МЕЖДУНАРОДНЫЙ И РОССИЙСКИЙ УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
ДЕТЕЙ
Д.Е. Тимофеева, магистрант
Научный руководитель: Н.Л. Смирнова, канд. юрид. наук, доцент Дальневосточного федерального университета (Россия, г. Владивосток)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-6-2-208-214
Аннотация. на основе актуальности темы научного исследования в статье характеризуется международно-правовой уровень социальной защиты детей с точки зрения истории его формирования и механизма действия, а также действующая российская нормативно-правовая база, определяющая правовое положение детей. В рамках произведенного анализа формулируются общие проблемы защиты детства в Российской Федерации и исследуются меры, предпринятые для их разрешения. На основе произведенного исследования делается общий вывод о развитии национального законодательства в данной сфере.
Ключевые слова: социальная защита, дети, Конвенция о правах ребёнка 1989 года, российское законодательство, проблемы, бедность, сиротство, ювенальная юстиция, Уполномоченный по правам ребёнка.
Для любого государства и общества в целом вопрос социально-правовой защиты детей всегда остается актуальным в силу особой уязвимости данной категории населения. Такая заинтересованность в поддержке детей объясняется тем, что до определённого возраста степень их психофизического развития, а также отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяют им самостоятельно принимать верные решения, в связи с чем такую ответственность на себя берут непосредственно их родители (иные законные представители), а в случае отсутствия последних - государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц. Социальная защита детства имеет важное стратегическое значение для государства, поскольку определяет вектор его развития. Так, установив в отношении детей определённые гарантии социальной защиты в виде материальной поддержки, общедоступного дошкольного, среднего образования, определённого набора бесплатных медицинских услуг, в будущем государство сможет обеспечить себе естественный прирост населения, сформированный средний класс, количественный рост квалифицированных кадров и, как следствие, увеличение темпов экономического разви-
тия. В связи с этим представляется очевидным важность и необходимость социальной поддержки и защиты подрастающего поколения.
В настоящее время вопрос социальной защиты детей урегулирован как на международно-правовом уровне, так и на уровне национальных правовых систем.
История формирования и развития международного «детского» права берёт своё начало с XX века - многочисленные кровопролитные войны, выпавшие на долю человечества, не могли пройти бесследно для самых юных его представителей. Мировое сообщество осознало острую необходимость создания нормативно-правовой базы, которая бы закрепила основополагающие права детей, механизмы их реализации и защиты на международном уровне. В то же время создание подобной международно-правовой базы не произошло одномоментно: на протяжении всего XX века человеческое общество поступательно создавало и развивало основы правового регулирования в сфере защиты детей. В целом, данный процесс можно подразделить на три последовательных этапа.
Первый этап создания международно-правовой базы в области защиты детства
заключался в принятии актов, заложивших основу для дальнейшего правового регулирования данного вопроса. Так, в 1924 году Лигой Наций впервые был принят международный акт, посвященный исключительно правовому положению детей -Декларация прав ребёнка, которая закрепила пять важнейших принципов, направленных на защиту детей, в частности, от всех форм эксплуатации, беспризорности, голода и беспомощности. Впоследствии, отдельные нормы, посвящённые детям, получили закрепление в таких фундаментальных международно-правовых актах, как Всеобщая Декларация прав человека от 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 1966 г., которые придавали вопросу правовой защиты детей особый статус. Уже непосредственно ООН вопрос правового положения детей был впервые целенаправленно урегулирован в Декларации о правах ребёнка в 1959 году, которая существенно развила абстрактные нормы Декларации прав ребёнка 1924 года [1]. Тем не менее, отсутствие обязательности исполнения положений вышеуказанных деклараций подталкивало членов международного сообщества к разработке соответствующей конвенции.
В связи с этим, второй этап развития международного «детского» права заключался в принятии единого универсального международного акта - Конвенции о правах ребёнка 1989 г., предоставляющей всем государствам возможность, независимо от их принадлежности к каким-либо международным организациям, присоединиться к Конвенции и, благодаря общему характеру норм, создавать максимально возможные механизмы их реализации. Так, Конвенцией были закреплены граж-данско-политические, социально-экономические и культурные права детей, к числу которых относятся следующие: право на жизнь, здоровое развитие, возможность знать и воспитываться своими родителями, право на образование, собственное мнение, на свободу совести и религии, свободу ассоциации и свободу мирных собра-
ний и многие другие [2]. Положения Конвенции пронизаны такими основополагающими принципами, как принцип признания ребёнка полноценной и полноправной личностью, принцип недопустимости дискриминации, принцип действия в целях обеспечения наилучших интересов ребёнка, а также принцип его особой защиты. Стоит подчеркнуть, что Конвенция о правах ребёнка 1989 г. вобрала в себя всё лучшее, что ранее было воплощено в одноимённых декларациях и иных международно-правовых актах, затрагивающих правовое положение детей.
