Научная статья на тему 'Межнациональные отношения в современной России: проблемы и пути решения'

Межнациональные отношения в современной России: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
20290
1050
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискурс-Пи
ВАК
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МИГРАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / INTER-ETHNIC AND INTER-CONFESSIONAL RELATIONS / TOLERANCE / MIGRATION / SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT / CULTURAL IDENTITY / ETHNIC COMMUNITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Благодатских В. Г., Керимов А. А.

Условиях глобализации актуализируются проблемы межнациональных, межконфессиональных отношений, которые требуют пристального внимания со стороны государства и общества. Несвоевременное реагирование на эти проблемы и негативные настроения в обществе в отношении мигрантов имеют тенденцию перерасти в националистические, которые чреваты уже более тяжкими последствиями. Для решения имеющихся проблем представляется верной интенсификация деятельности местных органов власти, выработка и реализация мер, направленных на формирование толерантного сознания в обществе, создание атмосферы дружественного отношения со стороны местного населения к мигрантам, представителям разных национальностей, которые со своей стороны должны перенять сложившуюся систему ценностей данного общества и беспрекословно соблюдать законы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Благодатских В. Г., Керимов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Relations in Modern Russia: Problems and Decision Ways

In the context of globalization actualizing problems of interethnic and interfaith relations requires close attention from the state and society. Failure to respond to these problems and negative attitudes towards migrants tend to become nationalist, which is fraught with more serious consequences. to solve the existing problems, it is true to the intensification of activities of local authorities, development and implementation of measures to promote tolerance in society, creating an atmosphere of friendly relations with the local population towards migrants, representatives of different nationalities, who on their part should adopt the prevailing value system of the society and to comply with the laws.

Текст научной работы на тему «Межнациональные отношения в современной России: проблемы и пути решения»

УДК 325.1

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Благодатских Владимир Гурьянович,

Уральский государственный экономический университет, Заведующий кафедрой истории и философии, доктор исторических наук, доцент, Екатеринбург, Россия, E-mail: [email protected]

Керимов Александр Алиевич,

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, доцент кафедры политических наук, кандидат политических наук, доцент, Екатеринбург, Россия, E-mail: [email protected]

Аннотация

В условиях глобализации актуализируются проблемы межнациональных, межконфессиональных отношений, которые требуют пристального внимания со стороны государства и общества. Несвоевременное реагирование на эти проблемы и негативные настроения в обществе в отношении мигрантов имеют тенденцию перерасти в националистические, которые чреваты уже более тяжкими последствиями. Для решения имеющихся проблем представляется верной интенсификация деятельности местных органов власти, выработка и реализация мер, направленных на формирование толерантного сознания в обществе, создание атмосферы дружественного отношения со стороны местного населения к мигрантам, представителям разных национальностей, которые со своей стороны должны перенять сложившуюся систему ценностей данного общества и беспрекословно соблюдать законы.

Ключевые понятия:

межнациональные и межконфессиональные отношения, толерантность, миграция, социокультурная среда, культурная идентичность, этническое сообщество.

Глобализация создала определенные вызовы сложившемуся мироустройству. Результатом этого процесса стала интенсификация экономических, политических и культурных связей между народами самых разных стран и континентов [1, с. 25]. На этом фоне в условиях неравномерного экономического развития различных регионов и стран актуализируются и проблемы межнациональных отношений. Приток мигрантов из различных регионов мира в более благополучные страны ставит трудные вопросы перед правительствами Западной Европы по ассимиляции мигрантов.

Данная проблема актуальна и для современной России, которая всегда была и остается многонациональной, многоконфессиональной и поликультурной. На первый взгляд социокультурная среда в России кажется более благоприятной для адаптации мигрантов, но такой подход к решению данной проблемы лишь упрощает ее суть и затрудняет процесс осознания глубины проблемы и поиска путей ее решения.

Современная Россия как часть мирового сообщества развивается в русле общемировых тенденций. Она также сталкивается с глобальными проблемами, которые требуют пристального внимания и разработки безотлагательных мер по их предупреждению и решению. Россия, как многонациональная, многоконфессиональная страна, реагирует на вызовы современности. Обеспечение мира и согласия между народами, а также создание благоприятной среды для адаптации к российским реалиям мигрантов являются неотъемлемыми условиями существования и развития российского государства.

