Научная статья на тему 'Межнациональные аспекты и национальные интересы в СССР и Российской Федерации: вехи государственной политики'

Межнациональные аспекты и национальные интересы в СССР и Российской Федерации: вехи государственной политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1144
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / РОССИЯ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / USSR / RUSSIA / INTERNATIONAL AND NATIONAL INTERESTS / STRATEGIC GOALS / NATIONAL SECURITY / INTERNATIONAL RELATIONS / POST-SOVIET SPACE / STATE POLICY / INTERNATIONAL CONFLICTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цай Владимир Ильич

В статье анализируются основные направления межнациональных отношений и национальные интересы СССР и современной России. На большом фактическом материале показывается необходимость интернационального и патриотического воспитания россиян после распада СССР и образования СНГ в условиях обострения межнациональных отношений, в частности в Российской Федерации. В этой связи автор делает необходимые выводы и дает рекомендации, представляющие большой практический интерес для современной национальной политики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Цай Владимир Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Aspects and National Interests in USSR and Russian Federation: Milestones of State Policy

The article analyzes the principal directions of international and national aspects in the USSR and the Russian Federation in a specific context. The extensive factual material demonstrates the need for international and patriotic education of Russian citizens after the USSR disintegration and the CIS formation in the face of the aggravating international relations, particularly in the Russian Federation. In this regard, the author makes the necessary conclusions and recommendations of great practical interest for the modern national policy of Russia.

Текст научной работы на тему «Межнациональные аспекты и национальные интересы в СССР и Российской Федерации: вехи государственной политики»

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ В СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВЕХИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

В.И. Цай

Всемирная академия наук комплексной безопасности ул. Академика Анохина, 30/2, Москва, Россия, 2119602

В статье анализируются основные направления межнациональных отношений и национальные интересы СССР и современной России. На большом фактическом материале показывается необходимость интернационального и патриотического воспитания россиян после распада СССР и образования СНГ в условиях обострения межнациональных отношений, в частности в Российской Федерации. В этой связи автор делает необходимые выводы и дает рекомендации, представляющие большой практический интерес для современной национальной политики России.

Ключевые слова: СССР, Россия, межнациональные и национальные интересы, стратегические цели, национальная безопасность, межнациональные отношения, постсоветское пространство, государственная политика, межнациональные конфликты.

Как известно, межнациональные и национальные интересы российского государства формировались на протяжении длительного исторического пути. Для их реализации потребовалось более тысячи лет и усилия многих поколений российских граждан. При этом национальные интересы России были во все времена тесно связаны с государственными интересами, которые, в свою очередь, были тесно взаимосвязаны с основными вехами истории государства российского - княжеской междоусобицей, вечевой демократией, жесткими авторитарными и тоталитарными режимами и т.д. Однако главной задачей и приоритетом являлась защита государственных интересов.

Об этом говорится в Указе Президента РФ «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» (1). Здесь четко определяются основные национальные интересы в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики; в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Далее подчеркивается, что стратегическими целями в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности являются защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод

человека и гражданина, охрана независимости и территориальной целостности страны, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе (2).

В этом и других основополагающих документах особое внимание уделяется интересам личности. И это не случайно. Российская Федерация как преемница СССР является одним из крупнейших в мире многонациональных государств, в котором проживают более 150 наций и народностей. Каждая из них обладает своей спецификой - по численности, социально-профессиональной структуре, типу хозяйственно-культурной деятельности, языку, особенностям материальной и духовной культуры.

Границы расселения народов, как правило, не совпадают с границами республик, краев, областей и округов. На численность и характер расселения в различных регионах Российской Федерации особое воздействие оказывает интенсивность миграционных процессов. Преобладающее большинство этнических общностей складывалось веками и в этом смысле они являются коренными. Отсюда их историческая роль в формировании российской государственности и притязания на самостоятельные национально-территориальные или, по меньшей мере, национально-культурные образования (3).

После распада СССР обострились, как известно, межнациональные отношения на всем постсоветском пространстве, включая территорию Российской Федерации. Все это заставило Президента, российское правительство, политические партии переосмыслить советский опыт национально-политических процессов. Война в Чечне, конфликты в других горячих точках российского государства подтвердили, что в современных условиях задача сохранения единства и стабильности является одним из приоритетных направлений деятельности властных структур страны. Время показало, что межнациональный фактор после создания новых стран в системе Союза Независимых Государств явился основой его жизнедеятельности и процветания. Почти все новые страны СНГ убедились, что недооценка роли национальных отношений может привести к межнациональным конфликтам, а также способствовать возникновению реальной угрозы в деле сохранения целостности многонационального государства, каким в реальности является Российская Федерация.

