Научная статья на тему 'Международный опыт управления логистическими бизнес-процессами машиностроительных предприятий'

Международный опыт управления логистическими бизнес-процессами машиностроительных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / МАШИНОСТРОЕНИЕ / ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / BUSINESS PROCESS MANAGEMENT / LOGISTICS BUSINESS PROCESS / ENGINEERING / VALUE ADDED / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косенко У.В.

Проведен анализ отрасли, определены мировые тенденции развития машиностроения, выявлен характер их влияния на отечественное машиностроение. Получила дальнейшее развитие система управления логистическими бизнес-процессами машиностроительных предприятий Донецкой области, основанная на использовании лучших мировых практик в управлении ключевыми бизнес-процессами и формировании цепочки создания ценности на принципах взаимовыгодной кооперации всех заинтересованных лиц, что позволит максимизировать синергетический эффект отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International experience of logistics business-processes at the machine-building enterprises

The article analyzed the engineering industry, identified the world trends in the development of the machine building and revealed the character of their influence on the domestic machine building. The logistic business processes management system of machine building enterprises in the Donetsk region, based on the use of the world's best practices in the management of key business processes and the formation of the value chain, on the principles of mutually beneficial cooperation of all stakeholders, which maximizes the synergetic effect of the industry, has been further developed.

Текст научной работы на тему «Международный опыт управления логистическими бизнес-процессами машиностроительных предприятий»

УДК 621:005.42-027.543

У.В. КОСЕНКО, ассистент кафедры маркетингового менеджмента, e-mail: LanaKalinovskaja@yandex.com

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского», г. Донецк, ДНР

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Проведен анализ отрасли, определены мировые тенденции развития машиностроения, выявлен характер их влияния на отечественное машиностроение. Получила дальнейшее развитие система управления логистическими бизнес-процессами машиностроительных предприятий Донецкой области, основанная на использовании лучших мировых практик в управлении ключевыми бизнес-процессами и формировании цепочки создания ценности на принципах взаимовыгодной кооперации всех заинтересованных лиц, что позволит максимизировать синергети-ческий эффект отрасли.

Ключевые слова: управление бизнес-процессами, логистический бизнес-процесс, машиностроение, добавленная стоимость, конкурентоспособность.

Kosenko U.V. International experience of logistics business-processes at the machine-building enterprises.

The article analyzed the engineering industry, identified the world trends in the development of the machine building and revealed the character of their influence on the domestic machine building. The logistic business processes management system of machine building enterprises in the Donetsk region, based on the use of the world's best practices in the management of key business

processes and the formation of the value chain, on the principles of mutually beneficial cooperation of all stakeholders, which maximizes the synergetic effect of the industry, has been further developed.

Keywords: business process management, logistics business process, engineering, value added, competitiveness.

Машиностроительный комплекс включает в себя более 20 отраслей экономики, что в результате их эффективной кооперации ускоряет научно-технический прогресс региона, формирует инновационную инфраструктуру и способствует развитию народного хозяйства. Донецкая область обладает всем необходимым потенциалом, богатой сырьевой базой, развитой инфраструктурой и при правильном подходе к организации бизнеса может создавать высокотехнологичную продукцию машиностроения, отвечающую требованиям потребителей на внутреннем и внешнем рынках. Учитывая особенности комплекса, размеры организаций и масштабы влияния результатов деятельности на макроэкономические показатели, поиск эффективных систем управления целесообразно начать с изучения передового международного опыта с последующей его адаптацией к отечественным условиям.

© У.В. Косенко, 2018

Одним из направлений повышения уровня конкурентоспособности машиностроительных предприятий региона может стать управление бизнес-процессами через взаимовыгодное вовлечение всех участников цепочки создания добавленной стоимости в единую логистическую цепь. Такая интеграция позволит координировать деятельность предприятий на макроуровне в соответствии с требованиями рынка, создавать востребованную продукцию по конкурентоспособной цене, устранить дублирование функций или появление узких мест.