Еще два десятилетия назад проблема толерантности и необходимость привить обществу в целом культуру толерантности не были актуальны для России. В рамках советской действительности дружественное отношение разных народов и национальностей друг к другу было естественной частью советской жизни. Но времена изменились, и с распадом Советского Союза проблема толерантности превратилась в одну из фундаментальных проблем российской действительности.

Проблемы межнациональных конфликтов и причины их обострения в современной России находятся в центре внимания общественности. В решение проблемы вовлечены как государственные органы, так и общественные организации. С этой целью проводятся различные теоретические и практические мероприятия. Данные мероприятия направлены на повышение уровня общегражданской культуры и толерантности в обществе. В этом направлении проделана огромная работа, однако на сегодняшний день в российском обществе проблему межнациональных конфликтов нельзя считать исчерпанной.

Проблема формирования толерантного сознания в современном мире стала особенно актуальной после того, как попытки европейских стран ассимилировать мигрантов не дали положительных результатов. Причины неудачи данной

политики самые различные. Это и политические, и социально-экономические, и культурные, и правовые, в том числе и неготовность и нежелание мигрантов приспосабливаться к новым условиям.

Европейские страны в этом вопросе столкнулись с непредвиденной проблемой: немалая часть мигрантов совершенно не стремилась стать неотъемлемой частью нового общества, а наоборот, они объединялись в различные этнические сообщества, активно отстаивали свои права, в том числе и на сохранение культурой идентичности. Тогда был взят курс на реализацию концепции муль-тикультурализма, которая означала сохранение и развитие в отдельно взятой стране культурных различий, параллельное существование различных культур с целью их взаимного проникновения и обогащения. Представлялось, что таким образом можно добиться решения вопроса по ассимиляции мигрантов. Однако по прошествии двух десятилетий эта попытка начала претерпевать крах, о чем заявляли в своих публичных выступлениях лидеры европейских государств. Так, по этому поводу канцлер Германии А. Меркель заявила, что «попытка Германии построить многокультурное общество не увенчалась успехом» [5]. Такую же мысль высказал бывший английский премьер-министр Д. Кэмерон: «Мы позволили ослабить нашу коллективную идентичность. Следуя доктрине государственного мультикультурализма, мы стимулировали различные культуры к сепаратному существованию - в отрыве одна от другой и от нашего магистрального направления. Мы потерпели неудачу, пытаясь реализовать подобный тип общества. Мы проявляли толерантность по отношению к тому, что все эти разделенные сообщества развиваются путем, уводящим в прямо противоположную нашим целям сторону» [6]. Выразил солидарность с лидерами Германии и Великобритании и бывший президент Франции Н. Саркози. Во время эфира на канале TF1 он признался в том, что мультикультурная модель Европы является «провалом». Далее он заявил: «Да, это провал. Правда заключается в том, что во всех наших демократиях слишком пекутся об идентичности тех, кто прибывает, и слишком мало - об идентичности принимающей стороны. Общество, в котором общины сосуществуют рядом друг с другом, нам не нужно. Если кто-то приезжает во Францию, то он должен влиться в единое сообщество, являющееся национальным. Если кто-то с этим не согласен, пусть не приезжает во Францию» [7]. Действительно, признания западноевропейских лидеров не лишены оснований. Межнациональные конфликты в Европе не являются редкостью. Иной раз можно говорить о спланированности этих действий, но от этого проблема не перестает существовать.

Отрицать наличие межнациональных конфликтов и в современной России нельзя. Достаточно перечислить самые громкие межнациональные конфликты в России: апрель 2001 г., г. Москва - погром на рынке в Ясенево; октябрь 2001 г., г. Москва - массовые драки у рынков в районе метро «Царицыно» и «Каховская»; август 2005 г., с. Яндыки Астраханской области - столкновения калмыков и чеченцев; март 2005 г., г. Новороссийск - драка между казаками и армянами; сентябрь 2006 г., г. Кондопога, Карелия - массовые столкновения с участием русских, азербайджанцев и чеченцев; июнь 2006 г., г. Сальск Ростовской области - конфликт между русскими и дагестанцами; сентябрь 2006 г., г. Вольск Саратовской области - конфликт между русскими и армянами; июль 2011 г., п. Сагра Свердловской области - кровавый конфликт на межнациональной

почве и др. Как показывает практика, межнациональные конфликты в России не являются редкостью, но в то же время необходимо отметить, что они не такие масштабные, как в странах Европы.

