Научная статья на тему 'Международный культурно-туристический маршрут «Великий Шелковый путь» в Алтайском крае как пример использования объектов наследия в сфере культурного туризма'

Международный культурно-туристический маршрут «Великий Шелковый путь» в Алтайском крае как пример использования объектов наследия в сфере культурного туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
484
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный культурно-туристический маршрут «Великий Шелковый путь» в Алтайском крае как пример использования объектов наследия в сфере культурного туризма»

Расположенный на магистрали Великого Шелкового пути, заповедник-музей «Иссык» - стратегически важный объект развития культурного туризма республики для развития инфраструктуры.

Музейные комплексы, включающие недвижимые памятники, ныне рассматриваются специалистами как наиболее престижные учреждения культуры, как важный механизм трансляции и сохранения предшествующих этапов культурного развития. Археологический памятник может стать активным элементом процесса познания нашего прошлого только при соблюдении приоритета консервации с максимальным сохранением внешнего вида объекта на момент раскопок перед реставрацией и музее-фикацией. При этом заповедник-музей выступает наилучшим «полем» взаимодействия археологов, музейных сотрудников, реставраторов.

Библиографический список

Акишев А.К. Семантика и функции искусства «звериного стиля» саков Семиречья // Ранние кочевники Средней Азии и Казахстана: краткие тезисы докладов / отв. ред. В.М. Массон. Л., 1975. С. 57-61.

Акишев К.А. Курган Иссык. Искусство саков Казахстана. М., 1978.

Байпаков К.М., Таймагамбетов Ж.К. Археология Казахстана. Алматы, 2006.

Бернштам А.Н. Памятники старины Алма-Атинской области (по материалам экспедиции 1939 г.) // Известия АН КазССР. Сер.: Археология. 1948. Вып. 1. С. 79-83.

Выписка из приказа №7 по Институту истории, археологии и этнографии АН КазССР // Архив АН КазССР. 1971. Р-11. №77.

Загородний А.С., Григорьев Ф.П. Вопросы археологии Казахстана. Алматы, 1998. Вып. 2.

Мухтарова Г.Р. Нурмуханбетов Б.Н., Тулегенов Т. Ж. Взаимодействие стратегии власти и общества в сохранении и использовании культурного наследия Казахстана // Археология Казахстана: итоги и перспективы: мат. междунар. науч.-практ. конф. Алматы, 2013. С. 74-78.

С.в. харламов, н.Ф. харламова

Алтайская государственная академия культуры и искусств;

Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

международный культурно-туристический маршрут «великий шелковый путь» в алтайском крае как пример использования объектов наследия в сфере культурного туризма

В ряде административных субъектов Российской Федерации в последние годы среди приоритетных отраслей экономики считается туризм, предоставляющий возможность увеличения вклада в валовой региональный продукт от туристской деятельности до 5-10%. К числу таких регионов относится и Алтайский край.

Ежегодное увеличение потока туристов в Алтайский край стимулирует появление новых объектов размещения и питания, развитие дорожно-транспортной сети, расширение ассортимента и повышение качества всех видов услуг, связанных с обслуживанием туристов и отдыхающих. В этих условиях весьма актуальной является задача вовлечения в туристский оборот новых объектов природы, исторического и культурного наследия, а также социальных объектов, т.е. того комплекса, который, в соответствии с содержанием ФЗ РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (1996), является туристскими ресурсами.

Для территории, не имеющей сложившихся традиций туристского освоения, данная задача особенно важна, поскольку качество туристских ресурсов территории лежит в основе принятия решения о поездке, т.е. в основе мотивации каждого путешествия. Активный процесс развития туризма в Алтайском крае был отмечен Правительством РФ и в настоящее время здесь реализуется несколько крупных федеральных проектов, обеспеченных инвестициями федерального, краевого и муниципальных бюджетов, а также частного капитала в рамках государственно-частного партнерства. Среди них - особая экономическая зона туристско-рекреа-ционного типа «Бирюзовая Катунь», туристско-рекреационный кластер «Белокуриха-2» и автотуристский кластер «Золотые ворота» (г. Бийск). Одновременно в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие туризма в Алтайском крае на 2011-2016 годы» продолжается формирование туристских кластеров в равнинной и горной частях региона, имеющих различную функциональную направленность [Туристские ресурсы, 2011].

В общем комплексе мероприятий по созданию современной конкурентоспособной туриндустрии осуществляется активное продвижение как самого региона, так и его туристического продукта на внутреннем и зарубежных рынках туристских услуг. В связи с этим в Алтайском крае проводятся исследования, позволившие выделить из многообразия природных, исторических и социально-культурных туристских ресурсов наиболее значимые, которые в силу своей уникальности могут привлечь внимание любителей путешествий России и зарубежья.

