Научная статья на тему 'МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЭМПАТИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЭМПАТИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
166
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети старшего дошкольного возраста / дошкольники / эмпатия / межличностные отношения / взаимоотношения / социометрия / children of senior preschool age / preschoolers / empathy / interpersonal relationships / relationships / sociometry

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлова Оксана Анатольевна, Румянцева Анита Владиславовна

Данная статья посвящается исследованию различий в межличностных отношениях старших дошкольников с разным уровнем развития эмпатии. Исследование основано на теоретических взглядах зарубежных, отечественных, а также современных ученых-психологов. Показаны конкретные приемы изучения межличностных отношений и развития уровня эмпатии старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPERSONAL RELATIONSHIPS AND EMPATHY IN SENIOR PRESCHOOL AGE

This article is devoted to the study of differences in the interpersonal relations of older preschoolers with different levels of empathy development. The study is based on the theoretical views of foreign, domestic, as well as modern psychologists. Specific methods for studying interpersonal relationships and developing the level of empathy in older preschoolers are shown.

Текст научной работы на тему «МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЭМПАТИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.922.73+159.942+373.2

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЭМПАТИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Павлова Оксана Анатольевна

студентка, ПетрГУ, Петрозаводск, Россия E-mail: ksu_1500@mail.ru

Румянцева Анита Владиславовна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, ПетрГУ,

Петрозаводск, Россия E-mail: anitarum@mail.ru

INTERPERSONAL RELATIONSHIPS AND EMPATHY IN SENIOR

PRESCHOOL AGE

Pavlova Oksana Anatolievna

student, PetrSU, Petrozavodsk, Russia E-mail: ksu_1500@mail.ru

Rumyantseva Anita Vladislavovna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of

Psychology, PetrSU, Petrozavodsk, Russia E-mail: anitarum@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящается исследованию различий в межличностных отношениях старших дошкольников с разным уровнем развития эмпатии. Исследование основано на теоретических взглядах зарубежных, отечественных, а также современных ученых-психологов. Показаны конкретные приемы изучения межличностных отношений и развития уровня эмпатии старших дошкольников.

Abstract. This article is devoted to the study of differences in the interpersonal relations of older preschoolers with different levels of empathy development. The study is based on the theoretical views of foreign, domestic, as well as modern psychologists. Specific methods for studying interpersonal relationships and developing the level of empathy in older preschoolers are shown.

Ключевые слова, дети старшего дошкольного возраста, дошкольники, эмпатия, межличностные отношения, взаимоотношения, социометрия.

Keywords: children of senior preschool age, preschoolers, empathy, interpersonal relationships, relationships, sociometry.

«Детство - период жизни человека, в течение которого в его психике и поведении доминируют детские черты, отличающие ребенка от взрослого» [3, с. 8]. Детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка, так как он связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности ребенка. В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем его развитии [4]. Основами, которым был научен ребенок в детстве, он будет пользоваться и во взрослой жизни.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) все психолого-педагогические особенности личности ребенка становятся содержательными, повышается уровень произвольности и свободы поведения, но с развитием лобных долей

головного мозга появляется и контроль за собой. Именно в этом возрасте ребенок становится особенно сенситивным к освоению различных видов деятельности: трудовой, игровой, продуктивной, бытовой. В работах

A.В. Запорожца, Е.П. Арушановой, Л.А. Парамоновой, Л.А. Венгера,

B.С. Мухиной, Т.А. Куликовой, С.А. Козловой, М.И. Лисиной, С.Г. Якобсон, Е.О. Смирновой и др. раскрываются такие особенности личности дошкольника, как возникновение первичных эстетических инстанций (моральное сознание и оценки, усваиваются нормативы в игре, формируется взаимопомощь), самосознание идет в сочетании с самопознанием, самоценностью, собственной индивидуальностью [1].

