Научная статья на тему 'Межэтническое согласие и укрепление российской идентичности на Северном Кавказе'

Межэтническое согласие и укрепление российской идентичности на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
139
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ НАЦИЯ / RUSSIAN NATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / NATIONAL IDENTITY / МНОГООБРАЗИЕ И ЕДИНСТВО РОССИИ / DIVERSITY AND UNITY OF RUSSIA / РОССИЙСКИЙ СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / RUSSIAN NORTH CAUCASUS / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNOCULTURAL IDENTITY / МЕЖЭТНИ-ЧЕСКОЕ СОГЛАСИЕ / INTERETHNIC CONSENT / ДИАЛОГ. / DIALOGUE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шадже Асиет Юсуфовна, Хацац Анжела Аскеровна

В статье осмысливается межэтническое согласие как основа и ресурс укрепления российской идентичности на Северном Кавказе. Акцентуализировано и аргументировано положение об усложнении этнокультурной идентичности на Северном Кавказе в условиях модернизации страны и глобализирующегося мира. А это требует проведения нацио-нальной политики, направленной на «единство в много-образии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This work conceives of the interethnic consent as a basis and a resource of strengthening the Russian identity in the North Caucasus. The authors focus attention and substantiate the point that the ethnocultural identity in the North Caucasus becomes more complicated in the conditions of modernization of the country and the globalizing world. Hence, the need arises to carry out the national policy directed to "unity in diversity".

Текст научной работы на тему «Межэтническое согласие и укрепление российской идентичности на Северном Кавказе»

А.Ю. ШАДЖЕ доктор философских наук, профессор

А.А. ХАЦАЦ аспирантка Адыгейского государственного университета*

Межэтническое согласие и укрепление российской идентичности на Северном Кавказе1

В современном мире проблема национально-гражданской идентичности приобретает теоретический и практический интерес. Ее актуализация связана с активизирующейся глобализацией и внутренними процессами, происходящими в той или иной стране, т.е. с факторами, определяющими интеграцию/дезинтеграцию граждан страны и сохранение ее целостности.

В связи с этим теоретический и практический интерес представляет рассмотрение развития полиэтничного социума. Существенным представляется то, что характеристика северокавказского общества в рамках классического мировоззрения была сведена к его описанию, а позже - к обоснованию тезиса о том, что полиэтничность - причина конфликтов и неустойчивого развития региона.

Между тем мы являемся свидетелями того, что в современных условиях усложняется мир, в частности, и общество. «Ныне мы знаем, что человеческое общество представляет собой необычайно сложную систему, способную претерпевать огромное число бифуркаций, что подтверждается множеством культур, сложившихся на протяжении сравнительно короткого периода в истории человечества»2. Зная о высокой чувствительности сложных систем к флуктуациям, есть смысл

* Шадже Асиет Юсуфовна, e-mail: shadzhe@maykop.ru Хацац Анжела Аскеровна, e-mail: ahacac@mail.ru

1 Исследовательская работа выполнена при поддержке РФФИ, проект №11-06-00098.

2 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. Пер. с англ. М., 2000, с. 276.

рассмотреть влияние полиэтничности и взаимодействия этносов на развитие общества.

Северный Кавказ полиэтничен, что не исключает существования здесь единой социокультурной целостности, которая является достаточно сложным историко-культурным явлением. Особенность данного культурного феномена проявляется в региональной идентичности, которая обеспечивает единство многообразных этнических культур.

Существенно отметить, что полиэтничность - одна из особенностей не только рассматриваемого региона, но и нашей страны в целом. Именно поэтому целостность и будущность России определяются состоянием и уровнем межэтнических отношений. История показывает, что не следует уповать на этнические победы, это гибель для страны. Стало очевидным также, что попытка подогнать все этнические культуры под одну бесперспективна. Отсюда возникает потребность проведения национальной политики, направленной на обеспечение благоприятных условий для жизнедеятельности каждого этноса -многочисленного и малочисленного.

