Научная статья на тему 'Международный опыт борьбы с киберпреступностью'

Международный опыт борьбы с киберпреступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
317
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
кибербезопасность / преступность / международное сотрудничество / cybersecurity / crime / international cooperation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ольга Викторовна Левашова

Государства и международное сообщество активно стремятся к преодолению противоречий и проблем, возникающих в процессе борьбы с киберпреступностью, используя при этом инструменты и учреждения ООН, Европейского Союза, Содружества Независимых Государств, Африканских и Арабских объединений, создающих и улучшающих национальные и региональные нормы в данной сфере. В статье отмечается, что в последнее время наряду с общеобязательными международными и региональными документами по вопросам кибербезопасности принимаются и акты рекомендательного характера, которые могут использоваться в правотворческой деятельности любого государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International experience in combating cybercrime

States and the international community actively seek to overcome the contradictions and problems that arise in the fight against cybercrime, using the tools and institutions of the United Nations, the European Union, the Commonwealth of Independent States, African and Arab associations that create and improve national and regional norms in this area. The article notes that recently, along with generally binding international and regional documents on cybersecurity, acts of a recommendatory nature have been adopted that can be used in the law-making activities of any state.

Текст научной работы на тему «Международный опыт борьбы с киберпреступностью»

Государственная служба и кадры. 2021. № 4. С. 228 — 230. State service and personnel. 2021;(4):228 — 230. Научная статья

УДК 343.3/.7 NIION: 2012-0061-04/21-057

https://doi.org/10.24411/2312-0444-2021-4-228-230 MOSURED: 77/27-008-2021-04-257

Международный опыт борьбы с киберпреступностью

Ольга Викторовна Левашова

Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, Липецкая область,

Елец, Россия, olia.levaschova@yandex.ru

Аннотация. Государства и международное сообщество активно стремятся к преодолению противоречий и проблем, возникающих в процессе борьбы с киберпреступностью, используя при этом инструменты и учреждения ООН, Европейского Союза, Содружества Независимых Государств, Африканских и Арабских объединений, создающих и улучшающих национальные и региональные нормы в данной сфере. В статье отмечается, что в последнее время наряду с общеобязательными международными и региональными документами по вопросам кибербезопас-ности принимаются и акты рекомендательного характера, которые могут использоваться в правотворческой деятельности любого государства.

Ключевые слова: кибербезопасность, преступность, международное сотрудничество.

Для цитирования: Левашова О.В. Международный опыт борьбы с киберпреступностью // Государственная служба и кадры. 2021. № 4. С. 228—230. https://doi.org/10.24411/2312-0444-2021-4-228-230.

Original article

International experience in combating cybercrime

Olga V. Levashova

Yelets State University named after I.A. Bunin, Lipetsk Region, Yelets, Russia, olia.levaschova@yandex.ru

Abstract. States and the international community actively seek to overcome the contradictions and problems that arise in the fight against cybercrime, using the tools and institutions of the United Nations, the European Union, the Commonwealth of Independent States, African and Arab associations that create and improve national and regional norms in this area. The article notes that recently, along with generally binding international and regional documents on cybersecurity, acts of a recommendatory nature have been adopted that can be used in the law-making activities of any state.

Keywords: cybersecurity, crime, international cooperation.

For citation: Levashova O.V. International experience in combating cybercrime // State service and personnel. 2021;(12): 228—230. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2312-0444-2021-4-228-230.

Поскольку киберпреступность, сама по себе, не представляет нового явления, а также достаточно долго исследуется в академической среде, специальными государственными ведомствами и международными организациями регионального и глобального масштаба, следует сказать, что на практике применяемость и эффективность данных норм не приносит ощутимых плодов.

Более того, согласно отчету, представленному «Accenture Security», к 2030 г. совокупные потери в результате киберпреступлений могут составить порядка 90 трлн долл. США [1, р. 16]. В связи с этим встает вопрос о том, какие же

© Левашова О.В. М., 2021.

нормы применяются на международном и региональном уровне в вопросах противодействия ки-берпреступности.

Следует сказать, что одним из первых документов, принятых в XXI столетии, который очерчивал основные тенденции и отмечал основные стремления стран-участниц, подписавших данный договор в области информационного общества, стала Окинавская Хартия Глобального информационного общества, принятая странами — участницами «Большой восьмерки» 22 июля 2000 г.

Хартия отметила важность и необходимость развития глобальных информационных систем для жизнедеятельности и взаимодействия правительства, а также гражданского общества.

Помимо этого, в данном документе отмечалась важность стимулирования развития инфор-

№ 4/2021

Уголовно-правовые науки

мационных технологий для содействия людям и обществу в получении знаний и идей. Более того, данный документ содержал положения о необходимости ликвидации цифрового неравенства в странах мира, а также создания условий для здоровой и честной конкуренции в области развития информационных технологий.

Но что самое важное, данный документ также содержит положения о необходимости поддержания постоянного, быстрого, надежного и безопасного доступа к информационным технологиям. Кроме того, подразумевается также и защита прав интеллектуальной собственности и, что немаловажно; в документе говорится о том, что усилия международного сообщества должны сопровождаться согласованными действиями по созданию свободного и безопасного от преступности киберпространства (статьи 8, 9) [4].

Следует заметить, что Российская Федерация в 2000 г., являясь членом клуба «Большой восьмерки», подписала данную Хартию, приняв на себя все обязательства, изложенные в данном документе, и, таким образом, очертив для себя основные принципы развития информационного общества [6, с. 81].

