Научная статья на тему 'МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В УДМУРТИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ УЧАЩЕЙСЯ И СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В УДМУРТИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ УЧАЩЕЙСЯ И СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
78
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / УЧАЩАЯСЯ И СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / УДМУРТИЯ / СОЦОПРОС / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ОЦЕНКИ / УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воронцов Владимир Степанович

В статье рассматривается межнациональная ситуация в Удмуртской Республике в представлениях и оценках учащейся и студенческой молодежи. Основным источником исследования послужили данные этносоциологических опросов. Их материалы свидетельствуют о существенном улучшении межэтнических отношений в молодежной среде. Это объясняется, во-первых, тем, что период социализации данного поколения проходил в относительно стабильный период российской истории; во-вторых, в области государственной национальной политики были приняты важные законодательные акты, позволившие решить ряд проблемных вопросов в этноконфессиональной сфере; в-третьих, произошла определенная консолидация российского общества на фоне внешних угроз. Вместе с тем молодежь, по-прежнему, является «группой риска» в этноконфессиональных отношениях. Необходимо предложить молодым людям новые перспективные «Большие проекты», которые смогли бы канализировать их энергию и потенциал на созидание, активизировать социальные лифты в обществе, сформировать настоящих «героев нашего времени», дать пример для подражания миллионам молодых россиян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERETHNIC SITUATION IN UDMURTIA IN REPRESENTATIONS OF YOUNG STUDENTS

The paper analyzes the interethnic situation in the Udmurt Republic in the representations and assessments of young students. The main source of research is the data of ethnosociological surveys. The survey materials indicate a significant improvement in interethnic relations among young people. Firstly, this is due to the fact that the period of socialization of this generation took place in a relatively stable period of Russian history. Secondly, important legislative acts were adopted in the sphere of state national policy, which made it possible to solve a number of problematic issues in the ethno-confessional sphere. Thirdly, there was a certain consolidation of Russian society against the backdrop of external threats. At the same time, young people, as before, are a “risk group” in ethno-confessional relations. It is necessary to offer the young generation new promising “Big projects” which could channel the energy and potential of young people into creation, activate social elevators in society, form real “heroes of our time”, give an example to follow for millions of young Russians.

Текст научной работы на тему «МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В УДМУРТИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ УЧАЩЕЙСЯ И СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 323.1(470.51)057

DOI: 10.15350/26191490.2020.1.10

В. С. Воронцов

МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В УДМУРТИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ УЧАЩЕЙСЯ И СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматривается межнациональная ситуация в Удмуртской Республике в представлениях и оценках учащейся и студенческой молодежи. Основным источником исследования послужили данные этносоциоло-гических опросов. Их материалы свидетельствуют о существенном улучшении межэтнических отношений в молодежной среде. Это объясняется, во-первых, тем, что период социализации данного поколения проходил в относительно стабильный период российской истории; во-вторых, в области государственной национальной политики были приняты важные законодательные акты, позволившие решить ряд проблемных вопросов в этноконфессиональной сфере; в-третьих, произошла определенная консолидация российского общества на фоне внешних угроз. Вместе с тем молодежь, по-прежнему, является «группой риска» в этноконфессио-нальных отношениях. Необходимо предложить молодым людям новые перспективные «Большие проекты», которые смогли бы канализировать их энергию и потенциал на созидание, активизировать социальные лифты в обществе, сформировать настоящих «героев нашего времени», дать пример для подражания миллионам молодых россиян.

Ключевые слова: межнациональная ситуация, межнациональные отношения, учащаяся и студенческая молодежь, Удмуртия, соцопрос, представления, оценки, установки.

Проблемы межнациональных отношений в современном мире, и Россия не является исключением, относятся к числу наиболее актуальных. При этом молодежь оказывается наиболее восприимчивой к разного рода радикальным идеям в силу своего возраста, неопытности, отсутствия должного внимания со стороны государственных структур и общественных институтов. В ситуациях социальной неопределенности, экономической нестабильности и жесткой конкуренции на рынке труда возникает почва для роста этнических фобий, ан-тимигрантских настроений, вплоть до проявлений экстремистского поведения в молодежной среде.

Российская молодежь традиционно находится в фокусе внимания ученых, становясь объектом специальных исследований как на общефедеральном, так и региональном уровнях. Всестороннему изучению «социологического и социально-демо-

графического портретов» современной молодежи в условиях трансформации многоэтничного российского общества посвящены масштабные исследования ведущих отечественных социологов, историков, политологов, демографов, этнологов. Особое внимание уделяется историческому, политическому, правовому, ценностно-нравственному, этническому сознанию молодежи, формированию ее государственно-гражданской идентичности, этнических и религиозных установок и досуго-вых практик [Горшков, Шереги, 2020; Российская молодежь, 2017; Российское студенчество, 2014; Молодежь в полиэтничных регионах, 2013].

Сущность, причины, специфика, профилактика молодежной экстремальности и экстремизма исследуются в трудах В. И. Чупрова, Ю. А. Зубок, А. А. Козлова, В. В. Брюно и др. По мнению ученых, особенности молодежного экстремизма

вытекают из сущности данной социально-возрастной группы и определяются переходным характером становления ее субъектности. Причины возникновения молодежного экстремизма они видят в неполноте социального статуса молодежи, маргинальности ее социальных позиций и неопределенности социальных идентификаций [Чупров, Зубок, 2009; Козлов, 2008; Экстремальность и экстремизм, 2017].

Межнациональная ситуация в восприятии молодежи разных регионов России, проблемы межэтнических отношений в молодежной среде, социальное самочувствие студенчества в многонациональном сообществе рассматриваются в работах И. И. Бойко, В. Г. Харитоновой [Бойко, Харитонова, 2015], О. А. Лиценбергер [Лиценбер-гер, 2013], С. В. Спасенковой [Спасенкова, 2015].

