ЭКОНОМИКА
Я.В. АНТОНОВ
аспирант Государственного университета
- УНПК
E-mail:antonovyaroslav25@gmail.com Тел.: 8 920 084 00 44
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСФЕРТ ИННОВАЦИЙ КАК ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
В статье автор рассматривает особенности регулирования инновационной деятельности транснациональных корпораций (ТНК) в Российской Федерации, проведен анализ законодательства, регулирующего инновационную деятельность ТНК экономически развитых стран. Автором предлагается на базе разрабатываемого правительством РФ закона «О передаче технологий» внести дополнения в законодательство, которые поспособствуют созданию благоприятных экономических условий для развития национальной инновационной системы.
Ключевые слова: инновационный процесс, инновационная деятельность транснациональных корпораций, трансферт технологий, передача научно-технических знаний.
Эффективность осуществления инновационного процесса в транснациональных корпорациях (ТНК) определяется эффективностью его инструмента - трансферта технологий, а именно передачей научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуска продукции [1, с. 54]. Перед Россией стоит задача скорейшего формирования экономики инновационного типа и интеграции в мировой хозяйство на новых принципах, что возможно лишь при условии формирования эффективной национальной инновационной системы, интенсивном использовании и воспроизводстве научно-технического потенциала крупных корпораций в направлении повышения конкурентоспособности с точки зрения долгосрочного технико-экономического развития.
В настоящее время одним из важнейших направлений государственной политики является переход страны к инновационной экономике, в которой создание, трансферт и использование результатов научно-технической деятельности ТНК являются главными условиями устойчивого эко-
© Я.В. Антонов
номического роста. Действенная государственная политика при этом должна способствовать созданию эффективных механизмов, направленных на продуктивное использование результатов научно-технической деятельности корпораций [3].
Следует отметить, что экономические институты, регулирующие инновационную деятельность ТНК, включают нормы законодательства об интеллектуальной собственности, о науке и научно-технической политике, инвестиционного и корпоративного законодательства.
Особенности регулирования отношений в научно-технической сфере определяются спецификой институциональных отношений, связанных с процессом получения новых знаний (результатов научно-технической деятельности) и их использованием в гражданском (хозяйственном) обороте, связанном с производством наукоемкой продукции (товаров и услуг) [5, с. 188].
В настоящее время формирование инновационной политики Российской Федерации происходит в условиях незавершенности институциональной базы в инновационной сфере. Это
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
в полной мере относится и к состоянию регулирования вопросов закрепления, передачи и промышленного использования технологий. Действующее законодательство не предусматривает механизмов, обеспечивающих внедрение в экономический оборот данных результатов научно-технической деятельности, что приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств на научные исследования и разработки, к дублированию заказываемых государством научно-исследовательских тем, к «закрытию» государственных контрактов формальными отчетами при отсутствии гарантий использования созданных результатов в реальном секторе экономики [4, с. 265]. Это обусловливает существование ряда принципиальных проблем, препятствующих кардинальному росту инновационной активности и эффективному использованию интеллектуального потенциала страны. В их числе - наличие серьезных барьеров между сферами разработки, производственного использования и коммерческой реализации наукоемких технологий и продукции, неэффективность механизмов коммерциализации и внедрения в производство научных результатов, недостаточное регулирование договоров, с помощью которых осуществляется оборот результатов научно-технической деятельности. В частности, для результатов научноисследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ, охраняемых в режиме коммерческой тайны, в законодательстве не предусмотрено моделей договорного регулирования (лицензионных и подобных им договоров), что оказывает негативное влияние на оборот этих объектов.
Анализ законодательства экономически развитых стран позволяет выявить основные тенденции развития институционального поля инновационной деятельности ТНК, которые направлены:
- на защиту национальных интересов и обеспечение благоприятных условий для использования достижений науки и техники в производстве, включая создание необходимых стимулов, поощряющих научные исследования и разработки, а также меры государственной поддержки и развития малого инновационного предпринимательства;
- на децентрализацию патентно-лицензионной деятельности, на расширение прав федеральных лабораторий на интеллектуальную собственность, полученную за счёт средств федерального бюджета;
- на регулирование условий коммерциализации и передачи технологий из военного сектора в гражданский, а из гражданского в частный сектора экономики;
- на формирование институциональных основ международного трансферта технологий [2, с. 268].
Законодательство США насчитывает в настоящее время более десятка законодательных актов, связанных с регулированием инновационной деятельности ТНК, обеспечивающих развитие национальной инновационной системы. Принятые Конгрессом США законы Бай-Доула (1980 г) и Стивенса-Уайдлера «О технологических инновациях» (1980 г.), закон о торговых марках (1984 г.), закон о национальных кооперативных исследованиях (1984 г.), закон о трансферте федеральных технологий (1986 г.), закон о торговле и конкуренции (1988 г.), а также другие законодательные акты США затрагивают практически всю совокупность экономических регуляторов, включая финансовые, антимонопольные, налоговые, таможенные и другие механизмы. Активно развивается институциональное обеспечение инновационной деятельности в Англии, в Германии, во Франции, в Швеции, в Японии и других странах.
