Научная статья на тему '«Межнациональные отношения в полиэтнических трудовых коллективах (на примере КамАЗа)»'

«Межнациональные отношения в полиэтнических трудовых коллективах (на примере КамАЗа)» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
581
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гарипов Я. З.

Предлагаем вниманию читателя главу из книги профессора Я.З. Гарипова «Межнациональные отношения в полиэтнических трудовых коллективах (на примере КамАза)», которую планирует выпустить издательство «Центр социального прогнозирования и маркетинга». Чтобы читатель лучше понял, о чем эта книга и когда она создавалась, предварим главу предисловием автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Межнациональные отношения в полиэтнических трудовых коллективах (на примере КамАЗа)»»

ФРАГМЕНТЫ БУДУЩИХ КНИГ

УДК 331.104.2(470.41):323.1:316

Предлагаем вниманию читателя главу из книги профессора Я.З. Гарипова «Межнациональные отношения в полиэтнических трудовых коллективах (на примере КамАза)», которую планирует выпустить издательство«Центр социального прогнозирования и маркетинга» Чтобы читатель лучше понял, о чем эта книга и когда она создавалась,

предварим главу предисловием автора.

В начале 1990-х гг. происходила коренная трансформация социально-политических и экономических основ советского общества. Распад страны и появление на политической карте независимых государств (бывших союзных республик), крайняя политизированность и обострение этнического фактора не обошли стороной и автономные республики России. Одной из первых была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан (август 1990 г.).

Особую актуальность обрели межнациональные отношения во втором по величине городе республики Набережные Челны, что во многом определялось многонациональным трудовым коллективом КамАЗа. За предыдущие 20 лет этот индустриальный гигант сформировался из представителей практически всех регионов Советского Союза. Социологическое исследование, посвященное оптимизации межнациональных отношений в многонациональных трудовых коллективах, проведенного на КамАЗе осенью 1990 г., -первое в республике исследование, не ограниченное традиционным для советской науки классовым подходом. Достаточно отметить, что здесь сделана попытка применения шкалы Богардуса для измерения межэтнической дистанции. Подобные методы в советской этнологии относились к разряду буржуазно-субъективистских и не приветствовались. Впервые в задачи исследования было включено выявление степени удовлетворенности этнокультурных потребностей отдельных этнических групп и влияния этого фактора на межнациональные отношения. Речь шла о реальных потребностях работников крупнейшего в регионе предприятия в дошкольных учреждениях и школах, ведущих обучение и воспитание на национальных языках, а также в организации национально-культурных центров, ассоциаций, общин. Новизна и актуальность исследования на тот момент связана также с тем, что в нем затрагиваются вопросы предоставления татарскому языку статуса государственного в республике, проблемы повышения квалификации и образовательного уровня национальных кадров, учет этнических моментов при формировании руководящего состава, персонала различных подразделений и т.д.

Прошедшие со времени исследования два с лишним десятилетия подтвердили правомерность и практическую обоснованность поставленных в нем задач. Если в 1990 г. в г. Набережные Челны практически не было школ и детских садов с татарским языком воспитания и обучения, то сегодня более 53% детей-татар посещают национальные дошкольные учреждения и более 50% детей школьного возраста обучаются на родном языке. В городе функционирует Центр народной культуры «Родник», объединяющий 20 различных национальных общин, которые активно поддерживают связи со своими республиками и при которых работают воскресные школы по освоению родного языка. Первые общины появились в 1991-1992 гг., сейчас большинство из них отмечают свои 20-летние юбилеи, они прошли проверку временем на практическую востребованность.

© Гарипов Я.З., 2013

176

На основе материалов исследования была разработана докладная записка в областной комитет партии с рекомендацией обратить внимание на подготовку и воспитание высококвалифицированных кадров из представителей коренной национальности республики. Действительно, спустя десятилетие социально-этническая структура работников КамАЗа существенно изменилась: сегодня каждый второй камазовец на всех ступенях иерархии автозавода, его заводов и структурных подразделений - татарин, причем это в основном воспитанники КамАЗа, начавшие свою трудовую биографию на родной земле».

