УДК 622.3:338.3
А.С. Бабков-Эстеркин
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СОКРАЩЕНИЯ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В РФ
Освещена проблематика загрязнения атмосферного воздуха парниковыми газами и международный опыт в области их сокращения. Рассматриваются рыночные механизмы торговли квотами на эмиссию парниковых газов и оценивается потенциал участия в них России, работа российских органов власти по их реализации и проблематика включения российских предприятий в существующие рыночные механизмы.
Ключевые слова: атмосферный воздух, парниковые газы, эмиссия, рыночный механизм, теплоэнергетика, нефтепереработка.
~ИЪ последние десятилетия остро -Ж.} встает вопрос о нарастающих тенденциях изменения климата на планете, что приводит к прямым колоссальным убыткам всех развитых и развивающихся стран. Это вызвано тем, что изменение климата приводит к ежегодно повторяющимся техногенным и природным катастрофам, среди которых лесные пожары, наводнения и ураганы, упадок сельского хозяйства, засуха, смена океанских течений, нехватка питьевой воды, затопление прибрежных территорий.
Процесс изменения климата делает крайне актуальными вопросы объединения мирового сообщества с целью снижения влияния на климат, для чего активно начинают использовать-ся экономические инструменты.
Анализ экономической целесообразности включения российских предприятий в международные механизмы по торговле квотами на выбросы в атмосферу и оценка модернизации производств путем перехода на более экологичные технологии показали высокую рентабельность даже в условиях российской экономики.
В настоящий момент определено 5 основных парниковых газов, каждый
обладает своим потенциалом глобального потепления.
Выбросы парниковых газов имеют Естественное и Антропогенное происхождение. Естественным путем в атмосферу попадает больше парни-ковых газов, чем в результате антропогенного фактора, но на сегодняшний день контролировать мы можем только собственные источники. Основным загрязнителем является теплоэнергетика и нефтепереработка. В нефтепереработке важно отметить лидирующее положение российских предприятий в сжигании попутных газов, которые давно улавливаются в большинстве промышленно развитых стран и продаются в виде полипропилена — очень востребованного нефтепродукта.
В 1972 году в Стокгольме прошла «Первая Всемирная конференция по окружающей среде и развитию», где была принята программа ООН по окружающей среде (UNEP). Она стала самой масштабной формой международного сотрудничества в решении общемировых экологических проблем.
Успешным примером работы это международного органа в решении глобальных экологических проблемы стали Венская конвенция об охране озонового
Таблица 1
Сектора и категории источников Парниковых газов (Классификация ООН)
Энергетика: Сельское хозяйство:
Сжигание топлива Интестинальная ферментация
Энергетическая промышленность Уборка, хранение и использование навоза
Обрабатывающая промышленность и Производство риса
строительство Сельскохозяйственные земли
Транспорт Управляемый пал саванн
Другие секторы Сжигание сельскохозяйственных отходов на
Прочее полях
Утечки при добыче и транспортировке топ- Отходы:
лива: Удаление твердых отходов в грунте
Твердое топливо Обработка сточных вод
Нефть и природный газ Сжигание отходов
Другие Прочее
Промышленные процессы:
Продукция горнодобывающей промыш-
ленности
Химическая промышленность
Металлургия
Другие производства
Производство галогенированных углерод-
ных соединений и гексафторида серы
Потребление галогенированных углерод-
ных соединений и гексафторида серы
Использование растворителей и других
продуктов
слоя 1985 г. и Монреальский протокол 1987 г. — которыми удалось фактически устранить промышленные выбросы основных разрушающих озон веществ в атмосферу.
На сегодняшний день основной глобальной проблемой стал климат.
В докладе UNEP декабрьской конференции 2009 года в Копенгагене была озвучена оценка, что к 2020 году необходимо добиться снижения выбросов Парниковых Г азов минимум на 20 % от уровня 1990 года, иначе существует риск прохождения точки не возврата в процессе изменения климата.
