы песни «Татуировка». Образ биографического автора предстает как личность ироничная, сложная, за кажущейся простотой формы скрывающая серьезные драматические коллизии.

Ключевые слова: автометапаратекст, ключ к интерпретации, духовный портрет автора.

Яш проникновения во внутренний мир художника очень важным бывает услышать его голос. В случае с В. Вы-имеем такую возможность.

Словесное сопровождение Высоцким своих выступлений становится и одним из ключей к интерпретации его произведений. Этой проблемой сейчас занимается достаточно большое количество исследователей (например, Ю.В. Доманский, Ю.Б. Орлицкий, А.Н. Ярко, А.Н. Безрукова и др.), которые изучают связь «сказанного» и «написанного» (а точнее - «спетого») Высоцким. Перед рассмотрением указанного соотношения нужно «договориться» о термине автометапаратекст.

«Советский энциклопедический словарь» дает нам следующее толкование составляющих этого термина: АВТО (от греч. autos - сам) - часть сложных слов, означающая «свой», «само...»; МЕТА (от греч. meta - между, после, через) - часть слов, означающая промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому; ПАРА (от греч. para - возле, мимо, вне) - часть слов, означающая находящийся рядом, а также отклоняющийся от чего-нибудь, нарушающий что-либо [см. об этом подробнее:10, с. 15, 795, 966].

Используя данный термин, нельзя не учесть расширенное определение понятия «метатекст», которое дал составитель словаря-справочника

«... Очень мешаешь мне! Ну не щелкай, ну пусть работает от начала до конца. Ну что я с вами все время веду борьбу, с магнитофонщиками, куда ни приеду! Пускай работает, крутится. Что, пленки жалко, что ли? Выбери потом, речь вырежь, и все. Я же не претендую, чтобы каждое мое слово потом оставалось в истории... »

Автокомментарий к песне, исполненной 28.04.1980 г. в г. Москве, НИИ «Витамин» [11, с. 102].

«Русский синтаксис в алфавитном порядке»

А.М. Ломов. Этот термин введен «для обозначения предложений и сочетаний слов, посредством которых говорящий раскрывает характер собственного речевого поведения» [5, с. 137].

Таким образом, автометапаратекст - это «текст» (точнее, живая речь самого автора), следующий, находящийся (в семантическом плане) «около», «рядом» с произведением (песней), выполняющий пояснительную функцию относительно основного произведения.

Термин «автометапаратекст» был использован исследователем А.Н. Безруковой в статье, где рассматривается концертная деятельность Высоцкого. Как правило, форма существования песен Высоцкого - концерт. На это указывает сам автор: «Мне нужны живые глаза, а иначе это все -писание в корзину. Если ты не спел песню людям - это все равно, что написал роман и выбросил его или сжег...» [11, с. 136]. Во время выступлений можно было услышать автокомментарии, которые были связующими элементами для всей ткани концерта.

Помимо этой соединительной роли, указанные дополнения имели и смысловую нагрузку, т.к. «авторское вступление <...> обеспечивает ролевой характер песен, способствует экспликации заглавия» [12].

Но зачем вводить новый термин, а не оставить уже существующие «авторские вступления» или «авторский комментарий»? По словам исследователя Ю.В. Доманского, «авторское вступление» или «авторский комментарий» являются слишком «широкими» определениями и не всегда точно отражают специфику того явления, о котором идет речь. Итак, автометапаратекст - «это текст несамостоятельный, вспомогательный, он расположен “рядом” с так называемым “основным текстом” (самой песней), принадлежит автору песни и содержательно направлен на ту песню, то есть это текст о песне» [3, с. 71], - отмечает Ю.В. Доманский.

Автометапаратекст является способом изучения вариативности названий песен, а также выполняет роль связующего звена между автором и произведением: «Я всю жизнь прожил напротив, вот здесь, когда это здание было просто кирпичной коробкой, - я жил в Большом Каретном переулке. И место около этого здания и серого -рядом - было самое мое любимое. И весной, в первый день, когда было - не слякоть, а чуть-чуть подтаивало, и уже девочки начинали играть в “классики”, - я сюда приходил и просто стоял, смотрел на людей, которые проходили...» [11, с. 99]. Так говорил поэт перед исполнением известной песни «Большой Каретный», подготавливая слушателей к определенному (нужному ему) способу восприятия его произведения.

