Цуй Илан
Магистр. Российская академия музыки имени Гнесиных.
Международный конкурс саксофонистов: прошлое и настоящее*
Аннотация. Данная статья посвящена истории международных конкурсов саксофонного исполнительства. В статье дается характеристика четырех международных конкурсов саксофонистов - Международного конкурса имени Адольфа Сакса, Международного конкурса имени Жана-Мари Лондейкса, Международного конкурса саксофонистов имени йосипа Нохты. Автор статьи характеризует особенности организации каждого конкурса, их репертуар, а также рассматривает состав участников этих конкурсов, останавливаясь подробно на лауреатах. сравнивая исполнительское мастерство конкурсантов и перечисляя исполненные ими произведения, автор статьи подчеркивает безграничные возможности классического саксофона, что участники международных конкурсов саксофонистов сумели доказать, исполнив произведения, не являющиеся шедеврами.
Ключевые слова: саксофон, исполнительское мастерство, международный конкурс, лауреат конкурса, премия.
Cui Yilang
Master. Gnessin Russian Academy of Music.
International saxophone competition: past and present
Abstract. This article is devoted to the history of international saxophone competitions. The article characterizes four international saxophone competitions - the Adolf Sax International Competition, the Jean-Marie Londeix International Competition, and the Josip Nochta International Saxophone Competition. The author of the article characterizes the peculiarities of the organization of each competition, their repertoire, as well as examines the composition of the participants of these competitions, dwelling in detail on the laureates. Comparing the performance skills of the contestants and listing the works performed by them, the author of the article emphasizes the limitless possibilities of the classical saxophone, which the participants of international saxophone competitions were able to prove by performing works that are not masterpieces.
Key words: saxophone, performance skills, international competition, competition laureate, prize.
Более ста восьмидесяти лет минуло с того дня, как бельгийский мастер Адольф Сакс изобрел инструмент, богатейшая тембровая палитра которо-
го стала создавать удивительные музыкальные образы - «от необычайно выразительных и мелодичных до жизнерадостных и виртуозных» [2, с. 71].
* © Цуй Илан, 2024.
Международный конкурс саксофонистов: прошлое и настоящее
Ко второй половине ХХ столетия этот «новый член семейства кларнетов», как сказал о нем композитор Г. Берлиоз в своих «Мемуарах» и к которому он впервые применил название «саксофон» [1, с. 544], настолько прочно вошел в музыкальную жизнь мира, что, начиная с 1969 года стали регулярно проводится Всемирные конгрессы саксофонистов, способствующие популяризации саксофона, в рамках которых иногда организовывались фестивали. Однако, международные конкурсы саксофонистов не проводились вплоть до конца ХХ столетия.
Следует отметить, что саксофон иногда входил в программу Международного конкурса исполнителей в Женеве, проводимого с 1939 года. Кроме исполнителей, соревновавшихся в трех основных номинациях (пение, фортепиано и скрипка), в конкурсе принимали участие исполнители на двух-трех духовых инструментах. Это могли быть флейта, гобой, кларнет, саксофон, фагот, валторна, труба, тромбон [5, с. 190]. Так, в 1952 году одним из победителей Женевского конкурса стал французский саксофонист Мишель Нуо. В 1973, 1985 и 1995 годах саксофонисты также принимали участие в этом конкурсе, но первая премия никому из них присуждена не была.
однако, как показывает история международных конкурсов исполнительского мастерства, саксофон редко входил в программы музыкальных соревнований. организаторы этих конкурсов, если речь шла о включении в программу духовых инструментов, отдавали предпочтение флейте, кларнету, гобою, тромбону, трубе, валторне и довольно часто присуждали первые премии музыкантам, играющим на этих инструментах. Исследователи считают, что это связано с тем, что
саксофон, начиная с 1845 года, стал обязательным инструментом только в духовом оркестре. Как известно, А. Сакс изначально создал два разных типа инструментов: один для духового, другой для симфонического оркестра, но в последнем саксофон не прижился [2, с. 82]. И хотя популярность нового инструмента росла год от года, исполнительская культура классического саксофона нашла международное признание только в 1994 году, когда состоялся первый Международный конкурс имени Адольфа Сакса, который и положил начало эпохе международных соревнований саксофонистов.