В свою очередь, третий этап развития международно-правовой базы в области защиты детства состоял в конкретизации другими международно-правовыми актами тех вопросов, которые обсуждались в процессе разработки Конвенции о правах ребёнка и впоследствии также были в ней отражены. В частности, международным сообществом были приняты такие акты, как Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 г., Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») 1985 г., Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г., Конвенция о защите детей и сотрудничестве в вопросах международного усыновления 1993 г. и многие другие.
Стоит отметить, что помимо декларирования основных прав ребёнка, мировым сообществом также были предусмотрены различные механизмы их обеспечения. В частности, в соответствии с положениями Конвенции о правах ребёнка 1989 г. был создан Комитет по правам ребёнка, оценивающий доклады государств-участников Конвенции о результатах их деятельности в сфере защиты детства. Вопросами защиты прав детей в определенных областях занимаются специализированные учреждения ООН, такие как Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда
(МОТ). Не менее важное значение для защиты прав детей имеет деятельность Европейского суда по правам человека, рассматривающего индивидуальные жалобы любых лиц, в том числе и детей, о нарушении со стороны государств их прав, закрепленных в Европейской конвенции о защите прав человека и основных [3]. Помимо осуществления контроля за реализацией государствами взятых на себя обязательств, отдельным направлением механизма обеспечения и защиты прав детей на международном уровне является оказание им необходимой помощи. Подобная деятельность активно осуществляется такими международными неправительственными организациями, как Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международная амнистия, Международный Комитет Красного Креста и многими другими.
В свою очередь, Российская Федерация, являясь участницей вышеуказанных международных актов, устанавливающих неизменные постулаты в области социальной защиты детей, гарантирует их реализацию в пределах своей юрисдикции. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого ориентирована на создание условий по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека. В данной статье Конституция РФ гарантирует государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, установление пенсий, пособий, а также иных гарантий социальной защиты [4]. Кроме того, в 1998 году был принят Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", закрепивший основные направления обеспечения прав ребёнка и организационные основы их реализации. Помимо прочего, права ребёнка и его положение в семье также определяются Семейным кодексом РФ. В частности, ст. 56 данного кодекса устанавливает, что «ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интере-сов...защита прав и законных интересов ребёнка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокуро-
ром и судом» [5]. Также, к числу нормативно-правовых актов, посвященных правам детей и механизмам их защиты, следует отнести: Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральный закон "Об опеке и попечительстве", Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
В то же время, несмотря на такой обширный перечень законодательных актов, посвященных вопросам реализации и защиты прав детей, в Российской Федерации всё ещё имеется большое количество проблем в этой сфере. В этой связи обозначим некоторые наиболее актуальные из них.
Так, весомое значение имеет бедность российских семей с детьми. В сложной экономической обстановке вопрос о рождении второго, а иногда и первого ребёнка, чаще всего откладывается на неопределенный срок. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат) на «15» июня 2020 г., с 2014 по 2019 год численность родившихся сократилась на 461 609 человек, а естественный прирост населения в 2019 году составил - 317 233 человека [6]. В свою очередь, доля детей, проживающих в домашних хозяйствах со среднедушевыми денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляет: 25,6% -среди детей до 7 лет и 21,5% - среди детей от 7 до 18 лет (по данным Росстата на 2018 год) [7]. Таким образом, несмотря на довольно обширную государственную помощь в виде выплаты детских пособий, говорить о полноценной социально-экономической защищенности семей с детьми всё ещё представляется весьма сложным [8].
Экономическая нестабильность, как один из деструктивных факторов, неминуемо ведет к социальному неблагополучию семей, росту насильственных преступлений в отношении членов семьи, среди ко-
торых выступают и дети. При этом изменить такое положение вещей, по мнению Шабановой М.В., представляется возможным только посредством изменения уголовного законодательства в вопросе искоренения домашнего насилия, разработкой комплексных мер по предотвращению и профилактике семейных преступлений [9]. При этом в целом стоит отметить, что наблюдается рост количества несовершеннолетних, признанных потерпевшими в совершенных преступлениях: если в 2016 году их было в общей сложности 78 698 человек, то в 2020 году их стало уже 94 881 человек [10].