Книга, в которой представлены результаты исследования имеет научно-практическую ценность как исторический источник, содержащий информационно-справочный материал, отражающий динамику этнокультурного развития региона. Вместе с тем работа может быть интересна с методологических позиций, так как характеризует начальный этап новейшей истории этносоциологии в республике.

Ягфар Гарипов

СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РАБОТНИКОВ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

НА КАМАЗЕ

Быть может, пригодятся и мои цифры...

А.П.Чехов

Заметное влияние на межнациональные отношения в Татарстане оказывает ситуация во втором по величине городе республики - Набережные Челны. В свою очередь, обстановку в городе в решающей степени определяет многонациональный трудовой коллектив КамАЗа.

Социальный и национальный состав работников КамАЗа* на октябрь 1990 г. представлен в таблице 1.

Таблица 1 Социальный и национальный состав работников КамАЗа, %

Соц. статус, национальность Рабочие Младший обслуживающий персонал Руководители, специалисты Служащие Всего

Русские 44,3 45,6 60,2 54,2 47,9

Татары 41,8 47,0 28,3 35,4 38,8

Чуваши 3,6 1,6 2,0 1,3 3,2

Украинцы 2,5 2,0 3,8 3,3 2,8

Другие 7,8 3,8 5,7 5,8 7,3

Основные национальные группы - русские и татары - в совокупности составили 86,7% от общего числа работников. Среди рабочих они представлены примерно в равном соотношении, среди руководителей, специалистов - русских в 2 раза больше.

Социальная продвинутость, уровень квалификации во многом определяются уровнем образования. Высшее и среднее специальное образование имеют 46,1% русских, 33,6% татар, 38,4% чувашей, 43,9% украинцев, 45,7% работников других национальностей. Доля ИТР и служащих среди татар в 1.8 раза меньше, чем среди русских, а доля работников - татар со средним специальным и высшим образованием меньше, чем русских в 1,4 раза.

* Всего опрошено 1538 человек. Из них - рабочие 75%, ИТР и служащие - 25%, русские - 45%, татары - 42,3%, чуваши - 3,4%, украинцы - 2,7%, другие национальности - 5,3%.

177

Более трети работников КамАЗа - молодежь до 29 лет включительно. Это особая социальная группа с присущей ей молодежными проблемами: выбор профессии и жизненной цели, создание семьи и воспитание детей, проблемы жилья и постоянного места жительства, продолжение образования и организация досуга. Среди работников коренной национальности молодежи - 43,3%, т.е. почти в 1,5 раза больше, чем среди русских. Многие из них приехали из сельской местности и проживают о общежитиях. Среди молодежи русской, украинской и других национальностей значительная группа - камазовцы второго поколения, оформившиеся уже в городе. Так, среди молодых русских работников 32,7% проживают в г. Набережные Челны более 15 лет, а среди татар таких всего 8,2%. В то же время молодежь, проживающая в городе от 5 лет, среди русских - 18,1%, татар - 38,6%. Более половины русской молодежи - городская, притом каждый третий - из самих Набережных Челнов. Три четверти молодых татар - выходцы из села и только 15% являются горожанами.

Доля работников с высшим образованием среди русской молодежи в 2 раза больше, чем среди татарской (11,8 и 6% соответственно). А русских, имеющих высшее образование, в целом по КамАЗу - 15,1%, татар - 10,9%. Другими словами, социальные различия, существующие между молодыми работниками русской и татарской национальностей сохраняются, более того наметилась тенденция к их усилению.