Важным элементом регулирования инновационной деятельности ТНК является обеспечение соблюдения международных стандартов, а также прав интеллектуальной собственности. Эти требования отражены в Соглашении ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Политика государств-участников СНГ в сфере экономической интеграции основана на приоритетах инновационного пути развития экономики стран содружества, на создании необходимых условий технологического обновления производства, на повышении конкурентоспособности в сфере производства высокотехнологичной продукции, основанной на достижениях современной науки и техники. Решение указанной задачи требует создания необходимых организационных, экономических и правовых условий, в осно-
ЭКОНОМИКА
ве которых лежит развитие институциональных норм в сфере научно-технической деятельности. В ряде государств-участников СНГ: в Казахстане, в Кыргызстане, в Молдове, в Украине приняты законы «Об инновационной деятельности», способствующие вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, стимулированию инновационной деятельности, развитию инфраструктуры национальной инновационной системы, развитию системы сертификации обеспечения качества и конкурентоспособности инновационной продукции (услуг).
Анализируя принятые и разрабатываемые в настоящее время в Российской Федерации законодательные и нормативные правовые акты о научно-технической и инновационной деятельности ТНК, следует констатировать, что деятельность в научно-технической и инновационной сфере отстаёт от требований времени современного этапа развития экономики, основанной на знаниях. До настоящего времени отсутствует ряд базовых законов, необходимых для создания благоприятного инновационного климата в стране. В частности, до сих пор не принят Федеральный закон «Об инновационной деятельности», отсутствует законодательство, регулирующее отношения, связанные с созданием государственно-частных партнерств и других форм интеграции и кооперации в сфере научнотехнической и инновационной деятельности.
Решение указанных проблем потребует разработки и принятия институционального поля, регулирующего отношения в сфере научнотехнической инновационной деятельности ТНК, в их числе федеральный закон «О передаче технологий».
Основная идея законопроекта - упорядочение отношений, связанных с установлением условий первичного закрепления и передачи прав на использование технологий с целью стимулирования их вовлечения в хозяйственный оборот и обеспечения эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на научные исследования и разработки.
Принятие данного федерального закона позволит создать важное звено в системе комплексного регулирования инновационной деятельности ТНК, направленного на развитие национальной инновационной системы.
Проанализировав проект закона, можно сделать выводы, что действие законопроекта будет распространяться не на любые результаты научноисследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ, а лишь на те из них, которые будут отвечать признакам технологии, определение которой будет дано в законе. Технология - это результат творческой интеллектуальной деятельности, направленный на разработку, создание и распространение новых видов конкурентоспособной продукции, внедрение адекватных рыночным условиям хозяйствования организационных форм, методов управления и экономических структур В законе также будет дано определение «передачи» технологии, под которой понимается любое первичное введение созданной технологии в гражданско-правовой оборот (передача технологии от ее разработчика первому правообладателю и закрепление за ним прав на нее или закрепление прав на технологию за самим разработчиком), а также любая последующая передача технологий. Законопроект при этом будет распространяться как на технологии, содержащие объекты исключительных прав (объекты интеллектуальной собственности), так и на технологии, содержащие объекты, охраняемые в режиме коммерческой тайны.
Действующее законодательство не закрепляет каких-либо ограничений или условий передачи объектов интеллектуальной собственности гражданского назначения иностранным лицам для использования их за рубежом. Контроль за экспортом из Российской Федерации технологий, созданных ТНК, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об экспортном контроле». В то же время, экспорт технологий гражданского назначения не регулируется действующим законодательством и, по сути, находится вне государственного контроля.
В силу этого в законе «О передаче технологий» необходимо реализовать принцип преимущественного использования на территории Российской Федерации прав на технологии, созданные на территории страны. Нормы, посвященные экспорту технологий, преимущественно должны носить ограничительный характер. Так,
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
представляется необходимым при заключении лицензионных договоров при всех прочих равных условиях закрепить преимущественное право на получение лицензии за хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на территории Российской Федерации. Рационально исключить возможность полной уступки прав на технологии иностранным контрагентам, а также предоставления им безвозмездных, безотзывных, а также исключительных лицензий. Возможно законодательно закрепить требование об обязательном страховании ответственности иностранного контрагента за счет последнего в случае нарушения им лицензионного договора.
Все ограничения, установленные законом «О передаче технологий» в отношении экспорта технологий, должны распространяться на случаи, когда лицензию на использование объекта передает за рубеж как государство в качестве правообладателя, так и правообладатели, являющиеся частными хозяйствующими субъектами.
Для технологической модернизации российской экономики и создания российских корпораций, способных успешно конкурировать на внутреннем и внешнем рынках, необходимо привлечение современных технологий во всех областях экономики. В настоящее время многих технологий в России просто нет или они не достаточно развиты. В связи с этим возникает необходимость частичного импорта таких технологий из других стран.
