Научная статья на тему 'Международный олимпийский комитет: особый порядок комплектования'

Международный олимпийский комитет: особый порядок комплектования Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
622
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный олимпийский комитет: особый порядок комплектования»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОЛИМПИЙСКИЙ КОМИТЕТ: ОСОБЫЙ ПОРЯДОК КОМПЛЕКТОВАНИЯ

Ю.Г. Сохин

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

«Одна из главных тайн, окружающих Олимпийские игры, заключается в их проведении: как они организуются,

кто что делает и почту». Лорд М. Килланин, 6-й президент МОК

Международный олимпийский комитет (МОК) был создан 23 июня 1894г. на международном конгрессе в Париже, созванном Пьером де Кубертеном. Помимо 10 членов оргкомитета в работе конгресса приняли участие 78 делегатов от 37 спортивных федераций 9 стран. Из международных спортивных федераций (МСФ) на форум направила своих представителей только Международная ассоциация велосипедного спорта. Еще 12 спортивных федераций прислали свою письменную поддержку конгрессу. Их делегаты не смогли принять участие в его работе из-за длинного и дорогостоящего переезда1. Конгресс принял следующие решения:

- возродить Олимпийские игры в соответствии с требованиями современности;

- за исключением фехтования к участию в Играх допускаются только любители;

- международный комитет, на который возложена организация Олимпийских игр, имеет право исключать из участия в соревнованиях спортсменов, которые не соблюдают правила;

- никакая страна не представляется какой-нибудь другой страной. В каждой стране, для обеспечения участия в Играх истинных чемпионов проводятся квалификационные соревнования для участия в Олимпийских играх;

- по возможности, соревнования проводятся по следующим видам спорта: легкая атлетика, различные игры с мячом, катание на коньках, фехтование, бокс, борьба, конный спорт, стрельба, гимнастика и езда на велосипеде. Кроме этого, вводится комбинированное соревнование, называемое «пентатлон». По случаю Олимпийских игр вручается приз в альпинизме, которым отмечаются самые крупные достижения за предыдущие четыре года;

- первые Олимпийские игры состоятся в Афинах в 1896г,, а вторые - в Париже в 1900г. В последующем они проводятся каждые четыре года в другом городе мира;

- поскольку Олимпийские игры не могут быть успешными без правительственной поддержки, Международный комитет предпримет все усилия, чтобы получать поддержку государств2.

Для воплощения решений Конгресса в жизнь по инициативе Кубертена был основан Комитет по проведению Олимпийских игр (с 1897г. - МОК)'. При его создании Кубертен воспользовался британским опытом, взяв за основу Королевскую регату Хенли, руководство которой осуществлялось стюардами (приглашенными) и комитетом по управлению2.

1 CM.:Muller N. One Hundred Years of Olympic Congresses. 1894 - 1994. History - Objectives -Achievements. IOC, 1994. P. 29.

2 Ibidem.

1 Cm.: Olympic Review XXV-8, 1996, April-May. P.6.

2 Cm.: Killanin M. My Olympic Years. L., 1983. P. 12.

Создав МОК, Кубертен принялся искать личности, способные улучшить в нем международное представительство и развить олимпийское движение в своих странах. Для этого каждый кандидат должен был быть независимым в финансовом и политическом отношении, занимать важное положение в обществе, которое обеспечило бы престиж МОК1.

Первоначальные члены Комитета были выбраны в 1894г. лично Кубертеном и одобрены Конгрессом2. Ими стали: X. Б. Субиар (Аргентина), граф М. де Бузи (Бельгия), И. Гут-Ярковский (Богемия), Ференц Кемень (Венгрия), лорд Амптхилл и Ч. Герберт (Великобритания), Д. Викелас (Греция), граф Луккези-Палли и князь д’Андрия Карафа (Италия), генерал Бутовский (Россия), проф. У.М. Слоун (США), Э. Калло (Франция) и генерал В. Бальк (Швеция). Годом позже в МОК был избран В. Гебхардт (Германия). Большинство из них являлось почетными членами Конгресса. Исключение составляли Викелас, Кубертен, Калло, Слоан и Луккези-Палли, которые дюке не принимали участия в работе Конгресса. Кубертен (мало кому в то время известный) использовал их для пропаганды своих идей в различных странах мира, создав тем самым основанному им союзу международную структуру.

Международный олимпийский комитет был призван стать независимой постоянно действующей организацией3. Официальным языком был признан французский. Местонахождением штаб-квартиры МОК считался город-организатор Игр4.

Отдавая дань уважения Греции - родине Олимпийских игр, Игры 1-й Олимпиады было решено провести в Афинах. Поскольку президентом МОК становился представитель страны-организатора очередных Игр, первым на эту должность был избран грек ДВикелас. Генеральным секретарем стал Пьер де Кубертен.

Сегодня, спустя 109 лет после учредительного конгресса, численный состав МОК вырос в десятки раз и насчитывает 126 членов5. Значительно расширилась и его география.

Однако заложенный Кубертеном порядок комплектования МОК, основанный на кооптации, остается неизменным.