Не стоит на месте и сфера общения. Растущая и развивающаяся детская психика впитывает поступающие знания об окружающем мире, благодаря чему формируется определенное отношение к людям, труду, начинают вырабатываться навыки и привычки, запоминаются нормы и правила социального поведения, складывается свой индивидуальный характер. Личность начинает всесторонне развиваться и изменяться. В этом возрасте особенно активно перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру и людям. Немаловажную роль в построении здоровых взаимодействий играет дошкольное учреждение, которое как раз способствует развитию первых отношений со сверстниками. Первый опыт отношений является фундаментом, на котором в дальнейшем будут строиться следующие отношения, более глубокие и личные. Поэтому от сложившихся отношений в детском саду с группой сверстников будет зависеть путь личностного и социального развития ребенка. Общение детей развивается в процессе познания окружающего социального мира, личного опыта, а также со слов взрослого. Поэтому взрослый оказывает решающую роль на то, каким образом будут строиться взаимоотношения детей. Взаимоотношения -дословно переводится как «взаимные отношения», а такие отношения предполагают чувствовать своего собеседника, понимать и откликаться на него. Данные процессы не могут существовать без эмпатии.

Впервые о динамике протекания эмпатийного процесса в дошкольном детстве начал говорить А.В. Запорожец: дети начинают с сопереживания и переходят к сочувствию и реальному содействию [2]. Современные исследователи, такие как В.П. Юсупов, Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова, рассматривают эмпатию дошкольников как «результат социализации, наличие у ребенка совокупности трех социальных переживаний: сопереживания, сочувствия и содействия, которые необходимы дошкольнику для совместной деятельности и общения с другими людьми».

Уже с младенческого возраста можно увидеть первые проявления эмпатии в ситуациях, когда один младенец начинает плакать за другим. Они еще не способны дифференцировать свое и чужое эмоциональное состояние, но тем не менее у детей прослеживается учащенное сердцебиение, что свидетельствует об эмпатийном поведении.

Эмпатия проходит все этапы развития личности, являясь одной из главных черт социализации человека. Старший дошкольный возраст считается наиболее благоприятным и чувствительным для развития социальных эмоций, в том числе и для эмпатических переживаний. В этот период ребенок учится ставить себя на место другого человека, чувствовать его эмоции, отделяя от собственных, предугадывать последствия поступков и совершать просоциальные действия. По мере психического развития ребенок переходит от низших форм эмоционального реагирования к высшим нравственным формам.

Психолог А.М. Щетинина считает, что «социальное развитие ребенка -это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации» [5, с. 4], где социализация означает усвоение социокультурного опыта в виде правил, норм, морали, способов поведения, а индивидуализация - это процесс развития «Я» ребенка, его неповторимой личности. К показателям благополучной социализации она относит: эмоциональный отклик на переживания другого; восприятие и адекватное понимание основных эмоциональных состояний, проявление собственно эмпатии; обнаружение способности к децентрации; эмоциональное благополучие; положительное самопринятие, самоотношение;

уверенность в себе, самостоятельность, активность и инициативность [5, с. 4].

Нами было проведено исследование на базе детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 115 «Якорек», в котором приняло участие 46 детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), среди которых было 23 девочки и 23 мальчика. Сроки проведения исследования: 13.02.2023-27.02.2023.

Исследование проводилось поочередно в двух группах - старшей и подготовительной - в пределах одного детского сада и было поделено на 4 этапа:

Этап 1. Исследование типов и уровня эмпатии детей старшего школьного возраста. Воспитателям было предложено пройти опросник А.М. Щетининой «Характер проявления реакций эмпатии и поведения детей» [6].

Этап 2. Исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. Индивидуальное проведение методик Е.О. Смирновой «Капитан корабля» [5] и Т.Д. Марцинковской «Два домика».

Этап 3. Наблюдение за межличностными отношениями старших дошкольников в игровой деятельности. Анализ результатов. Наблюдение производилось во время свободной деятельности дошкольников за их взаимодействием и коммуникацией, проявлением себя среди сверстников, характером деятельности. Разделение результатов на группы по уровню эмпатии и социометрическому статусу (высокий и низкий).

Этап 4. Обработка полученных результатов. Определение значимых различий с помощью x2 Пирсона.

В ходе исследования эмпатии детей старшего дошкольного возраста по методике А.М. Щетининой «Характер проявления реакций эмпатии и поведения детей» было выявлено преобладание высокого уровня эмпатии (61%) над низким (39%), что говорит о наличии способностей так или иначе чувствовать эмоции других людей, в частности, своих ровесников, об умении сочувствовать и приходить на помощь в трудную минуту для переживающего.

