Научная статья на тему 'Международный опыт и перспективы развития оценки технологий здравоохранения'

Международный опыт и перспективы развития оценки технологий здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
327
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / MEDICAL TECHNOLOGY / ОЦЕНКА ТЕХНОЛОГИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / HEALTH TECHNOLOGY ASSESSMENT / ОЦЕНКА МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ / MEDICAL TECHNOLOGY ASSESSMENT / ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / HEALTH ECONOMICS / АГЕНТСТВА ПО ОТЗ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / INTERNATIONAL EXPERIENCE / HEALTH TECHNOLOGY / HTA AGENCIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ягудина Роза Исмаиловна, Аринина Евгения Евгеньевна, Кондратьева Бэла Батразовна., Королева Надежда Игоревна., Меркулов Вадим Анатольевич

Оценка технологий здравоохранения (ОТЗ), будучи важным этапом принятия решений в сфере здравоохранения, чаще всего используется в качестве основного аргумента при рассмотрении вопроса о включении технологий в список возмещения, а также в льготные списки. ОТЗ затрагивает вопросы клинической и экономической эффективности, а также этические, правовые, социальные и организационные аспекты практического применения конкретной технологии в медицине. В статье рассмотрены основные понятия и виды проведения ОТЗ. Проведен обзор деятельности ведущих международных организаций по ОТЗ, отмечены проблемы, с которыми сталкиваются исследователи в странах с высоким и средним уровнем доходов, обозначены перспективы дальнейшего распространения методик по ОТЗ в другие страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NTERNATIONAL EXPERIENCE AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT OF HEALTH TECHNOLOGY ASSESSMENT

Being an important part of the decision making process in health care, Health technology assessment (HTA) is a key argument, used when considering the inclusion of technologies into the National Reimbursement Drug List. HTA touches upon the subjects of clinical and cost effectiveness, as well as of ethical, legal, social and organizational aspects of the actual use of a specific technology in medicine In the presented article, the basic terms and types of HTA are highlighted. The article provides an overview of the activities of leading international organizations in the sphere of HTA and the problems, the researchers face in high and middle level income countries. It also describes the perspectives of further promotion of HTA methodologies in other countries.

Текст научной работы на тему «Международный опыт и перспективы развития оценки технологий здравоохранения»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 614.2:615.036.8

Международный опыт и перспективы развития оценки технологий здравоохранения

Р.И. Ягудина, Е.Е. Аринина, Б.Б. Кондратьева, Н.И. Королева, В.А. Меркулов

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 127051, Москва, Россия

Резюме: Оценка технологий здравоохранения (ОТЗ), будучи важным этапом принятия решений в сфере здравоохранения, чаще всего используется в качестве основного аргумента при рассмотрении вопроса о включении технологий в список возмещения, а также в льготные списки. ОТЗ затрагивает вопросы клинической и экономической эффективности, а также этические, правовые, социальные и организационные аспекты практического применения конкретной технологии в медицине. В статье рассмотрены основные понятия и виды проведения ОТЗ. Проведен обзор деятельности ведущих международных организаций по ОТЗ, отмечены проблемы, с которыми сталкиваются исследователи в странах с высоким и средним уровнем доходов, обозначены перспективы дальнейшего распространения методик по ОТЗ в другие страны.

Ключевые слова: технология здравоохранения; медицинская технология; оценка технологии здравоохранения; оценка медицинской технологии; экономика здравоохранения; агентства по ОТЗ; международный опыт.

Библиографическое описание: Ягудина РИ, Аринина ЕЕ, Кондратьева ББ, Королева НИ, Меркулов ВА. Международный опыт и перспективы развития оценки технологий здравоохранения. Ведомости Научного центра экспертизы средств медицинского применения 2014; 4: 59—64.

