Научная статья на тему 'Международный опыт защиты прав семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями'

Международный опыт защиты прав семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2313
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬИ / ВОСПИТЫВАЮЩИЕ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / FAMILIES RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES / INTERNATIONAL DOCUMENTS / MODEL OF SOCIAL POLICY / REGULATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соколова Надежда Анатольевна, Макаров Антон Олегович

Рассматривается международный опыт защиты прав семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями, за рубежом. Показана роль международных документов в отношении защиты прав инвалидов, а также сравнительная характеристика социальной политики Великобритании, Германии, Китая, США, Франции, Швеции и Японии. Исходя из этого сформирована общая картина защиты прав семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями, за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF RIGHTS A PROTECTION FAMILIES CARING FOR A CHILD WITH DISABILITIES

The article deals with international experience in protecting the rights of families raising children with disabilities abroad. The role of international instruments for the protection of the rights of persons with disabilities and compared social policies of foreign countries: the UK, Germany, China, United States, France, Sweden and Japan. On this basis, the overall picture is formed protecting the rights of families raising children with disabilities abroad.

Текст научной работы на тему «Международный опыт защиты прав семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325).

Образование и здравоохранение. Вып. 2. С. 152-155.

Н. А. Соколова, А. О. Макаров

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ЗАЩИТЫ ПРАВ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Рассматривается международный опыт защиты прав семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями, за рубежом. Показана роль международных документов в отношении защиты прав инвалидов, а также сравнительная характеристика социальной политики Великобритании, Гер -мании, Китая, США, Франции, Швеции и Японии. Исходя из этого сформирована общая картина защиты прав семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями, за рубежом.

Ключевые слова: семьи, воспитывающие ребёнка с ограниченными возможностями, международные документы, модели социальной политики, нормативно-правовые акты.

Формирование законодательства по защите прав семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, за рубежом, начинается с создания Детского фонда ООН. Детский фонд ООН, или ЮНИСЕФ (Международный чрезвычайный фонд помощи детям), внёс существенный вклад в развитие международной нормативноправовой базы по защите прав и интересов детей с ограниченными возможностями. Он был создан 11 декабря 1946 г. по решению Генеральной ассамблеи ООН. Целью фонда было оказание помощи детям, пострадавшим в ходе Второй мировой войны.

При его непосредственном участии были разработаны следующие международные документы: Всеобщая Декларация прав человека, Европейская социальная хартия, Декларация о правах умственно отсталых лиц, Декларация о правах инвалидов, Всемирная программа действий в отношении инвалидов, Конвенция о правах ребёнка, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, Конвенция о правах инвалидов. Эти документы раскрывают основные права семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, за рубежом. Данные международные документы закрепляют основные права семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, и пытаются исключить любую дискриминацию этой категории граждан.

Законодательство в зарубежных государствах основывается на перечисленных международных документах. В нашей статье мы рассмотрим основные направления в политике по защите прав семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в таких странах

как: Великобритания, Германия, Китай, США, Франция, Швеция и Япония.

Необходимо отметить, что способы и методы защиты напрямую зависят от моделей социальной политики государства: социально-демократической (Швеция), консервативной (Германия, Франция), либеральной (США, Великобритания) и азиатской (Китай, Япония). В зависимости от модели социальной политики и разрабатывается нормативно-правовая база по защите прав семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.

Рассмотрим социально-демократическую модель на примере Швеции. Значительную часть расходов на социальные нужды берёт на себя государство, и основным каналом перераспределения является бюджет. Государство несёт основную ответственность за социальное благополучие своих граждан и является основным производителем социальных услуг. Услуги (образование, здравоохранение, забота о детях) в большинстве случаев организовываются муниципалитетами. Данная система действует через перераспределение (например, бюджет или социально-страховые фонды), и доля социальных расходов очень высока. Существует ряд законов, закрепляющих права семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. К ним относятся законы о социальной помощи некоторым категориям лиц с ограниченными возможностями (1994 г.), о борьбе с дискриминацией (2006 г.), об образовании (2010 г.). В 2011 г. шведское правительство запустило новую стратегию политики по вопросам инвалидности до 2016 г. Её цель — обеспечить лицам с ограниченными возможностями участие в жизни общества на тех же условиях, что и остальным гражданам. Было определено десять приоритетных областей, на три из которых обращается особое внимание:

судебная система, транспорт и информационые технологии [2].