Осмысливая современную реальность, отметим, что принципиально важной является необходимость преодоления сложившихся парадигм мышления в сфере межэтнических отношений, поиска нетрадиционных подходов в разработке новой модели будущего России. Особенность этой модели и, пожалуй, главное звено национальной политики российского государства в XXI в. видятся в укреплении его внутреннего единства и неразделенности, формировании и укреплении российской национальной идентичности и единства российской гражданской нации.

Внимание к Кавказу, в частности, к Северному Кавказу - давняя традиция в мировой науке и политике. Нарастающий интерес с конца XX - начала XXI в. вызван осознанием того факта, что российский

Северный Кавказ представляет собой важнейшую мировую ценность,

2

что межэтническое согласие и гражданский мир в регионе оказывают влияние в целом на общественно-политическую ситуацию России и социально-экономическое и политическое развитие самого региона определяются во многом межэтническими отношениями. На языке синергетики можно сказать, что самоорганизация сложных нелинейных систем «Россия» и «российский Северный Кавказ» зависит от сосуществования и взаимодействия этносов, а также интеграции этнокультурной, региональной и национальной идентичностей.

Характеризуя современный российский Северо-Кавказский регион, следует отметить сложность и во многом противоречивость происходящих процессов. Здесь, как и в России, много проблем и трудностей, которые диктуются как внутренними, так и внешними факторами. Обозначим некоторые из них.

- Напряженность в российском обществе связывают с отношением между некоторыми этническими группами с Северного Кавказа и русскими. По публикуемым социологическим опросам, от 50 до 75% граждан России желают отделения Северного Кавказа - целиком или

л

частично - от остальной России'.

- В последнее время внимание приковано к данному региону, поскольку в ряде средств массовой информации периодически обсуждается возможность раскола России, с одной стороны, связывая с созданием объединенного государственно-политического образования -Большой Черкесии, куда предполагают вхождение адыгейцев, кабардинцев и черкесов. С другой стороны, обозначают опасность массового возвращения зарубежных адыгов на историческую родину, что связывают с началом подрыва ими единства российского государства.

1

См.: Рогозин Д. Русские хотят не привилегий, а равноправия и справедливости // Аргументы недели, 2011, №36, 15.09.

- Отношение адыгов к Олимпийским Играм 2014 г. в Сочи. В последнее время в научных кругах, общественных организациях и СМИ, руководствуясь заявлениями некоторых черкесских движений за пределами России, обсуждается вопрос о возможности бойкотирования адыгами Олимпиады в Сочи.

Все это свидетельствует не только о наличии проблем, но и о недостаточной изученности межэтнических отношений, об отсутствии национальной политики на Северном Кавказе. Попытка решения сложнейших кавказских проблем силовым методом (при игнорировании диалога) еще туже завязала «кавказский узел», заметно ослабила российскую национальную политику в северокавказском регионе в условиях современности. Эти и другие негативные факторы усиливают социальные риски и соответствующий им уровень социальной напряженности не только на Северном Кавказе, но и в России в целом, а также способствуют активизации ненависти к «кавказцам» и укоренению в сознании многих россиян негативного образа региона. А что касается отдельного этноса - адыгского, то в современных условиях проявляется готовность объявить его «опасным в российском социокультурном пространстве».

Говоря о российских этносах, следует подчеркнуть, что и русский этнос имеет много проблем. Представляется, что трансформация социокультурного статуса русских в России, в частности, на Северном Кавказе, может стать предметом особого научного и практического интереса и исследования. Учитывая русский фактор и наличие проблемы, нам пришлось обратиться к некоторым сюжетам русского вопроса'.

