ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
международный опыт организации управленческого учета
В. А. ТЕРЕХОВА,
заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации
Управленческий учет и стратегия рынка
Стратегия как позиция — это положение, избираемое организацией для согласования своей задачи и ресурсов на протяжении времени с условиями сферы ее деятельности. В силу этого стратегические решения связаны с внешними условиями, обеспеченностью ресурсами, распределением и перераспределением ресурсов и иными условиями, влияющими на стратегию в долгосрочном плане. Очевидно, что бухгалтерский учет отражает при этом не только сложившиеся экономические условия, но и прогностические варианты развития по затратам, себестоимости, ценам, прибыли и т. п.
В зарубежной практике в качестве моделей стратегического действия в организациях избираются различные направления. Например, известный экономист Майкл Портер1 полагает, что существуют три общие стратегические направления для достижения и поддержания конкурентоспособности:
— лидерство по наименьшим совокупным затратам;
— дифференциация;
— фокусирование.
В первом случае организации стремятся добиться в отрасли положения производителя с наименьшими затратами. Эта стратегия обеспе-
1 Портер Майкл Э. Конкурентная стратегия: способы анализа отраслей и конкурентов. М.: «Фри пресс», 1980.
чивает преимущество в конкурентной борьбе за счет более низких продажных цен.
Во втором случае организации пытаются произвести товары (услуги), неповторимые по своим характеристикам, которые необходимы покупателям. Эта стратегия обеспечивает конкурентное преимущество за счет эксклюзивности товара (услуги), что позволяет установить цену выше номинальной.
В третьем случае организации фокусируют свое внимание на каком-либо секторе, в котором, по их мнению, они могут работать эффективнее, чем их конкуренты, на основе более низких цен или дифференциации.
Во всех перечисленных случаях бухгалтерский учет должен обеспечить получение информации о реальных затратах на выпуск продукции и о возможностях их снижения за счет проведения режима экономии. Без этой информации нельзя говорить о расширении производства, изменении ассортимента, качества, надежности и в конечном счете — о конкурентоспособности продукции.
По мнению западных экономистов, существует несколько способов развития организации с точки зрения товара и рынка:
— внедрение на рынок, при котором фирма стремится сохранить или увеличить свою долю на существующих рынках с помощью конкурентного ценообразования, рекламы, стимулирования сбыта и т. п.;
— расширение границ рынка, когда фирма ищет новые рынки, например экспортные,
если раньше она обслуживала только внутренний рынок;
— разработка товара, когда фирма стремится создать новые товары, чтобы заменить существующие на имеющихся рынках;
— диверсификация, когда фирма стремится к разработке новых товаров для новых рынков.
Однако фирмы используют и многоплановую стратегию, например японские фирмы стремятся к разработке широкого диапазона стратегических решений в части:
— технологии с применением автоматизированных процессов (преимущества в объеме, качестве, себестоимости продукции);
— создания всемирных торговых марок, т. е. перекрестное субсидирование новых товаров;
— превосходства над конкурентами по уровню квалификации рабочей силы.
Говоря о выборе стратегии, следует определить понятие стратегической организационной единицы (СОЕ), которая представляет собой предприятие (фирму) с внешним рынком для товаров и услуг, которое может существовать самостоятельно и проводить стратегию независимо от других областей деятельности. Такое предприятие занимает положение на рынке, обеспечивающее конкурентные преимущества. Иными словами, конкурентоспособность — это относительная устойчивость стратегической экономической единицы на конкретном рынке (например, патенты, технология, вложенный капитал, ликвидность и т. п. по сравнению с конкурентами).
При этом принцип «делового портфеля» исходит из того, что каждая СОЕ должна быть производителем не только продукции, но и потока денежных средств, так как в противном случае она бесполезна. Производимый поток денежных средств, в свою очередь, имеет тенденцию к росту при положительной деловой репутации, которая требует затрат денежных средств для обеспечения дополнительной рекламы, установления более низких цен, приобретения дополнительных производственных мощностей, оборотного капитала. При этом следует заранее прогнозировать замедление роста продаж по мере насыщения рынка соответствующими товарами.