Особое место в вопросе социальной защиты детей в России занимает проблема сиротства. Как указывает Хромова К.В., Россия переживает третью волну сиротства как следствие социально-экономического кризиса в 90-х годах прошлого века [11]. Статистические данные демонстрируют ежегодное увеличение темпов роста численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в соответствующих учреждениях [12]. Говоря о данной проблеме, важно конкретизировать наличие группы детей, непосредственно являющихся сиротами - это дети, которые вообще не имеют родителей, а также группы детей, относящихся к числу «социальных сирот» - это дети, имеющие биологических родителей, которые в силу различных причин (например, лишение родительских прав, лишение дееспособности, признание безвестно отсутствующими) не осуществляют воспитание и заботу о своих детьми. Безусловно, наибольшее количество детей являются «социальными сиротами», поскольку непосредственно сиротами дети становятся, чаще всего, в силу отказа родителей от ребёнка при рождении в следствии тяжелой болезни последнего, а также в силу сложного материального положения и невозможности обеспечить ребёнку необходимые условия для жизни. Однако причины роста «социального сиротства» куда более обширны. В частности, этот показатель напрямую зависит от уровня материального благосостояния семей с детьми, количества разводов и не-
полных семей, распространения алкоголизма, наркомании и преступности, уровня нравственности в обществе и многих других факторов [13].
Всё ещё остро стоит проблема социальной защищенности детей-инвалидов. Статья 23 Конвенции о правах ребёнка 1989 г. закрепила фундаментальное положение, согласно которому дети, имеющие отклонения в развитии, должны иметь право вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить достоинство, чувство уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества. Российской Федерацией принято большое количество нормативно-правовых актов, закрепляющих гарантии социализации детей-инвалидов, в то же время эффективность их реализации всё ещё поддается большому сомнению. Главная проблема заключается в том, что для решения вопроса об установлении мер государственно-правовой поддержки детей с отклонениями в развитии должен применяться максимально комплексный законодательный подход. Так, Бурмистров К.Г. указывает на то, что в повседневной жизни ребёнок-инвалид сталкивается со следующими социальными барьерами: физические ограничения, недоступность архитектурной среды, трудовая изоляция, информационный, коммуникативный и эмоциональный барьеры. И только учёт всех этих факторов при разработке мер социализации детей с ограниченными возможностями позволит создать им комфортные условия для жизни в обществе. Однако многие положения законодательства всё ещё носят декларативный характер, направленный не на предотвращение причин детской инвалидности, а на последующее смягчение её последствий [14].
Достаточно резко российским обществом воспринимается вопрос внедрения ювенальной юстиции, изначально подразумевавшей под собой исключительно отдельную систему правосудия для несовершеннолетних. Впоследствии это явление, ныне активно функционирующее во многих странах Европы и США, переросло в «ювенальную систему», включившую в себя в том числе органы социального
надзора за положением ребёнка в семье с перечнем достаточно широких полномочий. В этой связи российское общество, ссылаясь на свои «национальные особенности», опасается повторения опыта многих вышеуказанных государств, состоящего в масштабном изъятии детей из семей по довольно сомнительным основаниям. В то же время стоит отметить, что дискуссии по этому поводу не утихают, а вопрос о внедрении ювенальной юстиции в российскую правовую систему по-прежнему остается актуальным.
Большим шагом России на пути к решению многих ранее названных проблем стало учреждение в 2009 году должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, деятельность которого направлена как на работу с обращениями граждан, защиту прав конкретного ребёнка и семей с детьми, так и на решение вопросов системного характера, выработку соответствующих предложений и инициатив, с учётом имеющихся проблем в сфере защиты детства [15]. Уже на протяжении более 10 лет данный институт стремится к максимальному внедрению и воплощению положений Конвенции о правах ребёнка 1989 г. в рамки российской действительности. Ежегодные доклады «детского» омбудсмена, безусловно, позволяют обратить внимание государства на наиболее острые вопросы и, как следствие, вовремя принять соответствующие меры.