В 1997 году в Японии был принят Киотский протокол к Рамочной Конвенции по изменению климата. Он был подписан более чем 120 странами, на долю которых приходилось не мене
55 % мировых выбросов. В рамках этого протокола были разработаны рыночные механизмы по торговле квотами на Единицы сокращения выбросов (ЕСВ), для стимулирования стран участниц сокращать выбросы и даже зарабатывать на этом, привлекая средства в модернизацию.
Для торговли квотами по всему миру открываются международные, региональные и внутренние Клима-тические биржи по продаже квот и фьючерсных сделок на проекты по снижению эмиссий.
Первая климатическая биржа была открыта в Чикаго в конце 90-х годов, несмотря на то, что США не ратифицировали КП, она действует и сегодня, но основной объем сделок осуществляется на Европейских биржах. Среди основ-
ных стоит выделить Европейскую климатическую биржу (ЕСХ) в Амстердаме, Лондонскую нефтяную биржу (IPE) в Лондоне и СТВ, внутреннюю биржу квот в Евросоюзе. На мировом уровне доля сделок приходится на Монреальскую климатическую биржу в Канаде, конкуренцию которой скоро составит еще не открывшаяся Азиатская климатическая биржа в Г онконге.
Рынок квот предполагает две схемы. Промышленная компания, кото-рая не укладывается в установленные для нее нормативы по объемам выбросов парниковых газов в атмосферу, может либо купить недостающие ей квоты на рынке, либо компенсировать это превышение через инвестиции в новые проекты в других странах, в основном развивающихся. Путь инвестиций в модернизацию собственного производства, тоже может быть выполнен через разные статьи Киотского Протокола.
Если в итоге объем выбросов окажется ниже нормативного, предприятие уже само сможет продавать излишки на рынке.
В Киотском протоколе выделены три рыночных механизма:
• торговля квотами на выброс парниковых газов;
• механизм чистого развития (МЧР);
• проекты совместного осуществления (ПСО);
В рамках этих механизмов Стороны могут передавать друг другу часть национальной квоты или приобретать их через совместные проекты.
Киотский протокол и его механизмы действуют на 5-летний период с 2008 по 2012. Торговля квотами продолжится и после 2012 г., тем более что мировой рынок квот уже прошел отметку в 100 млрд долларов.
Россия ратифицировала Киотский протокол в начале 2005 года, на сегодня
наш уровень выбросов в результате упадка производства в 90-х почти на 30 % ниже своего лимита. Россия находится на третьем месте в мире по выбросам в окружающую среду и при этом на первом по их сокращению.
Российская электроэнергетическая монополия является крупнейшим в мире производителем парниковых га-зов. Из труб ныне расформиро-ванного РАО «ЕЭС России» еще не-давно в воздух выделялось около 2 % мирового объема углекислого газа, выбрасываемого человечеством в ат-мосферу.
Основными участниками рынка квот в России являются теплоэнергетические компании оставшиеся после РАО «ЕЭС Росии» и компании неф-тегазового сектора, такие как «Газпром». Меньшие компании пока не видят целесообразности в модернизации и работают на устаревшем оборудовании.
Российская промышленность очень расточительно расходует энергию, в связи с чем, прямые потери от отсутствия энергосберегающих технологий составляют 45 % всей потребляемой электроэнергии страны. В связи с этим новый курс администрации президента, нацелен на скорейшую реализацию принятой программы повышения энергоэффективности российской экономики.
Удельная стоимость снижения 1 тонны выбросов парниковых газов предприятием Европы составляет от 65 до 200 Евро в зависимости от отрасли, а в России от 10 — до 20 Евро на идентичные отрасли.
В российской экономике уже имеется опыт реализованного Российско-Японского Проекта Совместного Осуществления модернизации участка Газовой сети и узлов в Амурской области, который позволил уменьшить:
• прямые потери природного газа на 114 млнм3 в год;
• расход топливного газа на 78 млнм3 в год;
и эмиссию парниковых газов на 1 млн ЕСВ /год, что виде квот будет получать японская сторона. Устранение неэффективных энергозатрат и сохраненных ресурсов топливного и природного газа оценивается в экономию 15 млн евро ежегодно.