Следовательно, процесс выработки стратегии основан на анализе стратегического положения организации (компании) и включает не только цели деятельности и внешние условия ее функци-
онирования для оценки потенциальных возможностей развития и возможностей банкротства, но и ресурсы компании (материально-вещественные, финансовые, трудовые, организационные), а также приемлемость стратегии для влиятельных акционеров, участвующих в процессе принятия решений. Очевидно, что процесс выработки стратегии имеет целью ее реализацию в виде:
— планирования ресурсов — технических (оборудование, машины, вычислительная техника и т. п.), людских, финансовых;
— структуры организации (функциональная, цеховая, матричная);
— системы контроля за деятельностью организации, включая систему вознаграждения, организационную культуру и т. п.
На основе этого может быть предложена схема сводной модели элементов стратегического управления компанией (рис. 1).
Как видно из приведенного рисунка, стратегический анализ предполагает изучение конкурентоспособности на разных уровнях управления — от управляющего до руководителей подразделений — в целях оценки внешнеэкономических рыночных условий ресурсов и расчетов по хозяйственным операциям.
Соответственно, стратегический выбор — совокупность действий для достижения выбранной цели, например за счет снижения издержек, улучшения качества, оценки финансовых возможностей с точки зрения анализа ситуации, когда выбранная стратегия является единственно возможной и необходимой для достижения конкурентоспособности. Реализация стратегии — совокупность действий по планированию ресурсов, совершенствованию организационной структуры, повышению образовательного и профессионального уровня работников.
В мировой практике бухгалтерский учет, в частности управленческий учет, рассматривается как сфера учета, предназначенная для удовлетворения потребностей управляющих, а в более широком смысле — потребностей внутренних пользователей информацией компании. Для этого он должен обеспечивать получение значимой для пользователей информации о стратегии. Однако на сегодняшний день как в зарубежной, так и в отечественной практике отсутствует научно обоснованный принцип стратегически важной информации. Правда, еще в начале 1980-х гг.
Ресурсы
Внешние факторы
Выработка вариантов
Расчеты, цели, возможности
Стратегический анализ
Оценка вариантов
Стратегический выбор
Реализация
стратегии
Планирование ресурсов
Выбор стратегии
Люди и системы взаимодействия
Организационная структура
Рис. 1. Схема сводной модели элементов стратегического управления
профессором К. Симмондзом2 из Лондонской школы предпринимательства были сформулированы некоторые принципы и инструкции для управленческой бухгалтерии в компаниях. По его определению, стратегический управленческий учет — это «обеспечение и анализ данных управленческого учета о компании, ее конкурентах для использования при разработке и контроле за реализацией экономической стратегии, в особенности относительно уровня и тенденций в реальных затратах и ценах, объема, доли рынка, потока денежных средств и требуемой доли общих ресурсов фирмы».
Из приведенного определения вытекает логика стратегического управленческого учета, основанного на потребностях разработчиков стратегии компании, которым для эффективной корректировки своих действий необходимы текущие данные об изменениях в стратегическом положении компании. Однако такие показатели в текущем учете отсутствуют, так как он ориентирован на показатель прибыли. На практике за счет текущей прибыли могут быть произведены затраты на захват лидерства в конкурентной борьбе, и, наоборот, увеличение прибыли может отражать сокращение затрат в областях, формирующих долю рынка, например затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) либо затрат на сбыт и т. п. Поэтому с точки зрения стратегического уп-
2 Симмондз К. Стратегический управленческий учет // Менеджмент эккаунтинг. 1981. № 4.
равленческого учета прибыль рассматривается не как финансовый результат внутренней эффективности организации (компании, фирмы), а результат, получаемый отдельной фирмой относительно существующих и потенциальных конкурентов. Иными словами, система управленческого учета рассматривается относительно затрат, цен, объема спроса и финансового положения на рынке. Такой подход к формированию финансового результата, безусловно, отражает рыночную стратегию учета и может быть использован в практике российских предприятий, что в определенной степени нашло отражение в Положении по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденном приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н и в Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденном приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.
Положение организации (компании, фирмы) определяется зависимостью затрат от объемов производства. При этом акцент делается на уровне относительных затрат конкурентов, так как каждая структура (компания, фирма, предприятие) как экономическая единица занимает разное стратегическое положение относительно разных конкурентов.