Первопроходцы-камазовцы основных национальных групп (русские и татары) в городе в основном находились в одинаковых условиях. В абсолютном большинстве они были мигрантами, имели однотипные стартовые позиции профессионального и социального развития. Сейчас ситуация несколько иная. Треть молодых русских работников имеет возможность воспользоваться поддержкой родительской семьи, проживающей в самом городе Набережные Челны, что не может не сказываться на темпах их социализации и служебного продвижения. Среди татарской молодежи таких всего 8,2%, т.е. в 4 раза меньше. К тому же русские родительские семьи находятся на более высокой ступени социальной лестницы, чем их сверстники из татарских семей.

Очевидно, в новых условиях хозяйствования на КамАЗе первостепенное значение приобретут экономические вопросы и, возможно, ослабление внимания к вопросам социальным, тем более национальным. Между тем игнорирование национальных особенностей при подготовке молодого поколения инженерно-технических работников может самым серьезным образом сказаться на состоянии межнациональных отношений в коллективе.

Существенным параметром, определяющим социальные различия представителей отдельных национальных групп, является стаж работы на предприятии. С ним в решающей степени связаны профессиональное, служебное продвижение, решение жилищно-бытовых вопросов, адаптация к коллективу и т.д. Коренных камазовцев, т.е. работников со стажем 15 и более лет, среди татар в 3 раза меньше, чем среди русских. Стаж третьей части работников-татар на КамАЗе до 5 лет.

Социальная структура, темпы социального продвижения коренной национальности во многом объясняются сельскими корнями: три четверти работников-татар окончили сельскую школу, как правило, национальную, только чуть более десятой их части являются потомственными горожанами. Среди работников-русских, напротив, всего треть - выходцы из села, около 40% - из средних и крупных городов.

Сельский житель из деревни обучался, как правило, на своем родном языке, воспитывался на традициях национальной сельской культуры, а в силу сложившихся у нас норм культурный уровень сельского жителя ниже, чем городского. Осознание себя в качестве своеобразного маргинала и определенная закомплексованность нередко служат источниками психологической неустойчивости, приводят к стрессам, конфликтам, неудовлетворенности

178

жизнью и при определенных условиях создают питательную среду для конфликтов на межнациональной почве.

В свою очередь, у русскоязычного населения с преимущественно городскими корнями и городской культурой складывается невысокое представление о культуре лиц коренной национальности и о народе в целом, что отнюдь не способствует взаимопониманию.

Коллектив КамАЗа сформировался за счет как местных жителей, так и приехавших из-за пределов Татарстана. Среди русских - уроженцев Татарстана 35%, среди татар - около 77%. Чуваши в основном также уроженцы республики, а работники других национальностей в абсолютном большинстве приехали из других регионов.

На уровень межличностных взаимоотношений в трудовых коллективах могут оказывать определенное влияние национальный состав коллективов, а так же национальность непосредственного руководителя.

Примерно половина опрошенных работает в коллективах, где работников его же национальности и других поровну, у 44% респондентов национальность руководителя не совпадает с собственной. Можно утверждать, что каких-либо национальных предубеждений при формировании коллективов не было. Однако у 58% работников-русских непосредственные руководители также русские, а у 59% работников-татар непосредственный руководитель другой национальности. Другими словами, у татар гораздо больше вероятность переносить трудности в повышении квалификации, неудовлетворенность работой в целом на национальный фактор. К тому же татары значительно уступают русским, украинцам и некоторым другим национальным группам по доле ИТР на КамАЗе.

Итак, между русскими и татарами, работающими на КамАЗе имеются существенные различия. Доля русских выше в старших возрастных группах с более длительным стажем работы на предприятии. Они занимают более высокое положение на социальной лестнице, имеют в целом более высокий образовательный уровень; их в 2 раза больше среди руководителей трудовых коллективов. Большинство русских работников - выходцы из-за пределов Татарстана.

Значительная доля русских молодого возраста представляет уже камазовцев второго поколения, имеющих в городе родительскую семью. Вполне понятно, что становление, профессиональное самоопределение, социальное продвижение, решение бытовых проблем для них в определенной мере облегчается за счет социально более продвинутых родителей.