INTERNATIONAL EXPERIENCE AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT OF HEALTH TECHNOLOGY ASSESSMENT R.I. Yagudina, E.E. Arinina, B.B. Kondratieva, N.I. Koroleva, V.A. Merkulov

Federal State Budgetary Institution «Scientific Centre for Expert Evaluation of Medicinal Products» of the Ministry of Health of the Russian Federation, 127051, Moscow, Russia

Abstract: Being an important part of the decision making process in health care, Health technology assessment (HTA) is a key argument, used when considering the inclusion of technologies into the National Reimbursement Drug List. HTA touches upon the subjects of clinical and cost effectiveness, as well as of ethical, legal, social and organizational aspects of the actual use of a specific technology in medicine In the presented article, the basic terms and types of HTA are highlighted. The article provides an overview of the activities of leading international organizations in the sphere of HTA and the problems, the researchers face in high and middle level income countries. It also describes the perspectives of further promotion of HTA methodologies in other countries.

Key words: health technology; medical technology; health technology assessment; medical technology assessment; health economics; HTA agencies; international experience.

Bibliographic description: Yagudina RI, Arinina EE, Kondratieva BB, Koroleva NI, Merkulov VA. International experience and prospects for development of health technology assessment. Scientific Centre for Expert Evaluation of Medicinal Products Bulletin 2014; 4: 59-64.

Последние десятилетия были сопряжены с активным развитием медицинской науки и техники. Это способствовало появлению большого количества новых технологий, которые позволяют более эффективно и качественно предотвращать и лечить различные заболевания. В то же время современные медицинские технологии, как правило, стали характеризоваться и более высокой стоимостью. Вследствие этого возросла нагрузка на бюджеты здравоохранения, что в условиях ограниченных ресурсов, выделяемых на здравоохранение, становится достаточно серьезной проблемой для всех стран мира. В связи с этим все более значимую роль в мировом здравоохранении и экономике стала играть актуальная, прозрачная, всеобъемлющая и основанная на проверенных данных оценка технологий здравоохранения.

Оценка технологий здравоохранения (ОТЗ) — это систематическая оценка свойств, эффектов и/или факторов, влияющих на состояние здравоохранения.

Она может касаться как прямых, планируемых последствий применения технологии, так и косвенных, не планируемых.

ОТЗ является наиболее важным и полезным инструментом в процессе принятия решений в сфере здравоохранения, т.к. проводится с участием специалистов из различных сфер, что обеспечивает объективность и прозрачность исследований. ОТЗ чаще всего используется в качестве основного аргумента при принятии решений о включении технологий в список возмещения и в льготные списки. Более того, ОТЗ позволяет аккумулировать и систематизировать актуальные клинические и экономические данные о новых и уже действующих технологиях здравоохранения.

Одно из наиболее емких определений понятия «технологии здравоохранения» было дано Международной сетью агентств по оценке технологий здравоохранения (International Network of Agencies for HTA — INAHTA), основанной в 1993 г. Согласно INAHTA под

ОТЗ и «жизненный цикл» технологии

использование

Исследование Применение технологии Старение/

и развитие Эксперимент Инновация Замена

технологии технологии

Рис. 1. Влияние ОТЗ на различные этапы жизненного цикла технологии [1]

Технологией Здравоохранения (ТЗ) понимают любое вмешательство, которое может быть использовано для улучшения здоровья, профилактики, диагностики и лечения заболевания, реабилитации и долгосрочного ухода. При этом технологиями здравоохранения называют любые ресурсы, используемые для удовлетворения потребностей сохранения здоровья как здоровых, так и больных людей. В данное понятие входят: лекарственные препараты, приборы, оборудование и материалы, а также медицинские процедуры. Кроме того, широкий спектр ТЗ дополняется системами обеспечения электронной истории болезни, телемедицины, электронных формуляров лекарственных средств и организационно-управленческими системами [1].

Влияние ОТЗ на различные этапы жизненного цикла технологии представлено на рисунке 1.