Как и при его создании, Международный олимпийский комитет состоит из физических лиц, которые, однако (по крайней мере, согласно Хартии), не являются официальными представителями своих государств.

Вопросы членства в МОК регламентируются правилом 20, в соответствии с положениями которого «МОК включает среди своих членов активных спортсменов, а также президентов и старших руководителей международных спортивных федераций и национальных олимпийских комитетов» (п. 1.1). МОК набирает и избирает своих членов из числа таких лиц, которых считает для этого подходящими (правило 20.1.2). Такие лица должны быть старше 18 лет, их кандидатуры рассматриваются Комиссией по номинациям и затем предлагаются Исполкомом сессии МОК для избрания (разъяснения к правилу 20, п.1.1).

Неписаный протокол выборов новых членов, разъясняет М. Килланин (Ирландия), возглавлявший Международный олимпийский комитет с 1972 по 1980гг., состоит з том, что «президент МОК проводит осторожное наведение справок в той части мира, где требуется новый член. Президент всегда обсуждает потенциального кандидата с другими членами, особенно с членами Исполкома. В конечном счете имя или имена предстаапя-

1 Gillieron С. Les relations de Lausanne et du Mouvement olympique a l’epoque de Pierre de Coubertin 1894-1939. Comité International Olympique, 1993. P. 36.

2 Cm.: Muller. N. Op. cit. P.36.

3 См.: Mayer O. A Travers Les Anneaux Olympique.Cailler. Genève, 1960. P.20.

4 Ibid. P.2I.

5 К 31 декабря 2003г. количество членов МОК может достичь 130. См.: Разъяснения к Правилу 20, п. 2.8.7.

ются Исполкому, и таковые в мою бытность утверждались и ратифицировались на сессии»1. Как правило, добавляет он, предлагаемые кандидатуры не встречают возражений2.

При выборе члена МОК, подчеркивает в своих мемуарах бывший генеральный секретарь МОК О.Майер, во внимание принимается человек, а не страна, из которой он про исходит. Важным является именно характер индивида, а не прана в которой он родился3. При этом один из основных критериев, предъявляемых к потенциальным кандидатам, заключается в том, чтобы они были persona grata в своих странах. Принимается во внимание также знание кандидатами спорта, их компетентность., влияние, значимость, независимость и пригодность для последующей работы.

Лорд Килланин отмечает, что до избрания его президентом МОК никаких консультаций, направленных на обеспечение того, чтобы потенциальный член МОК4 был persona grata в своей стране, с олимпийским комитетом страны не проводилось. Международный олимпийский комитет усматривал в этом опасность того, что НОК сам подберет угодную именно ему кандидатуру, что при существующей системе членства необходимо избегать для обеспечения полной независимости МОК от национального давления. Как представляется, данная процедура не претерпела особых изменений и в наши дни.

Члены МОК избираются на 8 лет с правом последующего переизбрания. Они уходят в отставку по достижении ими 80-летнего возраста и переходят в категорию почетных членов. Членство в МОК не обусловлено никакими вступительными взносами. Более того, как подчеркивает Х.А.Самаранч, МОК является единственной международной организацией, в которой члены не только не платят никаких взносов, но, наоборот, получают от МОК финансовую помощь5. Принятие в члены МОК сопровождается краткой торжественной церемонией, в ходе которой кандидаты принимают на себя обязательства, произнося слова следующей клятвы: «Будучи удостоенным чести стать членом Международного олимпийского комитета и представлять его и заявляя о понимании моей ответственности в таком качестве, я обязуюсь служить Олимпийскому движению в полную меру своих возможностей, соблюдать и обеспечивать соблюдение всех положений Олимпийской хартии и решений МОК, которые я принимаю безоговорочно, соблюдать Кодекс этики, быть свободным от любого политического или коммерческого влияния и от любого соображения расового и религиозного порядка, бороться против всех форм при всех обстоятельствах отстаивать интересы МОК и Олимпийского движения»6.

Согласно п. 1.4 правила 20, члены МОК являются его представителями. Иными словами, они являются послами МОК, донося до периферии его решения.

Члены МОК не могут принимать от правительств, организаций или других юридических и физических лиц какое-либо поручение, которое могло бы препятствовать свободе их действий или голосованию (правило 20, п. 1.6).

Согласно п, 1,4 правила 20, в стране может быть избрано не более одного члена МОК. Однако в странах, в которых проводились Игры Олимпиад или зимние Олимпийские игры, МОК может избрать второго члена.

Возглавляя Олимпийское движение и мировой спорт в целом, МОК имеет в своем составе квалифицированных специалистов, компетентность которых в вопросах спорта не подлежит сомнению. Достаточно отметить, что 153 члена в разное время выполняли функции президентов и вице-президентов НОК, 146 - президентов национальных спортивных федераций, 80 - президентов и вице-президентов МСФ, 64 - президентов и вице-

1 Killanin М. Op.Cit. Р. 15.

2 Ibidem.

3 См.: Мауег О. Op.Cit. Р. 18.

