Научная статья на тему 'Межмуниципально-частное партнерство как один из механизмов управления городской агломерацией'

Межмуниципально-частное партнерство как один из механизмов управления городской агломерацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПУБЛИЧНЫЙ ПАРТНЕР / СОГЛАШЕНИЕ О МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОМ ПАРТНЕРСТВЕ / ЧАСТНЫЙ ПАРТНЕР / MUNICIPAL PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / PARTNER / AGREEMENT ON MUNICIPAL-PRIVATE PARTNERSHIP / PRIVATE PARTNER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комов Валерий Энгельсович

Рассмотрены проблемы создания партнерских отношений между бизнесом и администрацией городской агломерации, что позволит, предпринимателям быть более защищенными и комфортнее вести бизнес, а муниципальной власти сможет эффективнее решать проблемы в социально-экономической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEZHMUNICIPALNO-PRIVATE PARTNERSHIPS AS ONE OF THE MECHANISMS FOR THE MANAGEMENT OF URBAN AGGLOMERATION

The article deals with the problems of creating partnerships between business and the administration of the metropolitan area that would enable entrepreneurs to be more secure and more comfortable doing business and municipal authority can more effectively address problems in the socio-economic sphere.

Текст научной работы на тему «Межмуниципально-частное партнерство как один из механизмов управления городской агломерацией»

УДК 338.01

МЕЖМУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИЕЙ

В.Э. Комов

Рассмотрены проблемы создания партнерских отношений между бизнесом и администрацией городской агломерации, что позволит, предпринимателям быть более защищенными и комфортнее вести бизнес, а муниципальной власти сможет эффективнее решать проблемы в социально-экономической сфере.

Ключевые слова: муниципально-частное партнерство, публичный партнер, соглашение о муниципально-частном партнерстве, частный партнер.

Вопрос управления городской агломерацией остается до сих пор открытым. Данный процесс является достаточно сложным, так как требуется учитывать интересы всех субъектов управления, входящих в городскую агломерацию. Следует отметить, что городскими агломерациями называются компактные скопления территориально сосредоточенных городов и других населенных мест, которые в процессе своего роста сближаются (иногда срастаются) и между которыми усиливаются многообразные хозяйственные, трудовые и культурно-бытовые взаимосвязи [1]. Другими словами, городская агломерация представляет собой пространственное скопление населенных пунктов, главным образом городов, объединенных в единое целое тесными трудовыми, производственными, инфраструктурными и культурно-бытовыми связями. Таким образом городская агломерация это объединение рядом расположенных и связанных муниципальных образований, городских округов. Управление данной структурой является сложным процессом, так как муниципалитеты обладают своей самостоятельностью и уникальностью.

На сегодняшний день в России нет официальной статистики, но по оценкам экспертов насчитывается 22 крупных агломерации (таблица). В основном преобладают моноцентрические агломерации. Каждая городская агломерация учитывает интересы всех субъектов, входящих в ее состав и выстраивает политику по целостному развитию всей территории. К тому же интересы каждой территории требуют согласования этих интересов между собой.

Часто интересы, например, города-ядра и периферии- не совпадают. Город опасается увеличения бюджетной расходов, а муниципалитеты опасаются потери самостоятельности в принятии решений. На практике муниципальные образования, входящие в состав агломерации, частично теряют независимость, передавая часть своих полномочий на уровень агломерации. К тому же, органы местного самоуправления при решении своих задач и реализации полномочий постоянно сталкиваются с ограни-

чениями в финансировании, материальных, трудовых и других ресурсов. Поэтому не всегда удается решить директивными методами управления те задачи, которые стоят перед агломерациями.

