УДК. 159.99
Чевтаева Алёна Валерьевна,
студентка группы «16НП1»
Пензенского государственного университета,
e-mail: alenkachevtaeva1 @gmail .com
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СРЕДЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Аннотация: В данной статье рассматриваются такие понятия как межнациональное взаимодействие и толерантность. Анализируется их роль в отношениях между разными этническими группами студенческой молодёжи. Приводятся результаты исследования проблем толерантности студентов в межнациональных отношениях, индекса толерантности с помощью методики Солдатовой Г.У, Кравцовой О.А., Хухлаева О.Е., Шайгеровой Л. А.
Ключевые слова: национальная принадлежность, этнос, межнациональные отношения, межэтническая толерантность.
Chevtaeva Alena Valerevna,
student group "16НП1» Penza state University email: alenkachevtaeva1@gmail.com
INTERETHNIC RELATIONS AMONG STUDENTS
Abstract: This article deals with such concepts as interethnic interaction, tolerance. The author studies the role they play in relations between different ethnic groups of students. Conducts a survey on the problems of tolerance of students in international relations, as determined by the method of tolerance index (authors: Soldatova G. U, Kravtsova O. A., Huhlaev O. E., Shaigerova L. A.).
Key words: nationality, ethnic group, interethnic relations, interethnic tolerance.
Национальная принадлежность становится в современном обществе существенным критерием восприятия людьми друг друга. Зачастую, людям трудно взаимодействовать с людьми другой нации. Это обусловлено политическими и религиозными проблемами, как между государствами, так и в пределах одного государства. Так же, часто, люди пренебрегают изучением традиций и обычий того или иного государства, что тоже может привести к межнациональному разладу и нарушению прав
определенного этноса [1, с. 173]. Значительное место в национальной политике государства отводится проблемам межнационального взаимодействия, в том числе и студенческой молодежи, которая, как известно, наиболее восприимчива к межнациональным отношениям.
Межнациональные отношения - это особый вид социальных отношений, которые осуществляются между народами (этносами) в разных сферах общества [3, с.174]. Межнациональные отношения -многоаспектное явление. Они подразделяются на два основных направления - это отношения между национальностями в пределах одного государства и отношения между разными нациями-государствами.
Существует несколько форм взаимодействия этносов - мирное сотрудничество и этнический конфликт. К основным формам мирного сотрудничества можно отнести этническое смешивание и этническое поглощение. Этническое смешивание подразумевает под собой стихийное смешение различных этносов на протяжении многих лет, результатом которого становится образование единой нации. В результате этнического поглощения (ассимиляции) происходит растворение одного народа в другом. Ассимиляция может иметь мирный и насильственный характер [2, с.64].
Наиболее цивилизованный путь объединения народов — многонациональное государство, в котором соблюдаются права и свободы каждой нации. В таких государствах сразу несколько языков являются государственными, таким образом, ни одно национальное меньшинство не растворяется в общей культуре [6, с. 54]. С многонациональным государством тесно связано понятие культурного плюрализма. Он отражает успешную адаптацию одной культуры без ущерба для другой.
Что касается этнических конфликтов, то расовая и национальная дискриминация не соответствует принципам, действующим в современном мировом сообществе, поэтому любые формы ее проявления вызывают потребность в регулировании и принятии мер по предотвращению. Любое
современное государство стремится не допустить национальной розни, уничтожая и не допуская любые различия в правах народов[4, с. 162].
С межнацильными отношениями тесно связано, такое понятие, как толлерантность. Современный словарь психологии трактует понятие толерантность как установку на либеральное, уважительное отношение и понимание поведения, убеждений, национальных и иных традиций и ценностей других людей, отличающихся от собственных. Нередки случаи, когда студенты проявляют нетолерантность по отношению к другим меньшинам. На этой почве возникают конфликты, которые порой влекут за собой серьёзные последствия [5, с. 64].
Таким образом, целью исследования является изучение межнациональных отношений в студенческой среде.
Объект исследования - межнациональные отношения в студенческой
среде.
Предмет исследования - студенты.
Гипотеза исследования - толерантность в межнациональных отношениях в студенческой среде возрастёт, если разработать конкретные направления формирования межэтнической толерантности в студенческой среде.
В ходе эмпирического исследования использовались следующие методики: экспресс - опросник «Индекс толерантности» Солдатовой Г.У, Кравцовой О.А., Хухлаева О.Е., Шайгеровой Л. А.; анкета по проблемам толерантности студентов в межнациональных отношениях; статистическая обработка данных проводилась с применением параметрического t-критерия Стьюдента.
Для проведения исследования нами были опрошены 30 человек в возрасте от 18 до 27 лет, на базе ФГБОУ ВО ПГУ.
