Научная статья на тему 'Межличностные конфликты профессионального стресса у медицинских сестер'

Межличностные конфликты профессионального стресса у медицинских сестер Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1336
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональный стресс / межличностные конфликты / психологическая адаптация / социально-психологический климат коллектива / professional stress / interpersonal conflicts / psychological adaptation / socio-psychological climate in a team

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Н. А. Кощеева

В статье рассмотрены вопросы, посвященные проблемам стресса, стрессоустойчивости, конфликтов в трудовом коллективе. Представлен анализ причин возникновения стрессовых состояний у медицинских сестер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Н. А. Кощеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional stress’s causes of nurses

The article deals with the problems of stress, stress stability, conflicts at a workplace. It analyses the reasons of stress among nurses.

Текст научной работы на тему «Межличностные конфликты профессионального стресса у медицинских сестер»

21. Фрейд З. Мы и смерть // Психология смерти и умирания: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 1998. - 656 с.

22. Фромм Э. Искусство любить. - М.: Педагогика, 1990. - 160 с.

23. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. - К.: РЭУЫБ, 2006.

24. Шибутани Т., Социальная психология. - М., 1969.

25. Эриксон Э. Детство и общество. - Обнинск: детство, 1993. - 56с.

26. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. - М.: Прогресс, 1994.

27. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / пер. с англ. Т.С. Драбкиной. - М.: Независимая фирма «Класс», 2005. - 576 с.

УДК 159.923.2

Н. А. Кощеева

Межличностные конфликты профессионального стресса

у медицинских сестер

В статье рассмотрены вопросы, посвященные проблемам стресса, стрессоустойчивости, конфликтов в трудовом коллективе. Представлен анализ причин возникновения стрессовых состояний у медицинских сестер.

The article deals with the problems of stress, stress stability, conflicts at a workplace. It analyses the reasons of stress among nurses.

Ключевые слова: профессиональный стресс; межличностные конфликты; психологическая адаптация; социально-психологический климат коллектива.

Key words: professional stress, interpersonal conflicts, psychological adaptation, socio-psychological climate in a team.

Изучение проблемы профессионального стресса в последние десятилетия привлекает внимание как зарубежных, так и российских исследователей. Это объясняется тесной взаимосвязью психологической проблематики стресса с жизненно важными требованиями современной жизни. Трудности адаптации, различные формы «личностного неблагополучия», неспособность выносить повышенные профессиональные нагрузки - вот перечень проблем, которые сегодня справедливо воспринимаются обществом как непосредственная угроза качеству жизни и психическому здоровью человека [7, 10, 11].

В настоящее время широко изучается влияние профессионального стресса на личность врача (Maslach., 1982; Dinsdale P., 1995; Rathod S. с соавт., 2000; Коротич Л.П. и соавт., 1988; Андронов В.П., 1999; Вид В.Д., Водопьянова Н.Е., 2002; Козина Н.В., 1998; Ларен-цова Л.И., 2002; Лозинская Е.И., 1998; Трунов Д.Т., 1998; Ясько Б.А., 2003 и др.).

В отечественной и зарубежной литературе раскрыты качества медицинской сестры, необходимые для осуществления профессиональной деятельности (Rogers M. 1983; Харди И., 1988; Беннер П., 1983; Иванюшкин А.Я., 1990, 1996; Перфильева Г.М., 1995; Лапотников В.А., 1996; Кабушка Я.С. и соавт., 2000 и др.). Но при этом, отмечается недостаточная степень изученности изменений личности медсестры в профессиональной деятельности, в частности, под воздействием профессионального стресса (Коротич Л. П. и соавт., 1988; Степанов С.И., 1996; Творогова Н.В., 1998; Соловьева С.Л., 2003 и др.). Такие негативные факторы в работе медицинской сестры, как широкий спектр стрессоров, раннее «выгорание», профессиональная деформация личности, высокий уровень заболеваемости, снижение мотивации к профессиональной деятельности, обосновывают актуальность изучения данной проблемы.

Профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью [7].

Выделяют следующие виды профессионального стресса:

• информационный;

• эмоциональный;

• коммуникативный.

