Научная статья на тему 'Концепция эффективного управления современным предприятием'

Концепция эффективного управления современным предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММЕРЧЕСКИЕ ПОРТАЛЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COMMERCIAL ACTIVITY / DIGITAL ECONOMY / INFORMATION AND COMMERCIAL PORTALS / INFORMATION SUPPORT OF COMMERCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андриенко В.Н., Величанский В.А.

Обоснована необходимость и разработаны направления государственной поддержки предприятий машиностроения ДНР. Предложены методы повышения конкурентных преимуществ предприятий машиностроения на рынках экономически развитых стран. Сформулирована концепция системы управления информационным обеспечением коммерческойдеятельности предприятий машиностроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of effective management of a modern enterprise

The article substantiates the necessity and developed the directions of the state support for machine-building enterprises of the Donetsk People’s Republic. The methods of increasing the competitive advantages ofmachine-building enterprises in the markets of economically developed countries have been suggested. The concept of information management system for commercial activities of machine-building enterprises has been formulated.

Текст научной работы на тему «Концепция эффективного управления современным предприятием»

УДК 339.13

В.Н. АНДРИЕНКО, д-р экон. наук, профессор, декан факультета математики и информационных технологий, e-mail: andr20076@yandex.ua, В.А. ВЕЛИЧАНСКИЙ, аспирант, e-mail: velichanskiy.v@yandex.ru

ГО ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР

КОНЦЕПЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ

ПРЕДПРИЯТИЕМ

Обоснована необходимость и разработаны направления государственной поддержки предприятий машиностроения ДНР. Предложены методы повышения конкурентных преимуществ предприятий машиностроения на рынках экономически развитых стран. Сформулирована концепция системы управления информационным обеспечением коммерческой деятельности предприятий машиностроения.

Ключевые слова: коммерческая деятельность, цифровая экономика, информационно-коммерческие порталы, информационное обеспечение коммерческой деятельности.

Andrienko V.N., Velichansky V.A.

The concept of effective management of a modern enterprise.

The article substantiates the necessity and developed the directions of the state support for machine-building enterprises of the Donetsk People's Republic. The methods of increasing the competitive advantages of machine-building enterprises in the markets of economically developed countries have been suggested. The concept of information management system for commercial activities of machine-building enterprises has been formulated.

Keywords: commercial activity, digital economy, information and commercial portals, information support of commercial activity.

Современная социальная, экономическая и политическая обстановка в Донецкой Народной Республики (ДНР), а также смена вектора ее развития с ориентацией на рынки дружественных экономически развитых стран ставят перед отечественными предприятиями машиностроения задачи перехода на инновационный путь развития. Одной из составляющих этого пути является ориентация их функционирования в условиях цифровой экономики, что обуславливает необходимость комплексных преобразования всех систем управления.

Высокая конкурентная среда на рынках дружественных экономически развитых стран определяет необходимость повышения эффективности производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятий машиностроения ДНР за счет совершенствования коммерческой деятельности на инновационной основе, которую формирует информационное обеспечение и инструментальные

© В.Н. Андриенко, В.А. Величанский, 2018

средства ведения бизнеса в условиях цифровой экономики.

Изменения, происходящие во внешней среде инновационно-активного предприятия, требуют постоянной адаптации к ним и выбора наиболее подходящей стратегии развития, которая способствует уменьшению влияния негативных факторов на показатели функционирования и направлена на адаптацию к использованию и разработкам инновационных процессов, услуг и продуктов [1].

Теоретическую основу исследования составили труды авторов: А.И. Бал-дынюк [1], Н.Ф. Васильевой [5], Г.И. Аб-драхмановой [6], В.М. Пугачёва [7], В.Н. Самочкина [8], И. Ансоффа [9]. Вместе с тем несмотря на значительное количество научных работ и достаточно широкую теоретико-методологическую базу в настоящее время вопросы управления коммерческой деятельностью предприятий машиностроения в условиях цифровой экономики изучены недостаточно, имеются значительные пробелы в теоретическом и практическом аспектах управления информационным обеспечением коммерческой деятельности. Нестабильность и сложность экономических процессов Донецкой Народной Республики требуют разработки новых подходов к организации и управлению информационным обеспечением коммерческой деятельности.