Это положение должно быть подчеркнуто в нормативных документах по управленческому учету, так как большинство из них ориентированы на способы моделирования внутренней динамики затрат, главным образом, на способы оценки по первоначальным затратам. Поэтому необходимо привлечение совокупности таких факторов, как географическое положение, эффект масштаба, эффект кривой роста производительности, модели использования производственных мощностей и т. п.
Анализ этих факторов позволяет организации получить более тонкий инструмент анализа для оценки своего относительного положения по затратам и того, как оно может измениться. Бухгалтеры, занятые управленческим учетом, иг-
рают важную роль в обеспечении стратегического руководства информацией по абсолютной себестоимости изделий, товарной дифференциации, потребности в капитале и др. Например, затраты прошлого периода помогают создать абсолютные барьеры по затратам для компаний, потенциально способных проникнуть в отрасль, в которой они должны понести затраты без гарантии их возмещения. Иными словами, действующие в отрасли фирмы могут сохранять желание остаться в отрасли при условии, что они рассчитывают на покрытие своих средних переменных затрат. С другой стороны, потенциальные новые компании могут вступить в конкурентную борьбу только при условии, что они рассчитывают на полное возмещение своих затрат, включая первоначально вложенные средства.
Бухгалтеры управленческой бухгалтерии вносят свой вклад и в организацию контроля за качеством прогнозов продаж, так как они обеспечивают входящую информацию для финансовых прогнозов. Анализ цен и спроса, игнорирующий стратегические действия конкурентов (например, инвестиции в новые технологии, предложение новых товаров и т. п.), не сможет выполнять роль стратегического управленческого учета, формирующего финансовые результаты, так как доступ к более дешевым финансовым ресурсам и гибкость вследствие высокой ликвидности могут дать организации существенные конкурентные преимущества.
Стратегические решения как важное звено управленческого учета должны, как правило, приниматься на основе их влияния на конкурентную борьбу, на прогнозируемые изменения доли рынка и прибыльности организации на протяжении длительного периода. В этом процессе важная роль принадлежит бухгалтерам управленческой бухгалтерии, которые, используя соответствующие моделей, могут получать информацию об относительных изменениях стратегических позиций самой компании (фирмы) и ее основных конкурентов. Эффективность подобных сценариев может быть оценена на основе моделирования взаимосвязей спроса, долей рынка, уровней инвестиций, ликвидности и возможности мобилизации средств.
Идеи стратегического управленческого учета весьма важны для российской учетной практики в условиях современного производства и разра-
ботки нового Положения по составу затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции, так как трансформация российского учета в мировую практику является важным звеном в развитии международных экономических связей и улучшении инвестиционного процесса.
Зарубежная практика организации учета в эксплуатационной бухгалтерии предприятия
Мировой опыт организации управленческого учета в эксплуатационной бухгалтерии предприятий имеет определенные традиции и закреплен в национальных системах ведения производственного учета.
Основными задачами эксплуатационной (производственной) бухгалтерии являются:
— учет расходов по местам их возникновения и по изделиям;
— выявление отклонений фактических расходов от стандартных или сметных;
— оценка остатков незавершенного производства;
— определение себестоимости отдельных видов продукции и результатов от их реализации;
— учет запасов и движения товарно-материальных ценностей.
Возрастание роли эксплуатационной бухгалтерии связано с необходимостью получения большего количества аналитического материала, необходимого для принятия управленческих решений, исходя из принципа «различная себестоимость для различных случаев». Он состоит в том, что для контроля деятельности отдельных исполнителей определяют себестоимость по центрам ответственности в целях установления цен и принятия других оперативных решений при нормальных обстоятельствах — на уровне полной производственной себестоимости; при специфических обстоятельствах — на уровне прямой производственной себестоимости. Например, определение прямой производственной себестоимости необходимо для анализа использования производственных мощностей предприятия.
Группировка и распределение затрат на производство организуются таким образом, чтобы можно было оперативно контролировать формирование прибыли в процессе производства и реализации продукции, а потому издержки группируются по минимальному количеству статей.
Главное же внимание обращается на распределение издержек между отдельными видами изделий. Во многих случаях нераспределенные издержки относятся на общий результат — прибыль.