Профессиональный труд медицинской сестры отличается высо-

W W W I W W п

кой эмоциональной, психической и физической нагрузкой. В деятельности медицинской сестры можно выделить широкий спектр причин, способствующих развитию профессионального стресса. Среди них отмечаются: перегрузки от профессиональной деятельности, неудовлетворенность материальным положением, особенности взаимодействия с пациентами, с врачами, с коллегами-членами медицинской бригады, неудовлетворительные взаимоотношения в рабочем коллективе, проблемы профессионального роста и карьеры, осложненные условия личной жизни.

Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воз -действия и т. п.

Результаты социологического опроса медицинских сестер ле-чебно-профилактических учреждений различного профиля г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области демонстрируют наличие профессионального стрессора у каждой из 150 опрошенных медицинских сестер. 18,2 % опрошенных (28 человек), отвечая на вопрос «Что наиболее часто вызывает у Вас стресс на работе?», указали

конфликты в коллективе, трудности во взаимоотношении с сотрудниками и/или начальством. 11,7 % респондентов (18 человек) указали, что наиболее частой причиной стресса на работе являются сложности в общении с пациентами.

Таким образом, конфликтные ситуации являются одним из основных стрессоров в профессиональной деятельности медицинских сестер.

Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. В общих чертах конфликт можно определить как «предельное обострение противоречий», связанное с острыми эмоциональными переживаниями. В литературе конфликты рассматриваются на социальном, социально-психологическом или психологическом уровнях, которые диалектически связаны друг с другом [1, 3, 4, 5, 6, 8, 12, 13, 14].

На основе анализа большого числа отечественных и зарубежных работ Н.В. Гришина предлагает определять социально-психологический конфликт как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких-либо целей [2]. Определяющим в происхождении конфликтов выступает соответствующее сочетание объективных и субъективных факторов. Факторы, объективно обуславливающие возникновение конфликтов, интерпретируются как некоторый набор объективных параметров, вызывающих объективное конфликтное состояние системы межличностного взаимодействия. При этом подчеркивается также существенная зависимость конфликта от внешнего контекста, в котором данный конфликт возникает и развивается. Важной составной частью этого контекста называется социально-психологическая среда, (различные социальные группы с их специфическими особенностями), понимаемая достаточно широко и не ограничиваемая лишь ближайшим окружением личности. Определяющую роль в восприятии человеком конфликтности ситуации играет субъективная значимость противоречия, лежащего в основе конфликта, или тот «личностный смысл», который это противоречие имеет для данного индивида. Этот личностный смысл определяется всем индивидуальным жизненным опытом человека, точнее - такими характеристиками его личности, как ценностные ориентации и мотивация. Момент осознания ситуации как конфликтной связан также с превышением индивидуального порога толерантности. Этот универсальный психологический механизм возникновения конфликтов не исключает возможности последующей поливариативности в развитии кон -фликтной ситуации. Очень важна роль общественно-экономической

формации в формировании социально-психологического климата коллектива лечебного отделения и учреждения в целом. В соответствии с этим наиболее значимыми факторами, определяющими, в конечном счете, характер межличностных взаимоотношений в коллективе, являются совокупность общественных отношений данного коллектива, его социально-экономическая структура, и, как следствие, содержание общественного сознания. Данный фактор детерминирует межличностные отношения, как на уровне всего лечебно-профилактического учреждения, так и на уровне всех его структурных подразделений, вплоть до первичного коллектива.

Задача оптимизации социально-психологического климата кол -лективов диктует настоятельную необходимость выявления причин возникновения конфликтов между их членами [9, 12, 13, 14]. Один из первых шагов на пути решения этой задачи заключается в разра -ботке социально-психологической типологии конфликтов. Такая типология предлагается на основе исследования, проведенного на различных предприятиях. В основе типологии положены характеристики взаимоотношений людей в первичном производственном кол -лективе. Во-первых, это взаимосвязи функционального характера, определенные совместной трудовой деятельностью, они носят как непосредственный, так и опосредованный характер. Во-вторых, это взаимосвязи, вытекающие из принадлежности работников к одному первичному производственному коллективу. В-третьих, это психологические взаимоотношения, вызванные потребностями людей в общении. Исходя из указанных взаимосвязей, которые в норме должны иметь согласованный характер, выделены следующие основные типы конфликтов, нарушающих успешное осуществление соответствующих связей:

1) конфликты, представляющие собой реакцию на препятствия к достижению основных целей трудовой деятельности (например, трудности выполнения конкретного делового задания, неправильное решение какой-либо производственной проблемы и т. д.);

2) конфликты, возникающие как реакция на препятствия к дос -тижению личных целей работников в рамках их совместной трудовой деятельности (например, конфликт из-за распределения заданий, считающихся «выгодными» или «невыгодными», недовольство предложенным графиком отпусков и т. д.);

3) конфликты, вытекающие из восприятия поведения членов коллектива как несоответствующего принятым социальным нормам совместной трудовой деятельности (например, конфликт из-за нарушения трудовой дисциплины кем-либо из членов передовой бригады с общим высоким уровнем отношения к труду);

4) сугубо личные конфликты между работникам, обусловленные несовместимостью индивидуальных психологических характеристик - резкими различиями потребностей, интересов, ценностных ориен-таций, уровня культуры в целом.

Межличностный конфликт - это трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их потребностей, целей, взглядов, интересов.

Проблема «трудных» (неразрешенных) ситуаций во взаимоотношениях и в структуре межличностного взаимодействия, нечеткого обозначения социальных ролей и функций, недостаточной эмоциональной поддержки со стороны коллег и руководства - основа коммуникативного профессионального стресса.

Чрезмерная эмоциональная вовлеченность медицинских сестер в переживание межличностных конфликтов, в проблемы пациентов неизбежно приводит к эмоциональным перегрузкам, создавая психологическую почву для формирования «синдрома эмоционального сгорания» [10].

Наряду с этим, к потенциальным отрицательным последствиям конфликта относятся: снижение производительности, неудовлетворенность, ухудшение морального состояния, увеличение текучести кадров, торможение социального взаимодействия, ухудшение коммуникаций и повышение лояльности к подгруппам и неформальным организациям. Однако при эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительные последствия.

Умелое поведение в конфликте и, как следствие, его разрешение может быть получено при учете личностных качеств каждого члена коллектива, его темперамента, характера, интересов. Что в конечном итоге позволит иметь коллектив друзей, сплоченных общей идеей, где ссоры могут уже не нести значения и не затрагивать душевных качеств индивида.

Список литературы

1. Басовский Л.Е. Менеджмент: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М., 2003.

2. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. - Л., 1990. -С. 34.

3. Зайцев Г. П. Управление трудовым коллективом. - Свердловск, 1989; М.: Знание, 1994.

4. Кабушка Я.С., Поляков И.В., Зеленская Т.М. Состояние и перспективы развития сестринского дела в крупной больнице. - СПб.: СПбГМА им. И.И. Мечникова, 2000. - Гл. 1. - С. 7-29.

5. Кнышова Е.Н. Менеджмент: учеб. пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. - Разд. 1. - С. 53-66.

6. Кузьмин И.А. Психотехнология и эффективный менеджмент. - М.: Рос-мен, 1995. - С. 13.

7. Ларенцова Л.И., Соколова Е.Д. Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания // Российская стоматология. - 2002. - № 2. - С. 34-36.

8. Поляков И.В., Зеленская Т.М., Казанчиков А.В. Менеджмент в медицинских организациях. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2004. - С. 7.

9. Саблин В.С., Слаква С.П. Психология человека. - М.: Изд-во Экзамен, 2004. - С. 276.

10. Соловьева С.Л. Коммуникативная компетентность как профессионально значимое качество медицинской сестры // Сестринское дело и высшее сестринское образование в XXI веке. Проблемы и перспективы: труды международной науч.-практич. конф. - СПб., 2005.

11. Творогова Н.В. Психология и сестринское дело: Заботясь о других, сгораешь сам? // Медицинская помощь. - 1998. - № 3. - 26-27.

12. . Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992.

13. California Management Review. Filley А.С. - Vol. 21. - № 2. - 1978. -P. 61-66.

14. Rae L. Using people skilis in Training and Development. - London-Stirling (USA): Kogan Page Ltd., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.