Целью работы является разработка концепции эффективного управления современных предприятий машиностроения на основе системы информационного обеспечения коммерческой деятельности в условиях цифровой экономики, адаптированной под условия хозяйствования в Донецкой Народной Республике.

Под управлением информационным обеспечением коммерческой деятельности предприятия машиностроения в цифровой экономике подразумевают совокуп-

ность операций, направленных на обеспечение эффективного планирования, контроля, учета, анализа и регулирования его количественных и качественных показателей с использованием современных достижений в области информационных технологий и систем.

Эффективное управление информационным обеспечением коммерческой деятельности предприятий в цифровой экономике должно основываться на общегосударственных концепциях и программах экономического развития и восстановления районов ДНР. Данные программы формируются исходя из положений Закона ДНР о республиканских программах [2].

Специалистами Минэкономразвития ДНР проведен анализ данных Главстата ДНР об объёмах реализованной промышленной продукции предприятиями Донецкой Народной Республики за январь-сентябрь 2017 г. В структуре реализации продукции перерабатывающей промышленности преобладает металлургическое производство, производство готовых металлических изделий - 23%. На машиностроение приходится 1,4% реализованной продукции [3].

Приоритетность государственной поддержки развития предприятий машиностроения ДНР обосновывается тем, что в данном секторе экономики до начала военных действий в 2014 г. работало свыше 60 тыс. чел, которые обеспечивали 9% реализации всей промышленной продукции региона и 11% областного экспорта товаров. В период 2014-2016 гг. машиностроение, как ключевая отрасль экономики ДНР, ощутимо пострадала. За 9 мес. 2016 г. предприятия машиностроения в ДНР выпустили продукции на 2 млрд. руб., а это 1,5% от общего объема произведенной и реализованной продукции в республике. Такая динамика предположительно сохранится за счет ввода в эксплуатацию новых предприятий, увеличения

их количества и совершенствования их экономической деятельности [3].

Данные показатели свидетельствуют о том, что отрасль находится в начале пути возрождения, обладает значительным потенциалом и требует применения комплекса мероприятий, направленных на ее совершенствование. Значительный перерыв в работе, снижение функциональных и экономических показателей определяют необходимость применения инновационных подходов в коммерческой деятельности предприятий, которые направлены на поиск платежеспособного рынка сбыта, повышение статуса машиностроения в обществе и формирование условий для их обеспечения технологиями, производящими конкурентоспособную продукцию. Для этого необходимо решить следующие задачи: улучшить инвестиционную привлекательность предприятий отрасли, расширить рынки сбыта их продукции, улучшить обеспечение высококвалифицированными научными и рабочими кадрами [4].

Указанные задачи решаются за счет эффективной организации информационного обеспечения коммерческой деятельности предприятий. При этом со стороны республиканского руководства необходима комплексная поддержка развития предприятий машиностроения, которые вносят весомый вклад в формирование устойчивой конкурентоспособности экономики ДНР и обеспечивают поставку продукции на рынки экономически развитых стран мира. Реализация республиканской поддержки коммерческой деятельности предприятий машиностроения в условиях электронного бизнеса цифровой экономики осуществляется по следующим направлениям: формирование единого информационного пространства отраслей машиностроения между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой; оптимизация структуры отрасли машиностроения с ориентацией на

внутренний рынок республики; создание благоприятных законодательных условий выхода на российский рынок продукции; заключение международных торговых соглашений; разработка механизмов управления производственной и коммерческой деятельностью предприятий машиностроения в условиях риска и неопределенности, а также условиях военных действий, обеспечение государственной защиты инвестиций и обеспечение страхования материальных активов предприятий ДНР; развитие научной базы в сфере коммерческой деятельности в условиях цифровой экономики, открытие современных специальностей в ВУЗах республики, стимулирование применения отечественных научно-технических разработок, оказание помощи в получении патентов на разработки из РФ; применение упрощенных налоговых ставок, предоставление республиканских дотаций и беспроцентных кредитов от республиканского банка для предприятий машиностроения.

Реализация перечисленных направлений обеспечит функционирование предприятий машиностроительной отрасли в условиях перехода к информационному обществу, что предполагает значительные изменения в экономической системе республики, характеризующейся ростом и развитием инфокоммуникацион-ной отрасли как в рамках мировой, так и на уровне региональной экономики [5].

