Научная статья на тему 'Международный опыт безопасной эксплуатации автодорожных тоннелей на примере тоннеля Rennsteig Германии'

Международный опыт безопасной эксплуатации автодорожных тоннелей на примере тоннеля Rennsteig Германии Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
179
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОДОРОЖНЫЙ ТОННЕЛЬ / БЕЗОПАСНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ / ПОЖАР

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сологуб О. В.

Приведены основные характеристики автодорожного тоннеля Rennsteig Германии, его систем жизнеобеспечения и их роль в безопасной эксплуатации тоннеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный опыт безопасной эксплуатации автодорожных тоннелей на примере тоннеля Rennsteig Германии»

О.В. Сологуб

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУА ТАЦИИ АВТОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ ТОННЕЛЯ RENNSTEIG ГЕРМАНИИ

Приведены основные характеристики автодорожного тоннеля Rennsteig Германии, его систем жизнеобеспечения и их роль в безопасной эксплуатации тоннеля.

Ключевые слова: автодорожный тоннель, безопасная эксплуатация, пожар..

Ja последнее десятилетие в автодорожных тоннелях мира случилось немало аварий. Особую опасность представляют пожары. Так, при пожаре в 1999 году в тоннеле Мон-Блан, соединяющем Францию и Италию, погибло 39 человек, в Австрии в 2000 году жертвами пожара в тоннеле Капрун стали 155 человек, а в 2001 году уже в Швейцарском тоннеле Сен Готтард пожар унес жизни 31 человека.

С тех пор вопросы безопасной эксплуатации автодорожных тоннелей, а также их противопожарная защита являются одними из основных в области использования подземного пространства.

По результатам комиссии ADAC (Allgemeiner Deutscher Automobil-Club), тестирующей все системы жизнеобеспечения автодорожных тоннелей Европы на соответствие требованиям безопасности, в 2004 году самым безопасным тоннелем был признан немецкий тоннель Rennsteig. Проверка проводилась по следующим основным позициям:

- освещение и энергоснабжение;

- мониторинг движения автотранспорта;

- состояние коммуникаций и аварийных систем;

- противопожарная защита;

- аварийная вентиляция;

- организация служб эвакуации и ликвидации аварий [5].

Тоннель Rennsteig - самый протяженный автодорожный тоннель Германии, расположен на трассе А71, соединяющей города Эрфурт (Тюрингия) и Швайнфурт (Бавария). Строительство тоннеля, обусловленное защитой окружающей среды,

Таблица 1

Ввод в эксплуатацию Июль 2003 г.

Количество тоннелей 2

Длина Западный - 7916 м; Восточный - 7878 м

Площадь поперечного сечения 100 м2

Пропускная способность в сутки 14000 автомобилей, из них 12% - грузовые

безопасностью дорожного движения, избеганием сложностей при прокладке трассы в непростых геотехнических зонах на поверхности, началось в августе 1998 г. [4]. Краткие характеристики тоннеля представлены в таблице.

Исходя из того, что протяженность тоннеля составляет почти 8 км, безопасное использование этого сооружения всегда стоит на первом месте. Рассмотрим некоторые отличительные решения.

Тоннель оснащен автоматической пожарной сигнализацией, позволяющей мгновенно и точно определить местонахождения очага пожара [2]. Два тоннеля соединяются между собой 24 эвакуационными штольнями, размещенными с интервалом 300 м друг от друга. А через каждые 150 м встроены аварийные кабины с переносными огнетушителями.

В тоннеле существует ограничение по скорости движения автотранспорта. При проезде через тоннель скорость автомобилистов должна быть постоянна и составлять 80 км/ч, что отслеживается двумя замерными станциями по каждому направлению [3].

Вентиляционная система была разработана следующим образом. Для проветривания тоннеля установлено 2 воздухообменных центра (станции). Загрязненный воздух перемещается в каждый из воздухообменных центров, благодаря работе 4 осевых вентиляторов, и выдувается через вентиляционные шахты на высоте более 30 м над поверхностью земли. Свежий воздух в свою очередь подается по вентиляционным каналам, где установлено 4 осевых вентилятора, и нагнетается в тоннель. Кроме того, каждый тоннель оснащен 30 струйными вентиляторами, обеспечивающими продольное проветривание. На рисунке представлена модель воздухообменной станции тоннеля Rennsteig [1].

Рис. 1. Макет воздухообменной станции тоннеля Rennsteig

В целом, для обеспечения безопасной эксплуатации автодорожных тоннелей помимо внедрения самых современных технологий необходим постоянный контроль и мониторинг всех тоннельных систем.

------------------------------------------------ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Tiefbau 13/2003. Rennsteigtunnel - Deutschlands längster Autobahntunnel seit Juli 2003 in Betrieb. S. 726-727.

2. Tunnel 6, 2003. Rennsteig tunnel opened. S. 4

3. www.wikipedia.de/rennsteigtunnel

4. Tunnel 1, 2001. Tranquility at the Rennsteig - Passing below the Thuringian Mountains. S. 6-18

5. Tunnel 6, 2004. Safety in road tunnels. S. 41. ВТШ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -------------------------------------------

Сологуб О.В. - аспирант, ассистент кафедры «Безопасность жизнедеятельности и гражданская оборона», Московский государственный горный университет, Moscow State Mining University, Russia, ud@msmu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.