Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ-ПРАКТИКУМ КИНОШКОЛ «КИНОПРОБА»: ОТ ЛОКАЛЬНОГО ГОРОДСКОГО СОБЫТИЯ К МАСШТАБНОМУ. (ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК)'

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ-ПРАКТИКУМ КИНОШКОЛ «КИНОПРОБА»: ОТ ЛОКАЛЬНОГО ГОРОДСКОГО СОБЫТИЯ К МАСШТАБНОМУ. (ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фестиваль / кинофестиваль «Кинопроба» / киношкола / креативная среда / ивент-менеджмент / мастер-класс / воркшоп / festival / film festival "Kinoproba" / film school / creative environment / event management / master class / workshop

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Немченко Лилия Михайловна

В статье рассмотрены история возникновения Международного фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба», стратегии превращения локального анимационного фестиваля в масштабный городской проект международного уровня, привлекающий внимание различных региональных, федеральных и международных сообществ: бизнес-сообществ, студенческих, профессиональных кинематографических, образовательных, художественных, медийных и др. Фестиваль рассматривается в контексте социокультурных практик, проблем ивент-менеджмента, а также как феномен творческой индустрии. Быть творческой индустрией означает производить интеллектуальный продукт на основе эксплуатации способностей, умений субъектов социокультурной деятельности, отсюда важный для рассмотрения функционирования фестиваля социально-психологический момент – формирование команды, работа в команде, коммуникация с различными сообществами (авторами, экспертами, представителями СМИ, агентами и т.п.). Поскольку творческие индустрии всегда связаны с коммерческим и правовым дискурсами, то в статье обращается внимание на экономические и правовые аспекты фестиваля (финансирование, договоры со студиями и авторами и т. п.). Фестиваль подобно организму проходит разные стадии развития – от зарождения к зрелому стабильному существованию. В статье рассмотрены необходимые и достаточные условия рождения и функционирования фестиваля: место, в данном случае, город рождения, сообщества, среда. Екатеринбург – постиндустриальный город с развивающейся экономикой впечатлений и сохранением памяти об индустриальном прошлом (Уралмаш и Свердловская киностудия к моменту создания фестиваля имели одинаковые коннотации – память о былом величии). При этом именно в Екатеринбурге сохранилось уважение к мастерству (от бажовского Данилы-Мастера до Мастеров искусства). Мастерская, класс, павильон – определяющие пространства творческих вузов и творческих индустрий, в которых возникла идея фестиваля, ориентированного на учебу, практику, а не только на демонстрацию успехов. Приглашенные известные Мастера и их мастер-классы – символический капитал «Кинопробы». Технологии усиления и расширения практической составляющей фестиваля, позволяющие «Кинопробе» сохранять свою нишу в фестивальном ландшафте, – питчинги (публичные защиты будущих проектов перед продюсерами, воркшопы (многодневные мастер-классы, результатом которых становятся мини-фильмы), мастерские, лаборатории, на которых отрабатываются практические навыки разных профессий – от сценариста до кинокритика. Функционирование социокультурной деятельности напрямую связано с прагматикой. Жизнь фестиваля не может быть полноценной без осознания его целевых аудиторий. Одна из стратегических установок фестиваля «Кинопроба» – расширение сегментов целевых аудиторий – зрителей и молодых ученых. Полимедиальность как черта современных творческих индустрий исследуется на научно-практических конференциях фестиваля. Успешность фестиваля напрямую связана с его управленческим потенциалом, способностью устанавливать коммуникацию с различного рода субъектами, в частности, с субъектами государственной власти местного и федерального уровня, творческими институциями города, области, страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL FESTIVAL-WORKSHOP OF FILM SCHOOLS «KINOPROBA»: FROM A LOCAL CITY EVENT TO A LARGE-SCALE ONE. (PHYSIOLOGICAL ESSAY)

The article deals with the history of the emergence of the International Festival of Film Schools "Kinoproba", the strategies of transformation of the local animation festival into a large-scale urban project of international level, attracting the attention of various regional, federal and international communities: business, student, professional film, educational, artistic, media and others. The festival is considered in the context of socio-cultural practices, problems of event management, and as a phenomenon of the creative industry. To be a creative industry means to produce an intellectual product on the basis of exploitation of abilities, skills of the subjects of socio-cultural activity, hence an important socio-psychological moment to consider the functioning of the festival team building, teamwork, communication with different communities (authors, experts, media representatives, agents, etc.). Since creative industries are always connected with commercial and legal discourse, the article draws attention to the economic and legal aspects of the festival (financing, contracts with studios and authors, etc.). The festival, like an organism, goes through different stages of development from its inception to a mature stable existence. The article considers the necessary and sufficient conditions for the birth and functioning of the festival: the place, in this case, the city of birth, the community, and the environment. Ekaterinburg is a post-industrial city with a developing economy of impressions and preservation of the memory of the industrial past (Uralmash and Sverdlovsk Film Studio had the same connotations at the time of the festival's creation the memory of former greatness). At the same time, it is in Ekaterinburg that respect for craftsmanship (from Bazhov's Danila the Master to the Masters of Art) has been preserved. The workshop, class, and pavilion are the defining spaces of creative universities and creative industries, where the idea of a festival centred on learning, practice, and not just the demonstration of successes originated. Invited renowned Masters and their masterclasses are the symbolic capital of the Film Trial. The article discusses the technologies of strengthening and expanding the practical component of the festival, which allow Kinoproba to maintain its niche in the festival landscape pitching public defences of future projects in front of producers, workshops multi-day master classes resulting in mini-films, workshops, laboratories, where practical skills of different professions from screenwriter to film critic are practised. The festival as a creative industry has its own pragmatics (in the semiotic meaning of the word, i.e. with a system of expectations from the impact of a cultural object, "for whom?", "for what?"). The life of a festival cannot be complete without realising its target audiences. One of the strategic guidelines of the Kinoproba festival is to expand the segments of its target audiences viewers and young scientists. Thus, polymediality as a feature of modern creative industries is explored at the festival's scientific and practical conferences. The success of the festival is directly related to its management potential, its ability to establish communication with various kinds of subjects, in particular, with the subjects of state power of local and federal level, creative institutions of the city, region, country. The aim of the article is to study the strategies of transforming a local cultural event (animation festival) into a major urban project of international level. The study of festival strategies uses historical-cultural, comparative, systemic methods of analysis. The materials of the article may be of interest to a wide range of readers culturologists, sociologists, film historians, managers, event managers.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ-ПРАКТИКУМ КИНОШКОЛ «КИНОПРОБА»: ОТ ЛОКАЛЬНОГО ГОРОДСКОГО СОБЫТИЯ К МАСШТАБНОМУ. (ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК)»

ГРНТИ: 13.09 УДК: 778.5(470.54-25)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ-ПРАКТИКУМ КИНОШКОЛ «КИНОПРОБА»: ОТ ЛОКАЛЬНОГО ГОРОДСКОГО СОБЫТИЯ К МАСШТАБНОМУ. (ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК)

АННОТАЦИЯ_

Памяти В. И. Макеранца

В статье рассмотрены история возникновения Международного фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба», стратегии превращения локального анимационного фестиваля в масштабный городской проект международного уровня, привлекающий внимание различных региональных, федеральных и международных сообществ: бизнес-сообществ, студенческих, профессиональных кинематографических, образовательных, художественных, медийных и др.

