Научная статья на тему 'МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ ЕАЭС-БРИКС В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ'

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ ЕАЭС-БРИКС В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансграничные проекты / инвестиции / финансовые механизмы / межгосударственная поддержка / участники экономических отношений
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ ЕАЭС-БРИКС В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ»

Ярыгина И.З.

д.э.н., профессор, МГИМО; Финансовый университет при Правительстве РФ

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ ЕАЭС-БРИКС В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ:

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Ключевые слова: трансграничные проекты, инвестиции, финансовые механизмы, межгосударственная поддержка, участники экономических отношений.

Решение задач экономического развития стран-членов межгосударственных объединений ЕАЭС и БРИКС связано с решением проблем взаимодействия сторон в финансовой сфере, в том числе в рамках реализации многосторонних инвестиционных проектов, являющихся ключевым инструментом обеспечения устойчивого роста национальных экономик стран-партнеров. Одной из форм такого взаимодействия является многостороннее трансграничное сотрудничество, в рамках которого реализуются торговые, промышленные и инвестиционные связи, расширяются масштабы проектов на фоне растущих потребностей стран в различных сферах экономики: энергетика, инфраструктура, промышленность, социальная сфера. Реализация межгосударственных проектов способствует укреплению позиций стран ЕАЭС и БРИКС в мировой экономике, расширению сфер многостороннего сотрудничества, привлечению дополнительного финансирования и ускорению темпов развития, что представляет значительный интерес для развивающихся стран.

Феномен межгосударственного трансграничного партнерства связан с восприятием границы не в общепринятом значении - препятствие, черта, разделяющая страны или государства, а как объекта многоплановой регионализации и взаимодействия с целью реализации совместных проектов, выгодных одновременно для всех участников экономического сотрудничества и способствующих трансграничному экономическому развитию. Трансграничное многостороннее партнерство является отличительным примером сотрудничества, встроенного в приграничные районы двух или более стран1. Такой вид отношений устанавливается как минимум между двумя партнерами, действующими по обе стороны границы и преследующими общие цели, важные как для них, так и для развития всей затронутой в процессе сотрудничества территории2. Важно отметить, что успех трансграничного сотрудничества связан с формированием условий благоприятного администрирования в распределении ресурсов, ответственности, управления рисками, обмена знаниями и опытом.

Содействие развитию многостороннего трансграничного сотрудничества как формы проявления международной кооперации является одной из приоритетных задач правительств стран-партнеров ЕАЭС-БРИКС, что, в свою очередь, является стимулом инновационного и инвестиционного взаимодействия сторон, способствующего развитию национальных экономик, направленных на повышение уровня жизни населения. В рамках реализации задач межгосударственного сотрудничества важным аспектом является поддержка реализации экономических интересов субъектов хозяйствования правительствами стран-членов и содействие формированию доверительных и взаимовыгодных отношений в целях успешной реализации масштабных проектов.

Важно отметить, что стремление к решению экономических задач позволяет рассматривать территориальную границу стран-участниц проектов как ресурс для выстраивания партнерских отношений, развития или расширения бизнеса3.

В современных условиях развития страны ЕАЭС-БРИКС идут по пути расширения участия в инвестиционных проектах. В этой связи международные проекты являются мощнейшим источником иностранных инвестиций, кооперации в финансовой сфере, а также инструментом ускорения темпов роста экономик. В целом выбор механизмов финансирования трансграничных проектов связан с оценкой особенностей их реализации (количество участвующих сторон, территориальное нахождение участников проектов, сроки реализации проектов, сопутствующие риски, гибкие условия финансирования, оценка потенциальных преимуществ и выгод, которые, зачастую, носят нематериальный характер). Целесообразно отметить, что мультивалютные международные инвестиционные проекты сопряжены с высокими финансовыми и организационными рисками. В рамках формирования механизмов финансирования многосторонних трансграничных инвестиционных проектов, например, представляется возможным выделить долговое финансирование (инвестиционное кредитование) и фондирование.

1 Romano N.C., Pick J.B. Roztocki N. A motivational model for technology-supported cross-organizational and cross-border collaboration // European Journal of Information Systems. 2010. - Vol. 19. - P. 117-133.

2 Kurowska-Pysz J.Wykorzystanie wiedzy w rozwoju euroregionalnych partnerstw transgranicznych // Wiedza w kreowaniu przed-siçbiorczosci. - Czçstochowa, 2014.

