Научная статья на тему 'Межфирменное сотрудничество предприятий промышленного комплекса: мировой и отечественный опыт'

Межфирменное сотрудничество предприятий промышленного комплекса: мировой и отечественный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1751
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖФИРМЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / КООПЕРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Писарская О.В.

В статье проводится анализ мирового и отечественного опыта реализации партнерских взаимодействий предприятий и организаций в промышленной сфере, а также определяются эффекты распространения межфирменного сотрудничества в регионах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межфирменное сотрудничество предприятий промышленного комплекса: мировой и отечественный опыт»

УДК 334

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-32-01013

МЕЖФИРМЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА: МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ

Писарская О.В.

Аспирант экономического факультета, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

В статье проводится анализ мирового и отечественного опыта реализации партнерских взаимодействий предприятий и организаций в промышленной сфере, а также определяются эффекты распространения межфирменного сотрудничества в регионах России.

Ключевые слова: межфирменное сотрудничество, промышленность, взаимодействие промышленных предприятий, кооперационные связи, межрегиональное сотрудничество, предприятия промышленного комплекса.

В современной рыночной экономике необходимым условием динамичного инновационного промышленного развития является взаимодействие хозяйствующих субъектов на основе взаимовыгодного сотрудничества. Большинство промышленных компаний разных стран мира используют различные виды и формы сотрудничества с государственными структурами, частными фирмами, исследовательскими организациями для достижения своих целей и приобретения преимуществ в глобальной конкурентной борьбе. Однако при решении задач инноватизации отечественной промышленности потенциал взаимовыгодного сотрудничества предприятий и организаций существенно недооценен. Это актуализирует проведение анализа мирового и отечественного опыта реализации партнерских взаимодействий субъектов в промышленной сфере, определение условий и направлений активизации межфирменного сотрудничества в регионах России.

В последние годы мировая хозяйственная практика свидетельствует о высокой результативности стратегии «победитель — победитель» (по сравнению с ранее распространенной стратегией «победитель - проигравший»), основанной на поиске точек пересечения экономических интересов различных хозяйствующих субъектов и развитии отношений сотрудничества и партнерства [5]. При этом взаимовыгодные связи предприятий и организаций развиваются как внутри частного сектора (в форме промышленной кооперации, стратегических альянсов, предпринимательских сетей и т.д.), так и между частными промышленными структурами и государственными организациями.

Межфирменное сотрудничество, важным фактором распространения которого стала глобализация и открытость экономики, является одним из важных направлений организации инновационной деятельности и эффективным рычагом запуска модернизационных процессов в экономике.

Понятие «межфирменного сотрудничества» охватывает различные аспекты взаимодействия предприятий - от простейших форм кооперации (аутсорсинг, субконтрактация, франчайзинг) до более сложных форм, именуемых интеграционными. Интеграция представляет собой объединение хозяйствующих субъектов с целью получения ими синергетического эффекта. Иными словами, формирование интеграционной группы предприятий способствует появлению нового качества, которое было бы либо невозможно, либо значительно труднее получить на индивидуальной основе.

В настоящее время практически все промышленные предприятия используют межфирменное сотрудничество. К основным видам межфирменного сотрудничества можно отнести:

- соглашения о сотрудничестве по отдельным аспектам деятельности;

- создание совместных предприятий;

- соглашения о поглощениях новаторских мелких фирм крупными компаниями с целью приобретения новых технологий;

- установление подрядных отношений (на основе долгосрочных договоров) между поставщиками материалов и комплектующих изделий и их потребителями [1].

Опыт европейских стран показывает, что на протяжении длительного времени промышленными компаниями использовалась преимущественно такая форма межфирменного взаимодействия как концерн. Концерн представляет собой объединение производственного характера, в которое входят предприятия разных отраслей. В зависимости от уровня объединения концерны бывают либо «вертикальные», либо «горизонтальные». Вертикальное объединение охватывает предприятия разных отраслей промышленности, производственный процесс которых взаимосвязан (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные концерны). При горизонтальном объединении в состав концерна входят предприятия разных отраслей производств, не связанных между собой производственным циклом.