Фестиваль рассматривается в контексте социокультурных практик, проблем ивент-менеджмента, а также как феномен творческой индустрии. Быть творческой индустрией означает производить интеллектуальный продукт на основе эксплуатации способностей, умений субъектов социокультурной деятельности, отсюда важный для рассмотрения функционирования фестиваля социально-психологический момент - формирование команды, работа в команде, коммуникация с различными сообществами (авторами, экспертами, представителями СМИ, агентами и т.п.). Поскольку творческие индустрии всегда связаны с коммерческим и правовым дискурсами, то в статье обращается внимание на экономические и правовые аспекты фестиваля (финансирование, договоры со студиями и авторами и т. п.).

Фестиваль подобно организму проходит разные стадии развития - от зарождения к зрелому стабильному существованию. В статье рассмотрены необходимые и достаточные условия рождения и функционирования фестиваля: место, в данном случае, город рождения, сообщества, среда. Екатеринбург - постиндустриальный город с развивающейся экономикой впечатлений и сохранением памяти об индустриальном прошлом (Уралмаш и Свердловская киностудия к моменту создания фестиваля имели одинаковые коннотации - память о былом величии). При этом именно в Екатеринбурге сохранилось уважение к мастерству (от бажовского Данилы-Мастера до Мастеров искусства). Мастерская, класс, павильон - определяющие пространства творческих вузов и творческих индустрий, в которых возникла идея фестиваля, ориентированного на учебу, практику, а не только на демонстрацию успехов. Приглашенные известные Мастера и их мастер-классы - символический капитал «Кинопробы».

Технологии усиления и расширения практической составляющей фестиваля, позволяющие «Кинопробе» сохранять свою нишу в фестивальном ландшафте, - питчинги (публичные защиты будущих проектов перед продюсерами, воркшопы (многодневные мастер-классы, результатом которых становятся мини-фильмы), мастерские, лаборатории, на которых отрабатываются практические навыки разных профессий - от сценариста до кинокритика.

Функционирование социокультурной деятельности напрямую связано с прагматикой. Жизнь фестиваля не может быть полноценной без осознания его целевых аудиторий. Одна из стратегических установок фестиваля «Кинопроба» - расширение сегментов целевых аудиторий - зрителей и молодых ученых. Полимедиальность как черта современных творческих индустрий исследуется на научно-практических конференциях фестиваля.

Успешность фестиваля напрямую связана с его управленческим потенциалом, способностью устанавливать коммуникацию с различного рода субъектами, в частности, с субъектами государственной власти местного и федерального уровня, творческими институциями города, области, страны.

© Автор(ы) / The Author(s) 2024. Open Access This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License, which permits use, sharing, adaptation, distribution and reproduction in any medium or format, as long as you give appropriate credit to the original author(s) and the source, provide a link to the Creative Commons license, and indicate if changes were made.

EDN:IOPQLG ВАК: 5.10.3

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ_

Немченко Лилия Михайловна

Уральский гуманитарный институт Уральского Федерального университета имени Первого президента России Б. Н. Ельцина,

Гуманитарный университет

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_

Фестиваль, кинофестиваль «Кинопроба», киношкола, креативная среда, ивент-менеджмент, мастер-класс, воркшоп

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ_

Немченко Л. М. Международный фестиваль-практикум киношкол «Кинопроба»: от локального городского события к масштабному. (физиологический очерк) // Управление культурой. 2024. № 1 (9). С. 46-56.

Введение

В современном городе, коим, безусловно, является Екатеринбург, происходит огромное количество культурных событий разного масштаба, не случайно, что «одним из основных направлений культурной политики современных стран с постиндустриальной экономикой становится развитие событийного направления в сфере культуры и творческих индустрий» [1, с. 190]. Среди развитой системы творческих индустрий мы обратим внимание на фестивальное движение, определяющее лицо города.

В Екатеринбурге проходят 2 самых старых фестиваля России, родившихся в последние годы существования Советского Союза, один из них - Открытый фестиваль документального кино «Россия» (1988), второй - театральный, фестиваль «Реальный театр» (1990). На культурном пространстве России Екатеринбург представлен фестивалями современной драматургии «Коляда-р1^» (1993), кукольным фестивалем «Петрушка Великий» (2002), фестивалем современного танца «На грани» (2008). До середины нулевых фестиваль «Россия» оставался единственным кинофестивалем, превратившим город в центр демонстрации и обсуждения документального кино.

В 2004 году среди событий городской культурной жизни появилась «Кинопроба», скромный анимационный фестиваль-практикум киношкол, организованный при коллаборации усилий Свердловского архитектурного института 1 и Уральского отделения Союза кинематографистов России. На сегодняшний день фестиваль «Кинопроба» превратился в большой культурный проект, отметивший в 2023 году свое 20-летие, лучшие фильмы фестиваля демонстрировались во время празднования 300-летия города, а сам фестиваль вошел в перечень значимых событий культуры Екатеринбурга. Это обстоятельство стало причиной обращения к истории и практике фестиваля, его уникальности и стратегиям функционирования и развития.

Сегодня в России проводится 110 Международных кинофестивалей, утвержденных Министерством культуры РФ 2, один из них - «Кинопроба». Попадание в список не всегда предполагает материальную поддержку, но всегда гарантирует правовую легитимность кинопоказов - право демонстрации фильмов без прокатных удостоверений. Для студенческого и дебютного кино это очень важно, т. к. у молодых авторов нет средств для оформления прокатных удостоверений, а зарубежные программы могут официально транслироваться в публичном пространстве только при наличии фестиваля в списке Минкульта.

Среди множества фестивалей лишь несколько специализируются на коротком метре и студенческом кино - «ПитерКит» в Санкт-Петербурге, «Святая Анна» в Москве, фестиваль во ВГИКе, но «Кинопроба», стартовавшая только студенческим кино, расширила кон-

1 Ныне это Уральский государственный архитектурно-художественный университет

2 https://culture.gov.ru/documents/ob-opredelenii-operatora-edinoy-federalnoy-avtomatizirovannoy-informatsionnoy-sistemy-svedeniy-o-pok28122023/

курс короткометражными дебютами, таким образом, была найдена уникальная ниша в фестивальном пространстве. Так, фестиваль вошел в Топ-5 Международных кинофестивалей в России [2]. Среди особенностей фестиваля указана его просветительско-образова-тельная миссия. Екатеринбург - студенческий город с большим количеством творческих вузов, мощной историей профессионально-технического образования, город Мастеров, поэтому объяснять важность необходимости живой связи между учеником и Мастером в нашем городе не приходится. Думается, что именно следование профессионально-образовательным и просветительским задачам позволило фестивалю с его принципиально некоммерческой ориентацией, отсутствием селебрити, программами фильмов никому не известных режиссеров, выжить. Фестиваль-практикум - это обращение к важнейшей отличительной черте образования - непосредственному общению с Мастером.

