Научная статья на тему 'Межнациональные отношения в среде студенческой молодёжи'

Межнациональные отношения в среде студенческой молодёжи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
484
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / ЭТНОС / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / NATIONALITY / ETHNIC GROUP / INTERETHNIC RELATIONS / INTERETHNIC TOLERANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чевтаева Алёна Валерьевна

В данной статье рассматриваются такие понятия как межнациональное взаимодействие и толерантность. Анализируется их роль в отношениях между разными этническими группами студенческой молодёжи. Приводятся результаты исследования проблем толерантности студентов в межнациональных отношениях, индекса толерантности с помощью методики Солдатовой Г.У, Кравцовой О.А., Хухлаева О.Е., Шайгеровой Л. А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чевтаева Алёна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERETHNIC RELATIONS AMONG STUDENTS

This article deals with such concepts as interethnic interaction, tolerance. The author studies the role they play in relations between different ethnic groups of students. Conducts a survey on the problems of tolerance of students in international relations, as determined by the method of tolerance index (authors: Soldatova G. U, Kravtsova O. A., Huhlaev O. E., Shaigerova L. A.).

Текст научной работы на тему «Межнациональные отношения в среде студенческой молодёжи»

УДК. 159.99

Чевтаева Алёна Валерьевна,

студентка группы «16НП1»

Пензенского государственного университета,

e-mail: alenkachevtaeva1 @gmail .com

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СРЕДЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Аннотация: В данной статье рассматриваются такие понятия как межнациональное взаимодействие и толерантность. Анализируется их роль в отношениях между разными этническими группами студенческой молодёжи. Приводятся результаты исследования проблем толерантности студентов в межнациональных отношениях, индекса толерантности с помощью методики Солдатовой Г.У, Кравцовой О.А., Хухлаева О.Е., Шайгеровой Л. А.

Ключевые слова: национальная принадлежность, этнос, межнациональные отношения, межэтническая толерантность.

Chevtaeva Alena Valerevna,

student group "16НП1» Penza state University email: alenkachevtaeva1@gmail.com

INTERETHNIC RELATIONS AMONG STUDENTS

Abstract: This article deals with such concepts as interethnic interaction, tolerance. The author studies the role they play in relations between different ethnic groups of students. Conducts a survey on the problems of tolerance of students in international relations, as determined by the method of tolerance index (authors: Soldatova G. U, Kravtsova O. A., Huhlaev O. E., Shaigerova L. A.).

Key words: nationality, ethnic group, interethnic relations, interethnic tolerance.

Национальная принадлежность становится в современном обществе существенным критерием восприятия людьми друг друга. Зачастую, людям трудно взаимодействовать с людьми другой нации. Это обусловлено политическими и религиозными проблемами, как между государствами, так и в пределах одного государства. Так же, часто, люди пренебрегают изучением традиций и обычий того или иного государства, что тоже может привести к межнациональному разладу и нарушению прав

определенного этноса [1, с. 173]. Значительное место в национальной политике государства отводится проблемам межнационального взаимодействия, в том числе и студенческой молодежи, которая, как известно, наиболее восприимчива к межнациональным отношениям.

Межнациональные отношения - это особый вид социальных отношений, которые осуществляются между народами (этносами) в разных сферах общества [3, с.174]. Межнациональные отношения -многоаспектное явление. Они подразделяются на два основных направления - это отношения между национальностями в пределах одного государства и отношения между разными нациями-государствами.

Существует несколько форм взаимодействия этносов - мирное сотрудничество и этнический конфликт. К основным формам мирного сотрудничества можно отнести этническое смешивание и этническое поглощение. Этническое смешивание подразумевает под собой стихийное смешение различных этносов на протяжении многих лет, результатом которого становится образование единой нации. В результате этнического поглощения (ассимиляции) происходит растворение одного народа в другом. Ассимиляция может иметь мирный и насильственный характер [2, с.64].

Наиболее цивилизованный путь объединения народов — многонациональное государство, в котором соблюдаются права и свободы каждой нации. В таких государствах сразу несколько языков являются государственными, таким образом, ни одно национальное меньшинство не растворяется в общей культуре [6, с. 54]. С многонациональным государством тесно связано понятие культурного плюрализма. Он отражает успешную адаптацию одной культуры без ущерба для другой.

Что касается этнических конфликтов, то расовая и национальная дискриминация не соответствует принципам, действующим в современном мировом сообществе, поэтому любые формы ее проявления вызывают потребность в регулировании и принятии мер по предотвращению. Любое

современное государство стремится не допустить национальной розни, уничтожая и не допуская любые различия в правах народов[4, с. 162].

С межнацильными отношениями тесно связано, такое понятие, как толлерантность. Современный словарь психологии трактует понятие толерантность как установку на либеральное, уважительное отношение и понимание поведения, убеждений, национальных и иных традиций и ценностей других людей, отличающихся от собственных. Нередки случаи, когда студенты проявляют нетолерантность по отношению к другим меньшинам. На этой почве возникают конфликты, которые порой влекут за собой серьёзные последствия [5, с. 64].

Таким образом, целью исследования является изучение межнациональных отношений в студенческой среде.

Объект исследования - межнациональные отношения в студенческой

среде.

Предмет исследования - студенты.

Гипотеза исследования - толерантность в межнациональных отношениях в студенческой среде возрастёт, если разработать конкретные направления формирования межэтнической толерантности в студенческой среде.