Истокам и особенностям проявления молодежного экстремизма в области этноконфесси-ональных отношений, основным путям и мерам по профилактике и недопущению конфликтов на межнациональной и межрелигиозной почве посвящены статьи Л. А. Апанасюк [Апанасюк, 2017], В. С. Воронцова [Воронцов, 2008], В. К. Довгяло [Довгяло, 2018], А. В. Мартыненко [Мартыненко, 2013], В. Л. Примакова [Примаков, 2017].

В региональной историографии различные эт-но-молодежные проблемы исследуются в работах Г. П. Белоруковой [Белорукова, 1992; Белорукова, 1998], В. С. Воронцова, Д. А. Черниенко [Воронцов, 1992; Воронцов, 2002; Воронцов, 2005; Воронцов, 2019; Воронцов, Черниенко, 2014; Воронцов, Черниенко, 2017], И. Л. Поздеева [Поздеев, 2012; Поздеев, 2018], С. Н. Уварова, С. В. Козловского [Уваров, Козловский, 2014], Л. С. Христолюбовой [Христолюбова, 1999] и др.

В Удмуртии социологические опросы по проблеме «этничность и молодежь» проводятся на протяжении последних 30 лет. В данных исследованиях межэтнические отношения в молодежной среде представлены в широком социальном контексте. Проанализированы оценки состояния межэтнических отношений и вероятность межэтнических конфликтов в республике, межэтнические установки респондентов на контакты в учебной и досуговой сферах, установки в отношении к мигрантам, наличие неприязни к людям иных национальностей и др. в зависимости от различных переменных: пол, возраст, место проживания, образование и т. д. По большинству

индикаторов их можно проследить в динамике за весь изучаемый период.

В феврале-марте 2018 г. сотрудниками Удмуртского института истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН проведен этносоциологиче-ский опрос, посвященный изучению межэтнических отношений в молодежной среде. Всего опрошено 1800 респондентов (старшеклассники 9-11 классов; учащиеся СПО, студенты вузов республики), в том числе 964 русских, 352 удмуртов, 135 татар, 60 представителей других национальностей (украинцы, марийцы, армяне, азербайджанцы и др.), 285 респондентов указали «двойную национальность», 4 человека национальность не указали. Исследование выполнялось по заказу и при финансовой поддержке Министерства национальной политики УР.

Состояние межнациональных отношений в стране (регионе) определяется сложным комплексом факторов исторического, социально-экономического, политического, этнокультурного характера. В эмпирическом исследовании мы имеем дело с уже сложившимся результатом действия этих факторов, проявляющихся в оценках и представлениях массового сознания. Предлагая квалифицировать межнациональную обстановку в Удмуртской Республике, мы понимали, что молодежь, особенно школьная, не в полной мере компетентна в оценке столь серьезного вопроса, однако было важно выявить и ее мнение и самоощущение. Представления молодого поколения о межнациональной обстановке в республике характеризуются данными, приведенными в табл. 1.

По данным опроса, более половины учащихся (55,1 %) и почти две трети студентов (62,2 %) считают межнациональную обстановку в республике стабильной, 15 % учащихся и 12,8 % студентов -как тревожную, 3,3 % респондентов первого массива и 1,3 % второго полагают, что в республике возможны открытые конфликты, примерно каждый четвертый опрошенный затруднился с ответом.

Следует отметить положительную динамику в оценках молодежью межнациональной ситуации в Удмуртии. По сравнению с опросом 2011 г. доля тех, кто оценил межнациональную ситуацию как спокойную, увеличилась в 1,5 раза (среди учащихся с 36,1 % до 55,1 %, среди студентов с 43 % до 62,2 %). Существенно сократилось и число тех, кто негативно оценивал межнациональную обстановку, среди учащихся доля респондентов, назвавших ее

«тревожной и на грани взрыва» снизилась в 2,2 раза (с 40,6 % до 18,3 %), среди студентов - почти в 2,5 раза (с 34,5 % до 14,1 %).

Представления респондентов о степени напряженности межэтнических отношений в республике различаются в зависимости от их национальной принадлежности, пола, учебного заведения и других факторов (табл. 2-4). Например, чаще оценивают межнациональную обстановку как спокойную русские (учащиеся - 56,9 %, студенты - 65,4 %), учащиеся-удмурты (56,9 %), студенты вузов (62,2 %); несколько реже - учащиеся-татары (41,4 %), учащиеся девушки (50 %), учащиеся СПО (52,4 %). Тревожной обстановку чаще считают студенты-

удмурты (21 %), учащиеся-татары и представители «двойной» национальности (24,1 % и 20,1 % соответственно) и в целом учащиеся СПО (19,7 %); реже русские (учащиеся - 12,8 %, студенты - 10,1 %), в целом учащиеся школ (11,8 %) и студенты вузов (12,8 %).

Молодежь Удмуртии отметила причины, как уже оказывающие влияние на характер межнациональных отношений в республике, так и способных обострить эти взаимоотношения в ближайшей перспективе. В ответах респондентов тесно переплелись причины объективного и субъективного характера, политического, экономического, этнокультурного и психологического плана.

Таблица 1

Как Вы оцениваете межнациональную обстановку в Удмуртии?

(здесь и далее в % от числа опрошенных по массиву и в группах)

Варианты ответов Учащиеся Студенты

2006 г. 2011 г. 2018 г. 2006 г. 2011 г. 2018 г.

