SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННЫЙ ПРОЦЕСС ЦИФРОВИЗАЦИИ АКТИВОВ
Инамджанова Эльнора Эльбековна,
Преподаватель кафедры «Международное частное право» Ташкентского государственного юридического университета, E-mail: elnorainamjanova100898@gmail.com
В данной статье исследованы международный опыт по цифровизации, необходимость регулирования разных видов активов, всевозможные подходы к легализации, дальнейшие вопросы правового регулирования активов в цифровой экономике Республики Узбекистан. Современные тенденции экономики и инвестиций должны быть изучены правоведами, анализироваться гражданским обществом, академическими кругами через призму международного частого права. Основной целью статьи является определение неясностей юрисдикции, коллизионных обстоятельств и разрозненность надзора, которые создают препятствия для грамотного управления трансграничными финансами, отсутствующими в децентрализованных сетях. Полномочия по регулированию торговли акциями остаются спорными между национальными и субнациональными регулирующими органами, что приводит к дублированию усилий по соблюдению требований, которые, по оценкам, обходятся инвесторам в большие суммы.
Ключевые слова: цифровая экономика, акционеры, правовые риски, виртуальный мир, криптоактивы, инвестиционный портфель, финансовый трейдинг, цифровые права, деривативы.
INTERNATIONAL EXPERIENCE AND MODERN PROCESS OF
DIGITIZATION OF ASSETS
Inamdjanova Elnora Elbekovna,
Lecturer of the Department of International Private Law Tashkent State University of Law, E-mail: elnorainamjanova100898@gmail.com
ORCID: 0000-0002-2521-1539
АННОТАЦИЯ
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
ABSTRACT
This article examines international experience in digitalization, the need to regulate different types of assets, various approaches to legalization, and further issues of legal regulation of assets in the digital economy of the Republic of Uzbekistan. Modern economic and investment trends should be studied by legal scholars and analyzed by civil society and academic circles through the prism of international private law. The main purpose of the article is to identify jurisdictional ambiguities, conflict of laws and fragmented supervision that create obstacles to the competent management of cross-border finance that are absent in decentralized networks. The authority to regulate share trading remains contested between national and subnational regulators, resulting in duplication of compliance efforts that are estimated to cost investors large sums of money.
Key words: digital economy, shareholders, legal risks, virtual world, crypto assets, investment portfolio, financial trading, digital rights, derivatives.
XALQARO TAJRIBASI VA ZAMONAVIY AKTIVLARNI RAQAMLI
QILISH JARAYONI
Inamdjanova Elnora Elbekovna,
Xalqaro xususiy huquq kafedrasi o'qituvchisi
Toshkent davlat yuridik universiteti, E-mail: elnorainamjanova100898@gmail.com
ANNOTATSIYA
Ushbu maqolada raqamlashtirish bo 'yicha xalqaro tajriba, turli turdagi aktivlarni tartibga solish zarurati, qonuniylashtirishga turli yondashuvlar va O'zbekiston Respublikasi raqamli iqtisodiyotida aktivlarni huquqiy tartibga solishning keyingi masalalari ko'rib chiqiladi. Zamonaviy iqtisodiy va investitsiya tendentsiyalari huquqshunos olimlar tomonidan o'rganilishi va fuqarolikjamiyati va akademik doiralar tomonidan xalqaro xususiy huquq prizmasidan tahlil qilinishi kerak. Maqolaning asosiy maqsadi markazlashtirilmagan tarmoqlarda mavjud bo'lmagan transchegaraviy moliyani vakolatli boshqarishga to'sqinlik qiladigan yurisdiktsiya noaniqliklari, qonunlar ziddiyati va tarqoq nazoratni aniqlashdir. Aktsiyalar savdosini tartibga solish vakolati milliy va submilliy tartibga soluvchilar o'rtasida bahsli bo'lib qolmoqda, bu esa investorlarga katta mablag' sarflanishiga olib keladigan muvofiqlik harakatlarining takrorlanishiga olib keladi.
