Научная статья на тему 'МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
145
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГАРМОНИЗАЦИЯ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / МИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Березутский Юрий Владимирович, Мугдин Кирилл Владимирович

Социологическое измерение социальных показателей, определяющих степень удовлетворенности граждан состоянием межнациональных отношений, уровень общегражданской идентичности, а также социально-культурной адаптации иностранных граждан, является важным инструментом оценки и профилактики социальных конфликтов (в том числе потенциальных) на межнациональной и межконфессиональной почве. Опираясь на масштабный анкетный опрос и серию фокус-групповых исследований жителей Хабаровского края, а так же серию экспертных интервью со специалистами, в статье представлен анализ состояния межнациональных отношений в крае. Установлено, что в целом при бесконфликтном состоянии межнациональных отношений в Хабаровском крае выявлен определенный потенциал конфликтности и напряженности. Это актуализирует необходимость реализации более эффективной политики этнокультурного развития народов России в регионе как инструмента гармонизации межнациональных отношений. Особый акцент целесообразно делать на совершенствовании информационной работы как с населением края в целом, так и с молодежью, в частности. Отдельно проведен анализ социальной и культурной адаптации иностранных граждан в оценках местных жителей. Определенный потенциал конфликтности связан с неприятием части населения поведенческих характеристик трудовых мигрантов. В целом полученные результаты комплексного социологического исследования могут быть использованы органами государственной власти региона и органами местного самоуправления для учета при подготовке и реализации программ и проектов, направленных на укрепление гражданского мира и согласия, гармонизацию межнациональных отношений и этнокультурное развитие местных жителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERETHNIC RELATIONS IN THE KHABAROVSK TERRITORYIN SOCIOLOGICAL DIMENSION: STATE, PROBLEMS, PERSPECTIVES

Sociological measurement of social indicators determining the degree of satisfaction of citizens with the state of interethnic relations, the level of general civil identity, as well as the socio-cultural adaptation of foreign citizens, is an important tool for assessing and preventing social confl (including potential ones) on the interethnic and interfaith grounds. Based on a large-scale questionnaire survey and a series of focus-group studies of residents of the region, as well as a series of expert interviews with the specialists, we presented analysis of the state of interethnic relations in the Khabarovsk territory. It was established that in general, with a confl state of interethnic relations in the Khabarovsk territory, a certain potential for confl and tension was revealed. It actualizes the need to implement the more effective policy of ethno-cultural development of the peoples of Russia in the region as a tool for harmonizing interethnic relations. It is advisable to place special emphasis on improving information work both with the population of the region as a whole and with young people, in particular. Separately, analysis of the social and cultural adaptation of foreign citizens in the assessments of local residents was carried out. Certain potential for confl is associated with the rejection of a part of population of the behavioral characteristics of labor migrants. In general, the results of comprehensive sociological study can be used by the regional and local authorities to take into account the preparation and implementation of programs and projects aimed at strengthening civil peace and harmony, harmonizing interethnic relations and ethno-cultural development of the local residents.

Текст научной работы на тему «МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

СОЦИОЛОГИЯ

Научная статья УДК 316.4.051(571.62)

^1:10.22394/1818-4049-2022-99-2-169-180

Межнациональные отношения в Хабаровском крае в социологическом измерении: состояние, проблемы,

перспективы

Юрий Владимирович Березутский1, Кирилл Владимирович Мугдин2

1,2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Дальневосточный институт управления - филиал, Хабаровск, Россия

1 berezutskiy-yv@ranepa.ru

2 fox_6151@mail.ru

Аннотация. Социологическое измерение социальнъж показателей, определяющих степень удовлетворенности граждан состоянием межнациональнъж отношений, уровень общегражданской идентичности, а также социально-культурной адаптации иностраннъж граждан, является важнъш, инструментом оценки и профилактики социальнъж конфликтов (в том числе потенциальнъж) на межнациональной и межконфессиональной почве. Опираясь на масштабный анкетный опрос и серию фокус-групповъж исследований жителей Хабаровского края, а также серию экспертнъж интервью со специалистами, в статье представлен анализ состояния межнациональнъж отношений в крае. Установлено, что в целом при бесконфликтном состоянии межнациональнъж отношений в Хабаровском крае въявлен определеннъш потенциал конфликтности и напряженности. Это актуализирует необходимость реализации более эффективной политики этнокультурного развития народов России в регионе как инструмента гармонизации межнациональнъж отношений. Особъш. акцент целесообразно делать на совершенствовании информационной работъ как с населением края в целом, так и с молодежью, в частности. Отдельно проведен анализ социальной и культурной адаптации иностраннъж граждан в оценках местнъж жителей. Определеннъш. потенциал конфликтности связан с неприятием части населения поведенческих характеристик трудовъж мигрантов. В целом полученнъе результатъ комплексного социологического исследования могут бъть использованъ органами государственной власти региона и органами местного самоуправления для учета при подготовке и реализации программ и проектов, направленнъж на укрепление гражданского мира и согласия, гармонизацию межнациональнъж отношений и этнокультурное развитие местнъж жителей.