Материалы и методы исследования /Н">. еномен фестиваля исследуется в разных аспектах - философы его рассматривают через концепт «гостеприимства», «гостеприимство -одно из важных понятий философской мысли со времен публикации «К вечному миру» Иммануила Канта», - замечает исследователь культурных практик Е. Чайка [3].

Рис. 1. Ковер с эмблемой «Кинопробы»

Для культурологов фестиваль в целом, равно как и кинофестиваль - вид социокультурной деятельности, инструмент развития художественной культуры. Влияние фестивалей на экранную культуру исследовал К. Э. Разлогов. На роль фестивалей в развитии региональной медиакультуры обращала внимание Н. Б. Кириллова [4]. Фестиваль исследуется в контексте региональных культурных политик, а также как средство продвижения территорий [5, 6]. На социокультурное значение фестивалей в формировании гражданского общества обращает внимание исследователь пермской «Флаэртианы» С. П. Парамонова [7]. Интерес представляет обобщение опыта проведения крупных международных фестивалей в регионах стра-

ны, в частности в Казани [8].

Цель статьи - исследование стратегий превращения местного / локального культурного события (анимационного фестиваля) в крупный городской проект международного уровня.

Мы открываем фестиваль: для кого? для чего?

Решение провести 1-й фестиваль было принято ^Уральским отделением Союза кинематографистов России.

Инициатором выступила кафедра графического дизайна Свердловского архитектурного института в 2004 году. Сам фестиваль представлял собой расширенный семинар/коллоквиум, на котором делились своими представлениями о профессии педагоги четырех киношкол - двух российских и двух зарубежных. По целям и целевой аудитории первый фестиваль имел исключительно производственно-цеховую направленность. Но поскольку вход в Дом кино был свободным, случайные прохожие могли погрузиться в атмосферу фестивальных показов французской анимации (гостем фестиваля была режиссер из Франции Зоя Трофимова, свердловчанка, выпускница художественного училища им. Шадра). Уже на первом фестивале была представлена просветительская программа для гуманитарно ориентированной публики.

Рис. 2. Бессменный Президент фестиваля В. И. Макеранец (6.05.1947 - 20.02. 2024)

Для успешного рождения и дальнейшего развития фестиваля нужна культурная почва, состоящая из потребностей «снизу» и готовности поддержать «сверху». Для Союза кинематографистов фестиваль был событием уставной деятельности, для института - событием образовательной деятельности.

Почвой для фестиваля был и остается символический капитал уральской школы анимации. Поколения, сформировавшиеся в Советском Союзе, выросшие на двух телевизионных каналах, успели запомнить «Русские потешки» и «Буренку из Масленкино» Анатолия Аляшева, «Сказку про Комара Комаровича» Валерия

Фомина, и «Малахитовую шкатулку» Олега Николаевского.

«Уральская анимация заговорила о себе, когда по случайному совпадению в одном месте собрались яркие, молодые, обучавшиеся у Юрия Норштейна, Федора Хитрука, Эдуарда Назарова и Андрея Хржановского на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Это были Александр Петров, Алексей Караев, Оксана Черкасова, Владимир Петкевич» [9, с. 275].

Именно Оксана Черкасова и Алексей Караев, вернувшись из Москвы домой, в 2004 году добились открытия новой специальности - художник анимации и компьютерной графики в родном вузе, который стал к этому времени уже не архитектурным университетом, а Уральской государственной архитектурно-художественной академией. Школа - это не единый стиль, уральские аниматоры очень разные и по мироощущению, и по технике. Школа - это единство в понимании творчества, единство в отношении к драматургической основе (всегда внятно рассказанные и показанные истории), это большой культурный бэкграунд у каждого режиссера, выраженный и в знании изобразительного искусства, и классической литературы, и музыки, и фольклора.

Новая киношкола будет развивать традиции анимационного цеха Свердловской киностудии, где работали не только педагоги академии, но и другие мастера, создавшие символический капитал Свердловска и уральской школы анимации.

Именно здесь, в конце 80-х - начале 90-х появятся фильмы, материалом которых будет серьезная литература - рассказ Леонида Андреева «Правила добра» в фильме Владимира Петкевича «Как стать человеком?» (1989), рассказ Андрея Платонова «Корова» и одноименный фильм Александра Петрова (по-моему, самый лучший из всего, что пока сделал художник) и его же версия «Сна смешного человека». Точное описание шедевра уральской анимации представлено Натальей Лукиных: «Корова», десятиминутная дипломная картина по рассказу Андрея Платонова, получила высшие награды почти всех крупнейших анимационных фестивалей мира и даже оказалась в «оскаровской» номинации. Фильм о мальчике со степного полустанка и его любимой корове - трудное платоновское слово, ожившее в нежной живописи по стеклу. Овладев самой трудоемкой анимационной техникой, А. П. поставил ее на службу замысловатым визуальным метафорам: в способности насытить ими живописное пространство кадра он непревзойден» [10, с. 216]. В 2000 году Александр Петров в Монреале создаст свой оскароносный фильм «Старик и море», а в 2006 - зрители Екатеринбурга в переполненном зале Дома кино на III фестивале «Кинопроба» увидят еще один шедевр мастера - фильм «Моя любовь», а потом станут и участниками мастер-класса рисования на стекле.

Присутствие Учителя/Мастера и ученика - концептуальная основа фестиваля, которая не изменилась за двадцатилетнюю историю. Мастерская - абсолютно сакральное понятие для студентов кинематографистов и не только. Виталий Волович очень точно выразил

смысл существования художника в определенном пространстве: «Есть слова, которые выходят за пределы их конкретных значений. Они вбирают в себя огромное количество смыслов, они бесконечны и неисчерпаемы: Жизнь, Любовь, Смерть, Творчество... В этом же ряду и слово Мастерская» [11, с. 7.].

Представленные на конкурс работы - это всегда навигатор по известным киномастерским страны и мира. Поскольку «Кинопроба» часто представляет свои программы на других фестивалях (Москва, Суздаль, Порту, Варна, София, Батуми и др.), уральская анимационная школа отличается диониссийским началом, истоком которого является фольклор, и это - от Мастера Оксаны Черкасовой, и ненавязчивой, остроумной дидактикой, идущей от Алексея Караева.

Школа рождается, когда есть те, кто влюбляет в профессию, и те, кто в нее влюбляется. На фильме О. Черкасовой «Ваш Пушкин» работали будущие яркие и самостоятельные уральские аниматоры - Валентин Ольшванг, Дмитрий Геллер и Андрей Золотухин. Свердловчанин Дмитрий Геллер впоследствии неоднократно станет и членом жюри, и ведущим мастер-классов.

То обстоятельство, что фестиваль «Кинопроба» родился в Екатеринбурге, месте, где уже сложились традиции киношколы, привлекало и привлекает отечественных и иностранных мастеров анимации. Приезд известных мастеров делает город местом силы, интегрирующей художественную элиту. «Фестивали по-прежнему преображают пространства городов. Там на время приостанавливается повседневная жизнь, размываются границы между частным и общественным, зрителем и участником, внутренним и внешним» [12, с. 152].

