Научная статья на тему 'Международный опыт регулирования деятельности в сфере закупок'

Международный опыт регулирования деятельности в сфере закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бедристова К.Н., Мисинева И.А.

Представлено изучение базовых принципов, приоритетов организации, законодательных основ государственного регулирования деятельности в сфере закупок. Изучены международные и национальные подходы разных стран, реализуемые в системах закупок. Представлены различные меры, направленные как на защиту местных производителей, так и на развитие добросовестной конкуренции, с участием иностранных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный опыт регулирования деятельности в сфере закупок»

Секция

«ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В СОВРЕМЕННОМ БИЗНЕСЕ»

УДК 330

К. Н. Бедристова Научный руководитель - И. А. Мисинева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Представлено изучение базовых принципов, приоритетов организации, законодательных основ государственного регулирования деятельности в сфере закупок. Изучены международные и национальные подходы разных стран, реализуемые в системах закупок. Представлены различные меры, направленные как на защиту местных производителей, так и на развитие добросовестной конкуренции, с участием иностранных предприятий.

Практически во всех странах государство на рынке является важнейшим закупщиком продукции и, во многом, определяет результаты деятельности различных компаний. В настоящее время, благодаря открытости и прозрачности процедур, как в Российской Федерации, так и в других странах, компаниям, которые не являются монополистами, предоставлены шансы на участие и получение государственных заказов. Но, необходимо отметить и существующие возможности для махинаций, связанные с остающимися в законе лазейками, которые могут использовать некоторые недобросовестные компании. Эта ситуация актуализирует необходимость изучения практического зарубежного опыта, накопленного и успешно реализуемого в других странах, для повышения эффективности системы закупок в РФ.

Изучение показывает, что в зарубежной закупочной практике к основным базовым принципам относят: прозрачность (transparency) - открытость и доступность информации о закупках; подотчетность и соблюдение процедур (accountability and duprocess) -четкое следование закупочным процедурам при государственном и общественном контроле; открытая и эффективная конкуренция (open and effective competition) - недопущение дискриминации; справедливость (fairness) - равные возможности для всех участников закупок.

Общепринятые в мировой практике принципы осуществления закупок и размещения заказов сформулированы в законодательствах отдельных стран и зафиксированы в ряде международных документов, таких как Директивы ЕС, Многостороннее соглашение о государственных закупках в рамках ВТО, документы Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и других. Различия в законодательствах отдельных стран обусловлены приоритетами экономической политики того или иного государства. Специалисты заключают, что существенное влияние, на государственную политику в сфере закупок, оказывает степень централизации экономики.

Выполненное изучение показало, что в законодательстве стран Центральной и Восточной Европы недавно произошли существенные изменения. Основная

их цель - унификация в рамках европейского законодательства, т.е. перенос директив Европейского сообщества на правовую почву конкретных стран. С точки зрения потенциальных поставщиков продукции/услуг, этот процесс должен дать им возможность участвовать в тендерах в различных странах, независимо от национальной принадлежности поставщика, на равных условиях [1].

Практический опыт мировой экономики доказывает, что потери национальных потребителей от протекционистской политики государства всегда выше, чем выгоды, получаемые национальными производителями. Однако некоторые страны, рассчитывая поддержать собственную промышленность, предоставляют различного рода преференции местным поставщикам и подрядчикам при государственных закупках.

В ряде стран осуществляется государственное регулирование международных тендерных процедур, с целью упорядочения притока иностранного предпринимательского капитала и защиты интересов местных фирм. Например, законодательно закрепляется право местных компаний на приоритет в уровне цен, т. е. при прочих равных условиях выигрыш присуждается местному поставщику, даже если предложенная им цена выше, чем у иностранных участников. Ценовая «фора» для местных предприятий-производителей может составлять от 6 % (в США, Канаде) до 15 % (в Кувейте, Индии) и даже более. В ряде стран к торгам не допускаются те иностранные участники, которые в своих предложениях не предусматривают передачу части подряда местным фирмам, часто бывает конкретно определен перечень работ и услуг, которые иностранный подрядчик обязан передавать местным фирмам. Во многих государствах участие зарубежных компаний в тендерах возможно только через местных агентов или партнеров, например, такой опыт существует в Египте, Омане. В ряде стран государство запрещает иностранным подрядчикам ввозить оборудование и материалы, выпускаемые местной промышленностью, существует правило тройного превышения числа сотрудников из местного населения в компании, над иностранным персоналом, для подрядных объектов. В некоторых странах часть

Секция «Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»

государственного заказа резервируется для определенных категорий поставщиков, например малого бизнеса, организаций инвалидов, учреждений пенитенциарной системы и т. д. Крупные контракты умышленно разбиваются на более мелкие подряды, для облегчения доступа национальным производителям. Для преодоления таких ограничений и повышения возможности выигрыша, в конкурсе на получение заказов, иностранные компании стали прибегать к созданию консорциумов с участием местных фирм.