Однако детальное рассмотрение параметров, по которым оценивался уровень эмпатии, показало, что дошкольники могут испытывать некоторые трудности с «самостоятельным успокоением» другого. Наименее развитые параметры по той же методике: «подходит к переживающему ребенку, спокойно смотрит на него» (9%); «пытается привлечь внимание взрослого к эмоциональному состоянию другого» (9%); «реагирует на переживания другого, говоря при этом: «а я не плачу», «а у меня тоже» (9%); «изображает сочувствие, глядя при этом на взрослого, ожидает похвалы поддержки» (10%); «сообщает взрослому, как он пожалел, помог другому» (10%); «активно включается в ситуацию, по собственной инициативе помогает, гладит, обнимает, то есть производит успокаивающие действия» (15%).

Чтобы объяснить полученные результаты, мы исследовали межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста со стороны деятельностных и эмоциональных предпочтений с помощью методик Е.О. Смирновой «Капитан корабля» и Т.Д. Марцинковской «Два домика» соответственно.

В первом случае 41% от всего количества испытуемых оказались дети со статусом «отвергаемые». На втором месте по процентному соотношению стоят «предпочитаемые» дети - 26%. Немного меньше детей в группе «популярных» детей - 24%. 9% детей стали «игнорируемыми». Следуя из полученных данных, можно сделать вывод о равном процентном соотношении высокого (количество детей в группах «популярные» и «предпочитаемые» составляет 50%) и низкого (количество детей в группах «отвергаемые» и «игнорируемые» также составляет 50%) социометрического статуса. Следовательно, при выполнении какой-либо деятельности у детей нет предпочтений друг к другу.

Во втором случае, при исследовании межличностных отношений со стороны эмоциональных предпочтений, среди детей старшего дошкольного возраста преобладает группа «пренебрегаемых» детей - 46%. Второе место по процентному соотношению занимает группа «предпочитаемых» - 30%. «Популярных» детей - 15%, «отвергаемых» - 9%. «Изолированных» детей

среди старших дошкольников не оказалось. Объединив группы по высокому («предпочитаемые» и «популярные» в сумме составляют 45%) и низкому («пренебрегаемые», «отвергаемые», «изолированные» - 55%) социометрическому статусу, мы можем заметить доминирование низкого над высоким.

Таким образом, дети эмоционально отторжены от своих ровесников, находящихся в группе, однако, если контакт производится с целью выполнения какой-либо деятельности или решения какой-нибудь задачи, то дети более открыты и не прочь сделать это вместе.

Также исследование межличностных отношений было произведено путем наблюдения, в ходе которого выяснились различия в контакте с другими, настроении, активности и характере деятельности у детей с высоким и низким уровнем эмпатии. Как оказалось, дети с высоким уровнем эмпатии предпочитают примыкать и общаться в компании больше, чем дети с низким уровнем эмпатии. Так же они предпочитают активные игры пассивным и зачастую находятся в позитивном настроении в отличие от детей с низким уровнем эмпатии, которым характерен нейтральный эмоциональный фон и игра в одиночестве.

Данное исследование подтвердило существование различий в межличностных отношениях детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем эмпатии и социометрическим статусом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виды общения в психологии [Электронный ресурс] // Психология человека. - URL: http://psyh.info/psihologiya-otnoshenij /obshhenie/vidy-obshheniya-v-psihologii.html (дата обращения: 10.06.2023).

2. Запорожец А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка / А.В. Запорожец // Вопросы психологии. - 2004. - № 6. - С. 25-27.

3. Лебедева С.А. Детская психология. - 2-е изд., доп. - Шуя:

Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. - 75 с. - URL: https://lms.sgspu.ru/pluginfile.php/131737/mod_resource/content/0/ Детская_психология%20Лебедева.pdf (дата обращения: 10.06.2023).

4. Педагогические методы воспитания [Электронный ресурс] // Гуманитарно-правовой портал PSYERA. - URL: https://psyera.ru/pedagogicheskie-metody-vospitaniya-1845.htm (дата обращения: 15.03.2023).

5. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.: ил. - (Психология для всех) [Электронный учебник]. - URL: https://psychlib.ru/mgppu/smo/SMO-001-.HTM#$p1 (дата обращения: 10.06.2023).

6. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с. [Электронная книга]. - URL: http://nozdr.ru/data/media/biblio/edu/ped/Щетинина%20А.М.%20-%20 Диагностика%20социального%20развития%20ребенка. pdf (дата обращения: 10.06.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.