Агломерации России с численностью больше 1 млн человек

Место Агломерация Население, тыс. чел., 2017 год

1 Московская 20000

2 Санкт-Петербургская 6930

3 Самарско-Тольяттинская 3290

4 Екатеринбургская 2600

5 Нижегородская 2 082

6 Новосибирская 2 020

7 Ростовская 1760

8 Казанская 1650

9 Челябинская 1602

10 Волгоградская 1 412

11 Красноярская 1340

12 Новокузнецкая 1 318

13 Пермская 1306

14 Краснодарская 1300

15 Воронежская 1300

16 Владивостокская 1200

17 Омская 1182

18 Саратовская 1150

19 Набережночелнинская (Нижне-Камская) 1 132

20 Уфимская 1 107

21 Иркутская (Иркутско-Черемховская) 1 088

22 Тульско-Новомосковская 1 026

Становление городской агломерации начинается с выстраивания партнерских отношений между администрациями муниципальных образований и регионом. Совместное объединение усилий позволит быстрее и эффективнее решать общие проблемы, которые в свою очередь окажут благоприятное влияние на развитие жизнедеятельности внутри образований. За счет синергетического эффекта органы местного самоуправления в результате выстроенных партнерских отношений будут меньше прилагать управленческих усилий и ресурсов для решения проблем, если бы каждый муниципалитет решал эту проблему по-отдельности. Поэтому важно на сегодняшний день выстраивать взаимоотношения между муниципальными образованиями и регионом, создавая тем самым базу для развития агломераций.

Городская агломерация позволяет модернизировать хозяйственно-экономическую деятельность на своей территории и изменить вид управ-

ленческой деятельности, проводимый органами власти муниципальных образований. Но следует помнить, что муниципалитеты наделены самостоятельностью в управлении социально-экономическими процессами на территории образования и органы управления агломерацией не могут вмешиваться в их дела. Поэтому органы управления агломерацией, как и представители федеральных и региональных органов государственной власти определяют только внешние или внутренние ограничения в процессе управления.

Муниципалитеты, решая особо значимые вопросы благосостояния населения и социально-экономического развития своего образования, всегда сталкиваются с ограниченными возможностями бюджета. Поэтому актуальным является привлечение частного капитала для решения текущих и долгосрочный социально-экономических проблем путем сотрудничества муниципальных образований с бизнесом. В рамках городской агломерации предлагается рассматривать взаимодействие частного сектора и государства в форме межмуниципально-частного партнерства.

Благодаря механизму межмуниципально-частного партнерства в агломерации будут реализовываться социально-значимые проекты в дорожной сфере, информационно-коммуникационной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве и т. д. Данный вид партнерских отношений муниципалитетов и частного сектора позволит повысить эффективность муниципальной поддержки инвестиционной деятельности на своей территории и агломерации в целом. Однако недостаток собственных финансовых ресурсов и слабо развитая инфраструктура не позволяет муниципалитетам реализовывать проекты в форме межмуниципально-частного партнерства.

Межмуниципально-частное партнерство дает возможность эффективно распределить и использовать муниципальную собственность путем реализации социально значимых и инфраструктурных проектов. Примером таких проектов можно считать строительство мусороперерабатываю-щего завода, который позволит сократить территории муниципальных образований от стихийных свалок и полигонов твердых бытовых отходов. Переработанные отходы возможно вторично использовать на предприятиях агломерации и тем самым меньше зависеть от поставок из других регионов. Освободившуюся территорию от свалок возможно сдавать в аренду, что позволит привлечь новые денежные поступления в бюджет муниципальных образований. Единый цент переработки отходов, в целом, позволит улучшить экологическую обстановку в агломерации.

В целях управления городской агломерацией на основе межмуни-ципально-частного партнерства следует проводить работу в направлениях:

• Выстраивание взаимоотношений и взаимодействий между администрациями муниципальных образований, входящих в состав агломерации, и налаживание связей между городом-ядром агломерации и его муниципалитетами;

• Совместно разработать структуры управления и выработать механизмы взаимодействия в процессе осуществления межмуниципально-частного партнерства

• Повышение эффективности совместного использования имеющихся на территории агломерации ресурсов, инфраструктурных объектов и находящегося в государственной собственности имущества совместно с частным бизнесом для достижения синергетического эффекта.