Проблемы становления машиностроения как ведущей отрасли народного хозяйства получили свое развитие в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Изучению бизнес-процессов и разработке универсального подхода к управлению предприятием посвящены труды Г.Г. Куликова, К.А. Конева [1], А.П. Гарина. Значительный вклад в исследование инструментов повышения конкурентоспособности отечественных предприятий за счет диверсификации производства и аутсорсинга неэффективных видов деятельности внесли такие ученые, как: М.А. Мельник [2], В.В. Трубчанин [3]. Оценка состояния отрасли и перспективы развития машиностроения представлены в трудах St. Sasse, Cl. Grüne [4], Р.Н. Лепы [5] и др.

Цель статьи - дать анализ современного состояния отрасли машиностроения и функционирования систем управления логистическими бизнес-процессами на предприятиях, выявить возможности для последующего качественного совершенствования машиностроительного комплекса в целом.

Проведенные исследования показывают, что на современном этапе предприятиям машиностроения достаточно сложно удерживать высокие конкурентные позиции за счет собственных ресурсов. Высокое качество, надежность и

точность поставок, гарантии и сопровождение продукции на всех этапах жизненного цикла больше не воспринимаются потребителями как конкурентные преимущества, а являются обязательными требованиями. Поэтому мировые лидеры машиностроения (рис. 1) объединяют усилия со своими поставщиками, конкурентами, заинтересованными лицами в единые промышленные центры для получения синергетического эффекта и максимизации вклада в экономику. В результате создаются устойчивые логистические цепочки, способные своевременно обеспечивать необходимой продукцией и запасными частями внешние рынки.

Первое место по объемам мирового экспорта продукции машиностроения отводится Европейскому союзу, в основном, за счет Германии, которая обеспечивает около 40% выпускаемых Европой машин и оборудования. Согласно прогнозам экспертов, к 2020 г. товарооборот продукции достигнет 236 млрд. евро [4]. Машиностроительный комплекс Германии составляют порядка 6,5 тыс. компаний, что представляет собой более 1 млн. человек, вовлеченных в цепочку создания ценности. Позиции лидера страна удерживает, главным образом, за счет инноваций и разработки передовых производственных решений, которые уже стали стандартом для производителей отрасли и в свое время положили начало Четвертой промышленной революции или Industrie 4.0. Согласно данным GTAI Research [8], страна расходует на НИОКР порядка 5,7 млрд. евро в год, в результате чего около 26% зарегистрированных мировых патентов на машиностроение принадлежат немецким компаниям.

Второе место по объему продаж в отрасли занимает Америка. Более 30 тыс. компаний реализуют машины и оборудование, общей стоимостью более чем на 400 млрд. долл. Почти третья часть производства ориентирована на экспорт, однако

Рис. 1. Мировой экспорт продукции машиностроения в 2015-2016 гг., млрд. долл. [6; 7]

в последние несколько лет объем экспорта ежегодно сокращается на 10% [9]. Позиции США на рынке постепенно ослабевают, что связанно с общим экономическим спадом в стране и увеличением собственного производства на ключевых рынках сбыта.

Значительный вклад в мировое производство продукции машиностроения вносит Азиатско-Тихоокеанский регион, ключевыми игроками которого являются Южная Корея, Япония и Китай. Высокие конкурентные позиции Южной Кореи и Японии обеспечиваются за счет наилучшего качества, признанного на мировом уровне, и разработки передовых технологий. Достижение таких результатов стало возможным за счет проведения активной инвестиционной деятельности и создания горизонтально интегрированных бизнес-структур. Китай, в свою очередь, ориентирован на массовое производство и захват рынков более низкотехнологичным оборудованием. Таких результатов Китаю удалось достичь за сравнительно короткий период, укрепив свои позиции на рынке, он превзошел показатели стран

СНГ в четыре раза. Однако КНР не останавливается на достигнутом, а продолжает наращивать объемы производства и темпы роста доходов от реализации продукции машиностроения, которые в 2016 г. превысили 7%.

Так, в рамках стратегии «Made in China 2025» планируется всесторонняя модернизация сектора и повышение его эффективности с целью интеграции на правах полноценных партнеров в глобальные производственные цепочки. Еще одним положительным фактором для экономики Китая является то, что к 2020 г. планируется повысить уровень содержания внутренних основных компонентов и материалов до 40%, а к 2025 г. - до 70%. Поскольку машиностроение представляет собой достаточно материалоемкое производство, можно предположить, что такие мероприятия значительно повлияют на благосостояние общества в целом [10].