Начиная с 2010 г. в концепцию продвижения турпродукта региона была добавлена практика его позиционирования через представление брендового маршрута «Малое Золотое кольцо Алтая». Удачно сформированный бренд позволяет, с одной стороны, используя популярность региона в целом либо отдельных его объектов, способствовать реализации производимой продукции; с другой стороны - продвигать регион посредством популярности у потребителей продукции, изготавливаемой здесь. Это в полной мере относится к туристскому продукту. Реальной формой туристского продукта является и маршрут путешествия, предлагаемый потребителю.

Разнообразие туристских ресурсов, расположенных по брендо-вому маршруту, создает возможность турфирмам формировать туры, отвечающие потребностям разных слоев потребительского рынка: детские и семейные, спортивно-оздоровительные, лечебно-оздоровительные, гастрономические, экологические, фито-туры и прочие. Широкий спектр средств размещения, действующих на маршруте, позволяет круглогодично удовлетворять потребности туристов от эконом-класса до УГР-туров. Преимущество формы продвижения региона не через популярность и уникальность отдельных объектов, а посредством объединения их в маршрут, представляется инновационным и более продуктивным.

Для молодого туристского региона, расположенного в центре континента, оптимальным является формирование и продвижение одного брендового маршрута, доведенного до максимально возможного уровня приема туристов. необходимо дальнейшее совершенствование данного предложения с возможностью радиальных поездок к уникальным объектам, расположенным поблизости, но не вошедшим в состав маршрута, например, поездки в Денисову пещеру, к водопадам долины р. Шинок, в гости к потомкам горных казаков в с. новопокровка и др.

Вместе с тем в регионе должны быть и другие маршруты, объединяющие туристские ресурсы, находящиеся на значительном удалении от данного брендового маршрута. концепции этих маршрутов и особенности транспортной сети региона могут способствовать их совпадению на отдельных участках и пересечению друг с другом.

так, в 2012 г. в Алтайском крае был разработан и стал продвигаться еще один брендовый маршрут - «Большое Золотое кольцо Алтая» - значительно большей протяженности. Однако в настоящее время с учетом качества автомобильных дорог, разнообразием и качеством предлагаемых средств размещения и питания данный маршрут «Большое Золотое кольцо Алтая» пока не отвечает статусу брендового. то же самое можно сказать и относительно нового маршрута «казачья подкова Алтая», в основе которого лежит путешествие по местам расположения укрепительных сооружений исторической казачьей колывано-кузнецкой оборонительной линии.

Формирование брендовых маршрутов во внутриконтинентальных туристских регионах делает такой регион более конкурентоспособным на международном и внутреннем рынках туристских услуг, одновременно решая задачу сохранения историко-культурного наследия.

В начале третьего тысячелетия человечество столкнулось с необходимостью искать новые пути сотрудничества или восстанавливать забытые. Всеобъемлющее, комплексное изучение и восстановление Великого Шелкового пути, как «пути диалога», вполне соответствует такой необходимости. В мае 1993 г. в Брюсселе Европейской комиссией была организована встреча представителей государств Центральной Азии

и Кавказа, а также Европейского Союза, в ходе которой был рассмотрен вопрос создания ТРАСЕКА (TRACECA - Transport Corridor Europe Caucasus Asia) - транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия. Эта встреча была первым практическим шагом в возрождении Великого Шелкового пути. В 1998 г. международная организация ЮНЕСКО объявила о начале десятилетнего проекта, названного «Интегральное изучение Шелкового пути - пути диалога».

В октябре 2013 г. в ходе состоявшегося в Санкт-Петербурге международного культурно-туристского Форума состоялось подписание протокола о намерениях в сфере межрегионального взаимодействия по вопросу реализации культурно-познавательного туристского проекта «Великий Шелковый путь», в котором приняли участие и представители Управления Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов. Соответствующее поручение, касающееся вопросов сохранения, использования и популяризации историко-культурного наследия, развития культурно-познавательного туризма было дано Президентом Российской Федерации в 2012 г. Подписи под документом поставили представители ряда субъектов россии - республик Дагестан, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Татарстан, Алтайского и Ставропольского краев, Астраханской области. Эти субъекты выразили свое намерение организовать межрегиональное взаимодействие по вопросу реализации межрегионального культурно-познавательного туристского проекта «Великий Шелковый путь».

Цель проекта - сохранение и популяризация историко-культурного наследия, развитие культурно-познавательного туризма посредством создания сети культурно-познавательных туристских маршрутов в историческом и географическом коридоре Великого Шелкового пути, развитие межрегионального сотрудничества в сферах культуры и туризма, укрепление партнерских связей. Предполагается формирование единого информационного туристского пространства и единого туристского бренда «Великий Шелковый путь» для повышения конкурентоспособности и продвижения проекта. Предусматривается разработка общих стандартов предоставления туристских услуг в рамках его реализации.