Единой универсальной и эффективной формы межмуниципально-частного партнерства нет, так как сложно выстроить отношения между разными уровнями государственной власти и уровнем развития муниципалитетов. Следует отметить, что объединение муниципальных образований и бизнеса дает больший синергетический эффект в решении поставленных задач. Поэтому механизм муниципально-частного партнерства позволяет синхронизовать местную политику и цели бизнеса в различных направлениях. К организационно-правовыми формами межмуниципально-частного партнерства можно отнести:

Межмуниципально-частное хозяйственное сотрудничество. Создания юридического лица совместно с муниципалитетами агломерации и частным бизнесом. Муниципальные образования могут входить в состав учредителей хозяйственных обществ в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и некоммерческие организации. Выстраивание отношений между муниципалитетами и бизнесом можно как горизонтально, заключение соглашения с муниципалитетами одного уровня, так вертикальным, привлекая к партнерству муниципальные образования разных уровней.

Ассоциативная форма межмуниципально-частного партнерства. Опираясь на положения статей Федерального закона от 6 октября 2003 г № 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в субъектах Российской Федерации предписывается создание советов муниципальных образований субъекта Российской Федерации, а так же возможность образования единого общероссийского объединения муниципальных образований. Таким образом, с действующими ассоциациями, союзами, советами муниципальных образований, частный бизнес может выстраивать партнерские отношения или данные объединения могут привлекать частный сектор для решения текущих или долгосрочных задач, реализации совместных проектов. Создание союзов, ассоциаций так же может быть направлено для совместного отстаивания интересов муниципалитетов, агломерации, бизнеса и ведения диалога с вышестоящими уровнями как местного значения, так и государственной власти. Однако основной целью кооперирования является совместное решение проблем местного значения в сфере управления и экономики.

Заключение договоров и соглашений о межмуниципально-частном сотрудничестве. Данный вид отношений позволит объединять финансовые средства, материальные другие ресурсы для решения, например, вопросов местного значения в форме договора. В основном данный вид сотрудничества направлен на совместную реализацию проекта. Договорная форма сотрудничества может реализовываться в виде соглашений о передаче осуществления части полномочий на основе межбюджетных трансфертов. Органы местного самоуправления отдельно взятых поселений, входящие в состав муниципального района, могут заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (возможен вариант в обратном порядке заключение соглашения от органов муниципального района с органами местного самоуправления поселений). Они в свою очередь могут заключать договора с частным бизнесом по реализации проектов, обеспечивающих решение социально-экономических проблем и повышения благосостояния населения муниципалитета и агломерации в целом.

Совместная администрация межмуниципально-частного партнерства. Формируется единый органы управления. Возглавляет структуру управления совет директоров, в состав которого входят представители из муниципалитетов, представители агломерации и бизнес структур. Совет директоров выносит на повестку обсуждения общее важные вопросы и принимает решения, отвечает за формированием и исполнение бюджета, осуществляет общее управление объединением.

Для осуществления управления в агломерации посредствам межму-ниципально-частного партнерства, на наш взгляд, лучшим вариантом будет образование ассоциаций (союзов) на трех уровнях: региональном, местном и бизнес сообщества. Региональный уровень будет отстаивать права и интересы муниципальных образований, местный уровень поднимать вопросы по улучшения жизни населения и отстаивание их интересов, бизнес в свою очередь будет решать вопросы о возможности получения дохода и права свободно осуществлять свою деятельность.

Таким образом, межмуниципально-частное партнерство должно носить добровольный характер. Однако, в реальности не всегда субъекты отношений готовы идти на диалог и включаться в совместную работу. Поэтому так важно у администрации муниципалитетов и руководителей агломерации развивать навыки опосредованного управления. Межмуници-пально-частное партнерство определяет интересы каждого участника и осуществляет обмен ими. Власть заинтересована в решении социально значимых проблем при минимальном бюджете с его стороны, бизнес заинтересован в получении прибыли и в мирном сосуществовании с властью.