Спокойная 38 36,1 55,1 49 43,0 62,2

Тревожная 33 34,8 15,0 29 31,9 12,8

На грани взрыва 6 5,8 3,3 3 2,6 1,3

Затрудняюсь ответить 23 23,3 26,6 19 22,5 23,7

Таблицы 2-4

Оценка межнациональной обстановки в зависимости от национальности

Варианты ответов Учащиеся школ и СПО

русские удмурты татары двойная

Спокойная 56,9 56,9 41,4 51,0

Тревожная 12,8 13,1 24,1 20,1

На грани взрыва 3,2 3,1 1,7 4,1

Затрудняюсь ответить 27,1 26,9 32,8 24,8

Варианты ответов Студенты вузов

русские удмурты татары двойная

Спокойная 65,4 58,6 61,0 54,9

Тревожная 10,1 21,0 9,1 15,4

На грани взрыва 1,5 0,5 0 2,2

Затрудняюсь ответить 23,0 19,9 29,9 27,5

Оценка межнациональной обстановки в зависимости от типа учебного заведения

Варианты ответов Школа СПО Вуз

Спокойная 57,0 52,4 62,2

Тревожная 11,8 19,7 12,8

На грани взрыва 2,9 3,9 1,3

Затрудняюсь ответить 28,3 24,0 23,7

Оценка межнациональной обстановки в зависимости от национальности

Таблица 5

Причины, способные обострить межнациональные отношения в Удмуртии

Варианты ответов Учащиеся Студенты

2011 г. 2018 г. 2011 г. 2018 г.

Столкновения между гражданами на почве национальной неприязни 46,1 49,5 43,4 48,1

Непродуманные решения органов государственной власти 20,4 34,2 15,2 24,4

Борьба политических сил (партий, организаций) за власть 18,6 19,8 11,4 13,5

Межнациональные конфликты в других регионах России 13,8 13,6 20,2 27,0

Присоединение Удмуртии к соседнему региону 11,0 18,0 11,2 23,1

Ухудшение экономического положения людей 25,0 38,8 22,1 32,1

Прибытие мигрантов из зарубежных стран и других регионов РФ 20,7 24,6 23,8 28,5

Выступления в СМИ, провоцирующие межнациональную неприязнь 15,6 34,3 23,3 43,0

Теракты против мирных жителей в регионах РФ 27,1 39,5 22,1 36,6

В представлениях молодежи рейтинг причин, способных обострить межнациональные отношения, выглядит следующим образом (табл. 5). Наряду с экономическими и политическими факторами, на первых позициях находятся причины, связанные с межличностными и межгрупповыми (межэтническими) отношениями. Среди них: «столкновения между гражданами на почве национальной неприязни» (1-е место среди учащихся и студентов), «теракты против мирных жителей» (2-е и 3-е места) «прибытие мигрантов из зарубежных стран и других регионов страны» (6-е и 5-е места). В предыдущих исследованиях уже отмечалось, что в последние годы в Удмуртии усилились процессы консолидации и разделения не столько по этническому фактору, сколько по признаку «местный» - «приезжий». И на этот факт необходимо обратить самое серьезное внимание, учитывая интенсификацию миграционных потоков в республику.

В целом, по сравнению с опросом 2011 г., обеспокоенность и учащихся, и студентов выросла почти по всем указанным причинам, и это не смотря на существенный рост позитивных оценок межнациональной ситуации в Удмуртии (табл. 1). В национальных группах следует отметить большую обеспокоенность удмуртской молодежи по поводу возможного «присоединения Удмуртии к соседнему региону». Прежде всего, это объясняется желанием удмуртов сохранить свою «титульную» республику как символ государственности удмуртского народа. В целом же разница в ответах

русских, удмуртов и татар незначительна, что также подтверждает наличие своеобразной «вну-триреспубликанской» консолидации молодежи (табл. 6-7).

Данные опроса свидетельствуют о том, что в республике по-прежнему сохраняются доброжелательные межэтнические отношения, абсолютное большинство учащейся и студенческой молодежи готово к контактам с людьми других национальностей в разных сферах общения. Для измерения степени терпимости или предубеждения, существующих в отношениях между группами (в том числе и этническими), используется так называемая шкала Богардуса. При этом изучается готовность респондентов, в данном случае речь идет о студенческой молодежи, принять человека иной национальности как гражданина государства (республики), сокурсника, друга, члена семьи (табл. 8).

Среди студенческой молодежи Удмуртии лишь 4-7 % респондентов придерживается этноцентристских установок во взаимоотношениях с людьми не своей национальности, они предпочли бы жить, работать и дружить исключительно с представителями своей национальности. Большинство же опрошенных (33-39 %) отдает предпочтение межнациональному общению либо вообще не обращает внимания на национальную принадлежность людей (56-59 %).

В национальных группах несколько чаще других настроены на общение с представителями своего народа русские (6,2-8,4 %), реже удмурты (1,1-6,3 %). В то же время среди татар

Таблицы 6-7

Причины, способные обострить межнациональные отношения в Удмуртии

Варианты ответов Учащиеся школ и СПО

русские удмурты татары двойная

Столкновения между гражданами на почве национальной неприязни 48,7 48,5 58,6 48,5

Непродуманные решения органов государственной власти 32,9 32,9 29,3 40,7

Борьба политических сил (партий, организаций) за власть 20,0 18,0 17,2 22,7

Межнациональные конфликты в других регионах России 13,8 14,3 10,3 13,9

Присоединение Удмуртии к соседнему региону 17,2 20,5 15,5 19,1

Ухудшение экономического положения людей 38,7 38,5 27,6 46,9

Прибытие мигрантов из зарубежных стран и других регионов РФ 23,1 27,3 24,1 26,3

Выступления в СМИ, провоцирующие межнациональную неприязнь 33,5 34,8 34,5 36,1

Теракты против мирных жителей в регионах РФ 39,7 41,6 29,3 44,3

Варианты ответов Студенты вузов

русские удмурты татары двойная

Столкновения между гражданами на почве национальной неприязни 48,4 51,3 46,8 47,3

Непродуманные решения органов государственной власти 23,9 28,3 19,5 28,6

Борьба политических сил (партий, организаций) за власть 12,3 14,7 14,3 16,5

Межнациональные конфликты в других регионах России 27,7 25,1 26,0 29,7

Присоединение Удмуртии к соседнему региону 21,7 29,8 16,9 24,2

Ухудшение экономического положения людей 32,3 30,4 35,1 34,1

Прибытие мигрантов из зарубежных стран и других регионов РФ 31,2 26,7 23,4 25,3

Выступления в СМИ, провоцирующие межнациональную неприязнь 41,5 45,0 44,2 49,5

Теракты против мирных жителей в регионах РФ 36,1 34,0 35,1 45,1

Таблица 8 Готовность к контактам с представителями других национальностей (2018 г.)