Таким образом, для того, чтобы увеличить свой вес в мировом рейтинге, отечественному машиностроительному комплексу рекомендуется отказаться от традиционных систем управления, ведущих к

затяжной депрессии в отрасли. Необходимо установить новые стратегические приоритеты, изменив векторы развития, включить в конкурентную борьбу нематериальные активы и удлинить цепочки создания ценности до глобальных масштабов. Здесь объектом для бенчмаркинга могут стать страны ОЭСР, где до 40% от объема экспорта приходится на добавленную стоимость, созданную за рубежом, или опыт Китая по интеграции в глобальные производственные цепочки.

Значительные структурные сдвиги происходят и в функциональных областях, составляющих добавленную стоимость. Согласно исследованиям Р. Кап-лински самый низкий уровень рентабельности отмечается у компаний, специализирующихся непосредственно на производстве. Более прибыльными бизнес-процессами в настоящее время становятся: дизайн, брендинг, маркетинг и продажи, а вот достижение потенциальных долгосрочных выгод и максимальная эффективность возможны только на уровне разработки концепции и организации послепродажного обслуживания [11].

С одной стороны, перепроизводство, а с другой - ограниченность природных ресурсов требуют установления баланса между экономическими и социальными интересами общества с целями стейкхолдеров. В результате создается новая бизнес-среда, где вклад предприятия в экономику определяется уровнем организации его системы корпоративного управления. В свою очередь, эффективное корпоративное управление способствует рационализации процесса принятия решений о размещении капитала и адаптации предприятия к влиянию рыночных сил [12]. Поэтому ведущие мировые машиностроительные предприятия в большинстве своем представляют собой холдинги или промышленно-финансовые группы с единой корпоративной культурой,

разрабатываемой головным офисом для всех участников, независимо от географии. Эффективность такого управления, на примере ведущих мировых корпораций, представлена в табл. 1.

Таким образом, анализируя представленную в таблице информацию, можно сказать, что все компании имеют четко сформированную и направленную на создание дополнительной стоимости систему управления бизнес-процессами, основанную на инновациях, современных компьютерных технологиях и взаимовыгодной деятельности всех участников. Однако подобная практика достаточно распространена в развитых странах, в то время, как отечественный рынок находится ближе к стадии поддержания собственной рентабельности.

Для изучения опыта РФ были рассмотрены следующие лидеры: ПАО «Уралмашзавод», АО «Копейский машиностроительный завод», ОАО «Александровский машиностроительный завод», ООО «Юргинский машиностроительный завод». Основным конкурентным преимуществом российского машиностроения является конкурентоспособная цена выпускаемого оборудования с соответствующим стандартам техническим уровнем. Ориентация на комплексное повышение эффективности деятельности путем развития кооперации, специализации и бережливого производства прослеживается в стратегии ПАО «Объединенные машиностроительные заводы». Политика интегрированной системы менеджмента, внедрение процессного подхода и риск-ориентированного мышления обеспечивают лидерство АО «ТЯЖМАШ». Однако уровень международного рынка требует непрерывного и комплексного совершенствования всех функциональных областей логистики и оптимизации бизнес-процессов с помощью современных концепций.

Таблица 1

Основные характеристики лидеров отрасли*

Клю- Компания, логотип, юридический адрес

чевые Группа Корех, Caterpillar, штат Иллинойс, Atlas Copco, Sany Group,

харак- Польша США Швеция Китай

теристики ^СнйРЕХ САГ 'Ж SANY

Удовлетворение по- Успешная компания, предо- Обеспечение устойчивого «Качество меняет

требностей мировой ставляющая лучшие про- экономического роста. мир».

горнодобывающей про- дукты или услуги, удовлетво- Это значит, что мы защи- Создание предприя-

мышленности на обору- ряющие потребности клиен- щаем и расширяем наш тия высшего класса,

ЕЧ дование и услуги; тов. бизнес, включая наши ре- обучение высококва-

S О О участие в производстве Поддерживает высокий уро- сурсы и людей, чтобы это лифицированных со-

и 53 электроэнергии на ос- вень корпоративной этики и было экономически, эко- трудников и значи-

нове возобновляемых профессионализма, демон- логически и социально от- тельный вклад в

источников энергии. стрируя заботливое отношение к сотрудникам и потребителям. ветственным. жизнь общества. «Сделать первоклассный вклад в общество».