Международный конкурс саксофонистов имени Адольфа Сакса, который проводится каждые четыре года в бельгийском городе Динан, на родине знаменитого создателя саксофона, и по сей день является одним из самых престижных конкурсов мирового уровня.
Этот конкурс состоит из трех туров и требует от саксофонистов знаний репертуара, относящегося к разным стилевым эпохам. Каждый тур включает в себя как минимум одно обязательное произведение и одно произведение, которое можно выбрать из списка заранее отобранных произведений, предоставленного организаторами конкурса. Исключение составляет полуфинал, в котором конкурсанты могут выбрать любое произведение для саксофона соло без сопровождения.
Информации о первом состоявшемся конкурсе Адольфа Сакса, который, как было сказано, состоялся в 1994 году, крайне мало. Известно только, что победителем этого конкурса стал Винсент Давид из Франции, Фабрицио Мануку-зо из Италии занял второе место, а итальянец Фабрис Моретти - третье.
Следующий конкурс был проведен
в 1998 году. Лауреаты этого конкурса заслуживают особого внимания. Так, французский саксофонист Александр Дуази, получивший первый приз конкурса А. Сакса 1998 года, в 2008 году стал победителем не менее престижного Международного конкурса саксофонистов имени Жан-Мари Лондейкса, о котором пройдет речь ниже. А Отис Мерфи из США, занявший второе место в вышеупомянутом конкурсе, является единственным американцем, который вышел в финал этого конкурса.
Мы не будем останавливаться на всех музыкальных соревнованиях саксофонистов в рамках международного конкурса Адольфа Сакса. Хотелось бы только озвучить итоги последнего, восьмого, конкурса, который состоялся с 31 октября по 11 ноября 2023 года. В нем принимали участие 264 исполнителя из 19 стран. В финал конкурса вышли шестеро музыкантов - из России, Италии и Японии. Победу одержал Дмитрий Пинчук, студент третьего курса Московского государственного колледжа музыкального исполнительства имени Фредерика Шопена, ученик саксофониста Никиты Зимина, ставшего победителем этого же конкурса в 2014 году. Еще один воспитанник Н. Зимина, Михаил Казаков, стал лауреатом III степени. Второе место на этом конкурсе было присуждено итальянскому саксофонисту Алессан-дро Маланьино. В шестерку лауреатов вошел также еще один ученик Н. Зимина и выпускник того же колледжа -Владимир Пецкус.
Московские саксофонисты не только установили на этом конкурсе тройной рекорд. Впервые этот престижный конкурс выиграл такой юный музыкант (Дмитрию Пинчуку всего 17 лет), впервые трое из шести финалистов представляли одну страну и впервые
в финал попали трое учеников одного педагога.
М. Казаков рассказывает: «Самое яркое впечатление - когда мы втроем вышли в финал. Брала гордость за нашего преподавателя, колледж и всю страну. Мы были уверены в своих музыкальных возможностях и подготовке, но понимали, что выйти в финал всем троим очень непросто» [4].
Чтобы добраться до финала, саксофонистам предстояло пройти два тура. В первом туре музыканты играли три произведения общей продолжительностью 20 минут: транскрипции произведений Георга Филиппа Телемана и написанное для конкурса сочинение Жан-Дени Миша, современного французского композитора и саксофониста. По итогам первого тура во второй тур, где они должны были представить сорокаминутную программу, прошли лишь 18 участников. Обязательной частью этой программы было произведение «Импульс» ("Impetus") современного словенского композитора Нины Шенк. она состояла в жюри, и по ее решению именно Михаил Казаков получил специальный приз за лучшее исполнение. и там они уже представляли 40-минутную программу. Ее обязательной частью было произведение «импульс» (Impetus) современного словенского композитора нины Шенк. она состояла в жюри, и по ее решению именно Михаил Казаков получил специальный приз за лучшее исполнение [4].