Представляется необходимым сказать несколько слов по поводу достоверности автокомментариев поэта. Ю.В. Доманский отмечает, что «относительно автометапаратекстов Высоцкого мы вряд ли можем с полной уверенностью утверждать то, что эти слова принадлежат в строгом смысле автору. Да, произносит эти слова

В.С. Высоцкий, но В.С. Высоцкий в своей жизни произносит и много других ролевых текстов; в данном случае - перед нами роль, например, ав-тора-исполнителя, которая в следующей за автометапаратекстом песне может сменяться ролью какого-либо персонажа - я песни» [3, с. 77]. Ю.В. Доманский справедливо полагает, что «и в автометапаратекстах, и в авторских заглавиях перед нами не биографический автор, пытающийся все объяснить, а синкретический субъект, объединяющий в себе автора и героя» [3, с. 77].

Высоцкий на своих концертах часто «работал» на местное начальство, стараясь не доставить неприятностей ценителям его творчества, людям,

пригласившим его. Он мог лукавить, говоря, что та или иная песня звучала в таком-то кинофильме, в спектакле. Это не соответствовало действительности, но «легализовало» произведения. Однако поэт мог говорить и чистую правду.

Иногда, пытаясь проанализировать то, что сам написал, Высоцкий делал шаги к рациональному осмыслению своего творчества. Яркий пример тому - автометапаратекст к песне «Парус»: «Когда я ехал в машине сегодня, меня вот эта девушка, которая меня сопровождала. говорит: “Там чего-то про дельфина, что же, это такое “Дельфин”? Может, это тот корабль, у которого патронов нету?” В общем, там много было вопросов. Не ищите никакой логики. Дело в том, что эта песня, в отличие от всех моих других - они все новеллочки такие, там что-то происходит, - я попытался сделать ее всю из беспокойных фраз. Ну, потому что очень беспокойное время, и всех интересует все - не только у себя дома, но и везде... Это такая абстрактная песня (дек. 1967)» [4, с. 49].

На наш взгляд, автометапаратекст следует рассматривать и как своего рода путь к изучению духовного портрета биографического автора (термин Б.О. Кормана). Конечно, как уже отмечалось выше, необходимо учитывать и тот факт, что Высоцкий был актером, и свои песни он не только пел, но и «играл». Рассказывая своим слушателям о песне, которую он готовится «показать» (Высоцкий свои песни, по его словам, «показывал»), поэт часто «надевал» на себя ту или иную маску. Тем не менее, надо отметить, что многие песни Высоцкого автобиографичны или основаны на реально происходивших событиях (по крайней мере, автор хотел, чтобы мы в это верили). Поэтому в том, что говорит поэт перед исполнением песни, можно усмотреть его собственное отношение к изображенному: за «концепцией» ролевого героя слушатель безошибочно «угадывает» точку зрения автора. А если субъект речи -лирический герой, то автометапаратекст дает нам возможность получить дополнительную информацию о том, что же действительно занимало Высоцкого в тот или иной период его жизни.

Совершенно очевидно, что для характеристики большого художника существенным является момент создания его первого произведения, в котором уже улавливается стиль («почерк») будущего Творца. Замечательный исследователь, родоначальник биографического метода, критик, автор интереснейших биографических очерков-

«медальонов» Ш. Сент-Бев по этому поводу заметил следующее: «Самое важное для биографа великого писателя, великого поэта - это уловить, осмыслить, подвергнуть анализу всю его личность именно в тот момент, когда более или менее удачное стечение обстоятельств - талант, воспитание, окружающие условия - исторгает из него первый его шедевр. Если вы сумели понять поэта в этот критический момент его жизни, развязать узел, от которого отныне протянутся нити к его будущему, если вам удалось отыскать, так сказать, тайное звено, что соединяет два его бытия - новое, ослепительное, сверкающее, великолепное, и то - прежнее - тусклое, замкнутое, скрытое от людских взоров, которое он предпочел бы навеки забыть, -тогда вы можете сказать, что знаете этого поэта, что постигли самую суть его, <.> и тогда вы достойны стать равноправным и неутомимым спутником на всем его дальнейшем жизненном пути, исполненном новых чудес» [8, с. 49].