Ключевые слова: межнмци^ональн^1е отношения, государственная национальная политика, гармонизация, межнациональнъе конфликты, этнокультурное развитие, социальная адаптация, миграция

Для цитирования: Березутский Ю. В., Мугдин К. В. Межнациональные отношения в Хабаровском крае в социологическом измерении: состояние, проблемы, перспективы // Власть и управление на Востоке России. 2022. № 2 (99). С. 169-180. https://doi. ощ/10.22394/1818-4049-2022-99-2-169-180

Interethnic relations in the Khabarovsk territory in sociological dimension: state, problems, perspectives

Yuriy V. Berezutskiy 1 , Kirill V. Mugdin 2

1,2 The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA, Khabarovsk, Russia

1 berezutskiy-yv@ranepa.ru

2 fox_6151@mail.ru

Abstract. Sociological measurement of social indicators determining the degree of satisfaction of citizens with the state of interethnic relations, the level of general civil identity, as well as the socio-cultural adaptation of foreign citizens, is an important tool for assessing and preventing social conflicts (including potential ones) on the interethnic and interfaith grounds. Based on a large-scale questionnaire survey and a series of focus-group studies of residents of the region, as well as a series of expert interviews with the specialists, we presented analysis of the state of interethnic relations in the Khabarovsk, territory. It was established that in general, with a conflict-free state of interethnic relations in the Khabarovsk territory, a certain potential for conflict and tension was revealed. It actualizes the need to implement the more effective policy of ethno-cultural development of the peoples of Russia in the region as a tool for harmonizing interethnic relations. It is advisable to place special emphasis on improving information work both with the population of the region as a whole and with young people, in particular. Separately, analysis of the social and cultural adaptation of foreign citizens in the assessments of local residents was carried out. Certain potential for conflict is associated with the rejection of a part of population of the behavioral characteristics of labor migrants. In general, the results of comprehensive sociological study can be used by the regional and local authorities to take into account the preparation and implementation of programs and projects aimed at strengthening civil peace and harmony, harmonizing interethnic relations and ethno-cultural development of the local residents.

Keywords: interethnic relations, state national policy, harmonization, interethnic conflicts, ethno-cultural development, social adaptation, migration

For citation: Berezutskiy Yu. V., Mugdin K. V. Interethnic relations in the Khabarovsk territory in sociological dimension: state, problems, perspectives // Power and Administration in the East of Russia. 2022. No. 2 (99). Pp. 169-180. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2022-99-2-169-180

Введение стью в отношении отдельных групп насе-

Проблемы межнациональных отно- ления [Благодатских, Керимов, 2017. С.

шений для российского общества в со- 40-41]. Указанные проблемы нуждаются

временных условиях являются особен- в мониторинге, в т. ч. с применением со-

но актуальными. За последние годы циологического инструментария, с целью

страна столкнулась с новыми вызовами оценки их состояния и динамики, органи-

в сфере межнациональных и межкон- зации профилактической работы путем

фессиональных отношений, связанных корректива документов стратегического

с изменением этнодемографической планирования в сфере межнациональных

структуры под влиянием миграционного отношений.

потока из стран СНГ (Киргизия, Таджи- Региональные социологические монито-

кистан, Узбекистан и др.), экономически- ринги в сфере межнациональных и меж-

ми кризисами, угрозами терроризма и конфессиональных отношений, являясь

экстремизма, проявлениями ксенофобии, одними из инструментов оценки состоя-

национальной и религиозной нетерпимо- ния этноконфессиональных отношений в

конкретных регионах и стране в целом, направлены на повышение эффективности образовательно-информационных и профилактических мер, а также усиливают их адресность в отношении отдельных социальных групп [Завалишин, Ким, 2019. 63-64]. Кроме того, социологический мониторинг позволяет выявить конфликтный потенциал в обществе, спрогнозировать общественную реакцию на те или иных события и оценить вероятность возникновения межнациональных и религиозных конфликтов [Завалишин, Ко-стюшина, 2018. С. 63-67].

Социологический мониторинг «Конфликтологический мониторинг этнокон-фессиональных и этнонациональных отношений в Хабаровском крае»1 ежегодно проводится по заказу Правительства Хабаровского края и выступает одним из инструментов оценки реализации государственной национальной политики в регионе. В качестве правовых основ реализации указанного мониторинга выступают:

- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666;

- краевая государственная программа «Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае», утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 29 декабря 2012 г. № 482-пр.

В соответствии с федеральным законодательством основными направлениями реализации государственной национальной политики на территории Российской Федерации являются: сохранение русского языка как государственного языка России; укрепление гражданского единства; сохранение этнокультурного многообразия народов России; предупреждение конфликтных ситуаций на национальной и религиозной почве; создание дополнительных

социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благосостояния граждан2. С этих позиций нами быьл проведен социологический анализ состояния межнацио-нальны1х и межконфессиональны1х отношений, складывающихся на территории Хабаровского края.

Описание методики исследования

Аналитические материалы, представленные в статье, опираются на результаты социологического исследования «Конфликтологический мониторинг этно-конфессиональных и этнонациональных отношений в Хабаровском крае», проведенного в IV квартале 2021 г. социологами Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС по заказу Правительства Хабаровского края. В рамках исследования применялось три социологических метода: проведен анкетный опрос 3395 жителей Хабаровского края и экспертное интервью 25 специалистов в вопросах межнациональных отношений во всех 19 муниципальные районах и городских округах края; 10 фокус-групп: в г. Хабаровске (6 фокус-групп) и г. Комсомольске-на-Амуре (4 фокус-группы) с представителями различные возрастные групп (молодежь, средний возраст, пенсионеры). В анкетном опросе использована маршрутизированная, квотная, случайная на этапе отбора многоступенчатая выборка. Структура выборочной совокупности репрезентативна по отношению к генеральной совокупности (население Хабаровского края) по полу, возрасту и типу населенного пункта. Ошибка выборки не превышает 5%. Научный руководитель - канд. социол. наук, доцент Ю. В. Березутский.

