ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИЗМЕРЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ (БЛАГОПОЛУЧИЯ) ДЕТЕЙ
о.А. Кислицына,
главный научный сотрудник Института экономики РАН (Москва),
доктор экономических наук [email protected]
В статье представлены некоторые межнациональные и национальные инициативы, направленные на измерение качества жизни (благополучия) детского населения. Термины «благополучие», «детское благополучие» становятся все более популярными во всем мире. Интерес к этой теме подтверждается увеличением количества различных докладов о положении детей, новыми усилиями по разработке индикаторов и измерению благополучия как населения в целом, так и детей.
Ключевые слова: дети, качество жизни, благополучие, методы исследования качества жизни, индикаторы качества жизни, интегральные показатели качества жизни, индекс качества жизни
УДК 364.2 ББК 65.01
Инициативы для измерения социально-экономического прогресса и благополучия населения были начаты во многих странах и на всех континентах [1]. При этом наравне с термином «благополучие», в качестве синонимов используются такие понятия как «качество жизни», «счастье», «удовлетворенность жизнью», «процветание». В Конвенции ООН о правах ребенка говорится о том, что «государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия» [2].
Межнациональные инициативы по измерению качества жизни детей
Многонациональный проект по мониторингу и измерению благополучия детей (Multi-National Project for Monitoring and Measuring Children's Wellbeing) был начат в 1996 г. Центром Chapin Hall в Чикагском университете [3]. В нем участвуют более 80 экспертов из 28 стран, целью которых является улучшение возможностей контроля и оценки положения детей во всем мире. Благополучие детей включает 5 аспектов, измеряемых посредством 60 индикаторов: безопасность и физическое состояние; личная жизнь; общественная жизнь; экономические ресурсы; активность. Информационной основой являются данные национальных и международных обследований (например, PISA, HBSC и SILC), а также информация, собранная в каждой стране.
В докладе ЮНИСЕФ о детской бедности и благополучии детей в «богатых» странах [4] были сопоставлены данные, имеющие отношение к благополучию детей (0-17 лет) из 21 страны, которые можно объединить в 6 аспектов: материальное благополучие; образовательное благополучие; здоровье и безопасность; семья и отношения со сверстниками; поведение и риски; субъективное благополучие. В последующем исследовании ЮНИСЕФ сравнивалось благополучие детей во всех 30 странах ОЭСР [5]. Измеряемые аспекты были немного изменены с тем, чтобы охватить показатели, в наибольшей степени зависящие от государственной политики. Были добавлены жилье, окружающая среда и качество школьной жизни, но субъективное благополучие детей было удалено.
В ходе еще одного межнационального проекта был построен Индекс благополучия детей в Европе (Index of Child
Wellbeingin Europe) для сравнения качества жизни детей (0-19 лет) в 27 странах-членах ЕС, а также Норвегии и Исландии [6]. Этот индекс включал 7 аспектов: здоровье детей; субъективное благополучие; личные отношения; материальные ресурсы; образование; поведение и риск; жилье и окружающая среда.
Проект Kidscreen-52 [7] был разработан для проведения межнациональных сравнений качества жизни детей, основан исключительно на самооценке детей и молодых людей, их благополучия [8]. Включает такие аспекты, как: физическое благополучие; психологическое благополучие; настроение и эмоции; самовосприятие; автономия; отношения с родителями и жизнь дома; социальная поддержка и сверстники; школьная среда; социальное признание (включая буллинг) и восприятие ребенком финансовых ресурсов семьи. Анкета была протестирована на 22 296 детей в возрасте от 8 до 18 лет в 12 европейских странах (Австрия, Швейцария, Чехия, Германия, Греция, Испания, Франция, Венгрия, Нидерланды, Польша, Швеция, Великобритания) и была признана «многообещающей» мерой.
Международный исследовательский проект Молодые жизни (Young Lives) [9], координируемый Оксфордским университетом, подчеркивает необходимость понимания благополучия детей в контексте культурных местных особенностей. Этот проект отслеживает около 12 000 детей (две когорты детей: 1-15 лет, 8-22 лет) из четырех развивающихся стран (Эфиопия, Индия, Перу, Вьетнам) более 15 лет, изучая, как бедность влияет на их благополучие. Он включает регулярные анкетированные обследования всех детей и их опекунов каждые три года.Охватываеттакие аспекты, как: бедность и неравенство; здоровье и питание; образование; гендер и молодежь; защита детей; навыки и работа.
