DOI: 10.38197/2072-2060-2021-229-3-391-401
международный
опыт внедрения
искусственного интеллекта в отрасли науки и высшего образования international experience in the integration of artificial intelligence in the field of science and higher education
александров никита дмитриевич
Студент магистратуры, ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации»
nikita d. aleksandrov
Graduate student, Moscow state Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia
392
научный руководитель
Камолов Сергей Георгиевич, заведующий кафедрой государственного управления МГИМО МИД России, д.э.н.
scientific supervisor
Sergei G. Kamolov, Chair in Public Governance MGIMO University, Doctor of Science in Economics
АННОТАЦИЯ
Современное технологическое развитие характеризуется постоянным появлением и внедрением инновационных технологий в различные сферы жизни общества и государства. Без сомнения, преимуществом внедрения таких технологий является значительное преобразование и улучшение деятельности человека. Образование считается одной из важнейших сфер государства, поэтому является привлекательной для преобразований и улучшений посредством модернизации. Однако для успешного внедрения новых технологий необходимо учитывать возможный и доступный международный опыт, поэтому в данной статье рассматривается международный опыт внедрения инновационных технологий, в частности технологий искусственного интеллекта в сферу образования. ABSTRACT
Modern technological development is characterized by the constant appearance and introduction of innovative technologies in various spheres of society and the state. Without a doubt, the advantage of introducing such technologies is a significant transformation and improvement of human activity. Education is considered one of the most important spheres of the state, therefore it is attractive for transformations and improvements through modernization. However, for the successful introduction of new technologies, it is necessary to consider the possible and available international experience, therefore, this article considers
the international experience of introducing innovative technologies, in particular, artificial intelligence technologies in the field of education.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Искусственный интеллект, высшее образование, искусственный интеллект в отрасли науки. KEYWORDS
Artificial intelligence, higher education, artificial intelligence in the field of science.
Введение
В разгар пандемии COVID-19 стратегическое значение искусственного интеллекта (ИИ) для правительств всего мира становится более очевидным, чем когда-либо прежде. От фармацевтических компаний, использующих ИИ для оказания помощи в разработке новых лекарств и методов лечения, до использования ИИ в сфере образования [1]. Новые технологии помогают государствам справляться с пандемией [2].
Без сомнения, искусственный интеллект быстро развивается. Эта технология вполне способна изменить нашу жизнь за счет улучшения здравоохранения (например, более точная диагностика, позволяющая лучше предотвращать заболевания), повышая эффективность земледелия, повышая безопасность и предоставляя новые возможности для получения образовательных услуг.
За последние 25 лет область искусственного интеллекта достигла успеха с точки зрения технологических разработок, теоретического вклада и влияния на образование.
Цель: проследить основные методы внедрения искусственного интеллекта в отрасли науки и высшего образования.
394
Методы: контент-анализ документов, новостей и литературы по теме исследования; анализ международного опыта применения технологий, обобщение всей полученной информации.
Результаты
Технологии искусственного интеллекта обладают серьезным потенциалом для внедрения в сфере науки и высшего образования. Принимая во внимание и адаптируя международный опыт использования технологии искусственного интеллекта, можно существенно модернизировать существующие системы высшего образования.
Обсуждение
Для предметного анализа применения искусственного интеллекта в сфере образования необходимо понять общемировые тенденции к применению новых технологий.
Oxford Insights и Международный центр исследований и разработок опубликовал индекс готовности различных стран к применению технологий искусственного интеллекта [3].
Эксперты проводили оценку исходя из различных критериев, таких как:
• качество управления;
• инновационный потенциал;
• человеческий капитал;
• инфраструктура;
• доступность данных;
• репрезентативность данных;
• качество подотчетности;
• «прозрачность» и др.
Так, был составлен список стран, наиболее развитых и готовых к полноценному внедрению технологий искусственного интеллекта в различные сферы жизни государства и общества:
1. Соединенные Штаты Америки.
2. Великобритания.
3. Финляндия.
4. Германия.
5. Швеция.
6. Сингапур.
7. Республика Корея.
8. Дания.