Так, прежде всего ОТЗ влияет на новую технологию на этапе эксперимента, на котором технология может получить «инновационный статус», затем на этапе применения, который позволит расширить зону применения при доказанном преимуществе данной технологии посредством ОТЗ. ОТЗ крайне важна и на

этапе использования технологии, т.к. именно она позволит исключить данную технологию из обращения, заменив при этом ее на более инновационную [2].

В настоящее время в мировом сообществе не существует единого общепринятого подхода к проведению ОТЗ [3]. На рисунке 2 обобщенны основные методологические направления в зависимости от стран, в которых они используются.

Из данных, представленных на рисунке 2, видно, что такие страны, как Великобритания, Южная Корея, Польша, Венгрия проводят в основном экономическую оценку ТЗ, а Франция, Италия, Япония придерживаются ОТЗ, основанной на количественной оценке. В свою очередь Австралия, Канада, Швеция используют сбалансированную методологию оценки ТЗ, которая учитывает сразу несколько аспектов: фармакоэкономический, социальный и клинический [3].

В настоящее время Всемирным банком принята классификация стран по уровню доходов на душу населения, что является более объективным способом оценки, чем принятые ранее понятия «развитые и развивающиеся страны». В то же время следует отметить, что средний доход на душу населения не может являться наиболее полной характеристикой развития экономики страны, так как в одну и ту же категорию попадают страны с сильно различающимися рынками и экономиками. Так, например, к группе стран со средним уровнем доходов относятся: Турция, Бразилия, Венгрия, Таиланд, Малайзия, Южная Африка, Украина, Марокко, Мексика, а также Габон, Нигерия, Колумбия. Следует отметить, что некоторые страны с номинально высоким уровнем дохода на душу населения (Центральная Европа, Россия, Чили) по многим критериям схожи со странами со средним уровнем дохода на душу населения.

По состоянию на май 2014 года все государства и территории классифицировались по трем категориям:

Подходы к проведению оценки технологий здравоохранения

Экономическая оценка

Основы:

• методы фармакоэкономического анализа;

• биостатистика;

• моделирование.

Преимущества:

• строгие требования к проведению исследований;

• объективность оценки.

Недостатки:

1. сложности понимания фармакоэкономики среди лиц, принимающих решения;

2. объективные статистические отклонения при расчетах финансовых показателей;

3. ограничения в переносе международных данных.

Страны: Великобритания, Южная Корея, Польша, Венгрия

Количественная/ сравнительная оценка

Основа:

клинический и социальный аспект при принятии решений о технологии.

Основное понятие — добавленная терапевтическая ценность технологии.

Акцент: коллегиальное экспертное мнение.

Страны: Франция, Италия, Япония.

Сбалансированная оценка технологий здравоохранения

Интегрированность двух вышеописанных подходов

Основа:

1. фармакоэкономические показатели;

2. социальный аспект технологии;

3. клинический аспект технологии.

Страны: Австралия, Канада, Швеция.

Рис. 2. Подходы к проведению оценки технологий здравоохранения [3]

1) страны с высоким уровнем дохода на душу населения (от $ 12,616 и выше);

2) страны со средним уровнем дохода на душу населения (от $ 1,036 до $ 12,615):

■ страны с уровнем дохода выше среднего (от $ 12,615 до $ 4,085);

■ страны с уровнем дохода ниже среднего (от $ 4,085 до $ 1,036);

3) страны с низким уровнем дохода на душу населения (от $ 1,035 и ниже) [11].

Однако не все страны со средним уровнем дохода имеют одинаковый уровень развития ОТЗ. Так, в Польше, Венгрии, Бразилии, Южной Корее действует частично или полностью выстроенная система ОТЗ, а в Чехии, Турции, Болгарии фармакоэконо-мический критерий при принятии решений учитывается, но не закреплен законодательно, а в Южной Африке и Украине системы ОТЗ отсутствуют вовсе.