Примером данного вида взаимодействия может служить КМЕ Group - европейский промышленный концерн, занимающий лидирующие позиции в мире. Компания KME образовалась в 1886 году, когда было создано Сообщество итальянских металлургов. Далее компания стала промышленным концерном, объединив в себе производство заготовок и готовых изделий из меди и медных сплавов и ассортимент товаров для кровельных и фасадных работ: металлочерепицу, сайдинг, вентилируемые фасады декоративные элементы из цинковых сплавов и т.д. [12]

Другой часто применимой формой сотрудничества в промышленности является альянс, который представляет собой форму сотрудничества между предприятиями, находящимися в одном сегменте рынка и объединяющими ресурсы для достижения общих целей. Целью создания альянса обычно является улучшение позиций предприятий, входящих в альянс, по сравнению с конкурентами.

Примером зарубежного альянса является компания Toshiba, которая создала альянс с Apple Computer с целью совместной разработки мультимедийных компьютерных продуктов. Apple привнесла в этот альянс свое конкурентное преимущество в области разработки программных продуктов, а Toshiba инкорпорировала в совместный проект мастерство в области производства электронных продуктов [9].

Российским примером данной формы сотрудничества является альянс «АвтоВАЗ» с группой компаний «Renault-Nissan» в автомобильной промышленности. АвтоВАЗ использует ноу-хау и применяет международные стандарты производства и качества зарубежного партнера, тогда как «Renault-Nissan» использует опыт специалистов, компетенции инжиниринга, знание АвтоВАЗом российского рынка. Альянс как форма межфирменного взаимодействия позволяет гибко сотрудничать с широким кругом партнеров, создавая новые возможности роста для каждого участника [3].

Кроме того, в российской практике широкое распространение получили бизнес-ассоциации, деятельность которых осуществляется по следующим основным направлениям: обмен опытом и информацией между участниками ассоциации, взаимодействие с государственными органами, содействие продвижению фирм-членов ассоциации на новые рынки. Причем, наряду с крупными предприятиями в ассоциации также привлекаются и малые фирмы, при этом возникает взаимовыгодный эффект продвижения фирм и товаров на

новые рынки, распространения инновационных технологий, обучения и передачи новых знаний [3].

С учётом обширности российских территорий актуализируется межрегиональное сотрудничество между предприятиями промышленного комплекса разных регионов страны. Так в современных финансово-экономических условиях субъекты Российской Федерации активно налаживают кооперационные связи с Республикой Крым. Одним из примеров такого взаимодействия является сотрудничество уральских предприятий и холдингов с крымскими промышленными организациями. Промышленная компания «СвердНИИхиммаш» предоставит разработки по очистке и опреснению морской воды, «Уралхиммаш» -разрабатывает проекты по модернизации производственных мощностей химического машиностроения и освоению крымских нефтегазовых месторождений, «Уральские локомотивы» заинтересованы в крымских высоковольтных быстродействующих выключателях и изоляторах [8]. Развитие подобного межрегионального межфирменного взаимодействия открывает перспективы в машиностроении, авиастроении, химической промышленности и агропромышленном комплексе, что в свою очередь позволит регионам реализовать программы импортозамещения и выстроить более эффективную промышленную политику.

В Крыму имеется мощный промышленный потенциал, сохранившийся с периода Советского Союза, однако за последние 24 года промышленные предприятия пришли в упадок. Возобновление деятельности предприятий возможно при помощи рычагов межфирменного сотрудничества с промышленными предприятиями страны.

В существующих финансово-экономических условиях обособленное функционирование организации не позволяет обладать ресурсами и стратегическими навыками в работе, достаточными для достижения конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках. Решением в данном случае может выступать интеграция как в виде «жестких» структур (холдингов, концернов, конгломератов), формирующих крупную фирму с внутрифирменным взаимодействием предприятий - вертикальная кооперация, так и в виде «мягких» объединений (сетей, сообществ, альянсов, консорциумов), реализуемых на основе межфирменного взаимодействия - горизонтальная кооперация.