По данным социологических исследований, проведенных аналитическим центром «Левада-Центр», представления о возможности массовых кровопролитных столкновений на национальной почве в России в целом разделяются большим числом опрошенных - каждым четвертым (25%). Доля россиян, отрицающих межнациональную напряженность в городе, районе, где проживает респондент, достигла минимального значения за все годы замеров. В настоящее время только 18% опрошенных заявляют о межнациональной напряженности такого рода. Более того, сам сценарий развития конфликтов на межнациональной почве в ближайшем будущем кажется возможным только десятой части населения (12%). Число россиян, желающих ограничить проживание «выходцев с Кавказа» на территории РФ (34%), в целом идентично доле тех опрошенных, кто испытывает негативные чувства в отношении «выходцев из южных республик», с которыми они проживают в одном городе, районе (38% суммарно, включая такие позиции, как «раздражение», «неприязнь», «страх»). Вместе с тем декларативное безразличие («никаких особых чувств») респондентов к данной категории населения остается преобладающей среди 60% опрошенных. На вопрос «поддерживаете ли лозунг «Россия для русских», 14% респондентов ответили, что «определенно поддерживают» и 38% «скорее поддерживают», т. е. 52% от общего количества опрошенных благосклонно относятся к данному лозунгу. Еще более впечатляющая картина массовых этнических фобий среди этнического большинства предстает при анализе ответов на вопрос: «Как вы думаете, представляют ли сейчас угрозу безопасности России люди нерусских национальностей, проживающие в России?». На данный вопрос примерно 80,4% опрошенных ответили утвердительно [3].

Эксперты по изучению межнациональных конфликтов считают, что национальный вопрос встал так остро из-за того, что в России государственная национальная политика недостаточно эффективна. Основные факторы напряженности - это неконтролируемая миграция, распространение радикального ислама, социально-экономическая депрессия, высокий уровень коррупции и бедность в некоторых национальных республиках. Аналитики называют также угрожающей политику Китая. На фоне массовой миграции подданных Китая возникает много конфликтов из-за негативного отношения россиян к приезжим.

Как показывают итоги социологических опросов и экспертные оценки, ситуация в плане межнациональных отношений в современной России далеко не идеальна. При этом важно отметить, что уровень этнических страхов, фобий среди русской молодежи выше, чем у лиц старшего возраста.

Возникает закономерный вопрос, как органы власти на местах должны строить систему отношений с этническими сообществами?

Для профилактики и предотвращения межнациональных конфликтов в России, как на государственном, так и на уровне общественных организаций, реализуется комплекс мероприятий. Однако, как показывает практика, эти меры недостаточны. Исходя из реалий сегодняшнего дня, представляется, что политика муниципальных властей в решении данного вопроса может иметь следующие возможные стратегии.

Одной из них является политика изоляционизма. Ее логика проста - надо остановить процесс миграции, в идеале свести к нулю. История показала, что это возможно в тоталитарном обществе и в полной изоляции от внешнего мира, но этот путь является тупиковым и для современной России вряд ли возможным.

Противоположная стратегия - не замечать проблему, «равнодушие к ней, запоздалая реакция на свершившиеся факты. В последние годы такая стратегия демонстрировалась довольно часто. Так, после паники начала 90-х годов прошлого столетия упало внимание к проблеме китайской миграции» [2, с. 133]. Причины подобного успокоения понятны, поскольку поток мигрантов из Китая существенно уменьшился и приобрел более цивилизованный характер, в обществе произошло привыкание к данному феномену, совместными усилиями общества и властей были решены наиболее острые проблемы, связанные с неконтролируемой миграцией.

Однако миграционный поток из других регионов, особенно из Средней Азии, в последнее время усилился. В связи с этим возникает весьма серьезная проблема, требующая незамедлительного реагирования и решения: что делать в условиях новой массовой волны, которая уже идет?

Следующий вариант стратегии это - управление процессом. Этот вариант «строится на реалистичном понимании того, что процесс внешних миграций неизбежен, более того, наверное, даже необходим в качестве инструмента развития региона. Но он сопровождается массой рисков, к которым надо заранее готовиться» [2, с. 134].

