Научная статья на тему 'Межкорпоративный отраслевой образовательный комплекс'

Межкорпоративный отраслевой образовательный комплекс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межкорпоративный отраслевой образовательный комплекс»

154 Высшее образование в России • № 12, 2008

В. ТИМОФЕЕВА, доцент Калининградский институт туризма - филиал Российской международной академии туризма

Калининградский регион имеет уникальное анклавно-эксклавное геополитическое положение в центре Европы. В силу этого индустрия туризма и гостеприимства является регионообразующей отраслью. Между тем базовая профессиональная подготовка в специальных образовательных учреждениях, как правило, отстает от современных требований, что является сдерживающим фактором эффективного социально-экономического развития. В этой связи принципиально изменилась и возросла роль системы дополнительного профессионального образования, в том числе повышения квалификации кадров. Серьезного осмысления заслуживает проблема совершенствования и развития системы непрерывного профессионального образования применительно к особенностям отрасли и региона, то есть создание региональных отраслевых межкорпоративных образовательных комплексов, где высшая школа играет ведущую роль.

Преподавателями Калининградского филиала Российской международной академии туризма ведется работа по созданию регионального межкорпоративного отраслевого образовательного комплекса (МООК) индустрии туризма и гостеприимства. Его миссия заключается в создании инфраструктуры отраслевой системы непрерывного профессионального образования с целью подготовки конкурентоспособных профессионалов для сферы гостеприимства и туризма.

Долгосрочные цели комплекса выглядят следующим образом:

1) ранняя профессиональная ориентация с последующим профильным обучением на основе индивидуальных образовательных траекторий учащихся обще-

Межкорпоративный

отраслевой

образовательный

комплекс

образовательных учреждений Калининградской области;

2) профильное образование учащихся и студентов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования на основе компетентностного и креативного подходов;

3) предоставление студентам возможности профессиональных проб с ориентацией на формирование у них устойчивого стремления к развитию приобретенных компетенций;

4) создание предпосылок для формирования у студентов потребности в общественной и политической активности и лидерских качеств через социальные пробы -участие в общественно значимой деятельности некоммерческих организаций, политических партий и др.;

5) обеспечение специалистам индустрии туризма и гостеприимства возможностей профессионального, карьерного и личностного роста и непрерывной переподготовки.

Создание такого комплекса - действительная интеграция туристского образования, науки и производства, которая позволит обеспечить высокое качество подготовки в регионе специалистов для отрасли туризма и гостеприимства, координацию научных исследований, их практическую реализацию и в конечном счете - повышение эффективности и конкурентоспособности российской туриндустрии в «сердце Европы ».

В общем виде социальными партнерами в сфере профессионального туристического образования могут выступать региональные органы управления, органы содействия молодежной политике, образовательные учреждения, родители, выпускники, СМИ,

Редакционная почта

155

книжные издательства, центры профориентации, рекрутинговые службы, бюро по трудоустройству, предприятия и учреждения туриндустрии (турфирмы, гостиницы, музеи и др.).

Ядром комплекса является Калининградский институт туризма - филиал Российской международной академии туризма - КИТ (РМАТ). На всех этапах системы непрерывного профессионального образования в образовательные процессы интегрированы инновационные методы активного проектирования, предусматривающие запуск процессов саморазвития у всех участвующих субъектов (учащихся, преподавателей, специалистов, консультантов).

Для целей организации и координации деятельности межкорпоративного отраслевого образовательного комплекса в КИТ (РМАТ) предусмотрено создание «Лаборатории стратегического маркетинга и инновационного развития», которая будет выполнять задачи организации научной и образовательной деятельности в рамках всего комплекса, нахождения внутренних и внешних ресурсов, поиска новых, более эффективных форм взаимодействия всех компонентов межкорпоративного образовательного комплекса.

Важную роль в функционировании комплекса играет факультет дополнительного образования (ФДО) КИТ, деятельность которого складывается из двух составляющих: довузовской профориентационной подготовки («Школьный факультет») и послевузовского направления подготовки («Факультет дополнительного профессионального образования» - ФДПО).