В ходе эмпирического исследования использовались следующие методики: экспресс - опросник «Индекс толерантности» Солдатовой Г.У, Кравцовой О.А., Хухлаева О.Е., Шайгеровой Л. А.; анкета по проблемам толерантности студентов в межнациональных отношениях; статистическая обработка данных проводилась с применением параметрического t-критерия Стьюдента.

Для проведения исследования нами были опрошены 30 человек в возрасте от 18 до 27 лет, на базе ФГБОУ ВО ПГУ.

По итогам исследования (экспресс-опросник «Индекс толерантности» Солдатовой Г. У. О.А.Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой) были получены следующие результаты.

Низкий уровень толерантности обнаружен у 13,3% испытуемых в эмпирической группе, и 16,7% испытуемых в контрольной группе, что может свидетельствовать о высоком уровне интолерантности респондентов и наличии у них выраженных интолерантных установок по отношению к обществу и окружающей среде.

Средний уровень толерантности выявлен у 33,3% испытуемых в эмпирической группе, и у 33,3% испытуемых в контрольной группе. Данные результаты характерны для респондентов со смешанным набором толерантных черт и интолернатных черт. Чаще всего, проявление той или иной черты зависит от социальной ситуации и условий, в которые попадает человек.

Высоким уровнем толерантности обладают 3,33% в эмпирической группе, и ни одного в контрольной. Мы можем предполагать, что представители этой группы обладают ярко-выраженными чертами толерантной личности. Но следует учитывать, что высокие результаты могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанных, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также стоит учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности. Среднее значение «Индекса толерантности» на констатирующем этапе исследования составляет: в контрольной группе -64 баллов, в эмпирической группе - 68 баллов.

Далее был проведен анкетный опрос по проблемам толерантности в межнациональных отношениях. Было отмечено, что у большинства студентов, как контрольной, так и эмпирической группы преобладает средний и низкий уровень толерантности. В целом, у обеих групп можно констатировать примерно одинаковый уровень общей толерантности.

Далее была проведена программа тренинговых занятий по формированию коммуникативной толерантности у студентов вузов.

На контрольном этапе эксперимента была использована та же методика исследования, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Для полноценной оценки эффективности разработанной программы тренинга по формированию толерантности у студентов вуза, проведенного на формирующем этапе исследования, было проведено диагностирование обеих групп - контрольной и эмпирической.

По результатам экспресс-опросника «Индекс толерантности» Солдатовой Г.У., целью которого является изучение общего уровня толерантности, были получены следующие данные.

После проведения тренинга, в эмпирической группе испытуемых с низким уровнем толерантности не выявлено, после проведения тренинга заметно повысился средний уровень и высокий уровень.

В контрольной группе результаты обследования остались практически на прежнем уровне, высокого уровня толерантности на момент проведения заключительного обследования у контрольной группы не выявлено.

Если проанализировать динамику средних значений, то после формирующего этапа эксперимента, у эмпирической группы повысился уровень общей толерантности на 28%, а у контрольной лишь на 7%. Динамика роста показателей уровня толерантности у эмпирической группы относительно контрольной составила 21%.

Статистически значимая разница между данными контрольной и эмпирической группой на констатирующем этапе не обнаружена ^Эмп= 1,6; 2,05<1Кр<2,76; p<0.05).

Обнаружена статистически значимая разница между данными контрольной группы на констатирующем и контрольном этапами ^Эмп= 2,4; 2,14<1Кр<2,98; p<0.05).

Обнаружена статистически значимая разница между данными эмпирической группы на констатирующем и контрольном этапами ^Эмп = 4,3; 2,14<1Кр<2,98; p<0.05).

Среднее значение данных эмпирической группы на контрольном этапе эксперимента (М=87,5 SD=13,94) статистически значимо увеличилось в среднем на 16,1 по сравнению с констатирующим этапом ^=71,4 SD=15,19).

Исходя из результатов проведенного исследования, мы провели сравнительный анализ сформированности толерантности у студентов контрольной и эмпирической групп. Из представленных данных видно, что у студентов эмпирической группы повысился как общий уровень толерантности, так и уровень отдельных ее составляющих: сгладились некоторые негативные коммуникативные установки, повысился уровень самоуправления в общении, возрос уровень эмпатийных способностей. Следовательно, можно сделать вывод, что разработанная нами тренинговая программа оказалась довольно эффективной в формировании коммуникативной толерантности у студентов вуза.

Список литературы

1. Гребенец Е. С. Формирование коммуникативной толерантности у старшеклассников во внеучебной деятельности: Автореф. Дис. ... канд. педагог. наук. — Москва, 2013. — 173 с.

2. Евдокимова Т. Правовое регулирование толерантности молодежи как средство противодействия экстремизму / Т. Евдокимова // Власть. - 2009. №1. - С. 64-65.

3. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 576 с.

4. Кавун, Л.В. Толерантность в структуре личностных свойств студентов ВУЗов: результаты факторного анализа // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 12. - С. 160166.

5. Кислицин А. И. Психологические аспекты толерантности // Вектор науки ТГУ. - 2013. - №4 (26). С. 62-68.

6. Луценко Е. Л., Ефимова Д. В. Толерантность в молодежной среде: социологические аспекты // СИСП.- 2012. - №11. С. 54-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.