Номенклатура статей калькуляции производственной себестоимости включает:
— сырье и основные материалы;
— заработную плату производственных рабочих;
— накладные расходы.
Полная коммерческая себестоимость включает сбытовые расходы, которые также относятся к накладным расходам.
Сырье и основные материалы составляют материальную основу созданной продукции, их стоимость прямо относится на себестоимость конкретного изделия, а потому первая статья калькуляции часто именуется «Прямые материалы».
На статью «Заработная плата производственных рабочих» относится заработная плата, начисленная рабочим за изготовление продукции, т. е. прямая заработная плата.
Заработная плата прочего персонала предприятия включается в состав накладных расходов. Всякого рода доплаты за сверхурочную работу, за работу в выходные дни, выплаты за отпуск, пособия по болезни, пенсии, оплата за простой и другие издержки, связанные с содержанием использованием рабочей силы, также включаются в состав производственных накладных расходов.
Выделение в учете прямой заработной платы вызвано необходимостью контроля за ее уровнем в соответствии с объемом выпуска продукции, а также практикой ее использования как базы распределения накладных расходов, поэтому в калькуляции статью называют «Прямая заработная плата».
Накладные расходы занимают большой удельный вес в общей сумме издержек производства, так как они включают амортизацию основного капитала, стоимость ремонта и эксплуатации оборудования и прочих амортизируемых средств, административные расходы и ряд других. По этой причине в производственном учете уделяется серьезное внимание вопросам нормирования, распределения и оперативного контроля за накладными расходами. Следует отметить, что часть их может включаться в состав себестоимости отдельных видов продукции по прямому признаку, а часть других — путем косвенного распределения.
Поэтому с точки зрения классификации они будут выступать соответственно как прямые и косвенные расходы.
В практике зарубежного учета важное место занимает деление общей суммы накладных расходов на переменные (пропорциональные) и постоянные, что облегчает осуществление контрольных функций за величиной накладных расходов, приходящихся на единицу изготовленной продукции.
Говоря о системе счетов эксплуатационной бухгалтерии, необходимо указать их основные группы:
— счета учета движения товарно-материальных ценностей, на которых учитывается наличие, поступление и выбытие сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции; записи на счетах учета движения материальных ценностей дополняются аналитическими записями, характеризующими изменение производственных запасов по всей номенклатуре, а учет готовой продукции ведется по каждой позиции ее ассортимента;
— счета учета амортизационных отчислений;
— калькуляционные счета, необходимые для определения производственной себестоимости выпускаемой продукции и ее коммерческой себестоимости;
— счета расходов секций, используемые для учета накладных расходов по однородным центрам затрат (секциям) и для последующего распределения их между отдельными видами продукции;
— счет результатов работы эксплуатационной бухгалтерии;
— счет производственной себестоимости, который ведется в аналитическом разрезе, т. е. по видам продукции либо по каждому законченному производственному процессу;
— счет коммерческой себестоимости, который в зависимости от разделения продаж на оптовые и розничные может дополняться двумя субсчетами: «Коммерческая себестоимость изделий, проданных оптом» и «Коммерческая себестоимость изделий, проданных в розницу». Аналитические счета ведутся по каждому виду реализуемых изделий как по оптовым, так и по розничным продажам;
— счета расходов секций носят название тех производственных или функциональных подразделений, расходы которых на них формируются,
например счет «Расходы» производственной секции № 1, счет «Расходы секции снабжения», счет «Расходы секции оптовых продаж», счет «Расходы секции управления» и т. п. Они являются собирательно-распределительными счетами, так как на них учитываются только накладные расходы, распределяемые косвенно между отдельными видами продукции или центрами затрат. При этом в зависимости от последовательности распределения расходов секций определяется иерархическая градация центров затрат.
Расходы центров затрат низшего порядка путем распределения относятся на расходы центров затрат более высоких порядков, а в конечном счете — на соответствующие объекты калькуляции. Таким образом, распределение накладных расходов выполняется в несколько этапов, а потому счета расходов секций не имеют аналитического разреза.
В то же время учет затрат по центрам ответственности внутри структурных подразделений носит аналитический характер. Для учета отклонений фактических производственных затрат от стандартных или сметных используются счета отклонений.
