Научная статья на тему 'О роли режимов проветривания транспортных тоннелей в обеспечении их безопасной эксплуатации'

О роли режимов проветривания транспортных тоннелей в обеспечении их безопасной эксплуатации Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
64
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О роли режимов проветривания транспортных тоннелей в обеспечении их безопасной эксплуатации»

О.В. Сологуб, В.А. Умное

О РОЛИ РЕЖИМОВ ПРОВЕТРИВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИХ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

~П последнее время наблюдается интенсивное и эффективное

-Я-М использование подземного пространства. Размещение объектов под землей позволяет удалить сточные воды, улучшает условия окружающей среды, обеспечивает перевозку людей авто- и железнодорожным транспортом. Транс-портные тоннели являются одним из важных направлений в этой сфере. Объем строительства тоннелей в ряде регионов России приведен в таблице.

Аварии в эксплуатируемых тоннелях, связанные с повреждением конструкции и оборудования, пожарами и взрывами, загазованностью воздуха, затоплением водой могут привести к длительному прекращению функционирования тоннеля, вызывают экономические убытки, в некоторых случаях - травматизм и гибель людей.

Особую опасность для эксплуатируемых транспортных тон-елей представляют пожары, их последствия могут быть трагичны. Так, например, в 1999 г. в автодорожном тоннеле Монблан (Франция - Италия) в результате пожара погибли 39 человек, после чего тоннель был закрыт для проезда транспорта на 3 года.

Подземное пространство имеет некоторые особенности, которые необходимо учитывать при решении вопросов защиты людей от пожаров. Пожары в эксплуатируемых тоннелях чрез-вычайно опасны в связи с ограниченным пространством, большим скоплением людей и трудностями их быстрой эвакуации, а также из-за удаленности тоннелей от крупных гарнизонов пожарной охраны и водоисточников, трудностей проникновения к очагу пожара и подачи достаточного количества огнетушащих веществ, отсутствия видимости и т.д. [1]. Поэтому при проектировании объектов проводятся исследования для опре-Строительстео тоннелей е ряде регионов России

Регион Российской Феде- Планируемый объем строительства

рации на 2008 год, п.м.

метрополитены Автомобильные и железнодорож-

ные тоннели

130

Московская обл. Ленинградская обл. Краснодарский край

7250 4755

2102

Респ. Татарстан Респ. Хакасия

2200

2416

Челябинская обл.

1597

деления противопожарной защиты объекта, учитывая его специфику. Основные требования и рекомендации к противо-пожарной защите описаны в СНиП 34-04-97 «Тоннели железнодорожные и автодорожные».

При ликвидации пожара в тоннеле и эвакуации людей большую роль играет вентиляция. Вентиляция служит для извлечения на поверхность выделившихся вредностей, поддер-жания в тоннеле необходимых метеорологических условий и химического состава воздуха.

Вопросам вентиляции подземных сооружений занимались ученые: Скочинский А.А., Ушаков К.З., Картозия Б.А., Кирин Б.Ф., Каледина Н.О., Цодиков В.Я. и др. Ученые Всерос-сийского научно-исследовательского института противопожарной обороны, Московского государственного горного университета, Санкт-Петербургского горного университета, Института горного дела и СО РАН внесли большой вклад в решение проблем тоннельной вентиляции.

Проветривание тоннелей достигается естественной тя-гой, эжектирующим эффектом от движения транспорта, а также при помощи специальных устройств - вентиляторов, работающих на нагнетание и всасывание воздуха. Но возникновение пожара может привести к появлению дополнительной тяги - тепловой депрессии пожара, вследствие чего возможно опрокидывание вентиляционной струи, то есть изменение направления движения воздуха на противоположное.

Основным элементом системы противопожарной защиты тоннелей является аварийный режим работы вентиляции по

131

Аварийная вентиляция тоннеля

организации устойчивого воздушного потока (неизменный по дебиту, нулевой, реверсивный, ослабленный или усиленный).

На рисунке представлен пример аварийной вентиляции автодорожного тоннеля в случае пожара. Тоннель Оо18еЬпа (Швейцария) проветривается по поперечной схеме. Каналы в верхней части тоннеля оборудованы регуляторами тяги, кото-рые открываются для вытяжки дыма, а также двумя нагнетательными и двумя всасывающими реверсивными вентиляторами. При такой схеме вентиляции в аварийной ситуации подъезд к любой точке тоннеля возможен с двух сторон, так как распространение дыма и газов по длине тоннеля не должно происходить [3].

Тем не менее, в выборе аварийного режима проветри-вания тоннеля остается ряд нерешенных вопросов.

Вывод

Вентиляция транспортных тоннелей - важнейшая система жизнеобеспечения. От правильной и бесперебойной работы вентиляционных систем зависит здоровье и жизнь находящихся там людей. Основной задачей противодымной защиты тоннеля является создание на путях эвакуации людей устойчивого встречного воздушного потока по отношению к направлению их движения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

132

1. Аварийные ситуации при строительстве и эксплуатации транспортных тоннелей и метрополитенов/ С.Н. Власов, Л.В. Маковский, В.Е. Меркин и др. -М.:ТИМР, 1997.

2. Цодиков В.Я. Вентиляция и теплоснабжение метрополитенов.— М.: Недра, 1975.

3. Tunnel № 4, 2007 / Acceptance tests of tunnel ventilation systems. Petr Pospisil. ГГШ

— Коротко об авторах -

Сологуб О.В. - аспирант кафедры БЖГО,

Умнов В.А. - профессор, доктор экономических наук,

Московский государственный горный университет.

© М.С. Попов, Д.С. Хлудов,

133

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.