«Школьный факультет» курирует реализацию довузовского образовательного блока (профориентация, воспитание соответствующих качеств личности, профобразование). При этом ведется активное сотрудничество с общеобразовательными учебными заведениями Калининграда и области. Перечислим различные его формы:

• профильные классы, создаваемые на

базе конкретной школы на договорной основе с КИТ (РМАТ) и обеспечивающие профориентационную, профадаптационную и начальную профессиональную подготовку школьников. По окончании профильных классов они получают удостоверения о получении рабочей профессии в сфере туризма и гостеприимства (портье, горничной, помощника менеджера);

• использование базы факультета КИТ (РМАТ) для проведения занятий с учащимися из различных школ Калининграда;

• дистанционное обучение школьников области (представительства школьного факультета созданы в Советске, Светлогорске, Зеленоградске и других городах области).

Кроме общепрофессиональных дисциплин в образовательный процесс включены компетентностно- и личностно-развивающие программы, общие для всего комплекса.

ФДПО КИТ (РМАТ) осуществляет профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов с отрывом от производства. Гибкие, адаптируемые под требования рыночных условий образовательные программы охватывают все востребованные направления специализации, необходимые для развития регионообразующей отрасли Калининградской области (менеджмент туризма и гостеприимства, экскурсионный менеджмент, организация безопасности туристской деятельности, менеджмент иностранного туризма, гиды-экскурсоводы, углубленное изучение иностранных языков и т. д.).

Кроме того, факультет дополнительного образования совместно с «Лабораторией стратегического маркетинга и инновационного развития» осуществляют различные формы повышения квалификации на рабочих местах - без отрыва от производства. Среди них - развитая система корпоративных тренингов, выполнение под заказ проектов по разработке программ стратегического развития корпораций, совершен-

156 Высшее образование в России • № 12, 2008

ствованию системы управления, имиджа организаций, их организационной культуры и решению других актуальных проблем.

Созданный на основе факультета клуб «ПРОФИ-сервис», первоначально сформированный из выпускников ФДПО, предоставляет всем желающим возможность дальнейшего совершенствования своей профессиональной компетентности, саморазвития и самоактуализации через общение в клубной форме.

Независимый «Центр студенческих инициатив» представляет собой самостоятельное студенческое общественное образование, осуществляющее так называемую «обратную связь от клиента». Целеустремленные и активные студенты могут принимать участие в практической деятельности корпораций туриндустрии. К примеру, функционирует такая форма организационной структуры МООК, как «Молодежный штаб консультантов», созданный для решения конкретных проблем этих организаций на основе креативных идей, предложенных студентами в виде инициативных творческих проектов, разработанных в ходе учебного процесса [1].

Сотрудничество с социальными партнерами осуществляется в МООК на взаимовыгодной основе: во-первых, в нем заинтересованы образовательные учреждения, так как здесь реализуется практическая составляющая учебного процесса (опытные специалисты и руководители ведущих корпораций сферы туризма и гостеприимства преподают на кафедрах академии, а студенты проходят практику в их организациях, определяются с местом будущего трудоустройства. Во-вторых, руководители, давая студентам практические задания, связанные

с деятельностью их предприятий, видят студентов «в деле», что позволяет им загодя готовить необходимый человеческий капитал для своих компаний. Многие проекты по инновационно-стратегическому развитию корпораций студенты могут выполнять еще в процессе обучения. Все вышесказанное в полной мере относится и к слушателям ФДПО. В-третьих, руководители компаний получают возможность привлекать преподавателей и ученых комплекса к решению своих проблем, требующих научной экспертизы. Так, по заказу руководителей корпораций туриндустрии «Лаборатория стратегического маркетинга и инновационного развития » КИТ (РМАТ) разработала концепции стратегического развития корпораций, систему корпоративных образовательных тренингов для предприятий туризма и гостеприимства.

Что касается международной деятельности, то МООК участвует в реализации проекта ТЕМРТО. И первым результатом сотрудничества в данном направлении стало создание в Калининграде «Европейского языкового и туристического тренингового центра».

Таким образом, Межкорпоративный отраслевой образовательный комплекс, созданный на базе КИТ (РМАТ), на деле реализует инновационную региональную систему непрерывного профессионального образования.

Литература

1. См.: Трифонова С., Тимофеева В. Инновационный образовательный маршрут // Высшее образование в России. - 2008. -№ 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.