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
Kalit so'zlar: raqamli iqtisodiyot, aktsiyadorlar, huquqiy risklar, virtual dunyo, kripto aktivlar, investitsiya portfeli, moliyaviy savdo, raqamli huquqlar, derivativlar.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня Республика Узбекистан последовательно принимает комплексные и глобальные меры по активному развитию виртуализации большинства сфер, а также широко внедрению современных информационно-коммуникационных технологии во всех отраслях, в частности, где экономическая сфера является наиболее значимой. Эти меры принимаются не только для внутреннего роста государства, но и для расширения международных торговых связей и привлечения иностранных инвестиций. В связи с этим вступление Республики Узбекистан в современный мировой инвестиционный процесс обусловливает необходимость обеспечения соответствия национального законодательства об иностранных инвестициях международному праву с учетом постепенного наступления цифровой эпохи.
Наиболее важными нормативно-правовыми актами в данной сфере являются Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и мерах по ее эффективной реализации» [1], Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан» [2], Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по организации деятельности крипто-бирж в Республике Узбекистан» [3].
Приняв такие взвешенные рекомендации, появляется возможность раскрытия огромного потенциала этических и доступных цифровых инвестиционных экосистем, одновременно разумно управляя рисками, по мнению многих экспертов, отслеживающих эти события. Открытые инвестиции на основе блокчейна, такие как первичные предложения монет (ICO), могут обеспечить широкий доступ, хотя они часто несут повышенный риск мошенничества и дезинформации, что подчеркивает необходимость индивидуальной защиты в соответствии с нормативными рекомендациями. В 2021 году в США против традиционных инвестиционных компаний было возбуждено судебное разбирательство по ценным бумагам на сумму более 3 миллиардов долларов, в котором утверждалось о неправомерных действиях, связанных с ненадлежащими советами, искажением фактов и конфликтами интересов, что указывало на потенциальные пробелы в защите инвесторов [4]. Опросы показывают, что более 80% инвесторов не доверяют противоречивым
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
советам устаревших учреждений по управлению активами [5]. Криптографические токены и смарт-контракты предлагают программное обеспечение прав акционеров в сети, чего часто не хватает в традиционных ценных бумагах. Некоторые аспекты регулирования цифровой инвестиционной деятельности были исследованы в трудах таких отечественных юристов, как С. Гулямов, И. Рустамбеков, С. Бозаров, О. Нарзиев, М. Бахрамова и другие.
Материалы и методы
Методологической основой для изучения цифровых активов были выбраны некоторые способы и инструменты научного исследования: сравнительно-правовой, структурный, системно-правовой, логический анализ. Сравнительно-правовой метод является одним из эффективных способов применения общенаучных методов в исследовании правовых цифровых явлений в инвестиционной деятельности. Его применение является строго системным, целенаправленным в любом исследовании.
Схема Понци Берни Мэдоффа стоимостью 65 миллиардов долларов, выявили структурные недостатки в защите традиционных инвесторов в ценные бумаги [6]. Напротив, децентрализованные автономные организации, такие как MetaQan, предлагают прозрачность и прямое участие инвесторов, превосходя традиционное косвенное голосование по доверенности. Политики должны срочно модернизировать системы, чтобы надежно интегрировать эти цифровые инвестиционные инновации, сохраняя при этом с таким трудом завоеванные традиционные гарантии. Опросы показывают, что более 80% инвесторов не доверяют противоречивым советам устаревших учреждений по управлению активами. Тем не менее, традиционные нормы позволяют консультантам продолжать направлять активы клиентов в собственные фонды с более высокими комиссиями или меньшей доходностью, что приносит только пользу консультанту. Судебные разбирательства по ценным бумагам, поданные в 2021 году против инвестиционных компаний на сумму более 3 миллиардов долларов, включали обвинения в неправомерных действиях, связанных с ненадлежащими советами и искажением фактов, что указывает на системные пробелы в защите инвесторов.