Большинство стран со средним уровнем дохода на душу населения ориентируются на уже существующие структуры ОТЗ в соответствии с академическими, языковыми, культурными связями с той или иной страной. Так, наибольший интерес отмечается к ОТЗ в Великобритании, Канаде, Австралии, Франции и Швеции. Однако алгоритмы оценки, принятые в этих странах, очевидно, не могут перениматься без изменений ввиду различных законодательных и структурных предпосылок [14].

По мнению David Danko общими на сегодняшний день проблемами проведения ОТЗ в странах со средним уровнем доходов являются:

■ политизированный процесс принятия решений;

■ небольшое количество независимых специализированных органов, принимающих решения в сфере здравоохранения, и множество плательщиков, незнакомых с методами ОТЗ, что в свою очередь мешает им понимать комплексные решения в сфере ОТЗ;

■ жесткие бюджетные ограничения, высокая степень политизированности процессов возмещения приводят к необъективной оценке, зачастую рассматривается только показатель «влияния на бюджет», другие подходы игнорируются;

■ недостаток местных эпидемиологических данных, их ограниченность и нерепрезентативность;

■ ограниченный доступ к надежным эпидемиологическим данным, что осложняет процесс адаптации фармакоэкономических моделей и эффективной поддержки при принятии решений о возмещении технологии;

■ недостаток экспертов и возможностей. Обычно базовое фармакоэкономическое образование доступно для студентов большинства медицинских вузов. Однако дальнейшее обучение специалистов все еще является актуальной задачей в этих странах;

■ отсутствие связи между ОТЗ и системой принятия решений в сфере здравоохранения;

■ отсутствие официально принятых методических рекомендаций для проведения анализа «затраты-эф-

фективность», анализа «влияния на бюджет» [4].

Важно отметить, что вне зависимости от страны, где проводится исследование, ОТЗ должна проводится с адаптацией к конкретным условиям. Поэтому одной из важнейших задач международных организаций по ОТЗ является обеспечение местных ученых полной информацией по данной тематике, которая может использоваться для адаптации будущих местных исследований и поможет проводить экспертизы на местном уровне. В связи с этим специально созданная при ВОЗ рабочая группа по ОТЗ в развивающихся странах определила основные проблемы, с которыми сталкиваются исследователи в разных странах при переносе результатов исследований из других стран, а именно различия в следующих данных:

■ эпидемиологической обстановке;

■ природных условиях;

■ финансовых ресурсах;

■ финансировании систем здравоохранения;

■ этическом отношении к медицинским вмешательствам;

■ технологических возможностях и ресурсах;

■ квалификации персонала;

■ состоянии систем контроля за качеством.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОЦЕНКИ ТЕХНОЛОГИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

С целью консолидации усилий в области ОТЗ на сегодняшний день созданы и активно работают несколько международных сообществ и агентств, которые занимаются проблемами ОТЗ как на международном уровне, так и на уровне отдельных стран [3].

HTAi International (HTAi) — международное общество по ОТЗ. Международное общество по ОТЗ (HTAi) — профессиональное научное сообщество, созданное в 2003 г. и объединяющее всех участников процессов разработки и использования оценки технологий здравоохранения. На сегодняшний день в HTAi насчитывается более чем 1200 членов из 59 стран.

В HTAi входят:

■ исследователи;

■ агентства по ОТЗ;

■ лица, принимающие решения в здравоохранении;

■ академические институты;

■ пациенты/потребители;

■ медицинские учреждения (ЛПУ).

Миссия HTAi — поддержка и развитие ОТЗ, повышение уровня понимания и использования ОТЗ по всему миру в качестве научно-обоснованного и муль-тидисциплинарного инструмента принятия решений относительно внедрения эффективных инновационных технологий и рационального использования уже имеющихся ресурсов в здравоохранении.