На сегодняшний день можно уверенно констатировать тот факт, что Российская Федерация взяла целенаправленный курс «определения направлений и задач государственной политики в интересах детей и ключевых механизмов ее реализации, ба-
пах и нормах международного права» [16]. Первоначально это выразилось в утверждении Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, а впоследствии в объявлении 2018 - 2027 годов Десятилетием детства в Российской Федерации, в рамках которого планируется осуществление социальных программ, затрагивающих различные сферы жизнедеятельности детей и направленных на поддержание их здоровья, обеспечение безопасности, всестороннего развития, доступного и качественного образования. Кроме того, наметилась тенденция ежегодного увеличения объёмов финансирования мер социальной поддержки семей с детьми, что, безусловно, оказывает благоприятное влияние на уровень материального благосостояния населения.
Таким образом, в ныне существующих реалиях, права детей закреплены как на международном, так и на национальном уровнях. Принятие в 1989 году Конвенции о правах ребёнка стало важным шагом мирового сообщества на пути к разрешению множества трудностей, с которыми сталкиваются наиболее уязвимые представители человеческого общества - дети. Российская Федерация, как и многие государства, является участником данной Конвенции и, несмотря на ряд проблем, существующих в современной действительности, стремится к их разрешению посредством унификации национального законодательства с международными стандартами, создания института «детского» омбудсмена, утверждения различных социальных программ и механизмов, направленных на защиту детства, а также усиления мер материальной поддержки семей с детьми.
зирующихся на общепризнанных принци-
Библиографический список
1. Неровная Н.Н. Обеспечение и защита прав ребёнка на международном уровне // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - №27(318). - С. 38-43.
2. Конвенция о правах ребёнка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года) // Сайт Организации Объединенных Наций. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents Мес1_сопу/сопуеП;ю^/сЫЫсоп^Ыт1. (дата обращения: 11.06.2021)
3. Рачек И.М. Механизм защиты прав ребёнка на международном, европейском и российском уровнях // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - №373. - С. 119-122.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Семейный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3 (ред. от 04.02.2021, с изм. от 02.03.2021). - [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank Мето21(1).хк (дата обращения: 11.06.2021)
7. Доля детей в возрасте до 16 (18) лет, проживающих в домашних хозяйствах со среднедушевыми денежными доходами ниже величины прожиточного минимума // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/4JgHQeKo/1-2.xlsx (дата обращения: 11.06.2021)
8. Верещагина А.В., Курбатов В.И., Попов А.В. Неблагополучное детство в России: парадоксы управленческой реальности в сфере семейных отношений // Вестник южнороссийского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. - 2018. - №1. - С. 100-106.
9. Шабанова М.В. Правовые меры предупреждения насилия в семье // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. - 2019. - №2. - С. 323-328.
10. Число несовершеннолетних, признанных потерпевшими // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/culew4TO/5-2.xls (дата обращения: 11.06.2021)
11. Хромова К.В. Проблема сиротства в современной России // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2013. - №17. - С. 69-72.
12. Темп роста (снижения) численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/1-12.xls (дата обращения: 11.06.2021)
13. Горева О.М., Осипова Л.Б., Сербина Е.А. Проблемы социального сиротства в современной России // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1-1. - С. 18.
14. Бурмистров К.Г. Решение социальных проблем детей-инвалидов: региональный аспект // Власть и управление на востоке России. - 2012. - №3(60). - С. 117-123.
15. Доклад о деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка в 2020 году // Сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://deti.gov.ru/detigray/upload/documents/May2021/gpGytq WUzgRM60W2NT9j.pdf (дата обращения: 11.06.2021)
16. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы: указ Президента РФ от 01 июня 2012 г. N 761. - [Электронный ресурс]. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
INTERNATIONAL AND RUSSIAN LEVEL OF SOCIAL PROTECTION
OF CHILDREN
D.E. Timofeeva, Graduate Student
Supervisor: N.L. Smirnova, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Far Eastern Federal University (Russia, Vladivostok)
Abstract. based on the relevance of the research topic, the article characterizes the international legal level of social protection of children from the point of view of the history of its formation and mechanism of action, as well as the current Russian regulatory framework that determines the legal status of children. Within the framework of the analysis, the general problems of child protection in the Russian Federation are formulated and the measures taken to resolve them are investigated. On the basis of the research carried out, a general conclusion is drawn about the development of national legislation in this area.
Keywords: social protection, children, the 1989 Convention on the Rights of the Child, Russian legislation, problems, poverty, orphanhood, juvenile justice, Ombudsman for the Rights of the Child.