9. Нидерланды.
10. Норвегия.
Соединенные Штаты Америки занимают первое место в индексе, опубликованном в 2020 году. Большинство остальных мест в десятке занимают страны Европы, что отражает тот факт, что Северная Америка и Европа являются регионами с самыми высокими показателями в целом.
США известны своими инновациями в частном секторе, а «Силиконовая долина» является почти синонимом передовых технологий. Между тем, хотя в Европе еще нет технологических центров наравне с США, в Западной Европе наблюдается высокая концентрация национальных стратегий ИИ, поддерживаемых региональной стратегией Европейского союза, изложенной в его белой книге «Искусственный интеллект — европейский подход к совершенству и доверию» [4], опубликованной в этом году.
Так, Евросоюз поддерживается нормативно-правового и инвестиционно-ориентированного подхода с целью со-
396
действия внедрению ИИ и устранения рисков, связанных с определенными видами использования этой новой технологий [5].
В целом же можно охарактеризовать искусственный интеллект как набор технологий, сочетающих данные, алгоритмы и вычислительную мощность [6].
Таким образом, достижения в области вычислительной техники и растущая доступность данных являются ключевыми факторами современного развития.
Европа стремится сочетать свои технологические и промышленные преимущества с высококачественной цифровой инфраструктурой и нормативно-правовой базой, основанной на ее фундаментальных ценностях. Все это делается для того, чтобы стать глобальным лидером в области экономики и инноваций.
Китай, у которого есть амбиции бросить вызов США за глобальное лидерство в области искусственного интеллекта, занимает удивительно низкое место в индексе — 19-е. Россия в данном списке находится на 33-м месте.
Что же касается образования, нововведения в области цифрового образования помогут более эффективно использовать данные и технологии, основанные на ИИ. Среди таковых можно выделить обучение и прогнозную аналитику. Главная же цель, которую преследуют правительства разных стран, — совершенствование систем образования и обучения и приведение их в соответствие с цифровой эпохой. Важно также повысить осведомленность об ИИ на всех уровнях образования, чтобы подготовить граждан к принятию обоснованных решений, на которые ИИ будет оказывать все большее влияние.
Говоря более конкретно, среди зарубежных практик применения искусственного интеллекта наиболее интересными и востребованными являются [7]:
• «умные ассистенты» (Великобритания), которые представляют варианты решения студенческих запросов по типовому сценарию;
• рекомендации по отбору студентов (США) [8]. Это прогнозирование сфер научных интересов и успеваемости на основании портфолио студента;
• рекомендации по мерам поддержки исследователей (Германия), формирующие предложения по направлению заявок на предоставление мер поддержки на основании научных интересов;
• чат-боты (Респ. Корея). Можно охарактеризовать как «точку входа» в «электронный деканат», через которую студенты могут направить запрос;
• проактивное взаимодействие (Нидерланды), представляющее собой предупреждение трудностей, которые могут возникнуть в процессе обучения, и выработку механизмов их преодоления;
• прокторинг (Сингапур). Это система контроля и верификации студентов в случае проведения аттестации в онлайн-формате.
Среди наиболее актуальных тенденций развития ИИ в отрасли науки и высшего образования можно выделить следующие [9]:
1. Индивидуализация и персонализация.
Как правило, представляет собой подбор курсов в соответствии с научными интересами обучающегося [10]. Также важной является адаптация методов обучения к потребностям студента. Особый акцент делается на разра-
398
ботку новых подходов к изучению дисциплин на основе ретроспективного анализа данных с применением технологий ИИ.
2. Платформенный подход.
Данная тенденция включает в себя формирование цифровых платформ онлайн-курсов для студентов и формирование рекомендаций по изучению курсов в соответствии с научными интересами. Для достижения данного подхода важным будет являться формирование единых платформ для научных коллабораций исследователей с функционалом рекомендаций по проведению совместных исследований, а также доступные мерам поддержки.
3. Формирование единой информационной среды взаимодействия образовательных и научных организаций. [11].