Под эгидой HTAi проводятся ежегодные международные конференции, созданы подгруппы по наиболее важным темам, выступающие в роли международ-

ной сети обмена информацией в специальных областях данного направления. К этим темам относятся: этические проблемы ОТЗ, ОТЗ в развивающихся странах, исключение неэффективных технологий из программ льготного финансирования (дезинвестиции), ОТЗ в больничных учреждениях, ОТЗ в процессах возмещения и страхования, взаимодействия ОТЗ и регуляторных органов, проблема недостаточной вовлеченности общества в процессы ОТЗ [5].

Международная сеть агентств по ОТЗ (International Network of Agencies for HTA — INAHTA) была организована в 1993 г. и в настоящее время включает 57 агентств из 32-х стран Северной и Южной Америки, Европы, Африки, Азии, а также из Австралии и Новой Зеландии. Членами INAHTA являются некоммерческие организации, занимающиеся ОТЗ и связанные с региональными и национальными органами власти.

Основными направлениями деятельности организации являются:

■ внешнее сотрудничество с международными и региональными организациями (ВОЗ, EUnetHTA, HTAi);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ внутреннее взаимодействие и обмен информацией в рамках запланированных проектов;

■ изучение влияния ОТЗ на процессы в здравоохранении, вовлечение потребителя в процессы ОТЗ, изучение различий в результатах ОТЗ по одним и тем же технологиям;

■ обеспечение качественных исследований и различных методических рекомендаций;

■ создание образовательных программ и переводы глоссария INAHTA по ОТЗ [6].

Европейская сеть по ОТЗ (European Network for HTA— EUnetHTA) начавшая работу в 2005 г., сегодня представляет собой сеть из 68-ми организаций по ОТЗ из 28-ми стран Евросоюза, а также из Норвегии и Швейцарии. Целью EUnetHTA является распространение информации об ОТЗ по всей Европе, обмен и поддержка стратегических решений по ОТЗ среди национальных агентств по ОТЗ, научно-исследовательских институтов и министерств здравоохранения государств-членов. EUnetHTA призвана обеспечить более эффективное использование ресурсов, повысить качество оценки новых технологий здравоохранения и обоснованность выбора той или иной технологии.

Основными направлениями деятельности EUnet-HTA являются:

■ координирование действий (разработка эффективной стратегии работы организации на Европейском, национальном и региональном уровнях);

■ распространение информации;

■ работы по Базовой модели ОТЗ (разработка методологических руководств, онлайн-моделей, обновление Базовой модели ОТЗ);

■ оценка относительной эффективности лекарственных средств (разработка методологических руководств, онлайн-моделей, помогающих проводить

данную оценку);

■ создание эффективной системы распространения информации об ОТЗ и работе EUnetHTA;

■ создание стратегии и бизнес-модели взаимодействия стран-участниц EUnetHTA [7].

Сеть агентств по ОТЗ стран Юго-Восточной Азии (HTAsiaLink) была основана в 2012 году. Сегодня в ней состоят 9 организаций из Кореи, Китая, Японии, Малайзии, Таиланда, Сингапура, Филиппин. HTAsiaLink сотрудничает с рядом агентств из Австралии и Национальным институтом клинического совершенствования (National Institute for Health and Care Excellence — NICE).

Целью HTAsiaLink является объединение специалистов в области ОТЗ из стран Азии, обмен знаниями и проведение прозрачной и квалифицированной оценки технологий здравоохранения.

В настоящее время Сеть азиатских агентств по ОТЗ занимается совместной оценкой различных ТЗ, а также проводит методологические исследования, такие как измерения значений качества жизни в странах Юго-Восточной Азии и значений QALY и порога готовности платить в данном регионе. HTAsiaLink имеет свой интернет-сайт и новостной журнал, выходящий три раза в год [8].