Татары сосредоточены в более молодых возрастных группах. У них меньший стаж работы на КамАЗе, более низкий социальный статус, сельские корни. В основном это мигранты первого поколения - уроженцы Татарстана.

Различия в социальном положении молодежи основных национальных групп (русских, татар, чувашей, украинцев) имеют тенденцию к усилению. Одна категория молодежи, среди которой больше русскоязычных, уже является коренными жителями города; она находится под непосредственным покровительством семьи. Другая, среди которой больше татар и чувашей, продолжает приезжать в основном из села. У нее проблемы несколько сложнее. В будущем это может усилить конфликтную ситуацию.

В новых условиях хозяйствования становится необходимой разработка специальной молодежной политики на КамАЗе, программы по ее социальной защите, решению жилищнобытовых проблем, профессионального становления. Неотъемлемой составной частью должен быть учет национальных моментов и в первую очередь подготовка кадров коренной национальности. Ежегодно десятки выпускников вузов Татарстана пополняют ряды камазовцев, многие по целевому назначению направляются на учебу в другие вузовские центры. Необходимо добиться, чтобы коренная национальность - татары - были среди них соответствующим образом представлены.

179

Характеризуя межнациональные отношения непосредственно в своем трудовом коллективе, работники исходят из личностного взаимодействия конкретных людей различных национальностей, т.е. здесь в основном в оценках сказываются личный опыт, личные проблемы. Характеристики состояния межнациональных отношений в целом по КамАЗу даются людьми с точки зрения их принадлежности к социальной группе. В этих оценках явственно проступает влияние внешних по отношению к КамАЗу факторов, социальных проблем города, республики, а зачастую и национальных проблем в целом по стране. Они основаны преимущественно на сведениях, распространяемых средствами массовой информации, полученных при общении с друзьями, причем не всегда достоверных.

О состоянии межнациональных отношений непосредственно в трудовых коллективах КамАЗа можно судить по данным таблицы 2. В целом 68,7% ответивших называют межнациональные отношения в своем трудовом коллективе вполне нормальными.

Таблица 2 Оценка состояния межнациональных отношений непосредственно в трудовых коллективах, %

Оценка Общая Русские Татары Чуваши Украинцы Другие

Вполне нормальные 68,7 67,3 68,7 75,0 78,0 71,6

Есть проблемы, но поводов для тревоги нет 16,1 16,6 17,1 11,5 12,2 8,6

Внешне спокойно, но напряженность ощущается 10,7 12,3 9,8 9,6 4,9 8,6

Состояние очень напряженное 0,8 0,1 1,2 3,9 0,0 2,5

Затрудняюсь ответить 2,9 2,6 2,9 0,0 2,4 7,4

Оценки межнациональных отношений в трудовых коллективах существенно отличаются от оценок ситуации в целом на КамАЗе. Если ситуацию в коллективах затрудняются охарактеризовать в среднем лишь 2,9% опрошенных, то применительно к обстановке в целом на КамАЗе таковых уже 13,7%. В первом случае источник оценок - личный опыт взаимоотношений, во втором - что-то «неконкретное», «общее». Оценка общей ситуации на КамАЗе не сводится к сумме оценок в отдельных коллективах. Хотя КамАЗ и состоит из них, но представляет как бы самостоятельный объект, самостоятельное социальное образование более высокого уровня общности. Практически КамАЗ олицетворяет город.

Восприятие обстановки в городе и в целом на КамАЗе, связанные с межнациональными процессами, зависит от отношения личности к тем проблемам, что лежат в основе и определяют эти процессы. Проблемы национального развития коренного народа (его государственности, языка, культуры) воспринимаются неоднозначно как русскоязычными, так и татарами. В настоящее время, когда происходит ломка устоявшихся представлений, осуществляются радикальные преобразования, на климате межнациональных отношений могут сказываться и различия в представлениях о родине. Те, кто считает родиной Республику Татарстан, по-иному воспринимают вопросы суверенитета, национального возрождения, чем те, кто связывает с этим понятием другие республики или Союз в целом. Естественно, что ответы респондентов на вопрос относительно родины очень субъективны. Однако, как правило, в обыденном сознании с этим словом связано что-то близкое и дорогое.

