МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
© Казакова Ю.Л.*
Средняя общеобразовательная школа № 2 им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри
В статье рассматривается проблема формирования компетенций во внеурочной деятельности. В качестве примера представлен учебный проект «Международный телекоммуникационный проект PENPALS (Друзья по переписке)». Описаны этапы реализации проекта, особенности взаимодействия с партнерами, способы организации общения и телекоммуникационные средства. Анализируется роль метода проектов в развитии необходимых компетенций вообще и использование метода проектов применительно к обучению иностранным языкам в частности. Определены преимущества проектной деятельности, которая является эффективным способом повышения мотивации школьников к изучению иноязычной речи школьников.
Нельзя сказать, что метод проектов - это новое открытие в педагогике, поскольку он использовался еще в 20-е годы прошлого века в США.
Метод проектов - это такая организация учебного процесса, которая способствует самореализации личности обучающегося, посредством развития его творческих и интеллектуальных способностей. При этом допускается возможность «повторного изобретения» [1].
Очень точно определяет метод проектов И.Н. Фалина, как «комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, проявить творчество при выполнении учебных заданий» [4]. Семенов C.B. подчеркивает, что метод проектов «... подразумевает целенаправленную деятельность, организованную для получения какого-либо значимого результата [3]. Я считаю, что метод проектов должен обеспечить связь школы с жизнью таким образом, чтобы научение чему-либо тут же находило бы практическое применение полученных знаний.
Одна из главных задач модернизации российского образования - это формирование ключевых компетенций, которые представляют собой целостную систему универсальных знаний, умений и навыков обучающихся. Как считают A.B. Хуторской, Г.В. Селевко и другие ученые, «введение образовательной компетенции в систему образования позволит решить про-
* Учитель английского языка.
блему, когда учащиеся хорошо усваивают теоретические знания, но затрудняются применять их на практике для решения проблем» [5]. Таким образом, выпускник школы окажется более приспособленным к жизни, сумеет лучше адаптироваться к изменяющимся условиям и ориентироваться в разнообразных ситуациях, сможет легко «влиться» и плодотворно работать в любом коллективе, если еще в школе он научится:
- приобретать знания самостоятельно и уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- работать в группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и др.);
- устанавливать множество человеческих контактов, быть толерантным к другим культурам и разным точкам зрения на одну проблему;
- пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Сегодня, в условиях реформы образования, установки новых образовательных стандартов, поиска наиболее результативных методов обучения, метод проектов является эффективной формой внеурочной деятельности, направленной на развитие необходимых компетенций, так как он ориентирован на самостоятельную (индивидуальную или групповую) работу и предполагает использование исследовательских и поисковых методов.
Безграничное поле деятельности в области осуществления учебных проектов создают информационные технологии. Появление компьютерных сетей, Интернета и все возрастающее внимание самой школы к использованию в учебном процессе средств новых информационных технологий (в том числе, компьютерных коммуникаций) стало причиной большой популярности учебных телекоммуникационных проектов. Учебные телекоммуникационные проекты - это направление, которое является развитием метода проектов в условиях глобальной информатизации и телекоммуникации. В процессе работы над телекоммуникационным проектом непременно развиваются ИКТ-компетенции обучающихся: умение работать с текстовыми и графическими редакторами, почтовыми программами, браузерами и сетью Интернет в целом.
Рассмотрим использование метода проектов применительно к обучению иностранным языкам. Основная цель обучения иностранному языку в школе - формирование коммуникативной компетенции, которая предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. В наше время именно эта цель является наиболее востребованной обучающимися.
Следует иметь в виду еще одну особенность предмета «иностранный язык» - обучать речевой деятельности можно лишь в общении, живом общении - в реальных (или приближенных к ним) коммуникативных ситуациях.
Учитывая отдаленность нашего региона от мегаполисов, в которых можно встретить англо-говорящих людей, Интернет - это превосходная аль-
тернатива, это то место, где можно найти естественную языковую среду и реализовать свои теоретические знания языка на практике. Окунувшись в это бездонное виртуальное море, обучающиеся сами осознают необходимость владения английским языком, чтобы быть на плаву, то есть развивают свои языковые компетентности.
Удачным примером реализации учебного телекоммуникационного проекта, на мой взгляд, является «Международный телекоммуникационный проект PENPALS (Друзья по переписке)», над осуществлением которого мы работаем второй год. Одним из главных условий эффективной реализации проекта является зарубежный партнер, подходящий по нескольким параметрам (страна изучаемого языка, соответствующий (примерно одинаковый) возраст участников и большая заинтересованность во взаимовыгодном общении). Для поиска партнеров использовались сайты: www.epals.com,www.kidlink.oig, www.virtualclassroom.org и др.
В 2010-2011 г. посредством последнего сайта нам удалось познакомиться с преподавателем английского языка и литературы частной школы St.John's Ravencourt, Виннипег, Манитоба, Канада, Памелой Локман и ее учениками. В данном проекте участвовало около 20 человек с каждой стороны в возрасте 16-17 лет. Для общения были выбраны следующие темы: «Знакомство», «Культурный гид», «Особенности американского, британского и австралийского диалектов», «Слэнг», «Школьная программа», «Разнообразие культур», «Спорт», «Природа», «Меры по защите окружающей среды», «Музыка, кино, искусство» и др. Выбор тем обусловлен задачей формирования межкультур -ной компетенции, то есть сама формулировка заданий стимулирует детей сравнивать культуры, приводит к выводу об их уникальности и многообразии.
