Е. В. Биричева* С. С. Колмакова** К. Ю. Пиксаева*** а. И. Победаш****
межличностный УРОВЕНЬ
ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ:
молодежные научные сообщества
Авторы статьи обращают внимание на такой малоизученный аспект формирования международных отношений, как межличностные связи людей. Особенно актуальным данный вопрос становится в условиях нестабильности современного миропорядка. Представляется, что в тот момент, когда в глобальной экономической системе назревает кризис, а на политической арене разворачиваются серьезные конфликты, способствовать укреплению международного взаимодействия может интеграция в области науки и образования на уровне конструирования межличностных связей членов научных сообществ. В рамках данного исследования специфика международных отношений рассматривается с различных точек зрения. Это позволяет обозначить перспективы укрепления международных отношений, основанных на общечеловеческих ценностях и личностной заинтересованности молодых ученых в решении проблем мировой политики.
Ключевые слова: межличностный уровень международных отношений, научные сообщества, теории международных отношений, молодежные модели ООН, экзистенциальные основания отношений, общечеловеческие ценности
The authors address an understudied issue of interpersonal connection as an aspect of formation of international relations. Research on this subject is especially important because of the instability of modern world order. The authors believe that — at the moment of brewing global economic crisis and when the world political arena is full of serious and grave conflicts — integration and communication in scientific sphere can contribute for consolidation and development of international cooperation especially on the level of the interpersonal connection between members of scientific communities. Within the context of this research specific character of international relations is studied from different points of view. It allows to trace perspectives of consolidation of international relations based on universal human values and personal interest of young scientists in solving world political problems.
Key words: interpersonal level of international relations, scientific communities, theories of international relations, youth Model UN, existential basis of relations, universal human values
В современных условиях динамичных изменений международных отношений очевидной становится необходимость поиска новых механизмов регуляции и переустройства
* Биричева Екатерина Вячеславовна — кандидат философских наук, преподаватель Института философии и права Уральского отделения РАН (Екатеринбург). E-mail: [email protected].
** Колмакова Светлана Сергеевна — студент Института социальных и политических наук Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург). E-mail: [email protected].
*** Пиксаева Ксения Юрьевна — студент Института социальных и политических наук Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург). E-mail: kseniap.58@ gmail.com.
**** Победаш Дмитрий Иванович — кандидат исторических наук, доцент Института социальных и политических наук Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург). E-mail: [email protected].
миропорядка. Актуальны не только разработки финансово-экономических, институционально регулируемых государством методов международной интеграции, но и исследования путей укрепления международных отношений за счет выстраивания связей в социальной, культурной, научной и образовательной сфере. Требует изучения роль научных и студенческих сообществ в качестве негосударственных акторов, способных изменять лицо современной мировой политики, в условиях необходимости преодоления методологической ограниченности доминирующих неореалистских воззрений. Представляется, что анализ способов взаимодействия в области науки и образования с точки зрения альтернативных подходов (неолиберализм, постмодернизм, конструктивизм, философский анализ и др.) позволит наметить пути укрепления международного сотрудничества на новых уровнях.
Растущая экономическая взаимозависимость государств мира побуждает разрабатывать программы интеграции и в других областях человеческой деятельности. По модели «глобальной экономической системы»1 возможно формирование связей в сфере науки и образования за счет построения отношений непосредственно между локальными структурами (вузами, научно-исследовательскими центрами, студенческими организациями, научными сообществами) в различных регионах исходя из локальных потребностей на «не-государственном» и, тем не менее, международном уровне. О «ризоматичном», не имеющем единого центра («а-центрированные системы») характере отношений впервые заговорили французские философы второй половины XX в. Ж. Делез и Ф. Гваттари2. Постмодернистский проект данных мыслителей, а также исследования М. Фуко в области политики и социальной эпистемологии легли в основу реорганизации системы образования, став идеологической базой синхронных студенческих революций во Франции и Японии в 1968 г. Исследованию международной интеграции в области высшего образования посвящали работы Дж. Найт, Г. де Вит, К. Керр, А. Кортунов и др. Особо хотелось бы отметить многогранный анализ интернационализации высшего образования, выполненный В. Куприяновой-Ашиной и Чанг Жу3. Проблематикой научных сообществ занимались такие философы и социологи науки, как И. Лакатос, Т. Кун, Р. Мертон, Э. Адлер, П. Хаас, Ю. Хабермас и др.