финал конкурса проходил в кафедральном соборе Динана. Участники представляли на суд жюри и публики два произведения продолжительностью 40 минут: один из пяти концертов для саксофона (на выбор) и произведение бельгийского композитора Дирка Броссе, специально написанное для конкурса. он сидел в жюри и луч-
шим интерпретатором выбрал Дмитрия Пинчука. Поэтому, кроме главного приза, молодой человек увез с собой еще и специальный приз финала [4].
Наряду с самым престижным конкурсом саксофонистов им. Адольфа Сакса в Бельгии, очень высокий статус имеет Международный конкурс им. Жан-Мари Лондейкса - лучшего саксофониста «классического» направления, который первым исполнил «Камерный концерт» для саксофона с оркестром Ж- Ибера [5, с. 156]. В настоящее время в этом конкурсе принимают участие представители «высшей лиги» саксофонистов всего мира.
Первое соревнование саксофонистов в рамках этого конкурса состоялось в 1996 году во французском городе Бордо, в Консерватории которого преподавал Ж.-М. Лондейкс. изначально предполагалось, что это будет единственный конкурс, проводимый в честь именитого исполнителя-виртуоза.
Однако в 2005 году доктор Сугри Чароенсук, директор музыкального колледжа при университете Махидол в Таиланде, выступил с инициативой проведения Международного конкурса им. Жан-Мари Лондейкса на регулярной основе. И уже в 2008 году в рамках этого конкурса состоялось второе состязание саксофонистов.
Данное мероприятие, организованное Ж.-М. Лондейксом, проходило в Бангкоке с 14 по 26 января 2008 года, в одном из крупнейших музыкальных заведений юго-восточной Азии - Университете Махидол. В конкурсе приняло участие 75 исполнителей. Среди них - саксофонисты из Японии (их было большинство), Франции, Бразилии, Мексики, Тайвани, США, Канады, Тай-ланда, Китая, Бельгии, Дании, Испании, Италии, России. В состав жюри входили известные саксофонисты, предста-
вители разных исполнительских школ: французской (сам Ж.-М.Лондейкс, который председательствовал на конкурсе), немецкой (Д. Готье), канадской (В. Стрит), американской (Д. Сэмпен), японской (К. Мунесада) [3].
организовывая этот конкурс, Ж.-М. Лондейкс основную его задачу видел в «продвижении современного репертуара для саксофона, однако не в ущерб произведениям предшествующих эпох» [3], в связи с чем в первом туре музыканты должны были исполнить два сочинения: первое - барочное или классическое, транскрибированное для саксофона-соло, второе - современное, из предложенного списка композиторов.
Во втором туре саксофон был представлен уже иначе: в камерном ансамбле с фортепиано. В списке вновь присутствовали как сочинения, ставшие уже классическими образцами в репертуаре саксофонистов («Легенда» ф. Шмидта, «Соната» П. Крестона, «Соната» Э. Денисова и др.), так и современные сочинения. В финальном раунде саксофон был представлен в качестве солирующего инструмента с оркестром.
Данный конкурс имел очень высокий уровень. Практически все участники демонстрировали свободное владение несколькими инструментами группы саксофонов. особенно ярко выглядели японские саксофонисты. Выступления большинства из них отличались интересной трактовкой современных сочинений, а также особым звучанием, соответствующим барочному стилю. Жюри конкурса выделило также выступление словенского саксофониста Михи Рогины, исполнившего «Скрипичную партиту № 2» И.С. Баха и этюд «Джунгли» современного композитора К. Лоба и в итоге получившенго третью премию [3]
Российские саксофонисты выглядели тоже очень достойно на этом конкурсе. Русскую школу представляло трое участников. Двое из них, Сергей Колесов и Никита Зимин, который спустя несколько лет одержал победу на Международном конкурсе им. А. Сакса, являлись студентами класса профессора Российской академии музыки им. Гнесиных М.К. Шапошниковой, а третий конкурсант, Дмитрий Кузичев, был учеником преподавателя Петербургской консерватории А.П. Тихонова [3].
