Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА'

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
социально-экономическое развитие / критерии оценки / индекс человеческого развития / экономический рост / качественные преобразования / нематериальное производство. / socio-economic development / evaluation criteria / human development index / economic growth / qualitative transformations / intangible production.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пирлиева С.М., Агаев Б.С., Казаков А.А.

в статье рассматривается международный опыт процесса оценки социально-экономического развития государства. Анализируются критерии и показатели, используемые для сопоставления основных показателей развития стран, такие как индекс человеческого развития. Обсуждаются качественные преобразования в обществе, связанные с экономическим ростом и социальным развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL EXPERIENCE IN THE PROCESS OF ASSESSING THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE STATE

the article discusses international experience in the process of assessing the socio-economic development of the state. The criteria and indicators used to compare the main development indicators of countries, such as the Human Development Index, are analyzed. Qualitative transformations in society associated with economic growth and social development are discussed.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА»

УДК 339.94

Пирлиева С.М.

Старший преподаватель,

Туркменский государственный институт экономики и управления

Туркменистан, г. Ашхабад

Агаев Б.С.

Студент,

Туркменский государственный институт экономики и управления

Туркменистан, г. Ашхабад

Казаков А.А.

Студент,

Туркменский государственный институт экономики и управления

Туркменистан, г. Ашхабад

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА

Аннотация: в статье рассматривается международный опыт процесса оценки социально-экономического развития государства. Анализируются критерии и показатели, используемые для сопоставления основных показателей развития стран, такие как индекс человеческого развития. Обсуждаются качественные преобразования в обществе, связанные с экономическим ростом и социальным развитием.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, критерии оценки, индекс человеческого развития, экономический рост, качественные преобразования, нематериальное производство.

Оценка социально-экономического развития государства является сложной, но важной задачей. Он дает полную картину прогресса страны, информирует о политических решениях, распределении ресурсов и международном партнерстве. Изучая опыт различных стран, мы можем получить ценную информацию об эффективных методах оценки, способствуя более глубокому пониманию национального благосостояния.

Одним из известных подходов является использование составных индексов. Эти индексы, как и Индекс человеческого развития (ИЧР), созданный Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), объединяют несколько показателей, охватывающих экономический объем (ВВП), здоровье (ожидаемая продолжительность жизни) и образование (средняя продолжительность обучения), в единый балл. . Это позволяет быстро сравнить общий уровень развития страны. Однако критика сводных индексов связана с их способностью маскировать глубинное неравенство внутри страны. Высокий показатель ИЧР может скрывать различия в распределении богатства или доступе к базовым услугам внутри разных регионов или групп населения.

Еще один ценный подход - это структура, учитывающая специфику страны. В этом методе используется набор показателей, адаптированных к уникальным обстоятельствам и целям развития страны. Например, развивающаяся страна может отдать приоритет таким показателям, как сокращение бедности или развитие инфраструктуры в своей оценке, в то время как развитая страна может сосредоточиться на инновациях, экологической устойчивости или социальной сплоченности. Этот подход предлагает более подробную и актуальную картину прогресса страны, но для его создания и поддержания требуются значительные ресурсы и опыт.

Несколько развитых стран предлагают ценные примеры рамок, учитывающих специфику страны. Инициатива ОЭСР по улучшению жизни позволяет пользователям сравнивать благосостояние в странах-членах ОЭСР

по 11 параметрам, включая доход, здоровье, образование и баланс между работой и личной жизнью. Аналогичным образом, Индекс социального прогресса Европейской комиссии оценивает государства-члены Европейского Союза на основе социальной интеграции, равенства и устойчивости. Эти инициативы демонстрируют, как оценки могут быть адаптированы к приоритетам и проблемам конкретного региона. Здесь сотрудничество между развитыми и развивающимися странами может быть особенно плодотворным. Развитые страны могут делиться опытом и передовым опытом в создании надежных систем оценки, в то время как развивающиеся страны могут адаптировать эти системы к своим конкретным условиям.

Роль международных организаций в содействии эффективной оценке социально-экономического развития имеет решающее значение. Всемирный банк через свою базу данных «Показатели мирового развития» предоставляет комплексный сбор данных по различным аспектам развития страны. Кроме того, Цели устойчивого развития (ЦУР) Организации Объединенных Наций предлагают глобально согласованную основу для измерения прогресса на пути к более справедливому и устойчивому будущему. Предоставляя общий набор задач и показателей, ЦУР способствуют стандартизированному и сопоставимому подходу к оценкам национального развития. Однако международные организации также должны сыграть свою роль в решении таких проблем, как несоответствие качества данных и учет культурного контекста.

Изучение международного опыта также предполагает признание существующих проблем. Качество и доступность данных могут значительно различаться в разных странах, что делает сравнения менее надежными. Стандартизация методологий сбора данных и развитие международного сотрудничества в области обмена данными могут помочь смягчить эти несоответствия. Кроме того, культурные контексты и приоритеты могут

различаться, что требует детальной интерпретации показателей развития. Страна с высоким ВВП все еще может столкнуться с социальными проблемами, такими как высокий уровень безработицы или неадекватная система здравоохранения. Крайне важно выйти за рамки исключительного внимания к ВВП как единственному показателю прогресса. Здесь включение показателей, отражающих социальное благополучие, экологическую устойчивость и участие граждан в процессе оценки, позволяет получить более целостное понимание национального развития.