Результаты исследования
По мнению экспертов, криптографические токены и самоисполняющиеся смарт-контракты предлагают альтернативные механизмы для программного обеспечения соблюдения прав акционеров в сети, которых часто не хватает в традиционных ценных бумагах, уязвимых для инсайдерской самодеятельности. Например, децентрализованные роботы-консультанты, основанные на
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
открытых алгоритмах, могут снизить риски того, что предвзятые консультанты-люди будут получать чрезмерные гонорары в ущерб интересам инвесторов. Однако необходимо также проявлять осторожность, чтобы избежать закодированных конфликтов интересов. В свете цифровой эволюции политики должны модернизировать системы, чтобы ограничить разрушительные конфликты, одновременно внедряя инновации.
Обширные исследования показывают, что традиционные публичные акции манипулируют рынком в 4-10 раз чаще, чем ведущие криптовалютные биржи, что становится возможным благодаря лазейкам в устаревших правилах [7]. Коллективные иски и штрафы на сумму более 1 миллиарда долларов против Valeant Pharmaceuticals в 2016 году за обман в бухгалтерском учете и инфляцию акций иллюстрируют пробелы в управлении по сравнению с традиционными эмитентами ценных бумаг. Такие случаи влекут за собой высокие издержки для акционеров, пенсионеров, пенсионных фондов и налогоплательщиков. Они подчеркивают острую необходимость модернизации возможностей надзора за рынком и обнаружения мошенничества с использованием расширенного анализа данных и систем прозрачности на основе блокчейна, которые, по мнению экспертов, могут помочь предотвратить крупные скандалы [8].
На традиционных рынках розничные инвесторы имеют ограниченное представление о том, как управляющие активами обращаются с правами голоса, связанными с акциями портфельных компаний. Согласно анализу ОЭСР, голосование по доверенности часто подается менеджером от имени инвестора, что может стимулировать его голосовать вместе с руководством, а не в интересах инвестора. Например, большинство взаимных фондов последовательно выступали против резолюций акционеров, требующих от компаний учитывать воздействие климата, составлять отчеты об устойчивом развитии и устанавливать цели по сокращению выбросов.
Опросы финансовых регуляторов показывают, что большинство из них описывают криптовалюты как нечто, находящееся между пробелами в традиционных юридических классификациях ценных бумаг, товаров и валют [9]. Права на управление традиционными инвестиционными фондами жестко ограничены регулируемыми организациями. Напротив, с смарт-контракты и протоколы децентрализованного финансирования, построенные на открытых сетях блокчейнов, могут обеспечить открытое участие и контроль инвесторов без необходимости использования централизованных посредников.
Попытка регулировать децентрализованные цифровые активы с помощью устаревших ограничений централизованного управления рискует задушить
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
ответственные инновации из-за обременительных затрат на соблюдение требований, которые, по оценкам МВФ, могут потребовать более 100 миллиардов долларов дополнительных инвестиций ежегодно. Поэтому эксперты широко пропагандируют разработку гармонизированной схемы таксономии и управления, специально разработанной с учетом уникальной природы цифровых финансов [10]. Многие страны в настоящее время применяют неоднозначную систему регулирования цифровых активов, основанную на неподходящих традиционных системах. Например, криптовалюты не имеют последовательной классификации и, согласно анализу, одновременно классифицируются как имущество, товары, валюты, сырьевые товары и ценные бумаги в американских штатах. Согласно историческому анализу непоследовательно регулируемых деривативов, предшествовавших финансовому кризису 2008 года, такая фрагментация приводит к выборочному правоприменению и созданию благоприятных условий для регулирующего арбитража.
Поэтому ученые-юристы и финансовые регуляторы широко пропагандируют разработку гармонизированной таксономии и четкого плана управления, специально разработанного для цифровой экосистемы, чтобы обеспечить последовательную правовую определенность для добросовестных инноваций. Различные правила между крупными странами часто препятствуют прозрачности и сотрудничеству на трансграничных традиционных рынках, в отличие от изначально цифровых активов. Например, противоречивые правила аудита между Китаем и Соединенными Штатами привели к массовому исключению китайских компаний из листинга американских бирж в 2022 году, что привело к убыткам глобальных инвесторов на сумму более 1 триллиона долларов. Согласно анализу, различные законы о ценных бумагах также допускают регулирующий арбитраж. В скандале с бухгалтерским учетом Toshiba стоимостью 5 миллиардов долларов японские руководители оспорили юрисдикцию США по коллективному иску. Напротив, унифицированные цифровые стандарты позволяют избежать подобных конфликтов. По мнению ученых-юристов, блокчейны прозрачно определяют регулирующую юрисдикцию в коде, что значительно повышает ясность регулирования. Смарт-контракты также обеспечивают динамическое соблюдение необходимых законов, адаптированных к юрисдикции инвесторов.