Проблемы межнациональных отношений через призму условий жизнедеятельности жителей Хабаровского края

Проблемы межнациональных отношений на фоне существующих многочисленных проблем жизнедеятельности

1 Исследование «Конфликтологический мониторинг этноконфессиональных и этнонациональ-ных отношений в Хабаровском крае в 2021 году» проведено Дальневосточным институтом управления - филиалом РАНХиГС осенью 2021 г. по заказу Правительства Хабаровского края. Научный руководитель - к.с.н., доцент Ю.В. Березутский.

2 Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики в Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/70284810 (дата обращения 05.05.2022 г.).

занимают нижние строки рейтинга «проблемного поля» в общественном сознании жителей края (ими обеспокоены порядка 10-15% опрошенных). Вместе с тем результаты фокус-групп показывают, что в рамках отдельных возрастных групп, особенно молодежи, в социальной практике имеют место бытовые конфликтные ситуации среди представителей разных национальностей и вероисповеданий, которые в случае их дальнейшего развития могут перерастать в межнациональные и (или) религиозные конфликты.

Основные проблемы жизнедеятельности в Хабаровском крае связаны с уровнем жизни и материальной обеспеченностью местного населения, качеством здравоохранения и представлениями об отсутствии перспектив как с точки зрения занятости, так и с точки зрения развития детей и молодежи.

В перечень самых важных проблем для жителей Хабаровского края (в сумме вариантов ответов «представляют очень большую проблему» и «довольно большую проблему») вошли такие, как рост цен на товары и услуги (91,9%), материальное положение, заработки (90,2%), жилищная проблема (82,5%), снижение уровня жизни людей (82,4%) и качество здравоохранения (79,6%).

Важным в социальном аспекте является понимание того, как структурируются указанные проблемы в сознании жителей Хабаровского края. Методом главных компонент с варимакс-вращением, направленным на группировку факторов под одну объединяющую их общую категорию, сформулировано 3 группы факторов, объясняющих 48,1% исходных переменных (табл. 1).

Представленная структура направлена на определение совокупностей приоритетных проблем, существующих в общественном сознании жителей региона и объединенных по смыслу тремя группами факторов.

Первая группа факторов, назовем ее «качество жизни», связана с качеством жизни населения и условиями его непосредственной жизнедеятельности. Речь идет о факторах, отражающих, по сути,

эффективность проводимой государством социальной политики («качество здравоохранения», «качество образования», «материальное положение», «рост цен на товары и услуги», «снижение уровня жизни людей» и др.).

Вторая группа факторов, назовем ее «общественная безопасность», связана с необходимостью удовлетворения потребностей населения в поддержании правопорядка и общественной безопасности («преступность и правонарушения», «общественная безопасность», «состояние общей культуры и нравственность», «наркомания» и др.).

Третья группа факторов, назовем ее «гармонизация взаимоотношений», связана с акцентуацией на систему взаимоотношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий («взаимоотношения между коренным населением и иностранными гражданами», «взаимоотношения между людьми разной национальности», «взаимоотношения между различными религиозными течениями»).

Таким образом, проблемы этнокон-фессиональных отношений не входят в перечень приоритетных проблем жизнеобеспечения жителей Хабаровского края, а также не связаны с непосредственной угрозой общественной безопасности. Тем не менее эти проблемы выступают неотъемлемым и значимым элементом повседневной жизни населения, влияющим на качество их жизни и комфортность проживания на территории региона.

Этнокультурное просвещение населения как инструмент гармонизации межнациональных отношений

В целях гармонизации межнациональных отношений и развития межнационального диалога на территории Хабаровского края действует подпрограмма «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов в Хабаровском крае» краевой государственной программы «Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства края от 29 декабря 2012 г. № 482-пр3.

3 Постановление Правительства Хабаровского края от 29 декабря 2012 г. № 482-пр «О государственной программе «Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае». URL: https://docs.cntd.ru/document/465300676 (дата обращения: 03.06.2022 г.).

Таблица 1

Факторная структура проблем жизнедеятельности жителей

Хабаровского края

Матрица повернутых компонент Компонента В % от числа опрошенных

1 2 3

Алкоголизм, пьянство 0,407 73,4

Бездомные животные 0,391 69,4

Благоустройство дворов, улиц (вывоз мусора, устранение последствий от осадков) 0,534 70,4

Взаимоотношения между коренным населением и иностранными гражданами 0,748 15,7

Взаимоотношения между людьми разной национальности 0,788 15,2

Взаимоотношения между различными религиозными течениями 0,762 11,3

Жилищная проблема (высокие цены на покупку/аренду жилья, его ветхость и изношенность) 0,583 82,5