национальные инициативы по измерению качества жизни детей
В США Фондом развития ребенка был разработан Индекс детского и юношеского благополучия (Child and Youth Wellbeing Index) [10], который используется для ежегодного отслеживания динамики качества жизни детей Америки от рождения до 18 лет [11]. Он включает взаимосвязанные композитные индексы, основанные на многочисленных индикаторах благополучия
© ПСЭ, 2018
1 03
детей и молодежи, и рассчитывается на ежегодной основе. Основная цель - дать представление об общем направлении изменений (улучшение или ухудшение) в благополучии детей и молодежи Америки по сравнению с двумя базисными годами (1975 г. и 1985 г.).Для построения индекса используется 28 индикаторов, которые представляют 7 аспектов: материальное благополучие; здоровье; безопасность/поведение; продуктивная деятельность (образование); место в сообществе; социальные отношения (семья, сверстники); эмоциональное/духовное благополучие.
Также, начиная с 1990 г., ежегодно Фонд Энни Е. Кейси (Annie E.CaseyFoundation) выпускает отчет о благополучии детей (0-19 лет) в США «KIDS COUNT Data Book» и ранжирует штаты по индексу благополучия детей KIDS COUNT, охватыва-ющему4аспекта (экономическое благополучие; образование; здоровье; семья и сообщество), каждый из которых измеряется посредством 4 показателей [12].
С 1997 г. Федеральный межведомственный форум по детской и семейной статистике США, объединяющий различные федеральные агентства, публикует сборник показателей о благополучии детей и молодежи (0-17 лет) «Дети Америки: ключевые национальные показатели благополучия» [13]. Последний (20-й) доклад содержит 41 ключевой показатель качества жизни детей, характеризующий 7 аспектов: семейная и социальная среда; экономические условия; здоровье; здравоохранение; физическая среда и безопасность; поведение; образование. Форум периодически пересматривает как индикаторы, так и источники данных для поддержания актуальности отчета.
В Великобритании исследователями из университетов йорка и Оксфорда по заказу Департамента по делам общин и местного самоуправления, в целях обеспечения метода оценки качества жизни детей был разработан Местный индекс благополучия детей (Local Indexof Child Wellbeing). Индекс включает 7 аспектов: материальное благополучие; здоровье; образование; преступность; жилье; окружающая среда; «нуждающиеся дети» [14].
Независимо от правительства Великобритании, организация «Спасите детей» (Savethe Children) публикует доклады о благополучии детей в Великобритании [15, 16, 17, 18], охватывающие 12 аспектов качества жизни детей: демография; бедность и лишения; здоровье; образ жизни; психическое здоровье; время и пространство; жестокое обращение с детьми; опека; уход за детьми; преступность и незаконное употребление наркотиков; образование; жилье и окружающая среда.
Дополнительно, организация «Детское общество» (The Children's Society) при сотрудничестве с Йоркским университетом с 2005 г. разработали программу национального исследования благополучия детей и молодых людей, уделяя особое внимание субъективному благополучию [19]. С 2010 г. в рамках программы вычисляется Индекс хорошего детства (The Good Childhood Index). Он включает в себя три нестандартных показателя субъективного благополучия: лестницу Кантрила (Cantril's ladder) (общую оценку удовлетворенности жизнью), шкалу удовлетворенности жизнью, состоящую из 5 элементов, полученных из шкалы, первоначально разработанной в США Скоттом Хюбнером (Huebner's life satisfaction scale) (у меня есть то, что я хочу в жизни; у меня хорошая жизнь; мне жаль, что у меня не было другой жизни; моя жизнь в порядке; моя жизнь идет хорошо в возрасте 10-15 лет), а также дополнительные показатели благополучия, в основе которых лежат ответы на вопросы об удовлетворенности 10 различными аспектами жизни (здоровье; внешний вид; использование свободного времени; будущее; семья; друзья; дом; школа; свобода выбора; имеющиеся ресурсы (деньги/собственные вещи)). Эти аспекты были выбраны в результате опроса детей о том, что они считают самым важным и необходимы для хорошей жизни.