Заглядывая в будущее, технологии могут революционизировать оценки социально-экономического развития. Аналитика больших данных может использоваться для выявления новых тенденций и социального неравенства на основе обширных наборов данных. Сбор данных в режиме реального времени посредством проникновения мобильных телефонов и социальных сетей может обеспечить более детальное понимание опыта граждан, особенно в развивающихся странах. Однако необходимо учитывать этические соображения, касающиеся конфиденциальности данных и ответственного использования данных, чтобы технологии служили инструментом инклюзивного и справедливого развития. Важнейшее значение в этом начинании будет иметь международное сотрудничество в создании механизмов обеспечения конфиденциальности данных и продвижении практики ответственного сбора данных.

Использование ценных уроков, извлеченных из международного опыта, требует многостороннего подхода:

Укрепление национального статистического потенциала. Развивающиеся страны, в частности, нуждаются в надежных национальных статистических системах для сбора и анализа надежных данных. Это включает в себя инвестиции в обучение статистиков, модернизацию инфраструктуры сбора данных и развитие культуры прозрачности данных.

Международное партнерство может предоставить техническую помощь и ресурсы для поддержки этих усилий.

Содействие вовлечению многих заинтересованных сторон: Эффективные оценки требуют участия различных заинтересованных сторон, помимо государственных учреждений. Это включает в себя привлечение организаций гражданского общества, частного сектора и научных кругов. Их уникальный взгляд может обогатить процесс оценки и обеспечить, чтобы стратегии развития учитывали потребности всех слоев общества.

Приоритизация наращивания потенциала: Инвестирование в потенциал местных экспертов по разработке, реализации и интерпретации социально-экономических оценок имеет решающее значение. Это включает в себя обучение анализу данных, формулированию политики и эффективной коммуникации. Квалифицированная рабочая сила дает странам возможность проводить собственные оценки и воплощать полученные результаты в действенной политике.

Устранение пробелов в данных и неравенства. Расхождения в наличии и качестве данных в разных регионах и демографических группах могут исказить оценки. Необходимы усилия по устранению этих пробелов в данных, особенно в таких областях, как неформальная экономика или опыт маргинализированных групп. Использование инновационных методов сбора данных, таких как опросы с помощью мобильных телефонов или спутниковые снимки, может сыграть важную роль в этом начинании.

Содействие доступности и открытости данных. Обеспечение доступности данных о национальном развитии для общественного контроля способствует прозрачности и подотчетности. Это позволяет гражданам и организациям гражданского общества отслеживать прогресс, привлекать правительства к ответственности и предлагать основанные на данных решения национальных проблем.

Переход от целей к результатам. Несмотря на то, что ЦУР обеспечивают ценную основу, переход от установления целей к измерению фактических результатов имеет решающее значение. Это требует разработки надежных механизмов мониторинга и оценки для отслеживания прогресса и определения областей, где необходимы вмешательства. Сосредоточение внимания на измеримых результатах гарантирует, что усилия в области развития будут не просто символическими, но и заметно улучшат жизнь граждан.

Опираясь на международный опыт и решая эти проблемы, страны могут двигаться к будущему, в котором оценки социально-экономического развития будут не просто отчетами о прогрессе, а, скорее, инструментами для разработки эффективной политики и достижения более справедливого и устойчивого будущего для всех. Этот путь требует постоянного обучения, сотрудничества и приверженности принятию решений, основанных на фактических данных. В конечном счете, успех национальных стратегий развития зависит от способности трансформировать международный опыт в практические решения, которые отвечают уникальным проблемам и чаяниям каждой страны и ее граждан.

В заключение отметим, что международный опыт предлагает богатый набор подходов к оценке социально-экономического развития. Объединив составные индексы, страновые модели и опыт международных организаций, страны могут получить более полное представление о своем прогрессе. Признание ограниченности данных и культурного контекста имеет решающее значение. Поскольку технологии продолжают развиваться, использование их потенциала для анализа данных при обеспечении соблюдения этических норм будет иметь важное значение для будущих информированных и инклюзивных оценок национального развития. В конечном итоге цель состоит в том, чтобы выйти за рамки простого

измерения и использовать эти оценки для разработки эффективной политики, способствующей устойчивому и справедливому развитию для всех граждан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Пилипенко К. В. Зарубежный опыт стратегического планирования социально-экономического развития территорий // Региональная экономика и территориальное управление. — 2019. — № 1. — С. 12-18.

2. Воробьёв А. В. Эволюция научных взглядов на стратегическое финансовое планирование за рубежом // Управление экономическими системами. — 2011. — № 29. — С. 1-10.

3. Латыпов Р. Ф. Феномен «частного государства» в глобальном экономико-политическом процессе // Экономика и управление. — 2012. — № 5. — С. 14-19.

4. Мирзоева С. М. Зарубежный опыт стратегического планирования городского округа // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 3. — С. 200-203.

5. Сенчагов В. К. О формировании новой парадигмы бюджетной политики // Вопросы экономики. — 2013. — № 7. — С. 152-158.

6. Щербакова Ю. В. Актуальные проблемы региональной экономики // Молодой учёный. — 2015. — № 14. — С. 306-309.

Pirliyeva S.

Senior Lecturer,

Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat

Agayev B.

Student,

Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat

Kazakov A.

Student,

Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat

INTERNATIONAL EXPERIENCE IN THE PROCESS OF ASSESSING THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE STATE

Abstract: the article discusses international experience in the process of assessing the socio-economic development of the state. The criteria and indicators used to compare the main development indicators of countries, such as the Human Development Index, are analyzed. Qualitative transformations in society associated with economic growth and social development are discussed.

Key words: socio-economic development, evaluation criteria, human development index, economic growth, qualitative transformations, intangible production.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.