О Ж. Гончикдоржиева. Межнациональные отношения: территориальный аспект
товства (хадаг), приданого (заЬал), проводов невесты (басаганай наадан), «невестин чай» (бэ-рийн сай). Обязательным считается обращение к ламам для определения совместимости жениха и невесты и назначения дня свадьбы. Таким образом, современная бурятская свадьба представляет собой сочетание традиционных и новых форм обрядности.
Наиболее устойчива из всех видов обрядности погребально-поминальная. Большинство городских и сельских бурят придерживается национальных традиций в этой области. По-видимому, такая ситуация объясняется тем, что похоронный обряд наиболее тесно связан с религиозными традициями. Вера в бессмертие души и перерождение умерших родственников является одним из положений традиционных религий бурят - буддизма и шаманизма. С древних времен у бурят существовали представления о том, что свойства духов покойников зависят от того, как они жили, как умерли и как были похоронены. Поэтому обязательным считается обращение к ламам для определения дня похорон, места погребения и проведения специальных молебнов для благополучного перерождения в следующей жизни.
Таким образом, в процессе урбанизации за короткий для истории период произошли значительные изменения в социальной структуре бурятского этноса: повысился образовательный уровень, увеличилось количество людей, занятых умственным трудом. Произошли существенные перемены в профессиональной структуре бурятского населения.
Современные этноязыковые процессы у бурят характеризуются массовым переходом к двуязычию и усиливающейся тенденцией языковой ассимиляции городских бурят. Общей тенденцией развития этнокультурных процессов у бурят в условиях современного города является снижение роли и значимости традиционной культуры, восприятие новых ценностей и усиление процесса межэтнической интеграции и аккультурации.
Литература
1. О демографических и социально-экономических характеристиках населения отдельных национальностей Республики Бурятия (по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года). - [Электронный ресурс]. - URL: http://burstat.gks.ru/perepis2010/perepis__itog.
2. Окончательные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.perepis-2010.ru/results_of_the_census/.
3. Районы Республики Бурятия. Основные характеристики: статистический сборник № 01-01-17 / Бурятстат. -Улан-Удэ, 2009.
4. Михайлов Т.М. Бурятия и ее этнокультурная динамика (XVII - нач. XX вв) // Проблемы истории Бурятии. -Улан- Удэ, 1993.
5. Бабушкина Н.С. Социальный аспект двуязычия (на материалах Республики Бурятия). - Улан-Удэ: изд-во Бурятского гос. ун-та, 1998. - 114 с.
Доржиева Ирина Цыдыпжаповна, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета, г.Улан-Удэ, e-mail: [email protected].
Dorzhieva Irina Tsydypzhapovna, candidate of sociological science, senior lecturer, department of political science and sociology, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
УДК 316.347:63-051(571.54) О О.Ж. Гончикдоржиева
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
В статье рассматривается динамика межнациональных отношений в регионе. Прослеживается влияние территориального аспекта на развитие межнациональных отношений.
Ключевые слова: межнациональные отношения, село, напряженность, традиции, толерантность.
O.Zh. Gonchikdorzhieva
INTERNATIONAL RELATIONS: TERRITORIAL ASPECT
In article dynamics of the international relations in the region is considered. Influence of territorial aspect on development of the international relations is traced\
Key words: international relations, rural area, intensity, traditions, tolerance.
Современная Россия - многонациональная страна, в которой проживают представители ста девяноста трех национальностей. Такое много-
образие национального состава, с одной стороны, способствует интеграции в единое культурное российское пространство, в котором «сис-
14А/2012
темообразующим ядром» исторически выступал русский народ (численность которого по данным Всероссийской переписи населения 2010 г. составила 111,02 млн человек (80,9%У при условии их самоопределения2) [1], а, с другой стороны, осложняет данный процесс, так как каждая национальность старается сохранить собственную культуру, язык, что создает угрозу сохранения единства и целостности государства, особенно в условиях незавершившейся трансформации российского общества.