Повседневная жизнь аниматоров и любителей анимационного кино приостанавливалась неоднократно - и с приездом Александра Петрова, и Леонида Но-сырева, автора легендарного фильма про Антошку, и Андрея Хржановского, и Ивана Максимова, и Боривоя Довниковича из Загреба, по чьим учебникам учились аниматоры всего мира, и др. Но эти гости, в свою очередь, хорошо знали Оксану Черкасову и Алексея Караева, так что феномен Места, в нашем случае, обладал своей субъектностью.

Итак, фестиваль родился не случайно, его изначальная практическая направленность отвечала на вопросы «для кого» и «для чего».

Звезды. Без красных дорожек и гламура

Важно отметить, что многие известнейшие люди в мире анимационного искусства не знали никого лично из уральских режиссеров, организаторов фестиваля, но проявили интерес к нему. В этих кейсах именно сам город (место) оказывался импульсом к приезду. Обычно, как отмечается во многих исследованиях фестивалей, известные фестивали становятся стимулом для развития туризма. «Крупнейшие кинофестивали мира - Венецианский кинофестиваль, Каннский, Берлинский, кинофестиваль в Торонто, киносмотр Санденс - привлекают в города-организаторы значительный приток туристов, а также обеспечивают

освещение местных достопримечательностей в мировых СМИ. Так кинофестивали становятся инструментом продвижения и кино, и места их проведения» [13]. В случае с «Кинопробой» неизвестный фестиваль привлек мастеров местом, в котором он проводится.

Именно интересом к уральской анимации, а через нее и к Екатеринбургу и его анимационным студиям, в частности, «А-фильму», вызван приезд в 2010 году директора анимационной студии «Ардман», известной в России такими анимационными лентами, как «Уоллис и Громит» и «Побег из курятника», Дэвида Спрокстона. Мэтр пластилиновой анимации сам обратился к организаторам фестиваля, приехал за свой счет и провел мастер-класс по современным технологиям в анимации.

В тех случаях, когда организаторы сами приглашали известных зарубежных режиссеров, одной из причин их согласия становился интерес к территории, месту на карте. Такой интерес в 2014 году проявил один из лидеров американской независимой анимации Билл Плимптон, автор заставок к сериалу «Симпсоны», короткометражки режиссера дважды номинировались на Оскар, а американская пресса называла Плимпто-на «легендой независимой анимации с неповторимым стилем». Критики отмечают, что ни сотрудничество с MTV, ни работа над кампаниями для Microsoft не заставили его отступить с его собственного пути или отказаться от ручной, «теплой» анимации. Таким образом, горожане могли не только посмотреть легендарных «Идиотов и ангелов» с музыкой Тома Уэйтса, но и непосредственно задавать вопросы (Плимптон очень демократичен, его мастер-класс, где он рисовал героев и показывал их трансформацию, проходил вместо запланированной академической пары больше двух часов).

Точно по той же причине - интересу к Уралу - в 2018 гостем фестиваля стал лидер японской авторской анимации Кодзи Ямамура, чей фильм «Голова-гора» был номинирован на премию «Оскар».

И даже тогда, когда фестиваль перестал быть только анимационным и включал в себя конкурсы игрового и документального короткого метра, приезд известных европейских режиссеров был тоже связан с Местом. Так, после пятилетней переписки с одним из лидеров австрийского кинематографа Ульрихом Зайдлем согласие удалось получить, когда Мастеру было рассказано о старых заводах Екатеринбурга и области: так не кинематографический, а социально-исторический контекст места способствовал приезду в Екатеринбург неоднократного победителя крупнейших европейских фестивалей, тем самым подарив гостям и участникам встречу, мастер-класс, студентам УрФУ - встречу, а журналистам и читателям портала «Культура Екатеринбурга. РФ» интервью «Ульрих Зайдль: «В моих фильмах есть момент искусства, но нет искусственности» 3.

Если Ульрих Зайдль впервые побывал на Урале, то голландский режиссер Йос Стеллинг и польский ре-

3 р1И^://культура.екатеринбург.рф/соттоп_соп1еп1/^ет/1^по. post/117

жиссер Кшиштоф Занусси принимали приглашения, помня о гостеприимстве города.

Таким образом, превращение Екатеринбурга в фестивальный город сопоставимо с историей Эдинбурга, ставшего брендом фестивального движения: «Истоки фестивализации Эдинбурга -в хитросплетении ряда экономических и политических обстоятельств и связей, внешне никак не относящихся к рекламному и рыночному статусу фестивальных нововведений» [14, с. 169].

Фестиваль как стартовая площадка

У любого кинофестиваля есть важная задача - открытие новых имен и их продвижение. Поскольку «Кинопроба» принимает на конкурс студенческое и дебютное кино, эта миссия фестиваля неизменна.

Свои первые награды на «Кинопробе» получили известные сегодня режиссеры анимационного кино Лиза Скворцова (Москва), Зоя Киреева (ее «Девочка-дура» участвовала во всех крупных европейских фестивалях, стала эмблемой современной уральской авторской анимации), Михаил Дворянкин, Нина Бисярина, Анна Буданова, Максим Куликов из Екатеринбурга, Дина Великовская (Германия), Наталья Грофпель (Москва, но справедливости ради надо заметить, что Наталья училась у Сергея Айнутдинова, одного из основателей уральской школы анимации, в Свердловском художественном училище им. Шадра), Таль Кантор (Израиль, впоследствии номинант «Оскара»). В игровом кино -это Тимофей Жалнин (Санкт-Петербург), Тамара Дон-дурей (Москва), Леван Когуашвили и Русудан Чкония (Грузия). В документальном - Наталья Саврас (Екатеринбург), Лесси Линдер (Швейцария), его дипломный фильм «Ночью все кошки серы» после получения Гран При на «Кинопробе» в 2019 г. стал обладателем «Европейского «Оскара».

Важным условием, к которому фестиваль пришел не сразу, стало приглашение в жюри и на мастер-классы продюсеров, которые могли бы, оценив потенциал дебютанта, поддержать его в дальнейшем. Так у фестиваля появился еще один аспект - индустриальный, поскольку для такой креативной индустрии как кино мало создать продукт, его надо «запустить» в профессиональное сообщество.

Питчинги и «Полуфабрикаты»

I ля поддержки и продвижения молодых авто-I ров существует практика защит проектов на I питчингах, ставших сегодня одной из главных

1_Ьформ отбора заявок на фильмы.

'Питчинг - один из вариантов конкурса на предоставление поддержки (государственной, частной, в первую очередь, финансовой) будущему фильму. Питчинг - это публичная защита проекта: от сценария (сценарный питчинг), режиссерской экспликации (режиссерский) до раскадровок (анимационный).

«Кинопроба», по мере становления, тоже пришла к этому формату, расширив традиционный конкурс программой питчинга. Проводится сценарный питчинг

анимационных проектов. Цель питчинга - предоставление возможности для реализации анимационных проектов молодых и начинающих кинематографистов с целью нахождения лиц или организаций, поиск заинтересованных в реализации проекта. Защита на питчинге - это особый жанр, которому обучаются претенденты на фестивале (перед публичной защитой проводится обязательный тренинг), а поскольку питчинг сегодня - это практически единственный способ попадания в индустрию (питчинги проводят Министерство культуры РФ, Фонд кино), то «Кинопроба» вновь развивает свою практическую направленность.

