Научная статья на тему 'МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА'

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

122
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межкультурная компетентность / поликультурная компетентность / поликультурная образовательная среда / поликультурное образование / культурное многообразие / толерантность.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ф. М. Юсупова

В данной статье описывается проблема актуальности межкультурной компетентности педагога в условиях многонационального государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА»

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-168-174

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО

ПЕДАГОГА

Ф. М. Юсупова

Преподаватель межфакультетской кафедры русского языка ЧГПИТО

АННОТАЦИЯ

В данной статье описывается проблема актуальности межкультурной компетентности педагога в условиях многонационального государства.

Ключевые слова: межкультурная компетентность, поликультурная компетентность, поликультурная образовательная среда, поликультурное образование, культурное многообразие, толерантность.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важных задач современного образования представляется подготовка человека к эффективной деятельности и коммуникации в условиях поликультурной среды, что связано с осознанием культурного многообразия, толерантным отношением к этому многообразию и способностью к культуросообразному поведению. В этой связи важной предпосылкой решения задачи по подготовке высококвалифицированных специалистов является развитие межкультурной (полиэтнической, этнопедагогической) компетентности педагога. Современный педагог должен быть готов к осуществлению межличностной и публичной коммуникации в полиэтнической образовательной среде с учетом культурно-специфических и этнопсихологических особенностей представителей разных национальностей, на основе соблюдения принципов толерантного отношения к представителям различных национальностей, их культур, верований, традиций, языков.

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

В любом классе любой школы могут оказаться рядом представители

различных этнических и религиозных групп. Разность ментальностей

неизбежно проявится как в процессе общения и межличностого взаимодействия

обучающихся, так и в учебном процессе. Как справиться со всем этим

разнообразием? Как учителю выходить из трудных ситуаций, не оскорбляя

Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan

Academic Research, Uzbekistan 168 www.ares.uz

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-168-174

национальной тождественности ребенка? Каким образом создать в классе дружную атмосферу, помочь обучающимся преодолеть этнические стереотипы и избежать межнациональных конфликтов?

Ответы на все эти вопросы сможет найти педагог, умеющий выслушать и высказать свою точку зрения, участвующий в обсуждении национально -этических проблем, проявляющий такт в оценке исторических событий, обрядов, традиций других народов, знающий историко-культурное наследие различных народов, владеющий основными методами и приемами работы в условиях полиэтнической образовательной среды.

В современной педагогической литературе используются термины межкультурная компетентность, поликультурная компетентность, этнокультурная компетентность, кросскультурная компетентность, мультикультурная компетентность и др.

В словаре иностранных слов встречаем следующие определения: компетентность: 1) обладание компетенцией; 2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо; компетентный (от лат. competentis -соответствующий; способный): обладающий компетенцией; знающий, сведущий в определённой области.

Межкультурная компетентность представляет собой личностное качество, объединяющее в себе содержание различных компетенций: иноязычных, коммуникативных, лингвострановедческих, социокультурных, профессиональных; качество, включающее готовность к осуществлению межкультурной коммуникации на основе толерантности к другой культуре, устойчивого интереса к менталитету ее представителей, направленности на ценности диалогового взаимодействия, осознанности профессионально-личностного смысла поликультурного знания.

Как отмечает Р.Р.Бикитеева, межкультурная компетентность является базой развития чувства толерантности, эмпатии и проявляется как интегративное качество, характеризующееся совокупностью мотивов (стремление стать про-фессионалом, человеком культуры), ценностей (межличностное взаимодействие субъектов раз-ных культур), знаний (отечественной культуры и культуры страны изучаемого языка), умений (устанавливать и поддерживать диалог, переживать и осознавать ситуацию межкультурного взаимодействия как гуманитарное событие) и обеспечивает реализацию культурологической, образовательной и развивающей функций.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-168-174

А.Н.Писаренко характеризует профессиональную межкультурную компетентность как качество личности, необходимое специалисту любого профиля для успешного профессионального взаимодействия с представителями различных этнических групп и характеризующееся положительной устойчивой мотивацией к такому виду общения, наличием соответствующих знаний и умений применять их в реальных профессиональных ситуациях, а также готовностью и способностью успешно взаимодействовать с пред-ставителями различных этнических групп

В представлении Н.П.Филатова, поликультурная компетентность - это сложное интегративное качество, отражающее осведомленность в содержании, средствах и способах взаимодействия с миром культуры, реализующееся в способности свободно ориентироваться в поликультурном мире, понимать его ценности и смыслы, воплощая их в достойных образцах цивилизованного поведения в процессе позитивного взаимодействия с представителями разных культур (национальностей, рас, верований, социальных групп).