Одной из приоритетных задач на предприятиях машиностроения ДНР является построение информационно-коммерческого портала. Это объясняется совокупностью причин: основным способом ведения коммерческой деятельности в условиях цифровой экономики являются инструментальные средства информационно-коммуникационных технологий, функционирование которых возможно только совместно с информационным порталом предприятия; финансово-экономическое развитие предприятия

машиностроения ДНР на мировом рынке зависит от представления его продукции в информационном пространстве рынков сбыта. Основой создания информационного представления о предприятии машиностроения и его продукции являются информационные ресурсы, которые аккумулируются на web-страницах информационного портала. В условиях высокой конкуренции и насыщенности рынка продукцией отрасли машиностроения представление информации о предприятии и его продукции на информационно-коммерческом портале в значительной степени позволяет акцентировать его конкурентные преимущества, в основе которых лежат информационно-коммерческие, производственно-сбытовые процессы, которые поддерживаются информационной системой предприятия. Иинформационный портал, поддерживающий мобильные приложения, является основой в функционировании виртуального офиса, который поддерживает работу территориально распределенных единиц предприятия машиностроения нового типа.

Концептуальная модель управления информационным обеспечением коммерческой деятельности предприятия машиностроения представлена на рис 1. Ее основными блоками являются механизмы: построения информационного портала предприятия; построения системы интернет-маркетинга в цифровой экономике; интеграции ИС управления с информационным порталом предприятия; обеспечения информационной безопасности предприятия; организации работы сотрудников в условиях цифровой экономики.

Управление информационным обеспечением коммерческой деятельности базируется на применении организационных структур нового типа, функционирование которых направлено на максимальное удовлетворение потребностей рынка, поддержку территориально распределенных подразделений, применение

индивидуалистического или механистического стилей управления.

Необходимость и актуальность такого подхода объясняется следующими причинами: создание условий работы с инструментальными средствами ведения электронного бизнеса в связи с тем, что они требуют привлечения специалистов высокого уровня квалификации творческой направленности; прием и обработка заказов на продукцию машиностроения от конечных производителей и контраген-тров зависит от применения систем управления взаимоотношениями с клиентами, а также от квалификации сотрудников отдела продаж предприятия; количество готовой продукции на складе предприятия машиностроения напрямую зависит от маркетинговой активности (количества сотрудников отдела сбыта и их профессионального опыта работы информационно-коммерческого портала, эффективности использования методов интернет-маркетинга и т.д.), а также от возможности отдела сбыта эффективно управлять системой и каналами продаж продукции; повышение престижа работы на предприятиях машиностроения ДНР, что достигается благодаря совершенствованию условий труда сотрудников на основе зарубежного опыта мировых корпораций. Современные предприятия машиностроения должны обладать достаточными ресурсами для инновационно-активного функционирования в условиях рынка, предъявляются высокие требования к уровню квалификации, компетенциям и навыкам его работников.

Особенностями такого механизма являются: необходимость выбора стиля управления в зависимости от структурного подразделения предприятия машиностроения; внедрение организационной структуры управления нового типа исходя из факторов внешней и внутренней среды предприятия машиностроения, учитывая территориально-распределен-

Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Донецкой Народной Республики (ДНР)

Общегосударственная целевая программа развития предприятий машиностроения в ДНР

Построение единого информационного пространства отраслей машиностроения РФ и ДНР

Создание государственной программы развития цифровой экономики ДНР

Цель - создание современного, интегрированного в мировое производство машиностроительного комплекса, способного в условиях электронного бизнеса цифровой экономики, риска и неопределенности,

интеграции и глобализации решать основные задачи социально-экономического развития Донецкой Народной Республики

Система управления информационным обеспечением коммерческой деятельности предприятия машиностроения

Цель - обеспечение эффективного функционирования коммерческой деятельности предприятия машиностроения в условиях электронного бизнеса цифровой экономики

Задачи управления информационным обеспечением коммерческой деятельности предприятия машиностроения:

1) создание инновационной коммерческой деятельности в цифровой экономике; 2) обеспечить продукцию машиностроения конкурентными преимуществами; 3) усовершенствовать производственно-сбытовую деятельность за счет ИС. 4) выход на новые платежеспособные рынки сбыта продукции машиностроения; 5) повысить инвестиционную привлекательность предприятия; 6) повысить престиж работы на предприятиях ДНР.