Пришло осознание того, насколько важно продуманно строить государственную политику в сфере национальных отношений, которые влияют на сохранение стабильности в стране, укрепление и процветания на этой основе эффективных, взаимовыгодных межнациональных отношений. Только такой подход может позитивно сказаться на дальнейшем развитии современных межнациональных и национальных отношений народов, проживающих в Российской Федерации.

В советский период концептуальную основу национальной политики и межнациональных отношений составляли утверждения о том, что в СССР состоялась полная и окончательная победа первоначального социализма и начался переход к строительству коммунизма на основе уже развитого со-

циализма, основу которого составляли основные идеи, связанные с решением в советском обществе социальной и национальной однородности. При этом руководство КПСС и советского правительства говорило о монолитном единстве советского народа, в условиях которого в СССР полностью и успешно решен национальный вопрос. В результате появилась новая историческая общность - советский народ.

На этом фоне кинофильмы, литература, наука и т.д. расписывали в самых радужных красках состояние национальных и межнациональных отношений в советском обществе. В частности, анализ научных исследований этого периода свидетельствует о том, что «в СССР происходит, с одной стороны, расцвет всех наций, а с другой, - их сближение», впервые прозвучавшее на ХХ11 съезде КПСС в докладе «О программе Коммунистической партии Советского Союза». Противоречивость и нестыковки в этих утверждениях старались не замечать.

Однако в последующие годы в условиях демократизации стабилизировалась национально-кадровая политика, активизировалась подготовка и переподготовка специалистов в сфере экономических, научно-технических, гуманитарных, социальных, управленческих, военных и др. направлений, в которых широко были представлены представители всех наций и народностей Советского Союза.

Особенно большие успехи были достигнуты в области национальной культуры и искусства, национальной литературы и книгоиздания, совершенствования и обогащения палитры национальных языков, развития национальных традиций всех без исключения наций и народностей, проживавших в СССР. В то же время, как известно, в определенных случаях имела место недооценка национальных факторов, не всегда учитывалась специфика национальных отношений, пресекалась даже относительная самостоятельность некоторых народов. В ряде национальных республик СССР появились проблемы с развитием, употреблением и совершенствованием родных языков. И несмотря на позитивные реформы второй половины 1980-х гг., эти противоречия в области национальных и межнациональных отношений не только сохранялись, но и получили определенное развитие и углубление. Все это вылилось в национальные и межнациональные конфликты, которые особенно активно проявились в Казахстане, Грузии, прибалтийских республиках и в других регионах СССР.

Именно эти и другие события привели в конечном счете к распаду СССР и возникновению Союза Независимых Государств, появлению на территориях последних конфликтных ситуаций, имевших уже более серьезные и сложные последствия.

Стремясь исправить ситуацию, занимавший в то время должность Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачев выдвинул на первый план лозунги демократизации и гласности, а также расплывчатую программу стабилизации национальных отношений. На первых порах это имело очередную поддержку определенной части интеллигенции, но не рядовых граждан, социаль-

но-экономическое состояние которых постоянно ухудшалось и как следствие приводило к конфликтам, в том числе к национальным и межнациональным. В этих условиях происходило ослабление власти, в целом из-за непродуманных и поспешных политических реформ, недовольство населения не только усилилось, но и оказалось направленным против самого Горбачева и руководства КПСС. Именно Горбачев явился в этих условиях главной мишенью критики демократично настроенных политиков, простых граждан страны.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что в определенных случаях он был согласен с этой критикой и старался принять необходимые решения. В частности, была приостановлена антиалкогольная кампания, расширена индивидуально-трудовая и кооперативная деятельность, значительно возросла частная торговля, ограничены необоснованные и неразумные препоны в использовании садоводческих, приусадебных и дачных хозяйств. Все эти шаги носили демократический характер и позитивно сказывались на укреплении национальных и межнациональных отношений.

Одновременно довольно быстро распространялись другие, не созидательные, а скорее разрушительные аспекты. Прежде всего это необдуманное внедрение отношений, оказавших заметное влияние на разрушение ранее действующих институтов власти, которые функционировали, как правило, на авторитете и с конкретной поддержкой КПСС.