Связь между финансовой и эксплуатационной бухгалтерией осуществляется на основании контрольных счетов, к которым относятся счета расходов и доходов финансовой бухгалтерии. Их использование позволяет вести учет операций эксплуатационной и финансовой бухгалтерии раздельно. При этом учет расходов и доходов финансовой бухгалтерии ведется в обобщенных суммах, то есть записываются лишь общие итоги оборотов или итоги за отдельные периоды времени в течение месяца, а точный аналитический учет расхода конкретных материалов, заработной
платы и прочих производственных расходов осуществляется в эксплуатационной бухгалтерии.
В то же время контрольные счета могут быть использованы двояко. В первом варианте счета эксплуатационной бухгалтерии могут иметь прямую корреспонденцию с контрольными счетами. Этот вариант называется вариантом интеграции двух бухгалтерий предприятия.
Второй вариант характеризуется автономией эксплуатационной бухгалтерии от финансовой.
В этом случае используется система парных контрольных счетов одного и того же наименования. Контрольные счета эксплуатационной бухгалтерии получили название отраженных счетов. На кредите этих счетов расходов показывают дебетовые обороты счетов расходов финансовой бухгалтерии.
На дебете отраженных счетов доходов показывают кредитовые обороты счетов доходов финансовой бухгалтерии.
Рассмотрим пример записи на счетах операций по закупке материалов при первом и втором вариантах отражения данных (табл. 1 — 4).
1. Поступил счет-фактура на закупленное сырье — 1 000 у. е.
2. Закупленное сырье поступило на склад —
1 000 у. е.
Рассмотрим пример записи на счетах операций по продаже готовой продукции.
1. Проданы в кредит готовые изделия —
2 000 у. е.
2. Отражается на счете «Результаты эксплуатационной бухгалтерии» продажная стоимость реализованной продукции — 2 000 у. е.
Вариант автономии эксплуатационной бухгалтерии позволяет в конце отчетного периода составить в финансовой бухгалтерии счет «Фи-
Таблица 1
Схема записи на счетах операций при варианте интеграции
Финансовая бухгалтерия Эксплуатационная бухгалтерия
Счет поставщиков Счет закупок Счет сырья и основных материалов
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
1) 1 000 1) 1 000 2) 1 000 1) 1 000
Схема записи на счетах операций при варианте автономии
Финансовая бухгалтерия Эксплуатационная бухгалтерия
Счет поставщиков Счет закупок Счет закупок (отраженный) Счет сырья и основных материалов
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
1) 1 000 1) 1 000 1) 1 000 2) 1 000
Таблица 2
Таблица 4
Таблица 3
Схема записи на счетах операций по реализации готовой продукции при варианте интеграции
Финансовая бухгалтерия Эксплуатационная бухгалтерия
Счет поставщиков Счет продаж Счет результатов эксплуатационной бухгалтерии
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
1) 1 000 2) 2 000 1) 2 000 2) 2 000
Схема записи на счетах операций по реализации готовой продукции при варианте автономии
Финансовая бухгалтерия Эксплуатационная бухгалтерия
Счет покупателей Счет продаж Счет продаж (отраженный) Счет результатов эксплуатационной бухгалтерии
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
1) 2 000 2) 2 000 2) 2 000 2) 2 000
нансовые результаты текущей деятельности» путем списания на него сальдо счетов расходов и доходов. При варианте автономии эксплуатационной бухгалтерии необходимо осуществлять внешний контроль за результатами ее деятельности, что важно для формирования финансовых результатов.
Учет основных операций в эксплуатационной бухгалтерии строится таким образом, чтобы осуществлять контроль за движением материальных ценностей с момента их заготовления (закупки), затем хранения и обработки в процессе производства и выбытия в результате реализации произведенной продукции покупателям. По этой причине в организации учета объектов эксплуатационной бухгалтерии важную роль играют применяемые методики оценки расходуемых на производство материальных ценностей, структура и уровни издержек производства, способы распределения производственных и сбытовых расходов между отдельными видами продукции, последовательность формирования и выявления конечного результата производственной деятельности.
Механизм формирования результата производственной деятельности предприятия может быть рассмотрен на примере записей эксплуатационной бухгалтерии по варианту ее автономии.