Особенности консервативной модели рассмотрим на примере Германии и Франции. В этой модели государство, как правило, несёт ответственность только за выдачу социальных пособий получателям, т. е. за социальное обеспечение, но не организует социальные услуги. Здесь бюджетные отчисления и страховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны, и основными каналами перераспределения являются как государственные, так и частные (но находящиеся под контролем государства) социально-страховые фонды. В Германии в основе законодательства об инвалидах лежит идея о том, что реабилитация и последующее трудоустройство инвалидов экономически выгоднее, чем постоянное обеспечение их пенсиями и пособиями. Здесь действует Федеральная программа занятости лиц с тяжёлой степенью инвалидности, предусматривающая различные льготы и субсидии предпринимателям, трудоустраивающим инвалидов. Однако в соответствии с законодательством социальная защита инвалидов в Германии распространяется лишь на лиц, у которых степень утраты трудоспособности составляет не менее 50 %. На основании отдельных причин к ним могут быть приравнены лица со степенью инвалидности 30-50 %, которые без такого приравнивания не могут рассчитывать на получение пособия и сохранение рабочего места. К основным нормативно-правовым актам относят: кодекс социального права, закон о социальном обеспечении (1982 г.), закон о социальной помощи (1987 г.), акт о борьбе с безработицей среди лиц с тяжёлой инвалидностью (2000 г.), Девятую книгу Общественного кодекса — реабилитация и участие инвалидов (2001 г.), акт о равных возможностях для инвалидов (2002 г.). Данные документы призваны решить проблемы инвалидов в сфере образования, здравоохранения, доступности окружающей среды, выплаты пособий и пенсий, обслуживания, реабилитации и дискриминации [2].

Законодательство Франции базируется на принципах, изложенных в международном пакте ООН и Европейской социальной хартии от 3 мая 1995 г. Закон о размере пенсии зависит от категории инвалидности. Только в отношении трудоустройства лиц с ограниченными возможностями во Франции принято 7 законов. Этими законами утверждены права лиц с ограничен-

ными возможностями на профессиональную подготовку и переобучение, на трудоустройство в счёт квотирования рабочих мест, на преимущества в трудовом договоре, содействие в самозанятости. Организация деятельности по социальной защите и реабилитации лиц с ограниченными возможностями возложена на министерство здравоохранения и социального обеспечения [3].

Либеральная модель (США, Великобритания) характеризуется минимальным участием государства в социальной сфере. Финансовую основу реализации социальных программ составляют в первую очередь частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета. Государство берёт на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоёв населения. Однако оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных средств и способов получения и повышения гражданами своих доходов. Так, в США существует закон об инвалидах, включающий в себя акты о гражданских правах, об архитектурных барьерах, об общественном транспорте, акт о реабилитации, о правах умственно отсталых людей, об образовании для всех детей-инвалидов, акт о жилье и т. д. Также в США активно функционируют целевые программы по сотрудничеству центров специальной подготовки инвалидов и университетов с предприятиями. Финансирование программ осуществляется из госбюджета. Медицинская реабилитация инвалидов предусмотрена в рамках специальных программ Ме^саге и Medicaid, финансируемых федеральным правительством.

В Великобритании серьёзное значение придаётся организации профессиональной реабилитации инвалидов в специализированных центрах. Эффективность профессиональной реабилитации и процент возврата лиц с ограниченными возможностями к профессиональной деятельности достаточно велики. Предусмотрена организация предприятий со щадящим режимом труда для лиц с ограниченными возможностями, на которых они осваивают новые профессии и переходят затем на обычные предприятия. Для лиц с тяжёлыми формами физических ограничений могут быть созданы условия обучения и трудоустройства на дому. Существует ряд доку-

ментов, закрепляющих за детьми-инвалидами определённые льготы. Это законы: об образовании (1995 г.), о социальном обеспечении (1985 г.), о детях (1991 г.), Общие инструкции об устройстве детей (1991 г.), акт о дискриминации инвалидов (1993 г.) [2].