Появление в этих условиях съезда народных депутатов СССР еще больше ослабило власть и позиции самого Горбачева. И прежние партийные структуры, и новые органы власти были крайне недовольны нерешительной политикой Горбачева, а также консерватизмом его действий. Практически он лишился политической поддержки как правых, так и левых политиков, не получилось у него и с формированием авторитетного политического центра, а должность Президента СССР сама по себе не могла обеспечить Горбачеву ни авторитетной, ни авторитарной власти. В этой связи можно сделать вывод, что Горбачев не хотел или не мог вникнуть в природу происходящих процессов, не чувствовал набиравшую силу оппозицию. И с этим, по нашему мнению, связан тот факт, что он не решился на проведение всенародных выборов поста президента, так как сомневался, и не без основания, в своей победе.

И действительно, история свидетельствует, что без мандата народного доверия он ничего сделать не мог, тем более учитывая его нерешительный характер при принятии политических решений. Кроме того, среди народных депутатов СССР, а не только среди членов КПСС авторитет Горбачева продолжал стремительно падать. И как Генеральный секретарь, и как Президент СССР Горбачев оказался в 1991 г. в тупике, из которого он уже не мог найти приемлемого выхода. В такой ситуации распад СССР стал реальным, что негативно сказалось на дальнейшем состоянии национальных и межнациональных отношений.

Распад СССР как единого государственно-политического объединения отрицательно сказался в начале 1990-х гг. на всей системе сформированных КПСС и советской властью национальных структур. Поэтому нет ничего

удивительного в том, что государственно-политическая ликвидация Советского Союза, осуществленная главами России, Украины и Белоруссии в конце 1991 г., способствовал процессам не только политического, экономического, но и национального (межнационального) размежевания, что проявилось в многочисленных на этой почве конфликтах практически во всех новых странах СНГ, в том числе в Российской Федерации. Особенно рельефно они проявились в первые годы становления и развития новых независимых государств, образованных на территории бывшего СССР: Молдове, Узбекистане, Азербайджане и Армении, Приднестровье, прибалтийских республиках, Грузии и Абхазии и др.

В этой связи необходимо особо подчеркнуть, что межнациональные конфликты, как видим, не возникают неожиданно, а вызревают в течение длительного времени и обусловлены конкретными объективными и субъективными причинами, которые и создают межнациональную напряженность. В частности, после распада СССР и появления независимых самостоятельных государств, разгоревшиеся в них конфликты можно подразделить, по нашему мнению, на следующие категории по их значимости.

1. Это территориальные конфликты, которые, как правило, связаны с решением проблем объединения ранее раздробленных этносов. К ним, например, можно отнести конфликтные ситуации в Нагорном Карабахе, в Южной и Северной Осетии, национальное движение лезгинов в Азербайджане и др. Многие исследователи относят к этому виду конфликтов движение за восстановление своих прав, связанных с депортацией народов Северного Кавказа и поволжских немцев еще в годы Великой Отечественной войны, а также спорные проблемы между осетинами и ингушами из-за владения Пригородным районом и др.

2. Конфликты, вызванные желанием этнического меньшинства воспользоваться своим правом, связанным с самоопределением в форме независимой государственности. К этому стремились в Абхазии, Грузии и в какой-то мере в Приднестровье.

3. К третьей группе относятся конфликты, связанные с территориальными притязаниями. Например, Эстония и Латвия заявили свои права на часть территории Псковской области, хотя никаких исторических прав на это не имели.

4. Конфликты, связанные с дискриминацией русскоязычных граждан, проживающих в прибалтийских и некоторых государствах СНГ.

5. Конфликты, вызванные массовыми притоками в Российскую Федерацию беженцев и разного рода переселенцев.

6. Наконец, конфликты, связанные в разные исторические времена с произвольно установленными границами между национально-территориальными регионами, повлекшими за собой ошибки в национальной и межнациональной политике советского государства, которые зачастую были связаны с дискриминацией, унижением и обидами многих народов.

Кроме этого, большой вред национальным и межнациональным отношениям наносили конфликты, происходившие между государствами, например, конфликт между Российской Федерацией и Украиной по проблеме Черноморского флота в Крыму, а также конфликты по переделу государственных границ.

В этой связи необходимо отметить, что любой из вышеназванных конфликтов, как правило, имеет национальную окраску. А это связано непосредственно с тем, что существующая грань между национальными, политическими, социальными и др. конфликтами носит незначительный характер. В частности, национальные движения в прибалтийских государствах характеризовались в СССР и за рубежом как одна из форм проявления национальных конфликтов, в то время как особую роль здесь играли политические факторы, то есть желание и требование обрести государственность в интересах одной этнической части населения, зачастую, как правило, самой малочисленной.