Сеть агентств по ОТЗ стран Северной, Центральной и Южной Америки (The Health Technology Assessment Network of the Americas; RedETSA — La Red de Evaluación de Tecnologías Sanitarias de las Américas) была основана в 2011 году. В данной организации состоят агентства из 13 стран: Аргентины, Боливии, Бразилии, Канады, Чили, Колумбии, Коста-Рики, Кубы, Эквадора, Мексики, Парагвая, Перу, Уругвая. Всего в RedETSA представлены 25 агентств.

История данной организации началась с ежегодного заседания HTAi, проходившего в Рио-де-Жанейро в 2011 году, где было принято решение о создании аналогичной организации на территории Северной, Центральной и Южной Америки.

На данный момент RedETSA ведет активную работу по созданию методических указаний по проведению ОТЗ, изучаются особенности и проблемы проведения оценки технологий в данном регионе. Также RedETSA активно сотрудничает с INAHTA, EUnetHTA, HTAsiaLink в вопросах обмена информацией и обучения специалистов в области ОТЗ [9].

Сотрудничающие Центры ВОЗ и их международные отд еления. В 2009 во время международной конференции HTAi была создана Международная Сеть сотрудничающих Центров ВОЗ по вопросам ОТЗ. Данная сеть занимается изучением и внедрением ОТЗ по всему миру. Ее целью является объединение организаций по ОТЗ из всех стран для сотрудничества и получения более точных глобальных данных по разным проектам. В настоящее время сеть включает организации по ОТЗ из Швеции, Испании, Ирландии, Египта, США, Бразилии, Дании, Норвегии, Чехии, Австралии, Китая, Малайзии, Колумбии, Мексики.

Она взаимодействует с другими известными международными сообществами по ОТЗ, включая ИТЛ1 и ШЛИТЛ, с целью обмена опытом и консолидации международного ОТЗ сообщества [10].

СОСТОЯНИЕ ОТЗ В РОССИИ

В последние годы в нашей стране наблюдается тенденция постепенной передачи все большего числа функций в сфере государственной системы здравоохранения от федерального центра субъектам Российской Федерации. Поэтому все более важной становится задача оптимального использования имеющихся в распоряжении системы здравоохранения ресурсов. В связи с этим оценка технологий здравоохранения в Российской Федерации приобретает все более актуальный статус. Около 10 лет назад в систему здравоохранения Российской Федерации стал внедряться фармакоэкономический подход. В настоящий момент в той или иной степени он применяется

многими участниками здравоохранения. Например, фармакоэкономическое обоснование требуется при подаче документов для внесения лекарственных препаратов в возмещаемые списки [1]. Однако общезаконодательная система по ОТЗ до настоящего времени не разработана.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведенный обзор существующих методов и структур ОТЗ показал, что за последние десятилетия ОТЗ стала важным инструментом при принятии решений в сфере здравоохранения в различных странах по всему миру. Также подробно описаны механизмы международного сотрудничества специалистов и организаций по ОТЗ, приведены перспективы дальнейшего распространения методик по оценке технологий здравоохранения в другие страны.

ЛИТЕРАТУРА

REFERENCES

1.

10. 11. 12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20. 21. 22.

23.

24.

Хабриев РУ, Ягудина РИ, Правдюк НГ. Оценка технологий 1. здравоохранения. М.: МИА; 2013.

Kalo Z. Capacity Building for HTA Implementation in Middle-Income Coun- 2. tries: The Case of Hungary. Value In Health Reg Issues 2013; (2): 264. Хабриев РУ, Ягудина РИ, Аринина ЕЕ, Угрехелидзе ДТ, Скоробогатов 3. ВК. Оценка технологий здравоохранения. Международный опыт и перспективы развития. Современная организация лекарственного обеспечения 2014; 2: 16-20. 4.

Danko D. Health technology assessment in middle-income countries: recommendations for a balanced assessment system. Journal of Market Access & Health Policy 2014; 2: 231-81. 5.

Available from: http://www.htai.org. 6.