Западные санкции в отношении России 0,488 32,6

Качество здравоохранения 0,697 79,6

Качество получаемого высшего образования 0,621 0,355 49,7

Качество получаемого среднего образования 0,608 0,358 45,5

Коррупция, кумовство во власти, произвол чиновников 0,438 0,331 63,9

Материальное положение, низкие заработки 0,616 90,2

Наркомания 0,575 54,0

Неустроенность детского и молодежного досуга 0,568 65,8

Общественная безопасность 0,615 0,300 42,2

Отсутствие перспектив для молодежи 0,603 0,310 72,0

Отток населения из Хабаровского края 0,530 0,316 69,5

Оформление собственности, в т. ч. на землю 0,564 0,351 27,4

Преступность и правонарушения 0,699 48,6

Работа общественного транспорта 0,547 45,8

Рост безработицы 0,461 0,462 73,4

Рост цен на товары и услуги 0,635 0,299 91,9

Снижение уровня жизни людей 0,639 0,351 82,4

Состояние общей культуры и нравственности 0,437 0,437 59,5

Состояние экологии 0,428 0,434 64,2

Уличные «пробки» 0,449 0,325 26,2

Источник.: составлено авторами.

В рамках указанной подпрограммы при поддержке Хабаровской краевой общественной организации «Ассамблея народов Хабаровского края»4 ежегодно организуются многочисленные этнокультурные и общегражданские мероприятия, направленные на укрепление

единства российской нации, гармонизацию межнациональных отношений, этнокультурное развитие народов, проживающих на территории региона. Это государственные праздники, мероприятия, приуроченные к памятным датам, фестивали, дни национальных культур,

4 Ассамблея народов Хабаровского края. URL: http://www.assembly27.ru (дата обращения 01.05.2022 г.).

конкурсы и спортивные соревнования. За последние годы в крае стало традиционным отмечать такие национальные праздники как «Сагаалган» (бурятский новый год), «Сабантуй» (праздник окончания весенних работ у татар и башкир), «Навруз» (праздник прихода весны у иранских и тюркских народов), «Ысыах» (якутский праздник лета), «Международный день коренных народов мира», «Ха-нука» (еврейский «праздник света») и др.

Указанные мероприятия выполняют образовательно-просветительскую функцию, позволяя многонациональному сообществу региона лучше понять культуру и традиции других народов, тем самым снижая риски потенциальных конфликтов на национальной или религиозной почве.

В целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции на территории края с 2020 г. национальные культурно-массовые мероприятия были частично либо полностью переведены в онлайн формат с возможностью дополнительного информационного продвижения по каналам массовой коммуникации (региональное телевидение, социальные сети, видеохостинги), что привело к росту аудитории в десятки раз (в 2020 г. - 3785,6 тыс. чел.; в 2021 г. - 1131,4 тыс. чел.) по сравнению с «доковидным» 2019 г. (82,35 тыс. чел.)5.

Вместе с тем результаты проведенных фокус-групп в рамках нашего исследования показывают, что работа по информированности и вовлечению жителей региона в национально-культурные мероприятия является недостаточно эффективной.

Так, большинство участников фокус-групп, в особенности из числа молодежи, отмечают низкий уровень информированности о проводимых в крае национально-кулыурных мероприятиях: «в нашем городе отмечаются преимущественно государственные праздники, то есть это День Народного единства, Первомай, День Победы в Великой Отечественной войне», «я не замечал, чтобы у нас проводились какие-то праздники для представителей других национальностей», «я не посещаю такие мероприятия, потому

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

что не знаю о них; я бы посетила, чтобы посмотреть, ради интереса», «я даже, честно говоря, в шоке, что у нас вообще есть какие-то реальные мероприятия других национальностей, мне бы было интересно в этом поучаствовать, но я впервые об этом слышу».

Вместе с тем некоторые из участников фокус-групп демонстрируют осведомленность о проводимых в крае мероприятиях, но отмечают необходимость усиления информационной работы по их освещению: «дни национальных культур проводят, но где это будет проводиться - за этим нужно наблюдать и отслеживать, как таковая информация для простого обывателя недоступна».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что информационная работа в рамках проводимых мероприятий, которые направлены на укрепление общегражданского единства и этнокультурное просвещение жителей региона, с целью формирования позитивных установок по отношению к представителям различных национальностей, имеет нереализованный потенциал развития в рамках расширения охвата целевой аудитории. На основании предложений участников фокус-групп можно выделить несколько вариантов обеспечения более эффективного информирования населения.

Во-первых, необходимо обеспечить комплексный характер информационной работы с населением. Это предполагает организацию систематической работы по выпуску новостного и культурно-образовательного контента, адаптированного под формат и целевую аудиторию социальных сетей, крупных региональных Интернет-ресурсов и мессенджеров. Дополнительно в качестве одного из инструментов этнокультурного просвещения населения можно рассмотреть возможность выпуска и распространения Ассамблеей народов Хабаровского края в местах массового скопления населения информационных листовок и буклетов о народах, проживающих в регионе.

Во-вторых, в рамках популяризации мероприятий этнокультурной направленности целесообразно рассмотреть возможность построения и дальнейшего про-

5 Отраслевая статистика комитета по внутренней политике Правительства Хабаровского края

движения этнокультурного «бренда» региона, который сможет вызвать интерес не только у местного населения, но и у туристов. Этнокультурный бренд в данном случае выступает современным инструментом реализации государственной национальной политики, направленным на формирование у людей позитивных представлений об этнокультурных особенностях региона, побуждая их посетить привлекательные национально-культурные места, попробовать блюда национальной (этнической) кухни и т. п. [Горлова, Бычкова, Костина, 2018. С. 80-84] В качестве одного из компонентов этнокультурного бренда для привлечения изначально незаинтересованной аудитории с репрезентацией определенной этнокультуры через гастрономический компонент в средствах массовой информации выступает проект «Национальная кухня», транслируемый на региональном телеканале «6ТВ». Вместе с тем направление по построению и развитию этнокультурного бренда в настоящее время в крае недостаточно развито и требует поиска, оформления и дальнейшего продвижения других компонентов этнокультурной специфики нашего региона («самобытная культура коренных малочисленных народов Севера», «соревнования в национальных видах спорта среди народов Хабаровского края» и пр.).