Современная ситуация глобальной нестабильности зачастую порождает сомнения, взаимное недоверие друг к другу, а конфликты в таких условиях лишь усугубляются. Как показывают последние события, пропаганда и нехватка правдивой информации на фоне слабой международной интеграции академических элит и интеллигенции способны быстро разрушить даже, казалось бы, крепкие международные отношения. Однако еще в начале XX в. британский мыслитель-либералист Н. Энджелл писал: «Девяносто девять процентов ревности, озлобления, зависти в международных отношениях порождаются не фактами, а нашим непониманием фактического положения дел»4. В связи с этим весомую роль в международном взаимопонимании играет не только информированность общества, но и разностороннее, глубокое осмысление происходящих процессов. Это должно обеспечиваться качеством высшего образования и научных исследований, а также свободой доступа широкой общественности к информционным ресурсам.
Н. Энджелл еще до Первой мировой войны предупреждал об экономической невыгодности военных действий и захвата чужих территорий, осмыслял общечеловеческие
1 Andreeva A., Anisimova O., Bilenko Yu. and others. Post-crisis Global Economy: Restoration of Equilibrium: monogr. Kiev, 2013. P. 191-192.
2 Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург, 2010. С. 6—45.
3 Куприянова-Ашина В., Чанг Жу. Интернационализация в сфере высшего образования: российские подходы // Междунар. процессы. 2013. № 2. Т. 11; Сотрудничество и противоборство в мировой политике. 2013. Май — август. С. 85—94.
4 Angell N. Commercial Rivalry and International Relations // The Advocate of Peace (1894—1920). October, 1913. Vol. 75. № 9. P. 214.
основания, на которых возможно построение взаимовыгодного продуктивного взаимодействия1. Действительно, опыт XX столетия показал, что решение вопросов мировой политики жесткими, силовыми методами не приносит выгоды ни одной из сторон. Речь идет не только об экономических выгодах, но и о многоплановой взаимозависимости культурных, социальных, психологических аспектов, поскольку события разворачиваются в контексте человеческих отношений, а не отношения к бесчувственному «объекту». В связи с пониманием данных моментов сегодня под вопрос ставятся доминирующие как в американских, так и в российских политических стратегиях и действиях реалистские воззрения. В рамках классического реализма игнорируется общечеловеческая этика; в качестве основного мотива внешнеполитического действия признается страх перед «Другим» (якобы являющийся естественным состоянием человека); применение силовых методов не вызывает сомнений; акторами мировой политики признаются лишь государства2.
Тем не менее страх и война вряд ли могут считаться естественными для человека. Напротив, история и культура человечества показывают, что наряду с деструктивным началом для нас, мыслящих существ, характерны любовь и добро, конструктивный и творческий потенциал3. Мы нуждаемся в этом «Другом» как в иной, дополнительной к нашей точке зрения, позволяющей самим открыться и развернуть по максимуму собственные возможности. Таким образом, на данном этапе существует необходимость рассматривать международные отношения с позиции различных равноправных теоретических подходов, а также ориентироваться на конструктивный потенциал интегрирующих тенденций в таких сферах человеческой деятельности, как культура, спорт, наука и образование.
Несмотря на обилие литературы, посвященной, с одной стороны, способам осуществления международной интеграции, а с другой — исследованиям научных сообществ в различных социально-гуманитарных дисциплинах, ощущается нехватка целостной картины оснований, способов и перспектив международного взаимодействия в сфере науки и образования. Большинство исследователей данного направления сходятся во мнении, что интегрированность в глобальное научное и образовательное пространство благотворно влияет как на «внутреннее» развитие государства, так и на гармонизацию международных отношений. Со второй половины XX в. очевидно возрастание роли экспертных и научных сообществ в принятии правительственными структурами решений, в том числе внешнеполитических4. Тем не менее сейчас деятельность научных сообществ и образовательных организаций чаще рассматривается как внутриполитическая, обусловливаемая государственной политикой и движимая исключительно в рамках стратегического развития той или иной страны.
Между тем современная ситуация тотального плюрализма, потери ориентиров и назревания кризиса практически во всех областях человеческой деятельности побуждает к пересмотру стереотипов, сложившихся в силу доминирования в мировой политике реалистских воззрений. В связи с этим в отношении понимания места и роли научно-педагогических сообществ возникает ряд вопросов. Можно ли рассматривать данные сообщества в качестве негосударственных акторов мировой политики? И если да, то на каких основаниях? А если нет, то в каких иных качествах? Какие позитивные последствия международная научно-образовательная интеграция влечет не для государства, а непосредственно для человека вне зависимости от его национальной принадлежности? Каковы социально-философские основания потребности в международном взаи-
1 Энджелл Н. Великое заблуждение. Очерк о мнимых выгодах военной мощи наций. Челябинск, 2009.