В 2012 г. Алтайский край начал взаимодействовать со Всемирной туристской организацией (UNWTO) и вошел в перечень перспективных туристских регионов-партнеров UNWTO по совместной реализации ряда международных брендовых проектов в области туризма и гостиничного менеджмента, в том числе по реализации проекта «Шелковый путь». Участие Алтайского края в этой инициативе под эгидой ЮНВТО, наряду с такими известными дестинациями Шелкового пути, как Китай, Греция, Турция и другие, служит повышению информированности об Алтайском крае и его турпродукте на международном уровне, а также демонстрации его лидирующих позиций среди других регионов России в проекте.

Управление Алтайского края по развитию туристско-рекреацион-ного и санаторно-курортного комплексов и краевое государственное бюджетное учреждение «Туристский центр Алтайского края» (КГБУ «Алтайтурцентр») организовали выполнение научно-исследовательской работы «Разработка нового международного туристского маршрута «Шелковый путь» в пределах Алтайского края», результаты которой представлены здесь.

Великий Шелковый путь - в древности и средневековье - караванная дорога из Китая в страны Средней и Передней Азии [Советский..., 1980, с. 206]. Участки евразийского Торгового пути в 1877 г. с подачи немецкого географа и геолога Фердинанда фон Рихтгофена получили научный термин «Шелковый путь», поскольку основным экспортным товаром из Китая в страны Запада являлся шелк, ставший международной валютой.

Авторами разработан паспорт нового туристского маршрута «Шелковый путь» в пределах Алтайского края». международный автобусный (автомобильный) туристский маршрут «Великий Шелковый путь» в пределах Алтайского края» включает путешествие продолжительностью 7 дней и протяженностью 1250 км по территории восьми районов и трех городов Алтайского края. В настоящее время рекомендуется для теплого периода года. При круглогодичном использовании требуется дополнительное исследование возможностей. начало и конец обслуживания на маршруте: Змеиногорский район («Алтайский Курша-вель», с. новохарьковка) либо г. Барнаул.

Объекты туристского интереса проектируемого маршрута в пределах Алтайского края следует разделить на две большие группы:

- объекты, относящиеся ко времени, предшествующему возникновению Великого Шелкового пути и времени его активного действия;

- объекты, возникшие в другие времена и не связанные с историей Великого Шелкового пути, но представляющие интерес как объекты международного значения.

1 группа: объекты, относящиеся ко времени, предшествующему возникновению Великого Шелкового пути и времени его активного действия - это некоторые археологические объекты предгорной и горной областей на юге Алтайского края:

- поселение древних металлургов на Колыванском озере (Змеино-горский район);

- Царский курган в долине реки Сентелек (Чарышский район);

- археологический комплекс у Тавдинских пещер (ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», Алтайский район);

- городище «Пикет» юго-восточная окраина села Сростки, правый берег Катуни, гора Пикет (Бийский район);

- экспозиция Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки, повествующая об истории развития торговых путей, проходивших по горам Алтая (г. Бийск).

2 группа: объекты, возникшие в другие времена и не связанные с историей Великого Шелкового пути, но представляющие интерес как объекты международного значения, в том числе:

- Колыванский камнерезный завод им. И.И. Ползунова, где была создана «Царица ваз» (Курьинский район);

- музей М.Т. Калашникова - конструктора знаменитого стрелкового оружия - на его родине в с. Курья (Курьинский район);

- Денисова пещера - место обнаружения останков человека алтайского (Homo sapiens altaensis) или «денисовца» (Солонешенский район);

- курорт Белокуриха;

- мемориальный комплекс с. Сростки на родине актера, режиссера и писателя В.М. Шукшина (Бийский район);

- место образования Оби - крупнейшей реки России (г. Бийск).

маршрут для туристов, прибывших со стороны Республики Казахстан, предлагается осуществлять следующим образом: г. Змеи-ногорск - с. Саввушка - с. Курья - с. Колывань - с. Краснощеко-во - с. Чарышское - с. Солонешное - Денисова пещера - курорт Белокуриха - с. Алтайское - «Бирюзовая Катунь» - с. Сростки -г. Бийск - далее через аэропорт им. Г. С. Титова (г. Барнаул) в соответствии с планом путешествия.

Задачи данного проекта вполне соответствуют принципам адекватного туризма [Рекреационная география, 2005, с. 107], который способствует сохранению и рациональному использованию культурного, исторического и природного наследия территории, социальному и духовному развитию населения, совмещая две основные функции -воспитательную и культурную, с одной стороны, экономическую - с другой. Включение историко-культурных объектов в программу данного туристского маршрута, способствуя повышению их коммерческой ценности (привлекательности), может содействовать задаче сохранения многих уникальных объектов.

Библиографический список

Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» №132-Ф3 от 24 11.96.

Туристские ресурсы Алтайского края: монография / Н.Ф. Харламова, А.Н. Романов, Ю.И. Винокуров, С.В. Харламов. Барнаул, 2011. 178 с.

Советский энциклопедический словарь. М., 1980. 1600 с.: ил.

Рекреационная география: учеб.-метод. комплекс / А.С. Кусков, В.Л. Голу-бева, Т.Н. Одинцова. М., 2005. 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.