Как известно, первой песней Высоцкого была «Татуировка»1, которую он написал в 1961 г. в Ленинграде. Вот что говорит об этом сам поэт: «Я первую песню свою написал в Ленинграде, здесь, пять лет тому назад. Ехал однажды летом в автобусе и увидел впереди себя человека. У него была распахнута рубаха, и на груди - татуировка: женщина нарисована, красивая женщина. И внизу было написано: “Люба, я тебя не забуду!”. И потом я написал песню, которая называется “Татуировка”. Но, правда, вместо “Любы” для рифмы поставил - “Валя”» [11, с. 65].

Приведем текст этой песни:

Не делили мы тебя и не ласкали,

А что любили - так это позади, -Я ношу в душе твой светлый образ, Валя,

А Леша выколол твой образ на груди.

И в тот день, когда прощались на вокзале,

Я тебя до гроба помнить обещал, -Я сказал: «Я не забуду в жизни Вали!»

«А я - тем более!» - мне Леша отвечал.

И теперь реши, кому из нас с ним хуже,

И кому трудней - попробуй разбери:

У него - твой профиль выколот снаружи,

А у меня - душа исколота снутри.

И когда мне так уж тошно, хоть на плаху, -Пусть слова мои тебя не оскорбят, -Я прошу, чтоб Леша расстегнул рубаху,

И гляжу, гляжу часами на тебя.

Но недавно мой товарищ, друг хороший,

Он беду мою искусством поборол:

Он скопировал тебя с груди у Леши И на грудь мою твой профиль наколол.

Знаю я, своих друзей чернить неловко,

Но ты мне ближе и роднее оттого,

Что моя - верней, твоя - татуировка Много лучше и красивше, чем его! [2, с. 17].

Так как сам Высоцкий объявил «Татуировку» своей первой песней, то она привлекала и привлекает внимание многих исследователей. Например, А.В. Скобелев и С.М. Шаулов отмечают, что в этом произведении нет еще «характерного для последующего творчества поэта острого, часто смертельного конфликта. Коллизия “Татуировки” тоньше и лиричнее - соперничество любви и дружбы - главных нравственных ориентиров героя. “Не делили” и “не ласкали” - подано как достоинство отношения друзей к Вале, что, конечно же, характеризует и ее, в отличие от героини песни “Сегодня я с большой охотою”» [9, с. 41].

Носитель речи в «Татуировке» - представитель вполне определенного «тесного круга», но чувства, описанные им, «возвышают» человека стихотворения Высоцкого «над его кругом».

Подобная лирическая ситуация действительно является аллюзией к совершенно определенному тексту, что во многом проясняет характер ролевого героя, да и, видимо, самого биографического автора - Высоцкого: «Сквозь прозаическую заземленность и обытовленность просторечия с его социальной и возрастной определенностью проступает, как это ни покажется странным, драматически преобразованное пушкинское “Я вас любил”» [9, с. 41], - справедливо заметили

А.В. Скобелев и С.М. Шаулов. Интересна в данной ситуации не только перекличка «чувств добрых», («Как дай вам бог любимой быть другим»), но и то, что в «Татуировке» «лирическое переживание опредметилось обстоятельствами места и образа действия, пушкинский предполагаемый “другой”, которому “дай бог” любить так же, олицетворился в образе Леши» [9, с. 41], -продолжают А.В. Скобелев и С.М. Шаулов.

Об «образах на груди» или «в груди» писали и другие поэты, например, Дж. Г. Байрон в стихотворении 1806 г. «К Мэри, при получении ее портрета» («Твоей красы здесь отблеск смутный, / Хотя художник мастер был.»), Е.А. Баратынский в «Уверении» 1824 г («Но вас носил в святыне сердца ...»). Исследователи указывают также на связь

«Татуировки» с известным лермонтовским «Расстались мы, но твой портрет / Я на груди своей храню.» (1837 г.), и в данном случае Н.И. Рудник справедливо отмечает, что «Высоцкий эту “портретную галерею”, заезженную донельзя уже в советское время, обращает в свою противоположность. Если лермонтовский герой хранит портрет возлюбленной на груди, то почему нельзя сберечь ее образ в буквальном смысле, реализуя тем самым лермонтовскую метафору?» [6, с. 70].

