УДК 378:658.5.012.011.56
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «СИНЕРГИЯ» - СЕТЕВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ПРОИЗВОДСТВ
В.Г. Хомченко Омский государственный технический университет
Представлены организационно-методическая структура сетевой технологии подготовки специалистов инженерного профиля и состав вузов - участников международного инновационно-образовательного проекта «Синергия». Приведены результаты работы в рамках проекта. Обращается внимание на проблемы и перспективы его развития.
Ключевые слова: учебный комплекс, лаборатории мехатроники, оснащение, сетевые технологии, синергетический эффект.
Сетевые технологии обучения по инженерным специальностям из-за отсутствия опыта работы в режиме доступа к удаленному лабораторному оборудованию в настоящее время находятся, к сожалению, на самом начальном этапе развития. Следует также заметить, что лабораторное оборудование для подготовки инженеров по наукоемким специальностям является дорогостоящим. Финансовые возможности вузов, как правило, не позволяют приобретать современные учебные стенды в количествах, достаточных для полного обеспечения образовательного процесса.
В связи с этим целью проекта «Синергия» является объединение лабораторий ме-хатроники и средств и систем автоматизации вузов-партнеров, а также научно-педагогических коллективов через Интернет и создание на этой основе интегрированного учебного комплекса.
Международный инновационно-образовательный проект «Синергия» образован в 2006 г. по инициативе А.С. Елисеева, д.т.н., профессора, летчика-космонавта, дважды Героя СССР, возглавлявшего в тот период Российско-германский институт «МЭИ - РЕ8ТО».
В состав проекта «Синергия» первоначально вошли три российских вуза с соответствующими учебными центрами: это Московский энергетический институт (ТУ) («МЭИ -
РЕ8ТО»); Омский государственный технический университет («ОмГТУ -РЕ8ТО»); Балтийский государственный технический университет («БГТУ - РЕ8ТО»). В 2007 г. присоединился в то время зарубежный вуз - Севастопольский национальный технический университет («СевНТУ - РЕ8ТО»), в 2008 г. в проект вошел Карагандинский государственный технический университет («КарГТУ
- РЕ8ТО»), и в 2013 г. - Кыргызский государственный технический университет («КырГТУ
- БЕ8ТО»).
Объединение названных учебных центров в проект «Синергия» произошло при непосредственном участии германского концерна БЕ8ТО, который оснастил учебные центры современными аппаратными и программными средствами и системами автоматизации. Отличительной особенностью концерна БЕ8ТО является стремление к продвижению своей продукции за счет привлечения академической составляющей. В связи с этим концерн помимо основной производственной деятельности большое внимание уделяет выпуску учебно-лабораторного оборудования и разработке собственного методологического подхода к обучению.
При создании проекта «Синергия» концерн БЕ8ТО совершил своеобразный образовательный прорыв, объединив центры
в единую учебно-информационную сеть спе- нете и оплачивая эту услугу провайдеру циально выделенным каналом VPN в Интер- (рис.).
Организация дистанционного доступа к станциям MPS
Учебная аудитория
^ ^ Ч? ^ ^ ^ У
У?
Москва
Сервер MPS
Учебная аудитория ^
^^ ^^ ^^f уЦ
mpsi У\
Омск
Сервер MPS
Учебная аудитория
ш\к ■ ib ■ vj г\h я
г-~г ~г-~г ~г-— Т^Т
Сервер MPS I
Санкт Петербург
. ft, MPS 1
\ .1 н av^HTDpHH
m Hi ivi iti Ш iill ■ vi ш ivi
r^T г^Т - - -
i**
Сервер MPS I
¿f
v
Севастополь
Рис. Структура сети проекта «Синергия»
Чем оснащен наш учебный центр «ОмГТУ - FESTO»?
В настоящее время в центре имеется:
- рабочие станции серво- и шаговых приводов фирмы FESTO;
- программируемые логические контроллеры фирм SIEMENS, AllenBradley и FESTO с соответствующим программным обеспечением;
- стенды электропневмо- и электрогид-роавтоматики фирмы FESTO;
- учебный робот фирмы MitsubishiElectric;
- программные продукты для автоматизированного создания управляющих программ FluidSim-H-P, а также универсальный программный комплекс Cosimir с широкими возможностями разработки программного обеспечения для автоматизированного оборудования;
- рабочая станция «Компакт станция» для моделирования непрерывных технологических процессов.
Другие учебные центры проекта «Синергия» оснащены иным оборудование, иными рабочими станциями FESTO. Так, в «МЭИ - FESTO» имеется учебный макет лифта и мехатронный робот-трипод на основе платформы Стюарта.