Варианты ответов Да Нет Все равно

Вы предпочли бы, чтобы в Вашей республике жили только люди Вашей национальности? 7,4 35,9 56,7

Вы предпочли бы работать вместе с людьми только Вашей национальности? 7,0 33,3 59,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вы предпочли бы дружить с людьми только Вашей национальности? 4,2 39,1 56,7

Вы бы согласились, чтобы Ваш близкий родственник вступил в брак с представителем другой национальности? 44,7 11,6 43,7

Таблица 9

Готовность к контактам с представителями других национальностей (2011 г.)

Варианты ответов Да Нет Мне все равно

Вы предпочли бы, чтобы в Вашей республике жили только люди Вашей национальности или нет? 14,0 55,5 30,5

Вы предпочли бы учиться вместе с людьми только Вашей национальности или нет? 12,5 53,3 34,2

Вы предпочли бы дружить только с людьми Вашей национальности или нет? 9,1 62,0 28,9

Вы бы согласились, чтобы Ваш близкий родственник вступил в брак с представителем другой национальности? 59,0 14,7 26,3

Таблица 10

Давайте представим, что Вы учитесь в одном классе (учебной группе) с мигрантами. Как Вы относитесь к совместному обучению?

Варианты ответов Всего Школа СПО Вуз

Положительно 28,6 31,2 25,0 28,5

Отрицательно 6,6 5,9 7,1 6,7

Нейтрально 62,7 62,0 65,5 62,1

Другой ответ 2,1 0,9 2,4 2,7

самая большая группа, не согласившихся на то, чтобы их близкий родственник вступил в брак с представителем другой национальности (сравни: 7,9 % удмуртов, 12,7 % русских, 14,5 % татар). Еще более негативно относятся к этнически-смешанным бракам респонденты, указавшие на наличие у них этнической неприязни, каждый четвертый опрошенный (25 %) из их числа выступает против таких браков (сравни: 8,3 % среди тех, кто отрицает наличие этнической неприязни).

По сравнению с опросом 2011 г., доля этноцентрично настроенных студентов по разным позициям снизилась от 1,8 до 2,1 раза (табл. 9).

Вполне доброжелательно отнеслась учащаяся и студенческая молодежь и к проективной ситуации совместного обучения с мигрантами: 62 % опрошенных относится нейтрально, 28,6 % - положительно, 6,6 % - отрицательно (табл. 10).

Вместе с тем вызывает обеспокоенность рост числа респондентов, которые определяют свои взгляды на межэтническое взаимодействие как индифферентные («мне все равно», «нейтрально»). Можно предположить, что у них еще не сформированы устойчивые установки на необходимость межэтнических контактов, что крайне важно в условиях многоэтничного и поликонфессионального государства.

Представления и оценки респондентов складываются как под воздействием событий, происходящих в стране и получивших отражение в СМИ, так и основываются на впечатлениях собственного повседневного опыта. Важную роль в этом процессе играют воспитание и образование, наличие либо отсутствие практики общения (позитивного или негативного) с представителями других национальных групп, в том числе новых для республики.

Анализ ответов на вопрос «Существует ли у Вас лично неприязнь к представителям каких-либо народов?» свидетельствует о сохранении у части молодежи этнофобских установок, каждый пятый опрошенный указал на наличие такой неприязни (20,5 %). Среди учащихся СПО наблюдается самая большая доля негативных ответов (28,2 %), в национальных группах зафиксированы незначительные различия (табл. 11).

Важно отметить, что по сравнению с опросом 2011 г. численность респондентов (учащейся и студенческой молодежи), отметивших наличие неприязни к представителям некоторых национальностей, снизилась в 1,7 раза (табл. 12).

Столь существенное снижение, связано, во-первых, с тем, что этап социализации данного поколения проходил в относительно стабильный пе-

Таблица 12

Существует ли у Вас лично неприязнь к представителям каких-либо народов?

Таблица 11

Существует ли у Вас лично неприязнь к представителям каких-либо народов?

Варианты ответов Всего Место обучения Национальность

школа спо вуз русские удмурты татары

Да 20,5 17,8 28,2 18,9 21,8 19,7 17,2

Нет 79,5 82,2 71,8 81,1 78,2 80,3 82,8

Варианты ответов Учащиеся Студенты

2011 г. 2018 г. 2011 г. 2018 г.

Да 37,2 22,0 32,7 18,9

Нет 62,8 78,0 67,3 81,1

Таблица 13

За последний год приходилось ли Вам испытывать негативное к себе отношение из-за языка, своей национальности, религии?

Варианты ответов Учащиеся Студенты

2011 г. 2018 г. 2011 г. 2018 г.

Да 19,6 8,4 17,7 9,3

Нет 80,4 91,6 82,3 90,7

риод российской истории; во-вторых, в области государственной национальной политики были приняты важные законодательные акты (Стратегия государственной национальной политики, Госпрограмма по гармонизации межэтнических отношений и др.), позволившие решить ряд проблемных вопросов в этноконфессиональной сфере; в-третьих, произошла определенная консолидация российского общества на фоне внешних угроз (события на Украине и в Сирии, обострение международной обстановки и санкционное давление на Россию со стороны ряда западных стран). Отметим также, что на региональном уровне большую работу по воспитанию культуры межэтнических отношений в молодежной среде проводят Министерство национальной политики Удмуртской Республики, национально-культурные объединения, в том числе молодежные («Вместе», «Шун-ды», «Спас», «Иман», «Ужара», «Бейт Гилель», «Югендхайм»).