Повышение осведом- Философия компании направ- Кодекс деловой практики Активно участвует в

ленности сотрудников; лена на защиту людей, сохра- является руководством по благотворительных

-Q разработка новых эко- нение планеты и обеспечение этическому ведению биз- акциях по всему

т с логически чистых тех- экономического роста. неса и оптимизации эко- миру.

X X нологий и применение Основные направления: логических и социальных Оказывает помощь

е в наилучших доступных защита индивидуальной безо- последствий деятельно- местным правитель-

т с т технологий; пасности и благополучия; сти. Более производи- ствам и сообществам

е в т снижение выбросов обеспечение занятости, тельное и безопасное обо- в развитии.

S ^ пыли и отходов; обучение и тренинги; рудование. Программа под-

й я в и т соответствие правовым минимизация потребления Усиление внимания к держки образования.

требованиям законода- ресурсов; окружающей среде, Фокус на дифферен-

та р тельства и директив ЕС, максимальная переработка управление отходами, ми- цированный марке-

о с а также надзор над пра- отходов. нимизация выбросов и со- тинг и обслуживание,

р о ы вовыми изменениями. кращение потребления природных ресурсов. установление бизнес-процессов на основе CRM и расширенного режима управления.

Устойчивое развитие Объединение сотрудников, Компания нацелена на Sany построил плат-

и ^ Группы, основанное на клиентов, акционеров и всех долгосрочный эффект пу- форму O2O со своим

а с полной открытости заинтересованных сторон с тем расширения своего официальным сайтом,

с е Я и понимании взаимо- тем, чтобы деятельность од- присутствия на рынке, используя преимуще-

о р связи с окружающим ной группы приносила непо- инновационной деятель- ства интернет-техно-

я -с бизнесом. средственную выгоду дру- ности, операционной эф- логий и глобальной

е я Партнерские отноше- гим. Такая концепция носит фективности и инвести- сети обслуживания.

S ю ния. название - управление стои- ций в людей. Sany стремится

е и Стремление к прозрач- мостью. Стремится оптими- предоставить клиен-

я е ности стратегии как для зировать структуру своей це- там оптимизирован-

лв а инвесторов, так и для почки поставок. ный сервис и опыт.

р я государственных и

>> международных организаций.

Рациональное исполь- Обеспечение прозрачности во Консолидация клиентов и Управление ценными

зование запасов, ресур- всей цепочке поставок, что поставщиков. активами и услугами

а сов и энергии; уже способствовало сокраще- Фокус на общей стоимо- GPS-телематики, че-

к и забота о развитии нию запасов более чем на сти операций и оптимиза- рез приложения AT &

S я групп, ее сотрудников. 250 млн. долл. ции цепочки добавленной T Global SIM и AT &

и о t-H Уважение к партнерам Акцент на управлени измен- стоимости. T M2M.

по бизнесу и их потреб- чивостью, управлении сбо- Электронная коммер-

ностям в развитии. ями и сокращении расходов на инвентаризацию. ция.

*Таблица составлена на основании информации с официальных сайтов компаний

Стоит отметить, что развитие и поддержку российское машиностроение получило сравнительно недавно в рамках политики импортозамещения. Предприятиям необходимо пройти процесс модернизации в соответствии с современными требованиями рынка, создать новые каналы распределения и выстроить долгосрочные связи с поставщиками. В более сложном положении оказались предприятия Донецкой области. Нарушение прежних экономических связей, проблемы с поставками, сокращение спроса на внутреннем рынке, низкий уровень рентабельности и загрузки мощностей значительно ослабили конкурентные позиции, когда-то лидирующего региона [5].