В нашем примере в части запасов Товарно-материальных ценностей (ТМЦ) принято условие, что расходуемые на производство сырье и основные материалы за отчетный период не закупались, а использовались их переходящие остатки. Операции по учету расхода сырья и основных материалов на производственные нужды находят отражение лишь на счетах эксплуатационной
бухгалтерии, а расход заработной платы и соответствующих ей отчислений (например, взносы на социальное страхование) и другие расходы, связанные с содержанием персонала, находят отражение на счетах финансовой бухгалтерии. В эксплуатационной бухгалтерии выполняется распределение заработной платы по отдельным аналитическим позициям в соответствии с первичными документами по учету выработки и затрат рабочего времени.
Заработная плата основных производственных рабочих распределяется между отдельными видами продукции или производственными процессами. Заработная плата рабочих, занятых обслуживанием оборудования, относится к накладным расходам. По этим же правилам распределяется заработная плата аппарата управления.
Начисление амортизационных отчислений выполняется финансовой бухгалтерией, а их распределение — эксплуатационной бухгалтерией. При этом связь между двумя бухгалтериями осуществляется через контрольный счет амортизационных отчислений отчетного периода. Амортизационные расходы относятся в целом к накладным расходам, однако в определенной части могут быть прямо отнесены на соответствующие объекты учета производственных затрат. При косвенном распределении они предварительно относятся на дебет счетов расходов секций.
Производственная себестоимость готовой продукции учитывается на дебете счета «Готовая продукции». Однако в эксплуатационной бухгалтерии на отдельном калькуляционном счете выявляется полная (коммерческая) себестоимость реализованной продукции, т. е. продукции,
за которую поступили платежи от покупателей. Поступление выручки от продаж находит отражение на кредите счета «Продажи в финансовой бухгалтерии», и эта же сумма подлежит записи на дебет отраженного счета «Продажи в финансовой бухгалтерии», и эта же сумма подлежит записи на дебет отраженного счета «Продажи в эксплуатационной бухгалтерии» в корреспонденции с кредитом счета «Результатов эксплуатационной бухгалтерии».
Формирование конечного результата производственной деятельности рассмотрим на примере следующих записей на счетах.
операции финансовой бухгалтерии
1. Отпущены в производство основные материалы — 3 200 у. е.
Д-т сч. «Производственная себестоимость»
К-т сч. «Сырье и основные материалы».
2. Начислена заработная плата основных производственных рабочих — 600 у. е.
Д-т сч. «Производственная себестоимость»
К-т сч. «Расходы на персонал» (отраженный).
3. Отнесена на производственную себестоимость сумма амортизационных отчислений на определенные объекты — 400 у. е.
Д-т сч. «Производственная себестоимость»
К-т сч. «Амортизационные отчисления» (отраженный).
4. Отнесена на счет «Расходы производственных секций» заработная плата рабочих, не связанных непосредственно с изготовлением продукции — 400 у. е.
Д-т сч. «Расходы производственных секций»
К-т сч. «Расходы на персонал» (отраженный).
5. Отнесена на счет «Расходы производственных секций» сумма амортизационных отчислений, распределяемых косвенно — 2 300 у. е.
Д-т сч. «Расходы производственных секций»
К-т сч. «Амортизационные отчисления» (отраженный).
6. Отнесена на счет «Расходы производственных секций» стоимость услуг ремонтных организаций — 200 у. е.
Д-т сч. «Расходы производственных секций»
К-т сч. «Расходы на оплату услуг со стороны» (отраженный).
7. Отнесена на счет «Расходы сбытовых секций» заработная плата персонала, занятого сбытом продукции — 200 у. е.
Д-т сч. «Расходы сбытовых секций» К-т сч. «Расходы на персонал» (отраженный».
8. Отнесены на счет «Расходы сбытовых секций» амортизационные отчисления по объектам, эксплуатируемым в этих секциях — 100 у. е.
Д-т сч. «Расходы сбытовых секций» К-т сч. «Амортизационные отчисления» (отраженный».
9. Отнесены на счет «Расходы сбытовых секций» услуги сторонних организаций, связанные с продажей продукции предприятия — 300 у. е.