Задача питчинга на «Кинопробе» - создание среды для установления профессиональных контактов и открытия новых имен в кинематографии. К участию в питчинге приглашаются студенты и дебютанты, принимавшие участие на момент подачи заявки как режиссер не более чем в одном анимационном фильме. Экспертный Совет питчинга собирается из представителей анимационного цеха страны: это продюсеры местных кинокомпаний - «А-Фильм», «29 февраля», а также российских - «Союзмультфильм», «Мастер-Фильм», «Метроном». В 2023 году шесть проектов питчинга были взяты в работу авторами сериала «Смешари-ки», продюсерами «29 февраля», «Мастер-Фильма» и кинокомпанией «Vita Aktiva». Интересный факт - известный продюсер игрового кино Юлия Мишкинене, основатель кинокомпании «Vita Aktiva», впервые начала продюсировать анимационное кино именно на питчинге в Екатеринбурге, в 2021 году на 18-й «Кинопробе» она поддержала проект Елизаветы Стариковой «На глубине», который превратился в полноценный анимационный короткий метр, завоевавший призы на Открытом анимационном фестивале в Суздале. Таким образом, «Кинопроба» стала стартовой площадкой не только для начинающих, но и для зрелых мастеров.

Если питчинг - традиционная составляющая многих фестивалей, то предложенный на 20-й «Кинопробе» проект «Полуфабрикаты», оригинален. Это программа для тех, чьи фильмы и сценарии почти готовы. Она состояла из двух мастерских - мастерской рафка-тов 4 для документалистов и сценарной мастерской. Мастерская рафкатов давала возможность посмотреть черновую сборку фильмов на большом экране, а затем получить рекомендации по завершению картины и ее постпродакшн от продюсеров и режиссеров кинокомпании «29 февраля» екатеринбуржцев Алексея Федор-ченко и Дмитрия Воробьева. Куратором мастерской была документалист Елена Демидова (Москва).

На сценарную мастерскую из 60 сценариев были отобраны 8, с авторами на протяжении трех дней работали известные сценаристы - Александр Архипов, бывший свердловчанин, ученик Николая Коляды, теперь главный редактор кинокомпании «СТВ» (Москва) и Геннадий Островский, лауреат фестивалей в Сан-Себастьяне, Каннах, член европейской Киноакадемии (Москва).

Новые технологии расширяют понятие фестиваль-

4 Рафкат (сленг) - черновая монтажная сборка фильма

ного времени, превращая его из праздничного в рабочее и наоборот. Фестивальное время - длящееся, т. к. пока зрители и жюри смотрят и оценивают конкурсную программу (готовое), параллельно идет процесс превращения потенциального/возможного в реальное, в то, что будет представлено на следующих фестивалях.

Фестиваль-практикум: воркшопы и лаборатории

жегодно фестиваль проводит обучающие про_граммы как для конкурсантов, так и для всех горожан и гостей, желающих освоить кинематографические профессии.

Помимо традиционных мастер-классов, объединенных темой «Азбука кино», на которых рассматриваются все кинематографические профессии - от режиссуры до продюсирования, от операторского до актерского мастерства и пр., «Кинопроба» проводит многодневные воркшопы, результатом которых становятся эскизы фильмов, а иногда и готовые фильмы.

Воркшопы решают не только производственные задачи, но и коммуникационные, поскольку собирают представителей разных сегментов аудитории и разные институции. Целевая аудитория таких практик широка - это те, кто хотел бы научиться аудиовизуальным способам высказывания - документации и архивации времени. Встречи кураторов воркшопов (мастеров киноиндустрии) и участников, как правило, возникают по поводу важных событий - исторических и современных.

Несколько лет фестиваль «Кинопроба» совместно с Ельцин Центром исследовал представления о 90-х гг. прошлого века среди молодежи. На воркшопах было создано 10 фильмов, объединенных темами «90-е. Эпос. Лирика. Драма» и «Альтернативная история 90-х: стратегии личных инициатив и личной ответственности».

90-е по-прежнему играют роль демаркационной линии, разделяющей людей «по разные стороны баррикад». Драматическое время (экономического упадка и легких денег, попыток строить новое демократическое государство и последствий «издержек» демократии, свободы и беззакония) в сегодняшней официальной политической риторике и в общественном сознании характеризуется вполне однозначно, т. е. негативно. Но при всех объективных претензиях к девяностым, это было время, когда люди получили возможность кардинально поменять свою жизнь: интересы, профессию, а некоторые - и страну. Важно, что героями фильмов становились горожане, менявшие город и себя в драматические периоды отечественной истории. Герои этих лент сумели круто изменить свою жизнь в 90-е и реализовать свой предпринимательский и профессиональный потенциал в новых экономических условиях. Так, созданный в 2015 году фильм «Время художников» (куратор Зоя Киреева) о частных галереях Екатеринбурга, возникших в 90-е, стал последней документацией жизни одного из первых галеристов - Виктора Малинова и одного из главных горожан - художника Виталия Воловича.

Фильмы, созданные на воркшопах, повторяли

прагматику советских киножурналов, когда героями сюжетов оказывались наши соседи. Серия фильмов о людях, сменивших свои профессии в 90-е, была важна для понимания вызовов времени, героями фильмов стали Олег Алексеевич Петров, доцент архитектурного института, оставивший академическую карьеру и создавший Театр Танца; Михаил Николаевич Шуваев, заместитель гендиректора объединения «Конфи», ставший одним из первых организаторов сети частных аптек.

Предметом воркшопа 2017-го года был Ельцин Центр. Став важным событием в жизни города и страны, Ельцин Центр сам начал творить события. За прошедшее с момента открытия время Центр изменил карту культурной жизни города, занял в ней одно из центральных мест. Документальный проект «Место встречи - Ельцин Центр» - о Ельцин Центре как особенном месте, привлекающем лучшие творческие проекты, инициативы, людей.

В фокусе оказались люди - сотрудники и посетители, случайные и постоянные, к примеру, уборщики, женщины, ухаживающие за цветами Центра (кураторы - Елена Демидова и Зоя Киреева). Созданные короткометражные зарисовки, основанные на историях частных людей, выполняют важную функцию сохранения уникального живого опыта.

Воркшопы отвечали не только интересам архивации и документации жизни города, но и фокусировались вокруг обновления киноязыка. Так, воркшоп режиссера, продюсера, президента Лиги Экспериментального кино Андрея Сильвестрова по VR поэзии объединил поэтов, режиссеров и художников Екатеринбурга. Воркшоп состоял из теоретических занятий, где артикулировались 3 тезиса о VR поэзии: 1. VR поэзия - это не кино, в нем линейность времени рассказа, нарратива превращается в одновременность события, это всегда опыт здесь и сейчас. 2. Поэзия - как хокку, это поступок и одновременно рефлексия, впечатление и есть поступок поэзии, переживаемый как опыт. 3. Мы соединим опыт поэзии и опыт VR, создадим новую территорию искусства. Практическая часть состояла из съемки и монтажа. Результатом стал фильм о Борисе Рыжем, в котором поэты на улицах Екатеринбурга соединяли свои стихи с текстами Рыжего.