Неясная юрисдикция, противоречивые законы и разрозненный надзор создают препятствия для подотчетного управления традиционными трансграничными финансами, отсутствующими в децентрализованных сетях.
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
Полномочия по регулированию торговли акциями остаются спорными между национальными и субнациональными американскими регулирующими органами, что приводит к дублированию усилий по соблюдению требований, которые, по оценкам, обходятся инвесторам более чем в 1 миллиард долларов в год.
Напротив, инструменты цифрового анализа предлагают такие решения, как совместимые структуры идентификации, усовершенствованный обмен данными и «умные оракулы» на основе блокчейна, которые могут динамически применять необходимые раскрытия информации, средства контроля и правила, адаптированные к юрисдикции инвестора, в режиме реального времени, оптимизируя эффективность и подотчетность трансграничных операций [11]. Таким образом, по мнению многих экспертов, традиционные инвестиционные инструменты опираются на устаревшие системы управления, которые существенно затрудняют защиту инвесторов, прозрачность рынка, эффективность и сбалансированный надзор по сравнению с появляющимися моделями, основанными на цифровых технологиях.
Признавая это, известные юрисдикции активно модернизируют архитектуру финансового регулирования:
• Европейский Союз (ЕС) внедряет свои правила о рынках криптоактивов (MiCA) с помощью специальных систем управления цифровыми активами, охватывающих выпуск, торговлю, кошельки.
• Великобритания создала Целевую группу по криптоактивам для согласования правил с цифровыми инновациями.
• Сингапур стал пионером в создании механизмов выпуска цифровых ценных бумаг, предназначенных для токенизированных активов.
• Ведущие организации, в том числе Всемирный экономический форум (ВЭФ), Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO) и Всемирный банк, выпускают политические рамки для гармонизации управления цифровыми активами.
Модернизируя инфраструктуру отчетности, создавая сложную правовую базу на основе таксономии и применяя технологии, включая блокчейн, расширенную аналитику и смарт-контракты, политики могут оптимизировать надзор за гибридной инвестиционной средой в соответствии с часто цитируемыми предложениями [12]. Продвижение инноваций при сохранении финансовой стабильности требует модернизированной нормативной базы, способной адаптироваться к использованию новых технологий.
Конкретные рекомендации включают в себя:
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
• Разработать международные стандарты машиночитаемого структурированного раскрытия информации, чтобы заменить отчетность вручную.
• Разрабатывайте стандартизированные таксономии и идентификаторы нормативных данных для традиционных и цифровых инструментов, чтобы обеспечить совместимое соответствие.
• Обеспечьте гибкую удаленную проверку личности для облегчения доступа и борьбы с мошенничеством.
• Используйте контрольные журналы на основе блокчейна для обеспечения прозрачности трансграничных инвестиций.
• Цифровая интеграция выпуска, ведения учета и одобрения регулирующих органов с помощью автоматизации смарт-контрактов.
• Внедряйте надзор за рынком в режиме реального времени и мониторинг
• Внедряйте крипто-инструменты, такие как токенизированные ценные бумаги и стейблкоины, в рамках сбалансированных пилотных рамок.
Приняв такие взвешенные рекомендации, политики могут раскрыть огромный потенциал этических и доступных цифровых инвестиционных экосистем, одновременно разумно управляя рисками, по мнению экспертов, отслеживающих эти события.