В ряде стран реализуется практика, позволяющая расширять права организаторов торгов, которые дополняют усилия государств по защите национальных производителей. Широко применяется практика повторных торгов с целью снижения цены. Наряду с ценовой политикой тендерные комитеты, при проведении подрядных торгов, стали все шире использовать в интересах заказчиков «конкуренцию кредитов», позволяющую принуждать участников тендера принимать на себя обязательства по участию в кредитовании, и даже финансировании, расходов по сооружению объектов. Нередко, в таких ситуациях, кредитно-финансовые условия тендерных предложений являются решающим критерием при определении побе-

дителя торгов. В современных условиях некоторые страны все чаще стали использовать менее явные способы ограничений, такие как таможенные пошлины и нетарифные меры (требования выполнения норм определенных стандартов, сертификации, наличия лицензий и т. д.).

Выполненное исследование позволяет отметить, что большинство стран использует различные способы ограничения доступа на свои рынки иностранных компаний, конкурентов для местных производителей. Однако, есть страны составляющие исключение, в их числе Германия, законодательство которой запрещает оказывать предпочтение национальным участникам [2].

Библиографические ссылки

1. Кузнецов К. В. Настольная книга поставщика и закупщика: торги, конкурсы, тендеры. М. : Альпина Паблишер, 2003.

2. Становление рыночной системы государственных закупок в России / В. И.Смирнов, Н. В. Нестеро-вич, Е. Ю. Гончаров и др. Казань : НПО «БизнесИн-фоСервис», 2000.

© Бедристова К. Н., 2014

УДК 339.9

А. С. Герасимова, А. В. Щука Научный руководитель - Л. А. Фомина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Производится анализ одной из наиболее важной тенденции в мировой экономике, как глобализация. Эта тема является актуальной, так как привлекает внимание политологов, социологов, ученых-экономистов и многих других, а также затрагивает самые разнообразные аспекты жизни каждого.

На рубеже XX и XXI веков в мировой экономической жизни возникло и развивается новое явление, получившее название глобализации и отражающее новую ступень интернационализации мирового хозяйства. Под глобализацией понимается увеличение масштабов мировой торговли и других процессов международного обмена - это валютные потоки, движение капитала, обмен технологиями, информацией и идеями, перемещение людей. Также суть глобализации проявляется в формировании мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, в интернационализации проблем техногенного воздействия на внешнюю среду, борьбы с терроризмом и обеспечения безопасности. В целом глобализацию мировой экономики можно охарактеризовать как усиление взаимозависимости национальных экономик, взаимовлияния и взаимопереплетения различных сфер и процессов в мировом хозяйстве [1].

Проблема глобализации стала широко обсуждаться в последние годы, и даже термин «глобализация» утвердился лишь в 1990-е годы, саму эту проблему врядли можно считать новой. Если под глобализацией в широком смысле понимать процесс экономического

сближения наций, интеграции, формирования единого мирового экономического пространство, то можно утверждать, что глобализация происходила на протяжение всей истории человечества, хотя это и неб постоянный устойчивый процесс. В течение всего этого времени развивалась международное разделение труда, внешняя торговля, постепенно формировалась международная кооперация производства и в целом происходило усиление взаимозависимости национальных экономик [2].

Учитывая неравномерность распределения преимуществ глобализации, негативные последствия глобализационных процессов в конкретной стране существенно будут зависеть от места, которое эта страна занимает в мировой экономике.

Наиболее болезненные последствия глобализации могут ощутить на себе менее развитые страны, относящиеся к так называемой мировой периферии. Основная масса из них, участвуя в интернационализации в качестве поставщиков сырья и производителей трудоемкой продукции, оказываются во всесторонней зависимости от передовых держав и имеют меньше доходы, которые зависят от конъюнктуры мировых рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.