Составляющие системы управления информационным обеспечением коммерческой деятельности предприятия машиностроения

Управление информационным порталом:

- необходимость в высококвалифицированных специалистах;

- затраты на создание и развитие портала;

- осуществление работ по поддержке портала.

Управление сотрудниками:

- повышение квалификации для работы в цифровой экономике;

- необходимость создания новых структурных подразделений;

- создание возможности удаленной работы.

Управление маркетингом:

- ориентация на цифровую экономику;

- применение новых маркетинговых инструментов;

- управление маркетинговыми модулями на портале.

Информационная система управления:

- управление бизнес-процессами предприятия;

- необходимость поддержки работы системы;

- взаимодействие с информационным порталом.

Управление сбытом продукции:

- построение современных логистических сетей;

- работа с ИС управления складскими запасами;

- взаимодействие с информационным порталом.

Управление 1Т безопасностью:

- установка программных решений защиты;

- собственные технические средства;

- обучение сотрудников.

Методы и инструменты управления информационным обеспечением коммерческой деятельности

Механизм построения информационного портала предприятия

Механизм построения системы интернет-маркетинга в цифровой экономике

Механизм интеграции ИС управления с информационным порталом предприятия

Инструменты обеспечения информационной безопасности предприятия

Методы организации работы сотрудников в условиях цифровой экономики

Информационный портал

Интернет-маркетинг

Информационная система

1Т безопасность

Менеджмент

Критерий оценки эффективности: рост доходности предприятия

Рис. 1. Концептуальная модель управления информационным обеспечением коммерческой деятельности предприятия

ные подразделения, влияние социально-экономического состояния республики и дружественных стран, особенностей работы информационно-коммерческого портала; экономическое стимулирование рабочих или сотрудников инженерно-технических служб за инновационные предложения или проекты по совершенствованию технологического процесса, направленных на функционирование в цифровой экономике, а также за работу в условиях применения организационных структур нового типа управления; установление доплат и премирования сотрудников отдела снабжения за работу с информационными системами управления логистикой, которые создадут условия бесперебойного обеспечения машиностроительного процесса необходимым сырьем, а также решения вопроса по транспортировке сырья и материалов, сокращению складских расходов за счет соблюдения норм по материально-сырьевым ресурсам и т.д.; стимулирование творческой работой сотрудников отдела сбыта за творческую работу, которая выражается в разработке инновационных методов в продвижении продукции, что повлияет на увеличение объемов продаж при достаточном уровне рентабельности реализованной продукции. Особое значение в этих процессах приобретает реализация посредством использования информационно-коммерческого портала предприятия с применением инструментальных средств ведения электронного бизнеса; организация высокотехнологичных условий работы сотрудников аппарата управления, информирование рабочих о целях предприятия, создание партисипативных условий работы, выполнение функций управления не в административном векторе, а в векторе развития консультационной поддержки от руководства; повышение информационной безопасности, стимулирование сотрудников за выполнение требований защиты информации, коммерческой тайны.

Таким образом, механизм организации работы сотрудников в условиях цифровой экономики предприятия машиностроения тесно связан со всеми подсистемами управления, а именно: управлением информационно-коммерческим порталом, управлением производством и логистикой, управлением интернет-маркетингом, управлением информационными системами предприятия, управлением персоналом (трудовым капиталом, кадрами), управлением информационной безопасностью.

В коммерческой деятельности предприятия машиностроения, функционирующего в цифровой экономике, центральное место занимает информационно-коммерческий портал, что определяет необходимость его разработки и поддержки в актуальном состоянии. Механизм должен предусматривать функционирование на нескольких рынках сбыта продукции. Это выражается в существование различных версий web-страниц, которые будут учитывать специфику регионов и рынков, для которых они разработаны. В особую специфику регионов и рынков необходимо включить языковые особенности, ценовую политику, условия доставки и оплаты продукции, кроме этого, необходимо предусмотреть маркетинговое продвижение товаров по данным направлениям. При интеграции процесса информатизации в систему управления предприятий, которые имеют слабое информационное и технологическое поле, необходима полная реорганизация или построение нового процесса [6].