Из 75 участников Международного конкурса им. Жан-Мари Лондейкса ко второму туру было допущено двадцать два человека. Среди них оказался и никита Зимин, один из самых молодых исполнителей. Для никиты, конечно, это большое достижение, ведь он впервые поехал на такой серьезный конкурс, в котором принимали участие уже достаточно зрелые музыканты, имеющие большой опыт, и соревноваться с ними было не так-то просто. Члены жюри в своих письменных комментариях дали очень благоприятную оценку его выступлению, отметив, в первую очередь, хорошее чувство стиля в исполненных двух фантазиях Г. Телемана и прекрасно созданную звуковую картину джунглей в исполнении известного этюда К. Лоба [3]. Однако, Н. Зимин не был допущен до финала, а С. Кузнецов не прошел в полуфинал.
По мнению музыкальных критиков, и Никита Зимин, и Сергей Кузнецов, победитель конкурса им. А. Сакса в 2006 году, исполнивший во втором туре конкурса Жан-Мари Лондейкса этюд «Савана» К. Лоба и флейтовую партиту И.С. Баха на очень высоком уровне, были исключены из дальнейшего конкурсного соревнования лишь по одной причине: судьи решили сразу избавиться от сильных конкурентов, присудив
первую премию французскому саксофонисту Александеру Доиси [3].
Международные конкурсы им. Жан-Мари Лондейкса, проводимые в 2014 и 2017 годах, предоставляли значительную свободу в выборе произведений, практически не предусматривая обязательных произведений в любом туре. Конкурсантам был дан список произведений, из которых они должны составить свой конкурсный репертуар. следует отметить, что транскрипции в них были исключены, а акцент сделан на новых произведениях для инструмента.
остановимся кратко еще на двух международных конкурсах саксофонистов, хотя и менее престижных.
Блестящее исполнительское мастерство и высокая репутация хорватских саксофонистов стали основой для проведения еще одного международного музыкального конкурса. Этот конкурс состоялся в 2014 году и был назван именем выдающегося хорватского саксофониста и профессора Музыкальной академии в Загребе йосипа Нохты (1924-1995).
одной из важных задач этого конкурса является продвижение хорватских композиторов путем использования в процессе соревнования их обязательных произведений. Прошло всего две итерации этого конкурса, но он уже получил особое признание благодаря возможностям, которые он предоставляет. Так, лауреат первой премии 2017 года был приглашен выступить на открытии XVIII Всемирного конгресса саксофонистов, который состоялся в Загребе в 2018 году.
итак, первый конкурс им. йосипа нохты проходил с 12 по 17 мая 2014 г. и собрал пятьдесят одного участника из пятнадцати стран. В 2017 году конкурс был представлен шестьюдесятью
участниками из девятнадцати стран. Соревнования проходили с 23 по 28 апреля. Несмотря на то, что конкурс еще относительно молод (всего состоялось три конкурсных соревнования - в 2014, 2017 и 2021 годах), он привлекает молодых саксофонистов со всего мира тем, что позволяет им раскрыть свой исполнительский потенциал.
на примере трех самых известных международных конкурсов саксофонистов мы доказали, что классический саксофон, который в XIX веке и в первой половине ХХ столетия был не востребован, сейчас занимает особую нишу в музыкальном мире. Классический саксофон может использоваться как сольный инструмент, быть частью камерного ансамбля, где сочетается со скрипкой и другими духовыми инструментами, и саксофонного квартета, стандартный состав которого включает сопрано, альт, тенор и баритон, входить в состав симфонического оркестра. Иными словами, возможности классического саксофона безграничны, что и сумели показать участники международных конкурсов исполнителей-саксофонистов.
References
[1] Berlioz G. Memoirs. - M.: Muzyka, 1967. 895 p.
[2] Li Siyu. A.K Glazunov and his role in the history of the recognition of the saxophone in the academic environment // News of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Social, humanities, medical and biological sciences. 2022. Vol. 24. № 87. P. 71-76.
[3] Saxophone in the modern world // URL: https://
saxclub.narod.ru.saxvsovrmire.html.
[4] Three times record holders: how Moscow saxophonists conquered the jury of the Adolphe Sax Competition in Belgium // URL: https://mos-cowseasons.com/news/trizhdy-rekordsmeny-kak-moskovskie-saksofonisty-pokorili-zhiuri-konkursa-imeni-adolfa -saksa-v-belgii.