Поликультурную компетентность в контексте последипломного образования И.В.Васютенкова видит в качестве категории, отражающей сущностные качественные характеристики; свидетельствующей о готовности и способности учителя осуществлять воспитание ребенка как человека культуры в ходе поликультурного образовательного процесса, при этом осознавая его значимость как существенного компонента системы культурологического личностно-ориентированного образования, основанной на принципах природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода, ценностно-смыслового подхода, сотрудничества

Т.Ю.Гурьянова рассматривает поликультурную компетентность студентов как интегративное качество личности будущего специалиста, формирующееся в процессе обучения, включающее систему поликультурных знаний, умений, навыков, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, поликультурных качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, реализующееся в способности решать задачи профессиональной деятельности в ходе позитивного взаимодействия с представителями разных культур (нацио-нальностей, рас, верований, социальных групп).

В сфере профессионального образования, отмечает Е.М.Щеглова, поликультурное образование направлено на формирование представления о

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-168-174

происходящих в мире разносторонних культурных обменных процессах и многоуровневой структуре каждой культуры; приобщение к различным культурам; развитие способности к межкультурному взаимодействию; развитие эмпатии, толерантности, способности решать конфликты, возникающие в ситуациях культурных пересечений в процессе выполнения служебных обязанностей.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Описывая поликультурную компетентность младших школьников, А.Б.Закирова пишет, что это интегративно-личностное образование, отражающее толерантное отношение личности к многообразию этнокультур и идею сохранения своей культурной идентичности; знания о культурном многообразии мира и их особенностях, целостное представление о поликультурной картине мира; комплекс умений и навыков, который необходим учащимся для плодотворного взаимодействия с представителями разных народов и культур, обучающихся в одном классе, одной школе и близлежащем внешкольном поликультурном пространстве.

С.Н.Федорова, рассуждая об этнокультурной компетентности педагога, полагает, что в структуру этнокультурной компетентности субъекта образовательного процесса входят этнопедагогическая, этнопсихологическая и поликультурная субкомпетентности. При этом поликультурная субкомпетентность предусматривает наличие системы знаний о правилах и нормах межнационального взаимодействия, уважительное отношение к культурной самобытности различных групп населения, способность к активной личностной и профессиональной самореализации в межэтническом пространстве.

По мнению И.С.Петровой, для достижения гармонизации процесса кросскультурной коммуникации, необходимо создание обстановки взаимного уважения, понимание необходимости сохранения полифонического многообразия мировых культур, при этом необходимым условием нравственного совершенствования субъектов межкультурной коммуникации является формирование кросскультурной компетентности, которая определяется как ключевая составляющая профессиональной компетентности, позволяющая обеспечивать реализацию жизненных инте-ресов и целей человека в условиях современного поликультурного мира.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-168-174

Мультикультурная компетентность в представлении И.В.Турчиной обладает следующими характеристиками:

1) специфика ее формирова-ния проявляется в переходе от пассивного со -зерцания к активному познанию мультикультурных ценностей и поведенческих ролей, способствующей позитивной этносоциализации; 2)готовность и способность к осуществлениюдеятельности в мультикультурном обществе;

3) в ее структуру входят мотивы познания, принятие отличных от собственной культуры ценностей, знание норм различных культур;

4) способствует решению профессиональных задач в ситуациях межэтнических конфликтов и позитивному взаимодействию с представителями различных этносов;

5) является результатом мультикультурного образования;

6) выражается в готовности решать задачи межкультурной коммуникации необходимого качества личности для успешной профессиональной

деятельности.