Д-т сч. «Расходы сбытовых секций» К-т сч. «Расходы на оплату услуг сторонних организаций» (отраженный).
10. Списываются косвенно распределяемые накладные производственные расходы — 800 у. е.
Д-т сч. «Производственная себестоимость» К-т сч. «Расходы производственных секций».
11. Списана на счет «Готовая продукция» производственная себестоимость выпуска — 5 000 у. е.
Д-т сч. «Готовая продукция»
К-т сч. «Производственная себестоимость».
12. Отражается на счете «Результаты эксплуатационной бухгалтерии» продажная стоимость реализованной продукции — 5 400 у. е.
Д-т сч. «Продажи» (отраженный) К-т сч. «Результаты эксплуатационной бухгалтерии».
13. Списывается производственная себестоимость реализованной продукции — 4 000 у. е.
Д-т сч. «Коммерческая себестоимость» К-т сч. «Готовая продукция.
14. Списывается на счет «Коммерческая себестоимость» расходы сбытовых секций — 600 у. е.
Д-т сч. «Коммерческая себестоимость» К-т сч. «Расходы сбытовых секций».
15. Списывается на счет «Результаты эксплуатационной бухгалтерии» коммерческая себестоимость реализованных изделий — 4 600 у. е.
Д-т сч. «Результаты эксплуатационной бухгалтерии»
К-т сч. «Коммерческая себестоимость». Цикл учетных записей по счетам эксплуатационной бухгалтерии при ее автономии от финансовой бухгалтерии завершается сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету «Результаты эксплуатационной бухгалтерии». Если кредитовый оборот этого счета больше дебетового, то предприятие имеет прибыль от эксплуатации, а при обратном соотношении — убы-
ток. Однако выявленный результат не подлежит системному (в системе счетов) списанию на счет «Убытки и прибыли финансовой бухгалтерии», в которой выявляется свой результат на счете «Финансовые результы от текущей деятельности». Этот результат полностью включает результат эксплуатационной бухгалтерии.
При варианте интеграции учета система отраженных счетов не используется. Текущие производственные расходы финансовой бухгалтерии в прямой корреспонденции относятся на счета эксплуатационной бухгалтерии. При этом отпадает необходимость ведения счета «Финансовые результаты текущей деятельности» и счета «Убытки и прибыли». Их заменяет единый счет Результатов, на котором последовательно путем сопоставления укрупненных статей доходов и расходов показывается формирование результата (прибыли или убытка) от продаж продукции, результата текущих доходов и расходов по финансовым операциям, включая отчисления в обязательные резервы за счет валовой прибыли, и, наконец, формируется чистый результат, не связанный с текущей деятельностью, но носящий чрезвычайный характер. Например, к этому результату относят такие убытки, как налог на прибыль. На счете «Результаты» могут быть показаны также сведения о распределении чистой прибыли.
Таким образом, правильная и структурно оптимальная организация бухгалтерского учета в
эксплуатационной бухгалтерии промышленного предприятия является надежной базой формирования реальных финансовых результатов и принятия на их основе обоснованных решений по стратегическим вопросам конъюнктуры рынка.
В нашей стране аналогичный подход к формированию финансовых результатов отражен в действующем Плане счетов бухгалтерского учета, в котором предусмотрено ведение счетов «Продажи» и «Прочие доходы и расходы». При этом на счете 90 «Продажи» отражается финансовый результат от основной деятельности организации, представляющий собой разницу между выручкой от продажи и себестоимостью проданной продукции (выполненных работ, услуг). На счете 91 «Прочие доходы и расходы» формируются операционные и внереализационные доходы и расходы (кроме чрезвычайных доходов и расходов, а также расходов по уплате налога на прибыль).
В этой связи счет 99 «Прибыли и убытки» предназначен для определения конечного финансового результата деятельности организации за отчетный год и получения показателя нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), отражаемого на счете аналогичного названия и по соответствующей статье пассива баланса. Тем самым в практике российского бухгалтерского учета реализуется вариант интеграции финансового и управленческого учета, что играет важную роль при оценке финансово-хозяйственной деятельности организации.
Продолжение следует
подписка еиВПАНУ+М!
на электронную версию
Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).
На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.