Что касается малых предприятий, то на примере Подольского цемент-ного завода, работающего на относительно старом, но классическом для российских цементных предприятиях оборудовании, производящего цемент путем обжига известняка, был рассчитан вариант модернизации данного завода в рамках проекта ПСО.
Предприятие разработало электро-дуговой плазменный реактор, имеющий более высокие производственные характеристики, позволяющие практически полностью улавливать и реализовывать образующийся углекислый газ.
Проект модернизации стоит около 295 млн рублей.
Приведенные расчеты показали, что воплощение проекта, может только за счет передачи квот в рамках ПСО и реализации продуктов из уловленного углекислого газа, приносить предприятию ежегодно около 65 млн рублей, это соответствует прак-тически 21,5 % стоимости модернизации.
Очевидно, что стоит обратить внимание российским предприятиям на экологические возможности и перспективы модернизации.
Анализ национальной экономики в области сокращения выбросов ПГ в атмосферу показал, что предприятиям на сегодняшний день выгодней платить за превышение выбросов, чем вкладывать средства в разработку проекта модер-
низации, прохождение экспертиз, сертификации и последующую модернизацию, даже если средства на это потенциально имеются. Слишком велики также бюрократические проблемы в этом направлении.
В связи с этим, на государственном уровне необходимо наладить внутренний рынок квот между предприятиями и установить более высокие лимиты на превышение ПДВ по опыту Европейских стран. Эта мера позволит стимулировать соблюдение установленных норм на выбросы и выполнять основные меры по предотвращению превышения выбросов. Дополнительно это создаст балансное равновесие между квотами и платежами, побуждая не откладывать модернизацию.
Учитывая серьезный потенциал российской экономики по сокращению эмиссий ПГ и отсутствие ДОС-тупных площадок для его реализации, необходимо организовать собственную региональную климатическую биржу квот, охватив страны СНГ.
Использование механизма реализации проектов совместного осуществления может обеспечить значительный приток инвестиций в экономику России, так как она обладает огромным потенциалом энергосбережения и более низким уровнем издержек на реализацию энергосберегающих мероприятий.
Низкое количество российских проектов, отданных на определение соответствия нормам КП, является показателем сложности выхода частных предприятий на рынок углеродных квот, а также отсутствием информированности о возможностях и перспективах экологической модернизации.
Таблица 2
Потенциальные российские проекты совместного осуществления на 1 января 2009 года
Вид деятельности Количество проектов Общий ожидаемый объем сокращений выбросов ПГ в млн т СО2-экв. (2008—2012 гг.)
Предотвращение утечек метана в газо- 19 58,7
распределительных сетях
Ресурсо- и энергосбережение, повышение энергоэффективности 12 10,5
Перевод на топливо с меньшим 10 11,9
удельным выбросом ПГ
Использование биомассы 6 2,9
Утилизация метана на полигонах ТБО 5 7,9
Утилизация нефтяного попутного газа 5 9,7
Сокращение выбросов закиси азота в хи- 2 3,3
мической промышленности
Сокращение выбросов ОТС23, SF6 и 3 9,1
ПФУ
Последние изменения в национальном законодательстве свидетельствуют о благоприятных тенденциях в исследуемом направлении:
1. Комплекс мер по охране окружающей среды в части обеспечения экологической и радиационной безопасности в Российской Федерации (утв. расп. Правительства РФ от 18 августа 2009 г. N 1166-р).
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -----------------
Бабков-Эстеркин А. С. — аспирант,
Московский государственный горный университет, Moscow State Mining University, Russia, [email protected]
£________
2. Климатическая доктрина Российской Федерации. (Принята распоряжением Президента РФ от 12 декабря 2009 г\).
3. Федеральный закон от 23.11.09 г. № 261-ФЗ Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, птеге