Проведенная в ходе исследования систематизация данных по применению различных форм межфирменного сотрудничества и интеграционных объединений в разных промышленных областях России отображает сложившуюся в данной сфере ситуацию и показывает, что формы могут быть дополнены и расширены в зависимости от целей и интересов партнеров, их возможностей и потребностей, специфики отраслей экономики (табл.1). Кроме того, все формы кооперирования взаимопереплетаются и взаимодополняются.

Таблица 1

Формы межфирменного сотрудничества в виде интеграционного объединения*

Форма Промышленная сфера Основные характеристики Вид структуры

Концерн Предприятия разных отраслей промышленности, производственный процесс которых взаимосвязан (горнодобывающие, металлургические и машиностроительные) Затрагивает все сферы хозяйственной деятельности предприятий, входящие субъекты остаются юридически самостоятельными; головная компания создается в виде холдинга Жесткий (наличие полного контроля над собственностью компаний, входящих в объединений)

Трест Организации комбинированного производства, т.е. объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности Объединение всех сторон хозяйственной деятельности предприятий, предприятия теряют юридическую независимость, формирование единого центра, осуществляющего руководство деятельностью всей компании Мягкий (предприятия взаимодействуют без полного соподчинения друг другу)

Синдикат Отрасли с массовой однородной продукцией: горнодобывающая, металлургическая, химическая Объединение однородных промышленных предприятий в целях сбыта продукции, входящие субъекты юридически самостоятельны, единый сбытовой орган либо один из участников объединения Мягкий

Консорциум Объединение нефтедобывающих компаний и предприятий по добыче полезных ископаемых. В основном создаются для совместной разработки месторождений. Совместное бизнес-планирование, входящие субъекты самостоятельны за исключением того вида деятельности, которая связана с достижением целей консорциума, присутствует лидер консорциума, координирующий совместную деятельность участников Мягкий

Альянс Партнерские отношения с различными компаниями для создания различных радикально инновационных технологий Совместная координация участниками стратегического планирования и управления, входящие субъекты остаются юридически самостоятельные, централизованное руководство отсутствует Мягкий

Конгломе рат Объединение предприятий из разных отраслей промышленности Объединение финансовой стороны деятельности предприятий, входящие субъекты остаются юридически самостоятельными, головная компания создается в виде холдинга Менее жесткий по сравнению с концерном

Ассоциация Промышленные предприятия одной отрасли обмен опытом и информацией между участниками ассоциации, взаимодействие с государственными органами, содействие продвижению фирм - членов ассоциации на новые рынки. Мягкая

Картель Промышленные предприятия одной отрасли Объединение фирм одной отрасли, входящие субъекты юридически самостоятельны, централизованное руководство отсутствует Мягкий

Межфирмен ные сети Объединение разного рода предприятий, основанное на совместном использовании специфических ресурсов мобильность в обмене информацией, получение синергетического эффекта, возможность совместного использования уникальных ресурсов Мягкий

* составлено автором по материалам [6, 11]

Анализ данных таблицы свидетельствуют о том, что форм межфирменного сотрудничества существует достаточно много, каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Для выбора наиболее подходящей в каждом конкретном случае формы межфирменного сотрудничества целесообразно использовать следующую алгоритмизированную схему:

- на начальном этапе стратегической разработки схемы межфирменного сотрудничества следует определить цели промышленной деятельности, так как у будущих партнеров цели должны иметь единое векторное направление;

- для корректного формирования организационной структуры оценить возможности фирм, которые являются автономными, и осуществить анализ недостающих ресурсов, возможностей для достижения поставленной цели;

- проведение мониторинга и анализа сегмента рынка, в котором будет осуществляться межфирменное взаимодействие;

- проведение анализа преимуществ и недостатков той или иной формы межфирменного взаимодействия для решения актуальных задач построения партнерских отношений, что позволит оценить возможные риски и уровень доверия между партнерами;

- принятие управленческого решения для формирования эффективной организационной структуры, которое будет включать в себя определение совместных коммуникаций, разработку плана совместных действий и стратегию дальнейшего совместного функционирования.