4 Killanin М. Op.Cit. Р. 14.

5 См.: Samaranch J.A. A l’Organisation des nations unies. Voir: Revue Olympique XXV-6 Décembre 1995-Janvier 1996. P. 6.

6 Правило 20, п. 1.3.

не подлежит сомнению. Достаточно отметить, что 153 члена в разное время выполняли функции президентов и вице-президентов НОК, 146 - президентов национальных спортивных федераций, 80 - президентов и вице-президентов МСФ, 64 - президентов и вице-президентов региональных и субрегиональных спортивных организаций. Сами за себя говорят и такие показатели: среди членов МОК 40 олимпийцев (из них 18 медалистов) и

1 ¡7 спортсменов высокого класса1.

Специфический порядок формирования МОК неоднократно подвергался критике со стороны представителей различных стран2, выступающих за комплектование МОК на широкой демократической основе. Еще в 1959г. НОК СССР внес предложение избирать членов МОК для всех признанных им НОК3.

В Международном олимпийском комитете, однако, последовательно отстаивается существующий порядок его комплектования, полагая, что система кооптации членов МОК является надежной гарантией от возможного политического давления на него, позволяет обеспечивать независимость организации и достижения целей, изложенных в Хартии4.

Отвергая идею «одно государство - один представитель», бывший директор МОК М.Берлю (Франция), например, в свое время писала: «Мы увидели в крупнейших международных организациях, к чему ведет ее воплощение, - блокам государств, затяжным параличам, беспомощности в принятии решений. В сфере мировой политики такие институты, несомненно, имеют некоторое преимущество в том, что они действуют как форум, место встречи, а также как клапан, но это не наша проблема. Что мы действительно знаем, так это то, что эта система... быстро привела бы к обострению национализма, циклоническому вторжению политики в олимпизм, к войне между блоками и параличу олимпизма...»5. «Принцип «одна страна - один представитель» тем более противоречит этике олимпийского представительства и справедливости в распределении мест... Международный олимпийский комитет счел бы ненормальным иметь для таких стран, как США или Советский Союз лишь одного члена, т. е. столько же, сколько Андорра или Сан-Марино. Более того, страны с богатыми олимпийскими традициями нельзя поставить в одинаковое положение с теми, где эти традиции полностью отсутствуют. Это противоречит олимпийской этике»6.

В свое время президент МОК М.Килланин в ответ на критику архаичности возглавлявшейся им организации заметил, что «эти упреки были бы оправданными, если бы МОК не выполнял должным образом свои функции. Обдумывая на протяжении многих лет вопрос об отдании предпочтения органу, избираемому на демократической основе, я пришел к выводу о том, что МОК, будучи гарантом Олимпийского движения, является органом беспристрастным и бескорыстным, избавленным от давления какого-либо спорта или какой-нибудь конкретной формы национализма»7, Х.А, Самаранч считает, что только независимость членов МОК позволила ему стать одной из немногих международных организаций, сумевших пережить две мировые войны8. Более того, по его мнению, именно независимость Международного олимпийского комитета позволила последнему,

1 См.: Международное спортивное движение. М.: ЦООНТИ-ФИС, 1986. Вып. 10. С. 14.

2 См., например: Discours du Président Lord Killanin de 1972 a 1981. CIO, 1985. P.50.

3 Олимпийская энциклопедия. М., 1980. C.253.

4 См.: Pound R. The Importance of an Independent International Olympic Committee. XI Olympic Congress. IOC, 1981. Vol.3. P. 60-61; Killanin M. Op.Cit. P.9, 67 et alt.

5 Berlioux M. The Activities of Olympic Authorities. Olympism in Perspective / The International Olympic Academy. 17lh session, July 1977. P. 66.

6 Ibidem.

7 Killanin M. Op.Cit.

8 Олимпийская панорама, 1986. N1. С. 27.

вопреки давлению извне, предоставить право проведения Игр Москве и сорвать их бойкот1.

Следует отметить, что принцип кооптации не отвергается однозначно российскими спортивными руководителями. Так, например, чемпион мира по шахматам Г. Каспаров считает, что формирование международных организаций по принципу «одна страна -один представитель» ведет к откровенному диктату малых стран, не сдерживаемому ни правом вето, ни Советом Безопасности, как в ООН2.

Оставляя в стороне вопрос о целесообразности существующего членства в МОК, укажем лишь на то, что оно не может не учитываться при квалификации МОК в качестве международной неправительственной организации. Одновременно напомним, что, выдвигая вопрос о членстве как одном из основных критериев международных неправительственных организаций, Союз международных ассоциаций не уточняет его форму. Важен сам факт наличия членства, а не его характер.

INTERNATIONAL OLYMPIC COMMITTEE: A SPECIFIC WAY OF BUILDING

Yu.G. Sokhin

The Department of International Law Russian Peoples' Friendship University Mikluho-Maklaya str., 6, ¡19198, Moscow, Russia

1 Там же.

2 Каспаров Г. Безлимитный поединок. М.: ФиС, 1984. С. 60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.