Новой формой объединения студентов ЕГТИ, актеров и режиссеров театра стала лаборатория «Теа-тр+кино» (куратор Олег Лоевский). В последние годы было проведено 3 лаборатории, на которых актеры делали эскизы спектаклей на основе киносценариев. На 20-й «Кинопробе» был поставлен документальный спектакль «Худсовет», основанный на стенограмме худсовета по приему первого фильма Свердловской киностудии «Сильва» в 1944 году. Драматург Маша Конторович написала пьесу на основе стенограммы, а режиссер Дмитрий Лимбос (Москва) поставил спектакль, в котором рассказывается о резкой критике худсоветом новой картины, но фильм вышел и спектакль случился. Любопытно, что документальную историю превратили в абсурдистскую пьесу, как отметила кинокритик Татьяна Муштакова: «Нынешнему поколению.

надо усилить "кафкианскую" тему. И сделать ее былью "от Хармса"» [15, с. 15].

Еще одна отличительная черта «Кинопробы» -работа лаборатории текстов о кино (куратор Женя Чайка). «Кинопроба» - единственный фестиваль, где каждый участник получает мини-рецензию на свой фильм. Обычно на фестивалях рецензии получают лишь фильмы-победители, в нашем случае каждый фильм оказывается в поле зрения молодых критиков, фидбэк оказывается важной составляющей фестивального просмотра, ибо он завершает коммуникацию автор-зритель-автор. В лаборатории за 3 года прошли практику анализа кинотекстов более 40 человек - студентов УрФУ, ЕАСИ, ЕГТИ, Гуманитарного университета, УрГАХУ, Московской школы кино, Санкт-Петербургского института кино и телевидения.

С 2020 года к профессиональному жюри подключилось и студенческое, 18 человек студентов и магистрантов УрФУ и УрГАХУ отсматривали и оценивали ежегодно более 100 фильмов.

«Кинопроба» - место сборки практики и теории

^^ реди обязательной фестивальной программы последних пяти лет - научно-практические конференции. Факультативное для кинофестиваля со-ч.^ бытие, с нашей точки зрения, является важным, ибо оно объединяет молодых представителей киноиндустрии и молодых исследователей кино, являющихся еще и умными зрителями.

Новое авторское кино (именно такое и составляет основу конкурса) всегда занято и метахудожественны-ми задачами развития языка искусства.

Темы проведенных конференций связаны с исследованием кинематографа в современных социокультурных реалиях - диктата новых технологий, постправды и т. п. Материалы нескольких конференций легли в основу сборников и коллективных монографий. Так, первая конференция была посвящена природе кинематографических свидетельств «Пространство документации: режимы существования кинематографических свидетельств» (2018), вторая конференция «Эффект художественной достоверности» (2019) -посвящена теме неустойчивости и подвижности границ игрового и документального кино в современную эпоху, получившую номинацию эпохи «постправды», в которой обострилась проблема достоверности. На следующей конференции «Мир через экран: полиме-диальность современного искусства» (2020) обсуждалось место и роль экрана в современной культуре: на различных экранах (от киноэкранов до портативных экранов гаджетов) по всему миру показывают лекции, конференции, кинофестивали, спектакли и другие культурные события. В 2021 году темой конференции стало культурное многообразие «Место и голос: практики Другого в искусстве», а в 2022 тема конференции была подсказана смертью Ж.-Л. Годара - «Пересекая волны: феномен «Новой волны» в кинематографе».

Конференции, организованные Международным фестивалем-практикумом киношкол «Кинопроба» совместно с УрФУ и Свердловской областной органи-

зацией СК России, завершали свою работу, как и положено на фестивале-практикуме, изданием коллективных монографий. [16, 17, 18, 19].

В рамках фестивалей, помимо конференций организовывались спецкурсы, которые проводили историки кино, такие, как Главный искусствовед Фильмофон-да России Евгений Марголит «Революция как карнавал. Дебюты киноавангарда 1920-х», Георгий Бородин «Анимационный Октябрь», «По заказу» - спецкурс был очень полезен пиарщикам, политологам, культурологам, философам, ибо он повествовал о заказной анимации прославленных мастеров «Союзмультфильма». Спецкурсы в УрФУ проводили режиссеры Андрей Звягинцев и Ульрих Зайдль.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

В статье мы проследили движение Международного фестиваля-практикума киношкол от скромного фестиваля, придуманного мастерами анимационного искусства Екатеринбурга совместно с местным отделением Союза кинематографистов, до масштабного Международного кинофестиваля студенческого и дебютного короткого метра. На первом фестивале соревновались 4 киношколы, на 20-м - 34, ежегодно количество киношкол возрастало, пик пришелся на предпандемийные годы, когда на фестивале были представлены фильмы от 60 до 70 киношкол мира со всех континентов (за исключением Антарктиды) - Австралии, Северной и Южной Америки, Евразии и Африки.

Если 1-й фестиваль прошел на собственные средства Уральского отделения СК РФ, то к 3-му фестивалю появилось минимальное городское и областное финансирование. И сейчас Управление культуры Администрации Екатеринбурга и Министерство культуры Свердловской области - учредители фестиваля, субсидии которых помогают ему в организации.

Рис. 3. Приветствие начальника Управления культуры Администрации города Екатеринбурга И. Маркова

С 2017 года, когда фестиваль получил финансовую поддержку Фонда Президентских грантов, появилась возможность привозить не только Мастеров, но и оплачивать дорогу всем участникам фестиваля, что превращало «Кинопробу» в реальное место встречи

молодых кинематографистов всего мира с Екатеринбургом и известными мастерами киноиндустрии.

Фестиваль пять раз поддерживался Президентским Фондом Культурных Инициатив (2018, 2019, 2020, 2021, 2023), тогда бюджет фестиваля достигал 7-8 млн. руб. С первых лет существования фестиваль находил поддержку в коммерческих структурах - среди операторов мобильной связи - МТС и Мегафон, банков - «Альфа банк», «Нейва банк» и др. Сотрудничество в 2017 году с видеосервисом Wink компании «Ростелеком» существенно расширило аудиторию фестиваля.

Фестиваль проводился при разных бюджетах, но постоянная его составляющая - это труд волонтеров. Их деятельность разнообразна - от встречи и сопровождения гостей, службы перевода до дизайнерского оформления площадки.

Рис. 4. Команда дизайнеров - магистрантов УрФУ под руководством декана департамента искусствоведения и культурологии профессора М. В. Панкиной

Фестиваль масштабировался за счет поставленных задач, выявления проблем и расширения целевой аудитории. Фестиваль состоит из конкурса (анимация, игровой и неигровой короткий метр) и внеконкурсной программы - образовательной и индустриальной, ориентированной на разные сегменты зрителей. Участники и гости фестиваля - студенты и выпускники отечественных и зарубежных киношкол, а также люди, самостоятельно пришедшие в киноиндустрию, чьи работы отобраны на конкурс; опытные деятели киноиндустрии и, конечно, публика, заинтересованная в раз-

СПИСОК

[1] Матецкая М. В., Дедова М. А. Актуальные подходы к оценке прямых и косвенных эффектов культурных событий // Журнал Новой Экономической Ассоциации. 2014. № 4 (24). С. 190-194. EDN TGKVKX.