Однако в этом вопросе особая роль принадлежала политическому фактору, то есть любыми средствами и способами приобрести государственность одной этнической группы. Однако в стремлении приобрести суверенитет, независимость, самостоятельность автономий в Российской Федерации имелся и этнический фактор, который наиболее зримо проявился в Татарстане и Чечне.

Все это является последствием распада СССР и создания Союза Независимых Государств. В результате мы наблюдали в этот период серьезные изменения, связанные с геополитическим равновесием, эскалацией межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве, с нестабильностью государственных границ, разрушением национальной валюты, растаскиванием вооруженных сил и многим другим.

Ключевым звеном среди этих противоречий являлось обострение этнических столкновений между населением новых стран СНГ и внутри них самих. К ним можно по праву отнести межнациональные столкновения в Таджикистане на границе с Афганистаном и Китаем; война Азербайджана с Арменией за Нагорный Карабах, военные действия Грузии с Абхазией, чечено-российская война, противоречия Российской Федерации с прибалтийскими государствами, связанные с территориальными проблемами, дискриминационным положением русскоязычного населения, права которого до сих пор ущемляются.

В свою очередь, после распада СССР и создания СНГ Российская Федерация значительно сдала свои позиции в отношениях с Украиной, связанных с борьбой за влияние на Молдавскую Республику и разделом Черноморского флота; с Азербайджанской Республикой, которая захватила контроль за системой перекачивания нефти; с Узбекской Республикой, президент которой не принял интеграцию в рамках СНГ, и т.д. Все это свидетельствует о разрыве в первое постсоветское десятилетие стабильных экономических и межнациональных связей между бывшими республиками Советского Союза.

Суммируя вышесказанное, можно сделать некоторые обобщения: во-первых, после распада СССР национальные и межнациональные отношения,

например, в Российской Федерации характеризовались, особенно в 1990-е гг., ярко выраженной напряженностью. Неудачное, провальное экономическое реформирование в этот период усилило недовольство проводимой руководством РФ экономической политикой и, как свидетельство, создало угрозу единства и целостности многонационального федеративного российского государства; во-вторых, решению многих национальных и межнациональных проблем в новом государстве - Российской Федерации, способствовало уточнение ее административного деления, которое было максимально приближено к исторически сложившимся государственным границам, экономическим районам; в-третьих, значительное повышение напряженности в национальных и межнациональных отношениях, особенно в первое десятилетие после распада СССР, было в основном связано с рядом нарушений в повседневной жизни принципа наций и межнациональных интересов как в Российской Федерации, так и других странах СНГ; в-четвертых, в этот сложный, противоречивый во многих отношениях период не обращалось достаточного внимания на случаи игнорирования национальных и межнациональных интересов некоторых групп российского населения.

Например, при ослаблении внимания так называемые титульные нации и национальные меньшинства будут бороться за свои интересы с использованием любых средств, форм и методов, включая и насильственные действия.

Озабоченность русских, составляющих большинство населения Российской Федерации, своим национальным статусом может привести к более решительному отстаиванию своих национальных интересов, противодействию антирусским настроениям в российском обществе; в-пятых, озабоченностью своей перспективой русскоязычного населения, проживающего на постсоветском пространстве, особенно в прибалтийских государствах. Неопределенный до сих пор их статус порождает плохое самочувствие, депрессию и т.д. Нам необходимо понять и уяснить, что многие миллионы русских, оказавшихся не по своей воле за пределами Российской Федерации, никуда не уезжали - прежнее руководство уехало от них, не спросив их согласия, и тем самым обрекло их на межнациональную напряженность, зачастую граничащую с безысходностью.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2010 г.: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Российская газета. - 2009. - 13 мая.

(2) Там же.

(3) Цай В.И. Исторический опыт межнациональных отношений в СССР, Российской Федерации (1953-2003 гг.): Дисс. ... д.и.н. - М., 2004. - С. 3.

INTERNATIONAL ASPECTS AND NATIONAL INTERESTS IN USSR AND RUSSIAN FEDERATION: MILESTONES OF STATE POLICY

V.I. Tsai

World Academy of Sciences for Complex Safety Academika Anokhina Str., 30/2, Moscow, Russia, 119602

The article analyzes the principal directions of international and national aspects in the USSR and the Russian Federation in a specific context. The extensive factual material demonstrates the need for international and patriotic education of Russian citizens after the USSR disintegration and the CIS formation in the face of the aggravating international relations, particularly in the Russian Federation. In this regard, the author makes the necessary conclusions and recommendations of great practical interest for the modern national policy of Russia.

Key words: USSR, Russia, international and national interests, strategic goals, national security, international relations, post-Soviet space, state policy, international conflicts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.