В «Татуировке», по сравнению с шедеврами высокой лирики XIX в., как будто изображена заурядная ситуация «любовного треугольника», рассказанная с использованием просторечий. Но, как уже отмечалось выше, здесь наблюдается определенная литературная игра, за которой кроется вера в читателя «идеального», который «увидит в произведении не только его личного автора, но множество субъектов, сознание целой эпохи культуры, которой данный автор принадлежит, и более того, большой хор голосов истории культуры, создавшей и данную эпоху, и данное произведение» [7, с. 120] .

На фоне стилистического снижения (свойственного некоторым образцам поэзии ХХ в. и поэзии самого Высоцкого), за упрощением и переосмыслением известных моделей поведения с позиции современности неумолимо проступают вечные проблемы человечества, что и должен почувствовать «идеальный читатель».

Интересным представляется тот факт, что у Высоцкого практически не было читателя, у него был слушатель. Поэтому «концепирован-ный читатель» (духовная инстанция, которая «видит за текстом автора» и «вступает в диалог с автором произведения как личностью» [7, с. 119]) относительно феномена Высоцкий превращается в «концепированного слушателя», о чем свидетельствует следующий автометапаратекст: «И эти песни называются песни-монологи, и даже на пластинках пишут: монологи. Ну, как хотят, пусть это монологи. Для меня каждая моя песня - это не монолог, а наоборот - диалог с людьми, которым я пою.» [11, с. 235].

Высоцкий неоднократно говорил, что свои песни он начинал писать, ориентируясь на узкий круг друзей1, людей, которые хорошо знали и любили самого биографического автора3, и этот автометапаратекст совершенно определенно характеризует Высоцкого как личность, высоко трактующую традиционный для лирики образ

дружбы (достаточно вспомнить «Мой друг уехал в Магадан», «Что сегодня мне суды и заседанья», «Возвратился друг у меня», «Старательская» и др.).

Итак, каким же образом автометапаратекст, предпосланный к выступлению Высоцкого с песней «Татуировка», и сам текст песни раскрывают внутренний мир автора?

Во-первых, автор настаивает (противореча реальным фактам) на том, что это его первая песня. Видимо, как указывалось выше, «Татуировка» была для него очень значима и в качестве автохарактеристики.

Во-вторых, за простым, даже приземленным «жизненным сюжетом» - встреча с татуированным человеком - кроется, как выясняется, огромная культурная традиция, включающая такие «высокие» шедевры, как «К Мэри, при получении ее портрета» Байрона, «Уверение» Баратынского, «Я вас любил .» Пушкина, «Расстались мы, но твой портрет. » Лермонтова.

Традиция «хранить» на груди медальон с портретом когда-то любимой женщины трансформируется в примитивный, на первый взгляд, образ татуировки, связанный с демократическими, если не деклассированными, слоями общества. Кстати сказать, Высоцкий понимает это и выражает с помощью иронии - этой «интеллектуальной оговорки» (Т. Манн). При этом (и это в-третьих) нельзя отрицать глубинный смысл «Татуировки», указывающий на то, что искренняя любовь, сердечность, дружба, благородство свойственны и людям простым, носителям самой невысокой культуры. Последнее подтверждает, что по большому счету все люди равны - испытывают одинаковые чувства (горя, радости, разочарования, надежды), но по-разному их выражают. «“Низкая” действительность у Высоцкого часто единственная действительность, в ее рамках возникает дружба, любовь, проявляются благородные качества души» [12, с. 70], - отмечает исследователь лирики поэта ГА. Шпилевая.