Available from: http://www.inahta.org. 7.

Available from: http://www.eunethta.eu/ http://htasialink.org. 8.

Available from: http://www.htasialink.org. 9.

Available from: http://www.ispor.org/consortiums/LatinAmerica/articles. Available from: http://www.who.int. Available from: http://www.worldbank.org.

Gulacsi L, Orlewska E, Pentek M. Health economics and health technology assessment in Central and Eastern Europe: a dose of reality. Eur J Health Econ. 2012; 13: 525-31.

Available from: http://www.health.gov.au/hta - Australian Government Department of Health and Ageing's Health Technology Assessment (HTA) Website.

Lopert R. A «4th Hurdle» system two decades strong: Health Technology Assessment in Australia; 2012.

Available from: http://www2.cde.org.tw/action/uploadfile/2012/0724/5. HTA%20in%20Australia%20-%20Lopert.pdf

Harousseau J-L. Haute Autorité de Santé and the evolution and impact of HTA in France, 2011. Available from: http://www.htai2011.org/documen-tos/Jean%20Harousseau_Ter.pdf.

Raftery J, Powell J. Health Technology Assessment in the UK. The Lancet 2013; 382(9900): 1278-85.

18. Kuchenbecker R. Institution alizing Health Technology Assessment in Brazil: Challenges Ahead. Value In Health Regional Issues 2013; 1: 257-61. Available from: http://portalsaude.saude.gov.br/index.php/cidadao/princi-pal/english.

Available from: http://www.aotm.gov.pl/index.php?id=397. Available from: http://www.farmakoekonomika.cz/ps_guidelines.htm. Kalo Z. Capacity Building for HTA Implementation in Middle-Income Countries: The Case of Hungary. Value In Health Regional Issues 2013; (2): 264. Yan-Jun Zhang, Zhi-Liu Tang Health Technology Assessment In China. Health Affairs 2013, 32(2): 438. Available from: http://www.metaweb.hu/in-dex.php?option=com_content&view=article&id=18&Itemid=45&lang=en. Shemer J, Shani M. Health technology management in Israel: HTA in action. International Journal of Technology Assessment in Health Care 2009; 1: 134-39.

Habriev RU, Yagudina RI, Pravdyuk NG. Health technology assessment. Moscow: MIA; 2013 (in Russian).

2. Kalo Z. Capacity Building for HTA Implementation in Middle-Income Countries: The Case of Hungary. Value In Health Reg Issues 2013; (2): 264.

3. Habriev RU, Yagudina RI, Arinina EE, Ugrehelidze DT, Skorobogatov VK. Health technology assessment. Sovremennaya organizatsiya lekarstven-nogo obespecheniya 2014; (2): 16-20 (in Russian).

4. Danko D. Health technology assessment in middle-income countries: recommendations for a balanced assessment system. Journal of Market Access & Health Policy 2014; 2: 231-81.

5. Available from: http://www.htai.org.

6. Available from: http://www.inahta.org.

7. Available from: http://www.eunethta.eu/ http://htasialink.org.

8. Available from: http://www.htasialink.org.

9. Available from: http://www.ispor.org/consortiums/LatinAmerica/articles.

10. Available from: http://www.who.int.

11. Available from: http://www.worldbank.org.

12. Gulacsi L, Orlewska E, Pentek M. Health economics and health technology assessment in Central and Eastern Europe: a dose of reality. Eur J Health Econ. 2012; 13: 525-31.

13. Available from: http://www.health.gov.au/hta - Australian Government Department of Health and Ageing's Health Technology Assessment (HTA) Website.

14. Lopert R. A «4th Hurdle» system two decades strong: Health Technology Assessment in Australia; 2012.

15. Available from: http://www2.cde.org.tw/action/uploadfile/2012/0724/5. HTA%20in%20Australia%20-%20Lopert.pdf

Harousseau J-L. Haute Autorité de Santé and the evolution and impact of HTA in France, 2011. Available from: http://www.htai2011.org/documen-tos/Jean%20Harousseau_Ter.pdf.