[5] Usov Yu.A. History of foreign performance on wind instruments. - M.: Muzyka, 1989. 205 p.
[6] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Subject field of public administration in the system of political
sciences // Ethnosocium and interethnic culture. 2023. № 10 (184). P. 57-61.
[7] Ryabova E.L. On the issue of the unity of educa-
tion and upbringing: institutional discourse // Cossacks. 2023. № 66 (1). P. 11-18.
[8] Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The role of the
time factor in political culture // Culture of the World. 2022. Vol. 10. № 26 (1). P. 75-86.
[9] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopsychology and geopolitics of colored lines // Ka-zachestvo. 2022. № 59 (2). P. 9-18.
[10] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.
[11] Ryabova E.I., Ryabova E.L. Dichotomy of culture: conflict between the values of ecology and economics // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 11-19.
[12] Biryukov S.V., Ryabova E.L. The phenomenon of leadership in the context of modern crises and challenges // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 1 (151). P. 9-19.
[13] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The evolution of a diplomatic gift as an indicator of changes in international relations // Ethnosocium and inter-ethnic culture. 2021. № 6 (156). P. 45-54.
[14] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. 80 years of the parade on Red Square: historical, cultural and geopolitical meanings of the parades // Cossacks.
2021. № 57 (7). P. 9-18.
[15] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Politicization of images of everyday history (using the example of the image of a gate) // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 7 (33). P. 782-791.
[16] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitics in a mask // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 4 (22). P. 500-511.
[17] Ryabova E.L. International round table on the topic "Russian foreign policy in the context of aggravated international situation" // Ethnoso-cium and interethnic culture. 2022. № 5 (167). P. 52-55.
Список литературы
[1] Берлиоз Г. Мемуары. - М.: Музыка, 1967. 895 с.
[2] Ли Сию. А.К Глазунов и его роль в истории признания саксофона в академической среде // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки.
2022. Т. 24. № 87. С. 71-76.
[3] Саксофон в современном мире // URL: https://
saxclub.narod.ru.saxvsovrmire.html.
[4] Трижды рекордсмены: как московские саксофонисты покорили жюри конкурса имени Адольфа Сакса в Бельгии // URL: https://mos-cowseasons.com/news/trizhdy-rekordsmeny-kak-moskovskie-saksofonisty-pokorili-zhiuri-konkursa-imeni-adolfa-saksa-v-belgii.
[5] Усов Ю.А. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1989. 205 с.
[6] Рябова Е.Л.,Терновая Л.О. Предметное поле государственного управления в системе политических наук // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 10 (184). С. 57-61.
[7] Рябова Е.Л. К вопросу о единстве образования
и воспитания: институциональный дискурс // Казачество. 2023. № 66 (1). С. 11-18.
[8] Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени в политической культуре // Культура Мира. 2022. Том 10. № 26 (1). С. 75-86.
[9] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геопсихология и геополитика цветных линий // Казачество. 2022. № 59 (2). С. 9-18.
[10] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.
[11] Рябова Е.И., Рябова Е.Л. Дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и экономики // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 11-19.
[12] Бирюков С.В., Рябова Е.Л. Феномен лидерства в контексте современных кризисов и вызовов // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 1 (151). С. 9-19.
[13] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Эволюция дипломатического подарка как индикатор изменений в международных отношениях // Этносоциум и межнациональная культура.
2021. № 6 (156). С. 45-54.
[14] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. 80-лет парада на красной площади: историко-культурный и геополитический смыслы парадов // Казачество. 2021. № 57 (7). С. 9-18.
[15] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Политизация образов истории повседневности (на примере образа ворот) // Власть истории и история власти. 2021. Том 7. № 7 (33). С. 782-791.
[16] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитика в маске // Власть истории и история власти. 2020. Том 6. № 4 (22). С. 500-511.
[17] Рябова Е.Л. Международный круглый стол на тему «внешняя политика России в условиях обострения международной обстановки» // Этносоциум и межнациональная культура.
2022. № 5 (167). С. 52-55.