Обратившись еще раз к Адыгее, вспомним, что ее многоэтничный народ пронес через поколения мудрость жить в мире и согласии друг с

1

См.: Шадже А.Ю. Интегрирующая роль русского народа. Русский вопрос // Волков Ю.Г., Хунагов Р.Д., Шадже А.Ю. Гуманизм и полиэтническая Россия. Майкоп, 2001, с. 131-143.

другом. А ведь на разных исторических этапах в общественно-политической жизни Адыгеи были и очень напряженные ситуации, но доминировали мудрость и здравый разум над чувствами. И если в современных условиях мы не подчиним свою диалогичность, свою культуру мышления, слово и дело сохранению гражданского мира и нашего взаимопонимания, то вправе ли мы называть себя патриотом (дочерью или сыном) своего этноса, своей земли, своего Отечества, наконец, человеком современной цивилизации?

Действительно, история знает немало таких примеров, что дает повод для осмысления и переосмысления ряда исторических фактов, связанных с судьбой многих этносов, и извлечения уроков из них, в том числе и адыгского этноса. В современных условиях в поисках адекватных ответов на вызовы современности, связанных с будущей судьбой не только адыгского этноса, но и всего российского Северного Кавказа, следует отметить важную роль исторической памяти. Говоря словами крупнейшего социолога Европы З. Баумана, «мы должны помнить - но что?» И для чего помнить? Для созидания! Чтобы понять, какое общество возникло из истории и каковы мы, составляющие это общество? Научили ли нас уроки истории сохранить Человеческое в себе, живя в условиях кардинальной переоценки отношений ко многим вопросам человеческого бытия и к взаимоотношениям друг к другу?

Безусловно, память священна. Памятуя о прошлом, исторических корнях своего народа, проявляя уважение к исторической памяти, важно соотносить с современностью, преодолевая крайности, вызванные либо политической конъюнктурой, либо чрезмерной идеологизацией по отношению к памяти. Время сведения счетов друг с другом и со временем прошло. Необходимо вступить с прошлым в диалог, в новый диалог, подчинив историическую память формированию гражданина-патриота, знающего историю своей страны, своей земли, своего этноса;

понимающего, что каждый человек в ответе за судьбу нашего общего дома, именуемого РОССИЕЙ.

Важно понять, что «не существует опасных народов, существуют лишь опасные ситуации, которые не являются результатом проявления законов природы или истории, или же национального характера, но вытекают из политических условий» (И. Бурума). Добавим от себя, политических условий, создаваемых некоторыми политиками и учеными.

Осмысливая укрепление российской идентичности на региональном уровне на основе гармонизации межэтнических отношений, представляется важным понимание соотношения национального и этнического, национальной и этнокультурной идентичностей в новой парадигме: важно понимание сущности целого - России и ее частей -регионов, понимание взаимосвязи целого и части, а также региональных процессов в условиях модернизации России. Такое понимание позволит определить основополагающие, базовые компоненты - параметры порядка, недостаточная изученность ценностного потенциала и недооценка значимости которых серьезно ослабляют российскую национальную политику, например, в Северо-Кавказском регионе. Существующая на уровне призывов и лозунгов она не приносит эффективных результатов. Силовые методы сохранения территориальной целостности Федерации запутывают и без того сложную ситуацию. «Пришло время заново продумать всю нашу политику на Северном Кавказе. И обязательно с помощью кавказских лидеров. Да и пришло время вырабатывать новое представление о том, что означает

л

целостность страны»'. Вот почему столь насущно переосмысление культурной идентичности на Северном Кавказе.

В полиэтничном северокавказском обществе издавна проживают и по праву считают себя коренным населением представители более чем

1

Моисеев Н.Н. Время определять национальные цели // Социально-гуманитарные знания, 1999, № 6, с. 149.

150 этносов. Перспектива развития региона требует использования

л

конструктивного потенциала этнического/кавказского фактора', лучших традиционных ценностей всех этносов, которые приобрели общее социокультурное достояние в результате совместной жизни. Это может способствовать сохранению полиэтничности и гражданского мира.