Raftery J, Powell J. Health Technology Assessment in the UK. The Lancet 2013; 382(9900): 1278-85.

Kuchenbecker R. Institution alizing Health Technology Assessment in Brazil: Challenges Ahead. Value In Health Regional Issues 2013; 1: 257-61.

19. Available from: http://portalsaude.saude.gov.br/index.php/cidadao/prin-cipal/english.

20. Available from: http://www.aotm.gov.pl/index.php?id=397.

21. Available from: http://www.farmakoekonomika.cz/ps_guidelines.htm.

22. Kalo Z. Capacity Building for HTA Implementation in Middle-Income Countries: The Case of Hungary. Value In Health Regional Issues 2013; (2): 264.

23. Yan-Jun Zhang, Zhi-Liu Tang Health Technology Assessment In China. Health Affairs 2013, 32(2): 438. Available from: http://www.metaweb.hu/ index.php?option=com_content&view=article&id=18&Itemid=45&lang

16.

17.

18.

24.

Shemer J, Shani M. Health technology management in Israel: HTA in action. International Journal of Technology Assessment in Health Care 2009; 1: 134-39.

25.

26.

Available from: http://neca.re.kr/eng/. Jeonghoon Ahn. Health Technology Assessment in South Korea, 2012 HTA and Coverage Decisions Conference Taipei, Taiwan. Available from: http://www2.cde.org.tw/action/upload-file/2012/0724/4.HTA%20Korea%202012%20Jeonghoon%20Ahn.pdf. Hass B, Pooley J, Feuring M, Suvarna V, Harrington A. Health technology assessment and its role in the future development of the Indian healthcare sector. Perspective Clinical Research 2012; 3(2): 66-72.

ОБ АВТОРАХ:

АДРЕС ДЛЯ ПЕРЕПИСКИ:

25.

26.

Available from: http://neca.re.kr/eng/. Jeonghoon Ahn. Health Technology Assessment in South Korea, 2012 HTA and Coverage Decisions Conference Taipei, Taiwan. Available from: http://www2.cde.org.tw/action/upload-file/2012/0724/4.HTA%20Korea%202012%20Jeonghoon%20Ahn.pdf. Hass B, Pooley J, Feuring M, Suvarna V, Harrington A. Health technology assessment and its role in the future development of the Indian healthcare sector. Perspective Clinical Research 2012; 3(2): 66-72.

AUTHORS:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Российская Федерация, 127051, Москва, Петровский бульвар, 8.

Ягудина Роза Исмаиловна. Директор Центра образовательных программ, д-р фарм. наук.

Аринина Евгения Евгеньевна. Преподаватель Центра образовательных программ, канд. мед. наук.

Королева Надежда Игоревна. Старший преподаватель Центра образовательных программ.

Кондратьева Бэла Батразовна. Преподаватель Центра образовательных программ.

Меркулов Вадим Анатольевич. Первый заместитель генерального директора, д-р мед. наук.

Federal State Budgetary Institution «Scientific Centre for Expert Evaluation of Medicinal Products» of the Ministry of Health of the Russian Federation, 8 Petrovsky Boulevard, Moscow, 127051, Russian Federation. Yagudina RI. Director of the Center for Educational Programs. Doctor of Pharmaceutical Sciences.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ArininaEE. Lecturer of the Center for Educational Programs. Candidate of Medical Sciences.

Koroleva NI. Senior lecturer of the Center for Educational Programs. Kondratieva BB. Lecturer of the Center for Educational Programs. Merkulov VA. First Deputy Director General. Doctor of Medical Sciences.

Ягудина Роза Исмаиловна; Yagudina@expmed.ru

Статья поступила 14.07.2014 г.

Принята к печати 07.08.2014г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.