Объединение центров выделенным интернет-каналом VPN позволило по сути создать распределенную учебную лабораторию, позволяющую проводить взаимное обучение студентов на оборудовании вузов-партнеров. В качестве примера можно привести проведение лабораторных работ студентами МЭИ и БГТУ на роботизированной рабочей станции, расположенной в учебном центре «ОмГТУ - FESTO», выполнение студентами ОмГТУ лабораторных работ на рабочих станциях «МЭИ - FESTO».
Проведение лабораторных работ на удаленном оборудовании имеет много положительных свойств. Это, во-первых, расширение спектра лабораторных установок для вузов-партнеров без необходимости приобретения каждым вузом дорогостоящего оборудования, а во-вторых, повышение интереса студентов при работе на удаленном оборудовании.
Сотрудничество вузов при реализации лабораторного практикума - важная часть синергетического эффекта проекта, но не единственная.
Наличие сетевого ресурса позволило вузам-партнерам вовлечь в учебный процесс много других форм обучения. На протяжении
многих лет проводятся взаимные лекционные курсы в дистанционном режиме: профессор МЭИ, например, читает лекции одновременно студентам, находящимся в аудиториях «МЭИ - БЕ8ТО», «КарГТУ - БЕ8ТО», «БГТУ -БЕ8ТО» и «ОмГТУ - БЕ8ТО».
Есть опыт открытых защит курсовых и дипломных проектов, когда защита студенческих работ происходит в «присутствии» коллег и студентов вузов, находящихся в других городах.
С 2010 г. регулярно проводится Международная научно-практическая интернет-конференция молодых ученых «Автоматизация, мехатроника, информационные технологии» с пунктами доступа в учебных центрах вузов-партнеров. Базовым пунктом доступа выступает учебный центр «ОмГТУ - БЕ8ТО». Вузы-партнеры проекта «Синергия» на регулярной основе обмениваются магистрантами, посылая их друг к другу на стажировки. Это в определенной степени решает проблему академической мобильности студентов.
Итак, какие основные задачи позволило решить создание проекта «Синергия»?
Прежде всего, это:
- расширение лабораторной базы вузов -участников проекта и создание по сути распределенной учебной лаборатории;
- более полное использование кадрового потенциала участников проекта для обеспечения образовательного процесса;
- обеспечение академической мобильности студентов;
- совместная работа вузов по созданию методического обеспечения на общей образовательной платформе;
- обеспечение процесса взаимных стажировок магистрантов, аспирантов и докторантов;
- проведение ежегодной интернет-конференции с широкой географией участников.
Существует и ряд методологических и организационных проблем, которые предстоит решить участникам проекта:
- международным студенческим контактам препятствует слабая языковая подготовка;
- недостаточная пропаганда идей и достижений проекта;
- до настоящего времени работа участников проекта осуществляется на инициативной основе без должной кадровой поддержки, что сдерживает развертывание многих потенциальных возможности проекта;
- жесткая регламентация учебного процесса в вузах затрудняет организацию совместных учебных занятий;
- расположение участников проекта в разных часовых поясах;
- недостаточная методическая проработка взаимной аттестации студентов при чтении курсов профессорами внешних вузов.
Проект, несомненно, выиграл бы при наличии поддержки со стороны региональных, а возможно, и федеральных органов управления высшим профессиональным образованием.
В перспективе проект можно рассматривать как базовый для:
- создания сетевого международного университета;
- получения двухдипломного образования на уровне бакалавриата и на уровне магистратуры;
- совместной подготовки научно-педагогических кадров в докторантуре PhD на основе интернет-технологий, соруководства докторантами и магистрантами;
- реализации совместных научно-технических проектов вузами-партнерами;
- разработки сетевых технологий защиты выпускных квалификационных работ в объединенной ГАК и т.д.
В заключение можно отметить, что уникальные возможности проекта, создавшего сетевые технологии обучения на основе объединения лучших преподавателей, современного лабораторного оборудования и программного обеспечения, дают несомненный синергетический эффект в образовательном процессе и позволяют повысить качество обучения до международного уровня с минимизацией финансовых затрат за счет сокращения расходов на приобретение каждым отдельным вузом дорогостоящего учебного оборудования и расходов на обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей.
Хомченко Василий Герасимович - доктор технических наук, Статья поступила
профессор, заведующий кафедрой «Автоматизация и робототехни- в редакцию 3 июня
ка» Омского государственного технического университета 2014 г у_кЪошсЬепко @таП.ги
©В.Г. Хомченко, 2014