Индекс детского благополучия в евро-средиземноморском районе MEDCHILD был разработан для 33 стран, принадлежащих к пяти различным географическим районам: арабским странам, Ближнему Востоку, Северной Африке, Восточной Европе и Средиземноморской Европе [20]. Индекс объединяет 39 индикаторов, относящихся к 6 аспектам благополучия детей:
демография; питание; здоровье; образование; экономические и социальные показатели.
С 2009 г. с трехгодичным периодом правительство Австралии проводит перепись всего детского населения, обучающегося первый год в школе (средний возраст 5 лет) [21, 22]. Анкета заполняется учителями на основе их знаний о ребенке не менее 1 месяца, включает аспекты физического, социального, эмоционального, языкового и когнитивного развития, а также данные о специальных потребностях. Учителей также просят включить информацию о мерах по уходу за ребенком и его участии в программах раннего образования в годы, предшествующие школе. Демографические и географические данные регистрируются на индивидуальном и региональном уровнях. На основе собранной информации вычисляется Австралийский индекс раннего развития (Australian Early Development Index (AEDI)). Он является адаптацией Канадского инструмента раннего развития (Canadian Early Development Instrument), разработанного исследователями Университета Макмастера в 1997-2000 гг. и внедренного в Канаде и ряде других стран (Австралия, Чили, Египет, Англия, Голландия, Ямайка, Кения, Косово, Мексика, Молдавия, Мозамбик, Новая Зеландия, США) [23].
Обзор показателей детского благополучия в Италии [24] включает 10 аспектов качества жизни детей: отношения и связи; материальное благополучие; субъективное благополучие; социальное участие; время; здоровье; школа; безопасность и риск; социальные и образовательные услуги; социальная структура.
Правительство Канады периодически выпускает отчеты о благополучии детей младшего возраста, в которых содержится информация, характеризующая качество жизни детей 0-5 лет (впоследствии дополнительно были рассмотрены дети 6-9 лет) в 6 сферах (физическое здоровье и развитие; эмоциональное здоровье; социальные знания и компетенции; когнитивное обучение и языковая коммуникация; семья; общество) [25].
Одновременно Канадский совет по социальному развитию, начиная с 1996 г. периодически, используя примерно один и тот же набор индикаторов, публикует отчет о прогрессе детей и молодежи (0-24 лет) Канады [26]. Индикаторы относятся к таким аспектам, как здоровье (физическое и эмоциональное); социальное участие; обучение; занятость молодежи; семейная жизнь; экономическая безопасность; физическая безопасность; ресурсы сообщества; гражданская жизнеспособность.
Система ключевых показателей детства и юношества в Испании была разработана Институтом детства и городского мира (Instituto de Infancia y Mundo Urbano) для оценки условий жизни детей (0-17 лет) и охватывает 10 аспектов: демография; семья; семейная политика; образование; переход от школы к работе; здоровье и качество жизни; идентичность; бедность и социальная изоляция; гендер; иммиграция [27].
Министерством социального развития Новой Зеландии при участии правительственных и неправительственных организаций были разработаны индикаторы благополучия детей и молодежи Новой Зеландии, включающие 10 аспектов: здоровье; уход и поддержка; образование; экономические гарантии; безопасность; гражданские и политические права (например, голосование); правосудие (например, преступления); культурная идентичность; социальные связи; окружающая среда (построенная и естественная) [28].
Ирландское национальное детское управление разработало набор из 42 показателей благополучия и 7 социально-демографических показателей для мониторинга качества жизни детей в Ирландии [29]. Показатели не сгруппированы по аспектам. Для выбора показателей был предпринят четырехэтапный подход, на одном из этапов сами дети (8-19 лет) были опрошены о том, что они считают важным для хорошей жизни.
Проведенный обзор некоторых инициатив на межнациональном и национальном уровнях, направленных на измерение качества жизни детей, подтверждает существование консенсуса между гражданами, исследователями и политиками в том, что показатели благополучия детей должны служить ориентирами развития общества.