Это подразумевает под собой формирование научной связанности с использованием передовых информационных технологий (ИИ), а также объединение необходимых аспектов в единое цифровое портфолио в рамках образовательной и исследовательской деятельности. А так называемый «цифровой след» обучающихся и исследователей позволит актуализировать наиболее важные предметные области и, при необходимости, продолжать и развивать существующие исследования, достигая результатов с большей скоростью.
4. Развитие цифровых профилей.
Важно обращать внимание на формирование единого профиля (как исследователя, так и научных/образовательных организаций), обладающего следующим функционалом:
• поиск соискателей на выполнение научных исследований;
• поиск соисполнителей;
• онлайн-бронирование научного оборудования для проведения исследований;
• единый реестр грантов и мер поддержки исследователей.
5. Виртуальные ассистенты ученых [12].
Данный пункт позволит автоматизировать и ускорить процессы выполнения «рутинных задач», анализировать большие данные и позволит проводить интеллектуальную выборку материалов по научным тематикам, организованным мерам поддержки и способам их эффективного получения.
Выводы
Суммируя все вышесказанное, автором сделаны следующие выводы:
1. Технологии искусственного интеллекта обладают серьезным потенциалом для внедрения в сфере науки и высшего образования, в настоящее время в международном опыте уже прослеживаются успешные примеры внедрения подобных технологий.
2. Основные направления внедрения технологий ИИ: формирование единого цифрового профиля, поддержка исследовательской деятельности.
3. Внедрение технологий ИИ в данную сферу помогает укрепить и ускорить социально-экономическое развитие государства.
Библиографический список / References
1. Chetyrbok P.V. ISKUSSTVENNYI INTELLEKT V DISTANTSIONN-NOM OBRAZOVANII //Distantsionnye obrazovatel'nye tekhnologii. — 2018. — S. 91-95.
400
2. Vasin S.G. Iskusstvennyi intellekt v upravlenii gosudarstvom //Uprav-lenie. - 2017. - №. 3 (17).
3. Oxford Insights, «Government Artificial Intelligence Readiness Index», 2020.
4. White Paper on Artificial Intelligence — A European approach to excellence and trust
5. Kolesnikova G.I. Iskusstvennyi intellekt: problemy i perspektivy //vid-eonauka. — 2018. — №. 2 (10).
6. Yunusov A.R., Abubakarov SH. M. Iskusstvennyi intellekt // VSEROSSIISKAYA NAUCHNO-PRAKTICHESKAYA KONFERENTSI-YA STUDENTOV, MOLODYKH UCHENYKH I ASPIRANTOV» NAU-KA I MOLODEZH'». — 2018. — S. 47-49.
7. Pyrnova O.A., Zaripova R.S. Tekhnologii iskusstvennogo intellekta v obrazovanii //Russian Journal of Education and Psychology. — 2019. — T. 10. — №. 3. — S. 41-44.
8. Beck J., Stern M., Haugsjaa E. Applications of AI in Education //XRDS: Crossroads, The ACM Magazine for Students. — 1996. — T. 3. — №. 1. — C. 11-15.
9. Zaripova R.S. Global'nye trendy sovremennogo obrazovaniya//NovaUm. Ru. 2018. No 13. S. 232-234.
10. Uvarov A. YU. Tekhnologii iskusstvennogo intellekta v obrazovanii //Informatika i obrazovanie. — 2018. — №. 4. — S. 14-22.
11. Zaripova R.S. Sovremennye tendentsii informatizatsii obrazovaniya / R.S. Zaripova, S.P. Mironov // NovaUm.Ru. 2018. No12. S. 18-19.
12. Feshina E.V., Nesterenko S.V. Iskusstvennyi intellekt v obrazovanii: nastoyashchee i budushchee //Nauka XXI veka: problemy, perspektivy i aktual'nye voprosy razvitiya obshchestva. — 2019. — S. 383-389
Контактная информация / Contact information
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный институт
международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», факультет управления и политики 119454, Москва, Проспект Вернадского, д. 76. MGIMO University, School of Governance and Politics 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia. Александров Никита Дмитриевич/ Nikita D. Aleksandrov [email protected]