3 Cross-border cooperation - benefiting from borders / Association of European border regions. - http://www.aebr.eu/files/ publications/CBC_Benefiting_from_Borders.pdf

Фондирование инвестиционного проекта представляет собой выход участников проекта на рынок капитала (международный или внутренний) в целях привлечения ресурсов на долгосрочной основе. Как правило, долгосрочное фондирование является более дорогостоящим и рисковым видом финансирования по сравнению с краткосрочным. При долгосрочном фондировании гарантом возвратности средств является инвестиционный рейтинг заемщика. Практика показала, что при международном сотрудничестве в финансовой сфере заинтересованными сторонами являются зачастую правительства стран-партнеров, а определение странового инвестиционного рейтинга заемщика непосредственно связано с перспективой привлечения финансирования на благоприятных условиях. Важно учесть способность правительства управлять внешним и внутренним долгом и правильно оценить экономико-политическую ситуацию страны-реципиента.

На рынке заемного капитала основными формами привлечения финансирования в целях реализации международных проектов являются облигации - долговые ценные бумаги, по которым эмитент обязуется выплатить инвестору определенную сумму и определенный процент в будущем. Наиболее часто выпускаются такие инструменты, как еврооблигации, «зеленые» облигации, индексируемые облигации и пр. В настоящее время из всего многообразия долговых инструментов выделяются «зеленые» облигации как способ привлечения ресурсов, соответствующих развитию экологически чистых технологий и продуктов. «Зеленые» облигации выпускаются на среднесрочный и долгосрочный период под проекты, в том числе имеющие многосторонний характер в сфере развития эко-инфраструктуры и защиты окружающей среды. Эмитируемые облигации номинируются в долларах США, евро, других ключевых валютах, иногда привязаны к корзине из нескольких валют в целях минимизации валютных рисков. Основным условием эмиссии таких облигаций является свободное привлечение инвесторов, т.е. любой желающий располагает правом приобрести долговую ценную бумагу.

Распространенной современной практикой финансирования трансграничных инвестиционных проектов ЕАЭС-БРИКС является предоставление кредита международными финансовыми институтами (МФИ) в рамках формирования синдиката, в котором часть финансирования предоставляет МФИ (50-80%), а остальную часть обеспечивает государство-заемщик. В реализации трансграничных проектов участвуют крупные международные инвесторы - банки развития. К такому объединению относится группа Всемирного банка (ВБ), в состав которого входят международные финансовые институты, осуществляющие кредитование, сопровождение, консультирование и страхование трансграничных инвестиционных проектов. Так, например, через Международный банк реконструкции и развития (МБРР) осуществляется финансирование трансграничных проектов в сфере образования, здравоохранения, сельского хозяйства, создания ирригационных систем, защиты окружающей среды, инфраструктуры (дороги, восстановление городов и электросетей), крупные проекты промышленного строительства и управления (борьба с коррупцией, развитие правовых институтов)1. МБРР как и другие банки развития предоставляют гранты беднейшим странам и кредиты странам-участницам по льготным ставкам.

В современных условиях преодоления последствий пандемии СОУШ19 целесообразными механизмами финансирования трансграничных инвестиционных проектов банками развития ЕАЭС-БРИКС являются:

1. Кредиты с отсрочкой.

Такой механизм кредитования создает благоприятные условия «маневрирования» в погашении задолженности, при котором заемщики располагают возможностью отложить погашение кредита на срок до 15 лет.

2. Специальные кредиты развития.

Такие кредиты предоставляются заемщикам на чрезвычайные нужды в целях содействия преодолению структурных и социальных реформ, финансово-экономических кризисов.

3. Применение производных финансовых инструментов в целях управления рисками финансирования проектов.

Банки развития, включая МБРР, предоставляют заемщикам доступ к инструментам управления рисками (валютные и процентные свопы, управление процентными ставками и пр.). Такие механизмы применяются в рамках генеральных соглашений сторон, соответствуют отраслевым стандартам или оформляются индивидуально на базе согласования сторон.

4. Расширение кредитов МФИ банкам развития.

Например, кредиты МБРР Международной финансовой корпорации (МФК) - одному из финансовых институтов ВБ при условии дальнейшего финансирования трансграничных инвестиционных проектов стран-участниц.

Важно отметить, что в текущих условиях возрастания мировой конкуренции кредитование проектов по линии ВБ во многом связаны с реализацией «политической воли» США. Всемирный банк является институтом, который направляет средства на развитие наиболее политически выгодных регионов, при этом кредитные ресурсы могут использоваться в качестве рычага давления на страны и проводимую ими политику.