Несмотря на тяжелое положение отрасли (заводы работают на 20-25% от своей мощности [13]), донбасские машиностроительные предприятия имеют хорошие перспективы, их продукция все также востребована на рынках России, на экспорт которой до 2013 г. приходилось от 30 до 40%. Мощным центром, объединяющим в себя наилучшие производственные мощности и современные мировые практики управления, являлся Corum Group (ранее «Горные машины»). Группа экспортировала продукцию в Россию, Беларусь, Казахстан, Польшу, Вьетнам, Китай, Индию, Румынию, Грузию, Эстонию, Македонию и другие страны, среди постоянных клиентов были более 30 крупнейших добывающих холдингов [14].

Выводы

В результате анализа мировых тенденций развития отрасли машиностроения выявлено, что эффективным инструментом для совершенствования деятельности предприятий может стать управление их логистическими бизнес-процессами. Изучение передового опыта с последующей его адаптацией под собственное

производство может послужить основой для разработки программы развития машиностроительного комплекса региона. Поскольку отрасль имеет достаточно сложную структуру, а логистическая цепочка предприятий включает множество экономических субъектов, совершенствование механизма взаимодействия всех субъектов комплекса будет способствовать развитию конкурентных позиций Донецкой области. Дальнейшие исследования направлены на разработку механизма управления логистическими бизнес-процессами и рекомендаций по его применению в характерных для Донецкой области условиях.

Список использованной литературы

1. Куликов, Г.Г. Методология управления машиностроительным предприятием на основе интеграции его бизнес-процессов / Г.Г. Куликов, К.А. Конев // Вестник УГАТУ. - 2006. - № 2 (15). - T. 7. - С. 82-91.

2. Мельник, М.А. Аутсорсинг як ш-струмент тдвищення конкурентоспро-можносп машинобудiвного тдприем-ства / М.А. Мельник, Т. А. Кальна // Еко-номiчний аналiз: зб. наук. праць; Тер-нопшьський нащональний економiчний ушверситет; редкол.: В.А. Дерш (голов. ред.) та ш. - Тернопшь: Видавничо-полiграфiчний центр Тернопшьського нащонального економiчного ушверситету «Економiчна думка», 2016. - Том 24. -№ 2. - С. 98-105.

3. Трубчанин, В.В. Оценка потенциала диверсификации производства на промышленных предприятиях / В.В. Трубча-нин // Вестник Института экономических исследований. - 2016. - № 4 (4). - С. 5-11.

4. Sasse St., Grüne Cl., McDougall W. Mechanical Engineering: Industry Clusters

in Eastern Germany. Germany, Germany Trade & Invest, 2017.

5. Лепа, Р.Н. Прогнозы развития промышленности в ДНР: машиностроительная отрасль / Р.Н. Лепа, С.Н. Гриневская, А.Е. Шматько // Вестник Института экономических исследований. - 2017. -№ 3 (7). - С. 17-26.

6. Хохлов, А.В. Справочные материалы по географии мирового хозяйства.

2017 [Электронный ресурс]. - URL: http://argorussia.ru/sites/default/files/Мате-риалы%202017^

7. Хохлов, А.В. Справочные материалы по географии мирового хозяйства.

2018 [Электронный ресурс]. - URL: https://api.exportedu.ru/api/docu-ments/78/download

8. VDMA May 2016, FDI markets January 2016, GTAI research May 2016.

9. Machinery & Equipment in the USA. German American Chamber of Commerce. Available at: http://www.

gaccmidwest.org/en/industries/machinery-equipment/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. China - Machinery. EX-PORT.GOV, 2017 Available at: https:// www.export.gov/article?id=China-Machin-ery

11. Meshkova T., Moiseichev E. (2016) Foresight Applications to the Analysis of Global Value Chains. Foresight and STI Governance, vol. 10, no 1, pp. 69-82.

12. Методические материалы по разработке кодексов наилучшей практики корпоративного управления. Европейский Банк Реконструкции и Развития, Глобальный форум по корпоративному управлению. - 2014. - Т. 1. - С. 94.

13. Машиностроение в ДНР [Электронный ресурс]. - URL: http://no-vorossia.today/mashinostroenie-v-dnr-no-vye-signaly-ozhivleniya-otrasli/

14. Систем Кэпитал Менеджмент: официальный сайт. - URL: http://www. scm.com.ua/business/sectors/heavy/

Статья поступила в редакцию 17.06.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.