В-третьих, в качестве одного из инструментов повышения эффективности социальной и культурной адаптации иностранных граждан, проживающих в регионе, а также в целях гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений можно предложить проект создания и продвижения специального мобильного приложения. Подобный проект уже успешно реализуется в Республике Саха (Якутия) и представляет собой информационный сервис с возможностью работы на семи языках, в том числе на китайском, таджикском, узбекском и киргизском. Данный проект направлен на помощь в трудоустройстве и оформлении документов6. При реализации подобного проекта на территории Хабаровского края целесообразно рассмотреть

возможность создания дополнительного информационного блока, посвященного культурам народов, проживающих в регионе, в том числе содержащего сведения о национальных праздниках, обычаях и традициях, а также актуальный событийный календарь национальных мероприятий для возможного их посещения.

Отношение населения к социальной и культурной адаптации и интеграции трудовых мигрантов в принимающее сообщество

С 2007 г. Хабаровский край вошел в число 12 регионов России, где начал реализовываться «пилотный» проект государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В период с 2007 по 2021 гг. численность соотечественников по программе переселения составила порядка 18 тыс. человек, из которых 1,4 тыс. человек переселились в Хабаровский край в 2021 г.7

Оценивая национальный состав миграционных процессов Е.Л. Мотрич подчеркивает его дальневосточную специфику: «В структуре миграционного прироста на Дальнем Востоке за счёт стран СНГ преобладают выходцы из Киргизии, Узбекистана, Таджикистана. На их долю приходится 66,6% миграционного прироста. Ещё 19,0% в миграционном приросте от стран СНГ приходится на Армению и Казахстан. Фактически миграционный «костяк» на Дальний Восток составляют выходцы из стран Евразийского экономического союза, а также из стран постсоветского пространства, с которыми имеются договорённости о миграционном сотрудничестве» [Мотрич, 2022. С. 34].

Согласно информации от Управления МВД России по Хабаровскому краю в 2021 г. работодателями края трудоустроены 16,7 тыс. иностранных граждан, в том числе на основании патента - 7,9 тыс. человек, в рамках квоты по разрешению на работу - 2,0 тыс. человек, без разрешительных документов, а также на основании разрешения на временное проживание в Российской Федерации и

6 В Якутии запустили мобильное приложение на семи язъках для трудоустройства мигрантов / Информационное агентство ТАСС [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://tass.ru/ оЬвеНезЬио/ЯЯСЮЗМ

7 Отраслевая статистика Комитета по труду и занятости Правительства Хабаровского края.

вида на жительство - 6,7 тыс. человек8. В свою очередь стоит отметить, что данные показатели не учитывают незаконную миграцию, охват которой, по мнению ряда опрошенных в рамках конфликтологического мониторинга экспертов, может быть значительно выше.

Согласно результатам исследования оценки жителей в отношении восприятия численности приезжих иностранцев на заработки в месте их проживания разделились на три части: для трети (34,2%) приезжих достаточно много; для 43,2% их либо нет, либо очень мало; а для пятой части жителей (20,6%) оценка была затруднительной.

Важными факторами снижения кон-фликтогенного потенциала выступают созданные условия для адаптации приезжих мигрантов. Лишь менее 10% жителей края отмечают недоступность получения иностранцами тех или иных возможностей.

В подавляющем большинстве жители региона считают, что для иностранцев практически нет никаких проблем и барьеров, чтобы пользоваться поддержкой общества, различными ресурсами и возможностями:

возможность поддерживать связь с семьей отмечают 77,4% против 5,1% считающих это недоступным;

возможность пользоваться социальной, жилищной, транспортной, культурной, экономической инфраструктурой города (села) отмечают 75,0% против 6,1%, считающих это недоступным;

информацию о рабочих местах и вакансиях считают доступной 73,0% против 5,7%, считающих это недоступным;

возможность получать необходимые услуги отмечают 72,7% против 7,8% считающих это недоступным;

информацию о законодательстве Российской Федерации, Хабаровского края считают доступной 72,3% против 5,6%, считающих ее недоступной;

возможность достичь приемлемого уровня жизни и потребления отмечают 71,2% против 8,4%, считающих это недоступным;

информацию о культурных особенностях и нормах поведения считают до-

ступной 69,8% против 7,4%, считающих ее недоступной;

информацию о механизмах правовой поддержки считают доступной 65,4% против 8,6%, считающих ее недоступной;

возможность получения легального правового статуса (оформление патента и т. п.) отмечают 62,3% против 9,5%, считающих это недоступным;

возможность пользоваться поддержкой государства отмечают 62,3% против 11,5%, считающих это недоступным;

возможность пользоваться поддержкой общества отмечают 57,7% против 15,5%, считающих это недоступным.