Большинство исследователей согласны с тем, что благополучие детей является многоаспектной конструкцией. При этом следует различать аспекты, которые характеризуют фактическое благополучие самого ребенка, и аспекты, охватывающие контекстуальные факторы. Другими словами, показатели здоровья, эмоционального состояния, навыков и т.п. следует отличать от таких показателей, как структура семьи, материальное благополучие, окружающая среда и т.д. Индикаторы, характеризующие контекстуальные факторы, чрезвычайно важны, поскольку они вносят существенный вклад в развитие и благополучие детей, однако, при этом, не являются показателями качества жизни детей как таковыми. Исследователи не пришли к единому мнению по поводу ключевых аспектов благополучия детей, но можно выделить следующие, наиболее часто встречающиеся в литературе аспекты, такие как: здоровье (физическое и психическое), образование и обучение, поведение, семья и социальное окружение, риски, материальное благополучие, окружающая среда.
Существует консенсус, что помимо объективных показателей благополучия детей необходимо рассматривать субъективные. Объективное благополучие имеет отношение к материальным и социальным обстоятельствам, которые оказывают позитивное или негативное влияние на чувство благополучия индивида или сообщества. Они охватывают экономические, социальные, экологические ресурсы, которые измеряются посредством официальных статистических данных. Субъективное благополучие относится к самооценке личности собственного благополучия, и показатели обычно принимают форму шкалы удовлетворенности жизнью в целом или отдельными ее аспектами. Считается наиболее важным «услышать от самих детей то, что они думают и чувствуют» [15]. Для этого во многих странах проводятся специальные обследования.
Некоторые разногласия существуют на предмет использования позитивных или негативных индикаторов. Негативные индикаторы включают вредные аспекты в жизни ребенка, например, жестокое обращение с детьми, смертность, потребление детьми психоактивных веществ. В течение последних 15 лет все громче звучит призыв к использованию только позитивных показателей благополучия детей.
Существует три основных подхода к выбору набора индикаторов: данные, политика и теория. В соответствии с первым подходом выбираются индикаторы, для которых доступны статистические данные. Второй предполагает выбор индикаторов, обусловленный политическими интересами. В основе третьего подхода лежит теоретическое обоснование. Дополнительные критерии для выбора индикаторов включают: доступность, достоверность, значимость, простоту понимания, сопоставимость (временная, на национальном и межнациональном уровнях).
У исследователей нет единого мнения на тему возраста детей: в каком возрасте ребенок становится взрослым. Определение возраста, до которого дети остаются детьми, имеет огромное значение для измерения их благополучия, поскольку исследователи полагают, что показатели, характеризующие благополучие детей и молодежи, существенно отличаются.
Отмечается существенный недостаток данных о благополучии детей, в том числе на разных этапах развития, разного пола, этнической принадлежности.
Различные подходы к измерению качества жизни предпринимаются разными исследователями. Первый подход заключается в том, что все индикаторы благополучия представлены в виде набора для мониторинга. Второй подход подразумевает построение индекса благополучия. Различают несколько вариантов индексов. Индекс субъективного благополучия строится на основе данных, полученных в результате опросов. Композитный индекс благополучия объединяет отдельные меры благополучия (как объективные, так и субъективные) в единый сводный индекс. Каждый из этих подходов имеет свои сильные и слабые стороны.
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Несмотря на то, что благополучие трудно определить и еще труднее измерить, число его исследований растет во всем мире. В литературе можно найти интересные примеры измерения качества жизни детей. К сожалению, в связи с тем, что существующие методы измерения разрабатываются отдельно друг от друга, они мало сопоставимы. Для решения этой проблемы, видимо, потребуются дополнительные исследования, но начало большой работы в этом направлении уже положено.
литература
1. Кислицына О.А. Новое глобальное движение: измерение прогресса и качества жизни (благополучия) // Проблемы современной экономики. — 2016. — №3 (59).
2. ООН. Конвенция о правах ребенка. Нью-Йорк: ООН, 1989. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon. shtml (дата обращения: 10.06.2018).
3. Ben-Arieh A. Multi-National Project for Monitoring and Measuring Children's Well-Being. Background paper prepared for the Education for All Global Monitoring Report 2007. Strong foundations: early childhood care and education. UNESCO, 2007.URL: http:// unesdoc.unesco.org/images/0014/001474/147444e.pdf (дата обращения: 10.06.2018).