Появление цифровых инвестиционных платформ и инструментов, таких как криптовалюты, роботы-консультанты и ценные бумаги на основе блокчейна, открыло новые широкие возможности, а также риски, которые требуют тщательного юридического и нормативного изучения. Сторонники утверждают, что более низкие транзакционные издержки, повышение эффективности, расширение инклюзивности и прозрачности являются одними из ключевых потенциальных преимуществ, предлагаемых технологиями цифрового финансирования [13]. Однако критики указывают на повышенную опасность кибербезопасности, риски манипулирования рынком, отсутствие защиты инвесторов и волатильность цен как на основные проблемные области, требующие регулирующего надзора и управления. В этом разделе будут проанализированы последние эмпирические исследования, статистические данные, судебные дела и политические события, подчеркивающие перспективы и опасности цифрового инвестирования.
Правительства во всем мире активно обсуждают подходы к регулированию новых цифровых инвестиционных технологий и валют. Комиссия ЕС предложила комплексные правила для поставщиков криптовалютных услуг, ориентированные на обязательное лицензирование,
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
стандарты управления и раскрытие информации потребителям. Между тем, ограничительные подходы применяются в Китае, где ICO и торговля криптовалютами полностью запрещены с 2017 года. Комиссия по ценным бумагам и биржам США уделяет особое внимание применению существующих правил ценных бумаг к предложениям токенов и инвестиционным инструментам. Однако многие ученые утверждают, что срочно необходимы фундаментально новые правовые рамки, оптимизированные для цифровой среды. Например, Министерство юстиции США недавно привлекло к ответственности трейдеров за манипулирование ценами на криптовалюту посредством нерегулируемых бирж, что подчеркнуло пробелы в регулировании. Разработка методов надзора для выявления и предотвращения неправомерных действий будет иметь решающее значение для предотвращения потери доверия инвесторов.
Рост популярности роботов-консультантов и инвестиционных услуг на основе искусственного интеллекта также поднял глубокие этические проблемы и риски, требующие управления. Исследования показывают, что алгоритмическая предвзятость может воспроизводить и усиливать человеческие предрассудки относительно расы, пола, возраста и других факторов. Эксперты по правовым вопросам утверждают, что для развития надежного ИИ в цифровых финансах необходимы более строгие требования к прозрачности, механизмы подотчетности и постоянная проверка на предмет предвзятости. Комиссия ЕС предложила законодательно закрепить прозрачность алгоритмов, используемых роботами-консультантами. Однако регулирование инвестиций на основе ИИ остается сложным, учитывая быстрые темпы технологических изменений.
Одним из наиболее радикальных последствий цифрового инвестирования является его потенциальное разрушение традиционных юридических понятий договорного права, прав собственности и собственности. Например, активам, представленным токенами в сети блокчейн, не хватает физической формы, но они могут быть запрограммированы с использованием индивидуальных правил, позволяющих осуществлять автоматические расчеты и переводы без участия людей-посредников. Анализ того, как право и регулирование могут и должны адаптироваться к таким глубоким технологическим изменениям, является неотложным приоритетом. В целом, хотя цифровое инвестирование открывает большие возможности, реализация его полного потенциала срочно требует прозрачного, оптимизированного управления, отражающего его уникальные технические свойства и риски. В заключение, эмпирические данные
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
показывают, что цифровые финансы могут существенно снизить затраты и расширить доступ, но также порождают новые серьезные риски в области кибербезопасности, манипулирования рынком, защиты потребителей и этических рисков, требующих управления. Продолжающиеся юридические и нормативные дебаты подчеркивают сложные проблемы эффективного надзора за быстро развивающимися технологиями, такими как криптовалюты, роботы-консультанты и платформы блокчейна. Разработка гибких, перспективных правил цифровых инвестиций с одновременным использованием преимуществ потребует объединения технических знаний с юридическими принципами. Но в случае успеха оптимизированная правовая база может проложить путь к реализации обещаний ответственного цифрового инвестирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение следует сказать, что, хотя инновации в сфере цифрового инвестирования являются преобразующими, устоявшиеся традиционные законы и нормы остаются весьма актуальными. Сочетание контроля и стабильности традиционного инвестирования с эффективностью и использованием новых технологий может принести значительные дополнительные выгоды [14]. Но полное использование этих симбиозов потребует междисциплинарного сотрудничества и творческого управления, охватывающего стыки права, финансов, технологий и этики. При продуманной координации сбалансированное регулирование может проложить путь к ответственной реализации перспектив объединения традиционных и цифровых инвестиционных парадигм. В целом, систематическая методология, сочетающая обширные научные знания, лучшие мировые практики, пропорциональность, индивидуальную таксономию, экспериментальное тестирование, адаптивный дизайн, прогнозирование и участие многих заинтересованных сторон, может подготовить почву для разработки основанной на принципах оптимальной структуры, объединяющей традиционное и цифровое инвестирование для долгосрочный. Хотя разработка такой политики сопряжена со сложными задачами, существенные выгоды для экономической инклюзивности, целостности и прогресса делают эту цель вполне стоящей для достижения ее посредством совместной изобретательности, творчества и усердных междисциплинарных исследований.