Русские, чьи представления о родине связаны с Татарстаном, спокойнее оценивают обстановку. Татары воспринимают и оценивают обстановку с принципиально иных позиций. Те, для которых Татарстан - Родина, острее и чувствительнее к проблемам развития государственности, языка и культуры родного народа и тревожнее оценивают ситуацию, сложившуюся вокруг этих вопросов. Татары, представления о родине у которых связаны с РСФСР или СССР, более спокойны. Так, называющих обстановку нормальной и не дающей оснований для тревог в первой группе 45%, во второй - 65-67%; считающих ее напряженной - 40% и около 20% соответственно (см. табл. 3).

Доля лиц, чьи представления о Родине ассоциируются в первую очередь с Татарстаном (назовем эту группу условно патриоты Татарстана), составляет среди русских на КамАЗе 8%, среди татар - 43,8%. Соотношение работников, социализация которых прошла в Татарстане, и тех, кто провел детские и школьные годы за пределами республики, в группе патриотов Татарстана русской национальности равно 4,5:1; в аналогичной группе татар - 9:1. Другими словами, есть веские основания говорить о заметном влиянии региональных факторов на национальные ориентации личности. Отметим, однако, что группа патриоты Татарстана среди русских из-за своей малочисленности не может оказывать какого-либо существенного влияния на общую ситуацию. Водораздел в оценках все-таки проходит между коренным татарским населением и работниками русской национальности в целом.

Таблица 3 Оценка межнациональных отношений в зависимости от представлений о Родине, %

Оценка межнациональных отношений Русские Татары

считают родиной Татарстан считают родиной РСФСР считают родиной СССР считают родиной Татарстан считают родиной РСФСР считают родиной СССР

Вполне нормальные 32,7 19,2 18,0 21,2 39,2 36,8

Есть проблемы, но поводов для тревоги нет 21,8 16,8 21,3 23,9 27,5 28,1

Внешне спокойно, но напряженность ощущается 18,2 41,2 43,2 40,0 19,6 21,9

Очень напряженное 5,5 11,9 2,2 3,2 2,0 0,9

В условиях застоя в исторических работах закрепилось много односторонних, а то и неверных трактовок о татарах, их взаимоотношениях с русскими. Вполне вероятно, что у части населения это также может вызывать конфронтационные настроения. Однако материалы исследования свидетельствуют о том, что и русские, и татары не склонны к конфликтной оценке истории своих взаимоотношений и взаимным обвинениям. На вопрос: «Считаете ли Вы современных татар ответственными за исторические события, связанные с татаромонгольским нашествием на Русь?» ответы русских распределились следующим образом: да, считаю их ответственными - 5,6%; нет, современные татары являются потомками булгар, также пострадавших от нашествия - 26,3%; нет, потомки не должны отвечать за деяния предков - 51,5%; затруднились с ответом - 15,5%. А вот как выглядит распределение ответов татар на вопрос: «Как Вы думаете, несут ли ответственность современные русские за события, связанные с завоеванием Казанского ханства и присоединением его к Руси в XVI в.?»: да -12,9%; нет - 50,4%; затрудняюсь ответить - 36,6%.

Общая нестабильность в стране, рост национального самосознания народов может отразиться и непосредственно на трудовых коллективах. Любой конфликт на работе, нарушение социальной справедливости переносятся на национальную сферу,

181

рассматриваются с точки зрения национальной принадлежности. Так, степень удовлетворенности профессиональным, служебным ростом, отношениями с руководителем на работе сказываются и на восприятии межнациональных отношений. Неудовлетворенные теми или иными сторонами работы в 1,5-2 раза тревожнее оценивают обстановку. Говорить о наличии каких-либо заметных нарушений социальной справедливости в трудовых коллективах по национальному признаку нет оснований. Доля неудовлетворенных различными элементами производственной ситуации по отдельным национальным группам практически одинакова.