На уровне муниципалитета стратегия предупреждения и разрешения межнациональных конфликтов может включать в себя: «постоянный мониторинг процесса; создание комплексной системы социокультурной адаптации, аккультурации, иногда ассимиляции мигрантов и их детей; создание механизма натурализации, которая могла бы стать инструментом воспитания лояльного и законопослушного жителя» [2, с. 134], возможно, будущего гражданина России; жесткая борьба с нарушителями российского законодательства; эффективная защита гражданских и трудовых прав трудовых мигрантов; максимально возможная легализация труда мигрантов, что позволит «контролировать ситуацию, собирать налоги, сводить масштабы криминальности иммигрантских сообществ к социально приемлемому уровню; адаптация самого принимающего общества к новой миграционной ситуации и ее глобальным последствиям» [2, с. 134].

Представляется, что для реализации стратегии управления миграционными процессами на уровне муниципалитетов необходимы действенные шаги, управленческие решения. Таких мероприятий множество, и считаем, что их реализация на практике может существенно снизить остроту противоречий, возникших во взаимоотношениях с этническими сообществами и служить неким индикатором для оценки эффективности проводимой работы по предупреждению и предотвращению межнациональных конфликтов в современной России. Итак, предлагаемые мероприятия следующие: проводить постоянный мониторинг ситуации по выявлению причин возникновения межнациональных конфликтов и обострения межэтнической ситуации на местах; содействовать этническим сообществам в разработке документации и создании этнических общественных объединений, национально-культурных центров; активизировать работу администрации муниципального образования с руководством этнических

I 1 тасоиавв-р жЛ

ищрпи

сообществ, проживающих на территории района, города (в качестве конкретного шага по реализации данного предложения можно рассмотреть возможность создания комитета/совета, состоящего из представителей этнических сообществ при главах администраций муниципалитетов, организации встреч руководителей различных служб района, города с представителями сообществ на регулярной основе и т. п.); в целях предупреждения межэтнических конфликтов необходимо на «местах разрабатывать программы этнического развития с целенаправленными управленческими решениями в социально-экономической, правовой и культурно-духовной сферах» [4]; должны быть созданы условия для активного участия этнических групп в общественной жизни и самоуправлении; необходимо сделать акцент на культурные мероприятия, которые должны быть нацелены не на демонстрацию различий культур, а на то, чтобы показать общность интересов жителей данной территории на основе универсальности общечеловеческих ценностей. На эти мероприятия нужно привлекать средства массовой информации, необходимо задействовать территориальную прессу; в многонациональных районах, городах необходимо совместно с правоохранительными органами организовать народные дружины с участием представителей диаспор для поддержания общественного порядка; строго контролировать процедуры приобретения представителями этнических сообществ в собственность объектов недвижимости и земельных участков на предмет их неукоснительного соответствия действующему законодательству РФ; в местных СМИ всестороннее освещать межэтнические проблемы и опыт их решения в других регионах страны и мира; не допустить «формирования негативных этнических стереотипов средствами массовой информации (утверждение принципа «коллективной ответственности» по отношению к нерусским народам; использование унизительных ярлыков и оскорбительных высказываний в адрес представителей нерусских национальностей; манипуляция общественным мнением при помощи известного приема «презумпции виновности» [4]; рассмотреть возможность кадрового представительства из этнических групп в структурах муниципальной власти.

В качестве важного аспекта вопроса необходимо также отметить, что в урегулировании межэтнических проблем главное - не создание различных общественных и управленческих структур, а подбор кадров. Этническими и религиозными проблемами должны заниматься люди, профессионально подготовленные к серьезной аналитической, правовой деятельности в этой области. Это должны быть специалисты, способные не только реагировать на происходящее, но и прогнозировать развитие событий. В этом отношении региональная и муниципальная власти должны стремиться к налаживанию сотрудничества с академической средой, проявить заботу о подготовке соответствующих специалистов в лучших высших учебных заведениях страны.

Усилия региональной и муниципальной властей окажутся напрасными, если не будут объединены усилия властей, системы образования, институтов гражданского общества. Совместная работа власти, образовательной системы и институтов гражданского общества должна быть ориентирована на организацию и проведение мероприятий по привитию уважительного отношения со стороны мигрантов к местным традициям, с одной стороны, и воспитанию уважения к мигрантам со стороны местного населения, с другой. Немаловажная роль в этом процессе должна быть отведена и СМИ по распространению идей

терпимости и уважения. Должны получить поддержку и помощь со стороны властей различные просветительские движения, которые в своей деятельности приоритетным будут считать укрепление межнационального диалога, распространение знаний о культуре России среди мигрантов, и их культуры среди россиян, распространение правовых знаний среди мигрантов и коренного населения.