Обоснование выбора инструментов создания рассматриваемого механизма является отдельной и значимой проблемой, эти инструменты должны отвечать совокупности требований современной экономической и технологической направленности. Построение модели обоснования выбора инструментов создания информационно-коммерческого

портала (ИКП) предприятия машиностроения позволит достичь экономии финансовых, временных и трудовых ресурсов, а также повысит эффективность функционирования портала. Предлагаемая модель должна учитывать перспективы дальнейшего функционирования ИКП, предвидеть возможность внедрения инновационных методов в сфере интернет-маркетинга, а также современных технических и программных решений расширения функциональных особенностей. Механизм построения информационного портала тесно взаимодействует с системой управления интернет-маркетингом, поэтому возникает необходимость построения модели их эффективного взаимо действования.

Механизм управления интернет-маркетингом предусматривает проведение оценки функционирования маркетинговых компаний на основе совокупности современных инструментальных средств. Он учитывает возможности предприятия в достижении целей продвижения продукции машиностроения на рынки сбыта дружественных стран. На основании указанных возможностей механизм формирует совокупность маркетинговых задач, которые необходимо выполнить с использованием инновационных методов продвижения продукции для достижения общих целей и маркетинговой миссии. Сформулированные задачи со сроками их реализации накапливаются в информационной системе управления, которая распределяет их между ответственными исполнителями на предприятии.

Применение маркетинговых интегрированных модульных решений на информационно-коммерческом портале предприятия машиностроения позволит: определить показатели рентабельности маркетинговых кампаний; распределить рекламный бюджет между товарными категориями и инструментальными средствами продвижения, что позволит

достичь экономии рекламного бюджета, а также улучшит качество прогнозирования будущих рекламных кампаний; выделить прочие расходы рекламной кампании, которые возможно минимизировать и повысить общие показатели рентабельности; осуществить маркетинговые исследования, обеспечивающие сравнение двух и более подходов наполнения web-страниц текстовым и графическим контентом, что в итоге позволяет выделить наиболее эффективный из них на основе анализа показателей конверсии; реализовать персона-лизацию контента под определенную категорию посетителей, что отразится на повышении заинтересованности и поведенческих факторах web-аналитики информационно-коммерческого портала, которые положительно влияют на естественное поисковое продвижение.

Функционирование механизма управления интернет-маркетингом определяется информационными системами, которые направлены на управление взаимоотношениями с клиентами. Для эффективной коммерческой деятельности в условиях цифровой экономики необходимо вести учет заказов на продукцию от клиентов и партнеров, что позволит построить соответствующую базу данных для проведения маркетинговых кампаний. Для осуществления логистических процессов при выполнении заказов необходима актуализация информации о складских запасах и возможности отгрузки продукции в режиме реального времени, что обосновывает требование к применению информационных систем управления логистикой. Исходя из этого, возникает необходимость разработки механизма интеграции информационных систем управления с информационно-коммерческим порталом.

Качественная информатизация системы управления позволяет получить конкретные конкурентные преимущества перед другими предприятиями: наблю-

дать за изменениями конъюнктуры рынка и тенденций в производстве, повышать качество товаров и услуг, увеличивать количественные показатели деятельности и т.д. [7].

Механизм интеграции информационных систем управления с информационно-коммерческим порталом предприятия машиностроения должен предусматривать единую программную среду, обеспечивающую автоматизацию процессов логистики и взаимоотношений с клиентами. Функционирование данных систем ограничено возможностями информационно-коммерческого портала, который является связующим звеном между клиентами и предприятием машиностроения. Совместное функционирование указанных систем обеспечивает формулировку задач по получению, обработке и выполнению заказов, обновлению и рассылкам прейскурантов цен, а также в их последующем изменении в базе данных клиентов и партнеров. Это позволит получать достоверную информацию о наличии продукции, точном времени ее отгрузки или отправки, а также автоматически формировать документы отчетности.