[2] Чайка Ж. Арт-резиденции, или Художественный процесс в поисках гостеприимства // Labyrinth. 24.09.2021. URL: https://clck.ru/39eVW9 (дата обращения 24.02.2024).

[3] Смыкова Е. От Екатеринбурга до Петербурга: ТОП-5 международных кинофестивалей в России в 2024 году. URL: https://mostmag.ru/ot-ekaterinburga-do-peterburga-top-5-mezhdunarodnyh-kinofestivalej-v-rossii-v-2024-godu/ (дата обращения 6.03.2024).

[4] Кириллова Н. Б. Фестиваль аудиовизуальных искусств как индикатор развития региональной медиакультуры // Вест-

витии кинематографа. Среди новых сегментов публики - школьники, желающие получить навыки создания анимационных фильмов, молодые мамы, в силу обстоятельств ухода за ребенком, оторванные от публичной жизни и творчества, люди с ОВЗ, испытывающие дефицит в доступе к киноконтенту и образованию, мигранты, также мало включенные в процесс культурного обмена. Уникальность фестиваля - не только в самой конкурсной программе («Кинопроба» - единственный международный фестиваль на Среднем и Южном Урале), но и в организации работы фестиваля как системы кинолабораторий по видам кино (игровое, документальное, анимационное) и основным профессиям - от режиссуры до кинокритики. Лабораториями руководят ведущие специалисты индустрии, что реализует главную установку фестиваля: от Мастера к Ученику и его отличительную черту - практическую ориентированность.

Екатеринбург, место прописки «Кинопробы», имеет все основания и возможности быть местом выявления и поддержки молодых талантов в кинематографии, поскольку здесь работает отделение Союза кинематографистов РФ, сохраняются и развиваются кинематографические традиции, в первую очередь, в анимационном (факультет анимации УрГАХУ, кинокомпании «А-Фильм», «Снега») и документальном кино, а также есть производственная база - Свердловская киностудия, кинокомпания «29 февраля». Эти институции заинтересованы в кадрах. И, наконец, есть город и область, поддерживающие фестиваль как пространство функционирования творческих индустрий, как событие, привлекающее внимание горожан и гостей города, есть сами горожане, которых не всегда устраивает мэйнстримное кино, и тогда «фестивали все более и более становятся единственными местами, где можно посмотреть «другое кино»» [20, с. 252]. Фестиваль напрямую связан с праздничной культурой города, во время фестиваля формируется особое фестивальное пространство и время. Место проведения в широком смысле, это сам город, в узком - городские фестивальные площадки / площадка. Мы показали, как физическое место превращается в креативное городское пространство.

Материалы статьи могут быть интересны широкому кругу читателей - культурологам, социологам, киноведам, менеджерам, ивент-менеджерам.

ник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 25. С. 72-82. EDN RXGQFR.

[5] Иванов А. Ю. Влияние кинофестиваля «Флаэртиана» на брендинг территорий // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Stadia Historica Jenium. 2015. № 1 (11). С. 157-161. EDN UVGINB.

[6] Парамонова С. П. «Флаэртиана» - зеркало жизни общества // Региональные социокультурные, политические и экономические процессы: опыт и перспективы: материалы всерос. науч. конф. с междунар. участием. Березники, 2008. С. 142-144.

[7] Кузьмина Н. В. Фестиваль в Большом городе: к вопросу о

роли фестивализации в городской культурной жизни // Государственная служба. 2021. № 4 (132). С. 64-70. 001 10.22394/2070-8378-2021-23-4-64-70. Е0И Е0РВ0Т.

[8] Галимзянова А. Т. Казанские кинофестивали // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 1. С. 53-55. Е0И VJFNLF.

[9] Немченко Л. М. Уральская анимация // Екатеринбург: история культуры: авторские очерки. Том 1. Екатеринбург, 2021. 288 с.

[10] Лукиных Н. Новейшая история отечественного кино. 1986 - 2000. Кино и контекст. Т. 2. СПб.: «Сеанс», 2001. 384 с.

[11] Волович В. М. Мастерская: Гуашь. Офорт. Рисунок. Екатеринбург: Изд. Дом «Автограф», 2011. 432 с.

[12] Гордон У. Городские фестивали. География шумихи, беспомощности и надежды // Неприкосновенный запас. 2016. № 2. С. 150-168. EDN Ш001^Р.

[13] Головецкий Н. Я., Туманов А. И. Кинофестивали как фактор развития социальной инфраструктуры и туристической привлекательности региона // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2017. № 3 (22). С. 90-94. 001 10.21777/2307-61352017-3-90-94.

[14] Джеймисон К. Эдинбург. Фестивальный взгляд и его пределы // Неприкосновенный запас. 2016. № 2 (106). С. 169183. EDN WOOGBH.

[15] Муштакова Т. Пространство «КиноПроба» // Экран и сцена. 2024. № 1 (1267). С. 14-15. URL: https://screenstage. ru/?p=19702 (дата обращения: 20.03.2024).

[16] Пространство документации: режимы существования кинематографических свидетельств: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 5 декабря 2018 г. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. 140 c.

[17] Эффект художественной достоверности. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2020. 123 с.

[18] Мир через экран(ы): коллективная монография. Екатеринбург, 2021. 279 с.

[19] Место и голос: практики Другого в искусстве: монография. СПб.: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2022. 304 с.

[20] Разлогов К. Э. Роль кинофестивалей в развитии экранной культуры в России // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 1, № 4. С. 251-255. EDN RZACDR.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ_

Немченко Лилия Михайловна - кандидат философских наук, доцент Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; (620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Ленина, д. 51); e-mail: lilit99@list.ru; SPIN-код: 8081-5588; ORCID: 0000-0003-1486-2886.

INTERNATIONAL FESTIVAL-WORKSHOP OF FILM SCHOOLS «KINOPROBA»: FROM A LOCAL CITY EVENT TO A LARGE-SCALE ONE. (PHYSIOLOGICAL ESSAY)

ABSTRACT

In memory of V. I. Makerants

The article deals with the history of the emergence of the International Festival of Film Schools «Kinoproba», the strategies of transformation of the local animation festival into a large-scale urban project of international level, attracting the attention of various regional, federal and international communities: business, student, professional film, educational, artistic, media and others.

The festival is considered in the context of socio-cultural practices, problems of event management, and as a phenomenon of the creative industry. To be a creative industry means to produce an intellectual product on the basis of exploitation of abilities, skills of the subjects of socio-cultural activity, hence an important socio-psychological moment to consider the functioning of the festival - team building, teamwork, communication with different communities (authors, experts, media representatives, agents, etc.). Since creative industries are always connected with commercial and legal discourse, the article draws attention to the economic and legal aspects of the festival (financing, contracts with studios and authors, etc.).