Межфирменное взаимодействие в современных условиях является драйвером модернизации промышленной сферы и экономики в целом, поскольку в результате его применения достигается ряд положительных эффектов как для отдельных предприятий, так и для экономики в целом (рис.1).

Рис. 1. Эффект применения межфирменного взаимодействия в промышленной сфере*

* составлено автором с использованием материалов [4,7]

В итоге можно заключить, что в существующих на сегодняшний день финансово-экономических условиях в стране и мире в целом применение промышленными предприятиями межфирменного сотрудничества является эффективным условием реализации инновационной политики (наднациональной, национальной и региональной). Систематизация мирового и отечественного опыта реализации партнерских взаимодействий предприятий и организаций в промышленной сфере, продемонстрировала разнообразие

форм межфирменного сотрудничества, на основе чего были определены основные эффекты распространения межфирменного сотрудничества в регионах России, которые в совокупности формируют необходимые предпосылки модернизации промышленной сферы и российской экономики государства.

Литература

1. Дробышевская, Л.Н. Межфирменное сетевое взаимодействие: сущность и формы [Текст] / Л.Н. Дробышевская, И.Г. Ларионова // Российское предпринимательство. - 2013. -№ 11 (233). - С. 15-24.

2. Захаров, А.Н. Применение опыта государственно-частного партнерства Франции в области ТЭК в решении экономических задач России [Текст] / А.Н. Захаров, М.С. Овакмян // Мировое и национальное хозяйство: экономика зарубежных стран. - 2012. - №3(22). - С. 34-45.

3. Ларионова, И.Г. Совершенствование организационных форм сотрудничества в рыночной экономике / И.Г. Ларионова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство, право и управление: научно-практический журнал. - 2013. - №8 (39).

- С. 5-11.

4. Матвеева, Л.Г. Стимулирование регионального развития: инструментарий системного подхода [Текст] / Л.Г. Матвеева, А.Ю. Никитаева // Terra Economicus. - 2007. -Т. 5. № 4. - С. 2.

5. Никитаева, А.Ю. Система взаимодействия государства и бизнеса в региональной экономике: концептуальный подход и инструментарные составляющие [Текст] / А.Ю. Никитаева // Terra Economicus. - 2006. - Т. 4. № 3. - С. 140-145.

6. Никитаева, А.Ю. Модели межфирменного взаимодействия: использование потенциала партнерства для модернизации основных сегментов хозяйственного комплекса Юга России [Текст] / А.Ю. Никитаева, А.В. Алешин // Terra Economicus. - 2013. - №3. Часть 2. Том11. - С.101-106

7. Никитаева, А.Ю. Функционирование промышленных предприятий в новых условиях хозяйствования: возможности и перспективы [Текст] / А.Ю. Никитаева, О.В. Писарская // Современные информационные технологии в экономической деятельности: Сборник научных работ. / Отв. ред. Л.Г. Матвеева. - г. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ. - 2015.

- Bbm.Vin. - С. 46-54.

8. Кондратьев, Ю.А. Свердловская область, Крым и Севастополь наладят кооперацию [Электронный ресурс] / Сетевое издание «Большой бизнес» URL: http://www.bigness.ru/news/2014-07-22/sverdlovskaya/144962/ (дата обращения: 30.08.2015г.)

9. Котельников, В.А. Создание стратегических альянсов с целью создания прорывных технологий и продуктов [Электронный ресурс] / Центр предпринимательского творчества и системных инноваций URL: http://www.cecsi.ru/coach/cs_innovation_technology_toshiba.html (дата обращения: 29.08.2015г.)

10. Яковлев, А., Зудин, А., Голикова, В. Бизнес-ассоциации и их роль в процессах модернизации в России [Электронный ресурс] / Журнал «Банковское дело» URL: http://www.bankdelo.ru/index.php/mnenie-expert/49-privat-bank-visa (дата обращения: 01.09.2015г.)

11. Единая информационная система государственно-частного партнерства в РФ [Электронный ресурс] / URL: http://www.pppi.ru/ (дата обращения: 28.08.2015г.)

12. Официальный сайт КМЕ Group [Электронный ресурс]/ URL: http://www.kme.ru/ru/ (дата обращения: 28.08.2015г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.