В большей степени жители Хабаровского края считают, что приезжающие на заработки иностранные граждане имеют право получить поддержку от специализированных госструктур (38,4%), органов местного самоуправления (36,3%), национальных диаспор, национально-культурных объединений (31,7%), обычных граждан (25,1%), религиозных диаспор и религиозных объединений (22,0%), образовательных организаций (18,1%), бизнес-структур (11,7%), некоммерческих организаций (11,1%).

При этом половина жителей Хабаровского края (51,0%) затруднилась с оценкой «пользы» или «вреда», которую приносят трудовые мигранты. Практически в равных соотношениях жители высказали свое отношение к приезжим: 26,5% видят в трудовых мигрантах больше пользы и 22,4% видят в них больше вреда. При этом, рассматривая вопросы привлечения иностранных трудовых мигрантов в качестве дополнительного и необходимого источника рабочей силы, А. С. Лада отмечает их востребованность и необходимость для регионального развития: «демографическая и экономическая ситуация на Дальнем Востоке ставит на повестку дня вопрос о расширении международной трудовой миграции, без которой смягчение количественных и структурных последствий сокращения численности трудовых ресурсов едва ли будет возможно» [Лада, 2018. С. 25]. Однако экономисты подчеркивают существенный и отрицательный аспект результата пребывания иностранной рабочей силы - «вывоз за-

8 Отраслевая статистика Комитета по труду и занятости Правительства Хабаровского края.

работанных денежных средств» [Изотов, Мотрич, 2019. С. 133].

Мнения участников фокус-групп отражают определенную степень обеспокоенности жителей края относительно необходимости выстраивания эффективной системы адаптации иностранных граждан. Участники фокус-групп указали на недостаточно эффективно отрегулированные, по их мнению, механизмы реализации данной политики. Одни утверждают, что эти процессы должны в меньшей степени осуществляться за счет государственных бюджетных средств, а в большей - в рамках работы национальных диаспор, которые традиционно выступают ресурсом социальной и культурной интеграции мигрантов, обогащают региональный социум и позволяют эффективно вписаться в принимающее сообщество [Ким, Полюшкевич, 2017. С. 115-120]. Другие отмечают недостаточную готовность социальной инфраструктуры для приема такого большого количества мигрантов.

На основе мнений участников фокус-групп можно выделить ряд основных проблем, препятствующих социальной адаптации и интеграции трудовых мигрантов:

слабое вовлечение мигрантов в институты гражданского общества: «общественные институты не подходят для выстраивания взаимодействия в сфере адаптации трудовъж мигрантов просто потому, что они находятся, так скажем, на своём «этаже». Трудовъье мигранты очень мало контактируют с представителями гражданской общественности, мало общаются с ними. У них есть свой закрытый круг общения Они замкнуты и не въжодят за рамки своей общины»;

отношение мигрантов к базовым нормам и ценностям принимающей стороны: «у них вообще все другое, а они живут по своим законам и обычаям в нашей стране»», «нек^отор^1^е из них достаточно нагло ведут себя что нарушает принятые в обществе нормы и правила»;

отрицательное отношение местного населения к трудовым мигрантам: «я считаю, что приезжие могут стать почвой для некоторых конфликтов»», «очень много конфликтов происходит между местными жителями и приезжими, представителями других национальностей».

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о неоднородности общественного сознания жителей региона в отношении трудовых мигрантов, восприятия их «полезности», эффективности действующей системы их адаптации, необходимости получения социальных возможностей для трудовых мигрантов. Вместе с тем в обществе существует запрос на социальную и культурную адаптацию и интеграцию трудовых мигрантов в жизнь общества, которые выступают фактором гармонизации межнациональных отношений, профилактики конфликтов на национальной и религиозной почве.

Потенциал конфликтогенности в сфере межнациональных отношений

По данным социологического опроса населения Хабаровского края в 2021 году можно сделать общий вывод о достаточно положительном состоянии межнациональных отношений, но при наличии определенного конфликтного потенциала.

Большинство опрошенных (81,5%) положительно оценивают состояние межнациональных отношений, а также чуть более половины (66,1%) не испытывают негативного отношения к трудовым мигрантам, а по самооценкам в подавляющим своем большинстве мигранты не подвергаются дискриминации по признакам национальности, религии или языка.

Большая часть жителей Хабаровского края (52,9%) считает, что тот факт, что в России живут люди многих национальностей, приносит ей в целом больше пользы. При этом каждый пятый (19,0%) считает, что этот факт приносит больше вреда. Каждый третий (28,1%) не имеет своей позиции на этот счет, затруднившись с ответом.

Подавляющее большинство жителей Хабаровского края (79,4%) не испытывает неприязнь по отношению к представителям какой-либо национальности. Однако 13,5% отметили наличие у них этой неприязни.

В большей степени эту неприязнь порождает вызывающая манера поведения (72,2%) и преступления и правонарушения (54,2%), совершаемые представителями различных национальностей, зачастую подчеркиваемых средствами массовой информации в своих заголовках и

публикациях. При этом следует отметить, что результаты нашего аналогичного исследования, проведенного пять лет назад, свидетельствуют об отсутствии особых изменений в оценках жителей по данному аспекту: «Среди причин, которые могут в наибольшей степени способствовать обострению отношений между представителями различных национальностей и вероисповеданий около половины опрошенных выделяют «... вызывающее поведение, игнорирование норм поведения, традиций и обычаев других культур и религий» [Березутский, Байков, Мачкари-на, Мельницкая, 2016. С. 87]. Отсутствие особых изменений в общественном мнении в отношении актуальной проблемы, с одной стороны, выступает тревожным индикатором потенциала конфликтности, а с другой стороны, свидетельствует о слабой роли влияния субъектов межнационального взаимодействия на снижение остроты данной проблемы.