Считаем важным остановиться на необходимости корреляции науки и политики. Представляется, что в целях сохранения гражданского мира на Северном Кавказе, сохранения и укрепления единства полиэтничного российского общества в науке и политике следует избегать эмоциональных оценок; изучая общественное мнение, не противопоставлять друг другу этносы провокационными вопросами. Понимание экспертами обсуждаемых проблем определяется используемыми способами изложения. Думается, что за дальнейшую судьбу нашего общего российского дома в ответе как практики-политики, так и ученые, чье слово может иметь как созидательную, так и разрушительную силу. Не менее важно знание и понимание ситуации, по которым приходится высказываться или принимать решение. При этом не следует закрывать глаза на имеющиеся проблемы, но и не следует использовать их для дихотомического противостояния северокавказских этносов или поиска «опасных» этносов, стремящихся развалить целостность страны. Гораздо сложнее и важнее проявить научную и политическую корректность и мудрость, содействовать взаимопониманию на основе диалога. Представляется, что ученые и политики могут и должны работать не на выявление «неполноценных» или «опасных» российских народов, а на установление взаимопонимания в нашем общем российском доме. Ведь слово, как и действие, может создать опасную ситуацию, довести напряженность до конфликта.

См.: Хунагов Р.Д., Шадже А.Ю. Кавказский фактор в современной России // Социологические исследования, 2001, № 3, с. 77-80; Шадже А.Ю. Роль этнического фактора в миротворческом процессе (на примере Кавказа) // Мир и Россия на пороге XXI века. Вторые Горчаковские чтения. МГИМО МИД России (23-24 мая 2000 г.) М., 2001, с.185-191.

Исследовательская и управленческая культура должна обучить людей вести новый диалог человека с человеком и нести гражданскую ответственность за целостность российского Северного Кавказа и России в целом.

Говоря о целостности страны, вспомним, что в свое время В.В. Путин назвал распад СССР «крупнейшей геополитической катастрофой XX века». К сожалению, и сегодня обозначают «наиболее важные линии распада» новой России. И не связаны они с тем или иным этносом на Северном Кавказе. Россия, являясь сложной многоэтно-конфессиональной системой, тяжело больна. Она переживает глубокий системный кризис. Многие российские ученые отмечают в качестве источника распада нашей страны «криминальные метастазы, поразившие практически все системы и уровни российского общества». Г. Г. Малинецкий пишет, что «по данным Генеральной прокуратуры РФ, объем взяток, даваемых ежегодно в России, сравним или превышает национальный бюджет... Россия все дальше уходит в криминальное зазеркалье. Очевидно, кризис усугубит эти процессы»1. Трудно не согласиться с мнением автора в том, что уже обозначились в качестве «наиболее важных линий распада страны» следующие: территориальный распад, социальный распад, демографический распад страны, распад общества, региональный распад и т.д.2.

В условиях тяжелейшего и глубочайшего кризиса приходится осмысливать и решать проблему сохранения единства полиэтничного и многоконфессионального российского государства и укрепления нашей национальной идентичности. Заметим, что в современных условиях активизирована этнокультурная идентификация в мире и в России. Возможно, это обусловлено глобализационными процессами и боязнью этносов (особенно малочисленных) раствориться в изменяющемся

1 Малинецкий Г.Г. Россия. Выбор будущего // Глобалистика как область научных исследований в сфере преподавания. М., 2010, с.208-209.

2 Там же, с. 209-211.

мире. Именно поэтому активизируют свою деятельность этнокультурные объединения, идут поиски перспектив этнокультурной идентичности в контексте глокализации. Важность учета этнического компонента и этнокультурной идентичности, как нам представляется, заключается в том, что в сложных саморазвивающихся системах (к таковым относится полиэтничное общество) приходится выявлять тенденции динамического развития (параметры порядка, одними из которых являются этнический фактор и межэтническое согласие, оказывающие влияние на систему).

