Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325).
Образование и здравоохранение. Вып. 2. С. 152-155.
Н. А. Соколова, А. О. Макаров
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ЗАЩИТЫ ПРАВ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Рассматривается международный опыт защиты прав семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями, за рубежом. Показана роль международных документов в отношении защиты прав инвалидов, а также сравнительная характеристика социальной политики Великобритании, Гер -мании, Китая, США, Франции, Швеции и Японии. Исходя из этого сформирована общая картина защиты прав семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями, за рубежом.
Ключевые слова: семьи, воспитывающие ребёнка с ограниченными возможностями, международные документы, модели социальной политики, нормативно-правовые акты.
Формирование законодательства по защите прав семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, за рубежом, начинается с создания Детского фонда ООН. Детский фонд ООН, или ЮНИСЕФ (Международный чрезвычайный фонд помощи детям), внёс существенный вклад в развитие международной нормативноправовой базы по защите прав и интересов детей с ограниченными возможностями. Он был создан 11 декабря 1946 г. по решению Генеральной ассамблеи ООН. Целью фонда было оказание помощи детям, пострадавшим в ходе Второй мировой войны.
При его непосредственном участии были разработаны следующие международные документы: Всеобщая Декларация прав человека, Европейская социальная хартия, Декларация о правах умственно отсталых лиц, Декларация о правах инвалидов, Всемирная программа действий в отношении инвалидов, Конвенция о правах ребёнка, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, Конвенция о правах инвалидов. Эти документы раскрывают основные права семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, за рубежом. Данные международные документы закрепляют основные права семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, и пытаются исключить любую дискриминацию этой категории граждан.
Законодательство в зарубежных государствах основывается на перечисленных международных документах. В нашей статье мы рассмотрим основные направления в политике по защите прав семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в таких странах
как: Великобритания, Германия, Китай, США, Франция, Швеция и Япония.
Необходимо отметить, что способы и методы защиты напрямую зависят от моделей социальной политики государства: социально-демократической (Швеция), консервативной (Германия, Франция), либеральной (США, Великобритания) и азиатской (Китай, Япония). В зависимости от модели социальной политики и разрабатывается нормативно-правовая база по защите прав семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.
Рассмотрим социально-демократическую модель на примере Швеции. Значительную часть расходов на социальные нужды берёт на себя государство, и основным каналом перераспределения является бюджет. Государство несёт основную ответственность за социальное благополучие своих граждан и является основным производителем социальных услуг. Услуги (образование, здравоохранение, забота о детях) в большинстве случаев организовываются муниципалитетами. Данная система действует через перераспределение (например, бюджет или социально-страховые фонды), и доля социальных расходов очень высока. Существует ряд законов, закрепляющих права семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. К ним относятся законы о социальной помощи некоторым категориям лиц с ограниченными возможностями (1994 г.), о борьбе с дискриминацией (2006 г.), об образовании (2010 г.). В 2011 г. шведское правительство запустило новую стратегию политики по вопросам инвалидности до 2016 г. Её цель — обеспечить лицам с ограниченными возможностями участие в жизни общества на тех же условиях, что и остальным гражданам. Было определено десять приоритетных областей, на три из которых обращается особое внимание:
судебная система, транспорт и информационые технологии [2].
Особенности консервативной модели рассмотрим на примере Германии и Франции. В этой модели государство, как правило, несёт ответственность только за выдачу социальных пособий получателям, т. е. за социальное обеспечение, но не организует социальные услуги. Здесь бюджетные отчисления и страховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны, и основными каналами перераспределения являются как государственные, так и частные (но находящиеся под контролем государства) социально-страховые фонды. В Германии в основе законодательства об инвалидах лежит идея о том, что реабилитация и последующее трудоустройство инвалидов экономически выгоднее, чем постоянное обеспечение их пенсиями и пособиями. Здесь действует Федеральная программа занятости лиц с тяжёлой степенью инвалидности, предусматривающая различные льготы и субсидии предпринимателям, трудоустраивающим инвалидов. Однако в соответствии с законодательством социальная защита инвалидов в Германии распространяется лишь на лиц, у которых степень утраты трудоспособности составляет не менее 50 %. На основании отдельных причин к ним могут быть приравнены лица со степенью инвалидности 30-50 %, которые без такого приравнивания не могут рассчитывать на получение пособия и сохранение рабочего места. К основным нормативно-правовым актам относят: кодекс социального права, закон о социальном обеспечении (1982 г.), закон о социальной помощи (1987 г.), акт о борьбе с безработицей среди лиц с тяжёлой инвалидностью (2000 г.), Девятую книгу Общественного кодекса — реабилитация и участие инвалидов (2001 г.), акт о равных возможностях для инвалидов (2002 г.). Данные документы призваны решить проблемы инвалидов в сфере образования, здравоохранения, доступности окружающей среды, выплаты пособий и пенсий, обслуживания, реабилитации и дискриминации [2].
Законодательство Франции базируется на принципах, изложенных в международном пакте ООН и Европейской социальной хартии от 3 мая 1995 г. Закон о размере пенсии зависит от категории инвалидности. Только в отношении трудоустройства лиц с ограниченными возможностями во Франции принято 7 законов. Этими законами утверждены права лиц с ограничен-
ными возможностями на профессиональную подготовку и переобучение, на трудоустройство в счёт квотирования рабочих мест, на преимущества в трудовом договоре, содействие в самозанятости. Организация деятельности по социальной защите и реабилитации лиц с ограниченными возможностями возложена на министерство здравоохранения и социального обеспечения [3].
