РАЗДЕЛ X ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ
УДК 37.048.45:37.035.5
Лаптева Ирина Дмитриевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, декан факультета иностранных языков Кузбасской государственной педагогической академии, Lapteva_lD@ mail.ru, Новокузнецк
МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Lapteva Irina Dmitrievna
K.p.n., an associate professor, the dean of faculty of foreign languages is the Kuzbass State Pedagogical Academy, [email protected], Novokuznetsk
INTERCULTURAL PROJECTS AS MEANS OF FORMATION OF CIVIL CULTURE OF THE FUTURE TEACHER
В современной России отсутствует необходимая целостная система гражданского образования, способствующая построению правового государства и гражданского общества. Вице-президент РАО В. А. Болотов к числу важнейших задач современного развития в России относит формирование гражданского общества, поставленного в зависимость от развития современной правовой системы, законодательства, гражданской культуры, общества, представителей государственных органов, а также от выработки практики гражданско-правового взаимодействия человека и общественных объединений с государством. Вместе с тем, автор, отмечает отсутствие единой концепции гражданского образования в стране, признает «...важную роль современного образовательного учреждения в изменении сложившейся политико-правовой культуры в формировании в России гражданского общества» [1].
Гражданская культура - это не только усвоенные знания о праве, государстве, законах, это и гражданские ценностные ориентации, правовые оценки, это и мотивационная готовность, нацеленность личности на реализацию этих знаний в социально значимой деятельности. Гражданская культура является фактором формирования правового государства и гражданского общества. Человек рождается, не имея гражданско-правовой культуры, но приобретает ее в процессе правовой, нравственной и политической социализации. Человек, приобретший гражданскую культуру, не может ее лишиться; не может выйти из политического, гражданско-правового мира с его законами, его культурой, поэтому гражданскую культуру можно сформировать, можно изменить, но избавиться от нее невозможно [3, с. 225].
В условиях решения задач гражданского образования и формирования гражданской культуры населения важно еще большее внимание уделять ра-220
боте с детьми, юношеством, молодежью, ведь именно эта часть нашего общества является основой для будущего развития страны. Важно воспитать чутких, доброжелательных, цивилизованных людей, обладающих большим потенциалом толерантности, доверия, граждански активных, умеющих принимать ответственные решения и отвечать за свои поступки. Эта важнейшая задача педагогического образования в современной России. На наш взгляд, именно педагогический вуз должен взять на себя гражданскую миссию подготовки молодых граждан России.
Если мы ставим задачу подготовки граждански зрелого и компетентного специалиста, необходимо выше поднимать образовательную планку. Мы согласны с В. Ю. Сморгуновой, что «университет - не завод, фабрика или политическая партия, где разрабатывается «черные» или «белые» политические технологии» [3, с. 226]. Педагогический вуз - это академическое учреждение, институт гражданского общества, независимый от политических партий и от сиюминутных требований рутинной жизни. Педагогический вуз - это учреждение, где господствуют академические свободы, где есть интеллектуальный досуг, как у преподавателей, так и у студентов, где жизнь проходит в атмосфере споров, дебатов, диалога, где проводятся публичные обсуждения инновационных проектов, где публикуются книги и журналы, проходят конференции и советы, где информация публична, открыта, доступна и многогранна.
Формированию гражданской культуры способствует академическая мобильность преподавателей и студентов. Гражданские ценности, культивируемые в российском педагогическом вузе, должны быть конвертируемыми, инвариантными, адекватными ценностям глобализирующегося гражданского общества, объединяющего западные и восточные ценности. Это означает, конечно, и признание необходимости включения российских вузов в международное образовательное пространство.