2 Morgenthau H. J. Politics among Nations // The Struggle for Power and Peace. N. Y., 1978. P. 4—15.
3 Фромм Э. Ценности, психология и человеческое существование // Фромм Э. Искусство быть. М., 2013. С. 8—26.
4 Победаш Д. Профессура правит миром: политический реализм и правящая элита США // Известия
Уральского гос. ун-та. 2006. № 45. С. 56—64.
модействии в сфере науки и образования? Какими способами и на какой нормативной базе может осуществляться данное взаимодействие? Каковы долгосрочные перспективы укрепления международного сотрудничества в области науки и образования для человечества в целом?
Ректор Евразийского национального университета (Казахстан) профессор Б. Ж. Аб-драимов верно заметил, что «образовательная интеграция, зародившаяся по историческим меркам совсем недавно, происходит из понимания, что экономическая интеграция автоматически предполагает интеграцию кадрового обеспечения этого процесса»1. Действительно, развитие внешнеэкономических связей ведет к более тесному сотрудничеству и в других сферах деятельности. Поэтому большинство стран Европейского союза и ряд государств из прилегающих регионов включаются в интеграционный проект в области образования, известный как Болонский процесс. На различных уровнях декларируется необходимость международного сотрудничества в виде совместных научных исследований и образовательных программ. Так, стремление Правительства Российской Федерации укреплять международное взаимодействие в сфере науки и образования с целью информационного сотрудничества, повышения качества жизни и квалификации кадрового состава отражают такие источники, как Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года2 (пп. 7, 16, 24, 58, 61, 66—70), Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС3 (пп. 23, 24, 25, 33, 34) и др. Взаимодействие государств в рамках различных, в первую очередь экономически выгодных союзов (ШОС, БРИКС, АСЕАН, НАФТА, ЕС, ЕврАзЭС) несомненно благотворно влияет и на сотрудничество в сферах культуры, науки и образования.
И все же политические и экономические решения и нормативные документы в данной сфере — это не единственное, что определяет ход и специфику интеграционных процессов. Ряд программ и мер по их реализации, принимаемых государствами на правовом и политическом уровнях, безусловно необходимы в качестве подготовки базы и расширения пространства для культурного, научного и образовательного международного сотрудничества. Однако хотелось бы обратить особое внимание на то, что любые международные отношения представляют собой в конечном счете взаимодействие между отдельными людьми. Политические разногласия, кризисы и нестабильные ситуации ведут прежде всего к ослаблению международного экономического сотрудничества, поскольку в глазах инвесторов и экономистов выступают угрозами для торговли. Соответственно риски снижаются путем сокращения объемов финансирования и продаж, что порождает еще большее взаимное недоверие. В этом случае ведущую роль в сохранении международных связей могут играть отношения в таких непосредственно не относящихся к финансам и экономике областях, как культура, наука и образование. Поэтому с позиции самых важных потребностей человека в общении с «Другим», творческой активности и свободной самореализации можно утверждать, что наиболее тесное, укрепленное именно на уровне общечеловеческих ценностей сотрудничество рождается в ходе межличностных отношений. Международные отношения, на наш взгляд, строятся не как абстрактные связи «между государствами» и разворачиваются не только в формальном ключе на политической арене, ученых и студентов нельзя воспринимать исключительно как один из «ресурсов» внутренней и внешней политики4. Международные отношения — это еще и личные неформальные связи совер-
1 Абдраимов Б. Ж. Межвузовское сотрудничество как ключевой фактор развития общего образовательного пространства: евразийское измерение // URL: http://www.ia-centr.ru/expert/4223.
2 Официальный сайт Президента России: URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2009/05/216229. shtml.
3 Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ: URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/ D23D45D62C00F78E44257B35002ACD50.
4 Шишкина О. Политика соседства или политика соседей? Россия и «западный фланг» СНГ // Теория в условиях неопределенности. 2012. № 3. Т. 10. С. 121.
шенно разных по национальности, культуре, вероисповеданию, социальному статусу и профессиональной принадлежности людей.
Подобная точка зрения характерна для людей, занимающихся совместными международными научно-образовательными проектами. К примеру, на встрече по вопросам укрепления российско-финского сотрудничества в сфере науки и образования с ректором Университета Кумкенлаксон (Финляндия) профессором Петтери Иконен ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета профессор А. И. Рудской сказал: «Наше сотрудничество не опирается лишь на межправительственные соглашения о приграничном сотрудничестве государств — это сами собой разумеющиеся, но не обязывающие нас к действию директивы. Нам это интересно в первую очередь с точки зрения возможности творческого проникновения»1. Таким образом, международное взаимодействие в рамках решения исследовательских задач и развития образования интересно для отдельных личностей своим творческим потенциалом, возможностью увидеть ту или иную проблему под углом зрения другого менталитета, продуктивным диалогом различных культур.