Либеральная модель (США, Великобритания) характеризуется минимальным участием государства в социальной сфере. Финансовую основу реализации социальных программ составляют в первую очередь частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета. Государство берёт на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоёв населения. Однако оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных средств и способов получения и повышения гражданами своих доходов. Так, в США существует закон об инвалидах, включающий в себя акты о гражданских правах, об архитектурных барьерах, об общественном транспорте, акт о реабилитации, о правах умственно отсталых людей, об образовании для всех детей-инвалидов, акт о жилье и т. д. Также в США активно функционируют целевые программы по сотрудничеству центров специальной подготовки инвалидов и университетов с предприятиями. Финансирование программ осуществляется из госбюджета. Медицинская реабилитация инвалидов предусмотрена в рамках специальных программ Ме^саге и Medicaid, финансируемых федеральным правительством.
В Великобритании серьёзное значение придаётся организации профессиональной реабилитации инвалидов в специализированных центрах. Эффективность профессиональной реабилитации и процент возврата лиц с ограниченными возможностями к профессиональной деятельности достаточно велики. Предусмотрена организация предприятий со щадящим режимом труда для лиц с ограниченными возможностями, на которых они осваивают новые профессии и переходят затем на обычные предприятия. Для лиц с тяжёлыми формами физических ограничений могут быть созданы условия обучения и трудоустройства на дому. Существует ряд доку-
ментов, закрепляющих за детьми-инвалидами определённые льготы. Это законы: об образовании (1995 г.), о социальном обеспечении (1985 г.), о детях (1991 г.), Общие инструкции об устройстве детей (1991 г.), акт о дискриминации инвалидов (1993 г.) [2].
В азиатско-тихоокеанском регионе осуществляет свою деятельность Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО, или ЕБСАР). ЭСКАТО 22 мая 2002 г. приняла резолюцию 58/4 о построении открытого, доступного и равноправного общества для людей с инвалидностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе в XXI в., где провозглашено продление Азиатско-Тихоокеанского десятилетия инвалидов 1993-2002 гг. ещё на одно десятилетие [1]. Основные направления: образование, занятость, доступность окружающей среды, социальные услуги, доступная медицина. Сущность азиатской модели в том, что она более социальна, чем американская, более либеральна, чем европейская. Но ей присущи и национальное своеобразие, патернализм, каждая фирма превращается в предприятие социального страхования, т. е. как американская. Однако высока степень участия государства в экономической и социальной жизни граждан, т. е. как в Европе. Рассмотрим пример в этом направлении Китая и Японии.
В Китае есть закон, в котором содержатся положения об ответственности и обязанностях самих лиц с ограниченными возможностями:
- лица с ограниченными возможностями должны соблюдать законы, выполнять должные обязательства, соблюдать общественный порядок и уважать социальную этику;
- лица с ограниченными возможностями должны показывать оптимистический и инициативный дух, иметь ощущение чувства собственного достоинства, уверенности в себе и делать вклады в социалистическое строительство;
- лица с ограниченными возможностями под руководством профессионального персонала и при помощи специального штата добровольцев и членов семейства должны активно принимать участие в программах обучения функциональному восстановлению, развитию способности ухода за собой и навыков работы. Основные законы: о защите инвалидов (1991 г.), о браке (2001 г.), Конституция КНР (2004 г.).
В Японии закон устанавливает, что государство и местные органы управления должны
предпринимать меры по предоставлению умственно и физически нездоровым людям медицинских льгот, необходимых для восстановления их функций, а также для обучения. Для образования детей с ограниченными возможностями законодательно предусмотрены все условия, в том числе образование на дому при финансовой поддержке государства. В Японии лицам с ограниченными возможностями предоставляются льготы по уплате подоходного налога. Организацией социальной защиты инвалидов в Японии занимается Министерство здравоохранения и социального обеспечения. Медицинская реабилитация инвалидов проводится в рамках общенациональных медицинских страховых программ. Основные законы: об образовании (1990 г.) и о защите инвалидов (1990 г.), а также национальные стандарты, модернизирующиеся в целях достижения безбарь-ерной среды, национальная программа доступа к телекоммуникациям. В стране функционирует национальная организация, содействующая бизнесу во внедрении новых, легко используемых технологий.
Таким образом, международные документы — Всеобщая Декларация прав человека, Европейская социальная хартия, Декларация о правах умственно отсталых лиц, Декларация о правах инвалидов, Всемирная программа действий в отношении инвалидов, Конвенция о правах ребёнка, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, Конвенция о правах инвалидов — являются показателями соблюдения основных прав семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, за рубежом. Права детей с ограниченными возможностями уже в течение длительного времени являются предметом пристального внимания со стороны ООН и других международных организаций. Наиболее важным итогом международного года инвалидов явилась Всемирная программа действий в отношении инвалидов, принятая Генеральной ассамблеей в её резолюции 37/52 от 3 декабря 1982 г. Международный год и Всемирная программа действий дали мощный толчок прогрессу в этой области. В ходе их осуществления подчёркивалось право лиц с ограниченными возможностями на равные с другими гражданами возможности и на равное улучшение условий жизни в результате экономического и социального развития. Кроме того, впервые инвалидность была опре-
делена как функция отношений между лицами с ограниченными возможностями и их окружением. Также необходимо отметить нормативноправовые акты в государствах Западной Европы, Азии и США, которые закрепляют права семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, а также создание условий для жизнедеятельности.
Список литературы
1. Думбаев, А. Е. Инвалид, общество и право / А. Е. Думбаев. Алмата : Верена, 2006. 180 с.
2. Корнюшина, Р. В. Зарубежный опыт социальной работы / Р. В. Корнюшина. Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. 85 с.
3. Новак, Е. С. Социальная работа за рубежом : учеб. пособие / Е. С. Новак, Е. Г. Лозовская, М. А. Кузнецова. Волгоград : ВолГУ, 2001. 172 с.