Развитие гражданской культуры студентов российских педагогических вузов неотъемлемо связано с интернационализацией образовательных программ и гражданско-образовательных проектов, с развитием академической мобильности преподавателей и студентов. В настоящее время наш вуз работает на включение своих образовательных программ в образовательный контекст Болонского процесса, рассчитывая и на то, что произойдет обмен не только интеллектуальными ресурсами, но и на то, что академическая мобильность станет реальной и в пространственно-временном аспекте. На Западе и в России существует плюрализм типов гражданской культуры, которые требуют своего освоения, для чего необходимо находиться во взаимодействии друг с другом как в рамках российского, так и международного интеллектуально-образовательного пространства. Необходимо понять, что, когда, осуществляется взаимодействие различных типов гражданской культуры, она не унифицируется, а, наоборот, в обществе осуществляется обмен между культурами, каждая из которых становится мощнее, объемнее, стуктурированнее, поскольку наличествует живая взаимосвязь граж-
данских ценностей и самих граждан, обладающих знаниями и качествами гражданина [3, с. 230].
Формирование европейской идентичности - это новый развивающийся опыт, будущее состояние, которое современное поколение предвосхищает для следующего поколения. Быть европейцем - значит быть вовлеченным в решение общих проблем, учиться сотрудничать и лучше общаться, участвовать в гражданской жизни общества. В проекте Совета Европы «Среднее образование для Европы» предлагается несколько направлений развития школьных технологий, к которым необходимо готовить российских учителей. Первое направление можно назвать «обучение в действии», обучение в социальной практике. В этом смысле в проекте устанавливается связь со знаниями и триадой компетентностей - «умениями действовать», «умениями быть» и «умениями жить» [2].
Через глобальные темы выстраивается образовательная ситуация, которая акцентирует внимание на социально значимом действии или на поиске решения определенной проблемы. Выбираемые темы должны быть достаточно широкими, чтобы не ограничивать возможности учащихся действовать, проявляя инициативу. Например, было бы трудно объяснить такие социальные явления, как война, нетерпимость, ксенофобия, неравенство, бесхозяйственность и загрязнение окружающей среды, только путем содержания одной школьной дисциплины. Чтобы лучше понять эти сложные явления, необходимо опираться на междисциплинарные знания, которые имеют прагматическое значение и связаны с социальной деятельностью. Глобальные темы могут изучаться двумя способами:
- путем отдельных исследований, проводимых одновременно учащимися разных стран в своей культурной среде. Результаты различных параллельных исследований могут быть собраны и сравнимы в форме обобщающего проекта;
- путем совместных исследований, проводимых рабочими группами учащихся из разных стран, которые имеют возможность постоянно встречаться. В основе концепции развития межкультурных проектов лежит идея о том, что европейские образовательные системы различны (они отличаются структурой, куррикулумами, законодательствами, организацией), поэтому «европейское измерение в образовании» в первую очередь способствует сближению ценностей, опытов, пониманию общих проблем, то есть культурному сближению народов.
Межкультурные проекты способствуют развитию новых форм многостороннего сотрудничества в образовании. Особая роль в проектах отводится учителю. Межкультурный педагогический проект - это и труд, и игра, и обучение. Любой проект способствует развитию открытого европейского сознания при наличии основного педагогического условия: организация практики равноправного взаимодействия учащихся из учебных заведений разных .стран, говорящих чаще всего на разных языках. В этой перспективе европейский проект может содержать следующие цели:
- лучшее понимание другого, открытие его культуры, в ситуации многоязычного и поликультурного общества, уже существующего (Германия, Великобритания, Франция, США) или общества будущего (Европейский Союз);
- лучшее понимание себя и другого, которое вкшочает желание преодолеть предрассудки и стереотипы, видеть негативные исторические последствия, которые отделяют соседние народы;
- совершенствование лингвистических знаний, которые имеют не только практическое значение, но являются частью более широкого направления межкультурного воспитания.
Наши исследования позволили выявить, что каждый межкулътурный проект стимулирует потребность межкультурного общения. Обмены, встречи, неформальные форумы, систематические письменные сообщения, работа в командах - все это способствует общению молодежи, которая учится жить в открытом обществе, освобожденном от искусственных границ. Проекты и педагогические обмены способствуют ранней практике демократии, ежедневной практике плюрализма мнений, межкультурной практике общения. В основе практики - ценности европейской гражданственности, уважение прав человека,.свободы, справедливости и солидарности, сотрудничества, терпимости и разделенной ответственности. Открытость, терпимость, партнерство должны изменить отношения в образовательной среде вуза, внутри самого педагогического коллектива. Знакомство с другими системами образования должно пробудить новый взгляд на собственную позицию учителя.