Почти половина русских и три четверти татар готовы поддержать меры по расширению функций татарского языка во всех сферах жизнедеятельности. Четвертая часть русских может не принять распространение татарского языка в той или иной сфере, т.е. видит его возможности несколько ограниченными. Более трети русских и около двух третей татар понимают, что развитие национального своеобразия народов должно быть обеспечено в первую очередь на их исторических территориях. Однако треть русских и пятая часть татар не считают, что эти территории с точки зрения национального развития являются единственными.

К сожалению, в понимании существа национального суверенитета пока мало общего. При современном состоянии информированности и гласности чуть более пятой части русских согласны с определением и сутью национального суверенитета, в то время как его поддерживают две трети татар - работников КамАЗа.

Различный уровень национального самосознания народов проявляется при оценке факторов, имеющих значение для улучшения межнациональных отношений. Вопросы социально-экономического развития, условий жизни в целом, культурно-языковые процессы у татар теснее связаны с политическими мотивами. На первом месте у них по значимости предоставление Татарстану статуса союзной республики и улучшение условий жизни в городе. Далее идут языковые факторы: проведение политики двуязычия и удовлетворение потребности родителей в организации национальных детских дошкольных учреждений. Наиболее сильно национальное самосознание проявляется в отношении к языковой ситуации, проблеме сохранения и дальнейшего развития национального языка. Это и понятно: язык является естественной основой национальной культуры и одним из важнейших компонентов национального самосознания. Положение татарского языка в республике, и в частности, среди городского населения не может не оказать прямого воздействия на национальное самосознание и через него на межличностные отношения. Существенное значение в деле совершенствования межнациональных отношений татары придают повышению квалификации и образовательного уровня национальных кадров.

Особо отметим, что как русские, так и татары важнейшими факторами совершенствования межнациональных отношений считают улучшение условий жизни, рост благосостояния населения, а также повышенное внимание к вопросам развития социальнокультурной сферы в городе. Обе национальные группы не придают какого-либо заметного значения учету национальных моментов при формировании руководства.

О роли культуры в стабилизации и сохранении дружественных межнациональных отношений свидетельствуют следующие показатели: работники-татары, удовлетворенные условиями приобщения к культуре своей национальности, в 2 раза спокойнее оценивают ситуацию межнациональных отношений в целом на КамАЗе. Такая тенденция характерна и для русских: среди удовлетворенных развитием национальной культуры в городе на 25% больше тех, кто считает обстановку в Набережных Челнах вполне нормальной и не вызывающей тревоги.

182

Долгие годы в общественном сознании бытовало мнение, что национальная культура является архаичной, старомодной, в чем-то даже ущербной. Считалось, что она имеет право только на национальную форму, а по содержанию ей следовало быть только социалистической. Примечательно, однако, что интерес к национальной культуре в значительной мере сохранился. Доля русских и татар, испытывающих потребность приобщения к культуре своих народов, практически равна и составляет около 70%. Это хорошая основа для взаимопонимания, взаимодействия и развития национальных культур основных групп населения в городе. Как правило, человек, понимающий и заинтересованный в развитии своей национальной культуры более расположен к пониманию и понятию проблем другого народа. О неблагоприятной ситуации в развитии национальных культур в городе свидетельствует то, что только одна треть русских и четвертая часть татар, испытывающих потребность в национальной культуре, удовлетворена имеющимися возможностями приобщения к ней.