К традиционным способам организации международного сотрудничества в сфере науки и образования можно отнести осуществление программ обмена студентами, преподавателями, научными сотрудниками; совместные международные магистерские программы; практику «двойных дипломов»; совместные научно-исследовательские публикации; международные научно-практические конференции; программы стажировок для учащихся, научных работников и педагогических кадров; совместную работу в рамках международных грантов; открытие на базе национальных вузов филиалов зарубежных кафедр, институтов, университетов. Однако реализация многих подобных направлений оказывается затруднена низкой степенью академической мобильности и нехваткой финансовых ресурсов. В связи с этим актуальной становится разработка таких инновационных способов международного взаимодействия в сфере науки и образования, как использование цифровых информационных технологий для проведения виртуальных форумов и видеоконференций, применение интерактивных и дистанционных технологий обучения, повышение академической мобильности за счет средств различных фондов и грантов, проведение международных встреч, направленных на решение научных проблем, в альтернативных формах игр, открытых дискуссий, молодежных моделей реально существующих международных организаций и др. Такие нетрадиционные разработки привлекают внимание мировой общественности, помогают решить не только специально-научные проблемы, но и глобальные международные вопросы, а также способствуют личностному развитию участников, а следовательно, росту международной интегрированности научно-педагогических кадров.
К примеру, усилению международной интеграции, на наш взгляд, может способствовать проведение таких нетрадиционных, набирающих популярность мероприятий в сфере науки и образования, как молодежные модели ООН. Студенты-международники и молодые ученые в области международных отношений являются наиболее мобильными и активными участниками подобных мероприятий, поскольку они в значительной степени заинтересованы в получении как нового опыта, так и возможности обсуждать и решать острые проблемы современности, с которыми им придется более плотно иметь дело в профессиональном будущем.
Личный опыт участия авторов данной статьи в международных студенческих моделях ООН, проходивших в 2013—2014 гг. в различных городах России2, показывает, что
1 Укрепление российско-финского сотрудничества в сфере науки и образования // Новости НИУ СПбГПУ; URL: http://nru.spbstu.ru/novosti/news_nru/news487.
2 Отчет о мероприятии «Екатеринбургская международная модель ООН» 28—30 ноября 2013 г. // URL: http://fir.ispn.urfu.ru/media/files/2014/01 /%D0%9E%D0%A2%D0%A7%D0%95%D0%A2_%D0%95%D0%9C%D0%9C%
данные мероприятия способствуют, во-первых, личностному развитию участников (улучшение навыков владения иностранными языками, практика переговорного мастерства, опыт публичного выступления, проявление лидерских качеств и ораторских способностей); во-вторых, осмыслению международных проблем с различных точек зрения (понимание «делегатом» позиции той или иной страны «изнутри» благодаря смысловому погружению в условия ее реального формирования, возможность пережить опыт другого народа как собственный и глубоко волнующий, развитие более дружественного отношения к представителям и позициям других стран, вовлеченность в обсуждение актуальной проблемы в творческом пространстве свежих взглядов и идей); в-третьих, укреплению межличностных связей с иностранными участниками (новые знакомства с зарубежными студентами и молодыми учеными, достижение взаимопонимания по ряду рассматриваемых в рамках мероприятия вопросов, возможность формирования позитивного образа представителя родной страны у иностранных коллег, поддержание долгосрочных неформальных отношений после проведения мероприятия благодаря общим интересам) и, наконец, поиску альтернативных путей решения острых международных проблем (результаты обсуждения проблем и резолюции, вынесенные по их поводу участниками молодежных моделей ООН, по инициативе организаторов могут быть для ознакомления представлены таким правительственным органам и структурам, как генеральные консульства заинтересованных в затронутых вопросах стран, международное сообщество моделей ООН, реальные органы ООН и т. п.).
Затруднения в плане развития потенциала подобных мероприятий зачастую связаны с тем, что они рассматриваются лишь в качестве «ролевых игр» в контексте педагогического процесса, вследствие чего результаты решения международных проблем, предлагаемые участниками «модельного движения», не воспринимаются всерьез и не удостаиваются внимания организаций. Однако данные модели и другие инновационные формы мероприятий с участием студентов и молодых ученых из разных стран мира имеют огромный потенциал в плане укрепления международных отношений за счет межличностного взаимодействия, а также благодаря возможному формированию нового типа негосударственных акторов мировой политики (международные молодежные неправительственные структуры, студенческие организации, научные сообщества).