Таким образом, анализ определений сущности понятий межкультурная, этнокультурная, поликультурная, мультикультурная, кросскультурная компетентности показывает, что авторы, в контексте профессиональной деятельности, в основном понимают интегративное качество личности, выражающееся в совокупности знаний, умений и навыков, опыта поведения и способствующее эффективной полиэтнической образовательной деятельности. Различие в названиях объясняется тем, что эти явления носят разносторонний характер и объединяют целый ряд аспектов, имеющих разные названия. Ученые в своих работах используют те названия, которые наиболее ярко отражают предмет их исследования.

Компетентность может быть представлена совокупностью контекстных знаний и деятельностно-поведенческих умений, способностей применять теоретические знания, а также мотивационноценностных характеристик личности, лежащих в основе таких отношений к действительности, которые обусловливают ее стремление действовать в соответствии с полученными знаниями и совершенствовать умения и навыки.

Межкультурная (мультикультурная) компетентность педагога как субъекта педагогической деятельности в образовательной среде, по мнению А.А.Джалаловой, представляет собой сложный феномен, включающий

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-168-174

культурно-когнитивный,ценноетно-личностный мотивационно-деятельностный компоненты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подготовка педагога к эффективной деятельности в условиях поликультурной образовательной среды, формирование и развитие у него межкультурной компетентности - важные задачи, стоящие перед нашим государством и системой образования. В условиях многонационального коллектива учитель имеет дело с нестандартными ситуациями, каждая из которых требует от него специфического подхода и решения. Поэтому в деятельности педагога особое значение приобретает умение быстро ориентироваться, правильно оценивать сложившуюся обстановку и принимать решения, имеющие необходимое воспитательное значение. В условиях многонационального коллектива это становится возможным, если учитель в общении с людьми разных национальностей умеет выслушать и высказать свою точку зрения участвуя в обсуждении национально-этических проблем, проявляет такт в оценке исторических событий, обрядов, традиций других народов, хорошо знает историко-культурное наследие народов, проживающих в крае, а также владеет основными методами и формами работы в полиэтнической образовательной среде.

REFERENCES

1.А.В. Нуждин Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования 27.04.2015

2. Петровский, А.В. Общая психология / А.В.Петровский. -М. : Изд. центр Академия, 1997. - С. 14.

3. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф.Ильичёв и др. - М.: Сов. энцикл., 1983. - С. 14 - 15.

4. Васютенкова, И.В. Развитие поликультурной компе-тентности учителя в условиях последипломного педа-гогического образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Васютенкова Инна Викторовна. - СПб., 2006. -С. 14.

умений применять их в практике воспитания будущего ученика как человека культуры. Осо-бую роль в формировании поликультурной компетенции она отводит педагогическим возмож-ностям иностранного языка9.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-168-174

5.. Данилова, Л.Ю. Формирование поликультурной ком-петентности студента: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Данилова Лариса Юрьевна. - Оренбург, 2007. - С. 15.

6. Гурьянова, Т.Ю. Формирование поликультурной компетентности студентов ССУЗов: на материале обу-чения иностранному языку: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Гурьянова Татьяна Юрьевна. - Чебоксары, 2008. - С. 16.

7. Щеглова, Е.М. Развитие поликультурной компетен-ции будущего специалиста (на примере курсантов академии МВД): дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Щег-лова Елена Михайловна. - Омск, 2005. - С. 15.

8. Сулейменова Э.Д., Шаймерденова Н.Ж. Словарь социолингвистических терминов. - Алматы: К,азак университет^ 2002.

9. Абишева К.М. Формирование межкультурной ключевой компетенции переводчиков в условиях интернационализации образования// Компетенции и образование модели, методы, технологии. - М., Издательство «Перо», 2012.

10. Акошева М.К., Рахимжанов К.Х. Понимание и интерпретация речи в межличностной коммуникации. - Павлодар: Кереку, 2011.

11. Немов Р.С. Алтунина И.Р. Социальная психология. Спб: Питер, 2010.

12. Buram M. Esante-Sapries V. Investigating cultural studies in foreign language teaching. - Clevedon: MultilingualMatters LTD, 1991.

13. Шаймерденова Г.О. - старший преподаватель кафедры иностранных языков медицинкого университета «Астана»

14. Жамалиева А.К. -старший преподаватель кафедры иностранных языков медицинкого университета «Астана»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.