Образовательное учреждение должно помочь учащимся узнать и понять свои права и возможности, которые для них открыты в европейском пространстве, понять значение изучения языков и других необходимых компетентностей. Все это возможно только при развитии межкультурных педагогических проектов. Развитие технологий проектов обусловило новый способ общения между партнерами (учебными заведениями, учителями), который затрудняет отношения управленческой иерархии и приводит к упразднению институциональных барьеров. Проекты требуют открытой образовательной среды, благоприятной для свободного передвижения, диалога, критического мышления, эмпатии. С этой точки зрения проекты являются важным способом гражданского и поликультурного воспитания учащихся, требуют специальной подготовки учителей. Педагогическое образование является важнейшим показателем того, к какому качеству и уровню образования стремится страна. Подходы к организации подготовки учителей во всех европейских странах различны, можно говорить только о консенсусе, который заключается в следующем: «Педагогическую деятельность следует считать высококвалифицированной профессией» [2].
ЮНЕСКО разработала новую парадигму образования, согласно которой образование должно простираться в четырех областях, которые должны стать пожизненной опорой каждому. Развитие этих областей зависит, пре-
жде всего, от учителя: научиться приобретать знания; научиться работать; научиться жить вместе, научиться жить (существовать). Трудно реализовать данную концепцию учителю, который сам не владеет данными компетенциями.
Высокая миссия учителя в современном европейском обществе сохраняется: ему необходимо уметь передавать не только знаниям и умения, но и систему общепризнанных общественных ценностей: национально-культурных, общеевропейских, интернациональных или глобальных. Ему необходима подготовка в области новых технологий, специального образования, прав человека и демократических принципов построения общества, меж-культурного взаимодействия.
Подготовка учителей к межкультурному взаимодействию требует более радикального изменения организации первоначального педагогического образования на уровне концепции и практики, что ведет к преобразованию образовательной среды учебного заведения. Это прежде всего ориентация на междисциплинарный подход в подготовке, на групповые и активные формы обучения, на развитие практики студенческих и преподавательских обменов, на активное участие в межкультурных проектах.
В рекомендациях Совета Европы подчеркивается, что важна организация образовательной среды, которая формирует уважение к разнообразию способностей и интересов. Жизнь студента должна стать непрерывной практикой демократического гражданства. Новые реальности европейского измерения в образовании требуют специальной подготовки учителей к межкультурному взаимодействию. Прежде чем разъяснять учащимся, учителя сами должны понять сущность «европейского измерения в образовании», осмыслить ведущие понятия «гражданственность», «демократия», «толерантность», «диалог» и др., поэтому для них необходима практика меж-культурного взаимодействия в системе профессионального образования.
Перечисленные выше задачи полностью соответствуют задачам деятельности филиала кафедры ЮНЕСКО в КузГПА, которая существует в академии на факультете иностранных языков с 2006 г. в рамках международной сети «Педагогическое образование: межкультурный диалог». Филиал кафедры открыт как научно-образовательный центр и реализует свои задачи в рамках Всемирного плана действий по усилению международного сотрудничества и академической мобильности. На сегодняшний день филиал кафедры ЮНЕСКО КузГПА осуществляет ряд проектов, к выполнению которых привлечены российские и зарубежные ученые, учителя школ, студенты и школьники, деятели культуры, общественные и политические деятели.
В современных условиях все большую актуальность приобретает создание системы непрерывного гражданского образования на протяжении всей жизни человека. Образовательные учреждения могут и должны играть в обществе интегрирующую роль, быть ведущими центрами его самоорганизации и развития. Но для этого они должны тесно сотрудничать, обмениваться передовым опытом, проводить совместные мероприятия. Педаго-
гическая студия, организованная при кафедре-филиале ЮНЕСКО КузГПА, была включена в межкультурный проект.