Рассматривая многоуровневую идентичность в северокавказском обществе как сложную открытую систему, отметим, что этнокультурный, региональный и национальный уровни идентичности не исключают, а

л

взаимодополняют и укрепляют друг друга1. Несмотря на традиционность и определенную степень закрытости общество усложняется: и в первую очередь под влиянием глобализационного фактора на этнические культуры и идентификационные маркеры. Безусловно, усложняется и социокультурное пространство этносов в условиях взаимодействия культур, традиций и идентичностей. Отмечая проявление разных типов идентификационных моделей, О.Н. Астафьева выделяет две наиболее распространенные в глобализирующемся мире модели - это усложненная этнонациональная идентификация и маргинализация как растворение этнокультурной идентичности в глобальном контексте. «Обе модели имеют место в разных этносах» и обществах как ответы на вызовы открытости и инновационности. «В первом случае есть опасность «нарушения» пределов сложности (утрата целостности), во втором случае упрощение грозит деструкциями, декультурацией как

1 См.: Шадже А., Куква Е. Модернизирующийся Северный Кавказ: параметры идентичности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки», 2012, №5; Северный Кавказ в фокусе российской идентичности. М. - Майкоп, 2011.

крайними проявлениями маргинализации, характеризующейся утратой человеком связи со своей культурой»1.

На развитие этнокультурной идентичности и сохранение этнокультурного разнообразия как ее основы будет оказывать позитивное/или негативное влияние национальная политика, проводимая в России и в регионе. Однако в мышлении многих людей трудно соединяется многообразие и этнокультурное развитие с гражданской идентичностью. Именно многообразие, как отмечают В.А. Тишков и Ю.П. Шабаев, и есть единство, которое не должно пониматься как единообразие. «Признавая, поддерживая и укрепляя региональные и этнокультурные идентичности как составляющие российскую идентичность, как общее достояние, а не как эксклюзивную собственность отдельных групп населения, мы тем самым укрепляем групповое достоинство и уверенность людей в том, что Россия - это их общее государство, а не собственность какого-то одного народа. Россия есть общая и главная родина россиян. Для многих в стране эта Родина включает и малую родину, где прошло детство или где исторически проживают представители собственной этнической группы»2. Именно поэтому важно понимание и практическое использование базовых идей идентичности и определение инновационных путей укрепления российской национальной идентичности.

Северо-Кавказский регион осуществляет свою идентификацию в российском социокультурном пространстве, в условиях укрепления российской национальной идентичности. Осмысление культурно-идентификационных процессов в полиэтничном регионе позволило понять, что на социальное жизнеустройство народов активное влияние оказывает поддержание этнического фактора. Несмотря на этно- и

1 См.: Астафьева О.Н. Динамика «полицелостности» современной культуры: инновационные практики взаимодействия // Синергетическая парадигма. «Синергетика инновационной сложности». М., 2011, с. 281.

2 Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: политические функции этничности. Учебник для вузов. М., 2011, с. 92.

конфессиональное разнообразие на Северном Кавказе сложилась единая региональная культура, ядром которой выступают традиционные ценности, а определяющим идентификационным маркером - этнокультурная идентичность.

Смысл и конструктивный потенциал российской национальной идентичности для модернизирующейся России и российских регионов заключается в том, что национальная идентичность выступает не только как основное, выражающее субстанциальное единство и органическую целостность этнокультурного многообразия Северного Кавказа, но и как интегративный фактор российских этносов как основа гражданской солидарности и объединяющей силы россиян.

Для выявления смысла и ценности укрепления национальной идентичности в контексте самоорганизации полиэтничного общества, возрастающей сложности этого процесса необходимо понимание межэтнического согласия как одного из параметров порядка в сложных полиэтничных социальных системах и эвристических возможностей нелинейного диалога. Представляется, что мы своим словом и делом обязаны помочь обустройству нашего российского дома, чтобы у каждого из нас было желание жить в нем, чтобы комфортно жилось каждому россиянину независимо от этнической и конфессиональной принадлежности и чтобы в нашем доме были диалогические взаимоотношения, обеспечивающие взаимопонимание.

