МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С МОШЕННИЧЕСТВОМ И КОРРУПЦИЕЙ
НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ
Е.А. Рыков, студент
Т.А. Шабалина, канд. пед. наук, доцент
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
(Россия, г. Елец)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-11-2-130-133
Аннотация. В данной статье рассмотрен международный опыт борьбы с коррупцией и антикоррупционная политика на примере таких стран как: Сингапур, Канада, США и Южная Корея. Также внимание было уделено не только каждому отдельному государству и их опыту борьбы с коррупцией, но и антикоррупционная политика на международном уровне. В статье сформулированы методы и предложения, направленные на предотвращение коррупции.
Ключевые слова: коррупция, экономика, борьба, антикоррупционная политика, международный опыт.
Коррупция - это главная причина упадка экономики и престижа страны. Многолетний опыт показывает, что эффективная борьба с коррупцией позволяет государству решать большинство своих внутренних и внешних проблем.
В конце 2019 года результаты исследования Transparency International показали, что в ТОП-10 наименее коррумпированных государств входят:
1. Дания, Новая Зеландия, Сингапур
2. Финляндия;
3. Швеция;
4. Канада;
5. Нидерланды;
6. Австрия;
7. Швейцария;
8. Норвегия.
Примечательно, что в каждом из перечисленных государств применяются различные меры по борьбе с коррупцией. Однако все они очень эффективны [1]. Поэтому идею использования зарубежного опыта можно применить, объединив несколько методик из разных стран.
Республика Сингапур - небольшое островное государство с развитой экономикой. Однако это стало так совсем недавно. 55 лет назад это была очень бедная страна с дефицитом всех жизненно важных продуктов и высоким уровнем коррупции.
Подъем экономики начался именно с борьбы с коррупцией. Лидер государства Ли Куан Ю предпринял ряд важных мер, позволивших решить проблемы государства.
Во-первых, была проделана работа по пересмотру и упрощению законодательства. Целью властей было:
- устранение сложных и двусмысленных формулировок, дающих представителям исполнительной и судебной властей основания для превышения своих полномочий;
- создание простых и понятных населению законов, которые не противоречат друг другу;
- отмена процедур, требующих разрешения представителей правительства.
Следующим шагом стало многократное увеличение оплаты труда судей и государственных служащих с привлечением высококвалифицированных специалистов [1]. Сформировав таким образом надежный тыл из компетентных судей и чиновников, власти перешли к самой сложной задаче -борьбе с организованной преступностью и коррумпированной полицией.
Для борьбы с преступными группировками были приняты жесткие законы, в том числе о крайнем наказании - расстреле. Что касается полиции, то ее пришлось заменить почти полностью.
Завершающим этапом в борьбе с коррупцией в Сингапуре стало создание независимой комиссии по расследованию экономических преступлений политиков и высокопоставленных чиновников. В результате более половины министров и высокопоставленных чиновников были осуждены за коррупцию. Некоторые из них были привлечены к уголовной ответственности. Некоторые навсегда покинули страну.
К 1990 году коррупция в Сингапуре была побеждена. Потребовалось 25 лет, чтобы искоренить привычку давать и брать взятки у населения. Сейчас жители Сингапура отличаются подчеркнутой законопослушностью, а экономика государства динамично развивается с каждым годом.
Среди перечисленных выше государств с низким уровнем коррупции выделяется Канада. С 1993 года Канада активно борется с коррупцией на международном и внутреннем уровнях.
Поворотным моментом, позволившим им опуститься с 14-го места в рейтинге на 6-е, стало принятие Закона об ответственности правительства в декабре 2006 года. Этот закон позволил строго контролировать доходы и расходы государственных чиновников, их контакты с лоббистами и работу по распределению бюджетных средств. Также были приняты другие законодательные акты, которые позволили значительно снизить уровень коррупции. Например, закон о доступе к информации регулировал выплату денежных вознаграждений государственным служащим, сообщившим об известных им случаях коррупции.
Антикоррупционная работа Канады основана на четырех принципах:
1. Парламент строго контролирует действия всех должностных лиц и реагирует на жалобы населения или других государственных служащих.
2. Правительство состоит из компетентных и ответственных профессионалов.
3. Все процедуры по распределению бюджетных средств осуществляются открыто и прозрачно.
4. Жителям штата предоставляются благоприятные условия для жизни и ведения бизнеса.
Анализируя антикоррупционную политику других государств, также стоит рассмотреть Конвенцию ООН против коррупции от 28.06.2016. В этом документе изложены основные принципы антикоррупционной политики Соединенных Штатов, Японии и Южной Кореи [2].