Переход государства на рыночные механизмы управления, особенно остро отразился на селе и привел к ряду парадоксов: первый парадокс заключается в натурализации хозяйства, возврате к бартерным формам обмена, обострении социальных проблем, второй - в увеличении числа убыточных хозяйств, третий характеризуется разрушением трудовой мотивации людей, и четвертый парадокс заключается в резком обнищании сельского населения, деградации социальной сферы села [2, с. 138]. Эти процессы сопровождались снижением уровня и качества жизни сельского населения, высоким уровнем безработицы и преступности, несовершенством законодательной базы и другими факторами, усиливающими дифференциацию людей не только по социальному, но и национальному признакам. Это не могло не отразиться на межнациональных отношениях в сельской местности. Все чаще происходят конфликты, например, в с.Кондопог (Республика Карелия, 2006), с.Демьяново (Кировская область, август 2012), с.Ремонтное (Ростовская область, сентябрь 2012). Официальная причина конфликтов - бытовые ссоры между местным населением и мигрантами, которые переросли в массовые межнациональные конфликты. Исторически село представляет собой замкнутую социальную, экономическую единицу, с тесными дружескими, часто родственными связями между жителями, в то же время «село - среда преимущественно гомогенная по национальному составу, -по существу как бы «глубинка» этнических традиций [3, с. 5], оно является хранителем национального самосознания жителей. И если в локальном пространстве, с ограниченным числом жителей, возникают подобные ситуации (вплоть до массовых убийств) стоит задуматься об эф-
1 Общая численность населения составила 142,9 млн человек.
2В соответствии с Конституцией Российской Федерации национальная принадлежность в ходе опроса населения указывалась самими опрашиваемыми на основе самоопределения и записывалась переписными работниками строго со слов опрашиваемых.
фективности мер, предпринимаемых государством для решения межнациональных проблем.
В каждом субъекте федерации межнациональные отношения складываются особым образом. Республика Бурятия исторически считается этнически стабильным регионом. Так, по данным профессора А.Д. Кариышева 29,1% представителей бурятского населения и 17,2% представителей русского населения склонны охарактеризовать межнациональные отношения как «хорошие, способствующие национальному согласию», склонны охарактеризовать их как «нормальные, терпимые» 65,4% и 67,8% респондентов соответственно [4, с. 172]. Схожие результаты получены профессором Ю.Б. Ранда-ловым в рамках программы «Возрождение и развитие национального языка, национальной культу ры, традиций и обычаев бурятского народа». Так, 21,8% респондентов оценивают межнациональные отношения в Республике как «хорошие, в целом взаимоуважительные», 61,9% -как «положительные, в целом взаимотерпимые» [5]. Стоит отметить, что в последние годы в анкетах все чаще межнациональные отношения характеризуются как толерантные, а не «хорошие, способствующие национальному согласию», или «взаимоуважающие».
Уже в 2005 г. в исследовании, проводимом Отделом социально-политического анализа экс-пертно-аналитического центра Президента РБ, 14,7% респондентов указали на наличие некоторой напряженности во взаимоотношениях между представителями разных национальностей» [6, с. 24].
По результатам массового и экспертного опросов, проведенных в 2010-2011 гг., в районах республики выявляется тенденция снижения числа респондентов, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в Бурятии. Так, 45,6% респондентов считают, что они «стабильные». Наличие «некоторой напряженности» отметили 32,9%, относительно «сильной межнациональной напряженности, возможных конфликтах» высказалось 4%. Тогда как экспертные оценки выглядят оптимистичнее, процент, считающих состояние межнациональных отношений в республике «стабильными», составил 63,2%. Они объясняют «стабильность» следующими факторами: «территория Забайкалья, так же как территория Центральной Азии, с древнейших времен была перекрестком разных культур. Население формировалось в результате смешения автохтонов и мигрантов самого различного происхождения. Несмотря на полиэтничность, достаточно большие различия в культуре, жители Забайкалья сумели накопить
ОЖ. Гончикдоржиева, Межнациональные отношения: территориальный аспект
положительный опыт взаимодействия... Интеграционные процессы отечественной истории привели к формированию толерантности населения Забайкалья. Поскольку этническая толерантность, как правило, проявляется непосредственно в ходе межэтнических контактов и в каждом конкретном случае различна» [7, с. 120].