В условиях цифровой экономики ценность информации, которая создается в процессе коммерческой деятельности, значительно возрастает. Она определяет конкурентные преимущества, которые напрямую отражаются на прибыли предприятия машиностроения. В связи с этим актуальным является разработка механизма информационной защиты предприятия машиностроения. Данный механизм предполагает использование методик организации рабочих мест сотрудников, которые применяют программные и технические инструменты защиты информации. Предполагается разработка специализированных организационных средств, направленных на предупреждение несанкционированного доступа к информации и нарушения работы инфор-

мационных систем и информационно-коммерческого портала в целом. Однако, если по тем или иным причинам результаты не соответствуют стандартам, тогда осуществляются соответствующие корректирующие действия, которые могут заключаться во внесении изменений в деятельность организации, в механизм информационной безопасности или в переоценку желаемых и планируемых результатов, что приведет к повышению результативности и обеспечению экономической безопасности предприятия [8].

Таким образом, основными задачами управления информационным обеспечением коммерческой деятельности предприятия машиностроения в условиях цифровой экономики являются: обеспечение предприятия машиностроения конкурентными преимуществами на рынках сбыта продукции машиностроения, делая акцент на инновационных технологиях и методах управления его коммерческой деятельностью; эффективное управление предприятиями машиностроения за счет применения новых типов организационных структур управления; усовершенствование производственно-сбытовой деятельности, что должно способствовать налаживанию взаимовыгодных контактов с клиентами, поставщиками, транспортными организациями и другими посредническими структурами на рынках дружественных стран. Основными показателями при этом должны стать уменьшение общих логистических затрат за счет применения информационных систем, обеспечение адекватной и гибкой реакции предприятия машиностроения на потребности рынка, способности быстро менять ассортимент изделий и объем их выпуска; сокращение жизненного цикла производства продукции, увеличение разнообразия ассортимента изделий, повышение рыночного спроса [9]; применение современных маркетинговых инструментов продвижения продукции за счет

использования ресурсов сети Интернет и информационно-коммерческого портала предприятия машиностроения; обеспечение защиты коммерческой информации на предприятии машиностроения.

Реализация вышеуказанных задач требует взаимодействия различных структурных подразделений предприятия машиностроения в едином информационном пространстве.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что управление информационным обеспечением коммерческой деятельности предприятий машиностроения ДНР - это сбалансированный, целенаправленный процесс, представленный в виде механизмов формирования, использования и регулирования информационным обеспечением. Информационное обеспечение представлено инструментальными средствами, которые направлены на обеспечение устойчивого, инновационного развития предприятия машиностроения в условиях цифровой экономики. Реализация предложенной концепции позволит предприятиям ДНР активно внедряться на рынки сбыта продукции экономически развитых стран, что приведен к росту экономических показателей экономики ДНР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список используемой литературы

1. Балдынюк, А.И. Стратегия развития в управлении инновационно-активным предприятием / А.И. Балдынюк // Вестник Института экономических исследований. - 2017. - № 2. - С. 98-102.

2. Архив официального сайта ДНР. Закон ДНР о республиканских программах [Электронный ресурс]. - URL: http://doc.dnr-online.ru/wp content/up-loads/2016/05/Zakon_DNR_O_respublikan-ski_programmah_369P_NS .pdf

3. Министерство экономического развития ДНР [Электронный ресурс]. -URL: http://mer.govdnr.ru

4. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / коллектив авторов ГУ «Институт экономических исследований» в рамках сотрудничества с Институтом народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук; под науч. ред. А.В. Половяна, Р.Н. Лепы; Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики. Государственное учреждение «Институт экономических исследований». - Донецк, 2017. - 84 с.

5. Васильева, Н.Ф. Неоиндустриализация экономики: условия старта и реализация / Н.Ф. Васильева // Вестник Института экономических исследований. -2016. - № 1. - С. 49-63.

6. Абдрахманова, Г.И. Тенденции развития информационных и коммуникационных технологий / Г.И. Абдрахма-нова, Г.Г. Ковалёва // Форсайт. - 2009. -№ 4 (12). - С. 44-55.

7. Пугачёв, В.М. Роль информационных технологий в науке и образовании / В.М. Пугачёв, Е.Г. Газенаур // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2009. - № 3. - С. 31-34.

8. Самочкин, В.Н. Экономическая безопасность промышленных предприятий / В.Н. Самочкин, И.В. Барахов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2014. - № 3. -С. 342-352.

9. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф: сокр. пер. с англ. / науч. ред. и авт. предисл. Л.И. Евенко. - М.: Экономика, 1989. -519 с.

Статья поступила в редакцию 10.10.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.