4. UNICEF. Child poverty in perspective: an overview of child well-being in rich countries, Innocenti Report Card, Vol 7. Florence, Italy: Uniceflnnocenti Research Centre, 2007. URL: https://www.unicef.org/media/files/ChildPovertyReport.pdf (дата обращения: 10.06.2018).
5. OECD. Doing Better for Children. Paris: OECD, 2009. URL: https://www.oecd.org/els/family/43570328.pdf (дата обращения: 10.06.2018).
6. BradshawJ.,Richardson D. An index of child well-being in Europe // Child Indicators Research. — 2009. — 2(3). — P. 319-351. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.465.1408&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 10.06.2018).
7. KIDSCREEN-52.URL: https://www.kidscreen.org/english/questionnaires/kidscreen-52-long-version/ (дата обращения: 10.06.2018).
8. Ravens-Sieberer U., Gosch A., Rajmil L., Erhart M., Bruil J., Duer W., Auquier P., Power M., Abel T., Hagquist C., Kilroe J. Kidscreen-52 Quality of life measure for children and adolescents // Expert Rev. Pharmacoeconomics Outcomes Res. — 2005. — 5(2). URL: http:// research.ncl.ac.uk/sparcle/Publications_files/KIDSCREEN%2052%20Psychometrics.pdf (дата обращения: 10.06.2018).
9. Younglives.URL: http://www.younglives.org.uk/ (дата обращения: 10.06.2018).
10. The child and youth well-being index (CWI). URL: http://www.soc.duke.edu/~cwi/ (дата обращения: 10.06.2018).
11. Land K. Trends in Infancy/ Early Childhood and Middle Childhood Well-Being, 1994-2006: A composite index of trends in the well-being of America's children and youth. North Carolina, Duke University, 2007.
12. KidscountDatacenter.URL: https://datacenter.kidscount.org/ (дата обращения: 10.06.2018).
13. Federal Interagency Forum on Child and Family Statistics. America'schildren: key national indicators of well-being, 2017. URL: https:// www.childstats.gov/americaschildren/index.asp (дата обращения: 10.06.2018).
14. Bradshaw J., Bloor K., Huby M., Rhodes D., Sinclair I., Gibbs I., Noble M., Mclennan D., WilkinsonK. Local Index of Child Well-Being: Summary Report. London: Department for Communities and Local Government, 2009.URL: http://webarchive.nationalarchives.gov. uk/20120920021306/http://www.communities.gov.uk/documents/communities/pdf/1126232.pdf (дата обращения: 10.06.2018).
15. Bradshaw J., Save the Children Fund (Great Britain), University of York (2002). The well-being of children in the UK. Save the Children, London.
16. Bradshaw J., Mayhew E.The well-being of children in the UK (2nd ed).London: Save the Children, 2005.
17. Bradshaw J. The Well-being of children in the UK (3rd ed). Bristol, UK: Policy Press, 2011.
18. Bradshaw J. The Well-being of children in the UK (4rd ed). Bristol, UK: Policy Press, 2016.
19. The children's society. URL: https://www.childrenssociety.org.uk/what-we-do/research/well-being (дата обращения: 10.06.2018).
20. Save Children's Life. Publications: the MEDCHILD papers.URL: http://www.savechildrenlife.org/en/news/pub/medchild_paper/ medchild_paper.html(датаобращения: 10.06.2018).
21. The Early Development Instrument. URL: https://edi.offordcentre.com/ (дата обращения: 10.06.2018).
22. Brinkman S.A., Gregory T.A., Goldfeld S., Lynch J.W., Hardy M. Data Resource Profile: The Australian Early Development Index (AEDI) // International Journal of Epidemiology. - 2014. - 43(4). - P.1089-1096.
23. Australian Early Development Census (AEDC). International use of the Early Development Instrument. URL: http://www.aedc.gov. au/about-the-aedc/history/international-use-of-the-early-development-instrument(дата обращения: 10.06.2018).
24. Belotti V. Survey on Child Well-Being Indicators in Italy. Paper presented at the European Seminar on Child Well-Being Indicators. URL: http://www.childoneurope.org/issues/child_wellbeing_indicators2.htm (дата обращения: 10.06.2018).