Известно, что этническая неприязнь нередко формируется как проекция на недоброжелательное отношение, испытанное со стороны представителей «чужих» национальностей. Негативные проявления из-за национальной принадлежности (языка, религии) по-прежнему имеют место и в молодежной среде (табл. 13). Однако по сравнению

с опросом 2011 г., случаев этноконфессиональной и этноязыковой дискриминации стало значительно меньше (среди учащихся в 2,3 раза, среди студентов в 1,9 раза).

С проявлениями национальной нетерпимости в среднем по массивам опрошенных сталкивалось 8,4 % учащихся и 9,3 % студентов, в национальных группах чаще подобные случаи отмечают татары (13,8 % учащихся и 13 % студентов) и удмурты (8,7 % учащихся и 11,5 % студентов), несколько реже - русские (6,6 % учащихся и 5,8 % студентов).

По признанию респондентов, с фактами неприятия на этнической и религиозной почве они встречаются в учебных заведениях (по 3,8 % учащихся и студентов), на улице (3,2 % учащихся, 2,8 % студентов), в транспорте (по 1,9 % учащихся и студентов) и других общественных местах (5,4 % учащихся, 1,4 % студентов). Отметим, что учащиеся СПО указывают на такие негативные явления несколько чаще, чем старшеклассники и студенты (табл. 14).

Чтобы выяснить, как реагирует молодежь на случаи национального неприятия, их попросили ответить на вопрос: «Что, по-вашему, следует делать, если Вас оскорбили из-за национальности?».

Пытаясь найти выход из неблагоприятной ситуации, молодые люди выбирают несколько

93

Таблица 14

Приходилось ли Вам испытывать негативное к себе отношение из-за языка, своей национальности, религии? Если «да», то где это происходило?

Варианты ответов Школа СПО ВУЗ

В учебном заведении 3,3 4,7 3,8

В транспорте 0,9 3,4 1,9

На улице 2,7 4,0 2,8

В других общественных местах 4,9 6,3 1,4

Таблица 15

Что, по-вашему, следует делать, если Вас оскорбили из-за национальности?

Варианты ответов Учащиеся Студенты

2011 г. 2018 г. 2011 г. 2018 г.

Доказать, что так поступать низко 42,7 41,3 46,4 40,2

Не обращать внимание 34,4 46,4 39,3 51,0

На оскорбление ответить оскорблением 15,8 7,6 10,3 4,9

Скрывать в незнакомом обществе национальность 1,6 2,0 1,3 1,2

Другой ответ 5,5 2,7 2,7 2,7

стратегий поведения. При этом абсолютное большинство опрошенных старается разрешить конфликт мирным путем либо не обращать внимания на подобного рода оскорбления (табл. 15).

Молодые люди пытаются доказать своим сверстникам, что они такие же, что их национальность не имеет значения в общении и дружбе. Если же доказательство оказывается недейственным, то в ход могут пойти и силовые методы. Отметим, что к респондентам, выбравшим вариант ответа «на оскорбление ответить оскорблением», добавляется еще часть опрошенных, выбравших «другой ответ», который у них сводится, как правило, к физической расправе с обидчиками («подраться», «дать в морду» и т. д.). Вместе с тем материалы опроса 2018 г. свидетельствуют о снижении агрессии в молодежной среде, вариант ответа «на оскорбление ответить оскорблением» указали в два раза меньше респондентов, чем 2011 г.

Среди учащейся молодежи доля респондентов, выбравших вариант «на оскорбление ответить оскорблением» в 1,6 раза больше, чем среди студентов, соответственно 7,6 % и 4,9 %. Кроме того, «сильный пол» гораздо чаще, чем «слабый» пытается решать возникшие проблемы именно силовыми методами, доля юношей, выбравших такой вариант ответа, в несколько раз больше (13,5 % и 8,8 %), нежели девушек (по 1,9 %).

В национальных группах самыми миролюбивыми показали себя удмурты, самыми «горячими»

- учащиеся и студенты татарской национальности (табл. 16-17). Однако самыми агрессивными оказались респонденты, которые указали на наличие неприязни к представителям других национальностей. Расхождения в ответах «на оскорбление ответить оскорблением» среди учащейся молодежи составило 3 раза (15,7 % и 5,2 %), среди студентов -4 раза (13,2 % и 3,1 %).

Таким образом, случаи негативных проявлений (оскорбления людей на основании их национальности, религии, языка) все еще имеют место в молодежной среде, однако наметились тенденции к их снижению. Важно, что среди заявивших о случаях ксенофобии нет представителей какой-то одной национальности. Это свидетельствует о том, что в республике нет систематического нарушения прав граждан, каких-то определенных национальностей, а отдельные негативные случаи происходят, как правило, на бытовой почве и связаны с низким уровнем культуры общения. Видимо, опасения и страхи у молодых людей формируются и под воздействием событий, происходящих в других регионах и государствах. Свою лепту в культивирование этих страхов вносят многочисленные публикации, обсуждения в электронных СМИ, в которых далеко не всегда объективно освещаются проблемы, возникающие в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений.

Представителям органов власти и общественных институтов необходимо осознавать, что даже

Таблицы 16-17

Что, по-вашему, следует делать, если Вас оскорбили из-за национальности?