Деятельность педагогической студии направлена на содействие распространению и углублению знаний о правах человека, в том числе повышению качества образования в области прав человека в системе общего, высшего и дополнительного образования; усиление заинтересованности педагогического состава в изучении прав человека; поощрение поддержки правам человека среди молодых людей. Решению этих задач будет содействовать участие в деятельности педагогической студии ведущих российских и зарубежных специалистов, представителей научного и педагогического сообщества, государственных структур и общественных организаций. За время работы педагогической студии состоялись:
1. Круглый стол на тему «Болонский процесс: качество образовательных программ в современном педагогическом вузе». Вопросы для обсуждения:
Нелинейная организация образовательного процесса на основе индивидуально-ориентированного подхода к обучению.
Многоуровневая система образования: анализ зарубежного опыта.
Организация самостоятельной работы студентов в вузе.
Двухуровневая система образования. Стандарты третьего поколения.
Интегративно-модульное построение содержания основных образовательных программ (ООП) на основе компетентностного подхода.
Балльно-рейтинговая система оценивания освоения студентом ООП в системе зачетных единиц.
2. Круглый стол «Академическая мобильность как форма международного культурного сотрудничества».
3. Выставка и смотр студенческих работ, посвященных Всемирному Дню толерантности «Культура толерантности в сфере педагогического образования»:
- подготовка и защита проекта «Воспитание толерантности» на внутри-вузовской педагогической олимпиаде;
- конкурс проектов «С чего начинается Родина?»;
- создание каталога по нормативно-правовому обеспечению высшего образования на электронных носителях (кафедра педагогики).
4. Участие в электронной моделируемой конференции для вузов «Педагогическое образование: мультикультурный диалог» на русском и английском языках.
5. Подготовка и обсуждение концепции гражданского образования в общей системе образования Кузбасской государственной педагогической академии на период 2007-2010 гг.
Современный человек живет в условиях глобализации, под которой принято понимать взаимодействие и взаимозависимость всех людей в мире, объединение усилий, талантов, достижений всех людей в мире. Важную роль в развитии мировой экономики и политики стали играть международ-
ные организации, корпорации и концерны (ООН, ЮНЕСКО, ВТО, Всемирный банк и др.). Процесс глобализации затрагивает и социальную сферу, что проявляется в возрастающей значимости международного сотрудничества в науке, культуре, образовании. Подписав Болонскую декларацию, Россия присоединилась к Европейскому сообществу и готова внести свой вклад в создание единого европейского образовательного пространства.
Важным фактором стабильного экономического и социального развития России является формирование гражданского общества и демократического правового государства, повышение качества образования. За последние годы обучение гражданственности и правам человека приобретает массовый характер. Научно-педагогическая общественность, Министерство образования и науки России, образовательные учреждения, межправительственные и неправительственные организации проводят в этих целях значительную работу по обучению гражданственности и правам человека. Активно разрабатываются методологические, теоретические, психологопедагогические и научно-методические проблемы обучения, его норматив-но-правовая база. Важную роль в обучении гражданственности и правам человека играет членство России в различных международных организациях, так как через проведение совместных мероприятий, включая круглые столы, конференции, семинары, происходит обмен ценным опытом в данной сфере.
Таким образом, глобализация и расширение многообразия гражданской жизни обусловливает включение мультикультуризма как принципа, который призван оказывать регулирующее воздействие на разнообразные формы гражданского поведения человека. Современный зарубежный философский дискурс активно включает тему мультикультуризма в содержание своего дискуссионного пространства. Однако российские научные исследования находятся только на стадии разработки отдельных показателей сформированное™ гражданской культуры человека: толерантности, ответственности, социальной активности, солидарности. В случае позитивного развития гражданская культура будет выполнять конструктивную созидательную функцию, будет способствовать формированию гражданской культуры, а значит, возможности развивать у обучающихся гражданские качества.
Библиографический списо
1. Болотов, В. А. Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования [Текст]/ В. А. Болотов // Основа государства и права. - 2003-№ 3. - С. 50-52.
2. Козырев, В. А. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса[Текст]: научно-методическое пособие: 2-е изд., доп./ В. А. Козырев, Н. Л. Шубина. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 434 с.
3. Сморгунова, В. Ю. Человеческое измерение права[Текст]: монография./ В. Ю. Сморгунова. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 300 с.