Правовую основу борьбы с киберпреступле-ниями также составляют и документы, принятые Организацией Объединенных Наций, например, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.

В некоторых ее статьях (27, 28, 29) упоминается необходимость для стран — участниц ООН сотрудничество при разработке программ для подготовки кадров, при сборе и анализе данных и в кооперации, по возможности, для улучшения показателей в борьбе с организованной преступностью, использующей компьютеры, различные виды телекоммуникации и другие способы с привлечением современных технологий [3].

Одним из наиболее важных этапов в развитии международного подхода к вопросам борьбы с киберпреступностью является принятие в Будапеште в ноябре 2001 г. Конвенции Совета Европы «О киберпреступности» Данный документ являлся одним из первых международных актов регионального, а затем и глобального уровня, регламентировавших многосторонние меры по противодействию киберпреступности, а также способствовал стандартизации европейских уголовных и других видов законодательств в данной отрасли [2].

Данная Конвенция положила начало процессуальному взаимодействию специализированных институтов стран, подписавших этот документ. Более того, данная Конвенция, как было упомя-

нуто ранее, имела не только региональное значение, но и значение, выходящее за пределы Европейского региона, так ее подписали Япония, США, Автралия, Канада и ряд других стран.

Следует также сказать, что по состоянию на конец 2016 г. участниками данной Конвенции, а значит, полностью принимающими ее условия и принципы, являются 50 стран мира, при этом еще пять государств подписали документ, но не ратифицировали его [7, с. 721].

Согласно исследованию, проведенному С.В. Нарутто и Е.М. Якимовой, положения некоторых статей, указанных в данной Конвенции, являются прямым нарушением российской конституции, и, кроме того, противоречат законодательству, поскольку ряд действий, предусмотренных Конвенцией, может быть совершен без предварительного согласия и уведомления стороны, на которой действия предполагаются к совершению. Такое положение вещей прямым образом создает угрозу национальной безопасности России [8, с. 374].

Российская Федерация, таким образом, отказалась от подписания вышеупомянутой Конвенции в 2008 г., по распоряжению Президента РФ о том, что документ о подписании данной Конвенции утрачивает свою силу.

Список источников

1. Bissel K., LaSalle R.M., Richards K. The Assenture Security Index / Redefining security performance and how to achieve it (2017). 16 p.

2. Европейская Конвенция по киберпреступ-лениям (преступлениям в киберпространстве). Будапешт, 23..11.2001 // URL: http:// www.coe.int/en /web/conventions/search-on-treaties/-/conventions/rms/0900001680081580 (Дата обращения: 25.09.2020)

3. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15.11.2000 ) Официальный сайт Организации Объединенных Наций // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/orgcrime (Дата обращения: 25.09.2020)

4. Окинавская хартия Глобального информационного общества 21.07.2000 // URL: http:// www.kremlin.ru/supplement/3170 (Дата обращения: 25.09.2020)

5. Совет Европы принял Конвенцию по кибер-преступности // Коммерсант.ру 09.11.2001 // URL: https://www.kommersant.ru/doc/926130 (Дата обращения: 25.09.2020)

№ 4/2021

6. Чугунов A.B. Развитие информационного общества: теории, концепции и программы: Учеб. пособие. СПб., 2007. 120 с.

7. Шматкова Л.П. Международное сотрудничество в борьбе с киберпреступлениями: состояние и перспективы // Молодой ученый. 2016. № 28. С. 720—723.

8. Якимова Е.М., Нарутто C.B. Международное сотрудничество в борьбе с киберпреступнос-тью // Всерос. криминологич. журнал. 2016. № 2.

References

1. Bissell K., LaSalle R.M., Richards K. The Accenture Security Index / Redefining security performance and how to achieve it (2017). 16 p.

2. European Convention on Cybercrimes (Crimes in Cyberspace). Budapest, 23..11.2 001 // URL: http://www.coe.int/en/web/conventions/search-on-treaties/-/conventions/rms/0900001680081580 (Accessed: 25.09.2020)

3. United Nations Convention against Transnational Organized Crime (adopted by General Assembly resolution 55/25 of 15.11.2000) Official website of the United Nations // URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ orgcrime (Accessed: 25.09.2020)

4. Okinawan Charter of the Global Information Society 21.07.2000 // URL: http://www.kremlin. ru/supplement/3170 (Accessed: 25.09.2020)

5. The Council of Europe adopted the Convention on Cybercrime // Kommersant.ru 09.11.2001 // URL: https://www.kommersant.ru/doc/926130 (Accessed: 25.09.2020)

6. Chugunov A.V. Development of information society: theories, concepts and programs: Textbook. St. Petersburg, 2007. 120 p.

7. Shmatkova L.P. International cooperation in the fight against cybercrime: state and prospects // Young scientist. 2016. № 28. Pp. 720—723.

8. Yakimova E.M., Narutto S.V. International cooperation in combating cybercrime / / All-Russian Criminological Journal. 2016. № 2.

Информация об авторе

Левашова О.В. — кандидат юридических наук, доцент

Information about the author

Levashova O.V. — сandidate of law, аssociate professor

Статья поступила в редакцию 23.1 0.2021; одобрена после рецензирования 15.11.2021; принята к публикации 25.1 1.2021.

The article was submitted 23.10.2021; approved after reviewing 15.11.2021; accepted for publication 25.1 1.2021.

№ 4/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.