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES):
1. Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и мерах по ее эффективной реализации» // Национальная база данных законодательства, 11.11.2023 г., № 06/23/193/0844
2. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по развитию цифровой экономики и сферы оборота крипто-активов в Республике Узбекистан» //Национальная база данных законодательства, 28.04.2022 г., № 06/22/121/0354
3. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по организации деятельности крипто-бирж в Республике Узбекистан» // Национальная база данных законодательства, 28.04.2022 г., № 06/22/121/0354
4. Catalini, Christian and Gans, Joshua S., Initial Coin Offerings and the Value of Crypto Tokens (March 5, 2019). MIT Sloan Research Paper No. 5347-18, Rotman School of Management Working Paper No. 3137213, Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3137213 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3137213
5. https://www.cornerstone.com/wp-content/uploads/2023/05/Securities-Class-Action-Filings-2022-Year-in-Review.pdf
6. Eileen Appelbaum, Peter BergHigh-Performance "Work Systems and Labor Market Structures " https://www.researchgate.net/publication/241039879 HighPerformance Work Systems and Labor Market Structures
7. Guerrero, T., Griffin, T. D., & Wiley, J. (2020). How do predictions change learning from science texts? Paper available in the Preprint Repository for the 30th Annual Meeting of the Society for Text & Discourse. EasyChair (No. 3839). https://easychair.org/publications/preprint/tDPk
8. Dirk A. Zetzsche, Douglas W.Arner, Ross P. Buckley, Decentralized Finance // Journal of Financial Regulation, 2020, 6, 172-203
9. On American Rescue Plan's Second Anniversary, Treasury Releases New Data on Act's Historic Investments in Economic Growth https://home.treasury.gov/
10. Omarova, Saule T., New Tech v. New Deal: Fintech As A Systemic Phenomenon (July 30, 2018). 36 Yale Journal on Regulation 735 (2019)., Cornell Legal Studies Research Paper No. 18-39, Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3224393 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3224393
11. Ashley Lannquist, Central Banks and Distributed Ledger Technology: How are Central Banks Exploring Blockchain Today? 2019
https://www3.weforum.org/docs/WEF Central Bank Activity in Blockchain DLT. pdf
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
12. Glaser, Florian and Glaser, Florian and Zimmermann, Kai and Haferkorn, Martin and Haferkorn, Martin and Weber, Moritz Christian and Siering, Michael, Bitcoin - Asset or Currency? Revealing Users' Hidden Intentions (April 15, 2014). ECIS 2014 (Tel Aviv), Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=2425247
13. Zetzsche, Dirk Andreas and Annunziata, Filippo and Annunziata, Filippo and Arner, Douglas W. and Buckley, Ross P., The Markets in Crypto-Assets Regulation (MICA) and the EU Digital Finance Strategy (November 5, 2020). European Banking Institute Working Paper Series No. 2020/77, University of Luxembourg Law Working Paper Series No. 2020-018, University of Hong Kong Faculty of Law Research Paper No. 2020/059, Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3725395 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3725395
14. Акбаралиева М. УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА //Центральноазиатский журнал образования и инноваций. - 2023. - Т. 2. - №. 5 Part 3. - С. 265-267.
15. Имамалиева, Д. (2023). Обработка данных в международном коммерческом арбитраже посредством технологий: возможности и угрозы. Перспективы развития международного коммерческого арбитража в Узбекистане, 1(1), 126-131.