Важным механизмом обеспечения кредитования международных инвестиционных проектов на благоприятных условиях являются проектные гарантии, к которым относятся:

- кредитные гарантии, обеспечивающие снижение уровня риска, вызванного кредитным дефолтом по обслуживанию долга и невыполнением заемщиком обязательств по платежам и/или исполнению, вытекающих из контракта условий;

- платежные гарантии, которые охватывают неисполнение платежей по финансовым обязательствам заемщика, вытекающим из заключенных сторонами контрактов;

1 Бопщ Вште88. - https://russiandoingbusiness.org/ru/doingbusiness

323

- политические гарантии, покрывающие невыполнение обязательств по обслуживанию долга субъектами частного сектора, независимо от причины дефолта, а также по определенной части коммерческого долга, связанного с правительственной программой;

- гарантии по анклавным проектам, которые могут принести экономические выгоды соседним странам и не способны привлечь финансирование за счет собственных ресурсов страны-заемщика.

Примечательно, что в структуре валютных заимствований и гарантий существенную долю составляет доллар США, австралийский доллар и фунт стерлингов.

Кроме того, в современных условиях наибольший объем финансирования по линии ВБ направляется в Африканский регион (табл. 1).

Таблица 1

Объем финансирования трансграничных проектов на 31 декабря 2020 г. в млрд. долл. США.

Африка Азиатско-тихоокеанский регион Южная Азия Европа и Центральная Азия Латинская Америка

Количество трансграничных проектов 1109 461 403 363 346

Объемы финансирования 101,27 38,33 66,98 33,52 33,66

Как правило, средства, привлеченные в результате заемной деятельности банков развития ЕАЭС-БРИКС, находятся в портфеле ликвидных активов этих банков, а управление портфелем осуществляется с целью обеспечения достаточного денежного потока для выполнения финансовых обязательств. Ликвидные активы с участием межгосударственных объединений управляются консервативно за счет приобретения государственных облигаций, размещения депозитов и удерживаются банками на случай перебоев в доступе к рынкам капитала.

Успешным примером финансирования трансграничных инвестиционных проектов является деятельность Нового Банка развития БРИКС (НБР), использующего различные механизмы мобилизации ресурсов в целях реализации проектов развития инфраструктуры стран с формирующимися рынками. НБР служит источником крупных инвестиций.

К началу 2020 г. банк предоставил финансирование проектам развития БРИКС в общем объеме 15,2 млрд. долл. США. В 2021 г. осуществлено финансирование трансграничных проектов в объеме 2,7 млрд. долл. США. В настоящее время финансирование инвестиционных проектов, представляющих стратегический интерес для стран-членов НБР осуществляется также в национальных валютах. Новый банк развития БРИКС поддерживает трансграничные отношения стран-партнеров, прежде всего в развитии инфраструктуры, энергетике, социальной сфере.

Проведенный анализ показал, что значительная доля финансирования трансграничных инвестиционных проектов осуществлялась в долларах США. В России отдельные многосторонний проекты реализуются на базе использования ключевых мировых валют (евро, юань). По мнению практиков, в перспективе возможен пересмотр механизмов и валют финансирования трансграничных инвестиционных проектов. В этой связи активно обсуждается формирование преференциальных условий финансирование проектов ЕАЭС-БРИКС в целях расширения использования национальных валют в качестве валют контактов стран-партнеров.

В целях совершенствования механизмов финансирования трансграничных инвестиционных проектов предлагаются следующие меры:

- привлечение финансирования частного бизнеса за счет механизма государственного гарантирования сделок;

- предоставление банкам развития преимущественного права привлечения и предоставления финансовых ресурсов в целях реализации межгосударственных крупных или общественно значимых проектов;

- развитие института поручительства для общественно значимых проектов, реализуемых развивающимися странами или крупными частными компаниями;

- применение механизмов межгосударственного финансирования на базе разделения заемщиков на категории с учетом платежеспособности, инвестиционного рейтинга и показателей экономического развития стран-членов ЕАЭС-БРИКС.

Использование предлагаемых механизмов финансирования международных проектов способствует формированию источников экономического развития, в том числе в сложных условиях преодоления последствий странами-участницами межгоударственного объединения эпидемиологических угроз. Важно отметить, что устойчивое развитие и политическая стабильность являются залогом успешного межгосударственного сотрудничества. Институциональные, идеологические и экономические различия стран компенсируют механизмы реализации проектов, представляющих взаимный интерес. Гармонизация многостороннего финансового сотрудничества ЕАЭС - БРИКС также способствует преобразованию международных проектов в надежный источник инвестиций на благо населения стран-партнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.