Поэтому так важно для формирования системы опосредованного управления, определиться с формой межмуниципально-частного партнерства (совет, ассоциация и т.д.) и определить интересы каждого участника, какие проблемы его интересуют и как партнерство позволит решить их. На основе межмуниципально-частного партнерства городская агломерация получает новые возможности в управлении муниципалитетами и бизнесов.

Список литературы

1. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: федер. закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ // ПБД "Консультант Плюс - 3000" [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО "Консультант Плюс", НПО "ВМИ".

2. Городничев С.В., Комов В.Э. Особенности развития тульской агломерации // Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сб. науч. статей /. под ред. С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С.Г. Еремина. 2015. С. 120-123.

3. Дышлевая К.А., Золотухина М.В., Комов В.Э. Анализ состояния и перспективы развития информационно-коммуникационной деятельности в РФ // Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сб. науч. статей /под ред. С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С.Г. Еремина. 2015. С. 152-154.

4. Хлынин Э.В. Развитие теории и методологии управления процессом инновационного воспроизводства основного капитала предприятий с позиций кластерного подхода: автореф. дис. д-ра. экон. наук. Орел. 2012. 24 с.

5. Сорвина О.В. Повышение эффективности управления производственными затратами на основе совершенствования процесса обеспечения предприятия материальными ресурсами // Финансы и кредит. 2013. № 32. С. 64-l5.

Комов Валерий Энгельсович, канд. экон. наук, доц., com.valeri@yandex.ru, Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ

MEZHMUNICIPALNO-PRIVATE PARTNERSHIPS AS ONE OF THE MECHANISMS FOR THE MANAGEMENT OF URBAN AGGLOMERATION

V.E. Komov

The article deals with the problems of creating partnerships between business and the administration of the metropolitan area that would enable entrepreneurs to be more secure and more comfortable doing business and municipal authority can more effectively address problems in the socio-economic sphere.

Key words: municipal public-private partnership, partner, agreement on municipal-private partnership, the private partner

Komov Valeryi Engelsovich, candidate of economy sciences, associate professor of the chair "State and municipal management", valeri.com@yandex.ru, Russia, Moscow, financial University under the Government of the Russian Federation

УДК 332.63

РОЛЬ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Е.А. Мелай, А.В. Сергеева

Оценивается взаимосвязь между дивидендной политикой организации и ее инвестиционной привлекательностью. Отмечается, что ключевую роль в формировании инвестиционной привлекательности играет рыночная стоимость бизнеса. Представлены точки зрения ряда ученых на влияние дивидендной политики на стоимость бизнеса. Затрагиваются практические аспекты дивидендной политики. Делается вывод о влиянии дивидендной политики на инвестиционную привлекательность организации в условиях получении ею значимой величины прибыли.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность; стоимость бизнеса; дивидендная политика

На любом этапе жизненного цикла организации актуальным является вопрос ее инвестиционной привлекательности для возможности получения и удержания различных ресурсов, повышения рыночной стоимости бизнеса и, следовательно, роста благосостояния акционеров (собственников). Выявление факторов, способствующих росту инвестиционной привлекательности организации, и управление ими является одним из ключевых инструментов повышения внимания инвесторов к организации.

Инвестиционная привлекательность - комплекс показателей, характеризующих возможности экономического развития, рентабельности капитала предприятия, его активов и инвестиционный риск бизнес-субъекта, который обладает возможностью непрерывного развития в условиях жесткой конкуренции, с учетом предположения о том, что объект будет непрерывно осуществлять свою деятельность и влиять на образование реального спроса на инвестиции [2, с. 80].

На уровень инвестиционной привлекательности организации влияет множество разнообразных и, зачастую, разнонаправленных факторов. Единства во мнении ученых по составу и классификации этих факторов нет. Как правило, выделяются внешние (действуют на организацию из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.