Экономическая целесообразность импорта технологий состоит в том, что импорт технологий это:
- доступ к новшествам высокого технического уровня;
- средство экономии затрат на НИОКР, в том числе, и во времени;
- средство уменьшения расходов на товарный импорт и одновременно средство привлечения национального капитала и рабочей силы;
- условие расширения экспорта продукции, выпускаемой по зарубежным технологиям; во многих странах доля изделий, выпускаемых по лицензиям, в валютном экспорте превышает долю национальных изделий.
Один из самых эффективных методов импорта технологий - это реализация конкретных проектов с привлечением компаний и произво-
дителей, занимающих лидирующие позиции в своей области.
Ярким примером данного метода служит покупка в 2004 году американской корпорацией Ешегеоп (сегодня Ешегеоп является мировым лидером в области разработки современных технологий и внедрения инновационных решений в сфере средств измерений, регулирующего оборудования и др.) 76%-в акций челябинской фирмы «Метран», основным продуктом которой были датчики давления собственной разработки.
После покупки «Метран» кардинально переменился. Изменилось все - от инвестиционной политики и методологии финансового управления до оборудования. Модернизация была связана с передачей технологий и постановкой на производство продуктов Ешегеоп. Однако «Метран» не превратился в сборочное производство продуктов Ешегеоп. До сих пор 70% выручки челябинцам приносят производство и продажа оборудования под брендом «Метран». Помимо того, в столице Южного Урала на базе существующего центра разработок создан Глобальный инженерный центр Ешегеоп.
Американская корпорация в России не выпускает те же продукты, что и по всему миру. Глобальный инженерный центр состоит из 130 человек. 70% из них совместно с подразделениями в США работают не на локальный, а на глобальный рынок. В целом в Челябинске используется глобальная платформа, на которой применяют достижения и технологии корпорации Ешегеоп, а производят оборудование, разработанное в отечественном инженерном центре и предназначенное для рынка России и СНГ. Самый показательный пример - датчик давления «Метран-150». Он создан российскими инженерами, но один из главных компонентов, глобальный сенсор, - достижение американских разработчиков. При этом многие компоненты получены от отечественных поставщиков. И это один из ключевых моментов политики локализации.
В соответствие с этим в законе «О передаче технологий» необходимо реализовать принципы регулирования импорта зарубежных технологий в Российскую Федерацию. Необходимо предусмотреть льготные условия трансферта для новых технологий, и наоборот, ограничить импорт
ЭКОНОМИКА
патентов и лицензии на технологии «вчерашнего дня». Эти технологии необходимо освоить на российской почве и постоянно совершенствовать. Многие из этих проблем отпадают при импорте технологий через приобретение иностранных активов. Например, в 2009 году кор -порация «Газпром нефть» выкупила у Chevron Global Energy завод по производству масел и смазок Chevron Italia S.p.A. в городе Бари (Италия). Предприятие, переименованное в Gazpromneft Lubricants Italia S.p.A., выпускает 25 наименований специальных высокотехнологичных смазок, используемых в том числе при проведении буровых работ. Вместе с заводом компания получила лицензию на использование технологий производства масел и смазок, а также патентные права на торговую марку Техасо для реализации продукции на итальянском рынке.
Принятие закона «О передаче технологий» будет способствовать развитию механизма государственного частного партнерства, в том числе возможности участия в софинансировании и в
распоряжениях правами интеллектуальной собственности исполнительными органами субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации важнейших инновационных проектов государственного значения.
Закон установит также меры государственного регулирования международного трансферта технологий, осуществляемого с учётом условий вступления России в члены ВТО.
Принятие Федерального закона будет способствовать созданию благоприятных экономических условий для развития национальной инновационной системы, вовлечения в гражданский оборот результатов научно-технической деятельности. Закон создаст единый механизм, позволяющий упорядочить отношения, связанные с учетом, закреплением и передачей прав на использование технологий с целью стимулирования их вовлечения в хозяйственный оборот и обеспечения эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на научные исследования и разработки.
Библиографический список
1. Гончаренко Л. В., АрутюновЮ. А. : Инновационная политика: учебник. М.: Кнорус, 2011. 350 с.
2. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Юнити, 2007. 308 с.
3. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утв. В. В. Путиным 30 марта 2002 г.)
4. Федоров И. Г. Трансферт технологий как основа экономического развития в новой цикличной динамике: журнал. М.: МФК, 2008. 263-267
5. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. П. П. Табурчака и В. М. Тумина. СПб: Химиздат, 2008. 304 с.
Y.V. ANTONOV
THE INTERNATIONAL TRANSFER OF INNOVATIONS AS AN INSTITUTION OF DEVELOPMENT THE NATIONAL INNOVATION SYSTEM IN RUSSIA
In the article the author examines features of regulation of innovative activity of transnational corporations (Multinational Corporation) in the Russian Federation; the analysis of the legislation regulating innovative activity of the multinational corporation of economically developed countries is carried out. The author offers on the basis of developed by the Russian government of the law «About a technological transfer» to amend the legislation that will promote a supportive economic and legal conditions for the development of national innovation systems.
Key words: innovative process, innovation activities of transnational corporations, technology transfer, the transfer of scientific and technological knowledge.