При этом те, кто испытывает неприязнь по отношению к представителям различных национальностей, демонстрируют избирательность в своем отношении. В большей степени они демонстрируют «хорошее» отношение (в сумме вариантов ответа «очень хорошее» и «скорее хорошее») к представителям славянской культуры и коренных малочисленных народов Севера, в меньшей степени - к выходцам из Средней и Восточной Азии: относятся «хорошо» к русским (97,6%), украинцам (82,0%), нанайцам (79,8%), корейцам (59,9%), китайцам (42,8%), киргизам (30,4%), узбекам (22,7%), цыганам (9,0%).

Восьмая часть жителей Хабаровского края (13,9%) считает, что за последний год отношения между людьми разных национальностей в Хабаровском крае улучшились против примерно такой же части (12,7%) отмечаюшцх ухудшение. Треть опрошенных (36,3%) затруднились со своей оценкой (23,6%) и еще треть опрошенных (37,1%) не увидели каких-либо изменений.

Большинство жителей Хабаровского края (77,9%) не наблюдали за последний год каких-либо конфликтов на межнациональной почве. Однако каждый пятый житель (18,8%) отметил, что ему доводилось наблюдать за такими конфликтами, а 3,3% опрошенных еще и сами в них участвовали.

Около половины жителей Хабаровского края (44,1%) оценивают возможными конфликты на межнациональной почве в Хабаровском крае, что в очередной раз свидетельствует о потенциальной кон-фликтогенности.

В целом, чуть менее половины опрошенных жителей края (42,6%) считают невозможными в ближайшее время открытые конфликты между местными жителями и приезжими в Хабаровском крае. Однако о наличии потенциала кон-фликтогенности свидетельствуют оценки каждого третьего затруднившегося (36,4%) и каждого пятого (21,1%) о возможности таких конфликтов.

Несмотря на то, что половина жителей Хабаровского края (48,5%) не видит в своем населенном пункте противоречий или конфликтов между приезжими других национальностей и местными жителями, 13,3% отметили о наличии таковых конфликтов. При этом 4,1% отметили о наличии конфликтов с приезжими из других регионов России, а 9,2% - с приезжими из других стран.

Потенциалу конфликтогенности придают значение еще два фактора: это степень опасения и настороженности по отношению к приезжим и желание ограничить въезд иностранных граждан для заработков в Россию. Так, каждый третий житель края (33,9%) испытывает к приезжим опасение и настороженность, а 38,1% считает необходимым ограничить / сократить въезд иностранных граждан, прибывающих на заработки в Хабаровский край.

Ряд региональных исследователей не видят в притоке иностранной рабочей силы существенных проблем. Напротив, В. В. Зубков справедливо подчеркивает позитивный в этом тренд: «... положительное влияние использования иностранной рабочей силы проявляется в том, что ею заполняются вакансии с низким уровнем оплаты труда и неподходящими условиями, куда россияне идут крайне неохотно. В свою очередь, привлечение неквалифицированной рабочей силы создает для местного населения конкуренцию, а значит, стимулирует к повышению образовательного и профессионального уровня и занятию более интеллектуальной деятельностью, работой в организациях с высокотехнологическим производством товаров и услуг, и достойной заработной

платой» [Зубков, 2020. С. 80]. Заключение

Результаты проведенного социологического исследования жителей Хабаровского края, отражая в целом положительное состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в Хабаровском крае, демонстрируют определенную социальную напряженность в общественном сознании жителей региона.

Противоречиями в сфере межнациональных отношений в Хабаровском крае являются:

увеличение количества внешних трудовых мигрантов вместе с их низкой социокультурной адаптацией к условиям проживания и интеграцией в региональное сообщество;

недостаточно развитое кросскультур-ное взаимодействие, национальное и историческое самосознание как основа общероссийской гражданской идентичности вследствие отсутствия эффективной системы информирования населе-

ния о национально-культурных мероприятиях в сфере этнокультурного развития народов Хабаровского края.

Определенная конфликтность в общественном сознании формируется под влиянием ряда поведенческих характеристик приезжих мигрантов (вызывающие манеры поведения, этническая преступность и правонарушения).

Анализ проблемного поля межнациональных отношений свидетельствует о сохранении в регионе предпосылок, способствующих формированию социальной напряженности, росту потенциала межнациональных конфликтов. Результаты исследования актуализируют необходимость усиления системного взаимодействия всех субъектов межнациональных отношений на территории региона (органов власти всех уровней, национальных и религиозных общественных организаций) по созданию условий для совместной деятельности по их укреплению и позитивному развитию.

Список источников:

1. Березутский Ю. В., Байков Н. М., Мачкарина О. Е., Мельницкая Ю. А. Межнациональные отношения в городском округе: социологическое измерение // Власть и управление на Востоке России. 2016. № 4 (77). С. 87.

2. Благодатских В. Г., Керимов А. А. Межнациональные отношения в современной России: проблемы и пути решения // Научный журнал «Дискурс-Пи». 2017. № 2 (27). С. 40-41.