Общение, организованное через телекоммуникационные средства, накладывает на обучающихся большую ответственность и самостоятельность. Работа учителя в рамках проекта заключается в тщательном планировании и разработке заданий, которые бы способствовали динамичному и творческому общению детей, а также в постоянном консультировании учеников.
Все материалы переписки участники сохраняли на своих домашних компьютерах, затем весь материал был собран, систематизирован и оформлен в виде компьютерной презентации. Продуктом проекта стал словарик (Vocabulary) - все новые и интересные слова и выражения, которым российские школьники обучились в процессе общения, а также «Живой журнал» - сборник писем зарубежных подростков в печатном и электронном виде, содержащий бесценный страноведческий, языковой и культурный материал.
Нужно отметить, что общение подростков не может быть ограничено тематикой, заданной учителем. Естественным образом, участники проекта переходят на личное общение, используя такие средства, как программа для обмена мгновенными сообщениями ICQ, а также всемирно известную социальную сеть Facebook. И такая форма общения еще больше способствует разговорной практике.
В процессе переписки обучающиеся учатся воспринимать аутентичную компьютерно-опосредованную английскую речь, то есть фактически смесь разговорной и письменной речи. К тому же, находясь в реальной ситуации, осознавая необходимость написания ответного сообщения, ребята учатся писать письма различной направленности, например, личное письмо, письмо-рассуждение, эссе. Таким образом, работа над проектом, кроме формирования ключевых компетенций, выполняет еще одну очень важную практическую задачу - подготовку выпускников к сдаче ЕГЭ, а точнее - части «С» единого государственного экзамена.
Кроме того, говоря о развитии языковых компетенций и подготовке к ЕГЭ, следует указать также такую неотъемлемую часть проекта, как устные дискуссии, в ходе которых мы, анализируя, обсуждая проблемные вопросы и просто делясь на изучаемом языке полученной информацией, непосредственно работаем над развитием устной речи, что является самой главной задачей обучения иностранному языку в школе.
Следовательно, работа над международным телекоммуникационным проектом - это плодородная почва для развития коммуникативной компетенции, включающей в себя языковую, межкультурную и социальную компетентности.
Межкультурная компетенция включает в себя знания о культуре родной страны и других стран, умения и навыки применения этих знаний в процессе общения с представителями иных культур. Необходимость формирования межкультурной компетенции обусловлена развитием современного информационного общества, глобализацией социальных и экономических отношений, расширением контактов различных культур. При этом, видимо, недостаточная сформированность данной компетенции и приводит к обострению межнациональных конфликтов. Поэтому, перед преподавателями иностранных языков стоит важная задача - воспитание эмпатии, толерантности, интереса к зарубежной культуре и чувства гордости по отношению к достижениям своей страны.
Международный телекоммуникационный проект, предполагающий общение и совместную деятельность российских и иностранных школьников по взаимному изучению культур друг друга, как никакая другая деятельность способствует формированию такой важной компетенции, как межкультурная.
Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является, по своей сути, творческой и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся, что является условием развития социальной компетентности.
Итак, преимущества проектной деятельности, в частности телекоммуникационных проектов при обучении английскому языку очевидны и не-
оспоримы. Это прекрасный способ повышения мотивации и заинтересованности в изучении иноязычной речи, а также один из путей реализации компетентностного подхода в обучении школьников.
Список литературы:
1. Дидактика технологического образования / Под ред. П.Р. Атутова. -Ч. II. - М., 1998.
2. Муратов А.Ю. Использование проектного метода для формирования межкультурной компетенции // Интернет-журнал «Эйдос» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.eidos.ru/journal/2005/0523.htm.
3. Семенов C.B. Проектный подход // ИНФО. - 1997. - № 5. - С. 37-38.
4. Фалина И.Н. Методические принципы реализации учебного курса в формате смешанного обучения / И.Н. Фалина, М.Н. Мохова // Вестник Московского университета. - Сер. 20, Педагогическое образование. - 2005. -№ 2. - С. 9-37.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. -2003. - № 2. - С. 58-64.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
© Лиманская Т.Н.*
Средняя общеобразовательная школа № 41, г. Белгород
В статье рассматриваются особенности работы учителя иностранного языка с детьми, находящимися на лечении при больнице. Анализ этих особенностей проводится на конкретном примере работы над текстом по теме «Liebe», изучаемую в 10 классе.
Чтение - один из основных видов речевой деятельности. Цели и задачи обучения иностранному языку на старшем этапе обучения обуславливают необходимость повторения и систематизации нужного языкового материла, целенаправленную, управляемую активизацию его в процессе выполнения упражнений всех типов. Это требует совершенствования методики работы с учебными текстами, воспитания у учащихся заинтересованного отношения к обогащению словарного запаса.
Принцип коммуникативной направленности из ситуативной обусловленности способствует совершенствованию лексической стороны устной
* Учитель.