Варианты ответов Учащиеся школ и СПО

русские удмурты татары

Доказать, что так поступать низко 38,7 52,2 25,9

Не обращать внимание 49,8 37,3 56,9

На оскорбление ответить оскорблением 7,1 6,2 10,3

Скрывать в незнакомом обществе национальность 1,8 1,8 1,7

Другой ответ 2,6 2,5 5,2

Варианты ответов Студенты вузов

русские удмурты татары

Доказать, что так поступать низко 38,8 50,3 32,5

Не обращать внимание 51,6 46,0 53,2

На оскорбление ответить оскорблением 5,9 2,1 6,5

Скрывать в незнакомом обществе национальность 0,7 0,5 2,6

Другой ответ 3,0 1,1 5,2

если небольшая часть молодых людей выберет силовые методы решения социальных проблем, в том числе межэтнических, это может привести к серьезной дестабилизации обстановки. Наглядный тому пример - события в Москве на Манежной площади (декабрь 2010 г.). Следует помнить, что именно в подростковом и юношеском возрасте человек не только активно реагирует на окружающую его действительность, но и пытается их осмыслить, выработать собственную позицию. Это возраст, когда происходит пересмотр, ревизия детской и юношеской картины мира, и, одновременно, выбор новых для себя социальных ролей и жизненных стратегий, в том числе в сфере межэтнических отношений. Очень важно, чтобы в это время рядом с подрастающим поколением оказались люди, которые смогли бы вовремя подсказать, помочь, а если необходимо, то и предостеречь от необдуманных поступков. В свою очередь, органы государственной власти, образовательные учреждения всех типов, общественные организации (в том числе этнокультурной направленности) должны сделать все необходимое, чтобы не допустить использование молодежи в межэтнических и межконфессиональных конфликтах.

Молодежь обладает огромным потенциалом и колоссальной энергией, которые можно направить как на созидание, так и на разрушение (участие в экстремистских организациях, радикальных фанатских группировках, криминальных структу-

рах, например, АУЕ). Есть еще третий вариант, когда молодые люди бездарно тратят свою молодость на псевдо-отношения и псевдо-реальность, часами находясь в социальных сетях либо играя в компьютерные игры. Зачастую это приводит к психическим срывам, когда сознание перестает различать, где игра, а где реальность. Достаточно вспомнить случаи, когда молодые люди использовали оружие в учебных заведениях против своих сверстников и преподавателей.

Должно измениться отношение к молодежи со стороны власти и общества. Если воспринимать молодежь как «проблему общества», то и будем перманентно получать одни лишь проблемы, когда молодые люди бездумно прожигают жизнь в ночных клубах, социальных сетях, мечтая попасть на «крутой» телевизионный проект («Дом-2», «Комеди-клаб», «Пусть говорят» и т. д.), прославиться неважно как и с какими последствиями для себя и окружающих.

Если относиться к молодежи как к надежде -настоящему и будущему общества, то и результаты будут иные. В стране в дефиците большие, перспективные проекты, молодость - это возраст, когда люди стремятся к каким-то высоким созидательным задачам, пускай через трудности и невзгоды, это только закаляет, формирует патриотизм и гордость за свою страну, чувство долга, товарищества, дружеские отношения между людьми разных социальных и национальных групп. «Новое» освоение Арктики, Сибири, океанических

глубин, строительство городов будущего (и не в пределах МКАДа), «силиконовые долины», новые космические проекты и т. д. «Большие проекты» смогли бы направить молодых людей на созидание, активизировали бы социальные лифты в обществе, сформировали настоящих «героев нашего времени», дали бы пример для подражания миллионам молодых россиян.

Но это проекты государственного, общефедерального масштаба, их не в силах осуществлять

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Апанасюк, 2017 - Апанасюк Л. А. Межэтнические проблемы молодежи как объект социологического анализа // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 11-14.

Белорукова, 1992 - Белорукова Г. П. Межнациональные отношения и молодежь // Вестник Удмуртского университета. 1992. № 6. С. 85-87.

Белорукова, 1998 - Белорукова Г. П. Этнические предпочтения и предубеждения у студентов // Славянский мир в контексте диалога культур. Мат-лы III Междунар. науч. конф. Пермь, 1998. С. 66-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бойко, Харитонова, 2015 - Бойко И. И., Харитонова В. Г. Студенческая и учащаяся молодежь Чувашии о межэтнических отношениях // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2015. Т. 1. № 1. С. 11-14.

Воронцов, 1992 - Воронцов В. С. Некоторые особенности национального самосознания студентов-удмуртов // Вестник Удмуртского университета. 1992. № 6. С. 89-90.

Воронцов, 2002 - Воронцов В. С. Межнациональные отношения среди студентов вузов Удмуртии (по данным социологического опроса) // Исторические истоки, опыт взаимодействия и толерантности народов Приуралья. Материалы международной научной конференции. Ижевск, 2002. С. 348-353.

Воронцов, 2005 - Воронцов В. С. Этнические автостереотипы в представлениях старшеклассников Удмуртии // Вестник Удмуртского университета, 2005. № 7. С. 174-181.

Воронцов, 2008 - Воронцов В. С. Истоки молодежного экстремизма в современной России // Общественно-политическая мысль в России: традиции и новации. Материалы международной научно-практической конференции. Ижевск, 2008. С. 333-342.

отдельно взятые регионы или крупные корпорации, поэтому государство должно отреагировать на запросы общества, сформировав и финансово подкрепив «социальный заказ» на подобные проекты (можно использовать советский опыт и рассматривать в качестве таковых, например, всесоюзные стройки, освоение целинных земель и т. д.). Хочется надеяться, что в ближайшее время такие проекты будут предложены российскому обществу.

REFERENCE

Apanasyuk, 2017 - Apanasyuk L. A. Mezhetniches-kie problemy molodezhi kak ob»ekt sociologicheskogo analiza // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2017. T. 6. № 1 (18). S. 11-14. (in Russian) Belorukova, 1992 - Belorukova G. P. Mezhnacion-al'nye otnosheniya i molodezh' // Vestnik Udmurtskogo universiteta. 1992. № 6. S. 85-87. (in Russian)

Belorukova, 1998 - Belorukova G. P. Etniches-kie predpochteniya i predubezhdeniya u studentov // Slavyanskij mir v kontekste dialoga kul'tur. Mat-ly III Mezhdunar. nauch. konf. Perm', 1998. S. 66-67. (in Russian)

Bojko, Haritonova, 2015 - Bojko I. I., Haritonova V. G. Studencheskaya i uchashchayasya molodezh' Chuvashii o mezhetnicheskih otnosheniyah // Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Is-toricheskie nauki. Yuridicheskie nauki. 2015. T. 1. № 1. S. 11-14. (in Russian)