1. Волох О.В. Основные тенденции развития образования в современном мире // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2016. № 2-2 (14). С. 25-29.

2. Дятлов В. Миграция, мигранты, «новые диаспоры»: фактор стабильности и конфликта в регионе // Байкальская Сибирь: из чего складывается стабильность / редкол.: В.И. Дятлов, С.А. Панарин, М.Я. Рожанский. М.; Иркутск: Наталис 2005. с. 95-137.

3. Левада-Центр: Пресс-выпуск «Национализм, ксенофобия и миграция» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.levada.ru/26-08-2014/ natsionalizm-ksenofobiya-i-migratsiya.

4. Хоперская Л. Управление этническими сообществами в ростовской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pandia.ru/ text/77/346/70836.php#1.

5. Merkel Walks a Tightrope on German Immigration // Time World, 21. 10. 2010. the Guardian, 17.10.2010.

6. PM's speech at Munich Security Conference [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gov.uk/gevernment/speeches/pms-speech-at-munech-security-confedence.

7. Sarkozy sur TF1 pour reconquerir l'opinion - Politique - TF1 News. 10.02.2011 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.france24.com/ en/20110210-multiculturalism-failed-immigration-sarkozy-live-broadcast-tf1 -france-public-questions.

References

1. Volox O.V. Osnovnye tendencii razvitiya obrazovaniya v sovremennom mire // Nacional'naya bezopasnost' i strategicheskoe planirovanie. 2016. № 2-2 (14). S. 25-29.

2. Dyatlov V. Migraciya, migranty, «novye diaspory»: faktor stabil'nosti i konflikta v regione // Bajkal'skaya Sibir': iz chego skladyvaetsya stabil'nost' / redkol.: V.I. Dyatlov, S.A. Panarin, M.Ya. Rozhanskij. M.; Irkutsk: Natalis 2005. s. 95-137.

3. Levada-Centr: Press-vypusk «Nacionalizm, ksenofobiya i migraciya» [E'lektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.levada.ru/26-08-2014/natsionalizm-ksenofobiya-i-migratsiya.

4. Xoperskaya L. Upravlenie e'tnicheskimi soobshhestvami v rostovskoj oblasti [E'lektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.pandia.ru/ text/77/346/70836.php#1.

5. Merkel Walks a Tightrope on German Immigration // Time World, 21. 10. 2010. the Guardian, 17.10.2010.

6. PM's speech at Munich Security Conference [Electronic resource]. Rezhim dostupa: www.gov.uk/gevernment/speeches/pms-speech-at-munech-security-confedence.

7. Sarkozy sur TF1 pour reconquerir l'opinion - Politique - TF1 News. 10.02.2011 [Electronic resource]. Rezhim dostupa: http://www.france24.com/ en/20U02l0-multiculturalism-failed-immigration-sarkozy-live-broadcast-tf1-france-public-questions.

UDC 325.1

INTERNATIONAL RELATIONS IN MODERN RUSSIA: PROBLEMS AND DECISION WAYS

Blagodatskikh Vladimir Gurjanovich,

Ural State Economic University,

Head of History and Philosophy departement,

Doctor of historical sciences, the senior lecturer,

Ekaterinburg, Russia,

E-mail: [email protected]

Kerimov Alexander Alievich,

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N.Yeltsin, Candidate of political sciences, the senior lecturer, Ekaterinburg, Russia, E-mail: [email protected]

Annotation

In the context of globalization actualizing problems of interethnic and interfaith relations requires close attention from the state and society. Failure to respond to these problems and negative attitudes towards migrants tend to become nationalist, which is fraught with more serious consequences. to solve the existing problems, it is true to the intensification of activities of local authorities, development and implementation of measures to promote tolerance in society, creating an atmosphere of friendly relations with the local population towards migrants, representatives of different nationalities, who on their part should adopt the prevailing value system of the society and to comply with the laws.

Key concepts:

inter-ethnic and inter-confessional relations, tolerance, migration, social and cultural environment, cultural identity, ethnic community.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.