Наиболее часто с недружественным отношением к себе из-за своей национальности люди сталкиваются в общественных местах, на транспорте, в магазине, на улице. По-видимому, здесь срабатывает феномен массового сознания, когда раздражение, накапливаемое в магазинных очередях, автобусных давках, обрушивается прежде всего на «чужаков». По сути дела, в подавляющем большинстве случаев можно говорить не о проявлениях национализма, а скорее о результате постоянного действия стрессовых факторов вследствие тотального дефицита и бытовой неустроенности, наслаивающихся на отсутствие элементарной культуры общения. В пользу такой точки зрения свидетельствует и то, что доля встречающихся с недружественным отношением к себе из-за своей национальности в более важных для человека сферах (поступление на работу, повышение разряда, распределение жилья, избрание в общественные организации) в 3-4 раза меньше, чем сталкивающихся с этим явлением в общественных местах. Здесь, скорее всего, нужно говорить о мнимых, чем реальных межнациональных конфликтах.

В настоящее время на состояние межнациональных отношений определяющее влияние оказывают вопросы функционирования родного языка коренного народа национальных республик. Изменение языковой ситуации, функциональное развитие татарского языка зависят от многих факторов, в частности возрождения целостной системы национального образования и воспитания, психологической перестройки как самих татар, так и русскоязычной среды.

Исходя из роли образования, места, которое оно занимает в жизни, в общечеловеческих ценностях, следует уже сейчас позаботиться о развитии национальных детских дошкольных учреждений, разработать систему воспитания детей на языке, традициях и культуре своей национальности. В связи с этим возникает вопрос об отношении камазовцев к проблемам воспитания своих детей в дошкольных учреждениях и приобщения их к национальной культуре. В среднем 60,7% всех работников КамАЗа одобряют углубленное эстетическое воспитание на языке и традициях национальных культур. У татар такое желание выражено сильнее, чем у русских и других наций - 76,7%. Беспокоит высокий процент негативных и индифферентных ответов, непонимание сути вопроса. Особенно высока их доля среди украинцев, русских, чувашей.

Об интересе к языку своей национальности в г. Набережные Челны свидетельствуют ответы на вопрос о желательном языке обучения в школах. Треть работников-татар на КамАЗе хотели бы, чтобы их дети получили полный курс школьного образования на родном языке. Одна пятая часть татар хотела бы обучать своих детей на двух языках - татарском и русском. Для чувашей, украинцев и работников других национальностей предпочтительней школа с русским языком обучения, а для одной пятой - специализированные школы с преподаванием

183

на иностранных языках. Очевидно, что ссылки на то, что родители сами не хотят отдавать детей в национальные детсады, школы, лишены оснований.

Сегодня усиливается внимание к национальной школе, идет возрождение системы национального образования. Есть определенные успехи в этом направлении и в школах г. Набережные Челны. Однако процессы идут медленно. Безусловно, здесь нельзя ждать быстрых результатов. Существует ряд объективных условий, прежде всего кадры, материальная база. Немаловажную роль играет и ряд психологических факторов. Некоторые считают, что разделение воспитания, школьного образования по национальностям может привести к повышению социальной напряженности, особенно среди молодежи. Но такое мнение не подтверждается ни прошлым опытом Татарстана, ни сегодняшней практикой, в том числе и на КамАЗе. В прошлом, когда в городах республики функционировали национальные школы, ситуация в межнациональных отношениях была стабильно дружественной. Не влияет язык школьного образования на восприятие характера межнациональных отношений и сегодня. Работники-татары окончившие как русскую школу, так и национальную, одинаково оценивают состояние межнациональных отношений.

Особую ценность родной язык имеет для национального общения, которое долгие годы было предано полному забвению. Между тем создание нормальных условий для такого общения способствует формированию благоприятного микроклимата в коллективе и улучшению межнациональных отношений.

Причиной, мешающей общаться с людьми своей национальности на родном языке, 12,3% татар считают неодобрительное отношение к этому людей другой национальности. Здесь кроется латентный конфликт. Такая ситуация во многом вызвана отсутствием русско-национального двуязычия, т.е. практическим незнанием русскоязычным населением татарского языка.

Однако, думается, что повышение роли и значения родного языка в национальном общении работников-татар лежит все-таки в психологической плоскости и в решающей степени зависит от психологической перестройки самих татар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.