25. Government of Canada. The Well-Being of Canada's Young Children. Government of Canada Report 2011.URL: http://www.dpe-agje-ecd-elcc.ca/eng/ecd/well-being/sp_1027_04_12_eng.pdf (дата обращения: 10.06.2018).
26. Canadian council of social development. The Progress of Canada's Children & Youth. URL: http://www.ccsd.ca/resources/ ProgressChildrenYouth/index.htm (дата обращения: 10.06.2018).
27. Feixa C. System of Key Indicators of Childhood and Adolescence (SICIA). Paper presented at the Youth Development Indicators Group Meeting, 2005. URL: http://www.un.org/esa/socdev/unyin/documents/CarlesFeixa_Indicators%20Catalonia.pdf (дата обращения: 10.06.2018).
28. Ministry of Social Development. Children and Young People: Indicators of Wellbeing in New Zealand 2008. Wellington, New Zealand: Ministry of Social Development, 2008. URL: https://www.msd.govt.nz/documents/about-msd-and-our-work/publications-resources/ monitoring/children-young-indicators-wellbeing/2008-report/cyi-report-2008.pdf (дата обращения: 10.06.2018).
29. Hanafin S., Brooks A.M. The Development of a National Set of Child Well-Being Indicators. Dublin: The National Children's Office, 2005. URL: http://childrensdatabase.ie/documents/publications/Executive_Summary_Child_Well_Being_Indicators.pdf (дата обращения: 10.06.2018).
эволюция МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА: КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РЕТРОСПЕКТИВЕ
К.Б. Костин,
профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук [email protected]
М.Н.Губа,
аспирант кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
магистр экономики [email protected]
В статье приводится трактовка мирового хозяйства. Подробно рассматривается механизм его развития, включая как эволюционную, так и революционную составляющие этого процесса. На основе принципа историзма делаются выводы относительно главных факторов, определяющих силу и значение качественных изменений в мировом хозяйстве. Так называемые промышленные революции включены в единый процесс эволюции мирового хозяйства. Выявлены их главные черты и спрогнозированы наиболее перспективные направления дальнейшего мирового экономического развития. Технологиями, способными качественно изменить нынешнее мировое хозяйство, признаются технологии, основанные на принципе синергии.
Ключевые слова: мировая экономика, мировое развитие, эволюция, промышленная революция, синергия.
УДК 339.9 ББК 65.5
В отечественной научной литературе распространен термин «мировое хозяйство», который, как ни парадоксально, не всегда имеет полноценный аналог в иноязычных источниках. Перевод термина на иностранные языки обычно осуществляется посредством его отождествления с понятием «мировая (международная) экономика»: в английском — world economy или international economics, во французском — йсопотле mondiale, что можно рассматривать в качестве частичного фразеологического эквивалента с точки зрения теории перевода, но с точки зрения экономики признавать эти термины аналогами не в полной мере уместно. Примечательно, что в немецком языке, как и в русском, наравне применимы понятия «хозяйство» и «экономика» — Weltwirtschaft или Globalwirtschaft (мировое хозяйство) и Wel^konomie (мировая экономика), однако гораздо более часто используемым является первое (например, Вольц рассматривает аспекты функционирования международных организаций в мировом хозяйстве [8]; Вёпель — валютно-фи-
нансовое содержание современного мирового хозяйства [9]; Шайде — макроэкономическую политику как элемент политики хозяйствования [7]). Такая подобность терминов обусловлена еще аристотелевским происхождением»экономики», однако сохранившаяся в русском и ряде других языков и утерянная в английском, на котором сейчас публикуются подавляющее большинство научных статей, дифференциация понятий позволяет конкретизировать теоретический аппарат и углубить исследования в этой области.
В данной работе авторы опираются на понятие «мировое хозяйство» и определяют его как неавтономную самовоспроизводящуюся сложную динамическую систему, основанную на сетях экономических связей между любого рода субъектами.
Термины «связи» и «отношения» также как экономика и хозяйство, зачастую используются экономистами как взаимозаменяемые аналоги. Сугубо не односторонний характер этого явления как системообразующего элемента мирового хозяйс-