О.В. Сологуб
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУА ТАЦИИ АВТОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ ТОННЕЛЯ RENNSTEIG ГЕРМАНИИ
Приведены основные характеристики автодорожного тоннеля Rennsteig Германии, его систем жизнеобеспечения и их роль в безопасной эксплуатации тоннеля.
Ключевые слова: автодорожный тоннель, безопасная эксплуатация, пожар..
Ja последнее десятилетие в автодорожных тоннелях мира случилось немало аварий. Особую опасность представляют пожары. Так, при пожаре в 1999 году в тоннеле Мон-Блан, соединяющем Францию и Италию, погибло 39 человек, в Австрии в 2000 году жертвами пожара в тоннеле Капрун стали 155 человек, а в 2001 году уже в Швейцарском тоннеле Сен Готтард пожар унес жизни 31 человека.
С тех пор вопросы безопасной эксплуатации автодорожных тоннелей, а также их противопожарная защита являются одними из основных в области использования подземного пространства.
По результатам комиссии ADAC (Allgemeiner Deutscher Automobil-Club), тестирующей все системы жизнеобеспечения автодорожных тоннелей Европы на соответствие требованиям безопасности, в 2004 году самым безопасным тоннелем был признан немецкий тоннель Rennsteig. Проверка проводилась по следующим основным позициям:
- освещение и энергоснабжение;
- мониторинг движения автотранспорта;
- состояние коммуникаций и аварийных систем;
- противопожарная защита;
- аварийная вентиляция;
- организация служб эвакуации и ликвидации аварий [5].
Тоннель Rennsteig - самый протяженный автодорожный тоннель Германии, расположен на трассе А71, соединяющей города Эрфурт (Тюрингия) и Швайнфурт (Бавария). Строительство тоннеля, обусловленное защитой окружающей среды,
Таблица 1
Ввод в эксплуатацию Июль 2003 г.
Количество тоннелей 2
Длина Западный - 7916 м; Восточный - 7878 м
Площадь поперечного сечения 100 м2
Пропускная способность в сутки 14000 автомобилей, из них 12% - грузовые
безопасностью дорожного движения, избеганием сложностей при прокладке трассы в непростых геотехнических зонах на поверхности, началось в августе 1998 г. [4]. Краткие характеристики тоннеля представлены в таблице.
Исходя из того, что протяженность тоннеля составляет почти 8 км, безопасное использование этого сооружения всегда стоит на первом месте. Рассмотрим некоторые отличительные решения.
Тоннель оснащен автоматической пожарной сигнализацией, позволяющей мгновенно и точно определить местонахождения очага пожара [2]. Два тоннеля соединяются между собой 24 эвакуационными штольнями, размещенными с интервалом 300 м друг от друга. А через каждые 150 м встроены аварийные кабины с переносными огнетушителями.
В тоннеле существует ограничение по скорости движения автотранспорта. При проезде через тоннель скорость автомобилистов должна быть постоянна и составлять 80 км/ч, что отслеживается двумя замерными станциями по каждому направлению [3].
Вентиляционная система была разработана следующим образом. Для проветривания тоннеля установлено 2 воздухообменных центра (станции). Загрязненный воздух перемещается в каждый из воздухообменных центров, благодаря работе 4 осевых вентиляторов, и выдувается через вентиляционные шахты на высоте более 30 м над поверхностью земли. Свежий воздух в свою очередь подается по вентиляционным каналам, где установлено 4 осевых вентилятора, и нагнетается в тоннель. Кроме того, каждый тоннель оснащен 30 струйными вентиляторами, обеспечивающими продольное проветривание. На рисунке представлена модель воздухообменной станции тоннеля Rennsteig [1].
Рис. 1. Макет воздухообменной станции тоннеля Rennsteig
В целом, для обеспечения безопасной эксплуатации автодорожных тоннелей помимо внедрения самых современных технологий необходим постоянный контроль и мониторинг всех тоннельных систем.
------------------------------------------------ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Tiefbau 13/2003. Rennsteigtunnel - Deutschlands längster Autobahntunnel seit Juli 2003 in Betrieb. S. 726-727.
2. Tunnel 6, 2003. Rennsteig tunnel opened. S. 4
3. www.wikipedia.de/rennsteigtunnel
4. Tunnel 1, 2001. Tranquility at the Rennsteig - Passing below the Thuringian Mountains. S. 6-18
5. Tunnel 6, 2004. Safety in road tunnels. S. 41. ВТШ
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -------------------------------------------
Сологуб О.В. - аспирант, ассистент кафедры «Безопасность жизнедеятельности и гражданская оборона», Московский государственный горный университет, Moscow State Mining University, Russia, [email protected]