Наблюдаемая негативная тенденция свидетельствует о стремительном развитии националистических настроений, как в стране, так и в республике в частности. В то время как доля, оценивающих межнациональные отношения у себя в селе как «стабильные» составила 63,6%, появилось число респондентов, ощутивших «сильную межнациональную напряженность, возможные конфликты в селе» (2,7%).
Между тем, небольшая часть экспертов (5,3%) отмечает «сильную межнациональную напряженность» в сельской местности, наличие которой объясняется доминированием индивидуалистических ценностей, нивелирующих нравственное значение внутриэтнических отношений. В результате этого процесса многие позитивные этнические традиции начинают терять свое значение. Одной из характерных черт сельской местности являются культурные и религиозные основы народа, поэтом} вопросы сохранения села становятся важными во всех аспектах его развития. Несмо1ря на такие результаты, межнациональная толерантность у сельских жителей выше, чем у городских. Возможно, это связано с тем, что город представляет собой сложную открытую систему социальных связей, развивающуюся по формуле: «каждый сам по себе» и «сам для себя». В селе же данная формула не работает, здесь нельзя (по крайней мере, очень сложно) выжить без посторонней помощи. Еще одним фактором, влияющим на рост межнациональной напряженности в городе, становится рост конкуренции на рынке труда, что влечет углубление разобщенности общества и прочее.
На вопрос: «Какие из представленных отношений с представителями других национальностей для Вас приемлемы?», 63,1% респондентов ответили «деловые отношения», 59,6% - «проживание по соседству», 32,2% - «брак», а вот варианты «дружба» и «не приемлемы» отметили 7,5% и 7% соответственно. На первый взгляд, такие результаты говорят о нарастании «напряженности», в тоже время не стоит нагнетать обстановку, возможно, это субъективное мнение человека, сложившееся на основе взаимоотношений с другими представителями этносов.
Для жителей Бурятии в целом предпочтительной является модель равностатусного взаи-
модействия без проявления этнофобии. Скорее всего, корни этого явления надо искать в длительном совместном проживании русских с бурятами и сформировавшемся ощущении себя не только в качестве представителей своего этноса, но и как жителей Бурятии.
Иная картина складывается в отношении мигрантов - соискателей на рынке труда. При ответе на вопрос: «Согласны ли Вы с тем, что многие люди склонны связывать трудности социально-экономического положения республики с наличием большого количества приезжих других национальностей?», «не согласных» с данным утверждением оказалось 49,6% респондентов, «согласных» - 17.7% , «согласных с тем, что из-за них возникают большие трудности» - 8%.
К россиянам из других регионов отношение остается положительным примерно у половины опрошенных, к трудовым мигрантам из других государств положительно относится примерно четверть респондентов. Такая ситуация неудивительна, так как во всем мире конкуренция на рынке труда приводит к подобным установкам. Самое главное, что нужно правильно оценивать и прогнозировать последствия трудовой миграции, формировать положительные установки. России принадлежит 13% мировых территорий, а ее доля в мировом населении к 2050 г. может сократиться до 1%. A.B. Вишневский считает, что спад рождаемости в глобальном масштабе явление положительное и неизбежное, так как природные ресурсы ограничены. В данном контексте миграционная политика и социокультурная адаптация мигрантов должны быть одной из важнейших задач государства. [8, с. 18]. Непродуманная политика может привести к ухудшению межнациональной ситуации, как в регионе, так и в стране в целом.
На вопрос: «Возможна ли в будущем в Бурятии ситуация межнациональной напряженности, даже конфликты?», 36,2% респондентов ответили «маловероятно», 27,9% - «вполне возможно», 18,7% - «скорее нет, чем да», 7,5% - «скорее да, чем нет».
Респондентам, давшим положительный ответ, предложили назвать причины межнациональной напряженности, самыми значимыми вариантами ответов оказались: «рост безработицы» (39,15%), «социальные девиации (алкоголизм, наркомания, преступность)» (36,4%), «дороговизна жизни, рост инфляции» (25,9%).