Борьба с коррупцией в Соединенных Штатах основана на независимости судебной власти, системе контроля за работой государственных служащих и прозрачности административных процессов. Также постепенное снижение влияния политиков и чиновников на бизнес играет важную роль в антикоррупционной политике Соединенных Штатов.
Япония использует более жесткий механизм борьбы с коррупцией. В этом штате политики обязаны подробно отчитываться обо всех доходах и расходах, включая источники финансирования политических партий и избирательных кампаний. Граждане Японии внимательно следят за выполнением этих обязанностей. Кроме того, одним из инструментов антикоррупционной политики в стране является высокий уровень заработной платы.
Южная Корея - одна из самых технологически развитых стран в мире. Абсолютно все процессы в стране контролируются через единую виртуальную сеть. Это касается и деятельности государственных служащих. На самом деле борьба с коррупцией в Южной Корее больше не нужна. Все разрешения, сертификаты и другие документы выдаются через Интернет. Аналогичным образом корейцы получают услуги от государственных учреждений.
В Южной Корее коррупции подвержены только высшие эшелоны власти. Например, четыре экс-президента этого государства были арестованы по обвинению в получении взяток и понесли уголовную ответственность.
Коррупция - это международная проблема, которая требует международных решений. Большая коррупция имеет место в международном бизнесе, включая международные государственные закупки, в
которых Банк имеет особый интерес. Чтобы быть успешными, усилия по сокращению масштабов такого рода коррупции должны быть направлены на устранение ее источника как в странах-экспортерах капитала, так и в развивающихся странах. Работа в этом направлении ведется международными организациями, особенно региональными организациями, и международными бизнес-группами. Акты внутренней коррупции часто имеют международные последствия, как в случае, когда их авторы бегут в другую страну, чтобы избежать обнаружения или судебного преследования, или пытаются отмыть доходы за границей. Законы о банковской тайне в некоторых странах могут препятствовать усилиям национальных следователей по отслеживанию доходов от взяточничества или других коррупционных действий. Предпринимаются усилия по улучшению международного сотрудничества в выявлении и судебном преследовании случаев коррупции и отмывания денег. Правительствам, которые начинают бороться с коррупцией, есть чему поучиться у тех, кто уже провел успешные кампании по борьбе с ней. Здесь также международные организации начали собирать опыт своих членов и организовывать тренинги и другие программы, направленные на обмен этим опытом и развитие навыков должностных лиц, которым поручено бороться с коррупцией в своих странах-членах [3].
Большая часть усилий международных организаций направлена на криминализацию коррупции. Только в той мере, в какой взяточничество наказывается как преступление, можно мобилизовать весь государственный механизм, включая полицию и судебную систему, для борьбы с ним. Наиболее распространенные формы коррупции, такие как подкуп государственных должностных лиц, являются уголовным преступлением в большинстве стран. Только Соединенные Штаты приняли закон, специально предусматривающий уголовную ответственность за международный подкуп. Региональные международные организации, такие как Организация американских государств и Совет Европы, разрабатывают международные конвенции, устанавливающие минимальные стандарты определения коррупции как уголовного преступления. Кроме того, ОЭСР разрабатывает международную конвенцию, подписавшие которую стороны будут криминализировать международный подкуп иностранных государственных должностных лиц [3].
Таким образом, для того чтобы антикоррупционная политика была эффективной, недостаточно разрабатывать законы в соответствии с перечисленными принципами. Необходимо реальное желание властей и населения бороться с коррупцией. Только тогда экономика государства и уровень жизни населения повысятся.
Библиографический список
1. Зарубежный опыт противодействия коррупции. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/322051742_Foreign_experience_of_combating_corrup tion.
2. The United States Adopts an Anti-Corruption Strategy. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://anticor.hse.ru/en/main/news_page/the_united_states_adopts_an_anticorruption_strategy.
3. Foreign Experience of Combating Corruption. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://inlnk.ru/2018mo.
INTERNATIONAL EXPERIENCE IN FIGHTING FRAUD AND CORRUPTION AT
THE STATE LEVEL
E.A. Rykov, Student
T.A. Shabalina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Yelets State University named after I.A. Bunin (Russia, Yelets)
Abstract. This article discusses the international experience in the fight against corruption and anti-corruption policy on the example of such countries as: Singapore, Canada, the USA and South Korea. Also, attention was paid not only to each individual state and their experience in the fight against corruption, but also to anti-corruption policy at the international level. The article formulates methods and proposals aimed at preventing corruption.
Keywords: corruption, economy, struggle, anti-corruption policy, international experience.