По итогам исследования (экспресс-опросник «Индекс толерантности» Солдатовой Г. У. О.А.Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой) были получены следующие результаты.
Низкий уровень толерантности обнаружен у 13,3% испытуемых в эмпирической группе, и 16,7% испытуемых в контрольной группе, что может свидетельствовать о высоком уровне интолерантности респондентов и наличии у них выраженных интолерантных установок по отношению к обществу и окружающей среде.
Средний уровень толерантности выявлен у 33,3% испытуемых в эмпирической группе, и у 33,3% испытуемых в контрольной группе. Данные результаты характерны для респондентов со смешанным набором толерантных черт и интолернатных черт. Чаще всего, проявление той или иной черты зависит от социальной ситуации и условий, в которые попадает человек.
Высоким уровнем толерантности обладают 3,33% в эмпирической группе, и ни одного в контрольной. Мы можем предполагать, что представители этой группы обладают ярко-выраженными чертами толерантной личности. Но следует учитывать, что высокие результаты могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанных, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также стоит учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности. Среднее значение «Индекса толерантности» на констатирующем этапе исследования составляет: в контрольной группе -64 баллов, в эмпирической группе - 68 баллов.
Далее был проведен анкетный опрос по проблемам толерантности в межнациональных отношениях. Было отмечено, что у большинства студентов, как контрольной, так и эмпирической группы преобладает средний и низкий уровень толерантности. В целом, у обеих групп можно констатировать примерно одинаковый уровень общей толерантности.
Далее была проведена программа тренинговых занятий по формированию коммуникативной толерантности у студентов вузов.
На контрольном этапе эксперимента была использована та же методика исследования, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Для полноценной оценки эффективности разработанной программы тренинга по формированию толерантности у студентов вуза, проведенного на формирующем этапе исследования, было проведено диагностирование обеих групп - контрольной и эмпирической.
По результатам экспресс-опросника «Индекс толерантности» Солдатовой Г.У., целью которого является изучение общего уровня толерантности, были получены следующие данные.
После проведения тренинга, в эмпирической группе испытуемых с низким уровнем толерантности не выявлено, после проведения тренинга заметно повысился средний уровень и высокий уровень.
В контрольной группе результаты обследования остались практически на прежнем уровне, высокого уровня толерантности на момент проведения заключительного обследования у контрольной группы не выявлено.
Если проанализировать динамику средних значений, то после формирующего этапа эксперимента, у эмпирической группы повысился уровень общей толерантности на 28%, а у контрольной лишь на 7%. Динамика роста показателей уровня толерантности у эмпирической группы относительно контрольной составила 21%.
Статистически значимая разница между данными контрольной и эмпирической группой на констатирующем этапе не обнаружена ^Эмп= 1,6; 2,05<1Кр<2,76; p<0.05).
Обнаружена статистически значимая разница между данными контрольной группы на констатирующем и контрольном этапами ^Эмп= 2,4; 2,14<1Кр<2,98; p<0.05).
Обнаружена статистически значимая разница между данными эмпирической группы на констатирующем и контрольном этапами ^Эмп = 4,3; 2,14<1Кр<2,98; p<0.05).
Среднее значение данных эмпирической группы на контрольном этапе эксперимента (М=87,5 SD=13,94) статистически значимо увеличилось в среднем на 16,1 по сравнению с констатирующим этапом ^=71,4 SD=15,19).
Исходя из результатов проведенного исследования, мы провели сравнительный анализ сформированности толерантности у студентов контрольной и эмпирической групп. Из представленных данных видно, что у студентов эмпирической группы повысился как общий уровень толерантности, так и уровень отдельных ее составляющих: сгладились некоторые негативные коммуникативные установки, повысился уровень самоуправления в общении, возрос уровень эмпатийных способностей. Следовательно, можно сделать вывод, что разработанная нами тренинговая программа оказалась довольно эффективной в формировании коммуникативной толерантности у студентов вуза.
Список литературы
1. Гребенец Е. С. Формирование коммуникативной толерантности у старшеклассников во внеучебной деятельности: Автореф. Дис. ... канд. педагог. наук. — Москва, 2013. — 173 с.
2. Евдокимова Т. Правовое регулирование толерантности молодежи как средство противодействия экстремизму / Т. Евдокимова // Власть. - 2009. №1. - С. 64-65.
3. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 576 с.
4. Кавун, Л.В. Толерантность в структуре личностных свойств студентов ВУЗов: результаты факторного анализа // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 12. - С. 160166.
5. Кислицин А. И. Психологические аспекты толерантности // Вектор науки ТГУ. - 2013. - №4 (26). С. 62-68.
6. Луценко Е. Л., Ефимова Д. В. Толерантность в молодежной среде: социологические аспекты // СИСП.- 2012. - №11. С. 54-56.