Для России проблема укрепления российской национальной

идентичности связана с функционированием разных видов

идентичности, с гармоничным сосуществованием их. Российская

идентичность не отрицает многообразия этнокультурных идентичностей.

Более того, сосуществование разных идентичностей не является

признаком слабости нашего государства, скорее - свидетельством его

исторической уникальности. Культурная идентичность определяет

государственную монолитность, потому что единство страны может

11

проявиться лишь через разнообразие этносов и этноидентичностей, через их взаимодействие и взаимообогащение. Диалог культур открывает путь к новому модусу идентификации и заставляет задуматься над вопросом «кто я есть?» по отношению к другим этносам, человечеству и окружающему миру, осознать свою слитность с действительностью. Гармоничная соотнесенность с нею обогащает собственное самосознание, расширяет личностное социокультурное поле. Усугубляя свое этнокультурное особенное, начинаешь понимать, что от усилий всех народов, объединенных Россией, зависит твое социальное благополучие.

Завершая размышления о будущем северокавказского общества, обозначим важный вопрос. Отношения между Россией и российским Северным Кавказом должны осмысливаться в рамках современной, постнеклассической науки, в частности сквозь призму нелинейного мышления. При этом важно отметить:

- необходимость строительства «здания доверия», т.е. «создания отношений доверия», говоря дипломатическим языком; это трудный, но необходимый процесс;

- необходимость смены императива - «не политики силового давления и выкручивания рук» (Е.Н. Князевой и С.П. Курдюмова), а поиска способов взаимопонимания;

- необходимость учета специфики региона, в котором онтологический статус этнического фактора еще высок и определяет существенную характеристику северокавказского общества;

- необходимость поиска способов гармоничного сосуществования и развития разных усложняющихся нелинейных систем - «этнокультурная идентичность», «регион» и «российская национальная идентичность» -с учетом степени закрытости и традиционности, определяющих особенности их взаимодействия;

- что мировоззренческое понимание поведения и возможности направления этих систем позволит выработать политику межэтнического согласия на Северном Кавказе;

- межэтнический диалог и гражданский мир в регионе могут стать ресурсом укрепления национальной идентичности, сохранения территориальной целостности, а также основой понимания той истины, что Россия и Северный Кавказ (на какие бы округи его не дробили политики) могут и должны сосуществовать: Россия и Северный Кавказ не могут жить друг без друга.

Шадже А.Ю., Хацац А.А. Межэтническое согласие и укрепление российской идентичности на Северном Кавказе. В статье осмысливается межэтническое согласие как основа и ресурс укрепления российской идентичности на Северном Кавказе. Акцентуализировано и аргументировано положение об усложнении этнокультурной идентичности на Северном Кавказе в условиях модернизации страны и глобализирующегося мира. А это требует проведения национальной политики, направленной на «единство в многообразии».

Ключевые слова: российская нация, национальная идентичность, многообразие и единство России, российский Северный Кавказ, этнокультурная идентичность, межэтническое согласие, диалог.

Chadje A.Yu., Khatsats A.A. Interethnic consent and strengthening the Russian identity in the North Caucasus. This work conceives of the interethnic consent as a basis and a resource of strengthening the Russian identity in the North Caucasus. The authors focus attention and substantiate the point that the ethnocultural identity in the North Caucasus becomes more complicated in the conditions of modernization of the country and the globalizing world. Hence, the need arises to carry out the national policy directed to "unity in diversity".

Key words: russian nation, national identity, diversity and unity of Russia, the Russian North Caucasus, ethnocultural identity, interethnic consent, dialogue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.