«Поскольку самостоятельное и перспективное направления развития сотрудничества межгосударственного уровня связаны сегодня со сферой образования, они изолированы от политических разногласий и способствуют созданию таких условий, которые сгладят политические и экономические противоречия между странами и выведут их на новые рубежи сотрудничества», — считает Б. Ж. Абдраимов1. Соглашаясь в данном вопросе с ученым, подытожим: укрепление международного сотрудничества в области науки и образования разными способами и на различных уровнях (от системного и государственного до уровня микросообществ и отдельных личностей) имеет огромный потенциал в плане более продуктивной, позитивной, гармоничной реорганизации современных международных отношений. На наш взгляд, такие перспективы, с одной стороны, не предполагают негативных моментов стремления к «господству умных»2, поскольку носят неправительственный характер, а с другой — могут способствовать принятию более грамотных как в научном, так и в человеческом плане политических решений.
D0%9E%D0%9E%D0%9D-2013.pdf; Вестник Московской международной модели ООН (13—18 апреля 2014 г.) // URL: http://modelun.ru/?page_id=632; Тюменская студенческая модель ООН-2014 (21—24 марта 2014 г.) // URL: http://tmun.utmn.ru/agenda.
1 Абдраимов Б. Ж. Указ. соч.
2 Богачов А. Вщкритий пол1тичний св1т — прихований демократичний етос // Ф1лософська думка. 2009. № 1. С. 80—95.
Будучи укорененным в имманентных потребностях личности в саморазвитии и самореализации, международное взаимодействие в таких областях, как культура, спорт, наука и образование, оказывается наиболее продуктивным и в то же время позволяет формировать наиболее прочные международные связи. Новые перспективы международного сотрудничества открываются как на уровне совместных междисциплинарных научно-образовательных проектов, так и в плане поиска инновационных средств и форм решения глобальных проблем и реорганизации современных международных отношений на основании объединяющих общечеловеческих ценностей.
Библиография
Andreeva A., Anisimova O., Bilenko Yu. and others. Post-crisis Global Economy: Restoration of Equilibrium: monogr. Kiev, 2013.
Angell N. Commercial Rivalry and International Relations // The Advocate of Peace (1894—1920). October, 1913. Vol. 75. № 9.
Morgenthau H. J. Politics among Nations: The Struggle for Power and Peace. N. Y., 1978.
Абдраимов Б. Ж. Межвузовское сотрудничество как ключевой фактор развития общего образовательного пространства: евразийское измерение // URL: http://www.ia-centr.ru/expert/4223.
Богачов А. В1дкритий полпичний св1т — прихований демократичний етос // Ф1лософська думка. 2009. № 1.
Вестник Московской международной модели ООН (13—18 апреля 2014 г.) // URL: http:// modelun.ru/?page_id=632.
Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург, 2010.
Куприянова-АшинаВ., ЧангЖу. Интернационализация в сфере высшего образования: российские подходы // Международные процессы. 2013. № 2. Т. 11; Сотрудничество и противоборство в мировой политике. 2013. Май — август.
Отчет о мероприятии «Екатеринбургская международная модель ООН» 28—30 ноября 2013 г. // URL: http://fir.ispn.urfu.ru/media/files/2014/01/%D0%9E%D0%A2%D0%A7%D0%95%D0%A2_%D0%95 %D0%9C%D0%9C%D0%9E%D0%9E%D0%9D-2013.pdf.
Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС // Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ: URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/D23D45D62C00F78E 44257B35002ACD50.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Официальный сайт Президента России: URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2009/05/216229.shtml.
Победаш Д. Профессура правит миром: политический реализм и правящая элита США // Известия Уральского гос. ун-та. 2006. № 45.
Тюменская студенческая модель ООН-2014 (21—24 марта 2014 г.) // URL: http://tmun.utmn. ru/agenda.
Укрепление российско-финского сотрудничества в сфере науки и образования // Новости НИУ СПбГПУ: URL: http://nru.spbstu.ru/novosti/news_nru/news487.
Фромм Э. Ценности, психология и человеческое существование // Фромм Э. Искусство быть. М., 2013.
Шишкина О. Политика соседства или политика соседей? Россия и «западный фланг» СНГ // Теория в условиях неопределенности. 2012. № 3. Т. 10.
Энджелл Н. Великое заблуждение. Очерк о мнимых выгодах военной мощи наций. Челябинск, 2009.