Таким образом, облик автора предстает перед нами в очень сложном виде. Это человек, безусловно, образованный, хранящий в памяти и интерпретирующий лучшие образцы мировой лирики любви и дружбы. Благородные черты героев стихотворений Байрона, Баратынского, Пушкина, Лермонтова свойственны и самому автору «Татуировки». Образ автора - личность ироничная, склонная и к самоиронии, что проясняет отношение Высоцкого к действительности - гру-

бой, жестокой, часто не принимающей и даже отторгающей как «чувства добрые», так и саму поэзию (в том числе и его собственное творчество). Однако здесь мы имеем дело с иронией, родственной романтической, которая «начинается с движения от худшего к лучшему, причем лучшее ослабляет худшее, показывает, как убоги отпущенные ему средства, как малы его права на существование». «Худшее, меньшее, относительное хочет нам навязать себя, будто оно и есть все, будто оно и вселенная одно и то же. Ирония притворяется, что принимает эти притязания, и, поощряя, соглашаясь, тут же наносит непоправимые полемические удары» [1, с. 83], - писал исследователь Н.Я. Берковский. За нелитературными «красивше», «выколол твой образ», «до гроба помнить обещал», «душа исколота снутри» встают благородные движения души и сердца как ролевого героя, так и самого автора.

Что касается автометапаратекста к «Татуировке», то он, будучи нарочито простым, стимулирует читателей, слушателей, комментаторов пристально вглядываться и вслушиваться в текст: ведь не только татуированного человека видел Высоцкий в Ленинграде, центре мировой культуры!

Как видно, ожидание нас не обмануло - за, казалось бы, примитивной подачей материала кроются высокая традиция и не менее высокие чувства.

Примечания

1 Справедливости ради следует отметить, что песня «Татуировка» не первая у Высоцкого. Ранее, в 1960 г., Высоцким была написана песня «Сорок девять дней». Однако поэт позиционирует ее как более позднюю. Почему? Сделаем предположение, что, наверное, с песни «Татуировка» начинается всем известный и любимый Высоцкий, здесь берет начало его самобытный стиль, который не спутать ни с каким другим [см. об этом подробнее 4, с. 9].

2 Об адресатах своих песен автор говорит следующее: «Некоторые - исполняю только тем, кому они посвящены. В данном случае песню, которую вы просите спеть, - о нем, о моем друге, который ищет золото и так далее, - я исполняю ему лично, наедине, в присутствии только, может быть, его жены и моей, и все» [см. об этом подробнее 11, с. 322].

3 В данном случае мы, пожалуй, имеем дело с уникальным явлением: друзьями Высоцкого стали представители всех слоев населения страны и даже, может быть, всего мира.

Библиографический список

1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. -Л.: Изд-во «Худож. лит.», 1973. - 568 с.

2. Высоцкий В.С. Сочинения в двух томах I

В.С. Высоцкий (предислов. С. Высоцкого I под-гот. текста и коммент. А. Крылова). - Екатеринбург: Изд-во «У-Фактория», 1996. - Т. I. - 544 с.

3. Доманский Ю.В. Заглавие песен В. Высоцкого в структуре концертных автометапаратекстов II Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2007-2009 гг.: Сборник научных трудов. -Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2009. - С. 71-78.

4. КрыловА.Е., КулагинА.В. Песни Владимира Высоцкого. Материалы к комментарию. На правах рукописи. - М.; Коломна, 2009. - 188 с.

5. ЛомовА.М. Русский синтаксис в алфавитном порядке: Понятийный словарь-справочник. - Воронеж: Изд-во Воронеж гос. ун-та, 2004. -400 с.

6. Рудник Н.И. Проблема трагического в поэзии В.С. Высоцкого. - Курск: Изд-во КГПУ, 1995. - 245 с.

7. Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности. - Воронеж: Изд-во Логос-Траст, 1994. - 262 с.

8. Сент-Бев Ш. Литературные портреты, критические очерки. - М.: Изд-во «Худож. лит.», 1970. - 582 с.

9. Скобелев А.В., Шаулов С.М. Владимир Высоцкий: мир и слово. - Воронеж: Изд-во МИПП «Логос», 1991. - 175 с.

10. Советский энциклопедический словарь I Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. - М.: Изд-во Сов. энциклопедия, 1986. - 1600 с.

11. Старатель. Еще о Высоцком: Сборник воспоминаний I Сост. А. Крылов, Ю. Тырин. - М.: Изд-во МГЦ АП, Аргус, 1994. - 400 с.

12. Шпилевая Г.А. О взаимодействии лексикосемантических сфер в поэзии В. Высоцкого II Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2007-2009 гг.: Сборник научных трудов. - Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2009. - С. 62-70.

13. http:IIvv. mediaplanet. ruIartidesIBezrukova-Smisloobrazuyushchaya_funktsiyaI.text

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.