Voroncov, 1992 - Voroncov V. S. Nekotorye oso-bennosti nacional'nogo samosoznaniya studentov-ud-murtov // Vestnik Udmurtskogo universiteta. 1992. № 6. S. 89-90. (in Russian)

Voroncov, 2002 - Voroncov V. S. Mezhnacional'nye otnosheniya sredi studentov vuzov Udmurtii (po dannym sociologicheskogo oprosa) // Istoricheskie istoki, opyt vzaimodejstviya i tolerantnosti narodov Priural'ya. Ma-terialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Izhevsk, 2002. S. 348-353. (in Russian)

Voroncov, 2005 - Voroncov V. S. Etnicheskie avtostereotipy v predstavleniyah starsheklassnikov Ud-murtii // Vestnik Udmurtskogo universiteta, 2005. № 7. S. 174-181. (in Russian)

Voroncov, 2008 - Voroncov V. S. Istoki molodezh-nogo ekstremizma v sovremennoj Rossii // Obshchest-venno-politicheskaya mysl' v Rossii: tradicii i novacii. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii. Izhevsk, 2008. S. 333-342. (in Russian)

Воронцов, 2019 - Воронцов В. С. Образ мигранта в восприятии студенческой молодежи (по данным социологического опроса) // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2019. № 1 (22). С. 10-15.

Воронцов, Черниенко, 2014 - Воронцов В. С., Чер-ниенко Д. А. Представления студенческой молодежи об историческом опыте Российского государства (по материалам социологического исследования) // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2014. Вып. 3. С. 116-129.

Воронцов, Черниенко, 2017 - Воронцов В. С., Черниенко Д. А. Этнокультурное образование в восприятии учащихся и родителей: опыт Удмуртской Республики // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2017. № 4. С. 3-8.

Горшков, Шереги, 2020 - Горшков М. К., Ше-реги Ф. Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований. М: ФНИСЦ РАН, 2020. 688 с.

Довгяло, 2018 - Довгяло В. К. Профилактика экстремизма в молодежной среде // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2018. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. С. 21-30.

Козлов, 2008 - Козлов А. А. Молодежный экстремизм. СПб.: Питер, 2008. 498 с.

Лиценбергер, 2013 - Лиценбергер О. А. Межнациональная ситуация в Саратовской области в восприятии молодежи // Вестник Поволжского института управления. 2013. С. 65-68.

Мартыненко, 2013 - Мартыненко А. В. Изучение феномена экстремизма в российских вузах в контексте формирования межэтнической и межконфессиональной толерантности // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 4 (16). С. 143-147.

Молодежь в полиэтничных регионах, 2013 -Молодежь в полиэтничных регионах Приволжского федерального округа. Экспертный доклад / Под ред.

B. А. Тишкова, В. В. Степанова. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. 115 с.

Поздеев, 2012 - Поздеев И. Л. Конфликтный потенциал студентов полиэтничного региона // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2012. № 4. С. 71-80.

Поздеев, 2018 - Поздеев И. Л. Ксенофобия как фактор формирования молодежного экстремизма // Образование и духовная безопасность. 2018. № 4 (6).

C. 65-72.

Voroncov, 2019 - Voroncov V. S. Obraz migranta v vospriyatii studencheskoj molodezhi (po dannym sociologicheskogo oprosa) // Aktual'nye problemy sovremennosti: nauka i obshchestvo. 2019. № 1 (22). S. 10-15. (in Russian)

Voroncov, Chernienko, 2014 - Voroncov V. S., Chernienko D. A. Predstavleniya studencheskoj molodezhi ob istoricheskom opyte Rossijskogo gosudarstva (po materialam sociologicheskogo issledovaniya) // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Istoriya i filologiya. 2014. Vyp. 3. S. 116-129. (in Russian)

Voroncov, Chernienko, 2017 - Voroncov V. S., Chernienko D. A. Etnokul'turnoe obrazovanie v vospriyatii uchashchihsya i roditelej: opyt Udmurtskoj Res-publiki // Aktual'nye problemy sovremennosti: nauka i obshchestvo. 2017. № 4. S. 3-8. (in Russian)

Gorshkov, Sheregi, 2020 - Gorshkov M. K., Shere-gi F. E. Molodezh' Rossii v zerkale sociologii. K itogam mnogoletnih issledovanij. M: FNISC RAN, 2020. 688 s. (in Russian)

Dovgyalo, 2018 - Dovgyalo V. K. Profilaktika ek-stremizma v molodezhnoj srede // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 2018. Seriya № 3. Gumanitarnye i obshchest-vennye nauki. S. 21-30. (in Russian)

Kozlov, 2008 - Kozlov A. A. Molodezhnyj ekstrem-izm. SPb.: Piter, 2008. 498 s. (in Russian)

Licenberger, 2013 - Licenberger O. A. Mezhnacio-nal'naya situaciya v Saratovskoj oblasti v vospriyatii molodezhi // Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya. 2013. S. 65-68. (in Russian)

Martynenko, 2013 - Martynenko A. V. Izuchenie fenomena ekstremizma v rossijskih vuzah v kontekste formirovaniya mezhetnicheskoj i mezhkonfessional'noj tolerantnosti // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2013. № 4 (16). S. 143-147. (in Russian)

Molodezh' v polietnichnyh regionah, 2013 - Molodezh' v polietnichnyh regionah Privolzhskogo federal'nogo okruga. Ekspertnyj doklad / Pod red. V. A. Tishkova, V. V. Stepanova. Orenburg: OOO IPK «Universitet», 2013. 115 s. (in Russian)

Pozdeev, 2012 - Pozdeev I. L. Konfliktnyj potencial studentov polietnichnogo regiona // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sociologiya. 2012. № 4. S. 71-80. (in Russian)

Pozdeev, 2018 - Pozdeev I. L. Ksenofobiya kak faktor formirovaniya molodezhnogo ekstremizma // Obrazovanie i duhovnaya bezopasnost'. 2018. № 4 (6). S. 65-72. (in Russian)

Примаков, 2017 - Примаков В. Л. Экстремизм в практике этноконфессиональных отношений молодежи Москвы: источники распространения и пути профилактики // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2017. Вып. 1 (778). С. 205-215.