Отвечая на вопрос: «Что Вы думаете о решениях, которые принимает руководство РБ по урегулированию межнациональных отношений», 56,1% респондентов ответили, что ничего
14 А/2012
не знают о таких решениях. Результаты свидетельствуют о низкой информируемости сельского населения. Несмотря на предпринимаемые попытки государства стабилизировать ситуацию (различные федеральные и региональные программы по поддержке сельских жителей и аграрного сектора в целом), в условиях социально-экономического кризиса усилились социальные аномалии - алкоголизм, преступность, суицид, психические расстройства, распад семей и др., что ведет к снижению рождаемости как реакции семей на экономические трудности и социально-политическую нестабильность. В то же время, наблюдается повышение роли традиционио-религиозных ценностей, развитие этнического самосознания населения, что способствует проявлению латентной межэтнической напряженности. Так, на вопрос: «Считаете ли Вы возможным для себя принять активное участие в мероприятиях (акции, митинги и др.) в интересах своей национальной группы?» 12,5% всех респондентов ответили «положительно», для 41,9% респондентов участие «зависит от обстоятельств», для 18,3% — это не приемлемо.
При дальнейшем снижении уровня жизни, кулыуры и образования, а также давлении со стороны СМИ, даже в сельских районах Бурятии, отличающихся высокой толерантностью, возможно ухудшение межнациональных отношений.
Отметим, что эти процессы больше всего влияют на близлежащие к городу села, в них происходит наложение городского образа жизни на село, что приводит к изменению сознания сельских жителей. Итогом происходящих процессов становится изменение внутреннего состояния сельского населения, его образа жизни при сохранении внешнего сельского каркаса. Отдаленные от центра села остаются достаточно консервативными. Отличительными признаками такого села являются территориальная обособленность, в некоторых случаях изолированность, развитые межличностные коммуникации (родственные, соседские) и преобладание традиционных ценностей.
Современное состояние межнациональных отношений, как в селах, так и в городах требует осознания проблемы на всех уровнях власти и общества. Наблюдаются положительные сдвиги
в этом направлении, в виде принятия «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [9], приоритетными направлениями которой являются совершенствование государственного управления и развитие международного сотрудничества в сфере национальной политики, создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. Необходимо развивать систему гражданско-патриотического воспитания, совершенствовать взаимодействие властей с институтами гражданского общества и др.
Литература
1. Национальный состав населения Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - http://www.perepis-2010.ni/results_of_the_census/tab 5.xls.
2. Калугина З.И. Парадоксы аграрной реформы в России: социологический анализ трансформационных процессов. - Новосибирск: изд-во ИЭиОПП СО РАН, 2001. -196 с.
3. Современные этносоциальные процессы на селе / Сб.статей под ред. Ю.В. Арутюняна. - М, 1986.
4. Карнышева А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. -Улан-Удэ. изд-во Бурятского гос. ун-та, 1997.
5. Рандалов Ю.Б. Научное социологическое исследование по проблемам комплексной программы «Возрождение и развитие национального языка и национальной куль-т}ры, традиций и обычаев бурятского народа». - Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во. 2002.
6. Межнациональные и этнические вопросы Бурятии. -Улан-Удэ: изд-во Вост-Сиб. гос. техн. ун-та, 2006. - 132 с.
7. Город и село в условиях глобализации (на примере Респ\ блики Б>рятия): материалы между нар. семинара. -Улан-Удэ: изд-во БНЦ СО РАН, 2009. - 220 с.
8. Вишневский А.Г. Российское село в демографическом измерении / Е.А. Кваша, T.JI. Харькова, Е.М. Щербакова. > ' Мир России. - 2007. - № 1, - С. 17-58.
9. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666). - [Электронный pecjpc]. - http://www.garant.ru/hotlaw/federal/ 437675/.
Гончикдоржиева Оюна Жимбаевна, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник лаборатории социальной стратификации Бурятского государственного университета, г.Улан-Удэ, e-mail: [email protected].
Gonchikdorzhieva Oyuna Zhimbaevna, candidate of sociological science, senior researcher, laboratory of social stratification, Buryat State University, e-mail: [email protected].