3. Горлова И. И., Бычкова О. И., Костина Н. А. Этнокультурный брендинг территории как ресурс влияния региональной культурной политики // Культурное наследие России. 2018. № 3. С. 80-84.

4. Изотов Д. А., Мотрич Е. Л. Иностранная рабочая сила Дальнего Востока России // Проблемы прогнозирования. 2019. № 5. С. 133.

5. Завалишин А. Ю., Ким А. С. Этнополитическая конфликтогенность в Хабаровском крае (по данным мониторинга, июнь 2019) // Материалы Всероссийской научной конференции «Дальний Восток в зеркале этнополитики». Хабаровск, 2019. С. 63-64.

6. Завалишин А. Ю., Костюшина Н. Ю. Мониторинг этнополитических и этнокон-фессиональнык отношений в Хабаровском крае // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре Государственного Технического Университета. 2018. № 4(36). С. 63-67.

7. Зубков В. В. Миграционная компонента демографического процесса в регионе: статистическое и социологическо измерение // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 1 (90). С. 80. DOI: 10.22394/1818-4049-2020-90-1-74-82

8. Ким А. С., Полюшкевич О. А. Ресурсы диаспоры в формировании этнонацио-нального единства регионов Сибири и Дальнего Востока // Сборник материалов межвузовской научной конференции «Социокультурные аспекты деятельности силовых структур». Иркутск. 2017. С. 115-120.

9. Лада А. С. Проблемы привлечения трудовые ресурсов в субъектах Дальнего Востока // Власть и управление на Востоке России. 2018. № 4 (85). С. 25. DOI: 10.22394/1818-4049-2018-85-4-21-31

10. Мотрич Е. Л. Миграция в демографическом развитии российского Дальнего Востока // Уровень жизни населения регионов России. 2022. Том 18. №1. С. 34. DOI: 10.19181/lsprr.2022.18.1.2

References:

1. Berezutsky Yu. V., Baykov N. M., Machkarina O. E., Melnitskaya Yu. A. (2016) Interethnic relations in the urban district: a sociological dimension Vlast' i upravleniye na Vostohe Rossii [Power and administration in the East of Russia]. No. 4 (77): 87. (In Russ.)

2. Blagodatskikh V. G., Kerimov A. A. (2017) Interethnic relations in modern Russia: problems and solutions Nauchnyy zhurnal «Diskurs-Pi» [Scientific journal "Discourse-Pi"]. No. 2 (27): 40-41. (In Russ.)

3. Gorlova I. I., Bychkova O. I., Kostina N. A. (2018) Ethnocultural branding of the territory as a resource for the influence of regional cultural policy Kul'turnoye naslediye Rossii [Cultural heritage of Russia]. No. 3: 80-84. (In Russ.)

4. Izotov D. A., Motrich E. L. (2019) Foreign labor force of the Russian Far East Problemy prognozirovaniya [Problems of Forecasting]. No. 5: 133. (In Russ.)

5. Zavalishin A. Yu., Kim A. S. (2019)Ethnopolitical conflict potential in the Khabarovsk Territory (according to monitoring data, June 2019) in Proceedings of the All-Russian Scientific Conference "The Far East in the Mirror of Ethnopolitics". Khabarovsk: 63-64. (In Russ.)

6. Zavalishin A. Yu., Kostyushina N. Yu. (2018) Monitoring of ethno-political and ethno-confessional relations in the Khabarovsk Territory Uchenyye zapisk Komsomol'skogo-na-Amure Gosudarstvennogo Tekhnicheskogo Universiteta [Scientific notes of the Komsomolskon-Amur State Technical University]. No. 4(36): 63-67. (In Russ.)

7. Zubkov V. V. (2020) Migration component of the demographic process in the region: statistical and sociological dimension Vlast' i upravleniye na Vostoke Rossii [Power and administration in the East of Russia]. No. 1 (90): 80. DOI: 10.22394/1818-4049-2020-90-174-82 (In Russ.)

8. Kim A. S., Polyushkevich O. A. (2017) Diaspora resources in the formation of ethno-national unity of the regions of Siberia and the Far East in Collection of materials of the interuniversity scientific conference "Socio-cultural aspects of the activities of power structures". Irkutsk: 115-120. (In Russ.)

9. Lada A. S. (2018) Problems of attracting labor resources in the subjects of the Far East Vlast' i upravleniye na Vostoke Rossii [Power and administration in the East of Russia]. No. 4 (85): 25. DOI: 10.22394/1818-4049-2018-85-4-21-31 (In Russ.)

10. Motrich E. L. (2022) Migration in the demographic development of the Russian Far East Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii [The standard of living of the population of regions of Russia]. Volume 18. No. 1: 34. DOI: 10.19181/lsprr.2022.18.1.2 (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 12.05.2022; одобрена после рецензирования 26.05.2022; принята к публикации 30.05.2022.

The article was submitted 12.05.2022; approved after reviewing 26.05.2022; accepted for publication 30.05.2022.

Информация об авторах

Ю. В. Березутский - кандидат социологических наук, доцент, заместитель директора по научной и воспитательной работе, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Дальневосточный институт управления - филиал;

К. В. Мугдин - аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Дальневосточный институт управления - филиал.

Information about the authors

Yu. V. Berezutskiy - Candidate of Sociology, Associate Professor, deputy director for scientific and educational work, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA;

K. V. Mugdin - graduate student, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, the Far-Eastern institute of management -branch of RANEPA.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.