Российская молодежь, 2017 - Российская молодежь: социально-демографический портрет и система ценностей в контексте многонациональной основы российского государства / Коллективная монография // Под ред. С. В. Рязанцева, Т. К. Ростовской. М.: ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2017. 600 с.

Российское студенчество, 2014 - Российское студенчество: идентичность, жизненные стратегии и гражданский потенциал / Ред. Тишков В. А., Бараш Р. Э., Степанов В. В. Москва: ИЭА РАН, 2014. 342 с.

Спасенкова, 2015 - Спасенкова С. В. Социальное самочувствие студенческой молодежи в контексте современного многонационального российского региона (на примере Оренбургской области) // Вестник ВЭГУ. 2015. № 3 (77). С. 49-55.

Уваров, Козловский, 2014 - Уваров С. Н., Козловский С. В. К вопросу о межэтнической ситуации в Удмуртской Республике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2014. № 3. С. 169-177.

Христолюбова, 1999 - Христолюбова Л. С. Межнациональные отношения в восприятии городской молодежи республик Урало-Поволжья // Современное Поволжье. Региональное развитие в ситуации социо-культурного пограничья. Саратов, 1999. С. 148-153.

Чупров, Зубок, 2009 - Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. М.: Academia, 2009. 320 c.

Экстремальность и экстремизм, 2017 - Экстремальность и экстремизм в социальных практиках российской молодежи / [В. В. Брюно и др.]; отв. ред. Т. А. Хагуров, М. Е. Позднякова. М.: ФНИСЦ РАН, Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2017. 340 с.

Primakov, 2017 - Primakov V. L. Ekstremizm v praktike etnokonfessional'nyh otnoshenij molodezhi Moskvy: istochniki rasprostraneniya i puti profilaktiki // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvistiche-skogo universiteta. Obshchestvennye nauki. 2017. Vyp. 1 (778). S. 205-215. (in Russian)

Rossijskaya molodezh', 2017 - Rossijskaya molodezh': social'no-demograficheskij portret i sistema cen-nostej v kontekste mnogonacional'noj osnovy rossijskogo gosudarstva / Kollektivnaya monografiya // Pod red. S. V. Ryazanceva, T. K. Rostovskoj. M.: ITD «PERSPEK-TIVA», 2017. 600 s. (in Russian)

Rossijskoe studenchestvo, 2014 - Rossijskoe stu-denchestvo: identichnost', zhiznennye strategii i grazh-danskij potencial / Red. Tishkov V. A., Barash R. E., Stepanov V. V. Moskva: IEA RAN, 2014. 342 s. (in Russian)

Spasenkova, 2015 - Spasenkova S. V. Social'noe samochuvstvie studencheskoj molodezhi v kontekste sovremennogo mnogonacional'nogo rossijskogo regiona (na primere Orenburgskoj oblasti) // Vestnik VEGU. 2015. № 3 (77). S. 49-55. (in Russian)

Uvarov, Kozlovskij, 2014 - Uvarov S. N., Kozlovskij S. V. K voprosu o mezhetnicheskoj situacii v Udmurtskoj Respublike // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sociologiya. 2014. № 3. S. 169-177. (in Russian)

Hristolyubova, 1999 - Hristolyubova L. S. Mezhna-cional'nye otnosheniya v vospriyatii gorodskoj molodezhi respublik Uralo-Povolzh'ya // Sovremennoe Povo-lzh'e. Regional'noe razvitie v situacii socio-kul'turnogo pogranich'ya. Saratov, 1999. S. 148-153. (in Russian) Chuprov, Zubok, 2009 - Chuprov V. I., Zubok Yu. A. Molodezhnyj ekstremizm: sushchnost', formy proyav-leniya, tendencii. M.: Academia, 2009. 320 c. (in Russian) Ekstremal 'nost' i ekstremizm, 2017 - Ekstremal'nost' i ekstremizm v social'nyh praktikah rossijskoj molo-dyozhi / [V. V. Bryuno i dr.]; otv. red. T. A. Hagurov, M. E. Pozdnyakova. M.: FNISC RAN, Krasnodar: Kubanskij gos. un-t, 2017. 340 s. (in Russian)

V. S. Vorontsov

INTERETHNIC SITUATION IN UDMURTIA IN REPRESENTATIONS

OF YOUNG STUDENTS

The paper analyzes the interethnic situation in the Udmurt Republic in the representations and assessments of young students. The main source of research is the data of ethnosociological surveys. The survey materials indicate a significant improvement in interethnic relations among young people. Firstly, this is due to the fact that the period of socialization

of this generation took place in a relatively stable period of Russian history. Secondly, important legislative acts were adopted in the sphere of state national policy, which made it possible to solve a number of problematic issues in the ethno-confessional sphere. Thirdly, there was a certain consolidation of Russian society against the backdrop of external threats. At the same time, young people, as before, are a "risk group" in ethno-confessional relations. It is necessary to offer the young generation new promising "Big projects" which could channel the energy and potential of young people into creation, activate social elevators in society, form real "heroes of our time", give an example to follow for millions of young Russians.

Keywords: interethnic situation, interethnic relations, young students, Udmurtia, sociological survey, views, assessments, attitudes.

Воронцов Владимир Степанович,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник,

Удмуртский институт истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН (Ижевск, Россия) vvorontsov@rambler.ru

Vorontsov Vladimir Stepanovich,

Candidate of Sciences (History), Senior Researcher, Udmurt Institute of History, Language and Literature UdmFRC UB RAS (Izhevsk, Russia) vvorontsov@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.