The festival, like an organism, goes through different stages of development - from its inception to a mature stable existence. The article considers the necessary and sufficient conditions for the birth and functioning of the festival: the place, in this case, the city of birth, the community, and the environment. Ekaterinburg is a post-industrial city with a developing economy of impressions and preservation of the memory of the industrial past (Uralmash and Sverdlovsk Film Studio had the same connotations at the time of the festival's creation -the memory of former greatness). At the same time, it is in Ekaterinburg that respect for craftsmanship (from Bazhov's Danila the Master to the Masters of Art) has been preserved. The workshop, class, and pavilion are the defining spaces of creative universities and creative industries, where the idea of a festival centred on learning, practice, and not just the demonstration of successes originated. Invited renowned Masters and their masterclasses are the symbolic capital of the Film Trial.

The article discusses the technologies of strengthening and expanding the practical component of the festival, which allow Kinoproba to maintain its niche in the festival landscape - pitching - public defences of future projects in front of producers, workshops - multi-day master classes resulting in mini-films, workshops, laboratories, where practical skills of different professions - from screenwriter to film critic - are practised.

The festival as a creative industry has its own pragmatics (in the semiotic meaning of the word, i.e. with a system of expectations from the impact of a cultural object, «for whom?», «for what?»). The life of a festival cannot be complete without realising its target audiences. One of the strategic guidelines of the Kinoproba festival is to expand the segments of its target audiences - viewers and young scientists. Thus, polymediality as a feature of modern creative industries is explored at the festival's scientific and practical conferences.

The success of the festival is directly related to its management potential, its ability to establish communication with various kinds of subjects, in particular, with the subjects of state power of local and federal level, creative institutions of the city, region, country.

The aim of the article is to study the strategies of transforming a local cultural event (animation festival) into a major urban project of international level.

The study of festival strategies uses historical-cultural, comparative, systemic methods of analysis.

The materials of the article may be of interest to a wide range of readers - culturologists, sociologists, film historians, managers, event managers.

AUTHORS' INFORMATION

Nemchenko Liliya Mikhailovna

Ural Humanitarian Institute of the Ural Federal University. The first President of Russia B.N. Yeltsin,

Liberal Arts University - University for Humanities, Yekaterinburg

KEYWORDS_

Festival, film festival «Kinoproba», film school, creative environment, event management, master class, workshop

FOR CITATION

Nemchenko L. M. International festivalworkshop of film schools «Kinoproba»: from a local city event to a large-scale one. (physiological essay) // Managing of Culture. 2024. № 1 (9). C. 46-56.

REFERENCES

[1] Mateckaya M. V., Dedova M. A. Aktual'nye podhody k ocenke pryamyh i kosvennyh effektov kul'turnyh sobytij // Zhurnal Novoj Ekonomicheskoj Associacii. 2014. № 4 (24). S. 190194. EDN TGKVKX.

[2] Chajka Zh. Art-rezidencii, ili Hudozhestvennyj process v poiskah gostepriimstva // Labyrinth. 24.09.2021. URL: https://clck.ru/39eVW9 (data obrashcheniya 24.02.2024).

[3] Smykova E. Ot Ekaterinburga do Peterburga: TOP-5 mezhdunarodnyh kinofestivalej v Rossii v 2024 godu. URL: https://mostmag.ru/ot-ekaterinburga-do-peterburga-top-5-mezhdunarodnyh-kinofestivalej-v-rossii-v-2024-godu/ (data obrashcheniya 6.03.2024).

[4] Kirillova N. B. Festival' audiovizual'nyh iskusstv kak indikator razvitiya regional'noj mediakul'tury // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2013. № 25. S. 72-82. EDN RXGQFR.

[5] Ivanov A. Yu. Vliyanie kinofestivalya \»Flaertiana\» na brending territorij // Vestnik nauchnoj associacii studentov i aspirantov istoricheskogo fakul'teta Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Stadia Historica Jenium. 2015. № 1 (11). S. 157-161. EDN UVGINB.

[6] Paramonova S. P. «Flaertiana» - zerkalo zhizni obshchestva // Regional'nye sociokul'turnye, politicheskie i ekonomicheskie processy: opyt i perspektivy: materialy vseros. nauch. konf. s mezhdunar. uchastiem. Berezniki, 2008. S. 142-144.

[7] Kuz'mina N. V. Festival' v Bol'shom gorode: k voprosu

0 roli festivalizacii v gorodskoj kul'turnoj zhizni // Gosudarstvennaya sluzhba. 2021. № 4 (132). S. 64-70. DOI 10.22394/2070-8378-2021-23-4-64-70. EDN EOPBOT.

[8] Galimzyanova A. T. Kazanskie kinofestivali // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya

1 iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2016. № 1. S. 53-55. EDN VJFNLF.

[9] Nemchenko L. M. Ural'skaya animaciya // Ekaterinburg: istoriya kul'tury: avtorskie ocherki. Tom 1. Ekaterinburg, 2021. 288 s.

[10] Lukinyh N. Novejshaya istoriya otechestvennogo kino. 1986 - 2000. Kino i kontekst. T. 2. SPb.: «Seans», 2001. 384 s.

[11] Volovich V. M. Masterskaya: Guash'. Ofort. Risunok. Ekaterinburg: Izd. Dom «Avtograf», 2011. 432 s.

[12] Gordon U. Gorodskie festival! Geografiya shumihi, bespomoshchnosti i nadezhdy // Neprikosnovennyj zapas. 2016. № 2. S. 150-168. EDN WOOFYP.

[13] Goloveckij N. Ya., Tumanov A. I. Kinofestivali kak faktor razvitiya social'noj infrastruktury i turisticheskoj privlekatel'nosti regiona // Vestnik Moskovskogo universiteta im. S. Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. 2017. № 3 (22). S. 90-94. DOI 10.21777/2307-6135-2017-3-90-94.

[14] Dzhejmison K. Edinburg. Festival'nyj vzglyad i ego predely // Neprikosnovennyj zapas. 2016. № 2 (106). S. 169-183. EDN WOOGBH.

[15] Mushtakova T. Prostranstvo «KinoProba» // Ekran i scena. 2024. № 1 (1267). S. 14-15. URL: https://screenstage. ru/?p=19702 (data obrashcheniya: 20.03.2024).

[16] Prostranstvo dokumentacii: rezhimy sushchestvovaniya kinematograficheskih svidetel'stv: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, Ekaterinburg, 5 dekabrya 2018 g. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2019. 140 c.

[17] Effekt hudozhestvennoj dostovernosti. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2020. 123 s.

[18] Mir cherez ekran(y): kollektivnaya monografiya. Ekaterinburg, 2021. 279 s.

[19] Mesto i golos: praktiki Drugogo v iskusstve: monografiya. SPb.: Limbus Press, OOO «Izdatel'stvo K. Tublina», 2022. 304 s.

[20] Razlogov K. E. Rol' kinofestivalej v razvitii ekrannoj kul'tury v Rossii // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2013. T. 1, № 4. S. 251-255. EDN RZACDR.

AUTHORS' INFORMATION_

Nemchenko Liliya Mikhailovna - Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Ural Humanitarian Institute of the Ural Federal University. Liberal Arts University - University for Humanities; (620002, Russia, Sverdlovsk region, Yekaterinburg, Lenin St., 51); e-mail: lilit99@list.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.