В азиатско-тихоокеанском регионе осуществляет свою деятельность Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО, или ЕБСАР). ЭСКАТО 22 мая 2002 г. приняла резолюцию 58/4 о построении открытого, доступного и равноправного общества для людей с инвалидностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе в XXI в., где провозглашено продление Азиатско-Тихоокеанского десятилетия инвалидов 1993-2002 гг. ещё на одно десятилетие [1]. Основные направления: образование, занятость, доступность окружающей среды, социальные услуги, доступная медицина. Сущность азиатской модели в том, что она более социальна, чем американская, более либеральна, чем европейская. Но ей присущи и национальное своеобразие, патернализм, каждая фирма превращается в предприятие социального страхования, т. е. как американская. Однако высока степень участия государства в экономической и социальной жизни граждан, т. е. как в Европе. Рассмотрим пример в этом направлении Китая и Японии.

В Китае есть закон, в котором содержатся положения об ответственности и обязанностях самих лиц с ограниченными возможностями:

- лица с ограниченными возможностями должны соблюдать законы, выполнять должные обязательства, соблюдать общественный порядок и уважать социальную этику;

- лица с ограниченными возможностями должны показывать оптимистический и инициативный дух, иметь ощущение чувства собственного достоинства, уверенности в себе и делать вклады в социалистическое строительство;

- лица с ограниченными возможностями под руководством профессионального персонала и при помощи специального штата добровольцев и членов семейства должны активно принимать участие в программах обучения функциональному восстановлению, развитию способности ухода за собой и навыков работы. Основные законы: о защите инвалидов (1991 г.), о браке (2001 г.), Конституция КНР (2004 г.).

В Японии закон устанавливает, что государство и местные органы управления должны

предпринимать меры по предоставлению умственно и физически нездоровым людям медицинских льгот, необходимых для восстановления их функций, а также для обучения. Для образования детей с ограниченными возможностями законодательно предусмотрены все условия, в том числе образование на дому при финансовой поддержке государства. В Японии лицам с ограниченными возможностями предоставляются льготы по уплате подоходного налога. Организацией социальной защиты инвалидов в Японии занимается Министерство здравоохранения и социального обеспечения. Медицинская реабилитация инвалидов проводится в рамках общенациональных медицинских страховых программ. Основные законы: об образовании (1990 г.) и о защите инвалидов (1990 г.), а также национальные стандарты, модернизирующиеся в целях достижения безбарь-ерной среды, национальная программа доступа к телекоммуникациям. В стране функционирует национальная организация, содействующая бизнесу во внедрении новых, легко используемых технологий.

Таким образом, международные документы — Всеобщая Декларация прав человека, Европейская социальная хартия, Декларация о правах умственно отсталых лиц, Декларация о правах инвалидов, Всемирная программа действий в отношении инвалидов, Конвенция о правах ребёнка, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, Конвенция о правах инвалидов — являются показателями соблюдения основных прав семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, за рубежом. Права детей с ограниченными возможностями уже в течение длительного времени являются предметом пристального внимания со стороны ООН и других международных организаций. Наиболее важным итогом международного года инвалидов явилась Всемирная программа действий в отношении инвалидов, принятая Генеральной ассамблеей в её резолюции 37/52 от 3 декабря 1982 г. Международный год и Всемирная программа действий дали мощный толчок прогрессу в этой области. В ходе их осуществления подчёркивалось право лиц с ограниченными возможностями на равные с другими гражданами возможности и на равное улучшение условий жизни в результате экономического и социального развития. Кроме того, впервые инвалидность была опре-

делена как функция отношений между лицами с ограниченными возможностями и их окружением. Также необходимо отметить нормативноправовые акты в государствах Западной Европы, Азии и США, которые закрепляют права семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, а также создание условий для жизнедеятельности.

Список литературы

1. Думбаев, А. Е. Инвалид, общество и право / А. Е. Думбаев. Алмата : Верена, 2006. 180 с.

2. Корнюшина, Р. В. Зарубежный опыт социальной работы / Р. В. Корнюшина. Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. 85 с.

3. Новак, Е. С. Социальная работа за рубежом : учеб. пособие / Е. С. Новак, Е. Г. Лозовская, М. А. Кузнецова. Волгоград : ВолГУ, 2001. 172 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.